Сантош Мата
Сантош Мата | |
---|---|
Богиня удовлетворения | |
![]() | |
Деванагари | Сантоши Мата |
Принадлежность | Деви |
Обитель | Сванандалока |
Мантра | Ом Шри Сантоши Махамайе Гаджанандам Дайини Шукравара Прийе Деви Нарайани Намостуте |
Оружие | Меч, золотой горшок с рисом и Тришула (трезубец) |
День | Пятница |
Устанавливать | Тигр , корова или лотос |
Тексты | Джай Сантоши Маа (фильм) |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры | Шубха/Кшема (брат) лава (брат) |
Сантоши Мата ( хинди : संतोशी माता ) или Сантоши Маа ( संतोशी मा ) — индуистская богиня , которую почитают как «Мать удовлетворения», [1] значение ее имени. Сантоши Мата особенно почитается женщинами Северной Индии и Непала . Врата совершается (ритуальный пост), называемый Сантоши Маа врата, женщинами 16 пятниц подряд, чтобы завоевать благосклонность богини.
Сантоши Мата стала богиней в начале 1960-х годов. Ее молитва первоначально распространялась из уст в уста, врата -брошюр и плакатов. Ее врата набирала популярность среди женщин Северной Индии. Однако именно болливудский фильм 1975 года «Джай Сантоши Маа» («Победа Сантоши Маа»), повествующий историю богини и ее пылкой преданной Сатьявати, поднял эту тогда малоизвестную «новую» богиню на вершину религиозного рвения. С ростом популярности фильма Сантоши Мата вошла в паниндийский индуистский пантеон, а ее изображения и святыни были включены в индуистские храмы. Хотя в фильме богиня изображена как дочь популярного индуистского бога Ганеши и связана с фестивалем Ракшабандхан , это не имеет под собой никаких оснований в индуистских писаниях.
Историческое развитие
[ редактировать ]Фильм 1975 года «Джай Сантоши Маа» вознес Сантоши Мату, малоизвестную «новую» богиню в паниндийский индуистский пантеон. [2] [3] Показы фильма сопровождались религиозными ритуалами зрителей. Часть зрителей заходила в театр босиком, как в индуистский храм, и по всей Северной Индии начали возникать небольшие святыни и храмы, посвященные богине. [3] (ритуальный пост) богини Фильм приобрел культовый статус, и спустя годы после его выхода в прокат были организованы специальные пятничные показы для женщин, которые соблюдали пятничную врату и поклонялись ей. Успех этого малобюджетного фильма и сообщения средств массовой информации о «внезапном появлении современной целлулоидной богини » вызвали научный интерес к Сантоши Мата. [3]
Историк искусства Майкл Брэнд предположил, что Сантоши Мата возник в начале 1960-х годов, когда было основано пять широко распространенных храмов в Северной Индии. Ее иконография также кристаллизовалась в этот период и медленно распространилась через плакатное искусство. Ее культ распространился среди женщин через слухи орот, брошюрная литература и плакатное искусство. [3] По словам Брэнда и профессора Джона Стрэттона Хоули из Барнард-колледжа (факультет религии), именно жена Виджая Шармы, директора Джай Сантоши Маа , призвала своего мужа «распространять послание богини». [3] [4]
Хоули отмечает: «Когда ее фильм оживил ее, Сантоши Ма быстро стала одной из самых важных и широко почитаемых богинь в Индии, заняв свое место в форме плакатов в алтарных комнатах миллионов индуистских домов. [... ] Тем не менее, трудно представить, что Сантоши Ма могла бы доставить такое мгновенное удовлетворение стольким людям, если бы она не была частью более крупной и уже хорошо интегрированной культуры Богини. Ее новые поклонники могли бы сразу распознать многие из ее характерных настроений и. атрибуты и глубоко ощущать их, потому что она разделяла их с другими богинями, давно им знакомыми». [4] Хоули подчеркивает, что иконография Сантоши Маты взяла элементы знакомой формы индуистских богинь. Характерная поза Сантоши Маты, стоящего или сидящего на лотосе, отражала позу богини Лакшми (Шри). Оружие, которое она держала — меч и трезубец — являются традиционными атрибутами богини Дурги . [4] По мнению социолога Вины Дас, история Сантоши Маты и Сатьявати из Джая Сантоши Маа заимствована из более старых индуистских легенд, таких как легенды о Сати Анусуе , которая смирила гордость триады ревнивых богинь и пылкого преданного богини Манасы , которая столкнуться с сопротивлением со стороны своей семьи и других богинь, поклоняющихся своему покровителю Манасе. [5]
Бранд, Дас, профессор Кэтлин Эрндл из Университета штата Флорида (факультет религии) и Стэнли Курц, автор книги «Все матери едины», считали, что в Сантоши Мате нет ничего «нового», скорее она была просто еще одной моделью прототип индуистской Божественной Матери. [3] [6] Эрндль отождествлял Сантоши Мату с богиней Шеранвали, верхом на льве. [3]
