Шакья
Республика Шакья | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 7 век до н.э. – ок. V век до нашей эры | |||||||||
![]() среди Ганасангх Шакья | |||||||||
![]() Шакья к северу от Махаджанапад в постведический период. | |||||||||
Статус | Вассальное Косала государство | ||||||||
Капитал | Капилавасту | ||||||||
Общие языки | Пракриты Языки мунда [ 1 ] | ||||||||
Религия | шрамана Религии , поклонение Солнцу , поклонение деревьям , поклонение змеям. | ||||||||
Правительство | Республика | ||||||||
Историческая эпоха | Железный век | ||||||||
• Учредил | в. 7 век до нашей эры | ||||||||
• Побежден Видудабхой Делания | в. V век до нашей эры | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Индия Непал |

Шакья ( пани : Сакья ; санскрит : Шакья , латинизированное : Шакья ) были древним кланом северо-восточного региона Южной Азии , существование которого засвидетельствовано во время железного века. Шакья были организованы в Ганасангху ( аристократическую олигархическую республику ), также известную как Республика Шакья . [ 2 ] Шакья находились на периферии, как географически, так и культурно, восточной части Индо-Гангской равнины в культурном регионе Большой Магадхи . [ 1 ] [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]
Шакья жили в Тераи – области к югу от предгорий Гималаев и к северу от Индо-Гангской равнины , где их соседями на западе и юге были королевства Косала , а их соседями на востоке, за рекой Рохни, были родственные племена. Племя колия на северо-востоке граничило с маллаками Кушинагара , а . На севере территория шакьев простиралась от Гималаев до лесистых районов гор, образующих их северную границу. [ 2 ]
Столицей Шакьев был город Капилавасту . [ 2 ] [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Имя Шакья засвидетельствовано прежде всего в палийских формах Сакья и Сакка и в санскритской форме Шакья . [ 5 ]
Имя Шакья произошло от санскритского корня шак ( शक् ) ( шакноти ( शक्नोति ), реже шакьяти ( शक्यति ) или шакьяте ( शक्यते )) означает «быть способным», «достойным», «возможным» или «практически осуществимым». [ 2 ] [ 6 ]
Название Шакья также произошло от названия дерева шака или сака . [ 7 ] [ 6 ] которое Брайан Левман отождествил либо с тиком , либо с деревом сала , [ 6 ] [ 1 ] что в конечном итоге связано со словом Шакха ( शाखा ), означающим «ветвь». [ 8 ] и был связан с практикой поклонения шакьям дереву шака или сака . [ 1 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Шакья были восточной субгималайской этнической группой на периферии, как в географическом, так и в культурном отношении, восточной Гангской равнины в культурном регионе Большая Магадха . [ 9 ] [ 3 ] Шакья имели «смешанное происхождение» ( санкирна-йонаях ) индоарийского и мунда происхождения , причем первая группа составляла меньшинство. [ 9 ] Шакья были тесно связаны со своими восточными соседями, племенем Колия , с которым они вступали в брак. [ 10 ]
Гипотеза альтернативного происхождения
[ редактировать ]Такие ученые, как Майкл Витцель и Кристофер И. Беквит, приравняли шакьев к кочевникам Центральной Азии, которых называли скифами греки - индоарии , персами-ахеменидами - саками, а . саками Эти ученые предположили, что людьми Будды были сакские воины, прибывшие в Южную Азию в составе армии Дария Великого во время завоевания Ахеменидами долины Инда , и видели в скифо-сакском кочевничестве истоки странствующего аскетизма Будды. . [ 11 ] [ 12 ]
Ученые критикуют скифскую гипотезу из-за отсутствия доказательств, при этом Брайан Левман утверждает, что шакья были коренными жителями северо-восточной равнины Ганга и не имели никакого отношения к иранским сакам. [ 13 ]
Государственность
