Река Тафф
Река Тафф | |
---|---|
Родное имя | Ривер Тафф ( валлийский ) |
Расположение | |
Страна | Уэльс |
Историческое графство | Гламорган |
Унитарный орган | Мертир Тидфил , Ронда Кинон Таф , Кардифф |
Поселения | Мертир Тидвил , Трехаррис , Понтипридд , Кардифф |
Физические характеристики | |
Источник | Таф Фаур |
• расположение | Корн-Дю , Брекон-Биконс , Поуис , Уэльс |
2-й источник | Маленький Таф |
• расположение | Pen y Fan , Брекон-Биконс , Поуис , Уэльс |
Рот | Кардифф Бэй |
• расположение | Кардифф , Уэльс |
Длина | 67 км (42 мили) [ 1 ] |
Увольнять | |
• расположение | Кардифф Бэй |
Особенности бассейна | |
Притоки | |
• левый | Баргоед Тафф |
• верно | Кинон , Ронда |
Река Тафф ( валлийский : Афон Таф ) — река в Уэльсе . Он берет свое начало в виде двух рек в Брекон-Биконс ; Таф Фехан ( маленький Тафф ) и Таф Фаур ( большой Тафф ), прежде чем стать одним к северу от Мертир-Тидвила . Его слияние с реки Северн устьем находится в Кардиффе .
В реке обитает несколько видов проходных рыб , в том числе лосось , шьюн (морская форель) и угорь .
Курс
[ редактировать ]От впадения в Сефн-Коед-и-Симмер река течет на юг, минуя несколько городов. Он вбирает несколько притоков, таких как река Кинон , река Ронда , Баргоед Таф и Нант Клидах . Она течет через Понтипридд и доходит до колодца Таффа , единственного термального источника в Уэльсе. Она течет под автомагистралью М4 , затем поворачивает на юго-восток и течет мимо пригородов Кардиффа Радир , Уитчерч , Лландафф , Понтканна , центра города и Грейнджтауна , а затем впадает в Кардиффский залив , недалеко от устья реки Эли .
Таф Фаур
[ редактировать ]Таф-Фавр поднимается ниже вершины Корн-Ду , к юго-западу от Пен-и-Фана , и вскоре течет в основном в южном направлении через долину с крутыми склонами. [ 2 ] который был определен городским инженером Кардиффа Джоном Эйвери Брэндоном Уильямсом как лучший источник воды для города, когда он оценил все возможные источники воды для недавно созданной компании Cardiff Corporation Waterworks в 1881 году. [ 3 ] Законопроект был представлен парламенту в ноябре 1883 года, и, несмотря на серьезное сопротивление со стороны прибрежных землевладельцев, 7 августа было получено королевское одобрение на Закон о Кардиффских корпорациях 1884 года. Это позволило корпорации построить три водохранилища. [ 3 ]
Водосбор верхнего Таф-Фаура составлял 10 400 акров (42 км²). 2 ), но он был разделен на верхнюю территорию площадью 4000 акров (16 км²). 2 ) и нижний площадью 6400 акров (26 км²). 2 ). Любые работы должны были обеспечивать компенсационную воду для поддержания стока в Таф-Фауре, а работа в первую очередь на верхней территории означала, что Корпорации нужно было подавать только 3 миллиона британских галлонов (14 мл) в день компенсационного потока, пока не начались работы на нижней части. область. Водохранилище Кантреф , нижнее из двух в верхней части, было построено первым. Работы начались 4 мая 1886 года и завершились 14 сентября 1892 года. [ 4 ] Строительство водохранилища Биконс , самого высокого в цепочке, началось вскоре после этого, в апреле 1893 года, до того, как Корпорация получила второй парламентский акт об увеличении емкости водохранилища и перемещении плотины дальше вверх по течению, где будет заложен фундамент. лучше, в свете геологических исследований. [ 5 ] Забор воды начался 17 сентября 1897 года. [ 6 ]
Строительство водохранилища Льюин-он , третьего в цепочке, началось только в 1911 году, и снова его мощность была увеличена по закону, полученному в 1909 году, до 1 260 миллионов имперских галлонов (5 700 мл), что почти вдвое больше, чем указано в 1884 году. [ 7 ] Забор воды начался 23 июня 1926 года, и к ноябрю водохранилище было заполнено, но формальный ввод в эксплуатацию состоялся только в мае 1927 года. [ 8 ] После постройки он поставлял 7,75 миллиона британских галлонов (35,2 мл) компенсационной воды в день для поддержания стока в реке. [ 9 ]
