Дьяус
Дьяус | |
---|---|
Бог неба | |
Другие имена | Акаша |
Принадлежность | Дева , Панча Бхута |
Обитель | Дьюлока , Небо ( акаша , небо ) |
Тексты | Ригведа |
Супруга | Притхви |
Потомство | Индра , Сурья , Ушас и другие боги. |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Уран (Функциональный эквивалент) Зевс (в основном этимологический) [ 1 ] |
Римский эквивалент | Целус (Функциональный эквивалент) Юпитер (в основном этимологический) |
Индоевропейский эквивалент | Диес |
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Дьяус ( санскрит : द्यौष् , IAST : Dyáuṣ ) или Дьяуспитр ( санскрит : द्यौष्पितृ , IAST : Dyáuṣpitṛ́ ) — небесное божество Ригведы . Его супруга — Притхви , богиня земли, и вместе они являются архетипическими родителями в Ригведе . [ 2 ]
Номенклатура
[ редактировать ]Dyauṣ происходит от протоиндоиранского *dyāwš , от протоиндоевропейского (PIE) бога дневного неба * Dyēus , и родственно греческому Διας — Zeus Patēr , иллирийскому Dei-pátrous и латинскому Юпитеру (от древнегреческого Латинское Diespiter Djous patēr ), происходящее от ПИРОГА Dyḗus ph₂tḗr («Отец дневного неба»). [ 3 ]
Существительное дьяус (когда оно используется без питри , «отец») относится к дневному небу и часто встречается в Ригведе как сущность. Небо в ведических писаниях описывалось как поднимающееся в три уровня: авама , мадхьяма и уттама или трития . [ 4 ]
Литература
[ редактировать ]Дьяуш Питри появляется в гимнах вместе с Притхви Матой, «Матерью-Землей», в древних ведических писаниях индуизма . [ 5 ]
В Ригведе Дьяуш Питри появляется в стихах 1.89.4, 1.90.7, 1.164.33, 1.191.6, 4.1.10. и 4.17.4 [ 6 ] Его также называют под разными теонимами: Дьявапритхви, например, представляет собой соединение двандвы, объединяющее «небо» и «землю», как Дьяуш и Притхви .
Самая отличительная черта Дьяуша - его отцовская роль. [ 7 ] Его дочь Ушас олицетворяет рассвет. [ 8 ] Утверждается, что боги, особенно Сурья, являются детьми Дьяуша и Притхви. [ 9 ] Среди других сыновей Дьяуша — Агни, Парджанья , Адитьи , Маруты и Ангирасы. [ 7 ] [ 9 ] Ашвинов », что означает потомки / называют « диво напат потомки/внуки Дьяуша. [ 7 ] [ 10 ] Дьяуш часто представляют в виде ревущего животного, часто быка, удобряющего землю. [ 7 ] Дьяуш также известен изнасилованием собственной дочери, которое, по мнению Джеймисона и Бреретона (2014), туманно, но ярко упоминается в Ригведе. [ 9 ]
Также утверждается, что Дьяуш похож на черного жеребца, усыпанного жемчугом, в сравнении с ночным небом. [ 7 ] [ 11 ]
Разделение Индры Дьяуша и Притхви прославляется в Ригведе как важный миф о творении. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Главный индуистский эквивалент Зевса — Индра. «Индра | Индуистский бог войны, дождя и грома | Британника» . www.britanica.com . 23 октября 2023 г. Проверено 3 ноября 2023 г.
- ^ Шри, Сатья (23 января 2017 г.). Демистификация брахманизма и новое изобретение индуизма: Том 1 - Демистификация брахманизма . Идея Пресс. ISBN 978-1-946515-54-4 .
- ^ Запад 2007 , с. 171.
- ^ Ригведа , 5.60.6.
- ^ Лиминг, Дэвид; Плата, Кристофер (2016). Богиня: Мифы о Великой Матери . Книги реакции. ISBN 978-1-78023-538-7 .
- ^ Санскрит: Ригведа , Wikisource; перевод: Ральф Гриффит Ригведа , Wikisource
- ^ Jump up to: а б с д и Макдонелл, Артур Энтони (1897). Ведическая мифология . Издательство Оксфордского университета. стр. 21–22.
- ^ Далал, Рошен (2014). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах . ISBN 9788184752779 . Запись: "Диаус"
- ^ Jump up to: а б с д Джеймисон, Стефани; Бреретон, Джоэл П. (2014). Ригведа – древнейшая религиозная поэзия Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 50–51.
- ^ Уэст, МЛ (2007). Индоевропейская поэзия и миф . Издательство Оксфордского университета. п. 187. ИСБН 978-0-19-928-075-9 .
- ^ Джеймисон и Бреретон 2014 , с. 1492.