Протоиндоевропейцы
Протоиндоевропейцы , — гипотетическая доисторическая этнолингвистическая группа Евразии реконструированном говорившая на протоиндоевропейском языке (PIE), общем предке индоевропейской языковой семьи .
Знания о них исходят главным образом из этой лингвистической реконструкции, а также из материальных свидетельств археологии и археогенетики . Протоиндоевропейцы, вероятно, жили в период позднего неолита (6400–3500 до н.э.). Ведущие ученые помещают их в Понтийско-Каспийскую степь по всей Евразии (эта степь простирается от северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии , через Молдову , южную и восточную Украину , через Северный Кавказ на юге России и в Нижнее Поволжье западного Казахстана , соседствует с казахской степью на востоке, образуя часть более крупной Евразийской степи ). [ 1 ] Некоторые археологи расширяют временную глубину PIE до периода среднего неолита (5500–4500 гг. до н.э.) или даже периода раннего неолита (7500–5500 гг. до н.э.) и предлагают альтернативные гипотезы происхождения .
К началу второго тысячелетия до нашей эры потомки протоиндоевропейцев распространились по всей Евразии, включая Анатолию ( хетты ), Эгейское море (лингвистические предки микенской Греции ), север Европы ( культура шнуровой керамики ), окраины Средней Азии ( ямная культура ) и юга Сибири ( афанасьевская культура ). [ 2 ]
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
![]() |
Определение
[ редактировать ]По словам филолога Мартина Л. Уэста : «Если существовал индоевропейский язык, отсюда следует, что существовал народ, который говорил на нем: не народ в смысле нации, поскольку они, возможно, никогда не сформировали политическое единство. , а не народ в каком-либо расовом смысле, поскольку они могли быть столь же генетически смешанными, как и любое современное население, определяемое языком. Если наш язык является потомком их, это не делает их «нашими предками» в большей степени, чем древние. Римляне – предки Французы, румыны и бразильцы были народом в смысле языковой общности. Нам, вероятно, следует думать о них как о разрозненной сети кланов и племен, населяющих единую территорию ограниченного размера». [ 3 ]
Хотя «протоиндоевропейцы» используются в науке для обозначения группы носителей, связанных с реконструированным протоязыком и культурой, термин «индоевропейцы» может относиться к любому историческому народу, говорящему на индоевропейском языке. [ 4 ]
Культура
[ редактировать ]Используя лингвистическую реконструкцию старых индоевропейских языков, таких как латынь и санскрит , выводятся гипотетические особенности протоиндоевропейского языка. Предполагая, что эти языковые особенности отражают культуру и среду протоиндоевропейцев, широко предлагаются следующие культурные и экологические особенности:
- скотоводство , включая домашний скот, лошадей и собак. [ 5 ]
- сельское хозяйство и выращивание зерновых, включая технологии, обычно приписываемые земледельческим общинам позднего неолита, например, плуг [ 6 ]
- транспортировка по воде или по воде [ 5 ]
- твердое колесо , [ 7 ] [ 5 ] используется для повозок , но еще не для колесниц со спицами . [ 8 ]
- поклонение богу неба , [ 6 ] *Dyḗus Ph 2 tḗr (букв. «небесный отец»; > ведический санскрит Dyáuṣ Pitṛ́ , древнегреческий Ζεύς (πατήρ) / Zeus (patēr) ), звательный падеж *dyeu ph 2 ter (> лат. Iūpiter , иллирийский Deipaturos ) [ примечание 1 ] [ 9 ]
- устные героические стихи или тексты песен, в которых используются стандартные фразы, такие как нетленная слава ( *ḱléwos ń̥dʰgʷʰitom ) [ 10 ] и солнечное колесо ( *sh₂uens kʷekʷlos ). [ 11 ]
- патрилинейная мужчинами система родства, основанная на отношениях между [ примечание 2 ]
проведенный в 2016 году, Филогенетический анализ индоевропейских сказок, показал, что одна сказка, «Кузнец и дьявол» , может быть реконструирована до протоиндоевропейского периода. Эта история, встречающаяся в современных индоевропейских сказках от Скандинавии до Индии, описывает кузнеца, который предлагает свою душу злому существу (обычно дьяволу в современных версиях сказки) в обмен на способность сваривать любые материалы вместе. Затем кузнец использует свою новую способность, чтобы прикрепить дьявола к неподвижному объекту (часто к дереву), избегая таким образом своей части сделки. По мнению авторов, реконструкция этой сказки на ПИРОМ подразумевает, что у протоиндоевропейцев была металлургия, что, в свою очередь, «предполагает правдоподобный контекст для культурной эволюции сказки о хитром кузнеце, достигшем сверхчеловеческого уровня мастерства над его ремесло». [ 12 ]
История исследований
[ редактировать ]Исследователи предприняли множество попыток отождествить определенные доисторические культуры с протоиндоевропейскоязычными народами, но все такие теории остаются спекулятивными.
Ученые 1800-х годов, которые первыми занялись вопросом об изначальной родине индоевропейцев (также называемой Urheimat от немецкого языка ), располагали, по сути, только лингвистическими данными. Они попытались провести приблизительную локализацию, реконструировав названия растений и животных (в первую очередь, бука и лосося ) , а также культуру и технологию (культура бронзового века, сосредоточенная на животноводстве и одомашнивании лошади ). Мнения ученых в основном разделились между европейской гипотезой, которая постулировала миграцию из Европы в Азию, и азиатской гипотезой, которая постулировала, что миграция происходила в противоположном направлении.
В начале 1900-х годов этот вопрос стал ассоциироваться с распространением предполагаемой « арийской расы », ныне дискредитированной теории, которая продвигалась во время расширения европейских империй и подъема « научного расизма ». [ 13 ] Этот вопрос остается спорным в рамках некоторых разновидностей этнического национализма (см. также «Коренные арийцы »).
