Jump to content

Яюэ

(Перенаправлено из китайской придворной музыки )
Яюэ
Китайское имя
Традиционный китайский Йельский университет
Упрощенный китайский Йельский университет
Транскрипции
Standard Mandarin
Hanyu Pinyinyǎyuè
Gwoyeu Romatzyhyeayueh
Wade–Gilesya3-yüeh4
IPA[jà.ɥê]
Yue: Cantonese
Yale Romanizationngáah-ngohk
Jyutpingngaa5-ngok6
Southern Min
Tâi-lôngá-ga̍k
Middle Chinese
Middle Chinesengǽ-ngæ̀wk
Old Chinese
Baxter–Sagart (2014)*N-ɢˤraʔ [ŋ]ˤrawk
Вьетнамское имя
вьетнамский элегантная музыка
Хан-Ном Йельский университет
Корейское имя
хангыль Ой
Ханджа Йельский университет
Транскрипции
McCune–Reischauera-ak
Японское имя
Кандзи Гагаку
Транскрипции
Romanizationgagaku

Яюэ ( китайский : 雅樂 ; букв. «элегантная музыка») — форма классической музыки и танца , исполнявшаяся при королевском дворе и в храмах древнего Китая. Основные традиции яюэ были установлены в Западной Чжоу . Вместе с законом и обрядами оно формировало формальное представительство аристократической политической власти.

Слово «я» ( ) использовалось во времена династии Чжоу для обозначения текстов песен, используемых при дворе и собранных в Шицзин . [ 1 ] Сам термин яюэ появился в «Аналектах» Конфуция . [ 2 ] [ 3 ] где яюэ считал Конфуций хорошей и полезной музыкой, в отличие от популярной музыки, происходящей из государства Чжэн , которую он считал упадочной и развращающей. [ 4 ] [ 5 ] Таким образом, в конфуцианской системе Яюэ рассматривается как правильная форма музыки, которая утончена, совершенствуется и необходима для самосовершенствования, а также может символизировать хорошее и стабильное управление. [ 6 ] [ 7 ] Это означает разновидность торжественной церемониальной музыки, используемой в суде, а также ритуальную музыку в храмах, в том числе используемую в конфуцианских обрядах. В более широком смысле яюэ может также означать форму китайской музыки, которая отличается от популярной формы музыки, называемой суюэ (俗樂) или «некультурной музыки», и поэтому может также включать музыку литераторов, такую ​​​​как музыка цинь . [ 8 ] [ 9 ]

Суд яюэ практически исчез из Китая, хотя в настоящее время предпринимаются попытки его реконструкции. [ 10 ] На Тайване яюэ до сих пор исполняется как часть конфуцианской церемонии, а в Китае возрожденная форма также служит развлечением для туристов. Другие формы яюэ до сих пор встречаются в некоторых частях Восточной Азии, особенно гагаку в Японии, аак в Корее и нха нхок во Вьетнаме. Хотя в этих странах используется одно и то же слово (но произносится по-разному), музыка не обязательно соответствует китайскому яюэ . Корейский аак династии Сун, , однако, сохранил элементы яюэ давно утраченные в Китае. [ 4 ] [ 11 ]

Согласно традиции, яюэ был создан герцогом Чжоу по поручению короля Чжоу У , вскоре после завоевания последним Шанга . В яюэ были включены элементы шаманских или религиозных традиций, а также ранняя китайская народная музыка . Танец также был тесно связан с яюэ музыкой : с каждым произведением яюэ может быть связан церемониальный или ритуальный танец. Самым важным произведением яюэ династии Чжоу были Шесть великих танцев, каждый из которых был связан с легендарной или исторической фигурой — Юньмэнь Дацзюань (雲門大卷), Дасянь ( 大咸 ), Дацин (大磬 или Дашао 大韶 ), Дася. ( 大夏 ) и Даху (大濩), Даву ( 大武 ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

В «Книге обрядов» записан ряд ситуаций, когда яюэ можно было выполнять . Сюда входили церемонии в честь Неба и Земли, богов или предков. Существовали также подробные правила их выполнения на дипломатических встречах. Яюэ также использовался в мероприятиях на свежем воздухе, таких как аристократические соревнования по стрельбе из лука , во время охотничьих экспедиций и после завершения успешной военной кампании. Яюэ отличался жесткостью формы. Когда оно исполнялось, оно было величественным и формальным и служило признаком аристократического класса. Иногда это также сопровождалось текстами песен . Некоторые из них сохранились в Книге Песен .