[ редактировать ]К шестому веку до нашей эры Шакья, Колия , Мория и Маллаки жили между территориями Каушальев на западе и Личчавиков и Вайдехов на востоке, отделяя таким образом Лигу Ваджика от королевства Косала. [ 2 ] К тому времени республика Шакья стала вассальным государством более крупного королевства Косала . [ 14 ] [ 15 ]
В самом пятом веке одним из членов правящей аристократической олигархии Шакья был Суддходана . Суддходана был женат на принцессе Майе , которая была дочерью знатного колия, а сыном Суддходаны и Майи был Сиддхартха Гаутама , исторический Будда и основатель буддизма . [ 2 ]
При жизни Будды вспыхнула вооруженная вражда между Шакьями и Колиями из-за вод реки Рохини, которая образовывала границу между двумя государствами и вода которой была необходима им обоим для орошения своих посевов. Вмешательство Будды наконец положило конец этим военным действиям. [ 2 ]
После смерти Будды Шакья потребовали часть его реликвий у Маллаков Кусинары на том основании, что он был Шакья. [ 2 ]
Завоевание действием
[ редактировать ]Вскоре после смерти Будды Каушальи царь Видудабха , свергнувший своего отца Пасенади , вторгся в республики Шакья и Колия, стремясь завоевать их территории, поскольку они когда-то были частью Косалы . Видудабха наконец одержал победу над шакьями и колиями и аннексировал их государство после долгой войны, повлекшей за собой массовые человеческие жертвы с обеих сторон. Подробности этой войны были преувеличены в более поздних буддийских отчетах, в которых утверждалось, что Видудабха истребил шакьев в отместку за то, что он выдал замуж за своего отца рабыню, которая стала матерью Видудабхи. В действительности вторжение Видудабхи в Шакью могло иметь мотивы, аналогичные завоеванию Лиги Ваджика родственником Видудабхи, Магадхи царем Аджатасатту , который, поскольку он был сыном принцессы Ваджики, поэтому интересовался территорией своей матери. Родина. Результатом вторжения Каушальи стало то, что Шакья и Колия просто потеряли политическое значение после того, как были присоединены к королевству Видудабхи. Тем не менее, шакья вскоре исчезли как этническая группа после их аннексии, впитавшись в население Косалы, и лишь несколько перемещенных семей позже сохранили идентичность шакья. Колия также исчезли как государство и как племя вскоре после их аннексии. [ 2 ] [ 10 ]
Огромные человеческие потери, понесенные Косалой во время завоевания Шакьи и Колии, настолько ослабили ее, что она сама вскоре была аннексирована своим восточным соседом, королевством Магадха , а ее король Видудабха был побежден и убит царем Магадхи Аджатасатту . [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]

В буддизме
[ редактировать ]Его последователи дали Будде эпитет «Мудрец Шакьев», Сакка-муни на пали и Шакья-муни на санскрите. [ 17 ]
Функционирование процессов на небесах Траястримша, которыми управляет Сакка , повелитель дэвов в буддийской космологии , построено по образцу Шакья -сантхагары или зала общих собраний. [ 2 ]
Заявления о происхождении
[ редактировать ]Народ тару из региона Тараи в Индии и Непале заявляет о своем происхождении от народа Сакья. [ 18 ] Значительная часть населения неваров в долины Катманду Непале использует фамилию Шакья, а также утверждает, что является потомками клана Шакья с такими титулами, как Шакьявамса (линия Шакья), которые использовались в прошлом. [ 19 ]
Согласно Хманнану Язавину , впервые опубликованному в 1823 году, легендарный король Абхияза , основавший королевство Тагаунг и бирманскую монархию, принадлежал к тому же клану Шакья Будды. [ 20 ] Он мигрировал в современную Бирму после аннексии королевства Шакья Косалой. В более ранних бирманских источниках говорилось, что он был потомком Пьюсавти , сына солнечного духа и принцессы драконов. [ 21 ]
Культура и общество
[ редактировать ]Этническая принадлежность