В 1970-х годах произошел ряд крупных достижений благодаря слиянию нескольких факторов. Во-первых, метод радиоуглеродного датирования (изобретенный в 1949 году) стал достаточно дешевым, чтобы его можно было применять в массовом масштабе. С помощью дендрохронологии (датирование по кольцам деревьев) первоисторики могли калибровать радиоуглеродные даты с гораздо более высокой степенью точности. И, наконец, до 1970-х годов некоторые районы Восточной Европы и Центральной Азии были закрыты для западных ученых, в то время как незападные археологи не имели доступа к публикациям в западных рецензируемых журналах. Новаторская работа Марии Гимбутас , которой помогал Колин Ренфрю , по крайней мере частично решила эту проблему путем организации экспедиций и налаживания большего академического сотрудничества между западными и незападными учеными.
Курганская гипотеза , которая является наиболее широко распространенной теорией по состоянию на 2017 год, зависит от лингвистических и археологических данных, но не является общепринятой. [ 14 ] [ 15 ] Предполагается, что ПИЕ возникли в Понтийско-Каспийской степи в эпоху энеолита . [ 16 ] Меньшая часть ученых предпочитает анатолийскую гипотезу , которая предполагает происхождение Анатолии в эпоху неолита. Другие теории ( армянская гипотеза , теория из Индии , теория палеолитической непрерывности и балканская гипотеза ) имеют лишь незначительную научную поддержку. [ 16 ]
Что касается терминологии, то в XIX и начале XX веков термин «арийцы» использовался для обозначения протоиндоевропейцев и их потомков. Однако слово «арийский» более правильно применимо к индоиранцам , индоевропейской ветви, заселившей некоторые части Ближнего Востока и Южной Азии, поскольку только индийский и иранский языки явно подтверждают этот термин как самоназвание, относящееся ко всему их народу. , тогда как один и тот же протоиндоевропейский корень (*aryo-) является основой греческих и германских словоформ, которые, по-видимому, обозначают только правящую элиту протоиндоевропейского (PIE) общества. Фактически, наиболее доступные данные подтверждают лишь существование общего, но расплывчатого социокультурного обозначения «дворянства», связанного с обществом PIE, так что греческий социокультурный лексикон и германские имена собственные, происходящие от этого корня, остаются недостаточными для того, чтобы определить, ограничивалась ли эта концепция обозначением исключительной социально-политической элиты или же она могла быть применена в наиболее инклюзивном смысле к врожденному и наследственному «благородному» качеству, которое предположительно характеризовало всех этнических членов общества PIE. Только последнее могло послужить истинным и универсальным самоназванием для протоиндоевропейского народа. [ 17 ] [ 18 ]
К началу 1900-х годов термин «арий» стал широко использоваться в расовом смысле, в котором он относился к гипотетической белой, светловолосой и голубоглазой высшей расе. Диктатор Адольф Гитлер назвал эту расу « расой господ » ( Herrenrasse ) и от ее имени возглавил массовые погромы в Европе. Впоследствии термин «арийцы» как общий термин для индоевропейцев был в значительной степени оставлен учеными (хотя термин «индоарийцы» до сих пор используется для обозначения ветви, поселившейся в Южной Азии). [ 19 ]
Гипотезы Урхеймата
[ редактировать ]
– Центр: Степные культуры
1 (черный): анатолийские языки (архаичный PIE).
2 (черный): Афанасьевская культура (ранний ПИРОГ)
3 (черный) Распространение ямной культуры (Причерноморско-Каспийская степь, долина Дуная ) (поздний ПИЕ)
4А (черный): Западная шнуровая посуда.
4B-C (синий и темно-синий): колокольчик; принят индоевропейскими носителями
5A-B (красный): Восточная шнуровая посуда.
5C (красный): Синташта (праиндоиранский)
6 (пурпурный): Андроново
7А (фиолетовый): индоарийцы (миттани)
7Б (фиолетовый): индоарийцы (Индия).
[NN] (темно-желтый): прото-балто-славянский.
8 (серый): греческий
9 (желтый): иранцы
– [не нарисовано]: Армянин, распространившийся из западной степи.
По мнению некоторых археологов, носители PIE не могут считаться одним идентифицируемым народом или племенем, а представляют собой группу слабородственных популяций, которые были предками более поздних, все еще частично доисторических, бронзового века индоевропейцев . В это особенно верят те археологи, которые предполагают, что первоначальная родина имела огромные размеры и огромную временную глубину. Однако это мнение не разделяется большинством лингвистов, поскольку протоязыки, как и все языки до появления современного транспорта и коммуникации, занимали небольшие географические территории в течение ограниченного периода времени и на них говорила группа сплоченных сообществ – племя в широкий смысл. [ 20 ]
Исследователи выдвинули множество предполагаемых мест обитания первых носителей протоиндоевропейского языка. Лишь немногие из этих гипотез выдержали проверку академических специалистов по индоевропейским исследованиям достаточно хорошо, чтобы быть включенными в современные академические дебаты. [ 21 ]
Гипотеза Понтийско-Каспийской степи
[ редактировать ]Курганную (или степную) гипотезу впервые сформулировали Отто Шредер (1883 г.) и В. Гордон Чайлд (1926 г.). [ 22 ] [ 23 ] был систематизирован Марией Гимбутас и позже, начиная с 1956 года, . Название происходит от курганов (курганов) евразийских степей. Гипотеза предполагает, что индоевропейцы, патриархальная , патрилинейная и кочевая культура Понтийско-Каспийской степи (которая сейчас является частью северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии , через Молдову , а также южной и восточной Украины , через Северный Кавказ на юге России) и в нижнее Поволжье западного Казахстана ), распространился на эту территорию через несколько волн миграции в течение 3-го тысячелетия до н. э., что совпало с укрощением лошади . Оставив археологические следы своего присутствия (см. Культуру шнуровой керамики ), они подчинили себе предположительно мирных, эгалитарных и матрилинейных Гимбутаса европейских неолитических земледельцев Старой Европы . Модифицированная форма этой теории Дж. П. Мэллори , которая датирует миграции более ранним временем (около 3500 г. до н.э.) и меньше настаивает на их насильственном или квазивоенном характере, остается наиболее широко принятой теорией протоиндо-индийского происхождения. -Европейская экспансия. [ примечание 3 ]
Гипотеза Армянского нагорья
