Ялда Ночь
Ялда ночь | |
---|---|
![]() Стол Ночи Шелле | |
Наблюдается | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Значение | Самая длинная ночь в году [ РС 1 ] |
Дата | 20, 21 или 22 декабря (ночь зимнего солнцестояния) |
Частота | ежегодный |
Связано с | Йоль , Навруз , Тирган , Чахаршанбе Сури |
История Ирана |
---|
![]() |
Хронология ![]() |
Ночь Ялда ( персидский : Шаб Йелда Шаб-е Ялда ) или Ночь Челле (также Ночь Челла , персидский : Шаб Халла Шаб-э Шелле ) — древний фестиваль в Иране . [ 1 ] [ 2 ] Афганистан , [ 3 ] Азербайджан , Таджикистан , Иракский Курдистан , [ 4 ] [ 5 ] Узбекистан , Туркменистан , Дагестан и Турция отмечают зимнее солнцестояние . [ 6 ] Это соответствует ночи 20/21 декабря (±1) по григорианскому календарю , а также ночи между последним днем девятого месяца ( Азар ) и первым днем десятого месяца ( Дей ). [ рс 2 ] иранского солнечного календаря . [ рс 2 ]
Фестиваль отмечается в Иране и регионах Большого Ирана, включая Азербайджан , Иракский Курдистан , белуджские районы, Афганистан и Таджикистан . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Самая длинная и темная ночь в году — это время, когда друзья и семья собираются вместе, чтобы есть, пить и читать стихи (особенно Хафеза ) и Шахнаме до глубокой ночи. Едят фрукты и орехи, гранаты и арбузы особенно важны . Красный цвет этих плодов символизирует малиновые оттенки рассвета и сияние жизни. Стихи Диван-е Хафеза , которые можно найти в книжных шкафах большинства иранских семей, читают или декламируют в различных случаях, таких как этот фестиваль и Навруз . Шабе-Ялда была официально добавлена в Список национальных сокровищ Ирана на специальной церемонии в 2008 году.
Имена
[ редактировать ]Самая длинная и темная ночь в году знаменует собой «ночь, открывающую начальный сорокадневный период трехмесячной зимы». [ РС 1 ] от которого происходит имя Челле , «сороковой». [ рс 2 ] Всего существует три 40-дневных периода: один летом и два зимой. Два зимних периода известны как период «великого Хелле» ( от 1 дня до 11 бахмана ). [ рс 2 ] 40 полных дней), за которым следует/перекрывается период «малого Шелле» ( 10 от до 30 бахманов , [ рс 2 ] 20 дней + 20 ночей = 40 ночей и дней). Шабе-Э-Шелле — ночь, открывающая период «большого Шелле», то есть ночь между последним днем осени и первым днем зимы. Другое название фестиваля, «Ялда», в конечном итоге заимствовано у христиан, говорящих на сирийском языке. [ РС 1 ] [ РС 3 ] [ рс 4 ] По словам Дехходы , [ РС 5 ] «Ялда — сирийское слово, означающее день рождения, и поскольку люди адаптировали ночь Ялда к Рождеству Мессии , ее называют этим именем; однако празднование Рождества (Ноэля), установленное 25 декабря, установлено как день рождения Иисуса. Ялда это начало зимы и последняя ночь осени, и это самая длинная ночь в году». В первом веке значительное количество восточных христиан было расселено на парфянских и сасанидских территориях, где они получили защиту от религиозных преследований. [ 13 ] Через них иранцы (т.е. парфяне , персы и т. д.) познакомились с христианскими религиозными обрядами, включая, по-видимому, несторианскую христианскую Ялду, которая на сирийском языке ( среднеарамейском диалекте) буквально означает «рождение», но в религиозном контексте также была сирийское христианское имя собственное Рождества , [ рс 6 ] [ рс 4 ] [ РС 1 ] [ РС 3 ] и который, поскольку он приходился на девять месяцев после Благовещения , отмечался накануне зимнего солнцестояния. Название христианского фестиваля перешло к соседям-нехристианам. [ рс 4 ] [ РС 1 ] [ РС 3 ] [ РС 5 ] и хотя неясно, когда и где этот сирийский термин был заимствован в персидский язык , постепенно «Шабе-Ялда» и «Шабе-Хелле» стали синонимами, и эти два слова используются как синонимы.
История
[ редактировать ]Ночь Ялда была одной из священных ночей в древнем Иране и была включена в официальный календарь Иранской империи Ахеменидов по крайней мере с 502 г. до н.э. при Дарии I. Многие из его современных праздников и обычаев остались неизменными с этого периода.
