Синдром поклонения знаменитостям
Синдром поклонения знаменитостям ( CWS ) или одержимость знаменитостями ( COD ) — это обсессивно- зависимое расстройство , при котором человек чрезмерно вовлекается в детали личной и профессиональной жизни знаменитости . [ 1 ] Психологи отмечают, что, хотя многие люди одержимы звездами кино , телевидения , спорта и эстрады , единственным общим фактором между ними является то, что все они являются фигурами в глазах общественности . Письменные наблюдения за поклонением знаменитостям относятся к XIX веку. [ 2 ]
Классификации
[ редактировать ]Простой одержимый
[ редактировать ]Простое навязчивое преследование составляет большинство всех случаев преследования , от 69 до 79%, и в нем преобладают мужчины. Эта форма преследования обычно связана с людьми, которые ранее имели личные отношения со своими жертвами. Однако это не обязательно относится к обычному представителю публики, демонстрирующему синдром поклонения знаменитостям, и знаменитому человеку, которым они одержимы. Лица, которые соответствуют критериям «простого навязчивого сталкера», обычно имеют ряд общих характеристик, включая неспособность иметь успешные личные отношения в своей жизни, социальную неловкость, чувство бессилия, чувство незащищенности и очень низкую самооценка . Из этих характеристик низкая самооценка играет большую роль в одержимости, которую развивают эти люди своей жертвой, в данном случае известным человеком. Если человек не может иметь какой-либо связи со знаменитостью, которой он одержим, его собственное чувство собственного достоинства может снизиться. [ 4 ]
Развлекательно-социальная
[ редактировать ]Этот уровень восхищения связан со способностью знаменитостей привлекать внимание своих поклонников. Поклонение знаменитостям в развлекательно-социальной сфере используется для описания относительно низкого уровня одержимости. Примером типичного развлекательно-социального подхода может быть: «Мы с друзьями любим обсуждать, что сделала моя любимая знаменитость». [ 5 ] Это также можно увидеть в форме одержимого слежения за знаменитостями в социальных сетях , хотя это считается самым низким уровнем поклонения знаменитостям. Было замечено, что это имеет ряд негативных последствий в отношении развития склонностей к нездоровому питанию (расстройств пищевого поведения), тревоги, депрессии, плохого образа тела и низкой самооценки, особенно у молодых подростков в возрасте от 13 до 20 лет. Это может быть подтверждено исследованием, проведенным на группе девушек-подростков в возрасте от 17 до 20 лет. [ 6 ]
Интенсивно-личный
[ редактировать ]Это промежуточный уровень одержимости, связанный с невротизмом , а также поведением, связанным с психотизмом . Примером интенсивного личного отношения к знаменитости могут служить такие утверждения, как «Я считаю, что моя любимая знаменитость является моей второй половинкой». [ 5 ] Было обнаружено, что, в частности, люди, которые поклоняются знаменитостям таким образом, часто имеют низкую самооценку в отношении своего типа телосложения, особенно если они считают, что знаменитость физически привлекательна. [ 7 ] Влияние интенсивного личного поклонения знаменитостям на образ тела наблюдается в некоторых случаях косметической хирургии. Женщины с высоким уровнем одержимости более склонны к косметической хирургии, чем те, кто не одержим знаменитостями в такой степени. [ 8 ]
Любовь навязчивая
[ редактировать ]Как следует из названия, у людей, демонстрирующих такое поведение преследования, развивается любовная одержимость кем-то, к кому они не имеют личного отношения. Навязчивое любовное преследование составляет примерно 20–25% всех случаев преследования. Люди, демонстрирующие такую форму преследования, скорее всего, страдают психическим расстройством, обычно шизофренией или паранойей . Люди, которые являются одержимыми любовью преследователями, часто убеждают себя, что на самом деле они находятся в отношениях с объектом своей одержимости. Например, женщина, которая преследовала Дэвида Леттермана в общей сложности пять лет, утверждала, что является его женой, хотя не имела с ним личной связи. [ 4 ] Среди других знаменитостей, ставших жертвами этой формы преследования, — Дженнифер Энистон , Холли Берри , Джоди Фостер и Мила Кунис , а также множество других первой величины . звезд [ 9 ]