[ редактировать ], Армянская гипотеза основанная на голосовой теории , предполагает, что на протоиндоевропейском языке говорили в течение 4-го тысячелетия до нашей эры на Армянском нагорье . Эта индо-хеттская модель не включает в себя анатолийские языки . Фонологические особенности PIE, предложенные в голосовой теории, лучше всего сохранились бы в армянском языке и германских языках , причем первый берет на себя роль диалекта, который остался на месте и считается особенно архаичным, несмотря на его позднее засвидетельствование. Протогреческий язык был бы практически эквивалентен микенскому греческому языку и датировался бы 17 веком до нашей эры, тесно связывая греческую миграцию в Грецию с индоарийской миграцией в Индию примерно в то же время (а именно, индоевропейскую экспансию при переходе к позднего бронзового века , включая возможность индоевропейских касситов ). Армянская гипотеза приводит доводы в пользу самой поздней возможной даты протоиндоевропейского ( без анатолийского) периода, на целое тысячелетие позже, чем основная версия. Курганская гипотеза . В этом отношении она выступает в качестве противоположности анатолийской гипотезе , несмотря на географическую близость предложенного соответствующего Урхейматена , отклоняющуюся от предложенных там временных рамок на целых три тысячелетия. [ 26 ] [ 27 ]
Анатолийская гипотеза
[ редактировать ]Анатолийская гипотеза , особенно отстаиваемая Колином Ренфрю с 1980-х годов, предполагает, что индоевропейские языки мирно распространились в Европу из Анатолии примерно с 7000 г. до н.э. с неолитической революции развитием земледелия в эпоху ( волна прогресса ). Культура индоевропейцев, как это следует из лингвистической реконструкции, создает трудности для этой теории, поскольку в культурах раннего неолита отсутствовали лошадь, колесо и металл – термины для всех из которых надежно реконструированы для протоиндоевропейцев. Ренфрю отвергает этот аргумент, сравнивая подобные реконструкции с теорией, согласно которой наличие слова « кафе » во всех современных романских языках подразумевает, что у древних римлян тоже были кафе.
Другой аргумент, выдвинутый сторонниками степного урхеймата (такими как Дэвид Энтони) против Ренфрю, указывает на тот факт, что древняя Анатолия, как известно, была заселена во 2-м тысячелетии до нашей эры неиндоевропейскоязычными народами, а именно хаттами. (возможно, северокавказские ) , халибы (язык неизвестен) и хурриты ( хурро-урартские ).
После публикации нескольких исследований древней ДНК в 2015 году Колин Ренфрю впоследствии признал важную роль миграций популяций, говорящих на одном или нескольких индоевропейских языках, из Понтийско-Каспийской степи в сторону Северо-Западной Европы , отметив, что данные ДНК свидетельствуют о древних скелетах». полностью обновил курганную гипотезу Марии Гимбутас». [ 28 ] [ 29 ]
Генетика
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Март 2011 г. ) |
Археогенетика позволила использовать генетический анализ для отслеживания закономерностей миграции.
Курганно-степная гипотеза
[ редактировать ]
Курганская гипотеза или степная теория является наиболее широко принятым предложением определить протоиндоевропейскую родину, откуда индоевропейские языки распространились по Европе и некоторым частям Азии. Он постулирует, что люди курганной культуры в понтийских степях к северу от Черного моря были наиболее вероятными носителями протоиндоевропейского языка (PIE). Этот термин происходит от русского кургана (курга́н), что означает курган или курган. [ 30 ] [ нужна ссылка ]
R1b и R1a
[ редактировать ]Согласно трем исследованиям аутосомной ДНК, гаплогруппы R1b и R1a, наиболее распространенные сейчас в Европе (R1a также очень распространена в Южной Азии ), должны были распространиться из понтийских степей вместе с индоевропейскими языками; они также обнаружили аутосомный компонент, присутствующий у современных европейцев, которого не было у европейцев эпохи неолита, который мог быть введен с отцовскими линиями R1b и R1a, а также с индоевропейскими языками. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Исследования, в которых анализировались останки древних людей в Ирландии и Португалии, позволяют предположить, что R1b был занесен в эти места вместе с аутосомной ДНК из понтийских степей. [ 34 ] [ 35 ]
R1a и R1a1a
[ редактировать ]Субклад R1a1a ( R-M17 или R-M198) чаще всего ассоциируется с индоевропейцами. Собранные к настоящему времени данные показывают, что существуют две широко разделенные области высокой частоты: одна в Восточной Европе , вокруг Польши , Украины и России , а другая в Южной Азии , вокруг Индо-Гангской равнины , которая является частью Индии , Пакистана. , Бангладеш и Непал . Возможные исторические и доисторические причины этого являются предметом постоянных дискуссий и внимания популяционных генетиков и специалистов по генетической генеалогии, а также считаются потенциально интересными для лингвистов и археологов. [ нужна ссылка ]
Крупное исследование, проведенное Андерхиллом и др. в 2014 году с участием 16 244 человек из более чем 126 популяций со всей Евразии, пришло к выводу, что существуют убедительные доказательства того, что R1a-M420 возник в окрестностях Ирана . [ 36 ] Мутации, характеризующие гаплогруппу R1a, произошли примерно 10 000 лет назад . Его определяющая мутация (M17) произошла примерно от 10 000 до 14 000 лет назад. [ 36 ] Памджав и др. (2012) полагают, что R1a возник и первоначально диверсифицировался либо в Евразийских степях, либо в регионе Ближнего Востока и Кавказа. [ 37 ]
Орнелла Семино и др. предполагают постледниковое ( голоценовое ) распространение гаплогруппы R1a1 с севера Черного моря во время позднеледникового максимума , которое впоследствии было усилено экспансией курганной культуры в Европу и на восток. [ 38 ]
Ямная культура
[ редактировать ]По данным Джонса и др. (2015) и Хаак и др. (2015) , аутосомные тесты указывают на то, что ямные люди произошли в результате смешения « восточных охотников-собирателей » из Восточной Европы (EHG) и « кавказских охотников-собирателей » (CHG). [ 39 ] [ сеть 1 ] Каждая из этих двух популяций внесла примерно половину ДНК Ямной. [ 33 ] [ сеть 1 ] По словам соавтора доктора Андреа Маника из Кембриджского университета:
Вопрос о том, откуда произошли ямные, до сих пор оставался загадкой [...] теперь мы можем ответить на него, поскольку обнаружили, что их генетический состав представляет собой смесь восточноевропейских охотников-собирателей и население этого кармана кавказских охотников-собирателей, которые пережили большую часть последнего ледникового периода в очевидной изоляции. [ сеть 1 ]
Все особи Ямной , отобранные Haak et al. (2015) принадлежали к Y-гаплогруппе R1b .
