Aerospace SA 321 Super Frelon
SA 321 Super Frelon | |
---|---|
![]() Вертолет супер -Фрелон военно -морского флота | |
Общая информация | |
Тип | Транспортный вертолет |
Национальное происхождение | Франция |
Производитель | Sud Aviation Аэрокосмическая |
Статус | На службе военно -морских военно -воздушных силах Армии Армии Народной Армии |
Основные пользователи | Французский флот |
Номер построен | 110 [ Цитация необходима ] |
История | |
Производится | 1962–1981 |
Дата введения | 1966 |
Первый полет | 7 декабря 1962 года [ 1 ] |
Разработан из | SNCASE SE.3200 FRELON |
Превратился в | Avicopter AC313 |
Aérospatiale созданный (ранее Sud Aviation ) SA 321 Super Frelon с тремя двигателями, («Super Hornet»)-это тяжелый транспортный вертолет производителем аэрокосмической промышленности Sud Aviation во Франции . Он проводил различие в том, что он был самым мощным вертолетом, который будет построен в Европе в какой -то момент, а также был самым быстрым вертолетом в мире.
Super Frelon был более мощным развитием оригинального SE.3200 Frelon , который не смог войти в производство. типа 7 декабря 1962 года первый прототип провел первый полет . 23 июля 1963 года модифицированный Super Frelon пролетел рекордный рейс, установив новую Absolute Helicopter World Speed Record с зарегистрированной скоростью 217,7 миль в час (350,4 км/ч). Были произведены как гражданские, так и военные версии Супер Фрелона; Тип был преимущественно продан военным клиентам. В 1981 году Aerospatiale, преемника Sud Aviation, решила прекратить производство из -за отсутствия заказов.
Супер -Фрелон наиболее широко использовался военно -морскими воздушными руками, такими как Французская военно -морская авиация и военно -морские военно -воздушные силы Армии Народной Армии . 30 апреля 2010 года этот тип был вышел на пенсию Французским флотом, который был заменен парой вертолетов Eurocopter EC225 в качестве меры STOPGAP в ожидании доступности вертолета NH90 NH90 . Super Frelon использовался в течение длительного периода в Китае , где он был изготовлен по лицензии и продана Авиационной группой Harbin в качестве Harbin Z-8 . Модернизированная производная Z-8, продаваемое как Avicopter AC313 , выполнила свой первый полет 18 марта 2010 года.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]SA.3210 Super Frelon был разработан французской аэрокосмической компанией Sud Aviation из оригинального SE.3200 Frelon . Во время развития типа авиация Sud выросла до известности в качестве основного производителя вертолетов, экспортировав больше роторного края, чем любой другой европейский соперник. [ 1 ] Произведя популярную Aérospatiale Alouette II и Aérospatiale Alouette III , фирма стремилась установить ряд вертолетов, выполняющих различные роли, функции и требования к размеру; Две из более крупных моделей в разработке к началу 1960 -х годов были Супер Фрелон и то, что станет Aérospatiale SA 330 Puma . Super Frelon был крупнейшим вертолетом в разработке фирмы, который существенно увеличился по сравнению с более ранним Флоном и считался амбициозным дизайном в то время. [ 1 ]
Более ранний Фрелон был разработан для удовлетворения требований как военно -морского флота Франции , так и Немецкого флота , которые опубликовали подробности о своих ожидаемых требованиях к тяжелому вертолету; Тем не менее, эти требования были пересмотрены клиентом вверх, что привело к редизайну и появлению Super Frelon. [ 1 ] Изменения включали внедрение гораздо более мощных двигателей, используя три двигателя Turbomeca Turmo IIIC турбоссафта , каждый из которых способен генерировать 1320 SHP (980 кВт) на прототипах (впоследствии воспитанный до 1500 SHP (1100 кВт) на моделях производства) на месте Frelon's 750 /800 SHP (560 /600 кВт) Turbomeca Turmo IIIB двигатели ; Они провели 62-футовый (19 м) главный ротор с шестью лезвиями , вместо четырехлетних (15 м), и четырех лезвия, а также пять лезвий (вместо четырех лезвия) хвостового ротора. В целом, модифицированный дизайн предусматривал значительно увеличенный вес, с 17 650 до 26 450 фунтов (от 8,010 до 12 000 кг), в то же время повышая аэродинамическую эффективность роторного края и качества обработки. [ 1 ]