Эротоманический
[ редактировать ]Эротоманик, происходящий от слова «эротомания» , относится к сталкерам, которые искренне верят, что их жертвы влюблены в них. Жертвы в этом случае почти всегда хорошо известны в своем сообществе или в средствах массовой информации, а это означает, что они могут варьироваться от знаменитостей из маленького городка до известных личностей из Голливуда. На долю эротоманических сталкеров приходится менее 10% всех случаев преследования. В отличие от просто-навязчивых сталкеров, большинство людей этой категории сталкеров — женщины. Подобно преследователям, одержимым любовью, поведение сталкеров-эротомаников может быть результатом основного психологического расстройства, такого как шизофрения , биполярное расстройство или большая депрессия . [ 10 ]
Люди, страдающие эротоманией, склонны полагать, что знаменитости, которыми они одержимы, используют средства массовой информации как способ общения с ними, отправляя специальные сообщения или сигналы. Хотя эти сталкеры имеют нереалистичные убеждения, они с меньшей вероятностью будут искать какую-либо форму личного взаимодействия из-за своей одержимости знаменитостями, поэтому представляют для них меньшую угрозу. [ 11 ]
Погранично-патологический
[ редактировать ]Эта классификация представляет собой самый строгий уровень поклонения знаменитостям. Для него характерны патологические установки и поведение, возникающие в результате поклонения знаменитостям. Сюда входит готовность совершить преступление от имени знаменитости, которая является объектом поклонения, или потратить деньги на обычные предметы, которыми знаменитость когда-либо пользовалась, например, салфетки. [ 5 ] [ 12 ] [ 13 ]
Психическое здоровье
[ редактировать ]Имеющиеся данные указывают на то, что плохое психическое здоровье коррелирует с поклонением знаменитостям. [ 14 ] Исследователи изучили взаимосвязь между поклонением знаменитостям и психическим здоровьем на выборках взрослых в Соединенном Королевстве. В одном исследовании были обнаружены доказательства того, что интенсивное личное поклонение знаменитостям связано с более высоким уровнем депрессии и тревоги. Аналогичным образом, другое исследование, проведенное в 2004 году, показало, что интенсивное личное поклонение знаменитостям было связано не только с более высоким уровнем депрессии и тревоги , но также с более высоким уровнем стресса , негативных эмоций и сообщений о заболеваниях. Оба этих исследования не выявили доказательств значимой связи между развлекательно-социальными или погранично-патологическими аспектами поклонения знаменитостям и психическим здоровьем. [ 15 ]
Другая коррелирующая патология изучала роль интереса знаменитостей в формировании образа тела . Среди трех отдельных выборок из Великобритании (подростки, студенты и пожилые люди) люди выбирали знаменитостей своего пола, чье тело/фигура им нравились и которыми они восхищались, а затем заполняли шкалу отношения знаменитостей вместе с двумя показателями образа тела. Значимая связь между отношением к знаменитостям и образом тела была обнаружена только среди девушек-подростков. [ 7 ]
Результаты показали, что в женском подростковом возрасте существует взаимодействие между интенсивным личным поклонением знаменитостям и образом тела в возрасте от 14 до 16 лет, а некоторые предварительные данные свидетельствуют о том, что эта связь исчезает в начале взрослой жизни, то есть в возрасте от 14 до 16 лет. от 17 до 20 лет. Эти результаты согласуются с мнением авторов, которые подчеркивают важность формирования отношений с фигурами средств массовой информации и предполагают, что отношения со знаменитостями, которые, как считается, имеют хорошую форму тела, могут привести к плохому восприятию тела у девочек-подростков. Это снова может быть подтверждено проведенным исследованием, в котором изучалась связь между средствами массовой информации и ее прямая корреляция с плохой самооценкой/образом тела в выборочной группе женщин в возрасте от 17 до 20 лет. [ 6 ]
