Роберт Риттер фон Грайм
Роберт Риттер фон Грайм | |
---|---|
Главнокомандующий Люфтваффе | |
В офисе 26 апреля 1945 г. - 8 мая 1945 г. | |
Предшественник | Герман Геринг |
Преемник | Офис упразднен |
1-й инспектор истребителей | |
В офисе 1 августа 1935 г. - 20 апреля 1936 г. | |
Предшественник | Офис создан |
Преемник | Бруно Лёрцер |
Личные данные | |
Рожденный | Роберт Грейм 22 июня 1892 г. Байройт , Королевство Бавария , Германская империя |
Умер | 24 мая 1945 г. Зальцбург , оккупированная союзниками Австрия. | (52 года)
Причина смерти | Самоубийство |
Место отдыха | Муниципальное кладбище Зальцбурга |
Военная служба | |
Верность | Германская империя (1911–1918) Нацистская Германия (1934–1945) |
Филиал/служба |
ВВС ВВС |
Лет службы | 1911–1918 1934–1945 |
Классифицировать | Генерал-фельдмаршал |
Битвы/войны | Первая мировая война
|
Награды | Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами За заслуги Военный орден Макса Джозефа |
Роберт Риттер фон Грейм (родившийся Роберт Грейм ; 22 июня 1892 — 24 мая 1945) был немецким генерал-фельдмаршалом ( фельдмаршалом ) и Первой мировой войны летным асом . В апреле 1945 года, в последние дни Второй мировой войны в Европе, Адольф Гитлер назначил Грайма главнокомандующим Люфтваффе Герман (немецкие военно-воздушные силы) после того, как Геринг был уволен за измену . Он последний человек, когда-либо получивший звание фельдмаршала в немецких вооруженных силах. После капитуляции нацистской Германии в мае 1945 года Грайм попал в плен к союзникам. Он покончил жизнь самоубийством в тюрьме, контролируемой американцами, 24 мая 1945 года.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Он родился как Роберт Грайм 22 июня 1892 года в Байройте в Королевстве Бавария , государстве Германской империи , втором сыне гауптмана полиции Людвига Грайма и его жены Мари. У Грайма был старший брат Людвиг, названный в честь его отца, родившийся 5 октября 1888 года, и младшая сестра Мария Барбара, родившаяся 11 января 1911 года. [ 1 ] С 18 сентября 1906 года по 6 июля 1911 года Грайм учился в Баварском кадетском корпусе ( Bayerisches Kadettenkorps ) на Марсфельде в Мюнхене и окончил его со степенью Abitur (квалификация для поступления в университет). [ 2 ]
Грейм присоединился к Баварской армии 14 июля 1911 года. [ 3 ] Во время офицерской подготовки он был направлен в Königlich Bayerisches 8. Feldartillerie-Regiment «Prinz Heinrich von ( 8-й Королевский баварский полк полевой артиллерии «Принц Генрих фон Preußen» ), полевой артиллерии полк 6-го Королевского баварского полка. Дивизия 25 февраля 1913 года. [ 4 ] Грейм получил офицерскую подготовку в Военной академии ( Bayerische Kriegsakademie ) в Мюнхене. [ 5 ] 28 октября 1913 года Грейм получил звание лейтенанта ( подпоручика). [ 6 ] В апреле 1914 года он получил Баварский орден за военные заслуги 4-й степени ( Militärverdienstorden des Königreichs Bayern 4. Klasse ) за службу в колонне боеприпасов 1-го батальона 8-го полка полевой артиллерии. [ 7 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война , полк Грайма был подчинен 6-й армии под командованием ее главнокомандующего генерал-полковника Рупрехта, наследного принца Баварии . Грейм, командовавший батареей во время битвы при Лотарингии , отличился 25 августа в боях у Мекс — Дёвиль . [ 8 ] 8-й полк полевой артиллерии оставался в районе боевых действий Нанси до 24 сентября, а затем передислоцировался в Сен-Миэль . Во время боя в Буа д'Айи (Айский лес) в ноябре 1914 года Грайм заслужил Железный крест 2-го класса ( Eisernes Kreuz 2. Klasse ). [ 9 ] 9 марта 1915 года Грейм стал адъютантом 1-го батальона 8-го полка полевой артиллерии. [ 10 ] В тот день он совершил свой первый полет в качестве пассажира. Полет перенес его через линию фронта между Сен-Миелем и Флире , а затем к северной окраине Туля , примерно в 15 километрах (9,3 мили) в тылу врага, где Грайм наблюдал 26 французских артиллерийских позиций между Сен-Миелем и Пон-а-Муссоном. . Во время этого воздушного разведывательного полета Грейм подробно записывал свои наблюдения. 