Ниже Ллуин-она реку пересекают дорога A470 Брекон-Мертир , дорога A465 Heads of the Valleys и, проходя к юго-западу от Cefn-coed-y-cymmer , железнодорожный виадук Cefn. который состоит из 15 арок, построенных на изгибе. Он должен был быть построен из камня, но в результате забастовки каменщиков в 1866 году Брекон-Мертирская железная дорога закупила 800 000 кирпичей для его завершения. Ему присвоена степень II *, поскольку его история и архитектура превосходят большинство других железнодорожных виадуков в Уэльсе. [ 10 ] На западном берегу находятся остатки глиняного сооружения, построенного в 1766 году для металлургического завода Кифартфа . Его питает каменная плотина с чугунным шлюзом. Части кровли высечены в твердой скале, а части имеют каменные стены и контрфорсы. [ 11 ] К реке присоединяется Таф Фечан возле замка Кифартфа . [ 2 ]
Маленький Таф
[ редактировать ]Река Таф-Фешан берет начало сразу к югу от Пен-и-Фана и течет на юг через три водохранилища и бывший четвертый, ныне заброшенный. [ 2 ] В то время как Таф Фаур был заповедником Кардиффской корпорации, Таф Фечан использовался для снабжения водой корпорации Мертир Тайдвил. Из водохранилищ Верхнего Нейадда и Нижнего Нейадда первым было построено нижнее, санкционированное парламентским актом, принятым в 1876 году. Как и резервуары на Таф-Фауре, оно имело земляную насыпь с глиняным ядром. Глину пришлось импортировать, и для этой цели была построена частная ветка от железнодорожной развязки Брекон и Мертир-Тидфил недалеко от железнодорожной станции Торпантау . Контракт на работы был отдан Уильяму Джонсу из Нита, и проект был завершен в 1884 году. Сейчас он выведен из эксплуатации. [ 12 ] уровень воды, когда резервуар был заполнен, находился на высоте 1413 футов (431 м) над базой данных боеприпасов и вмещал 74 миллиона британских галлонов (340 мл).
Водохранилище Верхний Нойадд было гораздо больше и было разрешено парламентским актом, принятым в 1895 году. Плотина высотой 75 футов (23 м) была построена из каменной кладки, и около 100 000 тонн было доставлено по расширенной железной дороге на строительную площадку. . Хотя подрядчики Холм и Кинг оф Ливерпуль были наняты для выполнения большей части подготовительных работ, строительство плотины велось непосредственным трудом, а геодезист корпорации Мертир Томас Ф. Харви выступал в качестве постоянного инженера. Работы начались в 1896 году и закончились в 1902 году. Оно вмещало 340 миллионов британских галлонов (1500 мл), а уровень воды составлял 1506 футов (459 м). Это было одно из очень небольшого числа искусственных озер, построенных выше 1500 футов. (457 м) контур. [ 13 ] У плотины была небольшая башня на западе и большая на востоке, под которой у основания плотины находился выход из туннеля, построенный в стиле Пиранези. [ 14 ] Дом Нойадд, построенный в рамках проекта водохранилища в 1896 году, находится чуть ниже по течению от плотины. [ 15 ] Восьмиугольное здание на восточной стороне плотины Лоуэр-Нойад также является памятником архитектуры. [ 16 ] [ нужны разъяснения ]
