Jump to content

Протоиндоевропейцы

(Перенаправлено с индоевропейцев )

Протоиндоевропейцы , — гипотетическая доисторическая этнолингвистическая группа Евразии реконструированном говорившая на протоиндоевропейском языке (PIE), общем предке индоевропейской языковой семьи .

Знания о них исходят главным образом из этой лингвистической реконструкции, а также из материальных свидетельств археологии и археогенетики . Протоиндоевропейцы, вероятно, жили в период позднего неолита (6400–3500 до н.э.). Ведущие ученые помещают их в Понтийско-Каспийскую степь по всей Евразии (эта степь простирается от северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии , через Молдову , южную и восточную Украину , через Северный Кавказ на юге России и в Нижнее Поволжье западного Казахстана , соседствует с казахской степью на востоке, образуя часть более крупной Евразийской степи ). [ 1 ] Некоторые археологи расширяют временную глубину PIE до периода среднего неолита (5500–4500 гг. до н.э.) или даже периода раннего неолита (7500–5500 гг. до н.э.) и предлагают альтернативные гипотезы происхождения .

К началу второго тысячелетия до нашей эры потомки протоиндоевропейцев распространились по всей Евразии, включая Анатолию ( хетты ), Эгейское море (лингвистические предки микенской Греции ), север Европы ( культура шнуровой керамики ), окраины Средней Азии ( ямная культура ) и юга Сибири ( афанасьевская культура ). [ 2 ]

Определение

[ редактировать ]

По словам филолога Мартина Л. Уэста : «Если существовал индоевропейский язык, отсюда следует, что существовал народ, который говорил на нем: не народ в смысле нации, поскольку они, возможно, никогда не сформировали политическое единство. , а не народ в каком-либо расовом смысле, поскольку они могли быть столь же генетически смешанными, как и любое современное население, определяемое языком. Если наш язык является потомком их, это не делает их «нашими предками» в большей степени, чем древние. Римляне – предки Французы, румыны и бразильцы были народом в смысле языковой общности. Нам, вероятно, следует думать о них как о разрозненной сети кланов и племен, населяющих единую территорию ограниченного размера». [ 3 ]

Хотя «протоиндоевропейцы» используются в науке для обозначения группы носителей, связанных с реконструированным протоязыком и культурой, термин «индоевропейцы» может относиться к любому историческому народу, говорящему на индоевропейском языке. [ 4 ]

Культура

[ редактировать ]

Используя лингвистическую реконструкцию старых индоевропейских языков, таких как латынь и санскрит , выводятся гипотетические особенности протоиндоевропейского языка. Предполагая, что эти языковые особенности отражают культуру и среду протоиндоевропейцев, широко предлагаются следующие культурные и экологические особенности:

проведенный в 2016 году, Филогенетический анализ индоевропейских сказок, показал, что одна сказка, «Кузнец и дьявол» , может быть реконструирована до протоиндоевропейского периода. Эта история, встречающаяся в современных индоевропейских сказках от Скандинавии до Индии, описывает кузнеца, который предлагает свою душу злому существу (обычно дьяволу в современных версиях сказки) в обмен на способность сваривать любые материалы вместе. Затем кузнец использует свою новую способность, чтобы прикрепить дьявола к неподвижному объекту (часто к дереву), избегая таким образом своей части сделки. По мнению авторов, реконструкция этой сказки на ПИРОМ подразумевает, что у протоиндоевропейцев была металлургия, что, в свою очередь, «предполагает правдоподобный контекст для культурной эволюции сказки о хитром кузнеце, достигшем сверхчеловеческого уровня мастерства над его ремесло». [ 12 ]

История исследований

[ редактировать ]

Исследователи предприняли множество попыток отождествить определенные доисторические культуры с протоиндоевропейскоязычными народами, но все такие теории остаются спекулятивными.

Ученые 1800-х годов, которые первыми занялись вопросом об изначальной родине индоевропейцев (также называемой Urheimat от немецкого языка ), располагали, по сути, только лингвистическими данными. Они попытались провести приблизительную локализацию, реконструировав названия растений и животных (в первую очередь, бука и лосося ) , а также культуру и технологию (культура бронзового века, сосредоточенная на животноводстве и одомашнивании лошади ). Мнения ученых в основном разделились между европейской гипотезой, которая постулировала миграцию из Европы в Азию, и азиатской гипотезой, которая постулировала, что миграция происходила в противоположном направлении.

В начале 1900-х годов этот вопрос стал ассоциироваться с распространением предполагаемой « арийской расы », ныне дискредитированной теории, которая продвигалась во время расширения европейских империй и подъема « научного расизма ». [ 13 ] Этот вопрос остается спорным в рамках некоторых разновидностей этнического национализма (см. также «Коренные арийцы »).

