Jump to content

Перпендикулярная готика

Часовня Королевского колледжа, Кембридж , Большое восточное окно ( четырехцентровая арка , прямые стойки и фрамуги )
Алтарь . Глостерского собора ( ок. 1337–1357 )

Перпендикулярная готическая (также перпендикулярная , прямолинейная или третья остроконечная ) архитектура была третьим и последним стилем английской готической архитектуры, разработанным в Королевстве Англии в период позднего средневековья , для которого характерны большие окна, четырехцентровые арки , прямые вертикальные и горизонтальные линии. в узоре и регулярных прямоугольных панелях с аркой. [1] [2] Перпендикулярный стиль был преобладающим стилем поздней готики в Англии с 14 по 17 век. [1] [2] Перпендикуляр был уникальным для этой страны: его эквивалента не возникло ни в континентальной Европе , ни где-либо еще на Британских островах . [1] Из всех готических архитектурных стилей Перпендикуляр был первым, кто испытал вторую волну популярности с 18-го века в архитектуре неоготического возрождения . [1]

используемые Заостренные арки, в «Перпендикуляре», часто представляли собой четырехцентровые арки , что позволяло им быть более широкими и плоскими, чем в других готических стилях. [1] Перпендикулярный узор характеризуется стойками , которые поднимаются вертикально до потолка окна, с горизонтальными фрамугами, часто украшенными миниатюрными зубцами . [1] Глухие панели, закрывающие стены, продолжали четкие прямые линии вертикалей и горизонталей, установленные узором. наряду с уплощенными арками и крышами были зубцы, карнизы своды . , лиернские и веерные Типичными стилистическими особенностями [1]

Первое здание в перпендикулярном стиле было спроектировано в ок. 1332 год , Уильям де Рэмси : дом капитула Старого собора Святого Павла , собора епископа лондонского . [1] Ранними примерами являются алтарь ( Глостерского собора 1337–1357 ок. ) 14 века и его последние монастыри . [1] Часто использовались четырехцентровые арки, а лиернские своды , замеченные в ранних зданиях, были преобразованы в веерные своды , сначала в последнем доме капитула Херефордского собора XIV века (снесен в 1769 году) и монастырях в Глостере , а затем в Реджинальда Эли . Королевском соборе Часовня колледжа в Кембридже (1446–1461) и часовня Генриха VII братьев Роберта Вертю ( Уильяма и ок . 1503–1512 ) в Вестминстерском аббатстве . [1] [3] [4]

Книга архитектора и искусствоведа Рикмана Томаса «Попытка различить стиль архитектуры в Англии» , впервые опубликованная в 1812 году, разделила готическую архитектуру Британских островов на три стилистических периода. [5] Третий и последний стиль – Перпендикулярный – Рикман охарактеризовал как принадлежащий в основном зданиям, построенным со времен правления Ричарда II ( годы правления 1377–1399 ) до правления Генриха VIII ( годы правления 1509–1547 ). [5] С 15-го века, при Доме Тюдоров , преобладающий перпендикулярный стиль широко известен как архитектура Тюдоров , на смену которому в конечном итоге пришли елизаветинская архитектура и архитектура эпохи Возрождения при Елизавете I ( годы правления 1558–1603 ). [6] Рикман исключил из своей схемы большинство новых зданий после правления Генриха VIII, назвав стиль «пристроек и перестроек» конца 16-го и начала 17-го веков «часто сильно униженным». [5]

Перпендикуляр следовал стилю украшенной готики (или второго остроконечного) и предшествовал появлению элементов эпохи Возрождения в тюдоровской и елизаветинской архитектуре. [7] Как стиль поздней готики, современник Яркого во Франции и других странах Европы, расцвет Перпендикуляра традиционно датируется периодом с 1377 по 1547 год, или с начала правления Ричарда II до начала правления Эдуарда VI . [8] Хотя этот стиль редко появлялся на европейском континенте, он доминировал в Англии до середины 16 века. [9]

Дом капитула Уильяма де Рэмси ( ок. 1332 г. ) в Старом соборе Святого Павла ( Вацлав Холлар )
Четырехцентровое арочное западное окно часовни Святого Георгия, Виндзорский замок
Могила Эдуарда II в Глостерском соборе

