Jump to content

Ялда Ночь

(Перенаправлено с Ялды )
Ялда ночь
Стол Ночи Шелле
Наблюдается Иран Иран
 Таджикистан
Афганистан Афганистан
Азербайджан Азербайджан
Курдистан Иракский Курдистан
Турция Турция ( азербайджанцами и курдами )
Россия Россия (от дагестанцев )
Канада Канада ( иранские канадцы и курдские канадцы )
Соединенные Штаты Соединенные Штаты ( американцы иранского происхождения и американцы-курды )
Значение Самая длинная ночь в году [ РС 1 ]
Дата 20, 21 или 22 декабря (ночь зимнего солнцестояния)
Частота ежегодный
Связано с Йоль , Навруз , Тирган , Чахаршанбе Сури

Ночь Ялда ( персидский : Шаб Йелда Шаб-е Ялда ) или Ночь Челле (также Ночь Челла , персидский : Шаб Халла Шаб-э Шелле ) — древний фестиваль в Иране . [ 1 ] [ 2 ] Афганистан , [ 3 ] Азербайджан , Таджикистан , Иракский Курдистан , [ 4 ] [ 5 ] Узбекистан , Туркменистан , Дагестан и Турция отмечают зимнее солнцестояние . [ 6 ] Это соответствует ночи 20/21 декабря (±1) по григорианскому календарю , а также ночи между последним днем ​​девятого месяца ( Азар ) и первым днем ​​десятого месяца ( Дей ). [ рс 2 ] иранского солнечного календаря . [ рс 2 ]

Фестиваль отмечается в Иране и регионах Большого Ирана, включая Азербайджан , Иракский Курдистан , белуджские районы, Афганистан и Таджикистан . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Самая длинная и темная ночь в году — это время, когда друзья и семья собираются вместе, чтобы есть, пить и читать стихи (особенно Хафеза ) и Шахнаме до глубокой ночи. Едят фрукты и орехи, гранаты и арбузы особенно важны . Красный цвет этих плодов символизирует малиновые оттенки рассвета и сияние жизни. Стихи Диван-е Хафеза , которые можно найти в книжных шкафах большинства иранских семей, читают или декламируют в различных случаях, таких как этот фестиваль и Навруз . Шабе-Ялда была официально добавлена ​​в Список национальных сокровищ Ирана на специальной церемонии в 2008 году.

Самая длинная и темная ночь в году знаменует собой «ночь, открывающую начальный сорокадневный период трехмесячной зимы». [ РС 1 ] от которого происходит имя Челле , «сороковой». [ рс 2 ] Всего существует три 40-дневных периода: один летом и два зимой. Два зимних периода известны как период «великого Хелле» ( от 1 дня до 11 бахмана ). [ рс 2 ] 40 полных дней), за которым следует/перекрывается период «малого Шелле» ( 10 от до 30 бахманов , [ рс 2 ] 20 дней + 20 ночей = 40 ночей и дней). Шабе-Э-Шелле — ночь, открывающая период «большого Шелле», то есть ночь между последним днем ​​осени и первым днем ​​зимы. Другое название фестиваля, «Ялда», в конечном итоге заимствовано у христиан, говорящих на сирийском языке. [ РС 1 ] [ РС 3 ] [ рс 4 ] По словам Дехходы , [ РС 5 ] «Ялда — сирийское слово, означающее день рождения, и поскольку люди адаптировали ночь Ялда к Рождеству Мессии , ее называют этим именем; однако празднование Рождества (Ноэля), установленное 25 декабря, установлено как день рождения Иисуса. Ялда это начало зимы и последняя ночь осени, и это самая длинная ночь в году». В первом веке значительное количество восточных христиан было расселено на парфянских и сасанидских территориях, где они получили защиту от религиозных преследований. [ 13 ] Через них иранцы (т.е. парфяне , персы и т. д.) познакомились с христианскими религиозными обрядами, включая, по-видимому, несторианскую христианскую Ялду, которая на сирийском языке ( среднеарамейском диалекте) буквально означает «рождение», но в религиозном контексте также была сирийское христианское имя собственное Рождества , [ рс 6 ] [ рс 4 ] [ РС 1 ] [ РС 3 ] и который, поскольку он приходился на девять месяцев после Благовещения , отмечался накануне зимнего солнцестояния. Название христианского фестиваля перешло к соседям-нехристианам. [ рс 4 ] [ РС 1 ] [ РС 3 ] [ РС 5 ] и хотя неясно, когда и где этот сирийский термин был заимствован в персидский язык , постепенно «Шабе-Ялда» и «Шабе-Хелле» стали синонимами, и эти два слова используются как синонимы.