Основываясь на этих результатах и приравнивая людей ямной культуры к протоиндоевропейцам, Дэвид В. Энтони (2019) предполагает, что протоиндоевропейский язык сформировался в основном на основе языков, на которых говорили восточноевропейские охотники-охотники. собирается под влиянием языков охотников-собирателей Северного Кавказа, в дополнение к возможному более позднему влиянию языка майкопской культуры на юге (который, как предполагается, принадлежал к северокавказской семье) в позднем неолита или бронзового века с незначительным генетическим воздействием. [ 40 ]
Восточноевропейские охотники-собиратели
[ редактировать ]По данным Хаака и др. (2015) , «восточноевропейские охотники-собиратели», населявшие Россию, представляли собой особую популяцию охотников-собирателей, имевшую высокую близость к ~24 000-летнему сибиряку из мальта-буретской культуры или другим, близкородственным древним Северо-евразийские (АНЕ) народы от Сибири и до западных охотников-собирателей (WHG). [ 31 ] [ сеть 1 ] Останки «восточноевропейских охотников-собирателей» были найдены на стоянках мезолита или раннего неолита в Карелии и Самарской области России и подвергнуты анализу. Опубликованы результаты ДНК трех таких охотников-собирателей мужского пола. принадлежит к разным Y-ДНК гаплогруппам : R1a , R1b и J. Было обнаружено, что каждый из них [ 33 ] R1b также является наиболее распространенной гаплогруппой Y-ДНК, встречающейся как среди ямников, так и среди современных жителей Западной Европы. R1a чаще встречается у жителей Восточной Европы и в северных частях Индийского субконтинента. [ 31 ] [ 32 ]
Население Ближнего Востока
[ редактировать ]Население Ближнего Востока, скорее всего, представляло собой охотников-собирателей с Кавказа (CHG). [ 39 ] cq Иран Люди, связанные с энеолитом, с основным компонентом CHG. [ 41 ]
Джонс и др. (2015) проанализировали геномы мужчин из Западной Грузии , на Кавказе, из позднего верхнего палеолита (13 300 лет) и мезолита (9 700 лет). Эти два мужчины несли Y-ДНК гаплогруппу : J* и J2a . Исследователи обнаружили, что эти кавказские охотники, вероятно, были источником фермерской ДНК в Ямной, поскольку кавказцы были отдаленными родственниками ближневосточных народов, которые привезли земледелие в Европу. [ сеть 1 ] Их геномы показали, что продолжающееся смешение европеоидов с ближневосточными представителями происходило вплоть до 25 000 лет назад, когда начался самый холодный период последнего ледникового периода. [ сеть 1 ]
По данным Лазаридиса и др. (2016), «популяция, связанная с народами иранского энеолита, составляла ~ 43% предков степных популяций раннего бронзового века». [ 41 ] По данным Лазаридиса и др. (2016), эти иранские люди эпохи энеолита представляли собой смесь «неолитических людей западного Ирана, Леванта и кавказских охотников-собирателей». [ 41 ] [ примечание 4 ] Лазаридис и др. (2016) также отмечают, что земледелие распространилось в двух местах на Ближнем Востоке, а именно в Леванте и Иране, откуда оно распространилось, иранцы распространились в степь и Южную Азию. [ 42 ]
Северная и Центральная Европа
[ редактировать ]
Хаак и др. (2015) изучили ДНК 94 скелетов из Европы и России возрастом от 3000 до 8000 лет. [ 43 ] Они пришли к выводу, что около 4500 лет назад в Европу произошел крупный приток ямной культуры людей , происходящих из Понтийско-Каспийской степи к северу от Черного моря, и что ДНК европейцев медного века соответствовала ДНК ямной культуры. [ 44 ] [ 31 ]
По данным газеты, четверо людей, производящих шнуровую керамику, на три четверти своей родословной произошли от Ямной. Это предполагает массовую миграцию ямников со своей степной родины в Восточную Европу около 4500 лет назад, когда зародилась культура шнуровой керамики, возможно, несущая раннюю форму индоевропейского языка.
Греки бронзового века
[ редактировать ]в 2017 году Археогенетическое исследование микенских и минойских останков, опубликованное в журнале Nature , пришло к выводу, что микенские греки были генетически тесно связаны с минойцами , но, в отличие от минойцев, также имели 13–18% генетический вклад от степного населения бронзового века. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Анатолийская гипотеза
[ редактировать ]Луиджи Лука Кавалли-Сфорца и Альберто Пьяцца утверждают, что Ренфрю и Гимбутас скорее усиливают, чем противоречат друг другу. Кавалли-Сфорца (2000) утверждает: «Очевидно, что с генетической точки зрения народы Курганской степи произошли, по крайней мере частично, от людей ближневосточного неолита, иммигрировавших туда из Турции». Пьяцца и Кавалли-Сфорца (2006) утверждают, что:
если экспансии начались 9500 лет назад из Анатолии и 6000 лет назад из региона ямной культуры , то период их миграции в Волго - Донской регион из Анатолии, вероятно, через Балканы , составил 3500 лет . Там совершенно новая, в основном скотоводческая культура, развивавшаяся под воздействием окружающей среды, неблагоприятной для стандартного земледелия, но предлагающей новые привлекательные возможности. Таким образом, наша гипотеза состоит в том, что индоевропейские языки произошли в результате вторичной экспансии из региона ямной культуры после неолитических земледельцев, возможно, пришедших из Анатолии и поселившихся там, развивая скотоводческое кочевничество.