Древние народы, такие как арийцы и индоевропейцы, были хорошо приспособлены к таким природным явлениям, как смена времен года , поскольку их повседневная деятельность диктовалась наличием солнечного света, а на урожай влияли климат и погода. Они обнаружили, что самые короткие дни — это последние дни осени и первая ночь зимы, и сразу после этого дни постепенно становятся длиннее, а ночи короче. Таким образом, зимнее солнцестояние, как самая длинная ночь, называлось « Ночью рождения Солнца ( Мехр )» и считалось началом года. [ 14 ]
Иранский календарь
[ редактировать ]Иранский (персидский) календарь был основан и составлен Хакимом Омаром Хайямом .
История персидских календарей изначально восходит к тому времени, когда регион современной Персии отмечал свои новые годы по зороастрийскому календарю . Поскольку зороастризм в то время был основной религией в регионе, их годы состояли из «ровно 365 дней, распределенных между двенадцатью месяцами по 30 дней каждый плюс пять особых дней без месяца, известных в народе как «украденные», или, на религиозном языке, как «пять дней Гатхи». [ 15 ]
До создания календаря солнечной хиджры календарь Джалали был введен в действие по приказу султана Джалал ад-Дина Маликшаха-и Салджуки в V веке. АХ [ 16 ] Согласно « Биографической энциклопедии астрономов » , «После смерти Йездигирда III (последнего царя династии Сасанидов ) Йездигирдский календарь, как солнечный, постепенно утратил свои позиции, и на смену ему пришел календарь хиджры». [ 16 ]
Ночь Ялда празднуется в день зимнего солнцестояния , самую длинную и темную ночь в году.
Обычаи и традиции
[ редактировать ]В зороастрийской традиции самая длинная и темная ночь в году была особенно неблагоприятным днем, и практика того, что сейчас известно как «Шабе-Челле/Ялда», изначально была обычаем, предназначенным для защиты людей от зла (см. ) росу в этот период. долгая ночь, [ рс 7 ] считалось , что в это время злые силы Аримана достигли своего пика. Людям советовали бодрствовать большую часть ночи, чтобы их не постигло несчастье, а затем люди собирались в безопасности в группах друзей и родственников, делились последними оставшимися с лета плодами и находили способы провести долгую ночь вместе. в хорошей компании. [ рс 7 ] Следующий день (то есть первый день месяца Дэ ) был днем празднования. [ примечание 1 ] и (по крайней мере, в X веке, как записано Аль-Бируни ), праздник первого дня месяца Дэ был известен как Хоррам-руз (радостный день) или Навад-руз (девяносто дней [оставшихся до Навруза]). [ РС 1 ] Хотя религиозное значение долгой темной ночи было утеряно, старые традиции допоздна ложиться спать в компании друзей и семьи сохранились в иранской культуре до наших дней.
Ссылки на другие более старые фестивали, проводимые в период зимнего солнцестояния, известны как из среднеперсидских текстов, так и из текстов раннего исламского периода. [ РС 1 ] В X веке Аль-Бируни упоминает праздник середины года ( Майдьярем Гаханбар ), который проходил с 11-15 даэ . Принято считать, что этот праздник изначально проводился в день зимнего солнцестояния. [ РС 8 ] [ рс 9 ] и который постепенно сместился за счет введения интеркаляции . ср. [ рс 9 ] Аль-Бируни также записывает фестиваль огня Адар Джашан , отмечаемый на пересечении дня Адара (9-го числа) месяца Адар (9-го числа), который является последним осенним месяцем. [ РС 1 ] Вероятно, это было то же самое, что и праздник огня под названием Шахревараган ( день Шахривар месяца Шахривар), который отмечал начало зимы в Токаристане . [ РС 1 ] В 1979 году журналист Хашем Рази предположил, что Мехреган — праздник имени Митры , который в доисламские времена отмечался в день осеннего равноденствия и сегодня все еще отмечается осенью — в ранние исламские времена сместился к зимнему солнцестоянию. [ рупий 10 ] Рази основывал свою гипотезу на том факте, что в некоторых поэзиях ранней исламской эпохи Михраган упоминается в связи со снегом и холодом. Теория Рази имеет немало поклонников в Интернете, но, хотя документация Рази была академически принята, его вывод - нет. [ рс 4 ] суфизме в Челла , представляющая собой 40-дневный период ретрита и поста, [ рс 11 ] также не имеет отношения к празднику зимнего солнцестояния.
