Jump to content

Синдром поклонения знаменитостям

Элвис Пресли раздает автографы группе молодых поклонниц.
Фотография Элвиса Пресли, раздающего автографы юным фанатам.

Синдром поклонения знаменитостям ( CWS ) или одержимость знаменитостями ( COD ) — это обсессивно- зависимое расстройство , при котором человек чрезмерно вовлекается в детали личной и профессиональной жизни знаменитости . [ 1 ] Психологи отмечают, что, хотя многие люди одержимы звездами кино , телевидения , спорта и эстрады , единственным общим фактором между ними является то, что все они являются фигурами в глазах общественности . Письменные наблюдения за поклонением знаменитостям относятся к XIX веку. [ 2 ]

Классификации

[ редактировать ]
У Тейлор Свифт было множество преследователей. [ 3 ]

Простой одержимый

[ редактировать ]

Простое навязчивое преследование составляет большинство всех случаев преследования , от 69 до 79%, и в нем преобладают мужчины. Эта форма преследования обычно связана с людьми, которые ранее имели личные отношения со своими жертвами. Однако это не обязательно относится к обычному представителю публики, демонстрирующему синдром поклонения знаменитостям, и знаменитому человеку, которым они одержимы. Лица, которые соответствуют критериям «простого навязчивого сталкера», обычно имеют ряд общих характеристик, включая неспособность иметь успешные личные отношения в своей жизни, социальную неловкость, чувство бессилия, чувство незащищенности и очень низкую самооценка . Из этих характеристик низкая самооценка играет большую роль в одержимости, которую развивают эти люди своей жертвой, в данном случае известным человеком. Если человек не может иметь какой-либо связи со знаменитостью, которой он одержим, его собственное чувство собственного достоинства может снизиться. [ 4 ]

Развлекательно-социальная

[ редактировать ]

Этот уровень восхищения связан со способностью знаменитостей привлекать внимание своих поклонников. Поклонение знаменитостям в развлекательно-социальной сфере используется для описания относительно низкого уровня одержимости. Примером типичного развлекательно-социального подхода может быть: «Мы с друзьями любим обсуждать, что сделала моя любимая знаменитость». [ 5 ] Это также можно увидеть в форме одержимого слежения за знаменитостями в социальных сетях , хотя это считается самым низким уровнем поклонения знаменитостям. Было замечено, что это имеет ряд негативных последствий в отношении развития склонностей к нездоровому питанию (расстройств пищевого поведения), тревоги, депрессии, плохого образа тела и низкой самооценки, особенно у молодых подростков в возрасте от 13 до 20 лет. Это может быть подтверждено исследованием, проведенным на группе девушек-подростков в возрасте от 17 до 20 лет. [ 6 ]

Интенсивно-личный

[ редактировать ]

Это промежуточный уровень одержимости, связанный с невротизмом , а также поведением, связанным с психотизмом . Примером интенсивного личного отношения к знаменитости могут служить такие утверждения, как «Я считаю, что моя любимая знаменитость является моей второй половинкой». [ 5 ] Было обнаружено, что, в частности, люди, которые поклоняются знаменитостям таким образом, часто имеют низкую самооценку в отношении своего типа телосложения, особенно если они считают, что знаменитость физически привлекательна. [ 7 ] Влияние интенсивного личного поклонения знаменитостям на образ тела наблюдается в некоторых случаях косметической хирургии. Женщины с высоким уровнем одержимости более склонны к косметической хирургии, чем те, кто не одержим знаменитостями в такой степени. [ 8 ]

Любовь навязчивая

[ редактировать ]

Как следует из названия, у людей, демонстрирующих такое поведение преследования, развивается любовная одержимость кем-то, к кому они не имеют личного отношения. Навязчивое любовное преследование составляет примерно 20–25% всех случаев преследования. Люди, демонстрирующие такую ​​форму преследования, скорее всего, страдают психическим расстройством, обычно шизофренией или паранойей . Люди, которые являются одержимыми любовью преследователями, часто убеждают себя, что на самом деле они находятся в отношениях с объектом своей одержимости. Например, женщина, которая преследовала Дэвида Леттермана в общей сложности пять лет, утверждала, что является его женой, хотя не имела с ним личной связи. [ 4 ] Среди других знаменитостей, ставших жертвами этой формы преследования, — Дженнифер Энистон , Холли Берри , Джоди Фостер и Мила Кунис , а также множество других первой величины . звезд [ 9 ]

