Яюэ
Яюэ | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Йельский университет | ||
Упрощенный китайский | Йельский университет | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
вьетнамский | элегантная музыка | ||
Хан-Ном | Йельский университет | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Ой | ||
Ханджа | Йельский университет | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Гагаку | ||
|
Музыка Китая | ||||
Общие темы | ||||
---|---|---|---|---|
Жанры | ||||
|
||||
Конкретные формы | ||||
СМИ и производительность | ||||
|
||||
Националистические и патриотические песни | ||||
|
||||
Региональная музыка | ||||
Яюэ ( китайский : 雅樂 ; букв. «элегантная музыка») — форма классической музыки и танца , исполнявшаяся при королевском дворе и в храмах древнего Китая. Основные традиции яюэ были установлены в Западной Чжоу . Вместе с законом и обрядами оно формировало формальное представительство аристократической политической власти.
Слово «я» ( 雅 ) использовалось во времена династии Чжоу для обозначения текстов песен, используемых при дворе и собранных в Шицзин . [ 1 ] Сам термин яюэ появился в «Аналектах» Конфуция . [ 2 ] [ 3 ] где яюэ считал Конфуций хорошей и полезной музыкой, в отличие от популярной музыки, происходящей из государства Чжэн , которую он считал упадочной и развращающей. [ 4 ] [ 5 ] Таким образом, в конфуцианской системе Яюэ рассматривается как правильная форма музыки, которая утончена, совершенствуется и необходима для самосовершенствования, а также может символизировать хорошее и стабильное управление. [ 6 ] [ 7 ] Это означает разновидность торжественной церемониальной музыки, используемой в суде, а также ритуальную музыку в храмах, в том числе используемую в конфуцианских обрядах. В более широком смысле яюэ может также означать форму китайской музыки, которая отличается от популярной формы музыки, называемой суюэ (俗樂) или «некультурной музыки», и поэтому может также включать музыку литераторов, такую как музыка цинь . [ 8 ] [ 9 ]
Суд яюэ практически исчез из Китая, хотя в настоящее время предпринимаются попытки его реконструкции. [ 10 ] На Тайване яюэ до сих пор исполняется как часть конфуцианской церемонии, а в Китае возрожденная форма также служит развлечением для туристов. Другие формы яюэ до сих пор встречаются в некоторых частях Восточной Азии, особенно гагаку в Японии, аак в Корее и нха нхок во Вьетнаме. Хотя в этих странах используется одно и то же слово (но произносится по-разному), музыка не обязательно соответствует китайскому яюэ . Корейский аак династии Сун, , однако, сохранил элементы яюэ давно утраченные в Китае. [ 4 ] [ 11 ]
История
[ редактировать ]Согласно традиции, яюэ был создан герцогом Чжоу по поручению короля Чжоу У , вскоре после завоевания последним Шанга . В яюэ были включены элементы шаманских или религиозных традиций, а также ранняя китайская народная музыка . Танец также был тесно связан с яюэ музыкой : с каждым произведением яюэ может быть связан церемониальный или ритуальный танец. Самым важным произведением яюэ династии Чжоу были Шесть великих танцев, каждый из которых был связан с легендарной или исторической фигурой — Юньмэнь Дацзюань (雲門大卷), Дасянь ( 大咸 ), Дацин (大磬 или Дашао 大韶 ), Дася. ( 大夏 ) и Даху (大濩), Даву ( 大武 ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
В «Книге обрядов» записан ряд ситуаций, когда яюэ можно было выполнять . Сюда входили церемонии в честь Неба и Земли, богов или предков. Существовали также подробные правила их выполнения на дипломатических встречах. Яюэ также использовался в мероприятиях на свежем воздухе, таких как аристократические соревнования по стрельбе из лука , во время охотничьих экспедиций и после завершения успешной военной кампании. Яюэ отличался жесткостью формы. Когда оно исполнялось, оно было величественным и формальным и служило признаком аристократического класса. Иногда это также сопровождалось текстами песен . Некоторые из них сохранились в Книге Песен .