Река продолжается на юг через лесистую долину с крутыми склонами и пересекается Pont Cwmyfedwen, однопролетным мостом начала-середины XIX века. [ 17 ] прежде чем он достигнет водохранилища Пентвин , самого старого из четырех водоемов. Она была построена Советом здравоохранения Мертира в период с 1859 по февраль 1863 года, а инженером-консультантом проекта был Томас Хоксли , но, несмотря на это, плотина была построена над геологическим разломом, что привело к большим объемам утечек. Эта утечка стала одним из основных факторов, приведших к строительству водохранилища Нижний Нойадд. Ремонтные работы проводились через регулярные промежутки времени, но, похоже, никогда не длились долго. Ремонт, проведенный в 1912/13 году, снизил уровень утечки с 11 до 2 миллионов британских галлонов (от 50 до 9 мл), чего было достаточно до тех пор, пока не было построено водохранилище Понтстичилль для сбора вытекающей воды. [ 18 ] Корпорация получила парламентский акт, разрешающий это в 1911 году, и заключила контракт с сэром Робертом Макэлпайном и сыновьями 16 июня 1913 года. Цена контракта в 232 000 фунтов стерлингов включала различные вспомогательные работы, включая изменение направления дорог по обе стороны долины. Верх земляной плотины находился на высоте 110 футов (34 м) над дном долины, а резервуар был рассчитан на 3 290 миллионов имперских галлонов (15 000 мл), хотя впоследствии это количество было немного увеличено за счет поднятия уровня воды на 12 футов ( 3,7 м). Завершение было отложено из-за начала Первой мировой войны, и когда работы возобновились в 1922 году, Корпорация использовала прямую рабочую силу. В 1921 году был принят Закон о водоснабжении Таф-Фечан, в результате которого был создан Совет по водоснабжению Таф-Фечан, объединивший Совет по водоснабжению долины Римни, Объединенный совет по водоснабжению Понтипридда и Рондды, советы городских округов Абердэра, Ллантрисанта и Ллантуита Фардре и Мертира Тидфила. Корпорация. Водохранилище было открыто лордом Баклендом из Булча 21 июля 1927 года. [ 19 ]
Вентильная башня восьмиугольная, построена в готическом стиле, со шпилем, покрытым медью. Выход представляет собой большую воронку с выпуклыми сторонами и бетонными ребрами. Оба объекта внесены в список II степени вместе с плотиной и решетчатым стальным мостом. [ 20 ] В список также включена фильтровальная станция с двенадцатью слоями быстрых гравитационных фильтров, которые мало изменились с 1923 года. [ 21 ] как и машинный зал, который контролировал, сколько воды перетекало через плотину, [ 22 ] и компенсационный бассейн ниже него, который используется для регулирования стока в Таф-Фечане ниже водохранилища. [ 23 ] Под работами находится Pont Sticill, однопролетный мост с финиковым камнем, показывающий, что он был построен в 1825 году, что и дало название деревне. [ 24 ]
Ниже Понтстичилля река образует границу национального парка Брекон-Биконс. [ 2 ] и спускается в лесистое ущелье, где его пересекает семиарочный виадук Понцарн, построенный для железной дороги Брекон и Мертир в 1866 году. Его высота 92 фута (28 м), длина 420 футов (128 м). [ 25 ] К югу от виадука находится Понт-Сарн, каменный мост, построенный в 1864 году после обрушения предыдущего деревянного моста. Это произошло потому, что приходы Мертира и Вейнора должны были содержать его совместно, но не смогли договориться, и поэтому он пришел в упадок. Были предложения расширить его в 1955 году, но эти планы были отменены из-за жесткого сопротивления со стороны местного населения. [ 26 ] Ниже моста река впадает в Пулл Глас или Голубой пруд. [ 27 ] Река продолжает течь на юго-запад вокруг деревни Трефечан, и по мере приближения к Сефн-Коед-и-Симмер на восточном берегу проходят трамвайные пути и дорога. Трамвай был построен в 1792 году и использовался для перевозки известняка на металлургический завод Кифартфа из каменоломен Гурнос, а трамвай был построен в 1825 году. Его основная функция заключалась в обеспечении металлургического завода достаточным запасом воды, но он также питал декоративные растения. озеро в замке Кифартфа через сифон. [ 28 ] Пройдя под дорогами A465 и A4054, Таф Фечан сливается с Таф Фаур у лесистого слияния , которое и дало название Сефн-код-и-симмер.