Спенсер Уэллс в исследовании 2001 года предполагает, что происхождение, распространение и возраст R1a1 гаплотипа указывают на древнюю миграцию, возможно, соответствующую распространению курганцев во время их экспансии по евразийской степи около 3000 г. до н.э. [ 48 ]
О предложении своего старого учителя Кавалли-Сфорца Уэллс (2002 : [ нужна страница ] ) заявляет, что «нет ничего, что могло бы противоречить этой модели, хотя генетические закономерности также не обеспечивают четкого подтверждения», и вместо этого утверждает, что доказательства в пользу модели Гимбутаса гораздо более убедительны:
Хотя мы видим существенные генетические и археологические свидетельства индоевропейской миграции, происходящей из степей юга России, существует мало свидетельств столь же массовой индоевропейской миграции с Ближнего Востока в Европу. Одна из возможностей заключается в том, что, поскольку миграция была гораздо более ранней (8000 лет, а не 4000), генетические сигналы, переносимые индоевропейскоязычными фермерами, могли просто рассредоточиться с годами. Как показали Кавалли-Сфорца и его коллеги, явно существуют некоторые генетические свидетельства миграции с Ближнего Востока, но сигнал недостаточно силен, чтобы мы могли проследить распространение неолитических языков по всей индоевропейскоязычной Европе.
Иранская/армянская гипотеза
[ редактировать ]Дэвид Райх (2018), отмечая присутствие некоторых индоевропейских языков (таких как хеттский) в некоторых частях древней Анатолии, утверждает, что «наиболее вероятное местонахождение населения, которое впервые говорило на индоевропейском языке, было к югу от Кавказских гор. , возможно, в современном Иране или Армении, потому что древняя ДНК людей, которые там жили, соответствует тому, что мы ожидаем от исходной популяции как ямной, так и древних анатолийцев». Тем не менее, Райх также отмечает, что «... доказательства здесь косвенные, поскольку никакая древняя ДНК самих хеттов еще не была опубликована». [ 49 ] Кристиан Кристиансен в интервью Der Spiegel в мае 2018 года заявил, что ямная культура, возможно, имела предшественника на Кавказе, где говорили на «прото-прото-индоевропейском». [ 50 ]
Недавние исследования ДНК привели к возобновлению предположений о кавказской родине «протоиндоевропейцев». [ 31 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 50 ] По данным Кроонена и др. (2018) и Дамгаард и др. (2018), древняя Анатолия «не демонстрирует никаких признаков крупномасштабного вторжения степного населения». [ 54 ] Далее они отмечают, что это подтверждает индо-хеттскую гипотезу, согласно которой как протоанатолийские, так и протоиндоевропейские языки отделились от общего материнского языка «не позднее 4-го тысячелетия до нашей эры». [ 55 ] Хаак и др. (2015) утверждает, что «гипотеза Армянского плато становится все более правдоподобной», поскольку ямная часть населения частично произошла от ближневосточного населения, которое напоминает современных армян ». [ 31 ]
Ван и др. (2018) отмечают, что Кавказ служил коридором для потока генов между степью и культурами юга Кавказа во время энеолита и бронзового века, заявляя, что это «открывает возможность родины PIE к югу от Кавказа». Однако Ван и др. также комментируют, что самые последние генетические данные подтверждают распространение протоиндоевропейцев через степь, отмечая: «но последние результаты древних ДНК из Южной Азии также придают вес распространению индоевропейских языков» через степной пояс. Распространение некоторых или всех протоиндоевропейских ветвей было возможно через Северный Кавказ и Понтийский регион, а оттуда, наряду со скотоводческой экспансией, в самое сердце Европы. Этот сценарий находит поддержку в хорошо подтвержденном и теперь широко задокументированном « степном происхождении » европейского населения, постулате о все более патрилинейном обществе в результате этой экспансии (на примере R1a/R1b), как подтверждается в последнем исследовании колокольного стакана. явление». [ 56 ]
Дэвид В. Энтони в анализе 2019 года критикует «южную» или «армянскую» гипотезу (обращаясь к Райху, Кристиансену и Вангу). Среди его причин: у ямных отсутствуют доказательства генетического влияния бронзового века или позднего неолита Кавказа (вместо этого происходящие от более ранней смеси восточноевропейских охотников-собирателей и кавказских охотников-собирателей) и что они имеют отцовскую линию, которая, по-видимому, происходит от охотников-собирателей восточноевропейской степи, а не Кавказа, а также нехватку в Ямной примеси анатолийских земледельцев, которая стала распространенной и существенной на Кавказе около 5000 г. до н.э. Вместо этого Энтони предполагает генетическое и лингвистическое происхождение протоиндоевропейцев (ямных) в восточноевропейских степях к северу от Кавказа от смеси этих двух групп (EHG и CHG). Он предполагает, что корни протоиндоевропейского («архаичного» или протопротоиндоевропейского языка) находились в степи, а не на юге, и что ПИЕ сформировался главным образом на основе языков, на которых говорили восточноевропейские охотники-собиратели с некоторые влияния языков охотников-собирателей Кавказа. [ 57 ] [ 40 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уоткинс: «Тем не менее, для индоевропейскоязычного общества мы можем с уверенностью реконструировать слово «бог» *deiw-os и имя главного божества пантеона, состоящее из двух слов, *dyeu-pəter. - (латинский Iūpiter, греческий Zeus patēr, санскритский Dyauṣpitar и лувийский Tatis Tiwaz)». [ 5 ]
- ^ Уоткинс: «Было реконструировано большое количество терминов родства. Они сходятся во мнении, указывая на общество, которое было патриархальным, патрилокальным (невеста покидала свой дом, чтобы присоединиться к семье своего мужа) и патрилинейным (происхождение, определяемое мужским полом). линия) «Отец» и «глава семьи» — одно: päter- , со своей супругой, mater- ». [ 5 ]
- ^ См.:
- Мэллори: «Курганское решение привлекательно и было принято многими археологами и лингвистами, частично или полностью. Это решение, которое можно встретить в Британской энциклопедии и Большом энциклопедическом словаре Ларусса ». [ 24 ]
- Стражный: «Самое популярное предложение — это понтийские степи (см. Курганную гипотезу)…» [ 25 ]
- ^ См. также:
* eurogenes.blogspot, Генетическая структура первых земледельцев в мире (препринт Лазаридис и др.)