[ редактировать ]Шакья жили в том месте, которое ученые сейчас называют культурной зоной Большой Магадхи , которая располагалась на восточной равнине Ганги к востоку от слияния рек Ганги и Ямуны. Как и другие восточные группы региона Большой Магадхи, шакья были -йонайах («смешанного происхождения») и поэтому не принадлежали к организации чатурварна, из брахманов , состоящей кхаттий и , вессов санкирна судд социальной . В то время как неиндоарийские коренные кланы получали статус шудда , то есть рабов или слуг, коренные кланы, сотрудничавшие с индоарийскими кланами, имели статус хаттия . Буддийские сутты неоднозначно оценивают статус Будды, иногда называя его кшатрием, но в основном игнорируя систему варн. Кроме того, население Большой Магадхи не признавало верховенства брахманов над народами Арьяварты , а кхаттии считались высшими в обществах Большой Магадхи. [ 1 ]
Поэтому ведическая литература рассматривала население Большой Магадхи как существующее за пределами Арьяварты , а Манусмрити группировала вайдехов , магадхи , личчавиков и маллаков , которые были соседями шакья, как «неарийских» и рожденных от смешанные кастовые браки и Баудхайана-Дхармашастра . требовать от посетителей этих земель совершения очистительных жертвоприношений в качестве искупления. [ 1 ]
Этот негативный взгляд ведических народов на народы региона Большой Магадхи распространился и на шакьев, как записано в Амбаттха-сутте , согласно которой брахманы описывали шакьев как «свирепых, грубо говорящих, обидчивых и жестоких» и обвинил их в том, что они не чтят, не уважают, не уважают, не почитают и не воздают должного брахману из-за их «черного происхождения». [ 1 ]
Язык
[ редактировать ]Шакьянцы были, по крайней мере, двуязычными, находясь под лингвистическим влиянием языков мунда , о чем свидетельствуют многие из их деревень, носившие названия мундари, а также имя основателя их клана, которое было записано в санскритской форме Икшваку и палийской форме Оккака. , имеющий происхождение Мунда . [ 9 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Система классов
[ редактировать ]Общество Шакьев и Колий было стратифицированным, которое не принадлежало к организации чатурварны, из брахманов , состоящей кхаттий . , вессов социальной и судд слуги , а вместо этого состояло из аристократического класса кхаттий и раба или класс судды s, [ 1 ] сами включали, по крайней мере, аристократию, а также землевладельцев, обслуживающего персонала, рабочих и крепостных. [ 2 ] [ 10 ]
Землевладельцы носили титул бходжака , что буквально означает «обладатели (права на владение землей)» и используется в значении «главы». [ 2 ] [ 10 ]
Низшие классы общества шакья состояли из слуг, которых на пали называли каммакарами ( букв. « рабочие » ) и севаками ( букв. « крепостные » ), которые выполняли работу на фермах. [ 1 ] [ 10 ]
Административная структура
[ редактировать ]Сакья были организованы в ганасангху ( аристократическую олигархическую республику ), подобно Личчавикам . [ 2 ] [ 1 ]
Сборка
[ редактировать ]Главы кланов Сакьяхаттия Готамы должны были сформировать Ассамблею и носить титул раджа . Положение раджи передавалось по наследству и после смерти раджи переходило к его старшему сыну, который при его жизни носил титул упараджа («наместник»). [ 2 ] [ 6 ]
Политическая система Сакья была идентична системе Колия, и, как Колия и другие Ганасангхи , Ассамблея собиралась в сантхагаре , главный из которых находился в Капилаваттху, хотя по крайней мере еще одна сантхагара Сакья существовала в Катума. Судебные и законодательные функции Собрания Сакья не были четко разделены, и оно собиралось для обсуждения важных вопросов, касающихся государственных дел, таких как война, мир и союзы. Ассамблея Сакья обсуждала важные вопросы и имела простую систему голосования: либо поднимали руки, либо использовали деревянные щепки. [ 2 ]
Совет