Еда играет центральную роль в современной форме торжеств. В большинстве районов Ирана большая семья собирается вместе и наслаждается прекрасным ужином. Подается широкий выбор фруктов и сладостей, специально приготовленных или сохраненных для этой ночи. К праздничным блюдам относятся арбуз, гранат, орехи и сухофрукты. [ 17 ] Эти и другие предметы обычно кладут на корси , вокруг которых сидят люди. В некоторых регионах принято подавать сорок разновидностей съестных припасов во время церемонии ночи Шелле. В ночь Шелле набирают силу беззаботные суеверия. Однако эти суеверия в первую очередь связаны с потреблением. Например, считается, что употребление арбузов в ночь на Хелле обеспечит здоровье и благополучие человека в летние месяцы, защитив его от чрезмерной жары или болезней, вызванных горячей жидкостью. В Хорасане существует поверье, что тот, кто ест морковь, груши, гранаты и зеленые оливки, будет защищен от вредных укусов насекомых, особенно скорпионов. Употребление чеснока в этот вечер защитит от болей в суставах. [ рс 2 ]
В Хорасане одной из привлекательных церемоний было и до сих пор остается приготовление Кафбиха (разновидность традиционных иранских сладостей), которые готовят в Хорасане, особенно в городах Гонабад и Бирджанд . Это сделано для Ялды. [ 18 ] [ 19 ]
После ужина старшие развлекают остальных, рассказывая им сказки и анекдоты. Еще одно любимое и распространенное развлечение в ночь Челех – это фал-е Хафез , гадание с использованием Дивана Хафеза (т.е. библиомантия ). Однако считается, что не следует гадать по Дивану Хафеза более трех раз, иначе поэт может рассердиться. [ рс 2 ]
Обычные мероприятия фестиваля включают в себя бодрствование после полуночи, беседы, выпивку, чтение стихов вслух, рассказывание историй и анекдотов, а также, для некоторых, танцы. До изобретения и распространения электричества украшение и освещение дома и двора свечами также было частью традиции, но мало кто продолжил эту традицию. Другая традиция - дарить сухофрукты и орехи и подарки семье и друзьям, особенно невесте, завернутые в тюль и перевязанные лентой (аналогично свадебным и душевым «сувенирам»), в Хорасане дарение подарка невесте было обязательным. [ 20 ] [ 21 ]
В фильме
[ редактировать ]Сюжетная линия иранского фильма 2019 года «Ялда, ночь прощения» основана на реальном самом рейтинговом иранском реалити- шоу, которое на самом деле транслировалось во время Рамадана , но которое в фильме по драматической лицензии транслируется в ночь Ялды. В фильме молодая женщина, осужденная за убийство, умоляет дочь жертвы даровать ей прощение и спасти от смертной казни. [ 22 ] [ 23 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Сладости Кафбих Ялда на публичной церемонии Ялда 2016 Мешхед
-
Иранская женщина читает стихи Хафеза в ночь Ялды
-
Ялда Ночной шоппинг в Пираншахре , Курдистан
-
2017 Ночь Ялды в Сарпол-е Захаб
-
Ялда Ночные торты в Исфахане
-
Фрукты и диван Хафеза в ночь Ялда
-
В ночь Ялды одним из основных фруктов, которые едят, являются гранаты.
-
В ночь Ялды едят различные орехи, например, грецкие и фисташки.
-
Книга Газелей Хафеза
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Первый день ( день Ормузда ) месяца Дэ был/является первым из четырех именин Творца Ахура Мазды ( Дэ , «Творец»; Ормузд = Ахура Мазда), [ РС 8 ] для чего Аль-Бируни отмечает, что в прежние времена «в день и месяц, оба названные именем Бога, то есть (Ормузд), [...] царь спускался с трона империи в белых одеждах, [...] приостановить всю королевскую помпезность и полностью отдаться размышлениям о делах королевства и его жителей». Любой мог обратиться к царю, и монарх встречался с простолюдинами, ел и пил с ними, заявлял им о своем братстве и признавал свою зависимость от них (Альбируни, «Дай-Ма», « О праздниках в месяцах»). персов в «Хронологии древних народов» , Сахау, стр. 211–212).
Ссылки
[ редактировать ]Группа 1
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Красновольская, Анна (2009), «Фестиваль» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: iranicaonline.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Омидсалар, Махмуд (1990), «Челла I: В персидском фольклоре» , Энциклопедия Ираника , том. V, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 123–124 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ариан, Камар (1991), «Христианство VI: в персидской литературе», Encyclepedia Iranica , vol. V, f5, Коста Меса: Mazda Publishers, стр. 539–542 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Красновольская, Анна (1999), «Шаб-е Челла», Folia Orientalia , 35 : 55–74 .
