Jump to content

Тойота 7

  • Toyota 7 (415S)
  • Тойота Нью 7 (474S)
  • Тойота с турбонаддувом 7 (578А)
Тойота 7 с турбонаддувом 1970 года (578А)
Категория Группа 7
Конструктор Тойота и Ямаха
Дизайнер(ы) Дзиро Кавано [ да ]
Технические характеристики
Шасси
  • Кузов из стеклопластика на алюминиевом монококе (415S)
  • Пространственная рама из стальных труб (474S)
  • Пространственная рама из алюминиевых труб (578A)
Подвеска (передняя) Двойные поперечные рычаги , винтовые пружины над амортизаторами, стабилизатор поперечной устойчивости.
Подвеска (задняя) нижние поперечные рычаги, верхние рычаги, продольные рычаги, винтовые пружины над амортизаторами, стабилизатор поперечной устойчивости.
Колесная база
  • 2330 мм (415S)
  • 2300 мм (474S)
  • 2350 мм (578А)
Двигатель
  • 2986 куб.см 61E DOHC V8
  • 4986 куб.см 79E DOHC V8
  • 4986 куб.см 91E DOHC твин-турбо V8
90° V8 , двойной верхний распредвал, 2 клапана (61E)/4 клапана (79E/91E) на цилиндр без наддува (61E/79E) или с двойным турбонаддувом (91E). Расположение двигателя среднее , продольное .
Передача инфекции
5-ступенчатая механическая
Масса
  • 800 кг (415С)
  • 720 kg (474S)
  • 620 кг (578А)
Шины
История соревнований
Известные участники Тойота
Известные драйверы
Дебют Гран-при Японии 1968 года [ да ]
Победы
9

Toyota 7 — серия гоночных автомобилей , разработанная Toyota Motor Company в сотрудничестве с Yamaha Motor Corporation . [ 2 ] Разработанный в первую очередь для участия в соревнованиях группы FIA 7 , это был первый проект Toyota, специально созданный для гоночных автомобилей.

Первая итерация Toyota 7, известная под внутренним кодом 415S . [ 3 ] начал разработку во втором квартале 1967 года. [ 4 ] Дзиро Кавано, руководитель отдела автоспорта Toyota и ведущий инженер модели 2000GT, снова сотрудничал с Yamaha при разработке и создании Toyota 7. [ 2 ] Yamaha построила алюминиевое монококовое шасси для 415S. Первоначальный кузов был похож на другие автомобили Группы 7, с открытой двухместной кабиной и большими воздухозаборниками за дверями. Выхлопные трубы были расположены прямо над двигателем и выходили прямо из хвостовой части автомобиля, имитируя схему выхлопа Ford Indy V8. Простой обруч защищал водителя. Toyota разработала новый двигатель V8 с алюминиевым блоком цилиндров — 3-литровый 61E. Этот двигатель был способен развивать мощность до 224 кВт (300 л.с., 304 л.с.) благодаря конструкции с двойным верхним распредвалом и четырем клапанам на цилиндр. [ 2 ] Благодаря поправке в спортивные правила FIA 1968 года 3-литровый двигатель Toyota также получил право участвовать в Международном чемпионате FIA среди марок в соответствии с правилами группы 6 спортивных прототипов.

Первое шасси 415S было готово в январе и дебютировало на испытаниях 3 февраля 1968 года на автодроме Сузука. [ 4 ] Затем 4 марта испытания переместились на гоночную трассу Fuji Speedway. Пока дорабатывалась силовая установка 61E, 415S тестировался с двухлитровым шестицилиндровым двигателем 3M от 2000GT. [ 5 ] 28 марта двигатель 61E впервые был установлен на 415S. В ходе испытаний было обнаружено, что заклепки, скрепляющие несущую конструкцию 415S, начинают ослабевать под боковой нагрузкой, что снижает жесткость автомобиля. В ответ были добавлены дополнительные усиливающие конструкции, в результате чего автомобиль стал намного тяжелее своих первоначальных 680 кг. Тестирование продолжалось до апреля: команда Toyota проводила гоночное моделирование, а Yamaha приобрела Ford GT40 в качестве эталонного автомобиля.