В клиническом контексте влияние знаменитостей может быть более выраженным, особенно если рассматривать крайние аспекты поклонения знаменитостям. Были изучены связи между тремя классификациями поклонения знаменитостям (развлекательно-социальное, интенсивно-личностное и погранично-патологическое поклонение знаменитостям и одержимость), эго-идентичностью , склонностью к фантазиям и диссоциацией . Две из этих переменных привлекли особое внимание: склонность к фантазиям и диссоциация. Склонность к фантазиям включает в себя фантазирование в течение определенного периода времени, представление об интенсивности галлюцинаций как о реальных, яркие детские воспоминания, интенсивные религиозные и паранормальные переживания. Диссоциация — это отсутствие нормальной интеграции переживаний, чувств и мыслей в повседневном сознании и памяти; кроме того, это связано с рядом психиатрических проблем. [ 16 ]
Хотя низкий уровень поклонения знаменитостям (развлекательно-социальный) не связан с какими-либо клиническими показателями, средний уровень поклонения знаменитостям (интенсивно-личный) связан со склонностью к фантазиям (приблизительно 10% общей дисперсии), в то время как высокий уровень поклонения знаменитостям (погранично-патологические) имеют большую связь со склонностью к фантазиям (около 14% общей дисперсии) и диссоциацией (около 3% общей дисперсии, хотя размер эффекта невелик и, скорее всего, из-за большого размера выборки) . Это открытие предполагает, что по мере того, как «поклонение знаменитостям становится более интенсивным, и человек осознает, что имеет отношения со знаменитостью, тем больше он склонен к фантазиям». [ 17 ]
Синдром поклонения знаменитостям может привести к проявлению нездоровых тенденций, таких как материализм и навязчивые покупки, что может быть подтверждено исследованием, проведенным Робертом. А. Ривз, Гэри. А. Бейкер и Крис. С. Трулюк. Результаты этого исследования связывают высокий уровень поклонения знаменитостям с высоким уровнем материализма и навязчивых покупок. [ 18 ]
Ряд исторических, [ 19 ] [ 20 ] этнографический, [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] нетнографический [ 27 ] и автоэтнографические исследования [ 28 ] [ 29 ] в различных академических дисциплинах, таких как киноведение , медиа-исследования , культурологические исследования и исследования потребителей, которые – в отличие от Маккатчеона и др. сосредоточились в основном на студенческой выборке (за двумя исключениями) – фактически изучили реальных фанатов в этой области, пришли к совершенно другим выводам, которые больше соответствуют выводам Хортона и Воля. [ 30 ] оригинальная концепция парасоциального взаимодействия или более раннее исследование Литса. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]- Анти-фанат
- Фанатизм
- Фиктосексуальность
- Ниджикон
- Навязчивое любовное расстройство
- Папарацци
- Парасоциальное взаимодействие
- Сасэн-фанаты
- Преследование
- Стэн (фанат)
- Яндере
- Киберсталкинг
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сансоне, Рэнди А.; Сансоне, Лори А. (2014). « Я твой фанат номер один» — клинический взгляд на поклонение знаменитостям» . Инновации в клинической неврологии . 11 (1–2): 39–43. ISSN 2158-8333 . ПМЦ 3960781 . ПМИД 24653942 .
- ^ «О происхождении поклонения знаменитостям в XVIII веке» . Литературный хаб . 10.06.2019. Архивировано из оригинала 12 декабря 2020 г. Проверено 30 января 2021 г.
- ^ «Тревожная история сталкеров Тейлор Свифт как человека, задержанного во время тура Eras Tour» .
- ^ Jump up to: а б «Профиль Сталкера» . Кампусная пропагандистская сеть . Университет Иллинойса в Чикаго. Архивировано из оригинала 15 февраля 2015 года.
- ^ Jump up to: а б с Молтби Дж., Хуран Дж., Маккатчеон Л.Е. (январь 2003 г.). «Клиническая интерпретация отношений и поведения, связанных с поклонением знаменитостям» . Журнал нервных и психических заболеваний . 191 (1): 25–9. дои : 10.1097/00005053-200301000-00005 . ПМИД 12544596 . S2CID 6920516 .
- ^ Jump up to: а б Ким Дж. Х., Леннон С. Дж. (январь 2007 г.). «Средства массовой информации и самооценка, образ тела и тенденции к расстройствам пищевого поведения». Журнал исследований одежды и текстиля . 25 (1): 3–23. дои : 10.1177/0887302X06296873 . S2CID 10966921 .