Ночь Ялда была одной из священных ночей в древнем Иране и была включена в официальный календарь Иранской империи Ахеменидов по крайней мере с 502 г. до н.э. при Дарии I. Многие из его современных праздников и обычаев остались неизменными с этого периода.

Древние народы, такие как арийцы и индоевропейцы, были хорошо приспособлены к таким природным явлениям, как смена времен года , поскольку их повседневная деятельность диктовалась наличием солнечного света, а на урожай влияли климат и погода. Они обнаружили, что самые короткие дни — это последние дни осени и первая ночь зимы, и сразу после этого дни постепенно становятся длиннее, а ночи короче. Таким образом, зимнее солнцестояние, как самая длинная ночь, называлось « Ночью рождения Солнца ( Мехр и считалось началом года. [ 14 ]

Иранский календарь

[ редактировать ]

Иранский (персидский) календарь был основан и составлен Хакимом Омаром Хайямом .

История персидских календарей изначально восходит к тому времени, когда регион современной Персии отмечал свои новые годы по зороастрийскому календарю . Поскольку зороастризм в то время был основной религией в регионе, их годы состояли из «ровно 365 дней, распределенных между двенадцатью месяцами по 30 дней каждый плюс пять особых дней без месяца, известных в народе как «украденные», или, на религиозном языке, как «пять дней Гатхи». [ 15 ]

До создания календаря солнечной хиджры календарь Джалали был введен в действие по приказу султана Джалал ад-Дина Маликшаха-и Салджуки в V веке. АХ [ 16 ] Согласно « Биографической энциклопедии астрономов » , «После смерти Йездигирда III (последнего царя династии Сасанидов ) Йездигирдский календарь, как солнечный, постепенно утратил свои позиции, и на смену ему пришел календарь хиджры». [ 16 ]

Ночь Ялда празднуется в день зимнего солнцестояния , самую длинную и темную ночь в году.

Обычаи и традиции

[ редактировать ]

В зороастрийской традиции самая длинная и темная ночь в году была особенно неблагоприятным днем, и практика того, что сейчас известно как «Шабе-Челле/Ялда», изначально была обычаем, предназначенным для защиты людей от зла ​​(см. ) росу в этот период. долгая ночь, [ рс 7 ] считалось , что в это время злые силы Аримана достигли своего пика. Людям советовали бодрствовать большую часть ночи, чтобы их не постигло несчастье, а затем люди собирались в безопасности в группах друзей и родственников, делились последними оставшимися с лета плодами и находили способы провести долгую ночь вместе. в хорошей компании. [ рс 7 ] Следующий день (то есть первый день месяца Дэ ) был днем ​​празднования. [ примечание 1 ] и (по крайней мере, в X веке, как записано Аль-Бируни ), праздник первого дня месяца Дэ был известен как Хоррам-руз (радостный день) или Навад-руз (девяносто дней [оставшихся до Навруза]). [ РС 1 ] Хотя религиозное значение долгой темной ночи было утеряно, старые традиции допоздна ложиться спать в компании друзей и семьи сохранились в иранской культуре до наших дней.

Ссылки на другие более старые фестивали, проводимые в период зимнего солнцестояния, известны как из среднеперсидских текстов, так и из текстов раннего исламского периода. [ РС 1 ] В X веке Аль-Бируни упоминает праздник середины года ( Майдьярем Гаханбар ), который проходил с 11-15 даэ . Принято считать, что этот праздник изначально проводился в день зимнего солнцестояния. [ РС 8 ] [ рс 9 ] и который постепенно сместился за счет введения интеркаляции . ср.  [ рс 9 ] Аль-Бируни также записывает фестиваль огня Адар Джашан , отмечаемый на пересечении дня Адара (9-го числа) месяца Адар (9-го числа), который является последним осенним месяцем. [ РС 1 ] Вероятно, это было то же самое, что и праздник огня под названием Шахревараган ( день Шахривар месяца Шахривар), который отмечал начало зимы в Токаристане . [ РС 1 ] В 1979 году журналист Хашем Рази предположил, что Мехреган — праздник имени Митры , который в доисламские времена отмечался в день осеннего равноденствия и сегодня все еще отмечается осенью — в ранние исламские времена сместился к зимнему солнцестоянию. [ рупий 10 ] Рази основывал свою гипотезу на том факте, что в некоторых поэзиях ранней исламской эпохи Михраган упоминается в связи со снегом и холодом. Теория Рази имеет немало поклонников в Интернете, но, хотя документация Рази была академически принята, его вывод - нет. [ рс 4 ] суфизме в Челла , представляющая собой 40-дневный период ретрита и поста, [ рс 11 ] также не имеет отношения к празднику зимнего солнцестояния.

