Jump to content

Сантош Мата

(Перенаправлено с Сантоши )

Сантош Мата
Богиня удовлетворения
Деванагари Сантоши Мата
Принадлежность Деви
Обитель Сванандалока
Мантра Ом Шри Сантоши Махамайе Гаджанандам Дайини Шукравара Прийе Деви Нарайани Намостуте
Оружие Меч, золотой горшок с рисом и Тришула (трезубец)
День Пятница
Устанавливать Тигр , корова или лотос
Тексты Джай Сантоши Маа (фильм)
Генеалогия
Родители
Братья и сестры Шубха/Кшема (брат)
лава (брат)

Сантоши Мата ( хинди : संतोशी माता ) или Сантоши Маа ( संतोशी मा ) — индуистская богиня , которую почитают как «Мать удовлетворения», [1] значение ее имени. Сантоши Мата особенно почитается женщинами Северной Индии и Непала . Врата совершается (ритуальный пост), называемый Сантоши Маа врата, женщинами 16 пятниц подряд, чтобы завоевать благосклонность богини.

Сантоши Мата стала богиней в начале 1960-х годов. Ее молитва первоначально распространялась из уст в уста, врата -брошюр и плакатов. Ее врата набирала популярность среди женщин Северной Индии. Однако именно болливудский фильм 1975 года «Джай Сантоши Маа» («Победа Сантоши Маа»), повествующий историю богини и ее пылкой преданной Сатьявати, поднял эту тогда малоизвестную «новую» богиню на вершину религиозного рвения. С ростом популярности фильма Сантоши Мата вошла в паниндийский индуистский пантеон, а ее изображения и святыни были включены в индуистские храмы. Хотя в фильме богиня изображена как дочь популярного индуистского бога Ганеши и связана с фестивалем Ракшабандхан , это не имеет под собой никаких оснований в индуистских писаниях.

Историческое развитие

[ редактировать ]

Фильм 1975 года «Джай Сантоши Маа» вознес Сантоши Мату, малоизвестную «новую» богиню в паниндийский индуистский пантеон. [2] [3] Показы фильма сопровождались религиозными ритуалами зрителей. Часть зрителей заходила в театр босиком, как в индуистский храм, и по всей Северной Индии начали возникать небольшие святыни и храмы, посвященные богине. [3] (ритуальный пост) богини Фильм приобрел культовый статус, и спустя годы после его выхода в прокат были организованы специальные пятничные показы для женщин, которые соблюдали пятничную врату и поклонялись ей. Успех этого малобюджетного фильма и сообщения средств массовой информации о «внезапном появлении современной целлулоидной богини » вызвали научный интерес к Сантоши Мата. [3]

Историк искусства Майкл Брэнд предположил, что Сантоши Мата возник в начале 1960-х годов, когда было основано пять широко распространенных храмов в Северной Индии. Ее иконография также кристаллизовалась в этот период и медленно распространилась через плакатное искусство. Ее культ распространился среди женщин через слухи орот, брошюрная литература и плакатное искусство. [3] По словам Брэнда и профессора Джона Стрэттона Хоули из Барнард-колледжа (факультет религии), именно жена Виджая Шармы, директора Джай Сантоши Маа , призвала своего мужа «распространять послание богини». [3] [4]

Хоули отмечает: «Когда ее фильм оживил ее, Сантоши Ма быстро стала одной из самых важных и широко почитаемых богинь в Индии, заняв свое место в форме плакатов в алтарных комнатах миллионов индуистских домов. [... ] Тем не менее, трудно представить, что Сантоши Ма могла бы доставить такое мгновенное удовлетворение стольким людям, если бы она не была частью более крупной и уже хорошо интегрированной культуры Богини. Ее новые поклонники могли бы сразу распознать многие из ее характерных настроений и. атрибуты и глубоко ощущать их, потому что она разделяла их с другими богинями, давно им знакомыми». [4] Хоули подчеркивает, что иконография Сантоши Маты взяла элементы знакомой формы индуистских богинь. Характерная поза Сантоши Маты, стоящего или сидящего на лотосе, отражала позу богини Лакшми (Шри). Оружие, которое она держала — меч и трезубец — являются традиционными атрибутами богини Дурги . [4] По мнению социолога Вины Дас, история Сантоши Маты и Сатьявати из Джая Сантоши Маа заимствована из более старых индуистских легенд, таких как легенды о Сати Анусуе , которая смирила гордость триады ревнивых богинь и пылкого преданного богини Манасы , которая столкнуться с сопротивлением со стороны своей семьи и других богинь, поклоняющихся своему покровителю Манасе. [5]

Бранд, Дас, профессор Кэтлин Эрндл из Университета штата Флорида (факультет религии) и Стэнли Курц, автор книги «Все матери едины», считали, что в Сантоши Мате нет ничего «нового», скорее она была просто еще одной моделью прототип индуистской Божественной Матери. [3] [6] Эрндль отождествлял Сантоши Мату с богиней Шеранвали, верхом на льве. [3]