- ^ Jump up to: а б Молтби Дж., Джайлз Д.К., Барбер Л., Маккатчеон Л.Е. (февраль 2005 г.). «Интенсивное личное поклонение знаменитостям и образ тела: свидетельства связи между девушками-подростками». Британский журнал психологии здоровья . 10 (Часть 1): 17–32. дои : 10.1348/135910704X15257 . ПМИД 15826331 . S2CID 18850637 .
- ^ Молтби Дж., День L (ноябрь 2011 г.). «Поклонение знаменитостям и частота плановых косметических операций: свидетельства связи среди молодых людей» (PDF) . Журнал здоровья подростков . 49 (5): 483–9. дои : 10.1016/j.jadohealth.2010.12.014 . ПМИД 22018562 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 апреля 2019 г. Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ «Жертвы преследования знаменитостей» . Ежедневные новости . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 22 января 2014 г.
- ^ Камфуис Дж. Х., Эммелькамп, премьер-министр (март 2000 г.). «Сталкинг – современная проблема судебной и клинической психиатрии» . Британский журнал психиатрии: Журнал психических наук . 176 (3): 206–9. дои : 10.1192/bjp.176.3.206 . ПМИД 10755065 .
- ^ «Психология сталкинга» . Архивировано из оригинала 17 марта 2016 года.
- ^ Молтби, Джон; Дэй, Лиз; Маккатчеон, Линн Э.; Мартин, Мэтью М.; Каянус, Джейкоб Л. (1 ноября 2004 г.). «Поклонение знаменитостям, когнитивная гибкость и социальная сложность» . Личность и индивидуальные различия . 37 (7): 1475–1482. дои : 10.1016/j.paid.2004.02.004 . ISSN 0191-8869 . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 г. Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ Сансоне, Рэнди А.; Сансоне, Лори А. (2014). « Я твой фанат номер один» — клинический взгляд на поклонение знаменитостям» . Инновации в клинической неврологии . 11 (1–2): 39–43. ISSN 2158-8333 . ПМЦ 3960781 . ПМИД 24653942 .
- ^ Маккатчеон, Линн Э.; Зсила, Агнес; Деметрович, Жолт (8 ноября 2021 г.). «Возвращение к поклонению знаменитостям и когнитивным навыкам: применение двухфакторной теории интеллекта Кеттелла в перекрестном исследовании» . БМК Психология . 9 (1): 174. дои : 10.1186/s40359-021-00679-3 . ПМК 8574017 . ПМИД 34749830 .
- ^ Брукс, Саманта К. (26 сентября 2018 г.). «ФАНатика: систематический обзор литературы о факторах, связанных с поклонением знаменитостям, и предлагаемые направления будущих исследований» . Современная психология . 40 (2): 864–886. дои : 10.1007/s12144-018-9978-4 . ISSN 1936-4733 .
- ^ Молтби Дж., Дэй Л., Маккатчеон Л.Е., Хуран Дж., Эш Д. (январь 2006 г.). «Чрезвычайное поклонение знаменитостям, склонность к фантазиям и диссоциация: развитие измерения и понимания поклонения знаменитостям в контексте клинической личности». Личность и индивидуальные различия . 40 (2): 273–83. дои : 10.1016/j.paid.2005.07.004 .
- ^ Преследование, угрозы и нападения на общественных деятелей: психологический и поведенческий анализ . Мелой, Дж. Рид, Шеридан, Лорейн, Хоффманн, Йенс (Йенс М.), 1968-. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2008. ISBN 978-0-19-804371-3 . ОСЛК 271473057 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Ривз Р.А., Бейкер Г.А., Трулак К.С. (сентябрь 2012 г.). «Поклонение знаменитостям, материализм, навязчивые покупки и пустое я». Психология и маркетинг . 29 (9): 674–9. дои : 10.1002/март 20553 .