Были внесены дополнительные внешние изменения между Frelon и Super Frelon, такие как оригинальный упорный хвостовой бум, замененный более обычным, хотя и с помощью руководителя, чтобы поднять хвостовой ротор, прозрачный от транспортных средств, приближающихся к рампе задней нагрузки. [ 1 ] Принимая во внимание американские эксперименты с амфибийными вертолетами, фюзеляж Super Frelon был переработан в корпус с луком, планированием нижних и водонепроницаемых отсеков. Различные иностранные производители участвовали в разработке и производстве типа; Американская вертолетная компания Sikorsky заключила контракт на разработку нового главного ротора с шестью лезвиями и хвостового ротора с пятью лезвиями, в то время как итальянский производитель Fiat поставлял конструкцию для новой главной передачи. [ 2 ]
В полете
[ редактировать ]типа 7 декабря 1962 года первый прототип Super Frelon провели девичий рейс . [ 1 ] 28 мая 1963 года за ним последовал второй прототип. Первый прототип был адаптирован к удовлетворению потребностей военно -воздушных сил Франции , в то время как второй был полностью военно -морской, включая боковые стабилизирующие поплавки, прикрепленные к ходовой части. [ 3 ] 23 июля 1963 года был использован модифицированный прототип Super Frelon Helicopter, чтобы побить рекорд скорости Absolute Helicopter World, достигнув максимальной скорости 217,7 миль в час (350,4 км/ч) во время полета. [ 4 ] Летал Джин Булет и Роланд Коффиньо, в общей сложности было побито три международных записей, они: скорость более 3 км на низкой высоте, 212,03 миль в час (341,23 км/ч); скорость на любой высоте более 15 и 25 км, 217,77 миль в час (350,47 км/ч); и 100 -километровый закрытый цепь 207,71 миль в час (334,28 км/ч). [ 5 ]
К апрелю 1964 года два прототипа накопили 388 полевых часов, которые включали 30 часов испытаний на мореподобность, проведенные со вторым прототипом. [ 5 ] В январе 1964 года третий прототип Super Frelon совершил свой первый полет, четвертый первый пролетел в течение мая 1964 года, и пара моделей с предварительным производством была завершена во второй половине 1964 года. Третий прототип участвовал в серии ускоренных испытаний на износ. Чтобы установить выносливость компонентов и капитальный ремонт, в то время как четвертый прототип был назначен для дальнейших испытаний оборудования для военно -морской среды. [ 5 ]
К июлю 1964 года французское правительство разместило первоначальный приказ для Super Frelon, предназначенного для выполнения обязанностей по логистической поддержке в Центральном экспериментальном дю Пацифике; Переговоры о дальнейшем заказе уже были договорились о военно-морской версии, которая должна была быть оборудована для борьбы с антилокоренными обязанностями. Тем не менее, западно немецкая поддержка программы Super Frelon уже снизилась к этому моменту, частично из-за интереса к конкуренту Sikorsky SH-3 Sea King , который был оценен по этому типу. [ 5 ]
Были построены как гражданские, так и военные версии Super Frelon, причем военные варианты были самыми многочисленными на сегодняшний день, вступая в службу с французскими военными, а также экспортируются в Израиль , Южную Африку , Ливию , Китай и Ирак . Были произведены три военных варианта: военный транспорт, антиловолонную и анти-коорк. Транспортная версия способна содержать 38 оборудованных войск или альтернативно 15 носителей для задач эвакуации пострадавших.