В 1970-х годах произошел ряд крупных достижений благодаря слиянию нескольких факторов. Во-первых, метод радиоуглеродного датирования (изобретенный в 1949 году) стал достаточно дешевым, чтобы его можно было применять в массовом масштабе. С помощью дендрохронологии (датирование по кольцам деревьев) первоисторики могли калибровать радиоуглеродные даты с гораздо более высокой степенью точности. И, наконец, до 1970-х годов некоторые районы Восточной Европы и Центральной Азии были закрыты для западных ученых, в то время как незападные археологи не имели доступа к публикациям в западных рецензируемых журналах. Новаторская работа Марии Гимбутас , которой помогал Колин Ренфрю , по крайней мере частично решила эту проблему путем организации экспедиций и налаживания большего академического сотрудничества между западными и незападными учеными.

Курганская гипотеза , которая является наиболее широко распространенной теорией по состоянию на 2017 год, зависит от лингвистических и археологических данных, но не является общепринятой. [ 14 ] [ 15 ] Предполагается, что ПИЕ возникли в Понтийско-Каспийской степи в эпоху энеолита . [ 16 ] Меньшая часть ученых предпочитает анатолийскую гипотезу , которая предполагает происхождение Анатолии в эпоху неолита. Другие теории ( армянская гипотеза , теория из Индии , теория палеолитической непрерывности и балканская гипотеза ) имеют лишь незначительную научную поддержку. [ 16 ]

Что касается терминологии, то в XIX и начале XX веков термин «арийцы» использовался для обозначения протоиндоевропейцев и их потомков. Однако слово «арийский» более правильно применимо к индоиранцам , индоевропейской ветви, заселившей некоторые части Ближнего Востока и Южной Азии, поскольку только индийский и иранский языки явно подтверждают этот термин как самоназвание, относящееся ко всему их народу. , тогда как один и тот же протоиндоевропейский корень (*aryo-) является основой греческих и германских словоформ, которые, по-видимому, обозначают только правящую элиту протоиндоевропейского (PIE) общества. Фактически, наиболее доступные данные подтверждают лишь существование общего, но расплывчатого социокультурного обозначения «дворянства», связанного с обществом PIE, так что греческий социокультурный лексикон и германские имена собственные, происходящие от этого корня, остаются недостаточными для того, чтобы определить, ограничивалась ли эта концепция обозначением исключительной социально-политической элиты или же она могла быть применена в наиболее инклюзивном смысле к врожденному и наследственному «благородному» качеству, которое предположительно характеризовало всех этнических членов общества PIE. Только последнее могло послужить истинным и универсальным самоназванием для протоиндоевропейского народа. [ 17 ] [ 18 ]

К началу 1900-х годов термин «арий» стал широко использоваться в расовом смысле, в котором он относился к гипотетической белой, светловолосой и голубоглазой высшей расе. Диктатор Адольф Гитлер назвал эту расу « расой господ » ( Herrenrasse ) и от ее имени возглавил массовые погромы в Европе. Впоследствии термин «арийцы» как общий термин для индоевропейцев был в значительной степени оставлен учеными (хотя термин «индоарийцы» до сих пор используется для обозначения ветви, поселившейся в Южной Азии). [ 19 ]

Гипотезы Урхеймата

[ редактировать ]
Схема расселения индоевропейских языков с ок. Согласно широко распространенной курганской гипотезе , 4000–1000 гг. до н.э.
– Центр: Степные культуры
1 (черный): анатолийские языки (архаичный PIE).
2 (черный): Афанасьевская культура (ранний ПИРОГ)
3 (черный) Распространение ямной культуры (Причерноморско-Каспийская степь, долина Дуная ) (поздний ПИЕ)
4А (черный): Западная шнуровая посуда.
4B-C (синий и темно-синий): колокольчик; принят индоевропейскими носителями
5A-B (красный): Восточная шнуровая посуда.
5C (красный): Синташта (праиндоиранский)
6 (пурпурный): Андроново
7А (фиолетовый): индоарийцы (миттани)
7Б (фиолетовый): индоарийцы (Индия).
[NN] (темно-желтый): прото-балто-славянский.
8 (серый): греческий
9 (желтый): иранцы
– [не нарисовано]: Армянин, распространившийся из западной степи.

По мнению некоторых археологов, носители PIE не могут считаться одним идентифицируемым народом или племенем, а представляют собой группу слабородственных популяций, которые были предками более поздних, все еще частично доисторических, бронзового века индоевропейцев . В это особенно верят те археологи, которые предполагают, что первоначальная родина имела огромные размеры и огромную временную глубину. Однако это мнение не разделяется большинством лингвистов, поскольку протоязыки, как и все языки до появления современного транспорта и коммуникации, занимали небольшие географические территории в течение ограниченного периода времени и на них говорила группа сплоченных сообществ – племя в широкий смысл. [ 20 ]

Исследователи выдвинули множество предполагаемых мест обитания первых носителей протоиндоевропейского языка. Лишь немногие из этих гипотез выдержали проверку академических специалистов по индоевропейским исследованиям достаточно хорошо, чтобы быть включенными в современные академические дебаты. [ 21 ]

Гипотеза Понтийско-Каспийской степи

[ редактировать ]