10 августа Грайм начал свое обучение в качестве воздушного наблюдателя в Feldflieger Abteilung 3b (FFA 3b — Field Flying Company 3b). [ 11 ]
С немецкой воздушной службой
[ редактировать ]10 октября 1915 года, летая в качестве воздушного наблюдателя на Albatros CI , Грейм сбил Farman MF.11 из французской Escadrille Spa.69 . «Фарман» разбился недалеко от Дексну , в результате чего погибли сержант Анри Махен и лейтенант Анри Мерильон. [ 12 ] 16 октября гауптман Герман Поль, командир FFA 3b, направил телеграмму в III Королевский баварский корпус (III. Königlich Bayerisches Armee-Korps ) с просьбой об официальном переводе Грайма в FFA 3b. Запрос был одобрен 28 октября, и Грайм стал членом Luftstreitkräfte ( Немецкой воздушной службы). [ 13 ]
22 июня 1916 года пилот Грайма унтер-офицер Алоис Хосп скончался от ран в полевом госпитале. Он был сбит и ранен младшим лейтенантом Шарлем Нунгессером . [ 14 ] 3 августа Грейм был переведен в 204 -ю артиллерийскую роту (AFA 204 — Artillery Flying Company 204), которая базировалась на аэродроме недалеко от Руяулкура . [ 15 ]
Он также служил в составе AFA 204 над Соммой . После прохождения подготовки пилотов Грейм присоединился к FA 46b 22 февраля 1917 года. [ 16 ]
Как летчик-истребитель
[ редактировать ]Он перешел в Jagdstaffel 34-й (34-34-я истребительная эскадрилья Jasta) в апреле 1917 года. 25 мая 1917 года он одержал воздушную победу и в тот же день получил Железный крест 1-го класса ( Eisernes Kreuz 1. Klasse ). Грейму было присвоено звание оберлейтенанта (первого лейтенанта). 17 января 1917 года [ 17 ]
19 июня он получил под командование Jasta 34. Грейм стал асом 16 августа 1917 года, сбив Sopwith 1½ Strutter . К 16 октября количество его побед составило семь. До февраля 1918 года в его успехах было затишье. 11 числа он одержал неподтвержденную победу, а 18 числа одержал восьмую воздушную победу. [ 16 ]
21 марта 1918 года, в день своей девятой победы, Грайм стал командиром Jagdgruppe 10 . Он летал с ними как минимум до 18 июня, когда добился своего 15-го успеха. 27 июня 1918 года, когда Грейм сражался с истребителем «Бристоль» , его самолет потерял капот . Отлетевший капот повредил его верхнее крыло вместе с нижней левой межплоскостной стойкой , но Грайму удалось успешно посадить машину. [ 16 ] К 7 августа 1918 года он командовал Jagdgruppe 9-й и одержал свою 16-ю победу. 23 августа он сотрудничал с визефельдфебелем Иоганном Пютцем в, возможно, первой успешной атаке с воздуха на бронетанки. [ 18 ] 27 сентября он совершил 25-й сбитый номер во время полета в составе Jagdgruppe 9. [ 16 ]
Он вернулся на Ясту 34 в октябре 1918 года. Джаста была переоборудована «отходами» Летающего цирка Рихтгофена Jagdgeschwader I. , Новое оборудование было тепло встречено как превосходящее старые истребители «Альбатрос» и «Пфальц» , которыми оно было оснащено ранее. Последние три победы Грейма пришлись на это время, когда он летал на Albatros D.V , Fokker Triplanes и Fokker D.VII . [ 16 ] К концу войны он одержал 28 побед и был награжден орденом Pour le Mérite . 8 октября [ 16 ] 23 ноября 1920 года Грайм был также награжден Баварским военным орденом Макса Йозефа ( Militär-Max Joseph-Orden ), эта награда сделала его рыцарем ( Риттер ) и позволила ему добавить как этот почетный титул, так и стиль «фон». на его имя. Таким образом, Роберт Грайм стал Робертом Риттером фон Граймом. [ 19 ]