Дизайн
[ редактировать ]
Super Frelon Aérospatiale SA 321 представляет собой большой однопользовый вертолет с тяжелым подъемом, оснащенным относительно нетипичной трехмоторной конфигурацией; Это двигатели Turboméca Turmo IIIC Turboshaft, установленные поверх фюзеляжа, пара турбин расположена рядом спереди и один, расположенный в корме главного ротора. [ 5 ] Военно-морские анти-субмаренные и анти-суховые варианты обычно оснащены навигацией и поиском радара (ORB-42) и 50-метровым спасательным кабелем. Они чаще всего оснащены 20 -мм пушкой, контрмерами, ночным видением, лазерным обозначением и личной системой локаторов. Super Frelon также может быть установлен для заправки в полете. [ Цитация необходима ]
Передние двигатели имеют простые отдельные потребления ОЗУ, в то время как задняя часть оснащена полукруглым соском для обеспечения воздуха; Все три раздвоенных выхлопа находятся рядом с головкой ротора. Три двигателя и коробка передач редуктора устанавливаются на горизонтальной переборке и брандмауэре, которые образуют крышу салона и верхний конструктивный элемент фюзеляжа. [ 5 ] Двигатели изолированы несколькими брандмауэрами, включая поперечные брандмауэры, отделяющие передние и задние двигатели от коробки передач ротора, и зональные брандмауэры двигателя. [ 6 ] Восемь прочных шарнирных дверей обеспечивают доступ к компактным двигателям Turmo, которые имеют достаточно места, чтобы позволить наземной команде обслуживать их без использования внешних платформ. [ 7 ]
Фузеляж на самом деле является корпусом , который использует полу- моноконокок света -конструкцию сплава ; Согласно Aerospace Publication Flight International , дизайн корпуса «напоминал инженерию летающих лодков». [ 5 ] В основной каюте не хватает поперечного крепления, за исключением одной переборки между кабиной и кабиной. Значительные застроенные рамки соединяют укрепленную конструкцию крыши с полом/планом поперечной перепотчкой и внешней кожей. [ 5 ] Используется обычная внешняя кожа, использующая продольные жесткости, а также две линии глубоких членов канала, в то время как перекрестные элементы в нижнем этаже укреплены вертикальными ретями жесткости. Нет киля , на уровне пола существуют горизонтальные элементы между кадрами, которые усилены поперечными углами сдвига. [ 5 ] Гибкие топливные элементы хранятся в четырех водонепроницаемых отсеках под полом, лежащим перед осью ротора, в то время как сам пол оснащен съемными панелями. Хэтч, установленный в пол, расположенный приблизительно под осью ротора, используется для операций нагрузки. [ 5 ]
В задней части кабины находится коническая часть простой полу- монококской конструкции, которая закрывается надежной пандузой задней нагрузки на шарнире, которая служит основным входом для громоздких нагрузок или оборудования. [ 7 ] Погрузочная рампа сброс в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, на передней стороне правого борта расположена раздвижная дверь, в то время как на стороне кормовой стороны установлена небольшая аварийная дверь, расположенная на шарнире. [ 7 ] Тястовая бум использует обычную полумонококовую конструкцию, поддерживаемую близко расположенными кадрами с заемным каналом и непрерывными стрингерами, отсутствуя из каких-либо крупных продольных участков или долгонов. Срегневая секция, несущая хвостовой ротор и плоскость отделки, является более надежной, укрепленной с помощью лонжерона, рамки и жесткости с твердым панкой. [ 7 ] Смещение основного стрелы и зарезервированной секции шарнируется, чтобы уменьшить сложенную длину ротора до 58 футов (18 м). Вдоль верхней части стрелы вал для хвостового ротора покрыт обтекателем. [ 7 ]
Ускоренное шасси имеет двойные колеса на каждой из трех вертикальных амортизаторов -поглотителей. [ 7 ] Основные ведущие шестерни монтируются на триангулированных трубчатых конструкциях, в то время как носовая шестерна кропот в кусочке кабины через водонепроницаемое уплотнение в плане. Основные колеса имеют гидравлические тормоза, работающие с педалей, в комплекте с парковочным тормозом, а носовая единица полностью состоит из кастинга. [ 7 ] Нос, который покрыт большими глазурованными панелями, имеет лук -резинку и планирующее дно, построенное как устройство с летной палубой, которая выше, чем основной пол салона. [ 5 ]
Оперативная история
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]
С декабря 1975 года по апрель 1977 года Китай взял на себя партию из 12 SA 321 Super Frelon Navalise Helicopters. Эти вертолеты поступили в два варианта: антиловодоренная война (ASW) и поисковые и спасательные (SAR) версии . Super Frelon был первым вертолетом Народной освободительной армии (PLA), который был способен работать с летной палубы поверхностных судов.