Курганную (или степную) гипотезу впервые сформулировали Отто Шредер (1883 г.) и В. Гордон Чайлд (1926 г.). [ 22 ] [ 23 ] был систематизирован Марией Гимбутас и позже, начиная с 1956 года, . Название происходит от курганов (курганов) евразийских степей. Гипотеза предполагает, что индоевропейцы, патриархальная , патрилинейная и кочевая культура Понтийско-Каспийской степи (которая сейчас является частью северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии , через Молдову , а также южной и восточной Украины , через Северный Кавказ на юге России) и в нижнее Поволжье западного Казахстана ), распространился на эту территорию через несколько волн миграции в течение 3-го тысячелетия до н. э., что совпало с укрощением лошади . Оставив археологические следы своего присутствия (см. Культуру шнуровой керамики ), они подчинили себе предположительно мирных, эгалитарных и матрилинейных Гимбутаса европейских неолитических земледельцев Старой Европы . Модифицированная форма этой теории Дж. П. Мэллори , которая датирует миграции более ранним временем (около 3500 г. до н.э.) и меньше настаивает на их насильственном или квазивоенном характере, остается наиболее широко принятой теорией протоиндо-индийского происхождения. -Европейская экспансия. [ примечание 3 ]

Гипотеза Армянского нагорья

[ редактировать ]

, Армянская гипотеза основанная на голосовой теории , предполагает, что на протоиндоевропейском языке говорили в течение 4-го тысячелетия до нашей эры на Армянском нагорье . Эта индо-хеттская модель не включает в себя анатолийские языки . Фонологические особенности PIE, предложенные в голосовой теории, лучше всего сохранились бы в армянском языке и германских языках , причем первый берет на себя роль диалекта, который остался на месте и считается особенно архаичным, несмотря на его позднее засвидетельствование. Протогреческий язык был бы практически эквивалентен микенскому греческому языку и датировался бы 17 веком до нашей эры, тесно связывая греческую миграцию в Грецию с индоарийской миграцией в Индию примерно в то же время (а именно, индоевропейскую экспансию при переходе к позднего бронзового века , включая возможность индоевропейских касситов ). Армянская гипотеза приводит доводы в пользу самой поздней возможной даты протоиндоевропейского ( без анатолийского) периода, на целое тысячелетие позже, чем основная версия. Курганская гипотеза . В этом отношении она выступает в качестве противоположности анатолийской гипотезе , несмотря на географическую близость предложенного соответствующего Урхейматена , отклоняющуюся от предложенных там временных рамок на целых три тысячелетия. [ 26 ] [ 27 ]

Анатолийская гипотеза

[ редактировать ]

Анатолийская гипотеза , особенно отстаиваемая Колином Ренфрю с 1980-х годов, предполагает, что индоевропейские языки мирно распространились в Европу из Анатолии примерно с 7000 г. до н.э. с неолитической революции развитием земледелия в эпоху ( волна прогресса ). Культура индоевропейцев, как это следует из лингвистической реконструкции, создает трудности для этой теории, поскольку в культурах раннего неолита отсутствовали лошадь, колесо и металл – термины для всех из которых надежно реконструированы для протоиндоевропейцев. Ренфрю отвергает этот аргумент, сравнивая подобные реконструкции с теорией, согласно которой наличие слова « кафе » во всех современных романских языках подразумевает, что у древних римлян тоже были кафе.

Другой аргумент, выдвинутый сторонниками степного урхеймата (такими как Дэвид Энтони) против Ренфрю, указывает на тот факт, что древняя Анатолия, как известно, была заселена во 2-м тысячелетии до нашей эры неиндоевропейскоязычными народами, а именно хаттами. (возможно, северокавказские ) , халибы (язык неизвестен) и хурриты ( хурро-урартские ).

После публикации нескольких исследований древней ДНК в 2015 году Колин Ренфрю впоследствии признал важную роль миграций популяций, говорящих на одном или нескольких индоевропейских языках, из Понтийско-Каспийской степи в сторону Северо-Западной Европы , отметив, что данные ДНК свидетельствуют о древних скелетах». полностью обновил курганную гипотезу Марии Гимбутас». [ 28 ] [ 29 ]

Генетика

[ редактировать ]

Археогенетика позволила использовать генетический анализ для отслеживания закономерностей миграции.

Курганно-степная гипотеза

[ редактировать ]
Ранние индоевропейские миграции из понтийских степей и через Центральную Азию.