Хоули отмечает, что хотя храм, посвященный Сантоши Мате, существовал в Джодхпуре до выхода в свет Джай Сантоши Маа , до 1967 года этот же храм был посвящен богине по имени Лал Сагар ки Мата — Матери озера Лал Сагар , на берегах которого находится храм. Однако Лал Сагар ки Мата, в отличие от вегетарианца Сантоши Мата, приносился в жертву животных. [2] С ростом популярности фильма изображения и святилища Сантоши Мата были включены в индуистские храмы, а в некоторых случаях Сантоши Мата становилась верховным божеством, как в Джодхпуре, лишая других богинь этого статуса. [4]
По словам профессора Филипа Лутгендорфа из Университета Айовы (современные индийские исследования), врата Сантоши Маа набирала популярность среди женщин Северной Индии в 1960-х годах, за десять лет до выхода « Джай Сантоши Маа» . Он далее отмечает, что тот факт, что Сантоши Мата ожидала недорогого сахара-сырца и жареного нута, ассоциирующегося с «неэлитой», в качестве подношений в ее врате, и ее доброжелательный характер сделали ее популярной среди масс. [1] Однако Дас считает, что фильм сыграл важную роль в распространении поклонения Сантоши Мате среди неграмотных, которые до этого не могли знать письменную врата катху (легенду, связанную с вратой). [5]
Несмотря на то, что сценарий Джай Сантоши Маа не имеет библейской основы, ученые Анита Райна Тапан и Лоуренс Коэн ссылаются на культ Сантоши Мата как на свидетельство продолжающейся эволюции Ганеши как популярного божества. [7] [8]
Дверь
[ редактировать ]Сантоши Мата врата или пост преданности следует соблюдать 16 пятниц подряд или до тех пор, пока желание не будет исполнено. Преданный должен совершить пуджу (поклонение) Сантоши Мате и предложить ей цветы, благовония и чашу с сахаром-сырцом и жареным нутом ( гур-чана ). Преданный просыпается рано утром, вспоминая Богиню. В течение дня поста принимается только один прием пищи, и преданные избегают есть горькую или кислую пищу и подавать ее другим, поскольку кислая или горькая пища вызывает некоторую зависимость и препятствует удовлетворению. Когда желание исполняется, преданный должен организовать церемонию удьяпан («завершение»), во время которой восемь мальчиков должны быть накормлены праздничной трапезой. [1]
В этом типе поклонения преданный должен следовать другим правилам, например, избегать ссор и причинения кому-либо вреда. С помощью этой враты можно жить в гармонии, потому что можно избавиться от вредных привычек в человеческой жизни, таких как игнорировать веру, говорить ложь и вести себя высокомерно. Эта врата учит преданного распространять любовь, сочувствие и счастье.
Храмы
[ редактировать ]По всей Индии и за рубежом есть множество храмов, главным божеством которых является Мата Сантоши.
Северная Индия: Харинагар, Дели (НКР)
Южная Индия: Джай Нагар, Тричи (Тамил Наду).
Восточная Индия: Чакрадхарпур (Джаркханд)
Западная Индия: Лалл Сагар, Джодхпур (Раджастан) – Шри Сантоши Мата Мандир Джодхпур Раджастхан Индия (первый храм). Есть также знаменитый храм в Домбивли (на западе) недалеко от Мумбаи.
Центр Индии: Шри Сантоши Мата Мандир Гуна MP Индия (Второй храм) Шри Сантоши Мата Мандир Гуна MP Индия (второй храм)
Легенды
[ редактировать ]Врата-катха
[ редактировать ]В отличие от других индийских мифологических фильмов, основанных на индуистских эпосах или пуранических писаниях, [1] Джай Сантоши Маа был основан на популярной брошюре о врата катхе (легенде о ритуальном посте) пятничной враты Сантоши Маты. Врата -катха такова: у старухи было семь сыновей, младший из которых был безответственным, поэтому она подавала ему остатки еды его брата в качестве его ежедневной еды. Об этом узнала жена младшего сына и рассказала мужу, который ушел из дома в поисках счастья. Он приобрел работу у купца и разбогател, но забыл о жене. Его жену мучили родственники мужа в отсутствие мужа. Однажды она узнала о шестнадцатинедельной Сантоши Маврате и выполнила ее. В результате Сантоши Мата явилась во сне ее мужу и сообщила ему о тяжелом положении его жены. Он вернулся домой богатым и вместе с женой завел отдельное хозяйство. Во время церемонии удьяпана враты родственники мужа устроили заговор против жены и подали восьми мальчикам кислую пищу, оскорбив Сантоши Мату. В результате ее муж был арестован. Жена повторила врату и удьяпан . Ее муж был освобожден из тюрьмы, и вскоре она родила сына. Однажды богиня посетила семью в устрашающем виде; Пока родственники мужа бежали, жена узнала богиню и поклонилась ей. Тогда родственники мужа попросили прощения у богини, и вся семья получила благословение богини. А. К. Рамануджан называет эту сказку с безымянными персонажами «самым внутренним родом сказок: рассказываемых обычно женщинами в домашнем пространстве». Врата катха также не связывает богиню с Ганешей — богом устранения препятствий и начинаний, который в фильме и другой литературе преданных описывается как ее отец. [1]
Фильм — Джай Сантоши Маа 1975 г.