Китай также производил ряд супер-выборов на местном уровне, где он известен под обозначением Z-8 (Helicopter ASW/SAR на основе земли или корабля). Super Frelon остается в работе с военно -морским флотом PLA на 2014 год.
С начала 1980 -х годов супер -выборы часто использовались военно -морским флотом Армии освобождения (План) Народной Армии для проведения операций Shipborne ASW и SAR. Для миссий ASW Z-8 оснащен радаром по поиску поверхности и французским погружением HS-12 сонар при переносе торпедо A244S Whitehead A244S под правым бортом фюзеляжа. Роторство также использовалось для перевозки припасов с корабля пополнения в поверхностные комбатанты, а также транспортные морские пехотинцы от посадочного корабля на берег.
Военно-морская версия SAR, обозначенная как Z-8 , была оснащена обновленной авионикой, прожектором, флир- башней и подъемом, совершил свой первый рейс в декабре 2004 года. Другой спасательный вариант, оснащенный специальным оборудованием Medivac на борту, также был разработан. Для военно-морского флота, обозначенный как Z-8JH .
Версия Z-8A была разработана в качестве армейского транспортного варианта и получила сертификацию в феврале 1999 года. В 2001 году пара Z-8A была доставлена в армию для оценки, однако в конечном итоге она решила закупить дополнительные MI-17V5. В ноябре 2002 года была доставлена только одна партия из около шести Z-8A; Они по -прежнему сохраняли радар для носа и боковые поплавки. Начиная с 2007 года, ВВС Народной Армии Армии (PLAAF) также приобрели десятки модернизированных Z-8K S и Z-8KA S для проведения миссий SAR; Они были оснащены флирной башней и прожектором под кабиной, а также подъемником и диспенсером.
Китай также разработал внутренний вариант гражданского вертолета Z-8, который продается как Avicopter AC313 . AC313 имеет максимальный вес, который составляет 13,8 тонн, способен переносить до 27 пассажиров и имеет максимальный диапазон 900 км (559 миль). [ 8 ]
После землетрясения в Сычуане в 2008 году производство вертолета Z-8 получило огромный импульс, поскольку мероприятие подтвердило ценность вертолета в гуманитарных миссиях. Было реализовано новое приобретение двигателя и проектирования, чтобы сгладить некоторые из известных существующих проблем, которые повлияли на Z-8 в течение десятилетий. приказала Вооруженная полиция китайцев 18 вертолетов Z-8; К 2013 году было доставлено по меньшей мере пять вертолетов, большинство из них были назначены в боевые подразделения по борьбе с лесным хозяйством. Во время последующих операций по оказанию помощи землетрясениям были развернуты вертолеты Z-8 для выполнения спасательных и материально-технических миссий. [ 9 ]
В 2018 году Авиация Army PLA объявила, что начнет посылать свой флот вертолетов Z-8 из-за низкой производительности и высоких требований к техническому обслуживанию, даже если некоторые примеры работают только в течение 6 лет, Z-8, вероятно, будут быть заменен на вертолет Harbin Z-20 Medium Lift. [ 10 ]
Франция
[ редактировать ]В октябре 1965 года вертолет SA 321G ASW присоединился к Французской военно -морской авиации ( Aeronavale ). Помимо судовых миссий ASW, SA321G также проводил патрулирование дезинения в поддержку ринга подводных лодок с баллистическими ракетами из . Некоторые самолеты были модифицированы с помощью радара, установленного на носу, для « экзосет противокорабельных ракет ». Пять Freighters SA321GA, первоначально используемые в поддержку Центра ядерных испытаний Тихого океана, были перенесены в обязанности поддержки нападения.