С падением значения церемонии в межгосударственных отношениях в период Весны и Осени , произошло и Яюэ . Конфуций , как известно, оплакивал упадок классической музыки и обрядов. Говорят, что маркиз Вэнь из Вэй предпочитал популярную музыку Вэя и Чжэна древней придворной музыке, слушая которую, он мог заснуть. [ 15 ] [ 16 ]

Большая часть яюэ династии Чжоу продолжилась и при династии Цинь . Однако некоторые произведения, по-видимому, были утеряны или больше не исполнялись при династии Хань , а содержание и форма яюэ были изменены как в этой, так и в последующих династиях. Например, при династии Хань террасный ансамбль ( денгэ ) в Яюэ включал в себя пение, а не струнные инструменты, а при династии Суй к придворным ансамблям добавлялись певцы и струнные инструменты. Во времена династии Тан были добавлены компоненты популярной музыки к яюэ . [ 2 ] Однако доминирующей формой музыки при дворах Суй и Тан была развлекательная музыка для банкетов, называемая яньюэ (燕樂), [ 17 ] а термин яюэ стал зарезервирован для музыки конфуцианских ритуалов, используемой в храмах императорской семьи и знати, а также в конфуцианских храмах. [ 18 ]

Во времена династии Сун , когда неоконфуцианство стало новой ортодоксальностью, яюэ снова получил широкое распространение, и оркестр яюэ в эту эпоху состоял из более чем 200 инструменталистов, к оркестру добавлялось множество инструментов. [ 19 ] Двумя важными текстами династии Сун, описывающими представления яюэ, являются Чжу Си ( «Полное объяснение классического этикета и комментариев к нему» 儀禮經傳通解) и «Музыкальный сборник » (樂書) Чэнь Яна (陳暘). [ 20 ] подарил Корее 428 инструментов яюэ , а также 572 костюма и танцевальных предметов В 1116 году император Хуэйцзун по просьбе императора Корё Еджона . [ 21 ] В результате элементы музыки яюэ династии Сун , такие как мелодии, до сих пор сохраняются в Корее.

Некоторые формы яюэ сохранились для императорских церемоний и ритуалов до падения династии Цин , когда имперский период Китая подошел к концу. Однако яюэ все еще исполнялся как часть конфуцианского ритуала в Китае до прихода к власти коммунистов в 1949 году, когда он полностью исчез. Возрождение яюэ в конфуцианском ритуале наблюдается на Тайване с конца 1960-х годов, а в материковом Китае - с 1990-х годов. [ 22 ] Крупное исследование и современная реконструкция яюэ императорского двора было начато на Тайване в 1990-х годах, а в материковом Китае исполнение музыки яюэ в 2009 году Наньхуа Университета яюэ музыкальным ансамблем в Пекине также стимулировало интерес к этой форме музыки. [ 23 ] Однако есть вопросы по поводу подлинности этой возрожденной и воссозданной музыки и танцев яюэ , особенно использования современных форм инструментов и различных замен вместо более древних и оригинальных форм, тем не менее некоторые утверждают, что такая музыка и танцы всегда менялись с течением времени. через последующие династии, и что любые изменения, происходящие в современную эпоху, следует рассматривать именно в этом свете. [ 23 ] [ 24 ]

Производительность

[ редактировать ]

Придворный оркестр яюэ можно разделить на два отдельных ансамбля, которые могут представлять инь и ян : меньший ( инь ), который предназначался для игры на террасах здания и назывался дэнгэ (登歌), и больший (登歌). Ян ) , который проводился во дворе, называемом Гунсянь (宮懸). [ 19 ] [ 20 ] [ 25 ] Меньший ансамбль состоял в основном из хордофонов (таких как цинь и сэцитры ) и аэрофонов (таких как флейты дицзы и сяо , а также свирели ), а также певцов. Больший ансамбль был преимущественно инструментальным и содержал все категории музыкальных инструментов, при этом музыканты располагались во дворе в пяти направлениях (четыре стороны света и центр). Духовые инструменты занимали центр, бронзовые колокола и каменные куранты (известные под общим названием юэсюань 樂悬) — по четырем сторонам, а барабаны — по четырем углам. [ 22 ] Спереди располагались два деревянных инструмента, которыми отмечали начало и конец произведения. «Внешняя» музыка во дворе предназначалась для восхваления небес, а размер и расположение оркестра менялись в зависимости от важности события, тогда как «внутренняя» музыка использовалась для восхваления добродетели императоров и их предков. . [ 1 ]

Танец, исполняемый в джере Чонмё в конфуцианском храме Чонмё в Корее.

