Ветер и Лев
Ветер и Лев | |
---|---|
![]() Предварительный рекламный постер | |
Режиссер | Джон Милиус |
Написал | Джон Милиус |
Продюсер: | Херб Яффе |
В главных ролях | |
Кинематография | Билли Уильямс |
Под редакцией | Роберт Л. Вулф |
Музыка | Джерри Голдсмит |
Производство компании | Метро-Голдвин-Майер Херб Яффе Продакшнс |
Распространено |
|
Дата выпуска |
|
Время работы | 119 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 4,5 миллиона долларов [1] или 4,2 миллиона долларов [2] |
Театральная касса | 9,2 миллиона долларов (аренда) [3] |
«Ветер и лев» — американский эпический историко- приключенческий фильм 1975 года , сценарий и режиссёр Джон Милиус , в главных ролях — Шон Коннери , Кэндис Берген , Брайан Кит и Джон Хьюстон . Фильм основан на реальном деле Пердикариса 1904 года. Коннери играет Мулая Ахмеда эр Райсули , марокканского берберского повстанца и антиимпериалистического лидера, а Берген играет его заложницу Иден Пердикарис, вымышленного персонажа, вдохновленного Ионом Хэнфордом Пердикарисом .
Второй полнометражный фильм Милиуса, он был спродюсирован Хербом Яффе для Metro-Goldwyn-Mayer и распространялся в США компанией United Artists и на международном уровне компанией Columbia Pictures . Он получил в целом положительные отзывы критиков и имел умеренный коммерческий успех. Джерри Голдсмита Музыка к фильму была номинирована на премию Оскар , премию BAFTA и премию Грэмми . Джон Милиус был номинирован на премию Гильдии писателей Америки за свой сценарий.
Сюжет
[ редактировать ]В 1904 году Марокко стало источником конфликта между колониальными державами Германии , Франции и Британской империи . Каждая нация пытается установить сферу влияния в этой стране. Мулай Ахмед эр Раисули — лидер банды берберских выступающих против молодого султана Абдельазиза и его дяди, паша Танжера повстанцев , . Раисули считает, что Башау коррумпирован и обязан европейцам. Он похищает американку Иден Педекарис и ее детей Уильяма и Дженнифер во время рейда на их дом. Сэр Джошуа Смит, британский друг Идена, убит во время рейда. Затем Раисули выдвигает возмутительное требование выкупа, намеренно пытаясь спровоцировать международный инцидент, чтобы поставить в неловкое положение султана и начать гражданскую войну.
В США президент Теодор Рузвельт добивается переизбрания . Он решает использовать похищение как в качестве политической пропаганды (придумав фразу «Педекарис жив, так и Раисули мертв!») и как попытку продемонстрировать военную мощь Америки как новой великой державы, несмотря на протесты его осторожного государственного секретаря Джона Хэя . .
Американский консул в Танжере Сэмюэль Гуммере не может договориться о мирном возвращении заложников. В ответ Рузвельт отправляет Южно-Атлантическую эскадру под командованием французского адмирала Энсора Чедвика в Танжер либо для того, чтобы вернуть Педекариса, либо для того, чтобы заставить султана согласиться на требования Раисули. Рузвельт обнаруживает, что завоевывает все больше и больше уважения к Раисули, считая его благородным человеком, который случайно оказался его врагом.
Педекарисов держат в качестве заложников в Рифе , вдали от потенциальных спасателей. Хотя ее дети, кажется, восхищаются Раисули, Иден считает его « разбойником и хамом». Педекарисы пытаются сбежать, которым помогает один из людей Раисули, но их предают и отдают банде пустынных разбойников. К счастью, Раисули выследил их и убивает похитителей из винтовки и меча. Он показывает, что не намерен причинять вред Педекарисам и просто блефует. Иден и Раисули развивают дружеские отношения, когда Раисули раскрывает свою историю о том, что однажды он был взят в плен своим братом Башоу и держал в темнице несколько лет.