[ редактировать ]
В фильме «Джай Сантоши Маа» рождение Сантоши Маты связывается с фестивалем Ракша Бандхан , где сестра завязывает браслет из веревки ракхи на запястье брата, а брат дарит своей сестре сладости, подарки и обещание защиты. Когда сестра Ганеши Манаса празднует с ним праздник, его сыновья просят Ганешу подарить им сестру. Хотя Ганеша сначала отказывается, по неоднократным просьбам двух своих жен Риддхи и Сиддхи , сыновей, сестры и божественного мудреца Нарады Ганеша создает Сантоши Мату посредством двух языков пламени, поднимающихся из груди его жен. Нарада постановил, что эта рожденная разумом дочь Ганеши всегда будет исполнять желания каждого и поэтому будет называться Сантоши Маа, Мать Удовлетворения. [1] [5]
Затем фильм перемещается из небесной обители Ганеши на землю, где рассказывается история преданного богини Сатьявати. Сатьявати молится богине, чтобы она выдала ее замуж за Бирджу, и после того, как ее желание исполняется, она вместе со своим мужем совершает паломничество по храмам Сантоши Мата. Озорной Нарада возбуждает ревность богинь Сарасвати , Лакшми и Парвати (матери Ганеши, таким образом, бабушки Сантоши Маты) — жен индуистской Троицы богов Брахмы , Вишну и Шивы соответственно — к «новой» богине Сантоши Мате. Триада богинь обрушивает свой гнев на Сатьявати. Как и врата катха , Бирджу уходит, чтобы разбогатеть. Триада богинь распространила слух, что Бирджу мертва, а одинокую «вдову» Сатьявати мучают невестки. Бирджу забывает о Сатьявати, но по совершении Сатьявати пятничной враты Сантоши Мата появляется во сне Бирджу и напоминает ему о его жене. Бирджу возвращается домой богатым человеком и заводит отдельное хозяйство с Сатьявати. На На церемонии удаян невестки Сатьявати добавляют кислую пищу в ритуальную трапезу, которую раздают восьми мальчикам. Сантоши Мата наказывает невесток, калеча их, а их сыновья, принимавшие ритуальную трапезу, падают замертво. В этом несчастье обвиняют Сатьявати. Но, наконец, когда Сатьявати молится богине, богиня появляется перед Сатьявати и восстанавливает мальчиков и их матерей. Затем родственники Сатывати просят у богини прощения. В конце концов, триада богинь тоже раскаивается и говорит, что они просто проверяли преданность Сатьявати. Наконец Нарада просит триаду богинь, их мужей и Ганешу благословить Сантоши Мату, что Лутгендорф интерпретирует как явное подтверждение включения новой богини в индуистский пантеон. [1] [5]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Лутгендорф, Филип (июль – август 2002 г.). «Богиня, созданная для удовлетворения»: новый взгляд на Джай Сантоши Маа (часть вторая)» (PDF) . Мануши (131): 24–37.
- ^ Jump up to: а б Хоули п. 3
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лутгендорф, Филип (июль – август 2002 г.). «Богиня суперхита: Джай Сантоши Маа и кастовая иерархия в индийских фильмах (Часть I)» (PDF) . Мануши (131): 10–6.
- ^ Jump up to: а б с д Хоули п. 4
- ^ Jump up to: а б с д Дас, Вина (ноябрь – декабрь 1988 г.). «Шакти против Сати — Чтение культа Сантоши Ма» (PDF) . Мануши (49): 26–30.
- ^ Хоули с. 6
- ↑ Обсуждение изображения Ганеши в фильме см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Браун, Роберт (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. п. 130. ИСБН 0-7914-0657-1 . .
- ^ Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. стр. 15–16, 230, 239, 242, 251. ISBN. 81-7304-195-4 .
- Книги
- Хоули, Джон Страттон (1998). «Богиня в Индии: одна богиня и множество, новых и старых». В Джоне Страттоне Хоули, Донне Мари Вульф (ред.). Деви: богини Индии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1492-4 .