Хоули отмечает, что хотя храм, посвященный Сантоши Мате, существовал в Джодхпуре до выхода в свет Джай Сантоши Маа , до 1967 года этот же храм был посвящен богине по имени Лал Сагар ки Мата — Матери озера Лал Сагар , на берегах которого находится храм. Однако Лал Сагар ки Мата, в отличие от вегетарианца Сантоши Мата, приносился в жертву животных. [2] С ростом популярности фильма изображения и святилища Сантоши Мата были включены в индуистские храмы, а в некоторых случаях Сантоши Мата становилась верховным божеством, как в Джодхпуре, лишая других богинь этого статуса. [4]

По словам профессора Филипа Лутгендорфа из Университета Айовы (современные индийские исследования), врата Сантоши Маа набирала популярность среди женщин Северной Индии в 1960-х годах, за десять лет до выхода « Джай Сантоши Маа» . Он далее отмечает, что тот факт, что Сантоши Мата ожидала недорогого сахара-сырца и жареного нута, ассоциирующегося с «неэлитой», в качестве подношений в ее врате, и ее доброжелательный характер сделали ее популярной среди масс. [1] Однако Дас считает, что фильм сыграл важную роль в распространении поклонения Сантоши Мате среди неграмотных, которые до этого не могли знать письменную врата катху (легенду, связанную с вратой). [5]

Несмотря на то, что сценарий Джай Сантоши Маа не имеет библейской основы, ученые Анита Райна Тапан и Лоуренс Коэн ссылаются на культ Сантоши Мата как на свидетельство продолжающейся эволюции Ганеши как популярного божества. [7] [8]

Сантоши Мата врата или пост преданности следует соблюдать 16 пятниц подряд или до тех пор, пока желание не будет исполнено. Преданный должен совершить пуджу (поклонение) Сантоши Мате и предложить ей цветы, благовония и чашу с сахаром-сырцом и жареным нутом ( гур-чана ). Преданный просыпается рано утром, вспоминая Богиню. В течение дня поста принимается только один прием пищи, и преданные избегают есть горькую или кислую пищу и подавать ее другим, поскольку кислая или горькая пища вызывает некоторую зависимость и препятствует удовлетворению. Когда желание исполняется, преданный должен организовать церемонию удьяпан («завершение»), во время которой восемь мальчиков должны быть накормлены праздничной трапезой. [1]

В этом типе поклонения преданный должен следовать другим правилам, например, избегать ссор и причинения кому-либо вреда. С помощью этой враты можно жить в гармонии, потому что можно избавиться от вредных привычек в человеческой жизни, таких как игнорировать веру, говорить ложь и вести себя высокомерно. Эта врата учит преданного распространять любовь, сочувствие и счастье.

По всей Индии и за рубежом есть множество храмов, главным божеством которых является Мата Сантоши.

Северная Индия: Харинагар, Дели (НКР)

Южная Индия: Джай Нагар, Тричи (Тамил Наду).

Восточная Индия: Чакрадхарпур (Джаркханд)

Западная Индия: Лалл Сагар, Джодхпур (Раджастан) – Шри Сантоши Мата Мандир Джодхпур Раджастхан Индия (первый храм). Есть также знаменитый храм в Домбивли (на западе) недалеко от Мумбаи.

Центр Индии: Шри Сантоши Мата Мандир Гуна MP Индия (Второй храм) Шри Сантоши Мата Мандир Гуна MP Индия (второй храм)

Врата-катха

[ редактировать ]

В отличие от других индийских мифологических фильмов, основанных на индуистских эпосах или пуранических писаниях, [1] Джай Сантоши Маа был основан на популярной брошюре о врата катхе (легенде о ритуальном посте) пятничной враты Сантоши Маты. Врата -катха такова: у старухи было семь сыновей, младший из которых был безответственным, поэтому она подавала ему остатки еды его брата в качестве его ежедневной еды. Об этом узнала жена младшего сына и рассказала мужу, который ушел из дома в поисках счастья. Он приобрел работу у купца и разбогател, но забыл о жене. Его жену мучили родственники мужа в отсутствие мужа. Однажды она узнала о шестнадцатинедельной Сантоши Маврате и выполнила ее. В результате Сантоши Мата явилась во сне ее мужу и сообщила ему о тяжелом положении его жены. Он вернулся домой богатым и вместе с женой завел отдельное хозяйство. Во время церемонии удьяпана враты родственники мужа устроили заговор против жены и подали восьми мальчикам кислую пищу, оскорбив Сантоши Мату. В результате ее муж был арестован. Жена повторила врату и удьяпан . Ее муж был освобожден из тюрьмы, и вскоре она родила сына. Однажды богиня посетила семью в устрашающем виде; Пока родственники мужа бежали, жена узнала богиню и поклонилась ей. Тогда родственники мужа попросили прощения у богини, и вся семья получила благословение богини. А. К. Рамануджан называет эту сказку с безымянными персонажами «самым внутренним родом сказок: рассказываемых обычно женщинами в домашнем пространстве». Врата катха также не связывает богиню с Ганешей — богом устранения препятствий и начинаний, который в фильме и другой литературе преданных описывается как ее отец. [1]

Фильм — Джай Сантоши Маа 1975 г.