Курганская гипотеза или степная теория является наиболее широко принятым предложением определить протоиндоевропейскую родину, откуда индоевропейские языки распространились по Европе и некоторым частям Азии. Он постулирует, что люди курганной культуры в понтийских степях к северу от Черного моря были наиболее вероятными носителями протоиндоевропейского языка (PIE). Этот термин происходит от русского кургана (курга́н), что означает курган или курган. [ 30 ] [ нужна ссылка ]

Согласно трем исследованиям аутосомной ДНК, гаплогруппы R1b и R1a, наиболее распространенные сейчас в Европе (R1a также очень распространена в Южной Азии ), должны были распространиться из понтийских степей вместе с индоевропейскими языками; они также обнаружили аутосомный компонент, присутствующий у современных европейцев, которого не было у европейцев эпохи неолита, который мог быть введен с отцовскими линиями R1b и R1a, а также с индоевропейскими языками. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Исследования, в которых анализировались останки древних людей в Ирландии и Португалии, позволяют предположить, что R1b был занесен в эти места вместе с аутосомной ДНК из понтийских степей. [ 34 ] [ 35 ]

Субклад R1a1a ( R-M17 или R-M198) чаще всего ассоциируется с индоевропейцами. Собранные к настоящему времени данные показывают, что существуют две широко разделенные области высокой частоты: одна в Восточной Европе , вокруг Польши , Украины и России , а другая в Южной Азии , вокруг Индо-Гангской равнины , которая является частью Индии , Пакистана. , Бангладеш и Непал . Возможные исторические и доисторические причины этого являются предметом постоянных дискуссий и внимания популяционных генетиков и специалистов по генетической генеалогии, а также считаются потенциально интересными для лингвистов и археологов. [ нужна ссылка ]

Крупное исследование, проведенное Андерхиллом и др. в 2014 году с участием 16 244 человек из более чем 126 популяций со всей Евразии, пришло к выводу, что существуют убедительные доказательства того, что R1a-M420 возник в окрестностях Ирана . [ 36 ] Мутации, характеризующие гаплогруппу R1a, произошли примерно 10 000 лет назад . Его определяющая мутация (M17) произошла примерно от 10 000 до 14 000 лет назад. [ 36 ] Памджав и др. (2012) полагают, что R1a возник и первоначально диверсифицировался либо в Евразийских степях, либо в регионе Ближнего Востока и Кавказа. [ 37 ]

Орнелла Семино и др. предполагают постледниковое ( голоценовое ) распространение гаплогруппы R1a1 с севера Черного моря во время позднеледникового максимума , которое впоследствии было усилено экспансией курганной культуры в Европу и на восток. [ 38 ]

Ямная культура

[ редактировать ]

По данным Джонса и др. (2015) и Хаак и др. (2015) , аутосомные тесты указывают на то, что ямные люди произошли в результате смешения « восточных охотников-собирателей » из Восточной Европы (EHG) и « кавказских охотников-собирателей » (CHG). [ 39 ] [ сеть 1 ] Каждая из этих двух популяций внесла примерно половину ДНК Ямной. [ 33 ] [ сеть 1 ] По словам соавтора доктора Андреа Маника из Кембриджского университета:

Вопрос о том, откуда произошли ямные, до сих пор оставался загадкой [...] теперь мы можем ответить на него, поскольку обнаружили, что их генетический состав представляет собой смесь восточноевропейских охотников-собирателей и население этого кармана кавказских охотников-собирателей, которые пережили большую часть последнего ледникового периода в очевидной изоляции. [ сеть 1 ]

Все особи Ямной , отобранные Haak et al. (2015) принадлежали к Y-гаплогруппе R1b .

Основываясь на этих результатах и ​​приравнивая людей ямной культуры к протоиндоевропейцам, Дэвид В. Энтони (2019) предполагает, что протоиндоевропейский язык сформировался в основном на основе языков, на которых говорили восточноевропейские охотники-охотники. собирается под влиянием языков охотников-собирателей Северного Кавказа, в дополнение к возможному более позднему влиянию языка майкопской культуры на юге (который, как предполагается, принадлежал к северокавказской семье) в позднем неолита или бронзового века с незначительным генетическим воздействием. [ 40 ]

Восточноевропейские охотники-собиратели
[ редактировать ]

По данным Хаака и др. (2015) , «восточноевропейские охотники-собиратели», населявшие Россию, представляли собой особую популяцию охотников-собирателей, имевшую высокую близость к ~24 000-летнему сибиряку из мальта-буретской культуры или другим, близкородственным древним Северо-евразийские (АНЕ) народы от Сибири и до западных охотников-собирателей (WHG). [ 31 ] [ сеть 1 ] Останки «восточноевропейских охотников-собирателей» были найдены на стоянках мезолита или раннего неолита в Карелии и Самарской области России и подвергнуты анализу. Опубликованы результаты ДНК трех таких охотников-собирателей мужского пола. принадлежит к разным Y-ДНК гаплогруппам : R1a , R1b и J. Было обнаружено, что каждый из них [ 33 ] R1b также является наиболее распространенной гаплогруппой Y-ДНК, встречающейся как среди ямников, так и среди современных жителей Западной Европы. R1a чаще встречается у жителей Восточной Европы и в северных частях Индийского субконтинента. [ 31 ] [ 32 ]

Население Ближнего Востока
[ редактировать ]

Население Ближнего Востока, скорее всего, представляло собой охотников-собирателей с Кавказа (CHG). [ 39 ] cq Иран Люди, связанные с энеолитом, с основным компонентом CHG. [ 41 ]