В 2003 году выжившие Super Frelons Aeronavale были назначены на транспортные обязанности, включая коммандос Transport, Vertrep и SAR.
SA321G Super Frelon подал с Flotille 32F французского авиационного Navale , действующего из Lanvéoc-Poulmic в Бриттани в поисковой и спасательной роли. Они были вышли на пенсию 30 апреля 2010 года, замененные двумя вертолетами Eurocopter EC225, приобретенными в качестве стоп-залетов, пока Nhindustries NH90 не попал в эксплуатацию в 2011–12 годах. [ 11 ] [ 12 ]
Ирак
[ редактировать ]Начиная с 1977 года, в общей сложности было доставлено в иракские военно -воздушные силы ; Оснащенные ракеты радаров и экзосет, иракские модели были обозначены как SA 321H . Эти роторные были развернуты в длинной войне в Иране и Ираке и во время войны в Персидском заливе 1991 года , в которой был уничтожен хотя бы один пример.
Во время войны в Иране Ирак начал использовать Super Frelon и других недавно приобретенных истребителей, оснащенных Exocet, для нацеливания на иранскую судоходство в Персидском заливе в событии, известном как The Tanker War . Двое из иракских супер-выпах были сбиты иранскими бойцами, один из которых выстрел в Phoenix AIM-54A ( Tomcat во время операции жемчужина ), находясь в персидском заливе, и один на AGM-65A Maverick выстрелил из иранского фантома F-4 в июле 1986 года, пытаясь снять с нефтяной вышки. [ 13 ] [ 14 ]
Израиль
[ редактировать ]
В 1965 году Израиль разместил заказ на шесть SA 321K Super Frelons, чтобы оборудовать израильские ВВС с помощью тяжелой транспортировки лифта. [ 15 ] Первый из этих вертолетов прибыл 20 апреля 1966 года, что позволило инаугурации 114 эскадрильи , которая управляла типом из Tel Nof . В следующем году были заказаны дополнительные шесть супер -выпадений. [ 15 ]
Израильские военные изначально надеялись использовать супер-выборы для развертывания легких бронированных автомобилей Panhard AML-90 в поддержку воздушных операций, но эта концепция была сброшена, когда тесты показали, что вертолет не способен справиться с боевым весом автомобиля. [ 16 ] В общей сложности четыре вертолета прибыли к началу шестидневной войны 1967 года , в течение которой они прилетели 41 вылета. Израильские супергероны увидели обширное обслуживание во время войны за истощение , участвовая в таких операциях, как Helem , Tarnegol 53 и Rhodes . [ 17 ]
Тип снова был в службе во время войны в Йом Киппур , после того, как Израиль заменил оригинальные двигатели Turbomeca Turmo на 1390 кВт (1870 SHP) двигателя General Electric T58 -Ge -T5D. Super Frelons также приняли участие в израильском вторжении в Ливан в июне 1982 года. [ 17 ] Из-за их относительно высоких затрат на техническое обслуживание и плохих возможностей для производительности по сравнению с IAF CH-53 , они в конечном итоге были вышли на пенсию в 1991 году.