* anthrogenica.com, Лазаридис и др.: Генетическая структура первых фермеров в мире (препринт)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Энтони, Дэвид В. (26 июля 2010 г.). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Принстон, Нью-Джерси ISBN 9781400831104 . OCLC 496275617 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Мэллори, Япония ; Адамс, Дуглас К. (1997). Энциклопедия индоевропейской культуры Тейлор и Фрэнсис. стр. 100-1 4 и 6 (Афанасьево), 13 и 16 (Анатолия), 243 (Греция), 127–128 (Шнувная керамика), 653 (Ямна). ISBN 978-1-884964-98-5 . Проверено 24 марта 2012 г.
- ^ Уэст, Мартин Л. (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. п. 2. ISBN 978-0-19-928075-9 .
- ^ Хульд, Мартин Э. (2010), «Индоевропейцы», Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима , Oxford University Press, doi : 10.1093/acref/9780195170726.001.0001 , ISBN 978-0-19-517072-6
- ^ Перейти обратно: а б с д и Уоткинс 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б Оксфордский справочник по археологии – под редакцией Брайана М. Фэгана, Oxford University Press, 1996, ISBN 0-19-507618-4 , стр. 347 – Дж. П. Мэллори
- ^ Ганс Дж. Дж. Хольм: Самые ранние находки колес, их археология и индоевропейская терминология во времени и пространстве, а также ранние миграции по Кавказу. Археолингва Алапитвани, Будапешт, 2019 г., ISBN 978-615-5766-30-5
- ^ Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир - Дж. П. Мэллори, Дуглас К. Адамс, Oxford University Press, 2006, ISBN 0-19-929668-5 , с. 249
- ^ Барфилд, Оуэн (1967). История английскими словами . Книги Штайнера. п. 89. ИСБН 9780940262119 .
- ^ Уоткинс, Калверт (16 ноября 1995 г.). Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Издательство Оксфордского университета. п. 173. ИСБН 978-0-19-802471-2 .
- ^ Бикс, Роберт С.П. (2011). Сравнительная индоевропейская лингвистика: Введение . Издательство Джона Бенджамина. п. 42. ИСБН 978-90-272-1185-9 .
- ^ да Силва, Сара Граса; Тегерани, Джамшид Дж. (2016). «Сравнительный филогенетический анализ раскрывает древние корни индоевропейских сказок» . Королевское общество открытой науки . 3 (1): 150645. Бибкод : 2016RSOS....350645D . дои : 10.1098/rsos.150645 . ПМЦ 4736946 . ПМИД 26909191 .
- ^ Гилрой, Пол. «Против расы», Гарвардский университет, 2000. Миш, Фредерик К., главный редактор Десятого нового университетского словаря Вебстера. Спрингфилд, Массачусетс, США: 1994 — Мерриам-Вебстер. См. исходное определение (определение № 1) слова «арийец» на английском языке. —Страница 66
- ^ Андерхилл, Питер А.; и др. (2010). «Разделение постледникового происхождения европейских и азиатских Y-хромосом в пределах гаплогруппы R1a» . Европейский журнал генетики человека . 18 (4): 479–84. дои : 10.1038/ejhg.2009.194 . ПМЦ 2987245 . ПМИД 19888303 .
- ^ Саху, Сангамитра; и др. (январь 2006 г.). «Предыстория индийских Y-хромосом: оценка сценариев демического распространения» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 103 (4): 843–48. Бибкод : 2006PNAS..103..843S . дои : 10.1073/pnas.0507714103 . ПМЦ 1347984 . ПМИД 16415161 .
- ^ Перейти обратно: а б Энтони и Ринге, 2015 .
- ^ Тапар 1996 .
- ^ Тапар 2019 .
- ^ Перельцвайг, Ася ; Льюис, Мартин В. (2015). «1». Индоевропейский спор: факты и заблуждения в исторической лингвистике . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781316299111 .
- ^ Айкио, Анте (2012). «Очерк этнолингвистической предыстории саамов» (PDF) . Mémoires de la Société Finno-Ugrienne (266, Лингвистическая карта доисторической Северной Европы ). Хельсинки, Финляндия: Финно-угорское общество : 93ф., 98 . Проверено 31 июля 2017 г.
- ^ Мэллори 1991 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Ренфрю, Колин (1990). Археология и язык: загадка индоевропейского происхождения . Издательство Кембриджского университета. стр. 37–38. ISBN 978-0-521-38675-3 .
- ^ Джонс-Блей, Карлин (2008). «Материалы восемнадцатой ежегодной индоевропейской конференции, Лос-Анджелес, 3–4 ноября 2006 г.». Лингвистическая историография . 35 (3): 465–467. дои : 10.1075/гл.35.3.15кое . ISSN 0302-5160 .
- ^ Мэллори 1989 , с. 185.
- ^ Стражный 2000 , с. 163.
- ^ Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванов (март 1990 г.) «Ранняя история индоевропейских языков», Scientific American .
- ^ И. М. Дьяконов (1984) Предыстория армянского народа .