Гран-при Японии 1968 года.

[ редактировать ]

Четыре 415S дебютировали на автогонке Гран-при Японии 1968 года [ ja ] на трассе Fuji Speedway для гонщиков Сихоми Хосоя (красный, номер 1), Сатио Фукудзава (зеленый, номер 2), Хироши Фусида (белый, номер 3) и Ёсио Оцубо (сливочный, номер 5). Двигатель 61E в 415S оказался намного менее мощным, чем двигатели Chevrolet Small Block V8, которыми оснащались их основные конкуренты, новый Nissan R381 и Lola T70 , представленные Taki Racing Organization. Увеличение веса в результате испытаний также означало, что автомобиль был намного тяжелее, чем двухлитровые спортивные прототипы, в том числе Porsche 910 и 906 компании Taki Racing , а также Nissan R380-III . Фукузава был самой быстрой Toyota в гонках на время, заняв шестое место в квалификации с временем круга 1:56,21. Однако его время было на две секунды медленнее, чем лучшее время 415S по результатам предсезонных тестов, и более чем на пять секунд медленнее, чем лучшее время, установленное Кунимицу Такахаши на его R381.

В гонке Фусида шел шестым, когда получил прокол, а Оцубо страдал от отсутствия давления масла. После половины дистанции Фукудзава бежал вторым, а Хосоя, стартовавший десятым, бежал четвертым. Однако Хосоя сошел с дистанции на 44-м круге из-за проблемы с перегревом, а Фукудзава столкнулся с поломкой подвески и карданного вала на 59-м круге, проехав достаточно кругов, чтобы занять четырнадцатое место. Фусида и Оцубо оправились от первых проблем и финишировали в гонке. Оцубо финишировал восьмым, отстав на пять кругов, а Фусида финишировал девятым, отстав на шесть кругов. [ 2 ] [ 6 ] Хотя «семерки» финишировали, они значительно отставали от своего главного конкурента, Nissan , у которого не только два новых R381, но и три старых R380-III финишировали впереди них в шестерке лучших. [ 6 ] во главе с R381 победителя гонки Мото Китано. Двухлитровые Porsche Taki Racing, возглавляемые занявшим второе место Тецу Икузава, также финишировали впереди Оцубо и Фусиды.

415S продолжал участвовать в гонках на выносливость и других внутренних соревнованиях. Хосоя одержал первую победу на 415S 30 июня на Всеяпонском автогоночном турнире Сузука, возглавив первые четыре позиции: Оцубо - второе, Мицумаса Кани - третье, а Фусида - четвертое. Фусида и Кани выиграли вторую ежегодную гонку Фудзи на 1000 км 21 июля, а две недели спустя, 4 августа, Хосоя и Оцубо выиграли 12-часовую гонку Сузука, опередив Фусиду и Кани со счетом 1–2. Затем 25 августа Фусида выиграл второй Всеяпонский турнир по автогонкам Сузука. 23 сентября Фукудзава и Фусида одержали доминирующую победу в третьей ежегодной гонке на 1000 км в Сузуке .

Кубок мира 1968 года. Гонка на 200 миль в Фудзи.

[ редактировать ]

23 ноября в Фудзи прошла пригласительная гонка на 200 миль (320 км) - первая гонка World Challenge Cup Fuji на 200 миль, которая в просторечии стала известна как гонка «Japan Can-Am». Toyota представила пять 415S, а новичок Минору Каваи (номер 35) присоединился к гонщикам Гран-при Японии Фусиде (№31), Фукудзаве (№32), Оцубо (№33) и Хосоя (№34). На поле присутствовали несколько лучших пилотов серии Can Am в Америке, а также два Lola T70, представленные командой Taki Racing. [ 6 ]

В то время как -Ford Питера Ревсона Shelby American McLaren M6B одержал победу после битвы Донохью McLaren-Chevrolet Марка с Sunoco Special , Фукудзава финишировал четвертым как японский гонщик с самым высоким рейтингом, заработав 1 152 000 йен из призового фонда. Оцубо финишировал пятым, Хосоя шестым, Фусида восьмым и Каваи девятым, поскольку все пять Toyota дошли до конца гонки по более короткой трассе Фудзи длиной 4,3 км (движение против часовой стрелки).