В 1906 году Уильям Летаби , инспектор ткани Вестминстерского аббатства, предположил, что происхождение перпендикулярного стиля следует искать не в Глостере двор Дома Плантагенетов. XIV века, как традиционно утверждалось, а в Лондоне, где находился базируется в Вестминстерском дворце рядом с Вестминстерским аббатством . [10] Лондонский собор, епископская кафедра третьего по старшинству епископа англиканской церкви , тогда назывался Старым собором Святого Павла . По словам историка архитектуры Джона Харви , восьмиугольный дом капитула собора Святого Павла, построенный около 1332 года Уильямом Рэмси собора для каноников , был самым ранним примером перпендикулярной готики. [11] [12] Алек Клифтон-Тейлор согласился с тем, что дом капитула Святого Павла и часовня Святого Стефана в Вестминстерском дворце появились раньше ранних перпендикулярных работ в Глостере. [13] В начале 21 века очертания фундамента капитула стали видны на реконструированном южном погосте нынешнего собора 17 века. [14]

Дом капитула собора Святого Павла был построен под руководством Уильяма де Рэмси, который работал на ранних этапах строительства еще незавершенной часовни Святого Стефана. Рэмси расширил каменные стойки окон вниз по стенам. Вверху каждого окна он сделал четырехцентровую арку, которая стала отличительной особенностью «Перпендикуляра». [11] [9] Как и остальная часть Старого собора Святого Павла, дом капитула был разрушен Великим лондонским пожаром в 1666 году.

Элементы раннего перпендикуляра также известны из часовни Святого Стефана в Вестминстерском дворце, небной часовне, построенной королем Эдуардом I по образцу Сент-Шапель во Дворце Сите в средневековом Париже . [11] Он строился поэтапно в течение длительного периода, с 1292 по 1348 год, хотя сегодня существует только склеп. Архитектором первого здания был Майкл Кентерберийский , за которым в 1323 году последовал его сын Томас. Одной из оригинальных декоративных особенностей был своеобразный слепой узор; глухие вертикальные панели с заостренными или угловатыми вершинами в интерьере; а снаружи тонкие каменные стойки или ребра, идущие вниз под окнами, создавая перпендикулярные пространства. Они стали наиболее характерной чертой стиля. [9]

Самый ранний перпендикуляр в крупной церкви - это хор Глостерского собора (1337–1350 гг.), построенный, когда южный трансепт и хор тогдашней церкви бенедиктинского аббатства (Глостер не был епископством до роспуска монастырей ) были перестроены в 1331–1331 гг. 1350. Вероятно, это была работа одного из королевских архитекторов, либо Уильяма де Рэмси, который работал над зданием капитула лондонского собора, либо Томаса Кентерберийского, который был архитектором короля, когда было начато строительство трансепта Глостерского собора. Архитектор сохранил оригинальные стены XI века, покрыв их яркими стойками и панелями. Восточное окно хора Глостера имеет тюдоровскую арку, заполняющую стену стеклом. Узор окна соответствует узору на стенах. [15]

Во время правления Эдуарда III этот стиль начал доминировать при дворе, особенно при реконструкции Виндзорского замка, где Джон Спонли спроектировал здания для воплощения неоартурианских фантазий Эдварда. Из них сохранились Монастырь Декана и Воздушное крыльцо, в которых можно увидеть ранний перпендикулярный слепой узор и лиернские своды. [16]

Стиль достиг зрелости при Генри Йевеле и Уильяме Винфорде в конце 14 века. Йевель проектировал произведения для короля и двора, такие как Вестминстер-холл , Портчестерский замок и нефы Вестминстерского аббатства и Кентерберийского собора , в то время как Уинфорд преимущественно работал на епископа Уикхэма Винчестерского над нефом самого собора , а также над его образовательными фондами Нью -Йорка. Колледж, Оксфордский и Винчестерский колледж . [17] К 1400 году этот стиль был широко распространен по всей стране, от Мелроуза в Шотландии до Уэллса в Сомерсете.

При благочестивом Генрихе VI официальный стиль двора стал относительно строгим, как это видно в часовнях Королевского колледжа, Кембриджа и Итон-колледжа . [18] Однако первоначальные замыслы обоих зданий теперь неясны, поскольку строительные работы продолжались еще долгое время после свержения короля, а изменения в дизайне привели к увеличению украшений. Тот же процесс произошел в Школе богословия в Оксфорде .