- ^ Ренфрю, Колин (2017) « Мария Редивия: ДНК и индоевропейское происхождение » ( серия лекций Восточного института: мемориальная лекция Марии Гимбутас , Чикаго. 8 ноября 2017 г., см. временную метку 11:14).
- ^ Пеллард, Томас; Сагарт, Лоран; Жак, Гийом (2018). «Индоевропейский язык – это не миф». Бюллетень Парижского лингвистического общества . 113 (1): 79–102. дои : 10.2143/BSL.113.1.3285465 . S2CID 171874630 .
- ^ «курган» . ru.wiktionary.org . 24 ноября 2020 г. Проверено 2 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хаак и др. 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б Аллентофт, Мортен Э.; и др. (2015). «Популяционная геномика Евразии бронзового века» . Природа . 522 (7555): 167–172. Бибкод : 2015Natur.522..167A . дои : 10.1038/nature14507 . ПМИД 26062507 . S2CID 4399103 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтисон, Иэн; и др. (14 марта 2015 г.). «Восемь тысяч лет естественного отбора в Европе» . bioRxiv : 016477. doi : 10.1101/016477 . S2CID 7866359 .
- ^ Лара М. Кэссиди; и др. (2016). «Миграция в Ирландию в эпоху неолита и бронзового века и установление островного атлантического генома» (PDF) . ПНАС . 113 (2): 368–373. Бибкод : 2016PNAS..113..368C . дои : 10.1073/pnas.1518445113 . ПМК 4720318 . ПМИД 26712024 .
- ^ Руи Мартиниано; и др. (2017). «Популяционная геномика археологического перехода в западной Иберии: исследование древней субструктуры с использованием методов вменения и гаплотипов» . ПЛОС Генет . 13 (7): e1006852. дои : 10.1371/journal.pgen.1006852 . ПМЦ 5531429 . ПМИД 28749934 .
- ^ Перейти обратно: а б Андерхилл, Питер А.; и др. (2015). «Филогенетическая и географическая структура гаплогруппы R1a Y-хромосомы» . Европейский журнал генетики человека . 23 (1): 124–131. дои : 10.1038/ejhg.2014.50 . ПМК 4266736 . ПМИД 24667786 .
- ^ Памджав 2012 .
- ^ Семино, О. (2000). «Генетическое наследие палеолитического Homo sapiens sapiens у современных европейцев: хромосомная перспектива AY» (PDF) . Наука . 290 (5494): 1155–1159. Бибкод : 2000Sci...290.1155S . дои : 10.1126/science.290.5494.1155 . ПМИД 11073453 . Архивировано из оригинала (PDF) 25 ноября 2003 года . Проверено 25 ноября 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б Энтони, DW (весна – лето 2019 г.). «Археология, генетика и язык в степях: комментарий к Бомхарду» . Журнал индоевропейских исследований . 47 (1 и 2): 1–23.
- ^ Перейти обратно: а б с Лазаридис 2016 , с. 8.
- ^ Лазаридис 2016 .
- ^ Балтер, М. (2015). «Индоевропейские языки, связанные с пастухами». Наука . 347 (6224): 814–815. Бибкод : 2015Sci...347..814B . дои : 10.1126/science.347.6224.814 . ПМИД 25700495 .
- ^ Каллауэй, Э. (2015). «Европейские языки связаны с миграцией с востока» . Природа . дои : 10.1038/nature.2015.16919 . S2CID 184180681 .
- ^ Лазаридис, Иосиф; и др. (2017). «Генетическое происхождение минойцев и микенцев» . Природа . 548 (7666): 214–218. Бибкод : 2017Natur.548..214L . дои : 10.1038/nature23310 . ПМЦ 5565772 . ПМИД 28783727 .
- ^ Энн Гиббонс (2 августа 2017 г.). «Древняя ДНК показывает, что греки действительно имеют почти мифическое происхождение» . Научный журнал .
- ^ Меган Гэннон (3 августа 2017 г.). «Больше, чем миф: древняя ДНК раскрывает корни первых греческих цивилизаций» . Живая наука .
- ^ Уэллс 2002 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Рейх 2018 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Гролле 2018 , с. 108.
- ^ Рейх 2018 , с. 177.
- ^ Дамгаард 2018 .
- ^ Ван 2018 .
- ^ Кроонен, Барьямович и Пейро 2018 , стр. 7.
- ^ Кроонен, Барьямович и Пейро, 2018 , стр. 9.
- ^ Ван 2018 , с. 15.
- ^ Энтони, Дэвид (2020), «Древняя ДНК, сети спаривания и анатолийский раскол», в Серанджели, Матильда; Оландер, Томас (ред.), Рассредоточение и диверсификация: лингвистические и археологические перспективы ранних стадий индоевропейского языка , BRILL, стр. 31–42, ISBN. 9789004416192
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Энтони, Дэвид В.; Ринге, Дон (январь 2015 г.). «Индоевропейская родина с лингвистической и археологической точек зрения» . Ежегодный обзор лингвистики . 1 (1): 199–219. doi : 10.1146/annurev-linguist-030514-124812 . ISSN 2333-9683 .
- Кавалли-Сфорца, Луиджи (2000). «Гены, народы и языки» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 94 (15): 7719–7724. Бибкод : 1997PNAS...94.7719C . дои : 10.1073/pnas.94.15.7719 . ISBN 9780140296020 . ПМК 33682 . ПМИД 9223254 .