Межвоенный период
[ редактировать ]К 1919 году Грайм вернулся в Баварию, присоединился к своему полку (8-й баварский артиллерийский полк) и был уволен из рейхсвера 31 марта 1920 года в звании гауптмана . [ 20 ] Затем он поступил в Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана , где изучал юриспруденцию и возобновил свои отношения с Рудольфом Хессом . Хесс также был студентом в Мюнхене и бывшим пилотом во время Первой мировой войны, который иногда летал под командованием Грайма, пока оба их подразделения базировались в Госселисе . 2 сентября 1920 года Грейм женился на Алисе Вильгельмине Адельхайд Браун, урожденной Ландауэр. [ 21 ] Алиса была на шесть лет старше Грайма и вдовой лейтенанта Ханнса Брауна , пилота подразделения Грайма, погибшего в бою 9 октября 1918 года и призера Олимпийских игр . [ 22 ] 1 июля 1921 года у них родился общий сын Юбер. Алиса родила в браке двух дочерей, Гизелу и Сашу. [ 23 ] Позже Юбер женится на Иоганна Райтеля Аннелизе. дочери [ 24 ]
В течение 10 месяцев он руководил авиапочтовой станцией в Мюнхене. Это был ключевой поворотный момент в его карьере, поскольку в 1920 году он привез многообещающего инструктора по пропаганде немецкой армии Адольфа Гитлера в Берлин в качестве наблюдателя за неудавшимся Капповским путчем . [ 25 ] Многие другие люди, жившие в годы пребывания Гитлера в Баварии сразу после Первой мировой войны, также приобрели известность в эпоху нацизма.
По возвращении в Германию Грейм принял участие в путче 1923 года ; как убежденный нацист, он «остался полностью преданным Гитлеру до самого конца войны». [ 26 ]
В Китае
[ редактировать ]В 1924 году Грейм вместе с Ричардом Вальтером, Робертом Хейбертом и Вернером Шарлоттенбургом был завербован правительством Чан Кайши для помощи в создании китайских военно-воздушных сил в Кантоне, первоначально возглавляемых Сунь Ятсеном . [ 27 ] Путешествуя на корабле SS Trier , пилоты прибыли в Гонконг 13 сентября. [ 28 ] Советский Союз также направил в Китай военных советников, в том числе Василия Блюхера и Константина Рокоссовского, с которыми Грайм подружился во время своего пребывания в Китае. [ 29 ] Примерно на рубеже 1925/26 года его жена Алиса и сын Хуберт присоединились к Грейму в Кантоне, совершив путешествие на пароходе SS « Кобленц» . [ 30 ]
В начале апреля 1927 года Грейм и его семья покинули Кантон, по Транссибирской магистрали через Харбин , Москву и Варшаву , и прибыли в Мюнхен 1 мая 1927 года. [ 31 ] В Москве Грейм не смог помочь своему давнему школьному и военному другу Йозефу Рёмеру установить контакт с Советским Союзом. Рёмер, который был коммунистом и участником немецкого сопротивления нацизму , позже был заключен в 1934 году в концентрационный лагерь Дахау . В 1939 году Грейм сыграл важную роль в освобождении Рёмера из тюрьмы. Когда Рёмер был снова арестован и предстал перед Народным судом ( Volksgerichtshof ) 19 июня 1944 года, Грайм не смог помочь дальше, Рёмер был приговорен к смертной казни и казнен 25 сентября 1944 года. [ 32 ]
нацизм