Ливия
[ редактировать ]В 1980–1981 гг. Шесть радиолокационных вертолетов SA 321 г и восемь SA 321M SAR/транспорт были доставлены в Ливию . [ 18 ]
ЮАР
[ редактировать ]Южная Африка заказала шестнадцать вертолетов SA 321L в 1965 году, [ 15 ] которые были доставлены к 1967 году и назначены 15 эскадрилья ВВС Южной Африки (SAAF). [ 19 ] По меньшей мере два были развернуты в Мозамбике в поддержку родезийских военных операций против повстанцев Африканской Африканской армии Африки Зимбабве в период с 1978 по 1979 год. [ 19 ] Другие были мобилизованы для эвакуации южноафриканских десантов из Анголы во время операции оленей . [ 20 ]
В августе 1978 года юго -западная африканская народная организация вызвала крупный пограничный инцидент между Южной Африкой и Замбией, когда ее партизаны выстрелили на супер -Фрелон Сан -Фрелон в Катиме Мулило с Замбийской земли. Южноафриканцы ответили на артиллерийскую забастовку, которая нанесла позицию в армии Замбии. [ 20 ]
Сирия
[ редактировать ]В октябре 1975 года широко сообщалось, что Сирия приказала пятнадцать неуточненных супер -водорезов из Франции в рамках сделки с оружием, финансируемой Саудовской Аравией . [ 21 ] В то время как сирийские ВВС действительно выпустили требование для пятнадцати из конкретных самолетов и рекомендовали покупать до пятидесяти, к 1984 году продажа еще не осуществилась. [ 22 ]
Варианты
[ редактировать ]


- SE.3200 FRELON
- Транспортный вертолет прототипа, приводимый в силу три двигателя 597 кВт (800 л.с.) Turbomeca Turmo IIIB, управляя четырехлетным ротором диаметром 15,2 м (50 футов). Два построены, первый полет 10 июня 1958 года. [ 1 ]
- В 321
- Предварительный самолет. Четыре построены.
- SA 321G
- Версия по борьбе с субмариновой войной для военно-морского флота Франции , она была оснащена тремя двигателями Turbomeca IIIC-6 турбоссафта; 26 построено.
- В 321GA
- Утилита и штурмовая транспортная вертолет для французского флота.
- SA 321GM
- Экспортная версия для Ливии, оснащенная радаром Omera ORB-32WAS.
- SA 321H
- Экспортная версия для Ирака, она была оснащена тремя двигателями Turbomeca Turmo IIIE Turboshaft, оснащенными поисковым радаром Omera ORB-31D и вооруженной анти-коорными ракетами Exocet .
- В 321F
- Коммерческий вертолет авиакомпании, работающий на трех двигателях Turbomeca IIIC-3, с размещением для 34-37 пассажиров.
- SA 321J
- Коммерческий транспортный вертолет и жилье для 27 пассажиров.
- SA 321JJJA
- Улучшенная версия SA 321J .
- SA 321K
- Военная транспортная версия для Израиля.
- SA 321L
- Военная транспортная версия для Южной Африки, оснащенная входными фильтрами воздуха.
- SA 321M
- Поиск и спасение, коммунальный транспортный вертолет для Ливии.
- Changhe z-8
- Китайская версия с тремя двигателями Changzhou Lan Xiang WZ6.
- Changhe z-8a
- Армейский транспорт.
- Changhe z-8f
- Китайская версия с Pratt & Whitney Canada Pt6 B-67A двигателей турбоссафта.
- Changhe z-8aew
- Китайский вертолет AEW с выдвижной радиолокационной антенной, радар AESA , 360 -градусный охват, переработанный нос, похожий на AC313 и FLIR. [ 23 ]
- Changhe Z-8L
- с широким телом и увеличенным топливом Китайский вариант с фюзеляжем , впервые обнаруженные в январе 2019 года. [ 24 ] Внутренняя ширина площади нагрузки была увеличена с 1,8 до 2,4 м, что делает ее больше, чем старые варианты Z-8 и SA321. [ 25 ]
Операторы
[ редактировать ]

- Народная освободительная армия ВВС [ 26 ]
- Народная освободительная армия [ 27 ]
- Военно -воздушные силы Народной освободительной армии [ 26 ]
- Французская военно -морская авиация [ 28 ] [ 29 ] - ушедший на пенсию
