Гота WD.11
WD.11 | |
---|---|
![]() | |
WD.11 опускают на воду | |
Роль | Гидросамолет-торпедоносец |
Национальное происхождение | Германия |
Производитель | Гота вагоностроительный завод |
Первый полет | 1916 |
Ушедший на пенсию | 1918 |
Основной пользователь | Императорский флот Германии |
Количество построенных | 17 |
Gotha WD.11 ( Wasser Doppeldecker — «Водный биплан ») — трёхместный гидросамолет -торпедоносец, разработанный во время Первой мировой войны компанией Gothaer Waggonfabrik (Gotha) для ) Императорского флота Германии ( Kaiserliche Marine военно-морской воздушной службы ( Marine ). -Fliegerabteilung ). компании Более ранний Gotha WD.7 имел умеренный успех в качестве учебного самолета для торпедной тактики, и компания разработала более крупный и мощный самолет по тем же общим принципам. Прототип был построен в 1916 году, а в следующем году самолет поступил на вооружение. 17 экземпляров были построены и имели ограниченный успех, потопив два британских грузовых судна в Северном море . Одна эскадрилья участвовала в операции «Альбион» в 1917 году с ограниченной эффективностью. Нехватка торпед и проблемы с долговечностью вынудили снять WD.11 с действительной службы в 1918 году. Менее половины из них выжило и было поставлено на учет союзникам после войны.
Предыстория и описание
[ редактировать ]После того, как подводная лодка SM U-9 потопила три британских броненосных крейсера 22 сентября 1914 года, вскоре после начала войны, Имперское военно-морское управление Германии ( Reichsmarine-Amt ) решило попробовать установить торпеды на самолеты, поскольку их было гораздо проще и быстрее строить, чем подводные лодки. . Первоначальный экземпляр Gotha, отвечающий этому требованию, WD.7 , был создан для отработки тактики доставки торпед и был оценен как непригодный для боевых задач. [ 1 ] передан Экспериментальному командованию гидросамолетов ( Seeflugzeug-Veruchs-Kommando ). Прототип WD.11 был заказан 9 марта 1916 года и 9 октября [ 2 ] Первая партия из пяти серийных самолетов была заказана в этом же месяце и доставлена в апреле – мае 1917 года. Две последующие партии общим количеством одиннадцати самолетов были заказаны в январе 1917 года и доставлены с июня по сентябрь. [ 3 ]
Как и его предшественник, WD.11 представлял собой обычный полутораплан с двойными поплавками мощностью 160 л.с. (120 кВт) под крыльями, хотя два двигателя Mercedes D.III были установлены как трактор на нижнем крыле, коробчатыми радиаторами. , с расположенными над двигателями. Самолет имел отдельные кабины для двух наблюдателей и место пилота позади переднего наблюдателя. Каждый из двух поплавков крепился к фюзеляжу и крылу на 10 подкосах . Двухкилевое оперение имело два вертикальных стабилизатора, расположенных на концах горизонтального стабилизатора и поддерживалось подкосами. Крылья соединялись шестью комплектами межплоскостных стоек, что придавало самолету трехпролетную компоновку . [ 4 ] При эксплуатации немецкие пилоты обнаружили, что конструкция WD.11 слишком слаба для того, чтобы он мог нести большой вес, особенно при взлете или посадке. [ 4 ]

Наблюдатель в передней кабине был оснащен 7,92-миллиметровым (0,312 дюйма) Parabellum MG14 пулеметом , а некоторые самолеты были модифицированы дополнительным пулеметом для заднего наблюдателя. 45-сантиметровая (17,7 дюйма) торпеда Whitehead G/125 размещалась полуутопленной в желобе, установленном на фюзеляже самолета между поплавками под углом пикирования 5 градусов. В случае наличия торпеды у WD.11 отсутствовал задний наблюдатель. Некоторые самолеты были модифицированы для перевозки десяти 58-килограммовых (128 фунтов) бомб или большего количества бомб меньшего размера в торпедном отсеке. ТеКа Морская мина была разработана в 1917 году для установки в торпедный лоток. [ 5 ]
Торпеды, использовавшиеся WD.11 и другими немецкими торпедоносцами, не были предназначены для применения в воздухе и имели очень узкие параметры для успешного пуска, а именно: самолет должен был лететь прямо и горизонтально и на высоте не более 10 метров. (33 фута). Чтобы дать пилотам метод, с помощью которого можно было оценить все эти условия, некоторые из WD.11 были оснащены Anschütz гироскопическим инклинометром для оценки их положения в полете. Их высоту над водой измеряли с помощью 10-метрового стального троса, который при соприкосновении с водой включал свет или звонки в кабине, замыкая электрическую цепь . [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Прототип разбился 31 октября 1916 года, когда при приземлении сломался один из его поплавков. Он не получил серьезных повреждений и вернулся в строй в качестве учебно-тренировочного самолета. [ 7 ]