Музыка обычно медленная, величавая, монофоническая с небольшим ритмическим разнообразием. При пении в каждой фразе может быть от четырех до восьми долей в зависимости от количества слов в тексте. [ 22 ] Музыка, исполняемая во дворе, сопровождается танцами, а количество танцоров варьируется строго в зависимости от ранга и социального положения покровителя. У императора может быть наибольшее количество музыкантов и танцоров (64 танцора в восьми рядах по восемь), тогда как у дворянина или главного министра может быть меньший ансамбль и 36 танцоров (шесть рядов по шесть), а у младшего офицера еще меньше (четыре ряда). на четыре или два на два). В конфуцианских ритуалах танец в шесть рядов (六佾舞) первоначально исполнялся в соответствии со статусом Конфуция, позже танец в восемь рядов (八佾舞) также исполнялся, поскольку Конфуцию были присвоены различные посмертные царственные титулы, например титул короля Вэньсюаня (文宣王), подаренного императором Сюаньцзуном из династии Тан . [ 26 ] [ 27 ] Танцы делятся на два типа: гражданский танец и военный танец. В гражданском танце танцоры держат флейту юэ (籥) в левой руке и перо из перьев (羽) в правой, а в военном танце танцор может держать щит (干) в левой руке и боевой топор (戚) в своих надежных руках. [ 2 ]

Используемые инструменты

[ редактировать ]
Набор бронзовых колоколов ( Бяньчжун ) из гробницы маркиза И Цзэна , датированный 433 годом до нашей эры.

В музыке яюэ не используются какие-либо традиционные китайские музыкальные инструменты, а вместо этого используется лишь небольшой набор, взятый из самых старых, в соответствии с восемью категориями материалов, использованных при их изготовлении. [ 28 ]

  • Гукин (古琴) – Семиструнная безладовая цитра.
  • Се (瑟) - 25-струнная цитра с подвижными мостами (в древних источниках говорится о 13, 25 или 50 струнах).

Древесина

[ редактировать ]
  • Чжу (柷) - деревянная коробка, сужающаяся снизу, в которой играют, ударяя палочкой по внутренней стороне, используемая для обозначения долей или разделов.
  • Ю (敔) - деревянный ударный инструмент, вырезанный в форме тигра с зазубренной спиной, на котором играют, проводя по нему палкой и отмечая концы секций.
  • Сюнь ( ) – окарина из обожженной глины.

Тыква (匏)

[ редактировать ]
  • Шэн (笙) - свободный тростниковый ротовой орган, состоящий из различного количества бамбуковых трубок, вставленных в тыквенную камеру с отверстиями для пальцев.
  • Ю (竽) - древний ротовой орган из свободного тростника, похожий на шэн, но обычно большего размера.

Скрыть (кожа)

[ редактировать ]
  • – (барабан) – Барабан

Яюэ в Восточной Азии

[ редактировать ]
Корейские аак музыканты бьют по пхёнёну (происходит от слова «бяньцин» ) и глиняному горшку под названием «бу» (происходит от слова «фу» ) во время конфуцианского ритуала в храме Мунмё , Сонгюнкван , Совон , Сеул.

В китайском, японском, корейском и вьетнамском языках китайские иероглифы яюэ ('雅樂) произносятся по-разному. [ 29 ] Форма и содержание яюэ в этих странах могут существенно различаться.

Гагаку — это разновидность японской классической музыки , исполнявшаяся при императорском дворе на протяжении нескольких столетий. Он отличается по форме и содержанию от китайского яюэ и состоит из исконной синтоистской религиозной музыки и народной музыки , формы Когурё и Маньчжурии, называемой комагаку , и китайской и южноазиатской формы, называемой тогаку .

По-корейски Яюэ называется «아악» ( Аак — 아=雅, 악=樂). Он был привезен в Корею в 12 веке и до сих пор хранит часть музыки династии Сун . [ 4 ]