- Индонезийские ВВС [ 32 ] - управляется Pelita Air Service и с момента выхода на пенсию
- Пелита воздушная служба [ 32 ] - Работает на IAF и на пенсии
- Иракские ВВС [ 33 ] - 10 доставлено в 1980-1981 годах, но статус неизвестен с момента войны в Персидском заливе [ 34 ] и не с текущим флотом
- Израильские ВВС [ 35 ] [ 36 ] - В отставке 1996
- Ливийские ВВС [ 37 ] - Не с текущим флотом
- Ливийский флот [ 38 ] - Не с текущим флотом
- ВВС Южной Африки [ 39 ] - управлял 17 и на пенсии после 1990 года
Специальные предложения (военно -морской супер Хорнет)
[ редактировать ]
Данные из All The World's Aircraft 1976–77 , 1976–77 гг. [ 40 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Емкость:
- 27 пассажиров или
- 15 носителей
- Длина: 23,03 м (75 футов 7 дюймов) (в целом, поворот роторов)
- Длина фюзеляжа: 19,40 м (63 фута 8 дюймов)
- Высота: 6,66 м (21 фут 10 дюймов)
- Пустой вес: 6863 кг (15 130 фунтов)
- Максимальный вес взлета: 13 000 кг (28 660 фунтов)
- Топливная емкость: 3975 л (1050 США Гал; 874 IMP GAL) (нормально)
- Силовая установка: 3 × Turboméca Turmo IIIC Turboshasfts , 1160 кВт (1550 Shp) каждый
- Главный диаметр ротора: 18,90 м (62 фута 0 дюймов)
- Основная область ротора: 280,6 м. 2 (3020 кв. Футов)
Производительность
- Скорость круиза: 249 км/ч (155 миль в час, 134 кН) на уровне моря
- Никогда не превышайте скорость : 275 км/ч (171 миль в час, 148 кН)
- Диапазон: 1,020 км (630 миль, 550 нми)
- Выносливость: 4 часа
- Потолок обслуживания: 3150 м (10 330 футов)
- Скорость подъема: 6,66 м/с (1312 футов/мин)
Вооружение
- 4 × самопроизводственные торпеды в роли ASW или
- 2 × Exocet ракет в роли против костюма
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Стивенс 1964, с. 55
- ^ Стивенс 1964, с. 58
- ^ Стивенс, 1964, с. 55–56.
- ^ Тейлор 1966, с. 63.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k Стивенс 1964, с. 56
- ^ Стивенс, 1964, с. 56–57.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Стивенс 1964, с. 57
- ^ «AC313 Гражданский вертолет» . Airforceworld.com . Архивировано из оригинала 9 декабря 2011 года . Получено 5 апреля 2011 года .
- ^ «Производство вертолета Z8 с 2008 года» . Airforceworld.com . Архивировано с оригинала 27 октября 2014 года . Получено 5 октября 2014 года .
- ^ Simin ( Zeng года 22 . марта 2018 )
- ^ Grolleau 2009, с. 56–60.
- ^ Grolleau 2010, с. 12
- ^ Уильямс, Энтони Г.; Густин, Эммануэль (2004). Летающие орудия современной эры . Мальборо: Prowood Press. п. 172. ISBN 9781861266552 .
- ^ Фарро, Каве (2011). Иран на войне, 1500-1988 . Оксфорд: Osprey Publishing. п. 638 ISBN 9781780962214 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Торговые регистры» . Армстрада.sipri.org. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Получено 20 ноября 2014 года .
- ^ «Израиль дайджест прессы и события в Израиле и на Ближнем Востоке». Архивировано 2018-03-20 на The Wayback Machine The Israel Digest , 1966. Собранные проблемы 9–10.
- ^ Jump up to: а беременный Нортон, Билл (2004). Воздушная война на грани: история ВВС Израиля и его самолета с 1947 года . Midland Publishing . С. 212–216. ISBN 1-85780-088-5 .
- ^ Дональд и озеро 1996, с. 16
- ^ Jump up to: а беременный Бакстер, Питер (февраль 2013 г.). Пограничная война Саафа: ВВС Южной Африки в бою 1966–89 . Solihull: Helion and Company Ltd. p. 24. ISBN 978-1908916235 .
- ^ Jump up to: а беременный Steenkamp, Willem (2006). Borderstrike! Южная Африка в Анголу, 1975–1980 (2006 г.). Только что сделано производства. С. 132–226. ISBN 1-920169-00-8 .