Джонс и др. (2015) проанализировали геномы мужчин из Западной Грузии , на Кавказе, из позднего верхнего палеолита (13 300 лет) и мезолита (9 700 лет). Эти два мужчины несли Y-ДНК гаплогруппу : J* и J2a . Исследователи обнаружили, что эти кавказские охотники, вероятно, были источником фермерской ДНК в Ямной, поскольку кавказцы были отдаленными родственниками ближневосточных народов, которые привезли земледелие в Европу. [ сеть 1 ] Их геномы показали, что продолжающееся смешение европеоидов с ближневосточными представителями происходило вплоть до 25 000 лет назад, когда начался самый холодный период последнего ледникового периода. [ сеть 1 ]

По данным Лазаридиса и др. (2016), «популяция, связанная с народами иранского энеолита, составляла ~ 43% предков степных популяций раннего бронзового века». [ 41 ] По данным Лазаридиса и др. (2016), эти иранские люди эпохи энеолита представляли собой смесь «неолитических людей западного Ирана, Леванта и кавказских охотников-собирателей». [ 41 ] [ примечание 4 ] Лазаридис и др. (2016) также отмечают, что земледелие распространилось в двух местах на Ближнем Востоке, а именно в Леванте и Иране, откуда оно распространилось, иранцы распространились в степь и Южную Азию. [ 42 ]

Северная и Центральная Европа

[ редактировать ]
Распространение Ямной степи в бронзовом веке. скотоводческого происхождения

Хаак и др. (2015) изучили ДНК 94 скелетов из Европы и России возрастом от 3000 до 8000 лет. [ 43 ] Они пришли к выводу, что около 4500 лет назад в Европу произошел крупный приток ямной культуры людей , происходящих из Понтийско-Каспийской степи к северу от Черного моря, и что ДНК европейцев медного века соответствовала ДНК ямной культуры. [ 44 ] [ 31 ]

По данным газеты, четверо людей, производящих шнуровую керамику, на три четверти своей родословной произошли от Ямной. Это предполагает массовую миграцию ямников со своей степной родины в Восточную Европу около 4500 лет назад, когда зародилась культура шнуровой керамики, возможно, несущая раннюю форму индоевропейского языка.

Греки бронзового века

[ редактировать ]

в 2017 году Археогенетическое исследование микенских и минойских останков, опубликованное в журнале Nature , пришло к выводу, что микенские греки были генетически тесно связаны с минойцами , но, в отличие от минойцев, также имели 13–18% генетический вклад от степного населения бронзового века. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

Анатолийская гипотеза

[ редактировать ]

Луиджи Лука Кавалли-Сфорца и Альберто Пьяцца утверждают, что Ренфрю и Гимбутас скорее усиливают, чем противоречат друг другу. Кавалли-Сфорца (2000) утверждает: «Очевидно, что с генетической точки зрения народы Курганской степи произошли, по крайней мере частично, от людей ближневосточного неолита, иммигрировавших туда из Турции». Пьяцца и Кавалли-Сфорца (2006) утверждают, что:

если экспансии начались 9500 лет назад из Анатолии и 6000 лет назад из региона ямной культуры , то период их миграции в Волго - Донской регион из Анатолии, вероятно, через Балканы , составил 3500 лет . Там совершенно новая, в основном скотоводческая культура, развивавшаяся под воздействием окружающей среды, неблагоприятной для стандартного земледелия, но предлагающей новые привлекательные возможности. Таким образом, наша гипотеза состоит в том, что индоевропейские языки произошли в результате вторичной экспансии из региона ямной культуры после неолитических земледельцев, возможно, пришедших из Анатолии и поселившихся там, развивая скотоводческое кочевничество.

Спенсер Уэллс в исследовании 2001 года предполагает, что происхождение, распространение и возраст R1a1 гаплотипа указывают на древнюю миграцию, возможно, соответствующую распространению курганцев во время их экспансии по евразийской степи около 3000 г. до н.э. [ 48 ]

О предложении своего старого учителя Кавалли-Сфорца Уэллс (2002 : [ нужна страница ] ) заявляет, что «нет ничего, что могло бы противоречить этой модели, хотя генетические закономерности также не обеспечивают четкого подтверждения», и вместо этого утверждает, что доказательства в пользу модели Гимбутаса гораздо более убедительны:

Хотя мы видим существенные генетические и археологические свидетельства индоевропейской миграции, происходящей из степей юга России, существует мало свидетельств столь же массовой индоевропейской миграции с Ближнего Востока в Европу. Одна из возможностей заключается в том, что, поскольку миграция была гораздо более ранней (8000 лет, а не 4000), генетические сигналы, переносимые индоевропейскоязычными фермерами, могли просто рассредоточиться с годами. Как показали Кавалли-Сфорца и его коллеги, явно существуют некоторые генетические свидетельства миграции с Ближнего Востока, но сигнал недостаточно силен, чтобы мы могли проследить распространение неолитических языков по всей индоевропейскоязычной Европе.