Еда играет центральную роль в современной форме торжеств. В большинстве районов Ирана большая семья собирается вместе и наслаждается прекрасным ужином. Подается широкий выбор фруктов и сладостей, специально приготовленных или сохраненных для этой ночи. К праздничным блюдам относятся арбуз, гранат, орехи и сухофрукты. [ 17 ] Эти и другие предметы обычно кладут на корси , вокруг которых сидят люди. В некоторых регионах принято подавать сорок разновидностей съестных припасов во время церемонии ночи Шелле. В ночь Шелле набирают силу беззаботные суеверия. Однако эти суеверия в первую очередь связаны с потреблением. Например, считается, что употребление арбузов в ночь на Хелле обеспечит здоровье и благополучие человека в летние месяцы, защитив его от чрезмерной жары или болезней, вызванных горячей жидкостью. В Хорасане существует поверье, что тот, кто ест морковь, груши, гранаты и зеленые оливки, будет защищен от вредных укусов насекомых, особенно скорпионов. Употребление чеснока в этот вечер защитит от болей в суставах. [ рс 2 ]

В Хорасане одной из привлекательных церемоний было и до сих пор остается приготовление Кафбиха (разновидность традиционных иранских сладостей), которые готовят в Хорасане, особенно в городах Гонабад и Бирджанд . Это сделано для Ялды. [ 18 ] [ 19 ]

После ужина старшие развлекают остальных, рассказывая им сказки и анекдоты. Еще одно любимое и распространенное развлечение в ночь Челех – это фал-е Хафез , гадание с использованием Дивана Хафеза (т.е. библиомантия ). Однако считается, что не следует гадать по Дивану Хафеза более трех раз, иначе поэт может рассердиться. [ рс 2 ]

Обычные мероприятия фестиваля включают в себя бодрствование после полуночи, беседы, выпивку, чтение стихов вслух, рассказывание историй и анекдотов, а также, для некоторых, танцы. До изобретения и распространения электричества украшение и освещение дома и двора свечами также было частью традиции, но мало кто продолжил эту традицию. Другая традиция - дарить сухофрукты и орехи и подарки семье и друзьям, особенно невесте, завернутые в тюль и перевязанные лентой (аналогично свадебным и душевым «сувенирам»), в Хорасане дарение подарка невесте было обязательным. [ 20 ] [ 21 ]

В фильме

[ редактировать ]