Эротоманический

[ редактировать ]

Эротоманик, происходящий от слова «эротомания» , относится к сталкерам, которые искренне верят, что их жертвы влюблены в них. Жертвы в этом случае почти всегда хорошо известны в своем сообществе или в средствах массовой информации, а это означает, что они могут варьироваться от знаменитостей из маленького городка до известных личностей из Голливуда. На долю эротоманических сталкеров приходится менее 10% всех случаев преследования. В отличие от просто-навязчивых сталкеров, большинство людей этой категории сталкеров — женщины. Подобно преследователям, одержимым любовью, поведение сталкеров-эротомаников может быть результатом основного психологического расстройства, такого как шизофрения , биполярное расстройство или большая депрессия . [ 10 ]

Люди, страдающие эротоманией, склонны полагать, что знаменитости, которыми они одержимы, используют средства массовой информации как способ общения с ними, отправляя специальные сообщения или сигналы. Хотя эти сталкеры имеют нереалистичные убеждения, они с меньшей вероятностью будут искать какую-либо форму личного взаимодействия из-за своей одержимости знаменитостями, поэтому представляют для них меньшую угрозу. [ 11 ]

Погранично-патологический

[ редактировать ]

Эта классификация представляет собой самый строгий уровень поклонения знаменитостям. Для него характерны патологические установки и поведение, возникающие в результате поклонения знаменитостям. Сюда входит готовность совершить преступление от имени знаменитости, которая является объектом поклонения, или потратить деньги на обычные предметы, которыми знаменитость когда-либо пользовалась, например, салфетки. [ 5 ] [ 12 ] [ 13 ]

Психическое здоровье

[ редактировать ]

Имеющиеся данные указывают на то, что плохое психическое здоровье коррелирует с поклонением знаменитостям. [ 14 ] Исследователи изучили взаимосвязь между поклонением знаменитостям и психическим здоровьем на выборках взрослых в Соединенном Королевстве. В одном исследовании были обнаружены доказательства того, что интенсивное личное поклонение знаменитостям связано с более высоким уровнем депрессии и тревоги. Аналогичным образом, другое исследование, проведенное в 2004 году, показало, что интенсивное личное поклонение знаменитостям было связано не только с более высоким уровнем депрессии и тревоги , но также с более высоким уровнем стресса , негативных эмоций и сообщений о заболеваниях. Оба этих исследования не выявили доказательств значимой связи между развлекательно-социальными или погранично-патологическими аспектами поклонения знаменитостям и психическим здоровьем. [ 15 ]

Другая коррелирующая патология изучала роль интереса знаменитостей в формировании образа тела . Среди трех отдельных выборок из Великобритании (подростки, студенты и пожилые люди) люди выбирали знаменитостей своего пола, чье тело/фигура им нравились и которыми они восхищались, а затем заполняли шкалу отношения знаменитостей вместе с двумя показателями образа тела. Значимая связь между отношением к знаменитостям и образом тела была обнаружена только среди девушек-подростков. [ 7 ]

Результаты показали, что в женском подростковом возрасте существует взаимодействие между интенсивным личным поклонением знаменитостям и образом тела в возрасте от 14 до 16 лет, а некоторые предварительные данные свидетельствуют о том, что эта связь исчезает в начале взрослой жизни, то есть в возрасте от 14 до 16 лет. от 17 до 20 лет. Эти результаты согласуются с мнением авторов, которые подчеркивают важность формирования отношений с фигурами средств массовой информации и предполагают, что отношения со знаменитостями, которые, как считается, имеют хорошую форму тела, могут привести к плохому восприятию тела у девочек-подростков. Это снова может быть подтверждено проведенным исследованием, в котором изучалась связь между средствами массовой информации и ее прямая корреляция с плохой самооценкой/образом тела в выборочной группе женщин в возрасте от 17 до 20 лет. [ 6 ]