[ редактировать ]В 1933 году Герман Геринг пригласил Грайма помочь ему восстановить немецкие ВВС. Он был назначен командовать первой школой летчиков-истребителей после закрытия секретной летной школы, созданной недалеко от города Липецка в Советском Союзе в дни закрытия Веймарской республики . По условиям Версальского договора 1919 года Германии было запрещено иметь военно-воздушные силы, поэтому она тайно обучала своих пилотов. [ нужна ссылка ]
1 января 1934 года Грайм вступил в рейхсвер и в этот же день получил звание майора (майора). Организационно он был приписан как к 7-му (Баварскому) артиллерийскому полку ( 7. (Bayerisches) Artillerie-Regiment ), который подчинялся 7-й дивизии , так и к 3-й летной инспекции (3-й летной инспекции) Reichsluftfahrtministerium (RLM — Министерство авиации). [ 33 ] 1 мая он получил под командование I. Gruppe Jagdgeschwader « Richthofen 132 » (JG 132—132nd Fighter Wing), базирующуюся в Дёберице , истребительную группу имени Манфреда фон Рихтгофена . Подразделение было также известно под прикрытием Reklamestaffel Mitteldeutschland (Рекламная эскадрилья Средней Германии). [ 34 ] Он занимал эту должность до 1 апреля 1935 года, когда был назначен Inspecteur der Jagdflieger (инспектор истребителей). Затем командование I. Gruppe JG 132 было передано майору Курт-Бертраму фон Дёрингу . [ 35 ]
14 июня 1935 года Грайм посетил Deutsche Forschungsanstalt für Segelflug (Немецкий институт исследований планеров), базирующийся на аэродроме Грисхайм недалеко от Дармштадта . Он осмотрел и испытал прототип планера, что привело к разработке DFS 230 транспортного планера . В тот день он впервые встретил тогдашнюю 23-летнюю летчицу-испытателя Ханну Райч . [ 36 ] 9 сентября Грейм отправился на LZ 127 Graf Zeppelin в Бразилию и прибыл в Ресифи 12 сентября. Там вместе со своим бывшим товарищем по Первой мировой войне Иоганном Пютцем они совершили несколько полетов на Юнкерсе Ju 52 в Сан-Педро-да-Алдея и Сантос . Причины его путешествия остаются неясными. Он вернулся в Германию 2 октября и прибыл в аэродром Фридрихсхафен на LZ 127 Graf Zeppelin . [ 37 ]
1 февраля 1938 года Грейму было присвоено звание генерал-майора ( букв. « генерал-майор » — бригадный генерал). [ 38 ] В 1938 году Грейм принял на себя командование исследовательским отделом Люфтваффе.
Вторая мировая война
[ редактировать ]После окончания Польской кампании фон Грейм стал командиром 5-го Fliegerkorps (5-го воздушного корпуса), участвовавшего в битве за Британию . Грейм получил звание генерал-лейтенанта ( букв. « генерал-лейтенант » - генерал-майор) 1 января 1940 года и генерала дер Флигера (генерала авиаторов) 19 июля. [ 38 ]
В 1941 году на Восточном фронте его корпус разделился и переименовался в Зондерштаб «Крим» . В апреле 1942 года он стал командиром люфтваффенкоманды «Ост» в Смоленске , поскольку его корпус заменил 8-й флигеркорп там на переднем крае . В феврале 1943 года фон Грайм получил командование авиагруппой Luftflotte 6-й , которая продолжала поддерживать группу армий «Центр» в ее операциях. В рамках операции «Цитадель» фон Грейма в июле 1943 года Люфтфлот предоставил 730 самолетов. Из-за больших потерь к июню 1944 года в рабочем состоянии находилось только около 50 самолетов.
30 декабря 1942 года его сын Хуберт попал в плен . Хуберт был летчиком-истребителем оберлейтенанта Юлиуса Меймберга 11-го штабного полка из истребительного дивизиона 2-го «Рихтгофен», служившего в Северной Африке . Он совершил вынужденную посадку на своем тропе Messerschmitt Bf 109 G-4 ( Werknummer 16069 — заводской номер) недалеко от Табарки и Айн-Драгама , когда его самолет был подбит зенитной артиллерией . [ 39 ]
Берлин, апрель 1945 г.