В реке обитает большая популяция дикой кумжи , многие из которых погибли в 2006 году, когда в реку вылились три тонны сульфата алюминия с водоочистных сооружений Понтстичилль, которыми United Utilities управляет от имени Dwr Cymru Welsh Water . Загрязнение сделало воду белой на протяжении как минимум 3 миль (5 км) ниже по течению от завода. [ 29 ] и погибло около 23 000 рыб, в том числе дикая кумжа, бычки , колюшка и щука , а также большое количество беспозвоночных. Агентство по охране окружающей среды Уэльса подсчитало, что на восстановление реки потребуется от шести до двенадцати лет. [ 30 ] К 2009 году популяция форели возобновила размножение. [ нужна ссылка ]
Ниже места слияния
[ редактировать ]Чуть ниже места слияния рек Таф-Фавр и Таф-Фешан реку пересекает трамвайный мост Пон-и-Кафнау . Вероятно, это был первый построенный железный железнодорожный мост, необычный тем, что имел три уровня. На главной палубе проходил трамвай Гурнос шириной 4 фута ( 1219 мм ), под которым находился железный желоб для воды из Таф-Фечана, а второй запас воды осуществлялся в деревянном желобе над трамвайными путями. Чугунная конструкция была изготовлена на металлургическом заводе Кифартфа. [ 31 ] На западном берегу реки находятся остатки металлургического завода, который начал работать в 1765 году. Среди экспонатов - семь доменных печей, которые в период своего расцвета составляли часть крупнейшего металлургического завода в мире. [ 32 ] Река протекает через западные окраины Мертир-Тидфила , где ее пересекают современные мосты, по которым проходят дороги A4054 и A4102, а также мост Джексона, однопролетное сооружение начала 19 века, по которому проходили трамвай и дорога Доулайс. [ 33 ]
Два современных моста в центре Мертир-Тидфила ведут проезжую часть автомагистрали A4054, идущую на север, через реку к ее западному берегу и обратно, с плотиной между ними. Нант-Рид-и-кар присоединяется на западном берегу в Каедро, как раз перед пересечением автомагистрали A4102. По мере приближения к промышленной зоне Аберканэйд железная дорога от железнодорожной станции Мертир-Тидвил присоединяется к восточному берегу реки и проходит параллельно ей на большей части своей длины. Он огибает восточную окраину Аберканайда , ниже которого его пересекает автомобильный мост A4060. В Трёд-и-Риве пересекается Бридж-стрит B4285 и средняя школа Афон Таф , если она расположена на восточном берегу. Немного южнее, на западном берегу, находится начальная школа общины Инисуэн , а река огибает восточную окраину Аберфана , входящего в состав общины Мертир-Вейл. [ 2 ] Ниже Аберфана река впадает в лесной участок, и остатки Мертирской трамвайной дороги зажаты между рекой и современной железной дорогой. Трамвайная дорога Мертир или Пенидаррен была построена в 1793 году и стала местом первого в мире путешествия на пассажирском поезде, когда Ричарда Тревитика паровоз высокого давления тянул вагоны с 5 тоннами железной руды и семьюдесятью пассажирами в 1804 году. прекратил работу около 1880 года, и этот участок, являющийся памятником архитектуры, особенно хорошо сохранился. [ 34 ]
Реку пересекает старый мост, подъездной к ферме в Пон-и-Гвайт, с одним пролетом 55 футов (16,8 м) и шириной 14 футов (4,3 м). На нем есть табличка с датой, указывающая, что он был построен в 1811 году, но это, вероятно, относится к более раннему деревянному мосту, а главная арка была перестроена в 1993 году. [ 35 ] Река поворачивает на восток и течет вокруг южной окраины Трехарриса , а затем делает большую петлю вокруг возвышенности, на которой находится Зоб-Коед. Петлю пересекают три моста, внесенных в список. Первый был построен Изамбардом Кингдом Брюнелем в 1840–1841 годах и состоит из шести арок на небольшом изгибе. По ней проходила однопутная железная дорога Тафф-Вейл , но за 20 лет ее ширина была увеличена вдвое, чтобы можно было передвигать двухпутные дороги. [ 36 ] Второй был частью Мертирской трамвайной дороги и был построен в 1815 году после того, как оригинальный деревянный мост рухнул в реку, когда его пересекал поезд. Его пролет составляет 63 фута (19,2 м) и это один из первых железнодорожных мостов, но в 2002 году он находился в плохом состоянии. [ 37 ] как и мост Виктория, который также был перестроен в 1815 году. [ 38 ]
