Jump to content

Сарай (город)

князь Роман Ольгович Рязанский приезжает к хану Менгу-Тимуру в Сарай в 1270 году; более поздняя русская летописная иллюстрация.

Сарай ( турецкий / кыпчакский и персидский : Дом ; также переводится как Сарадж или Сарай ; «особняк» или «двор») [ 1 ] было названием, возможно, двух городов вблизи нижней Волги , которые последовательно служили эффективными столицами Половско -Кыпчакской Конфедерации и Золотой Орды , тюрко-монгольского государства. [ 2 ] Королевство, которое управляло большей частью Северо-Западной Азии и Восточной Европы с 10 по 14 век. Среди ученых существуют значительные разногласия по поводу соответствия между конкретными археологическими памятниками и различными упоминаниями о них. Сарай Sarāy; » Сарай -и Бату , «Сараи Бату ; Сарай , -и Барка «Сара Берке »; Сарай ; аль-Джадид , «Новый Сарай» и Сарай ( аль-Махруса «Сара, благословенная [Богом]») в исторических источниках. [ 3 ]

Старый Сарай

[ редактировать ]
Вы окажетесь на карте Фра Мауро .

«Старая Сарай» ( - и Сарай Бату ; или Сарай ) -и Барка был основан монгольским правителем Бату-ханом (1227—1255), на что указывают оба эпизодических упоминания о «Сарае Бату» («Сарай Бату», Сарай-и Бату ). [ 4 ] и явное заявление францисканца Вильгельма Рубрука , который посетил Бату в 1253 или 1254 году по пути ко двору Великого хана Мункэ в Каракоруме . Заявление Уильяма «Сараи, новый город, который Баату строит на Этилии» считается первым историческим упоминанием города; несколькими отрывками позже он называет то же поселение «Сараем и дворцом Баату». [ 5 ] Чуть более поздний персидский историк Ата Малик Джувайни описывает это поселение одновременно как «лагерь» ( мухайям ) и «город» ( шахр ), отражая его двойную функцию, постепенное развитие и, возможно, предпочтения образа жизни его различных жителей. [ 6 ]

Будучи главной резиденцией Бату, Берке и их преемников, Сарай фактически был столицей великой империи, хотя хан и его двор иногда проживали и в других местах. Различные русские князья приезжали в Сарай, чтобы присягнуть хану и получить от него патент на власть ( ярлык ). [ 7 ] В 1261 году город стал резиденцией Сарайской епархии Русской Церкви ( Крутицы ), а в 1315 году и католической епархии. Он также служил, по крайней мере иногда, местом захоронения ханов: когда он умер в 1266 году, Берке был похоронен в «Сарае Бату», по словам ильханидского визиря Рашида ад-Дина Фадлуллы . Берке, по-видимому, продолжил развитие города, способствуя заселению мусульман и привлекая мусульманских литераторов, что привело к тому, что в более поздних мусульманских отчетах приписывалось ему основание города; [ 8 ] это, вероятно, привело к упоминаниям о «Сарае Берке», хотя сомнительно, что когда-либо существовал совершенно отдельный город под названием «Сарай Берке» ( два города, Сарай-и Бату и Сарай-и Барка , упоминаются только персидский писатель XV века Мухин-ад-Дин Натанзи, который часто путается в истории Золотой Орды); его уж точно нельзя отождествлять с «Новым Сараем», основанным более чем через шесть десятилетий после смерти Берке. [ 9 ] Самые ранние монеты, отчеканенные в Сарае, были идентифицированы с выпусками Берке 1264–1265 годов. [ 10 ] В правление хана Менгу-Тимура серебряные монеты ( дирхемы ) вновь чеканились с надписью «Сарай» в 1272/1273 году; монеты более последовательного стандарта и выпуска последовали при Токта- хане, особенно после 1310 года. [ 11 ]

Новый Сарай

[ редактировать ]
Владения Золотой Орды в 1389 году. Золотой звездой показано расположение Царевского городища, традиционно называемого Новым Сараем.

«Новый Сарай» ( سرای الجدید ‎, Сарай аль-Джадид ), как говорят, был основан или официально открыт Оз Бег Ханом в первой половине 14 века. Самым ранним явным упоминанием города, носящего это имя, является сообщение о смерти Оз Бега в «Новом Сарае» в марте – апреле 1341 года, сделанное почти современным мамлюкским автором. [ 12 ] Заявление Тимуридского историка Ибн Арабшаха о том, что «между строительством Сарая и его опустошением прошло шестьдесят три года», указывает на то, что формальное основание «Нового Сарая» было за 63 лунных года до его разграбления Тимуром зимой 1395–1396 гг. , и так в 1334–1335 гг. [ 13 ] Причины переноса столицы неясны, как и то, насколько существенным на самом деле было такое перемещение (поскольку идентификация мест «Старого Сарая» и «Нового Сарая» обсуждается), хотя иногда предполагается, что причиной было изменение в уровне Каспийского моря и протяженности водных путей в дельте Волги . [ 14 ]

Сарай и другие крупные центры Золотой Орды (например, Гюлистан, предпочитаемый Джани-беком ) вдоль нижней Волги получали выгоду от торговли и демонстрировали значительную степень культурного процветания. Хотя происхождение монет с простой надписью «Сарай» остается неясным, монеты с надписью «Новый Сарай» начали чеканить с 1342 года. [ 15 ] . астролябия Во время раскопок на этом месте была обнаружена [ 16 ] и город был домом для многих поэтов, большинство из которых известны только по имени. В их число входили Хисам Катиб (ок. 1375 г.) и Сайф-и Сарай, умерший в 1396 г. [ 17 ]

Этому процветанию быстро угрожало начало хронической политической и военной нестабильности, а также борьба за трон Золотой Орды после 1361 года. Как традиционная столица и богатый и престижный приз, Сарай стал целью большинства претендентов на трон. Беглербег . Мамай , например, захватил Сарай от имени своих марионеточных ханов четыре или пять раз между 1362 и 1375/1376 годами, каждый раз проигрывая его соперникам Вмешавшись во внутренние конфликты внутри Золотой Орды, среднеазиатский завоеватель Тимур зимой 1395–1396 годов разграбил, сравнял с землей и поджег Сарай. Город частично восстановился к 1402 году, а к 1420-м годам снова чеканил монеты, хотя Золотая Орда не стабилизировалась полностью. русского путешественника Афанасия Никитина Вскоре после проезда в 1469 году Сарай был разграблен ушкуйниками , речными пиратами из Вятки , в 1471 году. Московский полководец Василий Иванович Ноздроватый Звенигородский и крымский князь в московской ссылке. Нур Девлет разграбил «Юрту Бату» в 1480 году во время контратаки по приказу российского царя Ивана III в отместку за наступление хана Ахмада на Москву. Решающим ударом, похоже, стало разграбление и сожжение Сарая крымским ханом I Гиреем Менли в июне 1502 года . Войска Ивана IV из России прошли и уничтожили то, что осталось от Сарая, во время завоевания Астраханского ханства в 1556 году. После она расширила свой контроль над нижним Поволжьем, Россия основала новые города-крепости Астрахань в 1558 году и Царицын (ныне Волгоград) в 1589 году. [ 18 ]

Описания Сарай

[ редактировать ]
Фрагменты изразцов дворца в Сарае.

Путешественник Ибн Батута , посетивший его примерно в 1332 году, оставил описание Сарая (или, как он его называл, «города ас-Сара, известного также как ас-Сара Барака, который является столицей султана Узбака» ). Поскольку основание «Нового Сарая», по оценкам, произошло примерно в это время, не совсем ясно, какой Сарай описал Ибн Батута; [ 19 ] заявленное расстояние в 3 дня вверх по течению от Астрахани (аль-Хадж Тархан), возможно, соответствует месту в Селитренном Городище, традиционно называемом «Старый Сарай», но археологические раскопки этого места могут не поддерживать эту идентификацию. [ 20 ]

Город ас-Сара — один из лучших городов бескрайних размеров, расположенный на равнине, забитый толпой жителей, с хорошими базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали с одним из главных людей, намереваясь обойти город и выяснить его размеры. Наше место ночлега находилось на одном конце, и мы отправились оттуда рано утром, а на другой конец добрались уже после полудня. Затем мы совершили полуденную молитву, немного поели и не вернулись в свое жилище до часа закатной молитвы. Однажды мы прошли пешком через весь город, то и дело возвращаясь за полдня, и то через непрерывную линию домов, среди которых не было ни развалин, ни садов. В городе тринадцать мечетей для проведения пятничных молитв, одна из них – шафиитская; что касается других мечетей, то их чрезвычайно много. Среди его жителей есть различные группы людей; к ним относятся Моголы, жители этой страны, и ее султаны, некоторые из которых являются мусульманами, а затем Аш ( Аланы ), которые являются мусульманами, Кифжаки ( половцы ), Жарки ( черкесы ), Руси ( Русь ) и Румы ( римляне ) – [все] это христиане. Каждая группа живет в отдельном квартале со своими базарами. Купцы и иностранцы из двух Ираков, Египта, Сирии и других стран живут в квартале, окруженном стеной для защиты собственности торговцев. Дворец султана в нем называется Алтун Таш , алтун означает «золото», а таш — «голова». [ 21 ]

Дамасский , умерший в 1349 историк Ахмад ибн Фадлаллах аль-Умари году, также оставил описание Сарая, основанное на рассказе путешественника; еще раз не совсем понятно, относится ли информация к Старому Сараю или Новому Сараю, учитывая ее дату, [ 22 ] и ссылки на Берке и Оз Бега:

Город Сарай был построен ханом Берке на берегу реки Туранян (Волги). Он находится на соленой почве, без каких-либо стен. Местом жительства короля является большой дворец, на вершине которого изображен золотой полумесяц... Дворец окружен стенами, башнями и домами, в которых живут его эмиры. В этом дворце находятся их зимние жилища... Сарай - величественный город, в котором расположены рынки, бани и религиозные учреждения, а также склады для многих товаров и товаров... Посреди него находится пруд, вода для которого поступает из эта река... Узбек-хан построил здесь медресе для религиоведения, так как он очень предан знаниям и учёным. [ 23 ]

В 1623–1624 годах русский купец Федот Котов путешествовал в Персию через нижнюю Волгу. Он описал место Сары:

Здесь у реки Ахтубы стоит Золотая Орда. Ханский двор, дворцы, дворы и мечети — все построено из камня. Но сейчас все эти постройки разбирают и камень везут в Астрахань. [ 24 ]

Как это часто бывает, трудно решить, к какому Сараю (или другому центру) относится это описание.

Расположение Старого Сарая и Нового Сарая

[ редактировать ]

Местоположение и идентичность поселения или поселений под названием Сарай (что, в конце концов, означает просто «дворец» и, более того, похоже, функционирует как синоним слова «орда»). [ 25 ] ) вызвали научные разногласия. Споры были сосредоточены на том, существовало ли две (или более) столицы под названием Сарай и каково было их расположение. Одно из возникших влиятельных мнений заключалось в том, что «Новый Сарай» был расширением или расширением «Старого Сарая», а не отдельным поселением. [ 26 ] Другая точка зрения заключалась в том, что «Старый Сарай» и «Новый Сарай» в конце концов были двумя отдельными поселениями, разделенными некоторым расстоянием, а «Новый Сарай», возможно, был связан с поселением-спутником под названием Гюлистан. [ 27 ] Уже во второй половине XVIII и первой четверти XIX века Сарай искали по-разному на крупных развалинах Царевского городища и Селитренного городища, расположенных (около 250 км друг от друга) на левом берегу Ахтубы , левого притока Волги, которые остаются наиболее впечатляющими археологическими памятниками в этом районе. [ 28 ]

Карта средневековых археологических памятников Нижней Волги, включая предполагаемые места расположения Сарая. Карта отражает нынешний отказ от отождествления Старого Сарая с Селитренным городищем (то есть Новым Сараем), а Нового Сарая с Царевским городищем (которое, вероятно, Гулистан).

В конце 19-го - конце 20-го века доминирующей точкой зрения, возникшей в результате более ранних исследований, было то, что «Старый Сарай» был основан в 13 веке Батым и расположен в Селитренном городище (ранее также называвшемся Джигит Хаджи). 47°10′53″N 47°26′04″E / 47.1814°N 47.4345446°E / 47.1814; 47.4345446 just northwest of modern Selitrennoe, about 30 km southeast of Kharabali and about 120 km north from Astrakhan), while "New Sarai" was founded later in the 13th century by Berke and made capital in the early 14th century by Öz Beg, and was located at Tsarevskoe gorodishche (previously also called Tsarevy Pady, 48 ° 40'58 "N 45 ° 20'37" E  /  48,6827442 ° N 45,3434944 ° E  / 48,6827442; 45,3434944 , чуть северо-западнее современного Царева и западнее Колобовки , примерно в 55 км к востоку-юго-востоку от Волжского ). [ 29 ] Археологический памятник Селитренное городище был описан как «Городище Селитренное ... остатки столицы Золотой Орды Сарай-Бату» на официальном знаке на сайте, а соответствующая табличка на археологическом памятнике Царевское городище гласила: «Руины Сарай-Берке». (Новый Сарай)».

Эта кажущаяся уверенность в конечном итоге была подорвана последующими исследованиями. Во-первых, отмечалось, что «Новый Сарай» не может быть связан с Берке по историческим, археологическим и нумизматическим основаниям. [ 30 ] что привело к изменению реконструкции: «Новый Сарай» был построен Оз Бегом, а «Сарай Бату» и «Сарай Берке» относились к «Старому Сараю». [ 31 ] Во-вторых, анализ археологических находок и распространение найденных монет привели к осознанию того, что, хотя Селитренное городище соответствовало Сараю (или, точнее, «Новому Сараю»), Царевское городище не соответствовало и, вероятно, представляло собой до сих пор неназванный город Гюлистан. , который был построен Джани-бегом и конкурировал с Сараем как ханская резиденция и монетный двор в 1350-х и 1360-х годах, но затем пришел в упадок. [ 32 ] Этот вывод быстро получил поддержку среди экспертов, и в настоящее время существует общее мнение, что Селитренное городище ( 47°10′53″N 47°26′04″E / 47.1814°N 47.4345446°E / 47.1814; 47.4345446) is "New Sarai", while Tsarevskoe gorodishche (48 ° 40'58 "N 45 ° 20'37" E  /  48,6827442 ° N 45,3434944 ° E  / 48,6827442; 45.3434944 ) — Гулистан. [ 33 ]

В настоящее время нет единого мнения о местонахождении и идентификации «Старого Сарая». Некоторые ученые полагают, что это было менее впечатляющее поселение, руины которого пока незамечены или скрыты под руинами «Нового Сарая» в Селитренном городище, или были разрушены в результате изменения водотоков и уровней. [ 34 ] Другие искали подходящий археологический объект ниже по течению от Селитренного городища, чтобы отождествить его со «Старым Сараем». Здесь имеются обширные остатки золотоордынских поселений, особенно в Аксарайском городище (современный Лапас, средневековый Давлат-Хан), и в Ахтубинском городище (современный Комсомольский , средневековый Ак-Сарай). Помимо предварительного предложения о строительстве Вольного в 15 км ниже по течению от Селитренного, [ 35 ] Akhtubinskoe gorodishche at Komsomol'skiy has also been suggested, [ 36 ] и дело было в Красноярском городище в Красном Яре , где в некрополе на соседнем Маячном холме было обнаружено несколько монет XIII века. [ 37 ]

Монета Золотой Орды правителя Джани-бека из его монетного двора в Новом Серае. Датировано 748 г. хиджры (1347–1348 гг. н.э.)

Вопрос остается открытым. В сообщении Вильгельма Рубрука (1254 г.) Сарай Бату находится на вершине дельты Волги или немного выше нее, на левом берегу системы рек Волга-Ахтуба. [ 38 ] Это что-то, возможно, совместимое с Селитренным городищем, [ 39 ] или, скорее, с участком ниже по течению, между ним и вершиной Дельты. Это также согласуется с рассказом Абу аль-Фидаха (1321 г.), согласно которому Сарай находится на Волге всего в 2 днях выше побережья Каспийского моря. [ 40 ] и с Ибн Батутой, который достиг Сарая через 3 дня после (Старой) Астрахани. [ 41 ] Пеголотти (писавший в 1335–1343 гг.) указывает на один день пути между Сараем и Астраханью, тогда как в Никоновской летописи на тот же путь указывается 2 дня пути. [ 42 ] Только рассказ Вильгельма Рубрука без всякого сомнения относится к «Старому Сараю», поскольку относится к периоду правления Бату. Если бы «Старый Сарай» и «Новый Сарай» какое-то время сосуществовали на некотором расстоянии друг от друга, то «Старый Сарай» следовало бы искать ниже по течению от «Нового Сарая». Это может быть подтверждено картой XV века из францисканского монастыря Лесина ( Хвар ). [ 43 ] который помещает Сарай (видимо, «Новый Сарай» в Селитренном городище) на Волге, над Долатцаной (Давлат-Хан, в Аксарайском городище/Лапасе), над Эскисари (Эски Сарай, т. е. «Старый Сарай»). [ 44 ] Согласно одной из интерпретаций свидетельств, первоначальный лагерь Бату на Ахтубе находился напротив современной Сеитовки (и к югу от современного Аксарайского), «Старого Сарая», немного выше средневекового Ак-Сарая (Ахтубинское городище, Комсомольский), главного королевского некрополь чуть выше по течению у средневекового Давлат-Хана (Аксарайское городище, Лапас) и «Новый Сарай» чуть выше по течению у Селитренного городища. [ 45 ]

Маленькая Сарай

[ редактировать ]

Сарай-Джук ( Сарайджук или Сарайчук в персидско-арабских текстах, Сарайчик в тюркских, «Маленький Сарай») — город в нижнем течении реки Урал . В исторических и современных отчетах его иногда отождествляют с другими Сараями, и когда-то он считался возможным местом расположения столицы Золотой Орды. Этот город действительно служил главным городом Ногайской Орды , одной из преемниц Золотой Орды. Хотя в 1580 году он был разграблен уральскими казаками , позже он использовался в качестве штаб-квартиры некоторыми казахскими ханами. [ 46 ]

Музейно-туристический центр Сарай-Бату

[ редактировать ]
Внутри музейно-туристического центра «Сарай-Бату», первоначально декорация которого была построена для Орды .

Чуть менее чем в 5 км к северо-западу от границы археологического памятника Селитренное городище (средневековый «Новый Сарай») расположен музейно-туристический центр под открытым небом «Сарай-Бату». Первоначально он был построен в 2011 году в качестве декорации для съемок фильма «Орда» 2012 года , а также использовался в качестве декорации для нескольких сцен сериала «София» 2016 года . Декорации, построенные из дерева, покрытого цементом, а затем глиной, были снова восстановлены глиной в 2013 году в рамках подготовки к дальнейшему использованию конструкций. Наборы представляют собой несколько пространств внутри золотоордынского города, сочетая в себе внимание к воспроизведению подлинных деталей, обнаруженных археологами, и элемент фантастики, вдохновленный средневековыми и домодернистскими поселениями в евразийских степях . Они были преобразованы в музейно-туристический центр под открытым небом по инициативе губернатора Астраханской области и Александра Жилкина открыты для посетителей в 2018 году. Центр служит образовательной иммерсивной средой, локацией для проведения исторических фестивалей и реконструкторских мероприятий, прогулки на верблюдах, покупка сувениров и посещение археологического памятника Селитренное городище. [ 47 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Аллсен, «Дворец».
  2. ^ Колодзейчик 2011: 4.
  3. ^ Аллсен, «Дворец»; Сиксимов 2007.
  4. ^ Этвуд 2004, 488-489.
  5. ^ Рокхилл 1900: 256, 260; Ховорт 1880: 88.
  6. ^ Алсен, «Сарай»; Бойл 1958: 267; Ховорт 1880: 66–67.
  7. ^ Маккензи и Карран 2002.
  8. ^ Сандерс 1936: 78–79.
  9. ^ Алсен «Дворец».
  10. ^ Petrov et al. 2018: 145–158.
  11. ^ Сагдеева 2005: 8, 10; Сиксимов 2007: 120–124.
  12. ^ Аллсен, «Дворец»; Тизенгаузен 2005: 193–194.
  13. ^ Аллсен, «Дворец»; Рудаков 2000: 305–323; Сандерс 1936: 79.
  14. ^ Pachkalov 2011; Siksimov 2007.
  15. ^ Сагдеева 2005: 24–29; Сиксимов 2007: 121.
  16. ^ Бухараев 2013: 156.
  17. ^ Мэтьюз и Бухараев 2013: 15–17.
  18. ^ Григорьев 1876: 214–217; Ховорт 1880: 247–248, 312, 322, 355; Аллсен «Дворец»; Похлебкин 2000: 71; Этвуд 2004: 489; Зайцев 2006: 57–58; Май 2018: 308.
  19. ^ Шамилоглу 2018: 24.
  20. ^ Алсен, «Сарай» и Этвуд 2004: 489 пишут, имея в виду традиционное определение этого места как «Старый Сарай»; но см. Пачкалов 2011, который отмечает отсутствие там останков XIII века.
  21. ^ Гибб 1962: 515–516; Макинтош-Смит 2002: 136; отчасти Бухараев 2013: 155.
  22. ^ Шамилоглу 2018: 24.
  23. ^ Тизенгаузен 2005: 179; частично Бухараев 2013: 155–156.
  24. ^ Kuznecova 1958: 30: "Тут по той реки по Ахтубе стоит Золатая Орда. Царской двор, и полаты, и дворы, и мечети — все каменные, а стоят и до Астрахани."
  25. ^ Ховорт 1880: 97.
  26. ^ Френ 1832: 44; Хаммер-Пургстолль 1840:9.
  27. ^ Григорьев 1876: 210–213; Ховорт 1880: 97–98.
  28. ^ См. обзор более ранней литературы у Григорьева 1876: 444–450; Сафаргалиев 1960: 82–84; Рудаков 2000: 305–306.
  29. ^ Ховорт 1880: 97–98; Васильевич 1948: 12; Роджерс 2000: 137; Шамилоглу 2018: 23; краткое изложение развития мнений по этому выводу в Рудакове 2000: 305–323.
  30. ^ Egorov 19
  31. ^ Егоров 1985: 111–112; Аллсен, «Дворец»; Этвуд 2004: 488–489; Кривошеев 2007: 104 имеет «Сарай Берке» как отдельное поселение к северо-западу от «Сарай Бату», в Харабали .
  32. ^ Евстратов 1997; называли дворцом ( сараем ) Джани-бека. Ховорт 1880: 98 уже отмечал, что Царевское городище местные татары
  33. ^ Рудаков 2000: 305–323; Сагдеева 2005: 73; Пигарёв 2021: 56–58.
  34. ^ Евстратов 1997; в некоторой степени Рудаков 2000: 305–323; Гончаров 2000: 345–355; Сиксимов 2007: 124.
  35. ^ Рудаков 2000: 305–323.
  36. ^ Пигарев 2017, 2021: 57.
  37. ^ Пачкалов 2002, 2011; Сиксимов 2007: 120–122 выражает сомнение в том, что это достаточное доказательство.
  38. ^ Рокхилл 1900: 258, 260.
  39. ^ Григорьев 1876: 466–469.
  40. ^ Григорьев 1876: 470–478; Ховорт 1880: 98.
  41. ^ Гибб 1962: 515.
  42. ^ Григорьев 1876: 480; Ховорт 1880: 98; Эванс 1936: 21; Рудаков 2000: 305–323; Зайцев 2006: 57.
  43. ^ Гольдшмидт 1948.
  44. ^ Рудаков 2000: 305–323; если эта интерпретация верна, то предложение Пигарева об Ахтубинском городище в Комсомольском тогда было бы самым северным возможным местом для «Старого Сарая», а предложение Пачкалова о Красном Яре, возможно, было бы самым южным возможным местом.
  45. ^ Пигарев 2019: 489–492, 495–498.
  46. ^ Ярмарка, "Ногхай".
  47. ^ Официальный сайт "Сарай-Бату": http://saray-batu.ru/

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
  • Аллсен, Т.Т., «Сарай», в: Энциклопедия ислама , второе издание, П. Бирман и др. (ред.). Консультация онлайн 5 января 2022 г. http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_SIM_6628
  • Этвуд, Ч.П. «Сарай и Новый Сарай», в: Энциклопедия Монголии и Монгольской империи . Нью-Йорк: Имеющиеся факты, 2004: 488–489.
  • Бойл, Дж. А. (пер.), «История завоевателя мира» Ала-ад-Дина Ата-Малик Джувайни , том. 1, Кембридж, Массачусетс, 1958 г.
  • Бухараев Р., Ислам в России: Времена года , Лондон: Routledge, 2013.
  • Egorov, V. L., Istoričeskaja geografija Zolotoj Ordy v XIII-XIV vv. , Moscow, 1985.
  • Эванс, А. (редактор), Франческо Бальдуччи Пеголотти, La Pratica della Mercatura , Кембридж, Массачусетс, 1936.
  • Evstratov, I. V., "O zolotoordynskih gorodah, nahodivšihsja na mestah Selitrennogo i Carevskogo gorodišč," in: Èpoha bronzy i rannij železnyj vek v istorii drevnih plemen južnorusskih stepej 2, Saratov, 1997: 88–118.
  • Френ (Frähn), HM, Монтей Ханов улус Джучиева или Золотая Орды, Санкт-Петербург, 1832.
  • Гибб, ХАР (пер.), Путешествия Ибн Баттуты, 1325–1354 гг . н.э. Том. 2. Кембридж, 1962 год.
  • Гольдшмидт, Е.П., «Карта-портолан Лесина Каспийского моря», The Geographical Journal 103 (1944) 272-278.
  • Gončarov, E. J., "Staryj i Novyj Saraj - stolica Zolotoj Ordy (novyj vzgljadna izvestnye istočniki", Stepi Evropy v èpoh u srednevekov'ja 1 (2000) 345–350.
  • Григорьев В. В. О местонахождении Сарая, столицы Золотой Орды // Россия и Азия . Петербург, 1876.
  • Хаммер-Пургшталь, Я. фон, История Золотой Орды в Кипчаке , Чума, 1840.
  • Ховорт, Х.Х., История монголов с 9 по 19 века , Часть II.1, Лондон, 1880 г.
  • Колодзейчик, Дариуш (2011). Крымское ханство и Польша-Литва: международная дипломатия на европейской периферии (15-18 века). Исследование мирных договоров с последующими аннотированными документами . Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-19190-7 .
  • Krivošeev, A. A., Donskoj ulus Zolotoj Ordy , Rostov-na-Donu, 2007.
  • Kuznecova, N. A., Hoždenie kupca Fedota Kotova v Persiju , Moscow, 1958. (Н. А. Кузнецова, Хождение купца Федота Котова в Персию [Journey of the merchant Fedot Kotov to Persia] (Moscow, U.S.S.R.: 1958), page 30 .)
  • Маккензи, Д., М.В. Карран. (2002). История России, Советского Союза и за его пределами. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт/Thomson Learning. ISBN   0-534-58698-8
  • Макинтош-Смит, Т. (редактор), Путешествия Ибн Баттуты , Лондон: Пикадор, 2002. ( Баттута, Ибн (2002). Путешествие Ибн Баттуты . Лондон: Пикадор. ISBN  9780330418799 . )
  • Бухараев, Равиль; Мэтьюз, Дэвид Дж., ред. (2013). Историческая антология казанского татарского стиха: голоса вечности . Лондон: Рутледж. ISBN  9781136814655 .
  • Мэй Т., Монгольская империя , Эдинбург, 2018 г.
  • Пачкалов А.В. «Нумизматические свидетельства местонахождения Сарая, столицы Золотой Орды», в: Холмс Н. (ред.), Труды XIV Международного нумизматического конгресса, Глазго, 2011 . Том. 2. Глазго, 2011.
  • Пакалов А. В. О местопологения Сарая (первая столица Желтого Ордена) // Археология та этнология сходной Увропи , Одесса, 2002: 175–178.
  • Petrov, P. N., K. V. Kravcov, S. V. Gumajunov, "Monety Saraja pervoj poloviny 660-h gg.h./ 1260-h gg.," Zolotoordynskoe obozrenie 6 (2018) 145-158.
  • Пигарёв Е.М. Административно-территориальная структура области Сарай (дельта р. Волги) // В: С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков (ред.), Генуэсская Газарий и Золотая Орда , 2, Казань, 2019: 483- 508.
  • Pigarëv, E. M., "Del'ta Volgi v XIII-XIV vv.," Trudy V (XXI) Vserossijskogo arheologičeskogo s"ezda v Barnaule 3, Barnaul, 2017: 287–291.
  • Pigarëv, E. M., "Russkie vešči iz zolotoordynskoj stolicy - goroda Saraj al-Džedid (k voprosu o rasselenii russkih v zolotoordynskih nižnevolžskih gorodah," Narody i religii Evrazii 26 (2021) 49–66.
  • Pohlëbkin, V. V., Tatary i Rus': 360 let otnošenij 1238-1598 , Moscow, 2000.
  • Рокхилл, WW (пер.), Путешествие Вильгельма Рубрука в восточные части света, 1253–1255 гг., Рассказанное им самим , Лондон, 1900 г.
  • Роджерс, Дж. М., «Недавние археологические работы в Золотой Орде», Бюллетень Азиатского института 14 (2000) 135–146.
  • Rudakov, V. G., "K voprosu o dvuh stolicah v Zolotoj Orde i mestopoloženii goroda Gjulistana," in: I. V. Belocerkovskaja (ed.), Naučnoe nasledie A. P. Smirnova i sovremennye problemy arheologii Volgo-Kam'ja , Moscow, 2000: 305–323.
  • Safargaliev, M. G., Raspad Zolotoj Ordy . Saransk, 1960.
  • Сагдеева Р.З., Серебряные деньги ханов Золотой Орды , Москва, 2005.
  • Сандерс, Джей-Джей (пер.), Ахмед Ибн Арабшах, Тамерлан или Тимур Великий Амир , Лондон, 1936 год.
  • Шамилоглу У., «Расцвет городских центров в Золотой Орде и городе Укек», Обзор Золотой Орды 6 (2018) 18-40.
  • Siksimov, D. A., "Problema lokalizacii Saraja XIII veka v sovremennoj istoriografii," Vestnik Volgu 4:12 (2007) 117–126.
  • Тизенгаузен В.Г. (пер.), Сборник материалов по истории Золотой Орды. Выдержки из арабских сочинений , переизданных под названием «История Казахстана в арабском происхождении» . 1. Алматы, 2005.
  • Васари И., «Ногахай», в: Энциклопедия ислама , второе издание, П. Бирман и др. (ред.). Консультация онлайн 8 января 2022 г. < http://dx.doi.org/10.1163/1573-3912_islam_COM_0869 >
  • Vasil'evič, K.V. et al., Atlas Istorii SSSR 1 , Moscow, 1948.
  • Зайцев IV Астраханского ханства , Москва, 2006.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: afcd24505097654d275ba5ee4733b397__1722299040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/97/afcd24505097654d275ba5ee4733b397.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sarai (city) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)