[ редактировать ]Еще в январе 1945 г. [ нужна ссылка ] фон Грейм взял на себя обязательство перед Гитлером: «Я, веривший в фюрера – и, черт возьми, до сих пор верю в него. Я не могу стать предателем. Не я!» [ нужна ссылка ]
24 апреля 1945 года полковник Николаус фон Белов выполнил приказ Гитлера и поручил Грайму немедленно отправиться в бункер фюрера в Берлине . В 23:45 того же дня Грейм позвонил генералу дер Флигеру Карлу Коллеру , начальнику Генерального штаба Люфтваффе, запросив информацию о ситуации в Берлине. Коллер, у которого была дополнительная информация, которой он хотел поделиться, не хотел разговаривать по телефону. [ 40 ] В 11:00 25 апреля Грейм и Коллер встретились лично, и Грейм был проинформирован об ухудшении ситуации вокруг Гитлера. Затем Грайм забрал Ханну Райч из замка Леопольдскрон, после чего они вдвоем вылетели на Юнкерсе Ju 188 с аэродрома Нойбиберг в Рехлин . [ 41 ]
Когда Берлин был окружен советскими войсками во время битвы за Берлин , Грейм прилетел в Берлин из Рехлина вместе с Райчем в ответ на приказ Гитлера. Первоначально они летали с центрального аэродрома испытательного полигона Люфтваффе Erprobungsstelle Rechlin в Гатов (район юго-западного Берлина) на самолете Focke-Wulf Fw 190 . Поскольку в кабине было место только для пилота, Райч летел в хвостовой части самолета, пролезая в нее через небольшое аварийное отверстие. [ 42 ] Рейс сопровождали двенадцать других Fw 190 из Jagdgeschwader 26 под командованием гауптмана Ганса Дортенмана . [ 43 ]
Приземлившись в Гатове, они сменили самолет и направились в канцелярию ; однако их «Физелер Шторх» был подбит зенитным огнем над Грюневальдом . Грайм был выведен из строя пулей в правую ногу, но Райч смог дотянуться до ручки газа и джойстика и приземлиться на импровизированной взлетно-посадочной полосе в Тиргартене , недалеко от Бранденбургских ворот . [ 44 ]
Они поехали прямо в бункер фюрера , где перевязали рану Грайма. Затем Гитлер повысил Грайма из генерал-полковника до генерал-фельдмаршала ( фельдмаршала ), сделав его последним немецким офицером, когда-либо достигшим этого звания, и назначил его главнокомандующим Люфтваффе, чтобы заменить Германа Геринга, которого он недавно заочно уволил за измена . [ 45 ] Таким образом, Грейм стал вторым человеком, командовавшим немецкими ВВС во времена Третьего рейха . Однако, поскольку конец войны в Европе быстро приближался, его пребывание на посту обербефельшабера Люфтваффе продлилось всего несколько дней.
28 апреля Гитлер приказал Риттеру фон Грайму покинуть Берлин и приказал Райчу доставить его в Плён , чтобы он мог арестовать Генриха Гиммлера по обвинению в государственной измене. Той ночью они покинули Берлин, вылетев с взлетно-посадочной полосы Тиргартен на небольшом самолете Arado Ar 96 . Солдаты 3-й советской ударной армии боялись, что только что увидели побег Гитлера. В послевоенном интервью Райч сказал: «Это был самый черный день, когда мы не могли умереть рядом с нашим фюрером». [ 46 ]
Смерть
[ редактировать ]8 мая, в день капитуляции Германии, Грейм был взят в плен американскими войсками в Австрии. Сообщается, что его первоначальное заявление похитителям было: «Я являюсь главой Люфтваффе , но у меня нет Люфтваффе ». [ 47 ] Грейм покончил жизнь самоубийством в тюрьме Зальцбурга 24 мая. [ 48 ]
Награды
[ редактировать ]- Железный крест (1914)
- Рыцарский крест Военного ордена Макса Иосифа награжден 23 ноября 1920 г. задним числом 23 октября 1918 г. [ 19 ] [ 49 ]
- За заслуги (14 октября 1918 г.) [ 49 ]
- Застежка к Железному кресту (1939)
- значок пилота/наблюдателя с бриллиантами (17 апреля 1945 г.) Золотой [ 40 ]
- Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями и мечами
- Рыцарский крест 24 июня 1940 г. в звании генерал-лейтенанта и командира V. Flieger-Korps. [ 50 ] [ 51 ]
- 216-й полк «Дубовые листья» 2 апреля 1943 года в должности генерал-полковника и командира Luftflottenkommando Ost ( Luftflotte 6). [ 50 ] [ 52 ]
- 92-й мечей 28 августа 1944 года в должности генерал-полковника и командира Luft Flotte 6. [ 50 ] [ Примечание 1 ]
- Золотой партийный знак НСДАП ) (30 января 1945 г. [ 53 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Браатц 2016 , с. 17.
- ^ Браатц 2016 , стр. 17, 274.
- ^ Браатц 2016 , с. 22.
- ^ Браатц 2016 , с. 23.