[ редактировать ]Подобно другим ганасангам , Ассамблея Сакья собиралась редко и вместо этого имела внутренний и меньший по размеру Совет, который собирался чаще для управления республикой от имени Ассамблеи. Члены совета, называемые амакками , образовали коллегию, которая непосредственно ведала общественными делами республики. [ 2 ]
Махараджа ) (Консул
[ редактировать ]Главой республики Сакья был выборный вождь, который занимал первое место среди равных, подобно римским консулам и греческим архонтам , и чей президент имел титул махараджи . Махараджа . отвечал за управление республикой с помощью совета [ 2 ] [ 10 ]
Функционирование сборки
[ редактировать ]Когда проводились сессии Ассамблеи, раджи собирались в сантхагаре; в то время как четыре амакки были расставлены в четырех углах или сторонах зала, чтобы ясно и легко слышать речи раджей ; и консул раджа занял назначенное ему место и предложил вопросы для обсуждения, как только Ассамблея будет готова. [ 2 ]
В ходе заседания члены Ассамблеи выразили свои мнения, которые четыре амакки зафиксировали . Затем собрание было прервано, после чего протоколисты сверили свои записи, и все амакки вернулись и стали ждать решения протоколистов. [ 2 ]
Образ жизни
[ редактировать ]Аристократические брачные обычаи
[ редактировать ]Другим отражением неиндоарийских культурных практик шакьев была практика браков между братьями и сестрами среди их правящих кланов, которая была запрещена среди народов вайдика и представляла собой практику социального разграничения и сохранения власти внутри меньшей подгруппы шакьев. Клан Шакья, и поэтому не был разрешен среди низших классов Шакья. [ 1 ]
Религия
[ редактировать ]Поскольку шакья жили в культурной зоне Большой Магадхи , они следовали неведическим религиозным обычаям, которые резко отличались от брахманической традиции. [ 1 ] и даже ко времени Будды брахманизм и брахманы не приобрели религиозного или культурного перевеса в районе Большой Магадхи, к которому принадлежал Шакья. [ 22 ]
Именно в этой неведической культурной среде существовали движения Шраманы , одно из которых, буддизм , было основано Шакья Сиддхартхой Гаутамой, историческим Буддой . [ 1 ]
Поклонение Солнцу
[ редактировать ]Шакья поклонялись богу Солнца , которого считали своим предком. [ 23 ] вот почему клан Шакьяхаттия что принадлежит к Адикче ( Адитья на санскрите) утверждал , , [ 24 ] [ 25 ] и Сурьявамша ( «Солнечная династия»). [ 6 ]
Миф о происхождении
[ редактировать ]Клан Шакьяхаттия Оккака заявлял о своем происхождении от бога Солнца через его потомка, которого звали ( на пали ) и Икшваку (на санскрите ), и чьи восемь сыновей и дочерей-близнецов, состоявших в браке друг с другом, основали столицу Шакья и были предками племени. Это был миф о происхождении правящего статуса семей кхаттия клана Шакья, которые имели право быть представленными в сантагаре , часто были родственниками друг друга и владели прилегающими участками земли, таким образом устанавливая родство, что само по себе способствовало образуют права землевладения и, следовательно, политической власти. [ 6 ]
Этот миф был также основополагающим мифом о городе, который, как резиденция правящих семей клана, город, являвшийся центром политической и экономической деятельности, был связан с джанападой (территорией) этого клана и приравнивался к вся сама джанапада . [ 6 ]
Миф о том, что предками Шакья были четыре пары женатых братьев-близнецов, был мифом, который прослеживал происхождение правящих семей Шакья до общего предка, а также был мифом о ранней человеческой утопии, где люди рождались парами. [ 6 ]
Поклонение дереву