В конце 15 века маятник качнулся обратно в сторону развития, особенно при Тюдорах. Джон Харви считал это изменение достаточно значительным, чтобы заслужить рассмотрение Тюдоровской готики как отдельного стиля. [19] с большим континентальным влиянием, но эта позиция не получила широкого распространения. В этот период были построены многие из самых великолепных сводов, например, Джоном Уэстелом в аббатстве Питерборо (ныне собор) и часовне Королевского колледжа. Оба они были простыми веерными сводами , но своего апогея достигли и подвесные своды над монастырем Святого Фридесвида (ныне Оксфордский собор ) и часовней Генриха VII в Вестминстерском аббатстве, ярким примером позднего перпендикулярного стиля. Другим важным примером является часовня Святого Георгия в Виндзорском замке , строительство которой началось в 1475 году. Свод часовни был передан мастеру-каменщику Джону Эйлмеру в 1506 году. [20]

Глостерского собора Женская часовня

Характеристики

[ редактировать ]
  • Башни были исключительно высокими и часто имели зубцы. Шпили встречались реже, чем в более ранние периоды. Контрфорсы часто размещались по углам башни, что было лучшим местом для обеспечения максимальной поддержки. Известные перпендикулярные башни включают башни Йоркского собора и Глостерского собора, а также церкви Бостона (Линкольншир). [ нужны разъяснения ] , Рексхэм и Тонтон. [21]
  • Витражи были настолько большими, что стены между ними превратились в опоры. К окнам часто приходилось добавлять горизонтальные стойки, называемые «фрамугами», чтобы придать им большую устойчивость. [22]
  • Узор был главной особенностью украшения. В более крупных церквях вся поверхность от земли до вершины, включая зубчатые стены, была покрыта ажурными панелями, состоящими из тонких каменных стоек. Он также часто появлялся в интерьере и часто переносил узоры оконного узора на пол. [21] Узоры были менее разнообразными и включали три основных типа: угловатую сетку, распространенную на западе Англии, узоры на панелях, наблюдаемые на востоке, и придворный стиль, характеризующийся подарками, заполненными перевернутыми кинжалами в боковых фонарях. [23]
  • Крыши часто делались из свинца и обычно имели пологий уклон, чтобы по ним было легче ходить. [ нужна ссылка ] . Деревянная крыша внутри часто была видна снизу и имела декоративные опоры. [21] В этот период крыша с молотковыми балками использовалась в некоторых престижных зданиях.
  • Каменные своды часто были сложными и очень декоративными. Наиболее распространенными типами крупных зданий были веерные и лиернские своды , оба из которых могли быть дополнительно дополнены подвесками. Увеличенному весу сводов, вызванному орнаментом, противодействовали более крупные контрфорсы снаружи. [21]
  • Колонны обычно имели восьмиугольное сечение, с восьмиугольными основаниями и капителями. В больших церквях валы были обычным явлением, и их можно было поднять над капителями, чтобы объединить высоту по вертикали. Капители обычно украшались лепными или резными дубовыми листьями, или кронштейнами из щитов или гербовых символов, или розой Тюдоров . [24] В более продвинутых зданиях капители стали менее заметными.
  • четвертого центра Арки или арки Тюдоров обычно использовались в окнах и узорах, а также для сводов и дверных проемов, хотя двухцентровая арка доминировала до позднего периода.
  • Интерьеры были украшены богатой резьбой по дереву , особенно в хорах, где на концах скамейки часто были вырезаны гротескные фигуры, называемые «маковыми головками», от французского : poupée , букв. 'кукла'. [24] Кафедры и скамейки стали более распространены в церквях, поскольку проповедям стало уделяться больше внимания. Часовни появились в крупных церквях либо в виде закрытых секций, либо в виде структурных изданий, финансируемых богатыми людьми или гильдиями.
  • Вестминстерский дворец , часовня Святого Стефана (в значительной степени разрушена), Вестминстерский зал
  • Старый собор Святого Павла, Лондон , Дом капитула (разрушен)
  • Глостерский собор , переделка трансептов, хор и пресвитерий, монастырь, башня, часовня Леди, западный фасад
  • Херефордский собор , Дом капитула (разрушен)
  • Виндзорский замок , монастырь Дина, часовня Святого Георгия.
  • Вестминстерское аббатство , монастырь (серьезно отреставрированный), неф, часовня Генриха VI, часовня Генриха VII.
  • Винчестерский собор , западный фасад, переделка нефа, хор
  • Кентерберийский собор , неф, монастырь, реконструкция Дома капитула, юго-западная башня, башня Белл Гарри, ворота Крайстчерч
  • Новый колледж, Оксфорд
  • Винчестерский колледж