- ^ Барбас С. (2001). Безумие в кино: фанаты, звезды и культ знаменитостей . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
- ^ Хансен М (1991). «Удовольствие, амбивалентность, идентификация: Валентино и женский зритель». В Гледхилле С. (ред.). Слава: Индустрия желаний . Лондон: Рутледж. стр. 259–282 .
- ^ Генри П., Колдуэлл М. (2007). «Запечатление, инкубация и интенсификация: факторы, способствующие формированию и продолжению фан-клубов». В: Цова Б, Козинец Р.В., Шанкар А (ред.). Потребительские племена . Оксфорд: Баттерворт-Хайнеманн. стр. 163–173.
- ^ Дженкинс Х (1992). Текстовые браконьеры: телевизионные фанаты и культура участия . Лондон: Рутледж.
- ^ Козинец Р.В. (2001). «Утопическое предприятие: формулирование значений культуры потребления Звездного пути». Журнал потребительских исследований . 28 (1): 67–88. дои : 10.1086/321948 .
- ^ О'Гуинн TC (1991). «Прикосновение к величию: Фан-клуб Барри Манилоу Центрального Среднего Запада». В Белке RW (ред.). Дороги и дороги: натуралистические исследования из «Одиссеи потребительского поведения» . Дулут, Миннесота: Ассоциация исследований потребителей. стр. 102–111.
- ^ Ричардсон Б., Терли (2006). «Поддержите свою местную команду: сопротивление, субкультура и стремление к отличиям» (PDF) . Достижения в области исследований потребителей . 33 : 175–180. Архивировано (PDF) из оригинала 27 марта 2019 г. Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Стейси Дж (1994). Наблюдение за звездами: голливудское кино и женский зритель . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415091794 .
- ^ Козинец Р.В. (1997). «Я хочу верить: нетнография субкультуры потребления X-филов». Достижения в области исследований потребителей . 24 : 470–475.
- ^ Холбрук МБ (1987). «Аудиовизуальный перечень фанатичного поведения потребителей: экскурсия за 25 центов по дому коллекционера джаза» . Достижения в области исследований потребителей . 14 : 144–149. Архивировано из оригинала 27 марта 2019 г. Проверено 27 марта 2019 г.
- ^ Вольфейл М., Уилан С. (2008). «Книга звезд»: некоторые альтернативные взгляды на фэндом знаменитостей . Материалы конференции Академии маркетинга 2008 г. в Абердинской школе бизнеса. Абердин: Академия маркетинга. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 г. Проверено 11 февраля 2010 г.
- ^ Хортон Д., Воль Р.Р. (1956). «Массовая коммуникация и парасоциальное взаимодействие». Психиатрия . 19 (1): 215–229. дои : 10.1080/00332747.1956.11023049 . ПМИД 13359569 .
- ^ Литс Л., де Беккер Г., Джайлз Х. (1995). «Поклонники: изучение выраженных мотивов общения со знаменитостями». Журнал языка и социальной психологии . 14 (1–2): 102–123. дои : 10.1177/0261927X95141006 . S2CID 220353226 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнульд Э.Дж., Томпсон С.Дж. (март 2005 г.). «Теория потребительской культуры (ТКТ): Двадцать лет исследований» . Журнал потребительских исследований . 31 (4): 868–82. дои : 10.1086/426626 .
- Колдер Б.Дж., Тайбут А.М. (1987). «Что такое исследования потребителей...». Журнал потребительских исследований . 14 (1): 136–140. дои : 10.1086/209101 .
- Хиршман ЕС, Холбрук МБ (1992). Постмодернистские исследования потребителей: исследование потребления как текста . Лондон: Сейдж.
- Холбрук МБ (1995). Исследования потребителей: интроспективные очерки по изучению потребления . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж.
- Маккатчеон Л.Е., Ланге Р., Хуран Дж. (2002). «Концептуализация и измерение поклонения знаменитостям». Британский журнал психологии . 93 (1): 67–87. дои : 10.1348/000712602162454 . ПМИД 11839102 .
- Маккатчеон Л.Е., Скотт В.Б., Аругат М.С., Паркер Дж. (2006). «Изучение связи между привязанностью и склонностью зацикливаться на знаменитостях или преследовать их». Североамериканский журнал психологии . 8 (2): 289–300.