[ редактировать ]Важная роль дерева Сал в жизни Будды согласно буддийским текстам, а также его изображение в виде дерева Бодхи и его Просветление, произошедшее под одним из таких деревьев, позволяют предположить, что Шакья практиковали поклонение деревьям, обычай, вероятно, возникший из Религиозные обычаи мунда поклонения священным рощам и важная роль в их традициях дерева Сал, цветение которого знаменует начало праздников Нового года и Праздника цветов: племя Сантал поклоняется дереву Сал и собирается, чтобы принимать общественные решения под деревьями Сал. [ 1 ]
Важность древесных духов, называемых яккха и якхи на пали ( якша и якши является свидетельством поклонения этим существам, совершаемого в yakkha cetiyas . на санскрите) в ранних буддийских текстах , Поклонение якхам и якхи , имевшее доиндоарийское автохтонное происхождение, было распространено в регионе Большой Магадхи. [ 1 ]
Поклонение змеям
[ редактировать ]Царь нагов , который Мукалинда в буддийской мифологии защищал Будду во время бури под деревом мукалинда, был одновременно змеиным и древесным божеством, намекая таким образом на практику поклонения змеям среди шакьев, которая возникла у до- Индоарийское тибето-бирманское население севера Южной Азии. [ 1 ]
Погребальные обычаи
[ редактировать ]Ритуалы кремации шакьев, проводившиеся на похоронах Будды, как описано в буддийских текстах, включали в себя обертывание его тела в 500 слоев ткани, помещение его в железный чан, полный масла, в знак почета, а затем покрытие его еще один железный горшок перед кремацией. Эти обряды произошли от доиндоарийского автохтонного населения восточных равнин Ганга, как и такие практики, как почитание тела Будды пением, танцами и музыкой, а также помещение его костей в золотую урну, почитание эти останки и их захоронение в круглой ступе с центральной мачтой, флагами, вымпелами и зонтиками на общественном перекрестке - ритуалы, совершаемые доиндоарийское население для своих великих правителей. [ 1 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Левман 2014 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Шарма 1968 , с. 182-206.
- ^ Перейти обратно: а б Бронкхорст 2007 , с. 6.
- ^ Трейнор, К. (2010). «Капилавасту». В Киоуне, Д; Пребиш, К.С. (ред.). Энциклопедия буддизма . Милтон-Парк, Великобритания: Рутледж. стр. 436–7. ISBN 978-0-415-55624-8 .
- ^ Шарма 1968 , стр. 182–206.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Тапар 2013 , с. 392-399.
- ^ Флит, JF (1906). «Надпись на вазе Пиправа» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 38 (1): 149–180. дои : 10.1017/S0035869X00034079 . JSTOR 2521022 . S2CID 161625116 .
мы обнаруживаем лишь причудливое желание объяснить имя Сакья, отождествляя его со словом сакья , шакья , в смысле «способный, способный, умный». Но, заглянув глубже, мы обнаруживаем в намеке на сакасанду , сакаванасанду , тиковую рощу, истинное происхождение другого имени — Сакия, Шакия, Шакья.
- ^ Дуглас К., Адамс ; Мэллори, JP (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры . Великобритания: Рутледж. п. 208. ИСБН 978-1-884-96498-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с Левман 2014 : «Основатель клана Сакья, царь Икшваку (палий: Оккака) носит имя Мунда, что позволяет предположить, что сакья были, по крайней мере, двуязычными (Kuiper 1991, 7; Mayrhofer 1992, vol. 1, 185). Многие из Считается, что названия деревень Сакья по происхождению не относятся к IA (Томас 1960, 23), а само слово, обозначающее город или город (нагара; ср. деревню сакья Нагакара, местонахождение Кушасуннята Сутты), имеет дравидийское происхождение (Майрхофер 1963, т. 2, 125)».
------------------------------------------------------------------------------------------
«Клан Сакья ведет свое происхождение от царя Икшваку, чье имя имеет австро-азиатское происхождение Мунда (см. Выше, стр. 148). Хотя грубая речь сакьев и предки Мунда не доказывают, что они говорили на языке, не принадлежащем ИА, существует есть много других свидетельств того, что они действительно были отдельной этнической (и, вероятно, языковой) группой».
------------------------------------------------------------------------------------------
«Оккака был легендарным прародителем Сакья и носит имя предков Мунда» - ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шарма 1968 , с. 207-217.
- ^ Эттвуд, Джаярава (2012). «Возможное иранское происхождение шакьев и аспекты буддизма» . Журнал Оксфордского центра буддийских исследований . 3 : 47–69 . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Беквит, Кристофер И. (2015). Греческий Будда: встреча Пиррона с ранним буддизмом в Центральной Азии . Принстон, Нью-Джерси , США: Издательство Принстонского университета . стр. 1–21. ISBN 978-0-691-17632-1 .
- ^ Левман 2014 : «Однако свидетельств этой последней волны очень мало, и в ведических текстах нет никаких доказательств; что касается их западного происхождения, Витцель опирается на ссылку в Панини (4.2.131, madravrjyoḥ) на Вриджджи. в двойных отношениях с мадрасцами, живущими с северо-запада, и с маллами в Джайминии. Брахаманы (§198) возникли из праха Раджастхана . Ни сакья, ни какие-либо другие восточные племена не упоминаются, и, конечно, нет никаких доказательств того, что какое-либо из них является индоарийской группой . Я рассматриваю сакья и более поздние племена. Шаки как две отдельные группы, первая из которых является аборигеном».
- ^ Уолш, Морис (1995). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи (PDF) . Публикации мудрости. п. 409. ИСБН 0-86171-103-3 .
- ^ Batchelor 2015 , Глава 2, Раздел 2, 7-й абзац.
- ^ Леошко, Дженис (2017). Священные следы: британские исследования буддизма в Южной Азии . Рутледж. п. 64. ИСБН 9781351550307 .
- ^ Шарма 1968 , с. 159-168.
- ^ Скар, Х.О. (1995). «Мифы о происхождении: движение Джанаджати, местные традиции, национализм и идентичность в Непале» (PDF) . Вклад в непальские исследования . 22 (1): 31–42.
- ^ Геллнер, Дэвид (1989). «Буддийские монахи или родственники Будды? Размышления о титулах, традиционно используемых сакьями в долине Катманду» (PDF) . Кайлас – Журнал гималайских исследований . 15 :5–20.
- ^ Хла Пе, У (1985). Бирма: литература, историография, наука, язык, жизнь и буддизм . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 57. ИСБН 978-9971-98-800-5 .
- ^ Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. п. 196. ИСБН 978-0-521-80496-7 .
- ^ Бронкхорст, Йоханнес (2011). Буддизм в тени брахманизма . Лейден , Нидерланды; Бостон , США: Брилл . п. 1. ISBN 978-9-004-20140-8 .
- ^ Бэтчелор 2015 , с. 32-33.
- ^ Бэтчелор 2015 , с. 36.
- ^ Накамура, Хадзиме (2000). Готама Будда: Биография, основанная на наиболее достоверных текстах . Том. 1. Токио , Япония: Издательство Косей. п. 124. ИСБН 978-4-333-01893-2 .
Источники
[ редактировать ]- Бэтчелор, Стивен (2015). После буддизма: переосмысление Дхармы для светской эпохи . Нью-Хейвен, Коннектикут , США: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-21622-6 .
- Бронкхорст, Джон (2007). Большая Магадха, Исследования культуры ранней Индии . doi : 10.1163/eg.9789004157194.i-416 . ISBN 978-9-047-41965-5 .
- Левман, Брайан Г. (2014). «Культурные пережитки коренных народов в буддийских писаниях» . Обзор буддийских исследований . 30 (2): 145–180. дои : 10.1558/bsrv.v30i2.145 . Проверено 4 июня 2022 г.
- Шарма, JP (1968). Республики в Древней Индии, ок. 1500 г. до н. э. – 500 г. до н. э . Лейден , Нидерланды: Э.Дж. Брилл . ISBN 978-9-004-02015-3 .
- Тапар, Ромила (2013). Прошлое перед нами . Кембридж , Массачусетс , США : Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-72651-2 .