Первые WD.11, принявшие участие в боевых действиях, были приписаны к 2-й передовой эскадрилье ( II. Front-Staffel ) военно-морской авиабазы Фландрия I ( Seeflugstation Flandern I ) в Зебрюгге в оккупированной Бельгии в начале мая 1917 года. 20 мая один самолет совершил неудачная попытка торпедировать британский грузовой корабль. Три WD.11 попытались бомбить порт Дюнкерк , Франция, в ночь с 31 мая на 1 июня, но не смогли обнаружить цель в темноте. Они продолжили путь к своей второстепенной цели Кале , где были атакованы зенитными орудиями из-за своей малой высоты. У одного самолета снаряд прошел через крыло, и в него попало восемь осколков снаряда. Миссия оказалась неэффективной, поскольку на двух самолетах заклинило механизм сброса бомбы. Две ночи спустя три WD.11 бомбили военный аэродром в Сен-Поль-сюр-Мер с некоторым успехом . Торпедную миссию по целям в устье Темзы вечером 3/4 июня пришлось прервать, когда двум из трех WD.11 пришлось повернуть назад из-за механических проблем. [ 8 ] Это должно было стать постоянной проблемой, поскольку военно-морская авиация обнаружила, что они недостаточно мощны и хрупки в эксплуатации, учитывая тяжелые нагрузки, которые они должны были нести. [ 4 ]
После прохождения маяка в Аутер-Габбарде утром 15 июня сформировалась группа из трех гидросамолетов WD.11 и двух Friedrichshafen FF.33. гидросамолетов [ 9 ] заметил британское водоизмещением 3718 тонн грузовое судно SS Kankakee . Корабль смог уклониться от первых двух торпед, но третья попала в его мидель и затонула; во время нападения трое членов экипажа погибли. [ 10 ] Днем 9 июля пара WD.11 застала врасплох два грузовых корабля, приближавшихся к устью Темзы, но обе торпеды начали прыгать по волнам и промахнулись. Позже в тот же день другая пара WD.11 попыталась торпедировать два других корабля, но обе торпеды вышли из строя, и британский зенитный огонь заставил один из самолетов совершить вынужденную посадку, когда один из его двигателей был отключен. Другой бомбардировщик приземлился неподалеку, и экипаж первого смог подплыть, чтобы его подобрали. Когда второй WD.11 попытался взлететь , один из его поплавков оторвало волной и он разбился. Все четыре члена экипажа выжили и были спасены британским кораблем. 24 июля, усиленные самолетами, взятыми из 1-й передовой эскадрильи, три самолета WD.11 заложили мины TeKa в устье Темзы. Пять самолетов попытались повторить миссию возле Кентиш-Нок- Шол 8 августа, но из-за механических неисправностей на борту двух бомбардировщиков полет был прерван до того, как они смогли заложить мины. Четыре дня спустя три WD.11 бомбили британские корабли, защищавшие Dover Barrage у берегов Фландрии , заявивший об одном попадании в эсминец . Плохая погода не позволяла самолету выполнять какие-либо задания до 4 сентября, когда четыре WD.11 бомбили Дюнкерк; одному самолету пришлось повернуть назад, прежде чем он достиг цели, а у другого на обратном пути отказал двигатель. Пилот совершил вынужденную посадку на пляже в Ньюпорте, Бельгия , и экипаж смог поджечь бомбардировщик и уйти от местного бельгийского гарнизона, прежде чем достичь близлежащей территории, удерживаемой немцами. [ 11 ]
7 сентября 1-я передовая эскадрилья ненадолго сменила 2-ю передовую эскадрилью в Зебрюгге. Двумя днями позже группа из трех WD.11 обнаружила небольшой конвой и торпедировала его. [ 12 ] грузовое судно водоизмещением 440 брт, SS Storm , затонуло с потерей трех членов экипажа. [ 13 ] Еще одна группа из трех самолетов 11 сентября искала корабли у голландского побережья. Не найдя ничего, они повернули назад. закончилось топливо У одного WD.11 к северу от Эймейдена , и он был вынужден совершить вынужденную посадку. Другой WD.11 смог подать топливо в первый, но удалось перезапустить только один двигатель, и самолет был вынужден вырулить до самого Зебрюгге. На следующий день 1-й эскадрилье было приказано перебраться на базу в Виндау в Курляндии (современный Вентспилс , Латвия ) для поддержки немецкого вторжения на Западно-Эстонский архипелаг (операция «Альбион») и запланированного вывода 2-й эскадрильи для переоборудования во Фленсбурге , Германия. был отменен. 