- ^ Стокерт 2012 , с. 50.
- ^ Браатц 2016 , с. 26.
- ^ Браатц 2016 , с. 36, 38.
- ^ Браатц 2016 , с. 35.
- ^ Браатц 2016 , с. 36.
- ^ Браатц 2016 , стр. 38, 274.
- ^ Браатц 2016 , стр. 38-39.
- ^ Браатц 2016 , стр. 51-53, 276.
- ^ Браатц 2016 , с. 43.
- ^ Браатц 2016 , с. 67.
- ^ Браатц 2016 , стр. 74, 274.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Фрэнкс, Бейли и Гость, 1993 , стр. 119–120.
- ^ Браатц 2016 , с. 87.
- ^ «Больше, чем было бы… стр. 3 – за фронтом» .
- ^ Перейти обратно: а б Браатц 2016 , с. 234.
- ^ Браатц 2018 , с. 10.
- ^ Браатц 2018 , стр. 11, 82.
- ^ Браатц 2016 , с. 267.
- ^ Браатц 2016 , стр. 10-11.
- ^ Браатц 2018 , с. 48.
- ^ «Ступенька» . 17 июня 2018 г.
- ^ Кершоу 2011 , с. 205.
- ^ Браатц 2018 , с. 17.
- ^ Браатц 2018 , с. 21.
- ^ Браатц 2018 , с. 24.
- ^ Браатц 2018 , с. 27.
- ^ Браатц 2018 , с. 33.
- ^ Браатц 2018 , стр. 32-33, 226.
- ^ Браатц 2018 , с. 67.
- ^ Прин и др. 2000 , с. 111.
- ^ Прин и др. 2000 , с. 122.
- ^ Браатц 2018 , стр. 82-83.
- ^ Браатц 2018 , стр. 86-87.
- ^ Перейти обратно: а б с д Стокерт 2012 , с. 51.
- ^ Прин и др. 2004 , стр. 56–58.
- ^ Перейти обратно: а б Браатц 2018 , с. 243.
- ^ Браатц 2018 , стр. 244-245.
- ^ Тревор-Ропер 1947 , с. 132.
- ^ Колдуэлл 1991 , стр. 367–368.
- ^ Доллингер и Якобсен 1968 , с. 228.
- ^ Иоахимстахалер 1999 , стр. 116–117.
- ^ Доллингер и Якобсен 1968 , с. 234.
- ^ «Нацисты объясняют поражение» . Военно-воздушный колледж . Архивировано из оригинала 16 февраля 2006 года . Проверено 14 августа 2021 г. Воспроизводит документы, первоначально опубликованные канцелярией помощника начальника штаба авиации в 1945 году.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Вистрич 2001 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с д Томас 1997 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б с д Шерцер 2007 , с. 347.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 202.
- ^ Фелльгибель 2000 , с. 67.
- ^ Патцвалл 2004 , с. 69.
Библиография
[ редактировать ]- Браац, Курт [на немецком языке] (2016). Роберт фон Грайм: Летчик-истребитель во время Первой мировой войны [ Роберт фон Грайм: Летчик-истребитель во время Первой мировой войны ] (на немецком языке). Том I (1-е изд.). Моосбург, Германия: NeunzweinSechs Verlag. ISBN 978-3-9818324-0-2 .
- Браац, Курт [на немецком языке] (2018). Роберт фон Грайм: Последний фельдмаршал Гитлера [ Роберт фон Грейм: Последний фельдмаршал Гитлера ] (на немецком языке). Том II (1-е изд.). Моосбург, Германия: NeunzweinSechs Verlag. ISBN 978-3-9818324-1-9 .
- Колдуэлл, Дональд Л. (1991). JG 26: Лучшие стрелки Люфтваффе . Нью-Йорк: Ivy Books. ISBN 978-0-8041-1050-1 .
- Доллингер, Ганс; Якобсен, Ганс Адольф (1968). Упадок и падение нацистской Германии и императорской Японии: иллюстрированная история последних дней Второй мировой войны . Перевод померанцев, Арнольда . Нью-Йорк: Корона. OCLC 712594 .
- Фелльгибель, Вальтер-Пеер [на немецком языке] (2000) [1986]. Носители Рыцарского креста Железного креста 1939–1945 — Кавалеры высшей награды Второй мировой войны всех частей родов войск Вермахта ] (на немецком языке). Фридберг, Германия: Подзун-Паллас. ISBN 978-3-7909-0284-6 .