Иранская/армянская гипотеза

[ редактировать ]

Дэвид Райх (2018), отмечая присутствие некоторых индоевропейских языков (таких как хеттский) в некоторых частях древней Анатолии, утверждает, что «наиболее вероятное местонахождение населения, которое впервые говорило на индоевропейском языке, было к югу от Кавказских гор. , возможно, в современном Иране или Армении, потому что древняя ДНК людей, которые там жили, соответствует тому, что мы ожидаем от исходной популяции как ямной, так и древних анатолийцев». Тем не менее, Райх также отмечает, что «... доказательства здесь косвенные, поскольку никакая древняя ДНК самих хеттов еще не была опубликована». [ 49 ] Кристиан Кристиансен в интервью Der Spiegel в мае 2018 года заявил, что ямная культура, возможно, имела предшественника на Кавказе, где говорили на «прото-прото-индоевропейском». [ 50 ]

Недавние исследования ДНК привели к возобновлению предположений о кавказской родине «протоиндоевропейцев». [ 31 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 50 ] По данным Кроонена и др. (2018) и Дамгаард и др. (2018), древняя Анатолия «не демонстрирует никаких признаков крупномасштабного вторжения степного населения». [ 54 ] Далее они отмечают, что это подтверждает индо-хеттскую гипотезу, согласно которой как протоанатолийские, так и протоиндоевропейские языки отделились от общего материнского языка «не позднее 4-го тысячелетия до нашей эры». [ 55 ] Хаак и др. (2015) утверждает, что «гипотеза Армянского плато становится все более правдоподобной», поскольку ямная часть населения частично произошла от ближневосточного населения, которое напоминает современных армян ». [ 31 ]

Ван и др. (2018) отмечают, что Кавказ служил коридором для потока генов между степью и культурами юга Кавказа во время энеолита и бронзового века, заявляя, что это «открывает возможность родины PIE к югу от Кавказа». Однако Ван и др. также комментируют, что самые последние генетические данные подтверждают распространение протоиндоевропейцев через степь, отмечая: «но последние результаты древних ДНК из Южной Азии также придают вес распространению индоевропейских языков» через степной пояс. Распространение некоторых или всех протоиндоевропейских ветвей было возможно через Северный Кавказ и Понтийский регион, а оттуда, наряду со скотоводческой экспансией, в самое сердце Европы. Этот сценарий находит поддержку в хорошо подтвержденном и теперь широко задокументированном « степном происхождении » европейского населения, постулате о все более патрилинейном обществе в результате этой экспансии (на примере R1a/R1b), как подтверждается в последнем исследовании колокольного стакана. явление». [ 56 ]