- Хаак, Вольфганг; Лазаридис, Джозеф; Паттерсон, Ник; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Ламас, Бастьен; Брандт, Гвидо; Норденфельт, Сюзанна; Харни, Эдаоин; Стюардсон, Кристин; Фу, Цяомэй; Миттник, Алисса; Банффи, Эстер; Эконому, Христос; Франкен, Майкл; Фридрих, Сюзанна; Пенья, Рафаэль Гарридо; Халлгрен, Фредрик; Хартанович, Валерий; Хохлов, Александр; Кунст, Майкл; Кузнецов Павел; Меллер, Харальд; Мочалов Олег; Мосеев, Вячеслав; Никлиш, Николь; Пихлер, Сандра Л.; Риш, Роберто; Рохо Герра, Мануэль А.; Рот, Кристина (2015). «Массовая миграция из степи явилась источником индоевропейских языков в Европе» . Природа . 522 (7555): 207–211. arXiv : 1502.02783 . Бибкод : 2015Natur.522..207H . биоRxiv 10.1101/013433 . дои : 10.1038/nature14317 . ПМК 5048219 . ПМИД 25731166 .
- Джонс, Эппи Р. (2015). «Геномы верхнего палеолита раскрывают глубокие корни современных евразийцев» . Природные коммуникации . 6 : 8912. Бибкод : 2015NatCo...6.8912J . дои : 10.1038/ncomms9912 . ПМК 4660371 . ПМИД 26567969 .
- Лазаридис, Иосиф (2016), «Генетическая структура первых земледельцев мира», bioRxiv 10.1101/059311
- Мэллори, JP (1989). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-27616-7 .
- Мэллори, JP (1991). В поисках индоевропейцев: язык, археология и миф . Лондон: Темза и Гудзон.
- Пьяцца, Альберто; Кавалли-Сфорца, Луиджи (15 апреля 2006 г.). «Распространение генов и языков в эволюции человека» . В Канжелози, Анджело; Смит, Эндрю Д.М.; Смит, Кенни (ред.). Эволюция языка: материалы 6-й Международной конференции по эволюции языка (EVOLANG6) . Рим: World Scientific. стр. 255–266. Архивировано из оригинала 10 сентября 2007 года . Проверено 8 августа 2007 г.
- Памджав (декабрь 2012 г.), «Краткое сообщение: Новые бинарные маркеры Y-хромосомы улучшают филогенетическое разрешение в гаплогруппе R1a1», Американский журнал физической антропологии , 149 (4): 611–615, doi : 10.1002/ajpa.22167 , PMID 23115110
- Райх, Дэвид (2018). Кто мы и как мы сюда попали: древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом . Издательская группа Кнопфа Doubleday.
- Стразный, Филипп (Эд). (2000), Словарь исторической и сравнительной лингвистики (1-е изд.), Routledge, ISBN 978-1-57958-218-0
- Тапар, Ромила (1996), «Теория арийской расы и Индии: история и политика», социолог , 24 (1/3): 3–29, номер документа : 10.2307/3520116 , JSTOR 3520116
- Тапар, Ромила (2019), «Множественные теории об «арийцах» », Кто из нас арийцы? , АЛЕФ
- Уоткинс, Калверт (2000), «Индоевропейцы и индоевропейцы» , Словарь английского языка американского наследия (4-е изд.), Houghton Mifflin Company, заархивировано из оригинала 1 марта 2009 г.
- Уэллс, Спенсер (2002). Путешествие человека: генетическая одиссея . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691115320 .
- Веб-источники
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Обнаружено четвертое древнее «племя» Европы» . Новости Би-би-си . 16 ноября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-05887-0 .
- Козинцев, Александр. « Протоиндоевропейцы: Пролог ». Журнал индоевропейских исследований 47.3-4 (2019): 1-88.
- Аткинсон, QD; Николлс, Г.; Уэлч, Д.; Грей, Р.Д. (2005). «От слов к датам: вода в вино, математическая магия или филогенетический вывод?». Труды Филологического общества . 103 (2): 193–219. дои : 10.1111/j.1467-968X.2005.00151.x .
- Грей, Рассел Д.; Аткинсон, Квентин Д. (2003). «Время расхождения языковых деревьев подтверждает анатолийскую теорию индоевропейского происхождения» (PDF) . Природа . 426 (6965): 435–439. Бибкод : 2003Natur.426..435G . дои : 10.1038/nature02029 . ПМИД 14647380 . S2CID 42340 . Архивировано из оригинала (PDF) 30 августа 2017 года . Проверено 12 мая 2020 г.
- Хейд, Волкер (2017). «Улыбка Косинны» . Античность . 91 (356): 348–359. дои : 10.15184/aqy.2017.21 . hdl : 10138/255652 . ISSN 0003-598X . S2CID 164376362 .
- Холм, Ханс Дж. (2007). «Новый дендрарий индоевропейских «деревьев». Могут ли новые алгоритмы раскрыть филогению и даже предысторию IE?» Журнал количественной лингвистики 14–2: 167–214.
- Лазаридис, Иосиф (2014). «Древние человеческие геномы позволяют предположить три предковые популяции современных европейцев» . Природа . 513 (7518): 409–413. arXiv : 1312.6639 . Бибкод : 2014Natur.513..409L . дои : 10.1038/nature13673 . hdl : 11336/30563 . ПМК 4170574 . ПМИД 25230663 .
- Ренфрю, Колин (1987). Археология и язык. Загадка индоевропейского происхождения . Лондон: Джонатан Кейп. ISBN 0-224-02495-7
- Сайкс, Брайан. (2001) Семь дочерей Евы . Лондон: Книги Корги.
- Уоткинс, Калверт. (1995) Как убить дракона: аспекты индоевропейской поэтики . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- «Ранние контакты между индоевропейцами и уральцами (4000 г. до н.э. – 1000 г. н.э.)» (PDF) . Хельсинкский университет , Суоменлинна, Финляндия .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

СМИ, связанные с протоиндоевропейцами, на Викискладе?
- Энциклопедия индоевропейской культуры (1997)
- Индекс индоевропейских корней в Wayback Machine (архивировано 22 января 2009 г.) из Словаря американского наследия.
- Kurgan culture
- Беквит, Кристофер И. (2013). «Актуальные достижения ранних индоевропейцев в точном историческом контексте (2013)» . Беквит, Кристофер I. 4 . Калифорнийский университет. дои : 10.21237/C7clio4119062 . S2CID 131553744 .
- Генетика