- Фрэнкс, Норман Л.Р .; Бейли, Фрэнк В.; Гость, Рассел (1993). Над линиями: асы и истребительные части немецкой воздушной службы, военно-морской воздушной службы и корпуса морской пехоты Фландрии, 1914–1918 гг . Грубская улица. ISBN 978-0-948817-73-1 .
- Иоахимстахалер, Антон (1999). Последние дни Гитлера: Легенды – Доказательства – Правда . Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-902-Х .
- Кершоу, Ян (2011). Конец: неповиновение и разрушение гитлеровской Германии, 1944–1945 гг . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 978-0-14312-213-5 .
- Патцвалл, Клаус Д. (2004). Золотой партийный знак и его почетные награды 1934–1944 гг. — исследования из истории наград. Том 4 [ Золотой партийный знак и его почетные вручения 1934–1944 гг. - Исследования истории наград, том 4 ] (на немецком языке). Нордерштедт, Германия: Verlag Клаус Д. Пацваль. ISBN 978-3-931533-50-2 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2000). ВВС 1934–1945 гг. — Часть 1 — Предвоенный период и действия над Польшей — 1934–1939 гг. ] Истребительные части немецких (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-54-0 .
- Прин, Йохен; Штеммер, Герхард; Родейке, Питер; Бок, Винфрид (2004). немецких ВВС с 1934 по 1945 год - Часть 8/I - Действия на Средиземноморском театре военных действий - ноябрь 1941 года по Истребительные части декабрь 1942 года ] (на немецком языке). Ойтин, Германия: Типография Струве. ISBN 978-3-923457-74-8 .
- Шерцер, Вейт (2007). Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 года 1939 года из состава армии, авиации, кригсмарине, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных с Германией вооруженных сил по документам Федерального архива [ Рыцарский крест] Носители 1939-1945 гг. Кавалеры Рыцарского креста Железного креста 1939 г. армии, авиации, флота, Ваффен-СС, фольксштурма и союзных войск с Германией по документам Федерального архива ] (на немецком языке). Йена, Германия: Шерцерс Милтаер-Верлаг. ISBN 978-3-938845-17-2 .
- Стокерт, Питер (2012) [1997]. Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 3 [ Носители дубовых листьев, 1939–1945, том 3 ] (на немецком языке) (3-е изд.). Бад-Фридрихсхалль, Германия: Панорамный вид Фридрихсхалла. ISBN 978-3-932915-01-7 .
- Томас, Франц (1997). Носители ( дубовых листьев 1939–1945 Том 1: А – К на немецком языке). Оснабрюк, Германия: Biblio-Verlag. ISBN 978-3-7648-2299-6 .
- Тревор-Ропер, Хью (1947). Последние дни Гитлера . Лондон: Макмиллан. ОСЛК 3337797 .
- Вистрич, Роберт С. (2001) [1982]. «Грейм, Роберт Риттер фон» . Кто есть кто в нацистской Германии (3-е изд.). Рутледж. ISBN 978-0-415-26038-1 . Проверено 24 июня 2009 г.
- 1892 рождения
- Самоубийства 1945 года
- 1945 смертей
- Немецкие рыцари
- Персонал немецкой армии Первой мировой войны
- Немецкие военнослужащие, покончившие жизнь самоубийством
- Немецкие летающие асы времен Первой мировой войны
- Рыцари Военного ордена Макса Джозефа
- Персонал ВВС
- Фельдмаршалы Люфтваффе Второй мировой войны
- Военнослужащие из Баварии
- Нацисты, покончившие жизнь самоубийством в Германии
- Нацисты, покончившие жизнь самоубийством в тюрьме
- Люди из Байройта
- Заключенные, погибшие в военной тюрьме США
- Кавалеры застежки к Железному кресту 1-й степени.
- Кавалеры Железного креста (1914 г.) 2-й степени.
- Кавалеры Рыцарского креста Железного креста с дубовыми листьями и мечами
- Кавалеры ордена «За боевые заслуги» (Бавария).
- Лауреаты Pour le Mérite (военный класс)
- личный состав рейхсвера
- Самоубийства в результате отравления цианидом
- Самоубийства в Австрии