Во Вьетнаме Яюэ произносится как « Nhã nhạc » (Nhã=雅, nhạc=樂). Он был завезен во Вьетнам во времена династии Сун и в основном находился под влиянием позже двора династии Мин в Китае. Это начало процветать еще больше после династии Ле до династии Нгуен , которая закончилась в 20 веке. Его до сих пор исполняют в городе Хуэ . [ 30 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Питер Флетчер (2004). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных музыкальных культур мира . Издательство Оксфордского университета. п. 345. ИСБН  978-0195175073 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с Чи Фэнчжи (28 июня 2005 г.). «Изменение и преемственность китайской Яюэ в Корее» .
  3. ^ «Аналитики - Ян Хо» . Китайский текстовый проект .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Краткая энциклопедия мировой музыки с гирляндами, том 2 . Гарланд Энциклопедия мировой музыки. Рутледж; 1 издание. 2008. стр. 1201–1202. ISBN  978-0415994040 .
  5. ^ «Аналитики - Вэй Лин Гун» . Китайский текстовый проект .
  6. ^ Лиора Бреслер (2007). Международный справочник исследований в области художественного образования . Спрингер. п. 85. ИСБН  978-1402029981 .
  7. ^ Дороти Ко ; Джахён Ким Хабуш ; Джоан Р. Пигготт , ред. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Издательство Калифорнийского университета. п. 85. ИСБН  978-0520231382 .
  8. ^ Алан Роберт Трэшер (2008). Инструментальная музыка Сычжу Южного Китая: этос, теория и практика . Академическое издательство «Брилл». п. 2. ISBN  978-9004165007 .
  9. ^ Изабель Вонг (1991). Бруно Неттл; Филип Болман (ред.). Сравнительное музыковедение и антропология музыки: Очерки истории этномузыкологии (2-е изд.). Издательство Чикагского университета. стр. 37–38. ISBN  978-0226574097 .
  10. ^ Синди Суи (20 апреля 2010 г.). «Музыка устраняет политический разрыв между Китаем и Тайванем» . Нью-Йорк Таймс .
  11. ^ Роберт К. Провайн-младший (январь 1974 г.). «Трактат о церемониальной музыке (1430 г.) в Анналах корейского короля Седжона». Этномузыкология . 18 (1): 1–29. дои : 10.2307/850057 . JSTOR   850057 .
  12. ^ Сюй Чжихэн (1968). Краткая история китайской музыки . ISBN  9789570512731 . Обратите внимание на некоторые альтернативные названия этих танцев, такие как Сяньчи (Сяньчи), Дашао (大韶) и Дачжан (大州)
  13. ^ Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. стр. 12–13. ISBN  978-0835111867 .
  14. ^ Зехоу Ли (2009). Китайская эстетическая традиция . перевод Майи Белл Самей. Издательство Гавайского университета. п. 5. ISBN  978-0824833077 .
  15. ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. стр. 7–9. ISBN  978-0472089239 .
  16. ^ Сюй Чжихэн (1968). Краткая история китайской музыки . 15. ISBN.  9789570512731 .
  17. ^ Алан Роберт Трэшер (2008). Инструментальная музыка Сычжу Южного Китая: этос, теория и практика . Академическое издательство «Брилл». п. 61. ИСБН  978-9004165007 .
  18. ^ Питер Флетчер (2004). Мировая музыка в контексте: комплексный обзор основных музыкальных культур мира . Издательство Оксфордского университета. п. 346. ИСБН  978-0195175073 .
  19. ^ Перейти обратно: а б Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 261–262. ISBN  978-0674011632 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Кейт Ховард (2012). Музыка как нематериальное культурное наследие: политическая идеология и практика сохранения восточноазиатских традиций . Эшгейт. ISBN  978-1409439073 .
  21. ^ Кейт Ховард (2012). Музыка как нематериальное культурное наследие: политическая идеология и практика сохранения восточноазиатских традиций . Эшгейт. ISBN  978-1409439073 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 118–121. ISBN  978-0195301243 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Синди Суи (1 сентября 2011 г.). «Мелодии императоров» . Тайвань сегодня .
  24. ^ Кейт Ховард, изд. (2007). Музыка и ритуал . Издательство Семар. п. 131. ИСБН  978-8877780867 .
  25. ^ Кристиан Де Пи; Джозеф Суй Чинг Лам; Мартин Джозеф Пауэрс; Шуэн-фу Линь, ред. (2017). Чувства города . Издательство Китайского университета. стр. 39–40. ISBN  9789629967864 .
  26. ^ Джозеф Суй Чинг Лам (1998). Государственные жертвоприношения и музыка в Минском Китае: православие, творчество и выразительность . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 35–36. ISBN  978-0791437063 .
  27. ^ Оливер Дж. Мур (2004). Ритуалы вербовки в Танском Китае: чтение годовой программы в сборнике высказываний Ван Динбао . Академический паб «Брилл». стр. 130–131. ISBN  978-9004139374 .
  28. ^ Франсуа Пикард. Классификация инструментов из восьми материалов в Китае . Китайские исследования , XV № 1–2, 1996, стр. 159–180
  29. ^ Международный семинар по Нха Нхаку династии Нгуен: придворная музыка Хуэ . Центр охраны памятников Хюэ. 2004.
  30. ^ «Вьетнамская придворная музыка» . Голдсмит, Лондонский университет .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce2cc303f8e20a80f2106653f7e2aa02__1722955320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/02/ce2cc303f8e20a80f2106653f7e2aa02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yayue - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)