16 сентября подразделение возобновило противокорабельные и минные задачи, но плохое состояние WD.11 снизило их эффективность. Например, три из пяти самолетов, пытавшихся установить мины 24 сентября, были вынуждены вернуться на базу из-за механических проблем. На следующий день WD.11 был вынужден совершить вынужденную посадку в тумане у голландского побережья, и была отправлена спасательная операция с двумя самолетами для поиска торпедоносца. Они обнаружили, что его буксировал голландский корабль береговой охраны, когда он дрейфовал в территориальные воды Нидерландов, но все равно приземлились и безуспешно попытались спасти команду, поскольку корабль отогнал обоих пулеметным огнем. После смерти его командира, когда его Friedrichshafen FF.39 загорелся и разбился 1 октября, 2-я эскадрилья была выведена из строя из-за нехватки экипажей и исправных самолетов, но была переведена во Фленсбург только 16 ноября. [ 14 ]
Операция Альбион и после нее
[ редактировать ]1-я фронтовая эскадра вступила в строй 1 октября с задачей атаковать корабли Императорского Российского Флота флота Балтийского и получила 10 торпед Г/125. Подразделение было приказано действовать 4 октября, когда были замечены два небольших минных заградителя у побережья полуострова Сырве на острове Эсель (современный Сааремаа ) . Пять WD.11 и четыре других бомбардировщика атаковали корабли и близлежащие орудия береговой обороны , сбросив 3500 кг (7700 фунтов) бомб. Никакого воздействия на мишени не отмечено. Те же пять WD.11 безрезультатно атаковали корабли 8 октября. Две торпеды промахнулись, а остальные ударились о морское дно или иным образом не сработали должным образом на мелководье. российскую базу гидросамолетов в Аренсбурге (современный Курессааре Когда 12 октября началась операция «Альбион», немецкие войска высадились на Эзеле, захватив на следующий день ). 1-я эскадрилья начала прохождение базы 15 октября. В тот день один самолет сломал поплавок при взлете, и ему пришлось остаться в Аренсбурге; один из двух других самолетов бомбил береговую оборону батарея , а другой заявил о попадании в линкор «Слава» . [ 15 ] Российские источники утверждают, что атака не состоялась и что на самом деле атакованным кораблем был линкор «Гражданин» . [ 16 ] В течение следующих нескольких дней эскадрилья продолжала без особого успеха атаковать российские цели, а один самолет был вынужден совершить вынужденную посадку, когда один из его двигателей был выведен из строя пулей. Попытка отремонтировать вышедший из строя самолет в Аренсбурге 21 октября увенчалась успехом лишь частично, поскольку один самолет разбился при взлете, а другой пришлось бросить. Эскадрилье было приказано вернуться в Зебрюгге через два дня, а все вышедшие из строя самолеты остались позади. [ 17 ]
Подразделение прибыло 12 ноября и было оснащено парой новых бомбардировщиков Gotha WD.14 в дополнение к трем WD.11, которые оно привезло с Балтики. Погода в это время в целом была неподходящей для WD.11, и в декабре они выполнили всего пару неудачных противокорабельных вылетов, прежде чем командир эскадрильи решил заменить их более боеспособными WD.14. Торпедоносцы в целом оказались неэффективными в своих торпедных атаках, и Имперское военно-морское управление решило прекратить поставки дефицитных торпед с 15 января 1918 года. Подразделения торпедоносцев были расформированы 20 апреля, а их самолеты и личный состав были переданы другим частям на Севере. Морское побережье. [ 18 ] Когда союзники инспектировали немецкие базы гидросамолетов в декабре 1918 года, они зафиксировали семь уцелевших WD.11 в Хаге . Их окончательная судьба неизвестна, но, скорее всего, они были списаны . [ 19 ]
Дипломатическая служба
[ редактировать ]WD.11 был интернирован голландцами 24 сентября 1916 года после того, как был вынужден совершить вынужденную посадку у побережья Нидерландов ; Серийный номер М-1 самолет получил при Службы морской авиации Нидерландов в 1917 году. создании [ 20 ] [ 14 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (WD.11)
[ редактировать ]Данные самолетов Готы времен Первой мировой войны: столетний взгляд на самолеты Великой войны; [ 4 ] Немецкие самолеты Первой мировой войны [ 21 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 13,45 м (44 фута 2 дюйма)
- Верхний размах крыла: 22,5 м (73 фута 10 дюймов)
- Размах нижнего крыла: 21 м (68 футов 11 дюймов)
- Высота: 4,75 м (15 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 104 м 2 (1120 кв. футов)
- Вес пустого: 2146 кг (4731 фунт)
- Полная масса: 3583 кг (7899 фунтов)
- Силовая установка: 2 рядных двигателя Mercedes D.III с водяным охлаждением мощностью шестицилиндровых 120 кВт (160 л.с.) каждый.