В клиническом контексте влияние знаменитостей может быть более выраженным, особенно если рассматривать крайние аспекты поклонения знаменитостям. Были изучены связи между тремя классификациями поклонения знаменитостям (развлекательно-социальное, интенсивно-личностное и погранично-патологическое поклонение знаменитостям и одержимость), эго-идентичностью , склонностью к фантазиям и диссоциацией . Две из этих переменных привлекли особое внимание: склонность к фантазиям и диссоциация. Склонность к фантазиям включает в себя фантазирование в течение определенного периода времени, представление об интенсивности галлюцинаций как о реальных, яркие детские воспоминания, интенсивные религиозные и паранормальные переживания. Диссоциация — это отсутствие нормальной интеграции переживаний, чувств и мыслей в повседневном сознании и памяти; кроме того, это связано с рядом психиатрических проблем. [ 16 ]

Хотя низкий уровень поклонения знаменитостям (развлекательно-социальный) не связан с какими-либо клиническими показателями, средний уровень поклонения знаменитостям (интенсивно-личный) связан со склонностью к фантазиям (приблизительно 10% общей дисперсии), в то время как высокий уровень поклонения знаменитостям (погранично-патологические) имеют большую связь со склонностью к фантазиям (около 14% общей дисперсии) и диссоциацией (около 3% общей дисперсии, хотя размер эффекта невелик и, скорее всего, из-за большого размера выборки) . Это открытие предполагает, что по мере того, как «поклонение знаменитостям становится более интенсивным, и человек осознает, что имеет отношения со знаменитостью, тем больше он склонен к фантазиям». [ 17 ]

Синдром поклонения знаменитостям может привести к проявлению нездоровых тенденций, таких как материализм и навязчивые покупки, что может быть подтверждено исследованием, проведенным Робертом. А. Ривз, Гэри. А. Бейкер и Крис. С. Трулюк. Результаты этого исследования связывают высокий уровень поклонения знаменитостям с высоким уровнем материализма и навязчивых покупок. [ 18 ]