[ редактировать ]
Ганеша с супругами Риддхи и Сиддхи, которые изображены как родители Сантоши Маты в фильме « Джай Сантоши Маа» . [1]

В фильме «Джай Сантоши Маа» рождение Сантоши Маты связывается с фестивалем Ракша Бандхан , где сестра завязывает браслет из веревки ракхи на запястье брата, а брат дарит своей сестре сладости, подарки и обещание защиты. Когда сестра Ганеши Манаса празднует с ним праздник, его сыновья просят Ганешу подарить им сестру. Хотя Ганеша сначала отказывается, по неоднократным просьбам двух своих жен Риддхи и Сиддхи , сыновей, сестры и божественного мудреца Нарады Ганеша создает Сантоши Мату посредством двух языков пламени, поднимающихся из груди его жен. Нарада постановил, что эта рожденная разумом дочь Ганеши всегда будет исполнять желания каждого и поэтому будет называться Сантоши Маа, Мать Удовлетворения. [1] [5]

Затем фильм перемещается из небесной обители Ганеши на землю, где рассказывается история преданного богини Сатьявати. Сатьявати молится богине, чтобы она выдала ее замуж за Бирджу, и после того, как ее желание исполняется, она вместе со своим мужем совершает паломничество по храмам Сантоши Мата. Озорной Нарада возбуждает ревность богинь Сарасвати , Лакшми и Парвати (матери Ганеши, таким образом, бабушки Сантоши Маты) — жен индуистской Троицы богов Брахмы , Вишну и Шивы соответственно — к «новой» богине Сантоши Мате. Триада богинь обрушивает свой гнев на Сатьявати. Как и врата катха , Бирджу уходит, чтобы разбогатеть. Триада богинь распространила слух, что Бирджу мертва, а одинокую «вдову» Сатьявати мучают невестки. Бирджу забывает о Сатьявати, но по совершении Сатьявати пятничной враты Сантоши Мата появляется во сне Бирджу и напоминает ему о его жене. Бирджу возвращается домой богатым человеком и заводит отдельное хозяйство с Сатьявати. На На церемонии удаян невестки Сатьявати добавляют кислую пищу в ритуальную трапезу, которую раздают восьми мальчикам. Сантоши Мата наказывает невесток, калеча их, а их сыновья, принимавшие ритуальную трапезу, падают замертво. В этом несчастье обвиняют Сатьявати. Но, наконец, когда Сатьявати молится богине, богиня появляется перед Сатьявати и восстанавливает мальчиков и их матерей. Затем родственники Сатывати просят у богини прощения. В конце концов, триада богинь тоже раскаивается и говорит, что они просто проверяли преданность Сатьявати. Наконец Нарада просит триаду богинь, их мужей и Ганешу благословить Сантоши Мату, что Лутгендорф интерпретирует как явное подтверждение включения новой богини в индуистский пантеон. [1] [5]

Примечания
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лутгендорф, Филип (июль – август 2002 г.). «Богиня, созданная для удовлетворения»: новый взгляд на Джай Сантоши Маа (часть вторая)» (PDF) . Мануши (131): 24–37.
  2. ^ Jump up to: а б Хоули п. 3
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Лутгендорф, Филип (июль – август 2002 г.). «Богиня суперхита: Джай Сантоши Маа и кастовая иерархия в индийских фильмах (Часть I)» (PDF) . Мануши (131): 10–6.
  4. ^ Jump up to: а б с д Хоули п. 4
  5. ^ Jump up to: а б с д Дас, Вина (ноябрь – декабрь 1988 г.). «Шакти против Сати — Чтение культа Сантоши Ма» (PDF) . Мануши (49): 26–30.
  6. ^ Хоули с. 6
  7. Обсуждение изображения Ганеши в фильме см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Браун, Роберт (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. п. 130. ИСБН  0-7914-0657-1 . .
  8. ^ Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. стр. 15–16, 230, 239, 242, 251. ISBN.  81-7304-195-4 .
Книги
  • Хоули, Джон Страттон (1998). «Богиня в Индии: одна богиня и множество, новых и старых». В Джоне Страттоне Хоули, Донне Мари Вульф (ред.). Деви: богини Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1492-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2f809797c90cb1843644c8be04299ae__1718797440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/ae/e2f809797c90cb1843644c8be04299ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Santoshi Mata - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)