- Гребные винты: 2-лопастные деревянные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 120 км/ч (75 миль в час, 65 узлов)
- Дальность: 500 км (310 миль, 270 миль)
- Практический потолок: 3200 м (10 500 футов)
- Скорость набора высоты: 1,3 м/с (260 футов/мин)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 12 минут.
Вооружение
- Орудия: 1 7,92-мм (0,312 дюйма) Parabellum MG 14. пулемет
- Бомбы: 1 торпеда массой 725 кг (1598 фунтов)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шмельке, стр. 3, 10, 12–15.
- ^ Херрис, с. 57; Мецмахер, с. 67
- ^ Херрис, стр. 94–95
- ^ Jump up to: а б с д и Херрис, с. 57
- ^ Херрис, стр. 57, 60, 63, 65; Шмельке, стр. 15, 28, 31, 99
- ^ Шмельке, с. 10
- ^ Шмельке, стр. 66–67, 75.
- ^ Шмельке, стр. 83–87.
- ^ Шмельке, с. 87
- ^ Адмиралтейство, с. 55
- ^ Шмельке, стр. 87–89.
- ^ Шмельке, стр. 78–79.
- ^ Адмиралтейство, с. 66
- ^ Jump up to: а б Шмельке, стр. 90–91.
- ^ Шмельке, стр. 92, 96, 98–99, 101–102.
- ^ Персонал, с. 92
- ^ Шмельке, стр. 102–103.
- ^ Шмельке, стр. 110, 113–115.
- ^ Андерссон и Сэнгер, с. 18
- ^ Jump up to: а б Клаау, с. 55
- ^ Грей и Тетфорд, с. 403
Библиография
[ редактировать ]
- Адмиралтейство (1988) [1919]. «Торговое судоходство (потери): британские торговые суда, захваченные или уничтоженные врагом». Британские суда, потерянные в море, 1914–18 и 1939–45 (3-е изд.). Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс. стр. 1–99. ISBN 1-85260-134-5 .
- Андерссон, Леннарт и Сэнгер, Рэй (2014). Возмездие и восстановление: немецкие самолеты и авиация с 1919 по 1922 год . Стэплфилд, Великобритания: Air-Britain (Историки). ISBN 978-0-85130-467-0 .
- Грей, Питер и Тетфорд, Оуэн (1987) [1970]. Немецкая авиация Первой мировой войны (2-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN 0-85177-809-7 .
- Херрис, Джек (2013). Гота Самолеты Первой мировой войны: столетний взгляд на самолеты Великой войны . Серия «Столетие авиации Великой войны». Том. 6. Чарльстон, Южная Каролина: Книги Аэронавтов. ISBN 978-1-935881-14-8 .
- Клаау, Барт ван дер (март – апрель 1999 г.). «Неожиданные удачи: случайно или намеренно более 100 самолетов «прибыли» на территорию Голландии во время Великой войны». Энтузиаст авиации (80): 54–59. ISSN 0143-5450 .
- Мецмахер, Андреас (2021). Gotha Aircraft 1913–1954: от лондонского бомбардировщика до реактивного истребителя «Летающее крыло» . Бримскомб, Великобритания: Фонтхилл. ISBN 978-1-78155-706-8 .
- Шмельке, Майкл (2020). «Торпедо Лос!»: Немецкий императорский «Торпедо-Флигер» . np: Книги об аэронавтах. ISBN 978-1-953201-17-1 .
- Персонал, Гэри (2008). Битва за Балтийские острова 1917 года: Триумф императорского германского флота . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Maritime. ISBN 978-1-84415-7877 .