Гуммере, Чедвик и его помощник капитан морской пехоты Джером устали от вероломства султана и вмешательства европейских держав. Они решают участвовать в «военной интервенции», чтобы вызвать переговоры, захватив фактическое место власти - дворец Баша в Танжере. Рота морской пехоты Джерома при поддержке отряда матросов марширует по улицам Танжера, к большому удивлению европейских дипломатических миссий, чьи силы находятся вместе с султаном в далеком Фесе. Они подавляют дворцовую охрану Баша, берут Баша в заложники и заставляют его вести переговоры.
Под принуждением Башау наконец соглашается выполнить требования Раисули. Но во время обмена заложниками Раисули предают и захватывают немецкие и марокканские войска под командованием фон Рёркеля. Джером и небольшой отряд морских пехотинцев присутствуют, чтобы обеспечить безопасность Педекарис и ее детей. Друг Раисули, шериф Вазана , организует берберское племя для нападения на европейцев и марокканцев, в то время как Иден внезапно нападает на Джерома. Под дулом пистолета она убеждает его и его людей спасти Раисули, чтобы сдержать слово президента Рузвельта о том, что Раисули не причинит вреда, если семья Педекарис будет возвращена благополучно.
Завязывается трехсторонняя битва, в которой берберы и американцы объединяются, чтобы победить немцев и их марокканских союзников, спасая при этом Раисули. В Соединенных Штатах Рузвельта приветствуют эту великую победу, и Педекарисы благополучно возвращаются в Танжер. Позже Рузвельт читает письмо, которое он получил от Раисули, сравнивая этих двух мужчин:
«Теодору Рузвельту — Ты как ветер, а я как лев. Ты образуешь бурю. Песок щиплет мои глаза, и земля пересыхает. Я рычу, но ты не слышишь. Но между нами есть разница. Я, как лев, должен остаться на своем месте, а ты, как ветер, никогда не узнаешь своего — Мулай Хамид Эль-Раисули, Владыка Рифа, Султан берберов, Последний из берберских пиратов».
Бросать
[ редактировать ]- Шон Коннери в роли Раисули
- Кэндис Берген в роли Иден Педекарис (по мотивам Иона Хэнфорда Пердикариса )
- Брайан Кейт в роли президента Теодора Рузвельта
- Джон Хьюстон — государственный секретарь Джон Хэй
- Джеффри Льюис в роли Сэмюэля Р. Гаммере
- Владек Шейбал в роли паша Танжера
- Стив Канали в роли капитана Джерома (по мотивам Джона Твиггса Майерса )
- Рой Дженсон в роли адмирала французского энсора Чедвика
- Надим Савалха — шериф Вазана
- Даррелл Фетти — вице-консул Ричард Дрейтон
- Марк Зубер, как султан Абдельазиз
- Антуан Сен-Жон в роли фон Рёркеля
- Саймон Харрисон в роли Уильяма Педекариса
- Полли Готтесман в роли Дженнифер Педекарис
- Дебора Бакстер в роли Алисы Рузвельт
- Джек Кули в роли Квентина Рузвельта
- Крис Аллер в роли Кермита Рузвельта
- Альдо Самбрелл в роли уродливого араба
- Луис Барбу в роли Гаяна Грозного
- Билли Уильямс в роли сэра Джошуа Смита
- Бен Татар — художник-рисунок
- Джон Милиус — однорукий военный советник
Разработка
[ редактировать ]Письмо
[ редактировать ]
Вдохновение Милиуса пришло после прочтения статьи Барбары В. Тачман о деле Пердикариса в журнале American Heritage . [4] и он нашел эту историю захватывающей; он решил адаптировать его в сценарий, как только понял, как сделать историю более кинематографичной, сделав Иона Пердикариса женщиной, Иден Педекарис. Милиус также исследовал , написанную Розитой Форбс биографию Раисули, Горного султана в 1924 году ; большая часть диалогов в фильме практически дословно заимствована из книги Форбса. Книга Уолтера Харриса 1921 года « Марокко, которое было вдохновлено изображением двора султана Абдельазиза». [5] Милиус так же тщательно исследовал сцены с Теодором Рузвельтом.
Милиус говорит, что изначально он хотел, чтобы миссис Педекарис было 55 или 60 лет, и ее сыграла бы Кэтрин Хепберн , а дети были бы ее внуками, а берберу было бы того же возраста. Милиус:
«Ее муж умер много лет назад, она суровая, богатая старуха, и у нее последний романтический роман с этим суровым, богатым старым бербером, горным султаном, который на самом деле не может делать все то, что делал раньше. но собирает все вместе еще раз, чтобы спасти ее от Синих Людей. Очень героический персонаж, и, конечно, дети сочли бы такого персонажа даже более великим, чем Шон Коннери - этот старик был бы для них величайшим стариком. Я когда-либо видел, и они бы восхищались своей бабушкой за то, что она противостояла ему, как старики могут подкалывать друг друга и любить друг друга, потому что у них есть общие узы возраста. Это была самая чистая форма фильма. Рузвельт был очень молодым, интуитивным человеком, ярким человеком, который представлял новый мир, который очень хорошо понимал мир Раисули, но был вынужден его изменить». [6]
Милиусу пришлось сделать главных героев моложе, чтобы фильм получил финансирование. «Никто не хотел снимать фильм об арабах и Тедди Рузвельте. Поэтому нам пришлось пойти на уступки: более романтичный мужчина, красивая женщина, таким образом гораздо больше кассовых сборов. Вы делаете эти уступки по ходу дела и, возможно, в В определенный момент вашей карьеры вам не обязательно идти на них, и вы делаете Барри Линдона . Может быть, вам лучше пойти на уступки». [6]
Влияния
[ редактировать ]Милиус заявил как в интервью, так и в комментариях к DVD, что он сознательно повторяет ряд классических приключенческих фильмов и рассказов. он цитирует знаменитое британское периодическое издание Boy's Own , а также рассказы Редьярда Киплинга В качестве вдохновения для создания фильма .
Милиус сказал, что это «приключенческий фильм для мальчиков… увиденный глазами детей… Мне надоело видеть, как детей используют как точку зрения, когда они сидят там, бледнея от ужаса». [7]
Приключенческие фильмы тридцатых годов, такие как «Гунга Дин» и «Четыре пера», послужили источником вдохновения для стиля и техники повествования фильма. Использование детей в качестве главных героев также вдохновлено книгой и фильмом «Сильный ветер на Ямайке» , а отношения между Раисули и Иден основаны на фильме 1921 года «Шейх» . Спасение Раисули Педекарисов на пляже похоже на другую сцену боя на мечах в фильме Акиры Куросавы 1958 года «Скрытая крепость» , а сцена, где Дженнифер Педекарис загоняется в угол персонажем Альдо Самбрелла и похищается, является отсылкой к фильму 1956 года « Скрытая крепость ». Искатели .
Наиболее заметно то, что фильм унаследовал бесцеремонное отношение к империализму , внешней политике и военной интервенции , отношение, которое было относительно непопулярным. [ нужна ссылка ] 1975 год. Америка в конце войны во Вьетнаме . Явная поддержка Милиусом империализма не подверглась критике со стороны критиков, возможно, из-за тонкой сатирической манеры фильма и точного воссоздания эпохи, в которой разворачивается его история.
«Я думаю, что люди должны больше понимать – или, скорее, осознавать – то, что я считаю американским характером», - сказал Милиус. «Это очень хорошо показано в медведе гризли. Я не думаю, что американцы обязательно цивилизованы или слишком спокойны и рациональны в своем подходе к жизни. Мне это скорее нравится. Мне тоже очень нравятся медведи гризли. Мне они нравятся гораздо больше, чем медведи гризли. большинство людей ... Вы можете воспринимать политику [фильма] как угодно, за или против Соединенных Штатов». [7]
При создании фильма Милиус также черпал вдохновение из более поздних фильмов. Кинематографию фильма, использование пустынных пейзажей и съемку батальных сцен он основал на фильме Дэвида Лина 1962 года «Лоуренс Аравийский» , также используя многие из тех же декораций, в том числе декорации «Акаба», которые были построены для фильма Лина, здесь станет местом финальной трехсторонней битвы между берберами, европейцами и их марокканскими союзниками и американцами. Дворцом Башоу был Дворец Америк в Севилье , он появлялся как в фильме Лоуренса Аравийского , так и в фильме Энтони Манна 1961 года «Эль Сид» . Еще одно большое влияние оказал фильм 1969 года «Дикая банда» , вдохновивший на финальную конфронтацию между американскими и немецкими войсками, а также более раннюю сцену, где султан испытывает испытательный огонь из своего пистолета «Максим» .
Производство
[ редактировать ]Фильм был совместным производством MGM , находившейся тогда под контролем Дэниела Мельника , и Columbia Pictures , которой тогда руководил Питер Губер . Его продюсировал Херб Яффе, снявший свой первый независимый фильм после пяти лет работы руководителем производства в United Artists .
Кастинг
[ редактировать ]Изначально Милиус хотел, чтобы Омар Шариф сыграл Райсули, а Фэй Данауэй сыграла Иден Пердикарис. [8] но Шариф отказался от роли, и Данауэй заболел из-за истощения, и Берген его в кратчайшие сроки заменил. Энтони Куинн также рассматривался на роль Раисули. Милиус сказал, что он написал роль Иден, думая о Джули Кристи , хотя на эту роль, возможно, ей и не предлагали. Позже Милиус сказал, что ему не особенно нравилось работать с Кэндис Берген или Шоном Коннери, особенно с Коннери, потому что он был таким «кислым и суровым». Он очень восхищался игрой Коннери, но чувствовал, что актерский диапазон Берген крайне ограничен, и ее заботило только то, чтобы хорошо выглядеть. [1]
Милиус хотел, чтобы Орсон Уэллс сыграл в фильме газетного магната « Чарльза Фостера Кейна » (имя его персонажа в «Гражданине Кейне »), но студия не позволила ему, так как боялась, что RKO подаст на них в суд. Вместо этого он использовал персонажа Уильяма Рэндольфа Херста . [9]
Некоторые члены съемочной группы выбраны, в первую очередь оператор Билли Уильямс (возможно, наиболее известный по фильму Кена Рассела 1969 года «Влюбленные женщины »), который играет стреляющего англичанина в белом костюме сэра Джошуа Смита в первых сценах нападения. на вилле Пердикарис и руководитель трюков Терри Леонард в роли спарринг-партнера Рузвельта. Супервайзер по спецэффектам Алекс Уэлдон появляется в роли военного министра Рузвельта Элиху Рута , а сам Милиус появляется в роли однорукого немецкого офицера, который дает султану его пистолет Максим для испытания («Герр Султан недоволен?»).
Съемки
[ редактировать ]Съемки проходили в Испании: города Севилья , Гранада , Альмерия и Мадрид дублировали Танжер и Фес , а сцены «Вашингтона» снимались в Мадриде и его окрестностях. Для пустынь Марокко Милиус использовал множество мест в провинции Альмерия , некоторые из которых ранее использовались в исторических эпосах, таких как «Лоуренс Аравийский» и «Эль Сид» , а также в нескольких спагетти-вестернах ; Милиус утверждает, что обнаружил пляж, где Раисули спасает семью Пердикарис после их побега.

Сцена в штаб-квартире Раисули снималась в замке ( Ла Калаорра Гранада ) . Сцена в Йеллоустонском национальном парке (где Рузвельт произносит свою знаменитую речь о медведях гризли ) была снята в Центральной Месете , к северу от Мадрида. Эти два последних места вновь появятся в фильме Милиуса 1982 года «Конан-варвар» .