Поскольку разработка новой Toyota 7 продолжалась и в 1969 году, Фусида выиграл гонку Сузука 300 км 19 января того же года. Последняя соревновательная победа 415S была одержана на Всеяпонской гонке членов клуба в Фудзи 20 апреля 1969 года.

Все четырнадцать оригинальных шасси Toyota 415S были уничтожены после того, как машина была снята с участия в гонках. В 2007 году гараж Nautilus Sports Cars, расположенный в Сакуре, префектура Тиба, произвел полномасштабную копию 415S. [ 7 ] Проект курировал Хосоя, а точная копия автомобиля была выставлена ​​в Автомобильном музее Toyota в Нагакуте, префектура Аити . В 2017 году копия 415S была выставлена ​​в Auto Galleria Luce в Нагое как часть выставки, посвященной гоночной карьере Фусиды.

Новый 7 (474С)

[ редактировать ]

Разработка новой Toyota 7 началась в мае 1968 года, сразу после Гран-при Японии. Новая Toyota 7 внутри компании называлась 474S , а в пресс-материалах она называлась New 7 . [ 3 ] Первое шасси 474S было построено в марте 1968 года и начало испытания с установленным 5,8-литровым двигателем Chevrolet Small Block V8.

От алюминиевого монокока отказались в пользу шасси с пространственной рамой из стальных труб, аналогичного Nissan R381. Кузов был полностью переработан, первоначально это был кузов с закрытой кабиной. Но из-за проблем с обзорностью и весом Toyota отказалась от модели 474S с закрытой кабиной в пользу нового кузова с открытой кабиной, по форме напоминающего большой широкий клин, для увеличения передней прижимной силы. В задней части автомобиля выхлопные трубы были размещены внутри кузова, а впускной ковш был установлен над поперечной балкой. Компания Daihatsu Motor Corporation теперь участвовала в проекте, предоставив свою аэродинамическую трубу компаниям Toyota и Yamaha для разработки обновленного кузова с открытой кабиной.

Новый пятилитровый двигатель V8 Toyota 79E был завершен и установлен 23 апреля. Конструкция 79E была заимствована у Ford Cosworth DFV и была способна развивать мощность 395 кВт (530 л.с., 537 л.с.) при 7600 об/мин и крутящий момент 519,75 Нм при 5600 об/мин. Теперь это означало, что у них была силовая установка, которая могла бы соответствовать двигателю Nissan GRX-I V12, который все еще находился в разработке.

Модель 474S с закрытой кабиной одержала свою первую победу на дистанции 500 км в Сузуке 1969 года 6 апреля, когда Минору Каваи одержал свою первую победу в составе команды Toyota. Через два месяца после завершения строительства кузова с открытой кабиной обновленный 474S дебютировал на гонке Fuji 1000 км, где команда Фусиды и Оцубо одержала третью подряд победу Toyota в этом соревновании. 10 августа Фусида выиграл гонку NET Speed ​​Cup Race в Фудзи.

Гран-при Японии 1969 года.

[ редактировать ]

Главным событием года для новой Toyota 7 стал Гран-при Японии 1969 года [ ja ] , состоявшийся 10 октября. Toyota представила на мероприятие пять 474S, а поскольку дистанция гонки была увеличена до 720 км, команды теперь могли зарегистрировать двух гонщиков на одну машину. Каваи ехал один на «Тойоте» номер 3 с голубой полосой. Бывший заводской водитель Daihatsu Хироюки Кукидоме присоединился к Хосое в машине № 2 (красной), Фусида был партнером новичка Харукуни Такахаши в машине № 5 (темно-синий), партнером Кани был Киёси Мисаки в машине № 6 (желтый), а Вик Элфорд был нанят для управления въездом №7 (зеленый), к которому присоединился Тошиаки Такахаши. