Jump to content

Президент Эстонии

Президент Эстонской Республики
Президент Эстонской Республики
Президентский стандарт
Действующий президент
Алар Карис
с 11 октября 2021 г.
Стиль Господин Президент
(неофициальный)
Его Превосходительство
(дипломатический)
Тип Глава государства
Резиденция Президентский дворец , Таллинн
Назначитель Рийгикогу / Коллегия выборщиков
( поочередно до тех пор, пока кандидат не наберет необходимое большинство голосов )
Срок действия 5 лет, продлеваемый один раз подряд
Учредительный документ Конституция Эстонии
Первый обладатель Константин Пятс
Формирование 24 апреля 1938 г .; 86 лет назад ( 1938-04-24 )
Упразднен 1940–1991
заместитель Спикер Рийгикогу
Зарплата 6 661,77 евро в месяц [1]
Веб-сайт президент .из
Президентский штандарт в море

Президент Эстонской Республики ( эстонский : Eesti Vabariigi President ) — Президент Эстонской Республики . [2] Нынешним президентом является Алар Карис , избранный парламентом 31 августа 2021 года, заменивший Керсти Кальюлайд . [3]

Эстония – одна из немногих парламентских республик , в которых президент является церемониальным главой, не имеющим даже номинальных исполнительных полномочий. Президент обязан приостановить членство в любой политической партии на срок своих полномочий. После вступления в должность полномочия и обязанности президента на всех других выборных или назначаемых должностях автоматически прекращаются. Эти меры теоретически должны помочь президенту действовать более независимо и беспристрастно. Президент занимает свой пост пять лет. Они могут избираться любое количество раз, но не более двух раз подряд.

В Эстонии президент избирается Рийгикогу ; [4] Чтобы быть избранным, кандидат должен получить квалифицированное большинство в две трети. Если ни один из кандидатов после трех туров голосования не набирает в Рийгикогу поддержки в две трети голосов, созывается специальный избирательный орган, в состав которого входят все члены Рийгикогу и избранные представители всех муниципалитетов (не менее одного представителя от каждого муниципалитета, но не более 10 представителей). в зависимости от количества граждан с избирательным правом, проживающих в муниципальном образовании). Этот орган выбирает между двумя кандидатами, набравшими наибольший процент голосов.

Хотя этот избирательный процесс подвергался критике, идея прямых выборов не получила достаточной поддержки в парламенте, и ее защищали только Эстонская Центристская партия и Консервативная народная партия . [5] [4] [6] [7]

Авторы первой эстонской конституции, помня о злоупотреблениях властью российских императоров , всеми возможными способами старались не допускать концентрации слишком большой власти в одних руках. В конечном итоге это привело к созданию ультрапарламентской системы. Полномочия Парламента (Рийгикогу) были практически неограниченными. До 1934 года номинальным главой государства был государственный старейшина ( riigivanem был ), который также де-юре председателем кабинета министров, официально известного как «правительство». Однако он не смог сыграть балансирующую роль в случае конфликта между парламентом и правительством. Государственный старейшина и правительство полностью зависели от парламента и могли быть отправлены им в отставку в любой момент. Функции, которые обычно возлагаются на президента в парламентских системах, были разделены между спикером Рийгикогу, государственным старейшиной и правительством.

В конституцию Эстонии были внесены поправки в 1933 году, устанавливающие строго президентскую систему. Глава государства, согласно новой конституции, также назывался государственным старейшиной, но на этот раз был наделен широкими исполнительными полномочиями. Однако она так и не вступила в силу в результате Константина Пятса в самопереворота 1934 году. В 1938 году была принята другая конституция, и титул главы государства был изменен на «Президент республики». Ему была предоставлена ​​очень широкая исполнительная власть, хотя он был несколько менее влиятельным, чем старейшина штата по конституции 1933 года. Константин Пятс стал первым человеком, носившим это звание. Срок его полномочий должен был длиться шесть лет.

Эстонии Президентский дворец в парке Кадриорг

Через несколько дней после советской военной оккупации Эстонии в июне 1940 года Пятс был вынужден назначить марионеточное правительство, в котором доминировали коммунисты, во главе с Йоханнесом Варесом , после прибытия демонстрантов в сопровождении войск Красной Армии на бронетехнике к президентскому дворцу. Правительство Вареса фактически было выбрано советским чиновником Андреем Ждановым . После фиктивных выборов в июле президент Пятс был отстранен от должности. Позже в июле Пятс вместе с сыном, невесткой и двумя внуками был депортирован в Уфу в России.

Согласно конституции 1938 года, в случае, если президент когда-либо становился недееспособным или иным образом не мог выполнять свои функции, его обязанности должен был взять на себя премьер-министр под названием «Премьер-министр, исполняющий обязанности президента». Следуя этому положению, Варес номинально взял на себя функции президента на несколько недель во время советской оккупации, пока Эстония не была аннексирована и официально включена в состав Советского Союза в августе 1940 года. Однако во время войны или потери трудоспособности, продолжавшейся более шести месяцев, конституция предусматривает избрание исполняющего обязанности президента Избирательным советом. На секретном заседании 20 апреля 1944 года Избирательный совет определил, что назначение Вареса премьер-министром в 1940 году было незаконным в соответствии с конституцией 1938 года. совет избрал Юри Улуотса 21 апреля исполняющим обязанности президента. Улуотс назначил Отто Тифа премьер-министром. Впоследствии Тиф был арестован вновь оккупировавшими советскими войсками в сентябре 1944 года.

В сентябре 1944 года Улуотс и оставшиеся в живых члены правительства Тифа бежали в Швецию . За день до смерти Улуотса в январе 1945 года преемник Август Рей был назначен на пост исполняющего обязанности президента. После смерти Рей в 1963 году эта роль перешла к Александру Варме , затем к Тынису Кинту в 1971 году, затем к Генриху Марку в 1990 году. В октябре 1992 года Марк вручил свои верительные грамоты новоизбранному президенту восстановленной республики Леннарту Мери .

После восстановления независимости Эстонии в 1992 году была принята новая конституция, основанная на документах 1920 и 1938 годов. При разработке новой конституции первоначально планировалось использовать для главы государства старый, более традиционный титул — «Старейшина штата». Однако после общественных консультаций в конечном итоге был выбран более современный термин «президент». С момента принятия конституции 1992 года состоялось семь президентских выборов (в 1992, 1996, 2001, 2006, 2011, 2016, 2021 годах). Леннарт Мери был избран в 1992 году (эти выборы, в отличие от более поздних, имели публичный тур) и переизбран в 1996 году, победив Арнольда Рюйтеля оба раза . Следующим президентом в 2001 году стал сам Рюйтель. В 2006 году Тоомас Хендрик Ильвес победил на выборах в избирательном собрании, а в 2011 году он был переизбран парламентом. В 2016 году Керсти Кальюлайд была избрана президентом только после парламентских, а затем и выборных выборов. собрание тоже не смогло избрать ни одного, и выборы вернулись в парламент. Алар Карис был избран президентом парламентом в 2021 году.

Конституционная роль

[ редактировать ]

Президент Эстонской Республики:

  • выступает высшим представителем государства в международных делах (в том числе подписывает международные договоры, предварительно одобренные Правительством ) . В исключительных случаях президент может представлять Эстонию в Европейском совете , если премьер-министр Эстонии отсутствует;
  • назначает и отзывает по предложению Правительства дипломатических представителей Эстонской Республики в иностранных государствах и международных организациях; получает верительные грамоты иностранных дипломатических агентов, аккредитованных в Эстонии;
  • объявляет очередные выборы Рийгикогу ( парламента Эстонии) и, согласно соответствующим положениям Конституции , его внеочередные выборы. Внеочередные выборы могут быть объявлены президентом в четырех случаях: если Рийгикогу окажется неспособным принять годовой Закон о государственном бюджете, если Рийгикогу не сможет получить одобрение народа на референдуме, если Рийгикогу не сможет избрать премьер- министра. после того, как ему представится такая возможность (в этих трех случаях объявление внеочередных выборов является обязательным, а президент просто выступает в роли «высшего нотариуса» государства) или если Рийгикогу вынес вотум недоверия Правительству, а Правительство, в свою очередь, просит президента рассмотреть возможность объявления внеочередных выборов (в этом случае президент может, однако, отказаться, если сочтет организацию внеочередных выборов ненужной или необоснованной по какой-либо причине);
  • созывает новый состав Рийгикогу и открывает его первое заседание;
  • предлагает председателю Рийгикогу созвать внеочередную сессию Рийгикогу (в случае необходимости);
  • обнародует законы и подписывает ратификационные грамоты. Президент может отказаться от обнародования законопроекта в качестве закона в течение 14 дней после его получения (чаще всего это делается только в том случае, если президент находит его противоречащим Конституции Эстонии ). В этом случае президент возвращает законопроект в Рийгикогу, мотивируя свое решение. В этом случае Рийгикогу может пересмотреть и внести изменения в законопроект в соответствии с замечаниями президента, отказаться от рассмотрения вопроса или принять законопроект без изменений во второй раз. Когда Рийгикогу выбирает третий вариант, президент может больше не просто отказаться подписывать законопроект, но и обязан его обнародовать или, если Рийгикогу все еще считает его неконституционным, попросить Рийгикогус (Верховный суд) вынести решение по его закону. конституционность. Если Рийгикохус не обнаружит нарушений конституции, президент должен подписать законопроект, чтобы он стал законом.
  • может инициировать изменение Конституции. До сих пор это право было использовано только в двух случаях. Президент Леннарт Мери предложил ввести прямые выборы президента и учредить Конституционный суд в последний день своего пребывания на посту. Это предложение не нашло поддержки в парламенте. Президент Тоомас-Хендрик Ильвес предложил исключить из Конституции упоминание об институте командующего и главнокомандующего Силами обороны, чтобы их могло назначать правительство, а не Рийгикогу. Соответствующая поправка была окончательно одобрена Рийгикогу 13 апреля 2011 года и вступила в силу 22 июля 2011 года;
  • выдвигает кандидата на пост премьер-министра после соответствующих консультаций с парламентскими фракциями. Обычно этим человеком является лидер парламентской коалиции или крупнейшей партии в Рийгикогу. Затем кандидат проходит голосование в парламенте. Если кандидат, выдвинутый президентом, не получит одобрения парламента или окажется неспособным сформировать правительство, президент может выдвинуть другого кандидата. Если второй кандидат также не получит одобрения Парламента или если президент откажется выдвинуть второго кандидата, право выдвижения премьер-министра передается Рийгикогу;
  • по предложению премьер-министра официально назначает на должность и освобождает от должности членов правительства. Предложение премьер-министра является обязательным для президента. Президент не может категорически отказаться от назначения или увольнения министра по соответствующему предложению премьер-министра. Роль президента фактически ограничивается формальным подписанием соответствующих документов;
  • назначает председателя Верховного суда, председателя правления Банка Эстонии, генерального контролера и канцлера юстиции . Президент теоретически может выдвинуть любого кандидата по своему усмотрению. Однако традиции парламентской республики предполагают, что президент организует соответствующие консультации с парламентскими фракциями и предлагает только такого кандидата, который сможет заручиться поддержкой Рийгикогу, поскольку все эти должностные лица должны пройти одобрительное голосование в парламенте. прежде чем они смогут вступить в должность;
  • по предложению правления Банка Эстонии назначает на должность президента Банка Эстонии. Президент может отказаться принять предложение и потребовать другого кандидата (теоретически неограниченное количество раз). Ранее такой возможностью воспользовался президент Леннарт Мери .
  • по представлению Верховного суда назначает судей (судьи, назначенные президентом, могут быть привлечены к юридической ответственности только с согласия президента);
  • присваивает государственные награды, военные и дипломатические звания;
  • является Верховным главнокомандующим Сил национальной обороны Эстонии. На самом деле эта функция обычно считается церемониальной; Силами обороны номинально командует Министерство обороны правительства.
  • вносит в Рийгикогу предложения об объявлении военного положения, объявлении мобилизации и демобилизации и объявлении чрезвычайного положения;
  • объявляет военное положение в случае нападения на Эстонию и объявляет мобилизацию;
  • действует как глава Государственного совета обороны, который является совещательным органом, состоящим из президента, премьер-министра, спикера Рийгикогу, председателя комиссий Рийгикогу по государственной обороне и иностранным делам, министра иностранных дел, министра обороны. , министр финансов, министр внутренних дел, министр юстиции и командующий Силами обороны Эстонии;
  • в порядке помилования освобождает или смягчает наказание осужденным правонарушителям;
  • инициирует возбуждение уголовного дела против канцлера юстиции .

В отличие от своих коллег в других парламентских республиках, президент даже не является номинальным главой исполнительной власти. Скорее, Конституция прямо наделяет исполнительную власть правительством.

Список президентов

[ редактировать ]
Нет. Портрет Имя Вступил в должность Левый офис Вечеринка Рождение и смерть
1 Константин Пятс 24 апреля 1938 г. 23 июля 1940 г. б. 23 февраля 1874 г., Тахкуранна.
d. 18 January 1956, Burashevo, Kalinin Oblast , USSR
1938 г. - I тур - избран Избирательным собранием (назначенцы парламента и муниципалитетов) 219 из 238 голосов (92,0%).
2 Леннарт Мери 6 октября 1992 г. 8 октября 2001 г. Национальная коалиция «Про отечество» б. 29 марта 1929 г., Таллинн.
д. 14 марта 2006 г., Таллинн.
1992 г. - II тур - избран парламентом 59 голосами из 101 (58,4%).
1996 г. - V тур - избран Избирательным собранием (назначенцы парламента и муниципалитетов) 196 голосами из 372 (52,7%).
3 Арнольд Найт 8 октября 2001 г. 9 октября 2006 г. Народный Союз Эстонии б. 10 мая 1928 года, приход Лаймьяла , Сааремаа.
2001 г. - V тур - избран Избирательным собранием (назначенцы парламента и муниципалитетов) 186 голосами из 366 (50,8%).
4 Тоомас Хендрик Ильвес 9 октября 2006 г. 10 октября 2016 г. Социал-демократическая партия родился 26 декабря 1953 года, Стокгольм , Швеция.
2006 г. - IV тур - избран Избирательным собранием (назначенцы парламента и муниципалитетов) 174 голосами из 345 (50,4%).
2011 г. – I тур – избран парламентом 73 голосами из 101 (72,3%).
5 Керсти Кальюлайд 10 октября 2016 г. 11 октября 2021 г. Независимый б. 30 декабря 1969 г., Тарту.
2016 г. – VI тур – избран парламентом 81 голосом из 101 (80,2%).
6 Алар Карис 11 октября 2021 г. Действующий президент Независимый родился 26 марта 1958 года, Тарту.
2021 г. – II тур – избран парламентом 72 голосами из 101 (71,3%).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Михайлов, Сергей (19 марта 2021 г.). «Заработная плата высших чиновников и политиков с апреля увеличится примерно на сто евро» (на эстонском языке). ЭРР . Проверено 11 октября 2021 г.
  2. ^ «Институт президента» . Эстоника.org . Проверено 15 октября 2022 г.
  3. ^ «Биография президента» . Президент.ee . Проверено 15 октября 2022 г.
  4. ^ Jump up to: а б YLE: Президентские выборы в Эстонии второй раз подряд погружаются в хаос: «Институт копается в грязи», говорит политолог (на финском языке)
  5. ^ Евроньюс: Почему никто не выдвигает кандидатуру на пост следующего президента Эстонии?
  6. ^ YLE: Сегодня парламент Эстонии собрался, чтобы выбрать президента – но почему этот процесс такой запутанный? Yle собрал пять вопросов и ответов (на финском языке).
  7. ^ YLE: Первое голосование на президентских выборах не принесло результатов в Эстонии - президентству Алара Кариса не хватило пяти голосов (на финском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2867b1db715a6e04c8c305c18b8484a__1715607600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/4a/b2867b1db715a6e04c8c305c18b8484a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
President of Estonia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)