С падением значения церемонии в межгосударственных отношениях в период Весны и Осени , произошло и Яюэ . Конфуций , как известно, оплакивал упадок классической музыки и обрядов. Говорят, что маркиз Вэнь из Вэй предпочитал популярную музыку Вэя и Чжэна древней придворной музыке, слушая которую, он мог заснуть. [ 15 ] [ 16 ]
Большая часть яюэ династии Чжоу продолжилась и при династии Цинь . Однако некоторые произведения, по-видимому, были утеряны или больше не исполнялись при династии Хань , а содержание и форма яюэ были изменены как в этой, так и в последующих династиях. Например, при династии Хань террасный ансамбль ( денгэ ) в Яюэ включал в себя пение, а не струнные инструменты, а при династии Суй к придворным ансамблям добавлялись певцы и струнные инструменты. Во времена династии Тан были добавлены компоненты популярной музыки к яюэ . [ 2 ] Однако доминирующей формой музыки при дворах Суй и Тан была развлекательная музыка для банкетов, называемая яньюэ (燕樂), [ 17 ] а термин яюэ стал зарезервирован для музыки конфуцианских ритуалов, используемой в храмах императорской семьи и знати, а также в конфуцианских храмах. [ 18 ]
Во времена династии Сун , когда неоконфуцианство стало новой ортодоксальностью, яюэ снова получил широкое распространение, и оркестр яюэ в эту эпоху состоял из более чем 200 инструменталистов, к оркестру добавлялось множество инструментов. [ 19 ] Двумя важными текстами династии Сун, описывающими представления яюэ, являются Чжу Си ( «Полное объяснение классического этикета и комментариев к нему» 儀禮經傳通解) и «Музыкальный сборник » (樂書) Чэнь Яна (陳暘). [ 20 ] подарил Корее 428 инструментов яюэ , а также 572 костюма и танцевальных предметов В 1116 году император Хуэйцзун по просьбе императора Корё Еджона . [ 21 ] В результате элементы музыки яюэ династии Сун , такие как мелодии, до сих пор сохраняются в Корее.
Некоторые формы яюэ сохранились для императорских церемоний и ритуалов до падения династии Цин , когда имперский период Китая подошел к концу. Однако яюэ все еще исполнялся как часть конфуцианского ритуала в Китае до прихода к власти коммунистов в 1949 году, когда он полностью исчез. Возрождение яюэ в конфуцианском ритуале наблюдается на Тайване с конца 1960-х годов, а в материковом Китае - с 1990-х годов. [ 22 ] Крупное исследование и современная реконструкция яюэ императорского двора было начато на Тайване в 1990-х годах, а в материковом Китае исполнение музыки яюэ в 2009 году Наньхуа Университета яюэ музыкальным ансамблем в Пекине также стимулировало интерес к этой форме музыки. [ 23 ] Однако есть вопросы по поводу подлинности этой возрожденной и воссозданной музыки и танцев яюэ , особенно использования современных форм инструментов и различных замен вместо более древних и оригинальных форм, тем не менее некоторые утверждают, что такая музыка и танцы всегда менялись с течением времени. через последующие династии, и что любые изменения, происходящие в современную эпоху, следует рассматривать именно в этом свете. [ 23 ] [ 24 ]
Производительность
[ редактировать ]Придворный оркестр яюэ можно разделить на два отдельных ансамбля, которые могут представлять инь и ян : меньший ( инь ), который предназначался для игры на террасах здания и назывался дэнгэ (登歌), и больший (登歌). Ян ) , который проводился во дворе, называемом Гунсянь (宮懸). [ 19 ] [ 20 ] [ 25 ] Меньший ансамбль состоял в основном из хордофонов (таких как цинь и сэцитры ) и аэрофонов (таких как флейты дицзы и сяо , а также свирели ), а также певцов. Больший ансамбль был преимущественно инструментальным и содержал все категории музыкальных инструментов, при этом музыканты располагались во дворе в пяти направлениях (четыре стороны света и центр). Духовые инструменты занимали центр, бронзовые колокола и каменные куранты (известные под общим названием юэсюань 樂悬) — по четырем сторонам, а барабаны — по четырем углам. [ 22 ] Спереди располагались два деревянных инструмента, которыми отмечали начало и конец произведения. «Внешняя» музыка во дворе предназначалась для восхваления небес, а размер и расположение оркестра менялись в зависимости от важности события, тогда как «внутренняя» музыка использовалась для восхваления добродетели императоров и их предков. . [ 1 ]
Музыка обычно медленная, величавая, монофоническая с небольшим ритмическим разнообразием. При пении в каждой фразе может быть от четырех до восьми долей в зависимости от количества слов в тексте. [ 22 ] Музыка, исполняемая во дворе, сопровождается танцами, а количество танцоров варьируется строго в зависимости от ранга и социального положения покровителя. У императора может быть наибольшее количество музыкантов и танцоров (64 танцора в восьми рядах по восемь), тогда как у дворянина или главного министра может быть меньший ансамбль и 36 танцоров (шесть рядов по шесть), а у младшего офицера еще меньше (четыре ряда). на четыре или два на два). В конфуцианских ритуалах танец в шесть рядов (六佾舞) первоначально исполнялся в соответствии со статусом Конфуция, позже танец в восемь рядов (八佾舞) также исполнялся, поскольку Конфуцию были присвоены различные посмертные царственные титулы, например титул короля Вэньсюаня (文宣王), подаренного императором Сюаньцзуном из династии Тан . [ 26 ] [ 27 ] Танцы делятся на два типа: гражданский танец и военный танец. В гражданском танце танцоры держат флейту юэ (籥) в левой руке и перо из перьев (羽) в правой, а в военном танце танцор может держать щит (干) в левой руке и боевой топор (戚) в своих надежных руках. [ 2 ]
Используемые инструменты
[ редактировать ]В музыке яюэ не используются какие-либо традиционные китайские музыкальные инструменты, а вместо этого используется лишь небольшой набор, взятый из самых старых, в соответствии с восемью категориями материалов, использованных при их изготовлении. [ 28 ]
Шелк
[ редактировать ]- Гукин (古琴) – Семиструнная безладовая цитра.