  • Королевский колледж, Кембридж , Часовня
  • Итонский колледж
  • Мейдстонский колледж
  • Нориджский собор , монастырь, хоровой фонарь, своды, шпиль
  • Йоркский собор , ретрохор, хор, башни
  • Даремский собор , центральная башня
  • Таттерсхолл , башня замка и коллегиальная церковь
  • Ковентриский собор (бывшая церковь Святого Михаила, ныне в руинах)
  • Колледж Магдалины, Оксфорд
  • Церковь Христа, Оксфорд , свод собора, Том Квад (так и не был полностью завершен)
  • Церковь Святой Марии, Уорик , хор и часовня Бофорта
  • Питерборо собор , новое здание (ретрохор)
  • Большой Малвернский монастырь , все, кроме аркад нефа.
  • Мелроуз Эбби , пресвитерия
  • Церковь Лавенхема
  • Церковь Лонг Мелфорд
  • Батское аббатство
  • Манчестерский собор
  • Поместье Саут-Вингфилд
  • Дворец Хэмптон-Корт (с некоторым влиянием раннего Возрождения)
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Перпендикуляр» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN  978-0-19-967498-5 , получено 16 мая 2020 г.
  2. ^ Jump up to: а б Фрейзер, Мюррей, изд. (2018), «Перпендикулярная готика» , Глоссарий сэра Банистера Флетчера , Королевский институт британских архитекторов и Лондонский университет , doi : 10.5040/9781350122741.1001816 , ISBN  978-1-350-12274-1 , получено 26 августа 2020 г. , английская идиома примерно с 1330 по 1640 год, характеризующаяся большими окнами, регулярностью декоративных деталей и решетками панелей, простирающихся над стенами, окнами и сводами.
  3. ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Эли, Реджинальд» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN  978-0-19-967498-5 , получено 16 мая 2020 г.
  4. ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Вертю, Роберт» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN  978-0-19-967498-5 , получено 16 мая 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Рикман, Томас (1848) [1812]. Попытка различить стили архитектуры в Англии: от завоевания к Реформации (5-е изд.). Лондон: Дж. Х. Паркер. стр. lxiii.
  6. ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Тюдор» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN  978-0-19-967498-5 , получено 9 апреля 2020 г.
  7. Онлайн-энциклопедия Britannica, «Перпендикулярная готика», получено 19 августа 2020 г.
  8. ^ Смит 1922 , с. лок. 204.
  9. ^ Jump up to: а б с Уоткин 1986 , с. 152.
  10. ^ Летаби, Уильям Ричард (1906). Вестминстерское аббатство и королевские мастера: исследование средневекового здания . Э.П. Даттон. ISBN  978-0-405-08745-5 .
  11. ^ Jump up to: а б с Харви, Джон Х. (1946). «Часовня Святого Стефана и происхождение перпендикулярного стиля» . Журнал Burlington для ценителей . 88 (521): 192–199. ISSN   0951-0788 . JSTOR   869300 .
  12. ^ Харви, Джон Хупер (1978). Перпендикулярный стиль, 1330-1485 гг . Лондон: Бэтсфорд. п. 105. ИСБН  978-0-7134-1610-7 .
  13. ^ Клифтон-Тейлор, Алек (1967). Соборы Англии . Мир искусства. Лондон: Темза и Гудзон. п. 196. ИСБН  0-500-20062-9 . ОСЛК   2631377 .
  14. ^ Петеркин, Том (4 июня 2008 г.). «Собор Святого Павла открывает новое Южное кладбище» . «Дейли телеграф» . ISSN   0307-1235 . Архивировано из оригинала 12 января 2022 г. Проверено 28 августа 2020 г.
  15. ^ Уоткин 1986 , с. 153.
  16. ^ Харви, Джон (1978). Перпендикулярный стиль . Лондон: Бэтсфорд. п. 84. ИСБН  0 7134 1610 6 .
  17. ^ Харви, Джон (1978). Перпендикулярный стиль . Лондон: Бэтсфорд. стр. 97–136. ISBN  0 7134 1610 6 .
  18. ^ Харви, Джон (1978). Перпендикулярный стиль . Лондон: Бэтсфорд. стр. 185–186. ISBN  0 7134 1610 6 .
  19. ^ Харви, Джон (1978). Перпендикулярный стиль . Лондон: Бэтсфорд. п. 13. ISBN  0 7134 1610 6 .
  20. ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен, ред. (2015), «Эйлмер, Джон» , Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (3-е изд.), Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780199674985.001.0001 , ISBN  978-0-19-967498-5 , получено 16 мая 2020 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д Смит 1922 , 335.
  22. ^ Смит 1922 , 327.
  23. ^ Харви, Джон (1978). Перпендикулярный стиль . Лондон: Бэтсфорд. стр. 63, 71, 153. ISBN.  0 7134 1610 6 .
  24. ^ Jump up to: а б Смит 1922 , 352.

Библиография

[ редактировать ]
  • Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN  0-7126-1279-3 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c168b8e601db1db8e0361f4144151da9__1709491800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/a9/c168b8e601db1db8e0361f4144151da9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Perpendicular Gothic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)