Сюжетная линия иранского фильма 2019 года «Ялда, ночь прощения» основана на реальном самом рейтинговом иранском реалити- шоу, которое на самом деле транслировалось во время Рамадана , но которое в фильме по драматической лицензии транслируется в ночь Ялды. В фильме молодая женщина, осужденная за убийство, умоляет дочь жертвы даровать ей прощение и спасти от смертной казни. [ 22 ] [ 23 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Первый день ( день Ормузда ) месяца Дэ был/является первым из четырех именин Творца Ахура Мазды ( Дэ , «Творец»; Ормузд = Ахура Мазда), [ РС 8 ] для чего Аль-Бируни отмечает, что в прежние времена «в день и месяц, оба названные именем Бога, то есть (Ормузд), [...] царь спускался с трона империи в белых одеждах, [...] приостановить всю королевскую помпезность и полностью отдаться размышлениям о делах королевства и его жителей». Любой мог обратиться к царю, и монарх встречался с простолюдинами, ел и пил с ними, заявлял им о своем братстве и признавал свою зависимость от них (Альбируни, «Дай-Ма», « О праздниках в месяцах»). персов в «Хронологии древних народов» , Сахау, стр. 211–212).
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Красновольская, Анна (2009), «Фестиваль» , Энциклопедия Ираника , Нью-Йорк: iranicaonline.com .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Омидсалар, Махмуд (1990), «Челла I: В персидском фольклоре» , Энциклопедия Ираника , том. V, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 123–124 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Ариан, Камар (1991), «Христианство VI: в персидской литературе», Encyclepedia Iranica , vol. V, f5, Коста Меса: Mazda Publishers, стр. 539–542 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Красновольская, Анна (1999), «Шаб-е Челла», Folia Orientalia , 35 : 55–74 .
  5. ^ Перейти обратно: а б Деххода, Али Акбар; и др., ред. (1995), «یلدا», Логхат Намех Деххода: Энциклопедический словарь персидского языка , Коста Меса: Издательство Mazda .
  6. ^ Пейн Смит, Дж., Изд. (1903), « ƒ ƒ ƒ ƒ ƒ , Сирийский словарь , Оксфорд: Clarendon, стр. 192 .
  7. ^ Перейти обратно: а б Дэниел, Элтон Л.; Махди, Али Акбар (2006), Культура и обычаи Ирана , Вестпорт: Гринвуд, с. 188, ISBN  0-313-32053-5 .
  8. ^ Перейти обратно: а б Бойс, Мэри (1999), «Фестивали I», Энциклопедия Ираника , том. IX, f5, Коста Меса: Мазда, стр. 543–546 .
  9. ^ Перейти обратно: а б Бойс, Мэри (1983), «Иранские фестивали», Кембриджская история Ирана , том. 3(2), Издательство Кембриджского университета, стр. 792–818 .
  10. ^ Рази, Хашем (1979), Гахшомари ва джашнха-е иран-е бастан , (Исчисление времени и фестивали древнего Ирана), Тегеран, стр. 565–631. {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) , репр. 2001.
  11. ^ Алгар, Хамид (1990), «Челла II: В суфизме» , Энциклопедия Ираника , том. V, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 124–125 .
  1. ^ «ЧЕЛЛА – Иранская энциклопедия» . Ираникаонлайн.org
  2. ^ Рихтер, Джоанна (2005). Иран, культура . Нью-Йорк: Паб Crabtree. Ко. стр. Германия 🇩🇪 18 . ISBN  0-7787-9317-6 .
  3. ^ «ЮНЕСКО – Ялда/Челла» . ich.unesco.org . Проверено 21 декабря 2022 г.
  4. ^ «Курды празднуют самую длинную ночь в году» .
  5. ^ «Ночь Ялда |21 декабря 2022 года в Персии|Самая длинная ночь в году» . 8 декабря 2022 г.
  6. ^ «Праздник Ялды | ICEC» . Проверено 21 декабря 2023 г.
  7. ^ «Шабе Ялда: Самая длинная ночь в году» . 17 декабря 2020 г.
  8. ^ «Ночь Ялда |21 декабря 2022 года в Персии|Самая длинная ночь в году» . 8 декабря 2022 г.
  9. ^ «Празднование иранского праздника Ялда с обездоленными детьми - Джамиат Имам Али» . 26 апреля 2019 г.
  10. ^ «Зимнее солнцестояние — это наука и персидская Ялда» .
  11. ^ «Курды празднуют самую длинную ночь в году» .
  12. ^ Агентство, Анадолу (20 декабря 2021 г.). «Иранская Ялда встречает торжество света над тьмой поэзией, плодами» . Ежедневный Сабах . Проверено 22 января 2022 г.
  13. ^ фон Гарнак, Адольф (1905). Распространение христианства в первые три века. Уильямс и Норгейт. п. 293.
  14. ^ «Ночь Ялды: всё о самой длинной ночи в году» . www25.irpersiatour.com . Проверено 22 декабря 2023 г.
  15. ^ де Блуа, Франсуа (1996). «Персидский календарь» . Иран . 34 : 39–54. дои : 10.2307/4299943 . ISSN   0578-6967 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Гиахи Язди, Хамид-Реза (01 марта 2020 г.). «Календарь Джалали: загадка даты по основанию» . Архив истории точных наук . 74 (2): 165–182. дои : 10.1007/s00407-019-00240-0 . ISSN   1432-0657 .
  17. ^ Бахрами, Аскар, Джашнха-йе Иран, Тегеран, 1383, стр. 75–76.
  18. ^ Доктор Мохаммад Аджам. КафБих . Парссея.
  19. ^ Продукты питания в Иране . ИСНА. 2011.
  20. ^ Доктор Мохаммад Аджам. традиции ялды . Парсей 2011.
  21. ^ https://web.archive.org/web/20201113021446/http://parssea.org/?p=5214 . (2011). Продукты питания в Иране . парссея. {{cite book}}: Внешняя ссылка в |author= ( помощь ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  22. ^ Хадади, Роксана (7 марта 2020 г.). «Игра реальности в иранской драме в стиле зала суда Ялда, Ночь прощения - Журнал Чаза» . Роджер Эберт . Проверено 25 октября 2020 г.
  23. ^ «Ялда, Ночь прощения» . Кинофестиваль в Аделаиде . 23 октября 2020 г. Проверено 25 октября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e0d63f7dfa8283aeeadbf45001c23370__1711028400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/70/e0d63f7dfa8283aeeadbf45001c23370.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yaldā Night - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)