- Се (瑟) - 25-струнная цитра с подвижными мостами (в древних источниках говорится о 13, 25 или 50 струнах).
Бамбук
[ редактировать ]- Дизи – Поперечная бамбуковая флейта.
- Сяо (箫) – флейта с выдутым концом.
- Páixiao ( упрощенный китайский : panpipe ; традиционный китайский : panpipe ) - Пан-трубы
- Чи (篪) – древняя китайская флейта.
Древесина
[ редактировать ]- Чжу (柷) - деревянная коробка, сужающаяся снизу, в которой играют, ударяя палочкой по внутренней стороне, используемая для обозначения долей или разделов.
- Ю (敔) - деревянный ударный инструмент, вырезанный в форме тигра с зазубренной спиной, на котором играют, проводя по нему палкой и отмечая концы секций.
Камень
[ редактировать ]- Бьянцин ( упрощенный китайский : 编磬 ; традиционный китайский : 編磬 ) - подставка с 16 подвешенными каменными табличками (обычно нефритовыми ), по которым ударяли молотком.
Металл
[ редактировать ]- Бяньчжун (編鐘) - 16 позолоченных бронзовых колокольчиков, подвешенных на стойке, по которым ударяли молотком.
- Фансюн ( упрощенный китайский : 方响 ; традиционный китайский : 方響 ) — набор настроенных металлических пластин ( металлофон ).
Глина
[ редактировать ]Тыква (匏)
[ редактировать ]- Шэн (笙) - свободный тростниковый ротовой орган, состоящий из различного количества бамбуковых трубок, вставленных в тыквенную камеру с отверстиями для пальцев.
- Ю (竽) - древний ротовой орган из свободного тростника, похожий на шэн, но обычно большего размера.
Скрыть (кожа)
[ редактировать ]- Gϔ – (барабан) – Барабан
Яюэ в Восточной Азии
[ редактировать ]В китайском, японском, корейском и вьетнамском языках китайские иероглифы яюэ ('雅樂) произносятся по-разному. [ 29 ] Форма и содержание яюэ в этих странах могут существенно различаться.
Япония
[ редактировать ]Гагаку — это разновидность японской классической музыки , исполнявшаяся при императорском дворе на протяжении нескольких столетий. Он отличается по форме и содержанию от китайского яюэ и состоит из исконной синтоистской религиозной музыки и народной музыки , формы Когурё и Маньчжурии, называемой комагаку , и китайской и южноазиатской формы, называемой тогаку .
Корея
[ редактировать ]По-корейски Яюэ называется «아악» ( Аак — 아=雅, 악=樂). Он был привезен в Корею в 12 веке и до сих пор хранит часть музыки династии Сун . [ 4 ]
Вьетнам
[ редактировать ]Во Вьетнаме Яюэ произносится как « Nhã nhạc » (Nhã=雅, nhạc=樂). Он был завезен во Вьетнам во времена династии Сун и в основном находился под влиянием позже двора династии Мин в Китае. Это начало процветать еще больше после династии Ле до династии Нгуен , которая закончилась в 20 веке. Его до сих пор исполняют в городе Хуэ . [ 30 ]
См. также
[ редактировать ]- Гоюэ (国乐)
- Нангуань музыка
- Бэйгуаньская музыка
- Даосская музыка
- История китайского танца
- Музыка Китая
- Танец в Китае
- Список китайских музыкальных инструментов
- Дангак
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Питер Флетчер (2004). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных музыкальных культур мира . Издательство Оксфордского университета. п. 345. ИСБН 978-0195175073 .
- ^ Перейти обратно: а б с Чи Фэнчжи (28 июня 2005 г.). «Изменение и преемственность китайской Яюэ в Корее» .