- ^ Перейти обратно: а б Деххода, Али Акбар; и др., ред. (1995), «یلدا», Логхат Намех Деххода: Энциклопедический словарь персидского языка , Коста Меса: Издательство Mazda .
- ^ Пейн Смит, Дж., Изд. (1903), « ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ , Сирийский словарь , Оксфорд: Clarendon, стр. 192 .
- ^ Перейти обратно: а б Дэниел, Элтон Л.; Махди, Али Акбар (2006), Культура и обычаи Ирана , Вестпорт: Гринвуд, с. 188, ISBN 0-313-32053-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Бойс, Мэри (1999), «Фестивали I», Энциклопедия Ираника , том. IX, f5, Коста Меса: Мазда, стр. 543–546 .
- ^ Перейти обратно: а б Бойс, Мэри (1983), «Иранские фестивали», Кембриджская история Ирана , том. 3(2), Издательство Кембриджского университета, стр. 792–818 .
- ^ Рази, Хашем (1979), Гахшомари ва джашнха-е иран-е бастан , (Исчисление времени и фестивали древнего Ирана), Тегеран, стр. 565–631.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) , репр. 2001. - ^ Алгар, Хамид (1990), «Челла II: В суфизме» , Энциклопедия Ираника , том. V, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 124–125 .
Группа 2
[ редактировать ]- ^ «ЧЕЛЛА – Иранская энциклопедия» . Ираникаонлайн.org
- ^ Рихтер, Джоанна (2005). Иран, культура . Нью-Йорк: Паб Crabtree. Ко. стр. Германия 🇩🇪 18 . ISBN 0-7787-9317-6 .
- ^ «ЮНЕСКО – Ялда/Челла» . ich.unesco.org . Проверено 21 декабря 2022 г.
- ^ «Курды празднуют самую длинную ночь в году» .
- ^ «Ночь Ялда |21 декабря 2022 года в Персии|Самая длинная ночь в году» . 8 декабря 2022 г.
- ^ «Праздник Ялды | ICEC» . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Шабе Ялда: Самая длинная ночь в году» . 17 декабря 2020 г.
- ^ «Ночь Ялда |21 декабря 2022 года в Персии|Самая длинная ночь в году» . 8 декабря 2022 г.
- ^ «Празднование иранского праздника Ялда с обездоленными детьми - Джамиат Имам Али» . 26 апреля 2019 г.
- ^ «Зимнее солнцестояние — это наука и персидская Ялда» .
- ^ «Курды празднуют самую длинную ночь в году» .
- ^ Агентство, Анадолу (20 декабря 2021 г.). «Иранская Ялда встречает торжество света над тьмой поэзией, плодами» . Ежедневный Сабах . Проверено 22 января 2022 г.
- ^ фон Гарнак, Адольф (1905). Распространение христианства в первые три века. Уильямс и Норгейт. п. 293.
- ^ «Ночь Ялды: всё о самой длинной ночи в году» . www25.irpersiatour.com . Проверено 22 декабря 2023 г.
- ^ де Блуа, Франсуа (1996). «Персидский календарь» . Иран . 34 : 39–54. дои : 10.2307/4299943 . ISSN 0578-6967 .
- ^ Перейти обратно: а б Гиахи Язди, Хамид-Реза (01 марта 2020 г.). «Календарь Джалали: загадка даты по основанию» . Архив истории точных наук . 74 (2): 165–182. дои : 10.1007/s00407-019-00240-0 . ISSN 1432-0657 .
- ^ Бахрами, Аскар, Джашнха-йе Иран, Тегеран, 1383, стр. 75–76.
- ^ Доктор Мохаммад Аджам. КафБих . Парссея.
- ^ Продукты питания в Иране . ИСНА. 2011.
- ^ Доктор Мохаммад Аджам. традиции ялды . Парсей 2011.
- ^ https://web.archive.org/web/20201113021446/http://parssea.org/?p=5214 . (2011). Продукты питания в Иране . парссея.
{{cite book}}
: Внешняя ссылка в
( помощь ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )|author=
- ^ Хадади, Роксана (7 марта 2020 г.). «Игра реальности в иранской драме в стиле зала суда Ялда, Ночь прощения - Журнал Чаза» . Роджер Эберт . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ «Ялда, Ночь прощения» . Кинофестиваль в Аделаиде . 23 октября 2020 г. Проверено 25 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с ночью Ялды, на Викискладе?
- «Челла» в иранской энциклопедии
- Статья о ночи Ялды на сайте Ирперсиатур