Ряд исторических, [ 19 ] [ 20 ] этнографический, [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] нетнографический [ 27 ] и автоэтнографические исследования [ 28 ] [ 29 ] в различных академических дисциплинах, таких как киноведение , медиа-исследования , культурологические исследования и исследования потребителей, которые – в отличие от Маккатчеона и др. сосредоточились в основном на студенческой выборке (за двумя исключениями) – фактически изучили реальных фанатов в этой области, пришли к совершенно другим выводам, которые больше соответствуют выводам Хортона и Воля. [ 30 ] оригинальная концепция парасоциального взаимодействия или более раннее исследование Литса. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сансоне, Рэнди А.; Сансоне, Лори А. (2014). « Я твой фанат номер один» — клинический взгляд на поклонение знаменитостям» . Инновации в клинической неврологии . 11 (1–2): 39–43. ISSN   2158-8333 . ПМЦ   3960781 . ПМИД   24653942 .
  2. ^ «О происхождении поклонения знаменитостям в XVIII веке» . Литературный хаб . 10.06.2019. Архивировано из оригинала 12 декабря 2020 г. Проверено 30 января 2021 г.
  3. ^ «Тревожная история сталкеров Тейлор Свифт как человека, задержанного во время тура Eras Tour» .
  4. ^ Jump up to: а б «Профиль Сталкера» . Кампусная пропагандистская сеть . Университет Иллинойса в Чикаго. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года.
  5. ^ Jump up to: а б с Молтби Дж., Хуран Дж., Маккатчеон Л.Е. (январь 2003 г.). «Клиническая интерпретация отношений и поведения, связанных с поклонением знаменитостям» . Журнал нервных и психических заболеваний . 191 (1): 25–9. дои : 10.1097/00005053-200301000-00005 . ПМИД   12544596 . S2CID   6920516 .
  6. ^ Jump up to: а б Ким Дж. Х., Леннон С. Дж. (январь 2007 г.). «Средства массовой информации и самооценка, образ тела и тенденции к расстройствам пищевого поведения». Журнал исследований одежды и текстиля . 25 (1): 3–23. дои : 10.1177/0887302X06296873 . S2CID   10966921 .
  7. ^ Jump up to: а б Молтби Дж., Джайлз Д.К., Барбер Л., Маккатчеон Л.Е. (февраль 2005 г.). «Интенсивное личное поклонение знаменитостям и образ тела: свидетельства связи между девушками-подростками». Британский журнал психологии здоровья . 10 (Часть 1): 17–32. дои : 10.1348/135910704X15257 . ПМИД   15826331 . S2CID   18850637 .
  8. ^ Молтби Дж., День L (ноябрь 2011 г.). «Поклонение знаменитостям и частота плановых косметических операций: свидетельства связи среди молодых людей» (PDF) . Журнал здоровья подростков . 49 (5): 483–9. дои : 10.1016/j.jadohealth.2010.12.014 . ПМИД   22018562 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2019 г. Проверено 16 августа 2019 г.
  9. ^ «Жертвы преследования знаменитостей» . Ежедневные новости . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 22 января 2014 г.
  10. ^ Камфуис Дж. Х., Эммелькамп, премьер-министр (март 2000 г.). «Сталкинг – современная проблема судебной и клинической психиатрии» . Британский журнал психиатрии: Журнал психических наук . 176 (3): 206–9. дои : 10.1192/bjp.176.3.206 . ПМИД   10755065 .
  11. ^ «Психология сталкинга» . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года.
  12. ^ Молтби, Джон; Дэй, Лиз; Маккатчеон, Линн Э.; Мартин, Мэтью М.; Каянус, Джейкоб Л. (1 ноября 2004 г.). «Поклонение знаменитостям, когнитивная гибкость и социальная сложность» . Личность и индивидуальные различия . 37 (7): 1475–1482. дои : 10.1016/j.paid.2004.02.004 . ISSN   0191-8869 . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 г. Проверено 10 мая 2021 г.
  13. ^ Сансоне, Рэнди А.; Сансоне, Лори А. (2014). « Я твой фанат номер один» — клинический взгляд на поклонение знаменитостям» . Инновации в клинической неврологии . 11 (1–2): 39–43. ISSN   2158-8333 . ПМЦ   3960781 . ПМИД   24653942 .
  14. ^ Маккатчеон, Линн Э.; Зсила, Агнес; Деметрович, Жолт (8 ноября 2021 г.). «Возвращение к поклонению знаменитостям и когнитивным навыкам: применение двухфакторной теории интеллекта Кеттелла в перекрестном исследовании» . БМК Психология . 9 (1): 174. дои : 10.1186/s40359-021-00679-3 . ПМК   8574017 . ПМИД   34749830 .
  15. ^ Брукс, Саманта К. (26 сентября 2018 г.). «ФАНатика: систематический обзор литературы о факторах, связанных с поклонением знаменитостям, и предлагаемые направления будущих исследований» . Современная психология . 40 (2): 864–886. дои : 10.1007/s12144-018-9978-4 . ISSN   1936-4733 .
  16. ^ Молтби Дж., Дэй Л., Маккатчеон Л.Е., Хуран Дж., Эш Д. (январь 2006 г.). «Чрезвычайное поклонение знаменитостям, склонность к фантазиям и диссоциация: развитие измерения и понимания поклонения знаменитостям в контексте клинической личности». Личность и индивидуальные различия . 40 (2): 273–83. дои : 10.1016/j.paid.2005.07.004 .
  17. ^ Преследование, угрозы и нападения на общественных деятелей: психологический и поведенческий анализ . Мелой, Дж. Рид, Шеридан, Лорейн, Хоффманн, Йенс (Йенс М.), 1968-. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2008. ISBN  978-0-19-804371-3 . ОСЛК   271473057 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  18. ^ Ривз Р.А., Бейкер Г.А., Трулак К.С. (сентябрь 2012 г.). «Поклонение знаменитостям, материализм, навязчивые покупки и пустое я». Психология и маркетинг . 29 (9): 674–9. дои : 10.1002/март 20553 .
  19. ^ Барбас С. (2001). Безумие в кино: фанаты, звезды и культ знаменитостей . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  20. ^ Хансен М (1991). «Удовольствие, амбивалентность, идентификация: Валентино и женский зритель». В Гледхилле С. (ред.). Слава: Индустрия желаний . Лондон: Рутледж. стр. 259–282 .
  21. ^ Генри П., Колдуэлл М. (2007). «Запечатление, инкубация и интенсификация: факторы, способствующие формированию и продолжению фан-клубов». В: Цова Б, Козинец Р.В., Шанкар А (ред.). Потребительские племена . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн. стр. 163–173.
  22. ^ Дженкинс Х (1992). Текстовые браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия . Лондон: Рутледж.
  23. ^ Козинец Р.В. (2001). «Утопическое предприятие: формулирование значений культуры потребления Звездного пути». Журнал потребительских исследований . 28 (1): 67–88. дои : 10.1086/321948 .
  24. ^ О'Гуинн TC (1991). «Прикосновение к величию: Фан-клуб Барри Манилоу Центрального Среднего Запада». В Белке RW (ред.). Дороги и дороги: натуралистические исследования из «Одиссеи потребительского поведения» . Дулут, Миннесота: Ассоциация исследований потребителей. стр. 102–111.
  25. ^ Ричардсон Б., Терли (2006). «Поддержите свою местную команду: сопротивление, субкультура и стремление к отличиям» (PDF) . Достижения в области исследований потребителей . 33 : 175–180. Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2019 г. Проверено 27 марта 2019 г.
  26. ^ Стейси Дж (1994). Наблюдение за звездами: голливудское кино и женский зритель . Лондон: Рутледж. ISBN  9780415091794 .
  27. ^ Козинец Р.В. (1997). «Я хочу верить: нетнография субкультуры потребления X-филов». Достижения в области исследований потребителей . 24 : 470–475.
  28. ^ Холбрук МБ (1987). «Аудиовизуальный перечень фанатичного поведения потребителей: экскурсия за 25 центов по дому коллекционера джаза» . Достижения в области исследований потребителей . 14 : 144–149. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 г. Проверено 27 марта 2019 г.
  29. ^ Вольфейл М., Уилан С. (2008). «Книга звезд»: некоторые альтернативные взгляды на фэндом знаменитостей . Материалы конференции Академии маркетинга 2008 г. в Абердинской школе бизнеса. Абердин: Академия маркетинга. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 г. Проверено 11 февраля 2010 г.
  30. ^ Хортон Д., Воль Р.Р. (1956). «Массовая коммуникация и парасоциальное взаимодействие». Психиатрия . 19 (1): 215–229. дои : 10.1080/00332747.1956.11023049 . ПМИД   13359569 .
  31. ^ Литс Л., де Беккер Г., Джайлз Х. (1995). «Поклонники: изучение выраженных мотивов общения со знаменитостями». Журнал языка и социальной психологии . 14 (1–2): 102–123. дои : 10.1177/0261927X95141006 . S2CID   220353226 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Арнульд Э.Дж., Томпсон С.Дж. (март 2005 г.). «Теория потребительской культуры (ТКТ): Двадцать лет исследований» . Журнал потребительских исследований . 31 (4): 868–82. дои : 10.1086/426626 .
  • Колдер Б.Дж., Тайбут А.М. (1987). «Что такое исследования потребителей...». Журнал потребительских исследований . 14 (1): 136–140. дои : 10.1086/209101 .
  • Хиршман ЕС, Холбрук МБ (1992). Постмодернистские исследования потребителей: исследование потребления как текста . Лондон: Сейдж.
  • Холбрук МБ (1995). Исследования потребителей: интроспективные очерки по изучению потребления . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
  • Маккатчеон Л.Е., Ланге Р., Хуран Дж. (2002). «Концептуализация и измерение поклонения знаменитостям». Британский журнал психологии . 93 (1): 67–87. дои : 10.1348/000712602162454 . ПМИД   11839102 .
  • Маккатчеон Л.Е., Скотт В.Б., Аругат М.С., Паркер Дж. (2006). «Изучение связи между привязанностью и склонностью зацикливаться на знаменитостях или преследовать их». Североамериканский журнал психологии . 8 (2): 289–300.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a79246576de42c502aabd5a14d6b4709__1721690400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/09/a79246576de42c502aabd5a14d6b4709.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Celebrity worship syndrome - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)