Морские пехотинцы и моряки, использованные на месте нападения в Танжере, были испанскими спецназовцами, а также горсткой военнослужащих Корпуса морской пехоты США и ВМС США с военно-морской базы в Роте ( Кадис ), которые четко маршировали по улицам Севильи и Альмерии. по пути во дворец Баша. По словам Милиуса (в комментариях к DVD), Корпус морской пехоты США фактически показывает эту сцену своим продвинутым пехотным классам для гардемаринов в Военно-морской академии США .
По словам Милиуса, практически все трюки в фильме выполнил Терри Леонард . Леонард был координатором трюков и выполнил некоторые трюки, а также сыграл второстепенную роль противника Рузвельта по боксу в начале фильма. Милиус утверждает, что во всей финальной сцене боя использовались только четыре американских каскадера; На протяжении всего времени съемок количество испанских каскадеров приближалось к двадцати. Он и Леонард защищали фильм от критики за предполагаемое «жестокое обращение с животными», утверждая, что ни одна лошадь серьезно не пострадала во время съемок. Во время съемок этой сцены Антуан Сен-Жон показал, что боится лошадей и часто прятался где-нибудь на съемочной площадке, когда должны были снимать его бой на мечах с Шоном Коннери.
Прием
[ редактировать ]
«Ветер и лев» дебютировали в Нью-Йорке в мае 1975 года и в Великобритании в октябре. Фильм имел финансовый успех, хотя Стивена Спилберга « хит Челюсти » отвлек от него внимание.
Критический ответ
[ редактировать ]На Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 63% на основе отзывов 16 критиков. [10] На Metacritic фильм получил оценку 69% на основе отзывов 9 критиков, что означает «в целом положительные отзывы». [11]
Variety назвал его «В целом грамотным и очень коммерческим историческим боевиком, хорошо написанным и лучше поставленным Джоном Милиусом». [12]
Вскоре после выхода фильм был показан президенту США Джеральду Форду и его сотрудникам, которым, как сообщается, он понравился. [13]
Награды и номинации
[ редактировать ]Фильм был номинирован на две премии Оскар ; Джерри Голдсмит за лучший оригинальный саундтрек и Гарри В. Тетрик , Аарон Рочин , Уильям МакКоги , Рой Чарман за лучший звук . [14] Кроме того, Гильдия писателей Америки номинировала сценарий Милиуса.
Роман
[ редактировать ]Роман Джона Милиуса «Ветер и лев» , основанный на фильме Милиуса, был опубликован издательством Award Books в январе 1975 года. Судя по сценарию, история немного отличается от законченного фильма, с несколькими дополнительными сценами (в частности, Иден Пердикарис). принятие ванны во дворце Раисули и Гуммере, наблюдающее за прибытием Атлантической эскадры в Танжер), включая хронологию истории, которая немного отличается. Первое издание включало главу о производственных событиях и краткие биографии актеров и съемочной группы.
Музыка
[ редактировать ]Партитура к «Ветру и льву» была написана и проведена Джерри Голдсмитом . Верный стилю таких Золотого века, партитур Мориса Жарра » как «Лоуренс Аравийский , Голдсмит использовал разнообразный ансамбль, который в значительной степени опирался на большую секцию ударных и разнообразные марокканские инструменты. [15] Музыка принесла Голдсмиту номинацию на премию Оскар за лучший оригинальный саундтрек , хотя он проиграл коллеге-композитору Джону Уильямсу за «Челюсти» . Его часто считают одним из лучших фильмов в его карьере, и он был одним из 250 номинантов Американского института кино на звание 25 лучших фильмов в Америке . [16]
Домашние СМИ
[ редактировать ]Он был выпущен в 1991 году на лазерном диске от Warner Home Video в формате почтового ящика .