- ^ «Аналитики - Ян Хо» . Китайский текстовый проект .
- ^ Перейти обратно: а б с Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Гарланд Энциклопедия мировой музыки. Рутледж; 1 издание. 2008. стр. 1201–1202. ISBN 978-0415994040 .
- ^ «Аналитики - Вэй Лин Гун» . Китайский текстовый проект .
- ^ Лиора Бреслер (2007). Международный справочник исследований в области художественного образования . Спрингер. п. 85. ИСБН 978-1402029981 .
- ^ Дороти Ко ; Джахён Ким Хабуш ; Джоан Р. Пигготт , ред. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Издательство Калифорнийского университета. п. 85. ИСБН 978-0520231382 .
- ^ Алан Роберт Трэшер (2008). Инструментальная музыка Сычжу Южного Китая: этос, теория и практика . Академическое издательство «Брилл». п. 2. ISBN 978-9004165007 .
- ^ Изабель Вонг (1991). Бруно Неттл; Филип Болман (ред.). Сравнительное музыковедение и антропология музыки: Очерки истории этномузыкологии (2-е изд.). Издательство Чикагского университета. стр. 37–38. ISBN 978-0226574097 .
- ^ Синди Суи (20 апреля 2010 г.). «Музыка устраняет политический разрыв между Китаем и Тайванем» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Роберт К. Провайн-младший (январь 1974 г.). «Трактат о церемониальной музыке (1430 г.) в Анналах корейского короля Седжона». Этномузыкология . 18 (1): 1–29. дои : 10.2307/850057 . JSTOR 850057 .
- ^ Сюй Чжихэн (1968). Краткая история китайской музыки . ISBN 9789570512731 . Обратите внимание на некоторые альтернативные названия этих танцев, такие как Сяньчи (Сяньчи), Дашао (大韶) и Дачжан (大州)
- ^ Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. стр. 12–13. ISBN 978-0835111867 .
- ^ Зехоу Ли (2009). Китайская эстетическая традиция . перевод Майи Белл Самей. Издательство Гавайского университета. п. 5. ISBN 978-0824833077 .
- ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. стр. 7–9. ISBN 978-0472089239 .
- ^ Сюй Чжихэн (1968). Краткая история китайской музыки . 15. ISBN. 9789570512731 .
- ^ Алан Роберт Трэшер (2008). Инструментальная музыка Сычжу Южного Китая: этос, теория и практика . Академическое издательство «Брилл». п. 61. ИСБН 978-9004165007 .
- ^ Питер Флетчер (2004). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных музыкальных культур мира . Издательство Оксфордского университета. п. 346. ИСБН 978-0195175073 .
- ^ Перейти обратно: а б Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 261–262. ISBN 978-0674011632 .
- ^ Перейти обратно: а б Кейт Ховард (2012). Музыка как нематериальное культурное наследие: политическая идеология и практика сохранения восточноазиатских традиций . Эшгейт. ISBN 978-1409439073 .
- ^ Кейт Ховард (2012). Музыка как нематериальное культурное наследие: политическая идеология и практика сохранения восточноазиатских традиций . Эшгейт. ISBN 978-1409439073 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 118–121. ISBN 978-0195301243 .
- ^ Перейти обратно: а б Синди Суи (1 сентября 2011 г.). «Мелодии императоров» . Тайвань сегодня .
- ^ Кейт Ховард, изд. (2007). Музыка и ритуал . Издательство Семар. п. 131. ИСБН 978-8877780867 .
- ^ Кристиан Де Пи; Джозеф Суй Чинг Лам; Мартин Джозеф Пауэрс; Шуэн-фу Линь, ред. (2017). Чувства города . Издательство Китайского университета. стр. 39–40. ISBN 9789629967864 .
- ^ Джозеф Суй Чинг Лам (1998). Государственные жертвоприношения и музыка в Минском Китае: православие, творчество и выразительность . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 35–36. ISBN 978-0791437063 .
- ^ Оливер Дж. Мур (2004). Ритуалы вербовки в Танском Китае: чтение годовой программы в сборнике высказываний Ван Динбао . Академический паб «Брилл». стр. 130–131. ISBN 978-9004139374 .
- ^ Франсуа Пикард. Классификация инструментов из восьми материалов в Китае . Китайские исследования , XV № 1–2, 1996, стр. 159–180
- ^ Международный семинар по Нха Нхаку династии Нгуен: придворная музыка Хуэ . Центр охраны памятников Хюэ. 2004.
- ^ «Вьетнамская придворная музыка» . Голдсмит, Лондонский университет .