Продолжая движение на юго-запад, реку пересекают дороги A472 и A470, а в Аберсиноне ее пересекает дорога B4275. Сразу к югу от моста находился акведук, несущий несуществующий Гламорганширский канал через реку . Афон Кинон впадает на правый берег, а недалеко от перекрестка переброшен перекошенным железнодорожным мостом с двумя арками разного размера. [ 39 ] Затем долина расширяется, и река начинает извиваться. На северной окраине Глинкоха к реке на правом берегу присоединяется Нант Клидах , а к югу от поселения пересекает трехпролетный балочный виадук, построенный в 1885 году для перевозки ветки железной дороги Тафф-Вейл через река до шахты Альбион в Силфинидде . [ 40 ] Чуть южнее находится мост Уайт или Берв, спроектированный геодезистом Совета городского округа Понтипридд, PRA Willoughby. Она была построена в 1907 году при содействии компании LG Mouchel & Partners, которая впервые начала использовать железобетон, а пролет над рекой длиной 115 футов (35 м) был самой длинной аркой в Великобритании, в которой использовался этот материал на момент ее строительства. [ 41 ] Следующий переход - мост Понтипридд, однопролетный с высокими арками длиной 140 футов (43 м). Он был построен в 1756 году независимым министром и инженером-строителем-самоучкой по имени Уильям Эдвардс и был его третьей попыткой после того, как два его предыдущих моста обрушились. В его перемычках есть три круглых отверстия — устройство, которое он использовал для уменьшения давления на необычайно широкую арку. Он был отремонтирован Эдвардом Дэвидом и Томасом Эваном в 1798 году и прикреплен к новому мосту Виктория на его южной стороне. [ 42 ]
На восточном берегу находится парк Йнисангарад , где находится пляж искусств и ремесел , спроектированный в 1920-х годах и открытый в 1923 году. Сейчас он заброшен, но внесен в список II степени, поскольку это один из первых пляжей под открытым небом в Южном Уэльсе. [ 43 ] На западном берегу к реке присоединяется Афон Ронда , прежде чем она поворачивает на восток в большом излучине. Двусторонняя проезжая часть A4058 пересекает поворот под углом, и когда река возобновляет свое течение на юг, ее пересекает Машинный мост, который также известен как Pont y Doctor, поскольку он был построен доктором Ричардом Гриффитсом в 1809 году как часть трамвай для перевозки угля из карьера Хафод Ухаф в Гламорганширский канал. Он имеет три арки и был расширен примерно в 1910 году в связи с первым использованием железобетона. Сохранилась часть конструкции XIX века, и считается, что это самый ранний многопролетный железнодорожный мост, который все еще существует в мире. [ 44 ] Еще два современных автомобильных моста расположены на его южной стороне, а ниже по течению находится Замковый мост, узкое сооружение с тремя арками, построенное в начале 19 века. Раньше по нему проходила дорога, но теперь по нему ходят только пешеходы. [ 45 ] Далее идет большая плотина в форме полумесяца, которая была построена в 1834–1835 годах для обеспечения гидроэнергией завода по производству жести в Трефоресте . Шлюз для контроля потока воды на объекте находится на западном конце плотины и, вероятно, построен немного позже. Работы продолжались до 1939 года, а в 2003 году был добавлен рыбный трап, позволяющий мигрирующей рыбе попасть в верховья реки. [ 46 ] Многие здания все еще существуют, на некотором расстоянии к югу от плотины, включая литейный цех. [ 47 ] мастерская, [ 48 ] консервный цех, [ 49 ] кузница, [ 50 ] прокатный стан, [ 51 ] и подпорная стенка для кровли. На участке было семь шлюзов с воротами для питания сооружений, но все они были замурованы. [ 52 ]
Диверсия в Кардиффе
[ редактировать ]В начале 1840-х годов железная дорога Южного Уэльса пыталась найти подходящее место для железнодорожной станции, но территория, где сейчас находится Центральный железнодорожный вокзал Кардиффа, была подвержена наводнениям. В этот момент основной маршрут Таффа пролегал вокруг Кардиффского замка и вниз по тому месту, где сейчас находится Вестгейт-стрит , с землями, где парк Кардифф-Армс и стадион «Миллениум», теперь расположены подверженные приливным волнам и подверженные затоплению.
Решением Изамбарда Кингдом Брюнеля было направить Тафф на запад, создав более просторное и безопасное место для станции. Станция была открыта железной дорогой Южного Уэльса в 1850 году. [ 53 ]
Притоки
[ редактировать ]Стрим Стрим
[ редактировать ]Под виадуком Сефн Коед из глубокого и узкого ущелья впадает река Нант Ффрвд , которая течет на восток по глубокому лесистому ущелью, а затем впадает в Таф Фаур выше места слияния с Таф Фечан .
Нант Морлейс и Нант Райдикар
[ редактировать ]Тафф продолжается на юг через центр Мертир-Тидфила , где к нему присоединяется Нант-Морлейс , вытекающий в Аберморле из водопропускной трубы на восточном берегу. К югу от плотины Мертира Нант Райдикар присоединяется .