В регионе 1 компания Warner Home Video выпустила фильм на DVD 6 января 2004 года, в который вошли краткая короткометражка, театральный трейлер и комментарии Милиуса. Sony Pictures Home Entertainment выпустила простой DVD в Австралии (R4) и на нескольких европейских рынках (Регион 2), в частности в Германии, [17] хотя еще не в Великобритании (хотя версия Sony адаптирована для английского языка).
Версия фильма на Blu-ray из архивной коллекции Warner была выпущена 29 апреля 2014 года. [18]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кен Плюм, «Интервью с Джоном Милиусом» IGN , 7 мая 2003 г., дата обращения 5 января 2013 г.
- ^ Галлахер, Джон (1989). Режиссеры о режиссуре . АВС-Клио. стр. 174–175.
- ^ "Чемпионы по прокату фильмов всех времен", Variety , 7 января 1976 г., стр. 48.
- ^ «Пердикарис жив или Раисули мертв!», «Американское наследие» , август 1959 г.; позже переиздано в сборнике Тухмана « Практика истории: избранные очерки» (1981), стр. 104–117.
- ^ см . Харрис, стр. 81-83.
- ^ Jump up to: а б Томпсон, Ричард (июль – август 1976 г.). «ТОПЛЕН». Комментарий к фильму 12.4 . стр. 10–21.
- ^ Jump up to: а б Стерритт (28 июля 1975 г.). «Ветер и лев» — взгляд на эпопею MGM: комментарии «суперзвезд» и сценариста и режиссера. Намеренное искажение? Ложный образ? First=David». Христианский научный монитор . п. 26.
- ^ Мерфи, Мэри (2 августа 1974 г.). «Леденец» на День святого Валентина». Лос-Анджелес Таймс . п. ф13.
- ^ Сегалофф, Нат, «Джон Милиус: Хорошие бои», Предыстория 4: Интервью со сценаристами 1970-х и 1980-х годов , Ред. Патрик Макгиллиган , Калифорнийский университет, 2006 г., с. 291-292
- ^ «Ветер и лев (1975)» . Гнилые помидоры . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ «Ветер и лев» . Метакритик . Проверено 4 мая 2020 г.
- ^ Эстрадный состав (1 января 1975 г.). «Ветер и лев» . Разнообразие .
- ^ Дэвид Стерритт (28 июля 1975 г.). « «Ветер и лев» - взгляд на эпопею MGM: комментарии «суперзвезд» и сценариста и режиссера. Намеренное искажение? Ложный образ?». Христианский научный монитор . п. 26.
- ^ «Номинанты и победители 48-й церемонии вручения премии Оскар (1976)» . Оскар.орг . Проверено 2 октября 2011 г.
- ^ Обзор саундтрека к фильму «Ветер и лев» на Filmtracks.com
- ^ 100 лет фильмов AFI на AFI.com
- ↑ Официальная запись немецкого издания со списком различных саундтреков и субтитров, которые входят в DVD. Архивировано 27 мая 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ Гленн Эриксон (2014). «Обзор DVD Savant Blu-ray: Ветер и лев» . DVDTalk.com .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1975 года
- приключенческие фильмы 1970-х годов
- фильмы 1975 года о войне
- Американские приключенческие фильмы
- Американские фильмы о войне
- Американские эпические фильмы
- Американские биографические фильмы
- Фильмы «Колумбии Пикчерз»
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Фильмы, написанные Джерри Голдсмитом
- Фильмы о похищении людей
- Фильмы о Теодоре Рузвельте
- Культурные изображения Теодора Рузвельта
- Фильмы Джона Милиуса
- Фильмы, действие которых происходит в Танжере
- Фильмы, действие которых происходит в 1904 году.
- Фильмы, действие которых происходит в пустынях
- Фильмы, действие которых происходит в Марокко
- Фильмы Метро-Голдвин-Майер
- Фильмы Юнайтед Артистс
- Фильмы о Корпусе морской пехоты США
- Фильмы по сценарию Джона Милиуса
- Фильмы, снятые в Альмерии
- Американские фильмы 1970-х годов
- Побелка в пленке