Смит и Дьявол
Смит и Дьявол | |
---|---|
Люди говорят | |
Имя | Смит и Дьявол |
Аарне – Томпсона Группировка | ДРУГИЕ 330 |
Область | Индо-Европа |
Часть серии о |
Индоевропейские темы |
---|
«Кузнец и дьявол» — индоевропейская сказка . История рассказывает о кузнеце, который заключает договор со злонамеренным существом — обычно Дьяволом (в более поздние времена), Смертью , демоном или джинном — продавая свою душу за какую-то силу, а затем обманом выманивает дьявола из его награды. В одной из версий кузнец получает способность сваривать любые материалы, а затем использует эту силу, чтобы прикрепить дьявола к неподвижному объекту, позволяя кузнецу отказаться от сделки. [ 1 ] Он имеет индекс ATU 330. [ 2 ]
Сказка была собрана Джамбаттистой Базиле в Lo cunto de li conti 1634 года. [ 3 ] затем « Братья Гримм в их «Детских и домашних сказках»» (опубликованы в двух томах в 1812 и 1815 годах), [ 4 ] хотя в изданиях 1822 года и позже ее удалили, заменив « Брат Люстиг » и отнеся ссылки на него в примечания к « Игровому Гензелю », очень похожая повесть. [ 5 ] В книге Эдит Ходжетс 1891 года «Сказки и легенды царской страны» собрана русская версия. [ 6 ] в то время как Рут Мэннинг-Сандерс включила гасконьскую версию как «Кузнец и дьявол» в свою книгу 1970 года « Книга дьяволов и демонов» . [ нужна ссылка ] Ричард Чейз представляет версию из Южных Аппалачей под названием «Злой Джон и дьявол». [ 7 ]
По словам Джорджа Монбиота , кузнец — это мотив фольклора всей Европы (и за ее пределами), связанный со злобой (средневековое видение ада может опираться на образ кузнеца в его кузнице), а в нескольких вариантах рассказов рассказывается о кузнецах, вступающих в договор с дьяволом, чтобы получить огонь и средства плавки металла. [ 8 ]
Согласно исследованию применяющего филогенетические методы в лингвистике, фольклористки Сары Граса да Силва и антрополога Джейми Техрани, [ 2 ] «Кузнец и дьявол», возможно, одна из старейших европейских народных сказок, основной сюжет которой устойчив во всем индоевропейском мире от Индии до Скандинавии; возможно, впервые она была рассказана на индоевропейском языке 6000 лет назад, в бронзовом веке. . [ 1 ] [ 9 ] [ 10 ] Фольклорист Джон Линдоу , однако, отмечает, что слова «кузнец», возможно, не существовало в индоевропейском языке, и если это так, то история, возможно, не такая уж старая. [ 10 ] Однако, по словам исторического лингвиста Вацлава Блажека : «Очевидный факт, что в индоевропейском лексиконе нет общего обозначения «кузнец», может разочаровать на первый взгляд, но то же самое можно сказать и о других ремеслах, в том числе используя более «архаичные» технологии, чем кузнечное дело». По мнению Блажека, унаследованные обозначения кузнеца , засвидетельствованные в мифологическом контексте, являются «свидетельством чрезвычайно важной роли института кузнечного дела в период распада индоевропейского диалектного континуума». [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Эррементари , фильм 2017 года по баскской версии сказки.
- Фауст , немецкая легенда, также связанная с договором с дьяволом.
- Сэр Твардовский , польская легенда, также связанная с сделкой с дьяволом
- Вэйланд-Кузнец , европейский миф, в котором также участвует кузнец.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «История сказок насчитывает тысячи лет, говорят исследователи» . Би-би-си . 20 января 2016 года . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Граса да Силва, Сара; Тегерани, Джамшид Дж. (20 января 2016 г.). «Сравнительный филогенетический анализ раскрывает древние корни индоевропейских сказок» . Королевское общество открытой науки . 3 (1). Королевское общество: 150645. Бибкод : 2016RSOS....350645D . дои : 10.1098/rsos.150645 . ПМЦ 4736946 . ПМИД 26909191 .
- ^ «Сказки старше, чем мы думаем» . 22 января 2016 г.
- ^ Братья Гримм (2014) [1812]. Джек Зипес (ред.). Оригинальные народные сказки и сказки братьев Гримм . Андреа Дезё, иллюстратор (полное первое издание). Издательство Принстонского университета. п. 248. ИСБН 978-0691160597 . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ Шмизинг, Энн (2014). Инвалидность, уродство и болезнь в сказках братьев Гримм . Государственный университет Уэйна. п. 69. ИСБН 978-0814338414 . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ Ходжеттс, Эдит М.С., изд. (1891) [1891]. Сказания и легенды из страны царской: Сборник русских рассказов . Набу Пресс. п. 249 . ISBN 978-1294147350 . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ Чейз, Ричард (1948). Дедушкины сказки . Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 9780395066928 .
- ^ Джордж Монбиот (1 января 1994 г.). «Кузнец и дьявол» . Сайт Джорджа Монбиота . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ «Сказки гораздо старше, чем считалось ранее, — говорят исследователи» . Хранитель . 20 января 2016 года . Проверено 2 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Крис Саморей (19 января 2016 г.). «Никакой сказки: истоки некоторых известных историй насчитывают тысячи лет» . Новости науки . Общество науки и общественности . Проверено 2 февраля 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Блажек, Вацлав (2010). Индоевропейский «Кузнец» и его божественные коллеги . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. п. 120. ИСБН 978-0-9845353-2-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В немецком Wikisource есть оригинальный текст, связанный с этой статьей: Шмидт и дьявол (1812 г.) (на немецком языке).