Тафф Баргоед, Кинон, Нант Клайдак и Ронда
[ редактировать ]К югу от Мертира река Тафф начинает извиваться между Пентребахом и Аберканейдом и через Троед-и-Рив , Мертир-Вейл и Аберфан к Квакерс-Ярду . Здесь протекает Тафф-Баргоед , Нант-Мафон , а затем вниз в Аберсинон в долине Кинон , где Афон-Кинон сливается с Таффом, а немного дальше по течению к нему присоединяется Нант-Клидах . [ 54 ] В Понтипридде к нему присоединяется Афон Ронда . От Понтипридда он идет примерно на юг и достигает северной границы города Кардифф .
Устье Таффа
[ редактировать ]В Кардиффе естественное течение реки изменилось в 19 веке; от Кардиффского замка он теперь следует по искусственному руслу реки к западу от того места, где оно раньше протекало, по тропе через Бьют-парк , мимо Кардиффского парка оружия и стадиона Княжества . Тафф впадает в залив Кардифф , искусственное озеро, созданное в результате строительства плотины в заливе Кардифф в 1990-х годах, а затем впадает в устье реки Северн .
«Ириска» как уничижительное слово
[ редактировать ]Уничижительный термин « Тэффи » для валлийцев иногда ошибочно утверждается, что он произошел от реки. Это, возможно, привело к разговорному использованию термина «Тэффи» или «Таффс» для людей из долин Среднего Гламоргана (которые образуют северные районы Таффа). [ нужна ссылка ]
На самом деле имя происходит от искаженного имени Дэфидд ( Валлийское произношение: [ˈdavɨð] ), а Оксфордский словарь английского языка описывает происхождение как «представляющее предполагаемое валлийское произношение имени Дэви или Дэвид (валлийский Дэфидд)». [ 55 ] Во время войны люди часто дегуманизировали врага , присваивая им всем одно имя. [ 56 ] Таким образом, это эквивалент других исторических английских уничижительных слов, таких как Пэдди и Джок .
Этот термин является распространенным прозвищем в британской армии, где валлийских отдельных лиц, подразделения и особенно валлийских гвардейцев называют «Таффами». Однако сообщается, что сами гвардейцы никогда не используют этот термин. [ 57 ]
См. также
[ редактировать ]- Пон-и-Кафнау , самый ранний из сохранившихся железных железнодорожных мостов в мире.
- Кардифф Риверс Групп
Библиография
[ редактировать ]- Боутелл, Гарольд Д.; Хилл, Джеффри (2006). Строители резервуаров Южного Уэльса . Общество промышленных железных дорог. ISBN 978-0-9540726-2-9 .
- Уитли, Джозеф Ларк (1905). История предприятия водоснабжения Кардиффской корпорации . Cardiff Records: Том 5. Британская история в Интернете.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пикап, RW; Родс, Г.; Арнотт, С.; Сиди-Бумедин, К.; Булл, Ти Джей; Уэйтман, А.; Херли, М.; Хермон-Тейлор, Дж. (апрель 2005 г.). «Mycobacterium avium subsp. paratuberculosis в водосборном бассейне и воде реки Тафф в Южном Уэльсе, Соединенное Королевство, и ее потенциальная связь с кластеризацией случаев болезни Крона в городе Кардифф» . Прикладная и экологическая микробиология . 71 (4): 2133. Бибкод : 2005ApEnM..71.2130P . дои : 10.1128/АЕМ.71.4.2130-2139.2005 . ПМЦ 1082532 . ПМИД 15812047 .
Длина наибольшего пути реки Тафф, не прерываемой притоками, составляет 67 км.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Обзор боеприпасов, карта масштаба 1:25 000
- ^ Перейти обратно: а б Уитли 1905 , стр. 461–462.
- ^ Bowtell & Hill 2006 , стр. 9–10.
- ^ Уитли 1905 , с. 464.
- ^ Боутелл и Хилл 2006 , с. 14.
- ^ «Водохранилище Ллуин-он, водохранилища Тафф-Фор, водопровод Кардиффа» . www.coflein.gov.uk . Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ Боутелл и Хилл 2006 , с. 19.
- ^ Уитли 1905 , с. 465.