Дэвид В. Энтони в анализе 2019 года критикует «южную» или «армянскую» гипотезу (обращаясь к Райху, Кристиансену и Вангу). Среди его причин: у ямных отсутствуют доказательства генетического влияния бронзового века или позднего неолита Кавказа (вместо этого происходящие от более ранней смеси восточноевропейских охотников-собирателей и кавказских охотников-собирателей) и что они имеют отцовскую линию, которая, по-видимому, происходит от охотников-собирателей восточноевропейской степи, а не Кавказа, а также нехватку в Ямной примеси анатолийских земледельцев, которая стала распространенной и существенной на Кавказе около 5000 г. до н.э. Вместо этого Энтони предполагает генетическое и лингвистическое происхождение протоиндоевропейцев (ямных) в восточноевропейских степях к северу от Кавказа от смеси этих двух групп (EHG и CHG). Он предполагает, что корни протоиндоевропейского («архаичного» или протопротоиндоевропейского языка) находились в степи, а не на юге, и что ПИЕ сформировался главным образом на основе языков, на которых говорили восточноевропейские охотники-собиратели с некоторые влияния языков охотников-собирателей Кавказа. [ 57 ] [ 40 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Уоткинс: «Тем не менее, для индоевропейскоязычного общества мы можем с уверенностью реконструировать слово «бог» *deiw-os и имя главного божества пантеона, состоящее из двух слов, *dyeu-pəter. - (латинский Iūpiter, греческий Zeus patēr, санскритский Dyauṣpitar и лувийский Tatis Tiwaz)». [ 5 ]
  2. ^ Уоткинс: «Было реконструировано большое количество терминов родства. Они сходятся во мнении, указывая на общество, которое было патриархальным, патрилокальным (невеста покидала свой дом, чтобы присоединиться к семье своего мужа) и патрилинейным (происхождение, определяемое мужским полом). линия) «Отец» и «глава семьи» — одно: päter- , со своей супругой, mater- ». [ 5 ]
  3. ^ См.:
    • Мэллори: «Курганское решение привлекательно и было принято многими археологами и лингвистами, частично или полностью. Это решение, которое можно встретить в Британской энциклопедии и Большом энциклопедическом словаре Ларусса ». [ 24 ]
    • Стражный: «Самое популярное предложение — это понтийские степи (см. Курганную гипотезу)…» [ 25 ]
  4. ^ См. также:
    * eurogenes.blogspot, Генетическая структура первых земледельцев в мире (препринт Лазаридис и др.)
    * anthrogenica.com, Лазаридис и др.: Генетическая структура первых фермеров в мире (препринт)
  1. ^ Энтони, Дэвид В. (26 июля 2010 г.). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Принстон, Нью-Джерси ISBN  9781400831104 . OCLC   496275617 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 4 и 6 (Афанасьево), 13 и 16 (Анатолия), 243 (Греция), 127–128 (Шнувная керамика), 653 (Ямна). ISBN  978-1-884964-98-5 . Проверено 24 марта 2012 г.
  3. ^ Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN  978-0-19-928075-9 .
  4. ^ Хульд, Мартин Э. (2010), «Индоевропейцы», Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195170726.001.0001 , ISBN  978-0-19-517072-6
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Уоткинс 2000 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Оксфордский справочник по археологии – под редакцией Брайана М. Фэгана, Oxford University Press, 1996, ISBN   0-19-507618-4 , стр. 347 – Дж. П. Мэллори
  7. ^ Ганс Дж. Дж. Хольм: Самые ранние находки колес, их археология и индоевропейская терминология во времени и пространстве, а также ранние миграции по Кавказу. Археолингва Алапитвани, Будапешт, 2019 г., ISBN   978-615-5766-30-5
  8. ^ Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир - Дж. П. Мэллори, Дуглас К. Адамс, Oxford University Press, 2006, ISBN   0-19-929668-5 , с. 249
  9. ^ Барфилд, Оуэн (1967). История английскими словами . Книги Штайнера. п. 89. ИСБН  9780940262119 .
  10. ^ Уоткинс, Калверт (16 ноября 1995 г.). Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Издательство Оксфордского университета. п. 173. ИСБН  978-0-19-802471-2 .
  11. ^ Бикс, Роберт С.П. (2011). Сравнительная индоевропейская лингвистика: Введение . Издательство Джона Бенджамина. п. 42. ИСБН  978-90-272-1185-9 .
  12. ^ да Силва, Сара Граса; Тегерани, Джамшид Дж. (2016). «Сравнительный филогенетический анализ раскрывает древние корни индоевропейских сказок» . Королевское общество открытой науки . 3 (1): 150645. Бибкод : 2016RSOS....350645D . дои : 10.1098/rsos.150645 . ПМЦ   4736946 . ПМИД   26909191 .
  13. ^ Гилрой, Пол. «Против расы», Гарвардский университет, 2000. Миш, Фредерик К., главный редактор Десятого нового университетского словаря Вебстера. Спрингфилд, Массачусетс, США: 1994 — Мерриам-Вебстер. См. исходное определение (определение № 1) слова «арийец» на английском языке. —Страница 66
  14. ^ Андерхилл, Питер А.; и др. (2010). «Разделение постледникового происхождения европейских и азиатских Y-хромосом в пределах гаплогруппы R1a» . Европейский журнал генетики человека . 18 (4): 479–84. дои : 10.1038/ejhg.2009.194 . ПМЦ   2987245 . ПМИД   19888303 .
  15. ^ Саху, Сангамитра; и др. (январь 2006 г.). «Предыстория индийских Y-хромосом: оценка сценариев демического распространения» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 103 (4): 843–48. Бибкод : 2006PNAS..103..843S . дои : 10.1073/pnas.0507714103 . ПМЦ   1347984 . ПМИД   16415161 .
  16. ^ Перейти обратно: а б Энтони и Ринге, 2015 .
  17. ^ Тапар 1996 .
  18. ^ Тапар 2019 .
  19. ^ Перельцвайг, Ася ; Льюис, Мартин В. (2015). «1». Индоевропейский спор: факты и заблуждения в исторической лингвистике . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781316299111 .
