Jump to content

Битва при Ко Чанге

Координаты : 12 ° 00'04 "N 102 ° 27'04" E  /  12,001 ° N 102,451 ° E  / 12,001; 102,451
(Перенаправлено из «Битвы при Ко Чанге »)
Битва при Ко Чанге
Часть франко-тайской войны , Французский Индокитай во Второй мировой войне , Юго-Восточноазиатский театр Второй мировой войны и Тихоокеанский театр Второй мировой войны.

Карта битвы при Ко Чанге.
Дата 17 января 1941 г.
Расположение
Результат

Французская победа

  • Дипломатическое вмешательство Японии привело к прекращению огня [1]
Воюющие стороны

 Виши Франция

 Таиланд
Командиры и лидеры
Режис Беренжер Луанг П. Вирафан  
Сила
1 легкий крейсер
4 уведомления
9 самолетов
950 человек [2]
3 корабля береговой обороны [2]
2 уведомления [2]
Жертвы и потери
Никто [2] 36 убитых (тайские данные) [3] [4]
~300 убитых (по оценкам Франции) [2]
3 торпедных катера потоплены [2]
1 корабль береговой обороны остановлен [Примечание 1]
ограниченный ущерб береговым сооружениям [5]

Битва при Ко Чанге произошла 17 января 1941 года во время франко-тайской войны , в ходе которой флотилия французских военных кораблей атаковала меньший отряд тайских судов, включая корабль береговой обороны . Битва привела к тактической победе французского флота над Королевским флотом Таиланда, хотя стратегический результат оспаривается. Японцы вмешались дипломатически и выступили посредниками в прекращении огня, что было в пользу Таиланда, поскольку все спорные территории во французском Индокитае были переданы Вишистской Францией Таиланду. [6] : 22  [7] : 78  В итоге два тайских корабля были потоплены, а один получил серьезные повреждения. В течение месяца после помолвки французы и тайцы заключили мир, положивший конец войне.

Ситуация

[ редактировать ]

Франко -тайская война складывалась довольно неудачно для французских сухопутных войск, которые были плохо подготовлены к борьбе с более крупной тайской армией .Французский генерал-губернатор Индокитая и главнокомандующий военно-морскими силами адмирал Жан Деку решил, что лучшим шансом Индокитая остановить вторжения будет попытка нападения с моря на флот Таиланда и прибрежные города. Это расчистило бы путь для бомбардировочных миссий для поддержки контрнаступления вдоль камбоджийской границы.

Тайский флот

[ редактировать ]
HTMS Тонбури

Несмотря на сравнительно небольшой размер, Королевский флот Таиланда был модернизирован за счет недавнего приобретения судов из Японии и Италии. Тайский флот был сосредоточен на двух бронированных кораблях береговой обороны японской постройки — HTMS Thonburi и Sri Ayudhya — водоизмещением 2500 длинных тонн (2540 т) и вооруженных четырьмя 8-дюймовыми (203-мм) орудиями в двух двухорудийных башнях . Эти корабли были построены в конце 1930-х годов. В его состав также входили две старые «Раттанакосиндра» класса канонерские лодки с парой 6-дюймовых (152-мм) орудий каждая, построенные в Великобритании в середине 1920-х годов. Флот также имел двенадцать торпедных катеров и четыре подводные лодки .

Кроме того, Королевских ВВС Таиланда в составе Mitsubishi Ki-30 ( союзное название «Энн») было более 140 самолетов, в том числе относительно современные легкие бомбардировщики , которые широко применялись против французов во время войны. Эти самолеты были вполне способны сорвать любую французскую военно-морскую операцию, которая могла быть проведена. Другие менее боеспособные самолеты в тайском арсенале включали истребители P-36 Hawk , 70 бипланов Chance-Vought O2U-2 Corsair , шесть бомбардировщиков Martin B-10 и несколько учебно-тренировочных самолетов Avro 504 .

Французский флот

[ редактировать ]
Ламотт-Пике

Адмирал Жан Деку сформировал небольшую эскадру под названием Groupe Causenel (специальная группа) 9 декабря 1940 года в заливе Камрань , к северу от Сайгона. Командованием он поставил капитана Режиса Беренжера.

В состав эскадрильи входили:

  • легкий крейсер Ламот-Пике : легкий крейсер постройки 1923 года. Корабль был быстрым, но плохо бронированным.
  • современные авизо Дюмон д'Юрвиль и Амирал Шарнер . Эти корабли были специально разработаны для колониальной службы и могли принять на борт роту пехоты. Они были очень легковооружены и без доспехов.
  • старые ависос Тахуре и Марна .

Прикрытия с воздуха не было, за исключением девяти гидросамолетов «Луара-130» , базировавшихся в Реаме , которые обеспечивали разведку. Дополнительную разведку провели три прибрежных исследовательских судна, а разведданные были получены от местных рыбаков.

План атаки

[ редактировать ]

Эскадрилья Беренжера начала тренировочные маневры в заливе Камрань вскоре после сбора. 13 января 1941 года адмирал Деку официально потребовал, чтобы Беранжер возглавил эскадру против ВМС Таиланда для поддержки наземного наступления, запланированного на 16 января. Сухопутные действия были призваны оттеснить сухопутные войска Таиланда, наступавшие вдоль побережья. Из-за разной скорости французских кораблей Беранжер отправил вперед более медленные шлюпы, а сам остался в Сайгоне, чтобы завершить последние элементы плана.

Готовилось несколько вариантов: Адмиралтейство Франции дало добро на использование военно-морских сил для поддержки армии. На заключительном совещании по планированию, состоявшемся 13 января, исполнение было немедленно отложено на 24 часа. Как только планы были завершены, Беранже отплыл в Ламот-Пике . Задержка в начале операции позволила ему дозаправиться на мысе Сен-Жак перед встречей с более медленными кораблями в 16:00 15 января, в 20 милях (17 морских миль ; 32 км ) к северу от Пуло Кондора .

Приказ адмирала Деку был прост: «Атаковать сиамские прибрежные города от Районга до границы с Камбоджей, чтобы заставить сиамское правительство отвести свои войска от границы с Камбоджей». Вечером 15 января, после последнего совещания на борту флагмана , эскадра снялась с якоря в 21:15 и приблизилась к тайскому побережью на скорости 14 узлов (16 миль в час; 26 км/ч), максимальной скорости шлюпа. Французские корабли остались незамеченными, когда вошли в Сиамский залив , но их карьере повезло меньше. «Луара-130» из Реама завершила обход побережья от Трата до Саттахипа . Они заметили один корабль береговой обороны и один торпедный катер у Ко Чанга , а также одну канонерскую лодку, четыре торпедных катера и две подводные лодки у Саттахипа .

Их отчет был направлен в штаб морской пехоты в Сайгоне, который повторно передал его Ламотт-Пике . Беренжер обдумал свои варианты и решил на рассвете атаковать тайские корабли у Ко Чанга. Он проигнорировал Саттахип, потому что шлюпы смогут добраться до него только позже в тот же день, когда элемент внезапности уже будет потерян. Кроме того, сила обороны гавани Саттахипа была неизвестна. Тайские военно-морские силы на Ко Чанге были слабее и, следовательно, давали больше шансов на победу.

Беренжер подошел к Ко Чангу на рассвете с юго-запада. Поскольку якорная стоянка была окружена островами и островками, многие из которых имели высоту более 200 метров (660 футов), эскадра разделилась и использовала прикрытие островов для сосредоточения огня по частям тайской эскадры, а также прикрывая все пути к бегству. Самый восточный канал был наиболее вероятным маршрутом прорыва. Это был наиболее подходящий маршрут, и здесь разведка разместила крупнейшие тайские корабли. Ламот-Пике направился к восточной стороне якорной стоянки, чтобы заблокировать путь, в то время как шлюпы блокировали центр и обстреливали там тайские корабли. Меньшие французские корабли были сосредоточены на западе.

Амирал Чарнер

Французская эскадра подошла к стоянке в 05:30 17 января. В 05:45 они разделились на три группы, как и планировалось: Ламотт-Пике направился к восточной части якорной стоянки, Дюмон д'Юрвиль и Амирал Шарнер продолжили движение к центральной позиции, а Тахюр и Марн направились к западной стороне. Условия были идеальные. Погода была прекрасная, море спокойное и почти ровное. Восход солнца был в 06:30, и сцена была освещена лишь первыми лучами света на горизонте и тусклым лунным светом.

Была организована последняя воздушная разведка района цели с использованием одного из самолетов Loire 130, базировавшихся на базе Ream. У Ламотт-Пике было два таких самолета, но их не удалось запустить из-за проблем с катапультами. В 06:05 «Луара-130» пролетела над стоянкой и сообщила о двух торпедных катерах. Для французов это стало неприятным сюрпризом. Предыдущие сообщения заставили их поверить, что присутствовал только один, но ночью HTMS Chonburi прибыл , чтобы сменить HTMS Chantaburi , который позже в тот же день вернулся в Саттахип для ремонта.

Как только их присутствие было передано Ламотт-Пике , самолеты предприняли попытку бомбардировки, но были отброшены сильным шквалом зенитного огня. Эффект от этой миссии был обоюдоострым. Французы теперь осознавали, с чем им предстоит столкнуться, но элемент неожиданности был упущен, и до восхода солнца оставалось тридцать минут. Застигнутые врасплох экипажи тайских кораблей отчаянно начали поднимать пар и приготовились снять якоря. Однако оба миноносца вскоре были потоплены сильным артиллерийским огнем Ламот-Пике . Крейсер также уничтожил береговой наблюдательный пункт, не позволив тайцам быстро передать информацию своим военно-воздушным силам в Чантабуне. [5]

В 06:38 наблюдатели на борту «Ламот-Пике» заметили корабль береговой обороны HTMS Thonburi , направлявшийся на северо-запад, на расстоянии 10 000 метров (11 000 ярдов). Начался непрерывный бой, огонь обоих кораблей часто блокировался высокими островками. Огонь с тайского корабля был сильным, но неточным. К 07:15 на Тонбури можно было увидеть пожары , которые затем оказались в бою не только с крейсером, но и со шлюпами. В начале боя удачный выстрел Ламотт-Пике убил капитана Тонбури , командующего Луанга Фрома Вирафана , и сорвал ее операции. Полагая, что у них больше шансов повредить меньшие французские корабли, тайцы перенесли огонь на «Амирал Чарнер» , который вскоре обнаружил, что вокруг него падали 8-дюймовые залпы.

Тонбури перевел огонь обратно на Ламотт-Пике после того, как залп французского крейсера вывел из строя ее кормовую башню. Вскоре она достигла безопасного мелководья, куда французские корабли не могли войти из-за боязни сесть на мель, но Тонбури уже яростно горел и сильно кренился на правый борт. Ее оставшаяся башня была заклинена и не могла вести огонь, если маневры корабля не приведут ее в подходящее положение. В 07:50 Ламотт-Пике произвел последний залп торпед на высоте 15 000 метров (16 000 ярдов), но потерял из виду Тонбури за островом, с которого не было замечено ее выхода.

В 08:40 Беранжер приказал эскадрилье отправиться домой, но это совпало с началом ожидаемых тайских воздушных атак. Тайские самолеты сбросили несколько бомб недалеко от Ламот-Пике и нанесли одно прямое попадание; однако бомба не взорвалась. Ламот-Пике открыли Зенитные орудия энергичный заградительный огонь, и дальнейшие атаки не увенчались успехом. Последний рейд произошел в 09:40, после чего французская эскадра вернулась в Сайгон.

Последствия

[ редактировать ]
Мемориал HTMS Тонбури , Королевская военно-морская академия Таиланда , Самутпракан , Таиланд
Мемориальная доска в память о битве

Французы оставили после себя картину тотального опустошения. Тонбури был сильно поврежден и приземлился на песчаной косе в устье реки Чантабури , погибло около 20 человек. Тайский транспорт HTMS Chang прибыл на Ко Чанг вскоре после ухода французов и взял Тонбури на буксир, прежде чем намеренно снова сесть на мель в Лаем Нгопе . [3] Корабль перевернулся на мелководье.

Торпедный катер «Чонбури» был потоплен с потерей двух человек, как и HTMS «Сонгкхла» с четырнадцатью погибшими. Выживших спасли миноносец HTMS Rayong , минный заградитель HTMS Nhong Sarhai и рыболовное судно Thiew Uthok . Эти три корабля, укрывшиеся к северу от Ко Чанга, предпочли не выходить из укрытия и не были замечены французами. С другой стороны, французские моряки были в восторге, полагая, что они нанесли решающее поражение, не понеся при этом значительных потерь: погибло всего 11 человек.

У французов не было времени воспользоваться своим успехом. Опасаясь, что любые дальнейшие действия французов могут повернуть вспять тайское вторжение , японское правительство предложило выступить посредником в мирном урегулировании. [1] Соглашение в конечном итоге подтвердило аннексию Таиландом территорий, которые они потеряли во Франции в конце 19 века. Однако даже этот временный мир продлился недолго, поскольку Императорская японская армия вторглась в Таиланд в декабре того же года в рамках своей попытки захватить Британскую Малайю . По окончании Второй мировой войны Таиланд был вынужден вернуть все свои недолговечные завоевания Французскому Индокитаю.

Позже Тонбури был поднят Королевским военно-морским флотом Таиланда. Он был отремонтирован в Японии и использовался в качестве учебного корабля , пока не был окончательно списан. Ее орудия и мост сохранены как мемориал в Королевской военно-морской академии Таиланда в Самутпракане .

В ходе расследования после боевых действий ВМС Таиланда заявили, основываясь на заявлениях тайских моряков и рыбаков вокруг Ко Чанга, а также торговых судов в Сайгоне был нанесен серьезный ущерб . , что, как было замечено, Ламотт-Пике и ее эскадре [3] В отчете утверждалось, что экипаж «Ламот-Пике» провел всю следующую ночь, устраняя повреждения. Подобные заявления не упоминаются ни во французской документации, ни в судовых журналах.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ HTMS Thonburi позже перевернулся из-за боевых повреждений, прежде чем был снят с мели и отремонтирован.
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Осень, стр.22. «На море один старый французский крейсер потопил треть всего тайского флота... Япония, видя, что война оборачивается против его ученика и союзника, навязала свое «посредничество» между двумя сторонами».
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Журну, Пьер (2012). Против Франции, победа Таиса (8-е изд.). ru:Войны и история . п. 72.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Морское сражение у Ко Чанга. Архивировано 9 апреля 2016 г. на сайте Wayback Machine navy.mi.th.
  4. ^ Лидтке, Марсель. Таиланд – Восток (английское издание): столичный регион Бангкока и Паттайи
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Битва при Ко Чанге (январь 1941 г.)» netmarine.net
  6. ^ Фолл, Бернард Б. (1994). Улица без радости: разгром Франции в Индокитае . Книги Стэкпола. ISBN  0-8117-1700-3 .
  7. ^ Виндроу, Мартин (2004). Последняя долина . Вайденфельд и Николсон. ISBN  0-306-81386-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Гуильини, Жан (1990). «Резюме битвы при Ко-Чанге». Военный корабль Интернешнл . ХXVII (2). Перевод Макферсона, КР: 135–140. ISSN   0043-0374 .
  • Роме, контр-адмирал Поль, Забытые на краю света: дневник моряка из Индокитая 1939–1941 гг ., 1998 г. Данклау, Динар, Франция.
[ редактировать ]

 WikiMiniAtlas
12 ° 00'04 "N 102 ° 27'04" E  /  12,001 ° N 102,451 ° E  / 12,001; 102,451

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c660943154bf408f75e6057baf95528b__1716838320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/8b/c660943154bf408f75e6057baf95528b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Battle of Ko Chang - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)