- ^ Кадв . «Железнодорожный виадук Сефн (11377)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Отчет о запланированном памятнике Cadw № 3123 : Тай Маур Леат для металлургического завода Cyfarthfa. Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ «Валлийская вода для восстановления водоема до его естественного состояния» . Уэльская вода . Dwr Cymru Welsh Water . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ Bowtell & Hill 2006 , стр. 36–37.
- ^ Кадв . «Плотина на водохранилище Верхний Нойадд (84824)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Дом Нойад (84830)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Восьмиугольное здание у водохранилища Нижний Нойадд (84832)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Мост Кумифедвен (21160)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Боутелл и Хилл 2006 , с. 40.
- ^ Bowtell & Hill 2006 , стр. 42–44.
- ^ Кадв . «Плотина, клапанная башня, мост и слив на водохранилище Понтстичилль (81199)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Фильтровальная станция на водоочистных сооружениях Понтстичилль (21733)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Турбинный цех на водоочистных сооружениях Понтстичилль (21732)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Компенсационный бассейн на водоочистных сооружениях Понтстичилль (21731)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Пон Стичилль (также известный как мост Понтстичилль) (81194)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Железнодорожный виадук Понцарн (11484)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ Кадв . «Понт-Сарн (11482)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 28 августа 2020 г.
- ^ «Голубой бассейн» . кофлайн . РКАХМВ . Проверено 5 декабря 2020 г.
- ^ Отчет о запланированном памятнике Cadw № 2299 : Gurnos Quarry Tramroad & Leat. Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ «Река загрязнена разливом химикатов» . Новости Би-би-си. 14 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2007 г.
- ^ «Обновление новостей ACA» . Мартин Джеймс Фишинг. 2007. Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 года.
- ^ Отчет о запланированном памятнике Cadw № 317 : Трамвайный мост Пон-и-Кафнау. Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Отчет о запланированном памятнике Cadw № 3118 : Остатки доменных печей, металлургический завод Cyfarthfa. Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Кадв . «Мост Джексона (11388)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Отчет о внесенном в список памятников Кадве № 319 : Трамвайная дорога Мертира: участок Пон-и-Гвейт и связанные с ним мосты.
- ^ CadwДержите «Мост Пон-и-Гвейт (11515)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 6 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Железнодорожный виадук Квакерс-Ярд (11514)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Мост Гринфилд, трамвайная дорога Пенидаррен (80907)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Мост Виктории, трамвайная дорога Пенидаррен (80910)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Железнодорожный мост Тафф-Вейл в Аберсиноне (80763)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Железнодорожный виадук Тафф-Вейл через реку Тафф (24849)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Белый мост (также известный как мост Берв) (24848)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Мост Понтипридд (13497)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Лидо в парке Ынисангарад (24891)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Машинный мост (также известный как Pont y Doctor) (24912)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Замковый мост (24869)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Подающий шлюз и плотина Treforest Tinplate Works (80670)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Бывший литейный цех и мастерская на заводе по производству жести Трефорест (13506)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Мастерская к северо-западу от консервного цеха на заводе по производству жести Трефорест (13507)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Бывший консервный завод на заводе по производству жестяных изделий Трефорест (13508)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Бывшая кузница на заводе по производству жести в Трефоресте (13509)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Бывший прокатный стан на заводе по производству жести Трефорест (13510)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ Кадв . «Литовая подпорная стена на заводе по производству жестяных изделий Treforest (24882)» . Национальные исторические активы Уэльса . Проверено 26 октября 2020 г.
- ^ «Кардиффский парк оружия. Краткая история — создание Оружейного парка» . Кардиффский совет. Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ «План действий по коридору реки Тафф» . Апрель 2007. с. 7. Архивировано из оригинала 19 марта 2012 года.
- ^ «Тэффи, №2» . Оксфордский словарь английского языка . Проверено 2 апреля 2013 г.
- ^ Борода, Мэри (11 января 2009 г.). «Жизнь Дона» . Литературное приложение Times . Архивировано из оригинала 6 декабря 2012 года.
- ^ Харнден, Тоби (2011). Мертвецы восстали: Уэльская гвардия и реальная история британской войны в Афганистане . Лондон: Кверкус. ISBN 978-1849164238 . , упомянутый в «Восставшие мертвецы: как валлийские гвардейцы справляются с Джонсами?» . «Дейли телеграф» . 21 марта 2011 г. Архивировано из оригинала 21 января 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Археологический фонд Гламорган-Гвинт. Архивировано 25 сентября 2006 г. в Wayback Machine. Мертир Тайдвил.