  20. ^ Айкио, Анте (2012). «Очерк этнолингвистической предыстории саамов» (PDF) . Mémoires de la Société Finno-Ugrienne (266, Лингвистическая карта доисторической Северной Европы ). Хельсинки, Финляндия: Финно-угорское общество : 93ф., 98 . Проверено 31 июля 2017 г.
  21. ^ Мэллори 1991 , с. [ нужна страница ] .
  22. ^ Ренфрю, Колин (1990). Археология и язык: загадка индоевропейского происхождения . Издательство Кембриджского университета. стр. 37–38. ISBN  978-0-521-38675-3 .
  23. ^ Джонс-Блей, Карлин (2008). «Материалы восемнадцатой ежегодной индоевропейской конференции, Лос-Анджелес, 3–4 ноября 2006 г.». Лингвистическая историография . 35 (3): 465–467. дои : 10.1075/гл.35.3.15кое . ISSN   0302-5160 .
  24. ^ Мэллори 1989 , с. 185.
  25. ^ Стражный 2000 , с. 163.
  26. ^ Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов (март 1990 г.) «Ранняя история индоевропейских языков», Scientific American .
  27. ^ И. М. Дьяконов (1984) Предыстория армянского народа .
  28. ^ Ренфрю, Колин (2017) « Мария Редивия: ДНК и индоевропейское происхождение » ( серия лекций Восточного института: мемориальная лекция Марии Гимбутас , Чикаго. 8 ноября 2017 г., см. временную метку 11:14).
  29. ^ Пеллард, Томас; Сагарт, Лоран; Жак, Гийом (2018). «Индоевропейский язык – это не миф». Бюллетень Парижского лингвистического общества . 113 (1): 79–102. дои : 10.2143/BSL.113.1.3285465 . S2CID   171874630 .
  30. ^ «курган» . ru.wiktionary.org . 24 ноября 2020 г. Проверено 2 марта 2021 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хаак и др. 2015 .
  32. ^ Перейти обратно: а б Аллентофт, Мортен Э.; и др. (2015). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555): 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД   26062507 . S2CID   4399103 .
  33. ^ Перейти обратно: а б с Мэтисон, Иэн; и др. (14 марта 2015 г.). «Восемь тысяч лет естественного отбора в Европе» . bioRxiv : 016477. doi : 10.1101/016477 . S2CID   7866359 .
  34. ^ Лара М. Кэссиди; и др. (2016). «Миграция в Ирландию в эпоху неолита и бронзового века и установление островного атлантического генома» (PDF) . ПНАС . 113 (2): 368–373. Бибкод : 2016PNAS..113..368C . дои : 10.1073/pnas.1518445113 . ПМК   4720318 . ПМИД   26712024 .
  35. ^ Руи Мартиниано; и др. (2017). «Популяционная геномика археологического перехода в западной Иберии: исследование древней субструктуры с использованием методов вменения и гаплотипов» . ПЛОС Генет . 13 (7): e1006852. дои : 10.1371/journal.pgen.1006852 . ПМЦ   5531429 . ПМИД   28749934 .
  36. ^ Перейти обратно: а б Андерхилл, Питер А.; и др. (2015). «Филогенетическая и географическая структура гаплогруппы R1a Y-хромосомы» . Европейский журнал генетики человека . 23 (1): 124–131. дои : 10.1038/ejhg.2014.50 . ПМК   4266736 . ПМИД   24667786 .
  37. ^ Памджав 2012 .
  38. ^ Семино, О. (2000). «Генетическое наследие палеолитического Homo sapiens sapiens у современных европейцев: хромосомная перспектива AY» (PDF) . Наука . 290 (5494): 1155–1159. Бибкод : 2000Sci...290.1155S . дои : 10.1126/science.290.5494.1155 . ПМИД   11073453 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2003 года . Проверено 25 ноября 2003 г.
  39. ^ Перейти обратно: а б Джонс 2015 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Энтони, DW (весна – лето 2019 г.). «Археология, генетика и язык в степях: комментарий к Бомхарду» . Журнал индоевропейских исследований . 47 (1 и 2): 1–23.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Лазаридис 2016 , с. 8.
  42. ^ Лазаридис 2016 .
  43. ^ Балтер, М. (2015). «Индоевропейские языки, связанные с пастухами». Наука . 347 (6224): 814–815. Бибкод : 2015Sci...347..814B . дои : 10.1126/science.347.6224.814 . ПМИД   25700495 .
  44. ^ Каллауэй, Э. (2015). «Европейские языки связаны с миграцией с востока» . Природа . дои : 10.1038/nature.2015.16919 . S2CID   184180681 .
  45. ^ Лазаридис, Иосиф; и др. (2017). «Генетическое происхождение минойцев и микенцев» . Природа . 548 (7666): 214–218. Бибкод : 2017Natur.548..214L . дои : 10.1038/nature23310 . ПМЦ   5565772 . ПМИД   28783727 .
  46. ^ Энн Гиббонс (2 августа 2017 г.). «Древняя ДНК показывает, что греки действительно имеют почти мифическое происхождение» . Научный журнал .
  47. ^ Меган Гэннон (3 августа 2017 г.). «Больше, чем миф: древняя ДНК раскрывает корни первых греческих цивилизаций» . Живая наука .
  48. ^ Уэллс 2002 , с. [ нужна страница ] .
  49. ^ Рейх 2018 , с. 120.
  50. ^ Перейти обратно: а б Гролле 2018 , с. 108.
  51. ^ Рейх 2018 , с. 177.
  52. ^ Дамгаард 2018 .
  53. ^ Ван 2018 .
  54. ^ Кроонен, Барьямович и Пейро 2018 , стр. 7.
  55. ^ Кроонен, Барьямович и Пейро, 2018 , стр. 9.
  56. ^ Ван 2018 , с. 15.
  57. ^ Энтони, Дэвид (2020), «Древняя ДНК, сети спаривания и анатолийский раскол», в Серанджели, Матильда; Оландер, Томас (ред.), Рассредоточение и диверсификация: лингвистические и археологические перспективы ранних стадий индоевропейского языка , BRILL, стр. 31–42, ISBN.  9789004416192

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
Веб-источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Генетика
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4a850de3a3e6ac6695447332b917867e__1722344340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4a/7e/4a850de3a3e6ac6695447332b917867e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Proto-Indo-Europeans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)