- ^ Сирийская арабская республика: справочник. Энн Синай, Аллен Поллак, 1976. с. 101.
- ^ Hewish, Марк. ВВС мира: иллюстрированный каталог всех военных воздушных полномочий мира . Нью -Йорк: Simon & Schuster, 1979. ISBN 0-671-25086-8 . стр. 155-156.
- ^ «Китайская военная авиация | Китайские ВВС» . Архивировано из оригинала 13 марта 2012 года . Получено 2012-03-19 .
- ^ Тейт, Эндрю (21 января 2019 г.). «Изображение появляется из варианта вертолета Z-8G» . Джейн 360 . Лондон Архивировано с оригинала 21 января 2019 года . Получено 21 января 2019 года .
- ^ Руппрехт, Андреас (21 августа 2020 г.). «Обновление: изображения показывают вариант широкого тела вертолета Z-8G, проходящих испытания с нагрузкой» . Джейнс .
- ^ Jump up to: а беременный «World Air Sorces 2013» (PDF) . Полезной проницательности. 2013. Archived (PDF) из оригинала 16 декабря 2012 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные воздушные силы 2022» . Flightglobal. 2022 . Получено 16 июля 2022 года .
- ^ «Всемирные силы ВВС 1990 стр. 50» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ "Aéronautique Navale" . Архивировано из оригинала 6 декабря 2012 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ "V/Stol 1970" . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ «Олимпийские авиакомпании Sud Aviation SA-321 Super Frelon F-OCMF» . Самолеты-pictures.net. Архивировано с оригинала 24 декабря 2013 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ Jump up to: а беременный «SA321J Super Frelon - Исторические следы вертолетов тяжелые воздушные силы TNI и воздушная служба Pelita» . Indomiliter.com (на индонезийском). 2019-12-09 . Получено 2019-12-10 .
- ^ «Аль -Кувва аль -Джаввия Аль Иракия» . Архивировано с оригинала 24 декабря 2013 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ «SE3210 Super Frelon в Al Quowa Al Jawwiya Al Iraqia» . Получено 6 апреля 2023 года .
- ^ «Всемирные силы 1981 года стр. 349» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ "Heil Ha'avir" . Архивировано с оригинала 24 декабря 2013 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные силы 1981 года стр. 359» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 18 февраля 2013 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ «Всемирные силы Всемирных воздушных сил 1997, стр. 53» . FlightGlobal.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2013 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ "Suid-Afrikaanse Lugmag" . Архивировано с оригинала 11 сентября 2014 года . Получено 7 марта 2013 года .
- ^ Тейлор 1976, с. 40–41.
Библиография
[ редактировать ]
- Дональд, Дэвид и Джон Лейк. Энциклопедия мировых военных самолетов . Лондон: Aerospace Publishing, Single Volume Edition, 1996. ISBN 1-874023-95-6 .
- Гролло, Анри-Поль. «Французский флот супер Хорнетс». Air International , май 2009 г., том 76 № 5. Стэмфорд, Великобритания: Key Publishing. ISSN 0306-5634. С. 56–60.
- Гролло, Анри-Пьер. «Привет, EC225, прощай, супер Фрелон». Air International , июнь 2010, том 78 № 6. Великобритания: ключевая публикация. ISSN 0306-5634. п. 12
- Ру, Роберт Дж. (Ноябрь 1970 г.). «Скоровые рекорды Super Frélon» [Super Frélon's Speed Records]. Альбом фанатика авиации (на французском языке) (16): 27–29. ISSN 0757-4169 .
- Стивенс, Джеймс Хей. « Super Frelon: самый мощный вертолет в Западной Европе ». Flight International , 9 июля 1964 года. С. 55–59.
- Тейлор, Джон WR Jane's All The World's Aircraft 1966–1967 , Лондон: Sampson Low, Marston & Company, 1966.
- Тейлор, JWR Jane's All The World's Aircraft 1976–77 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .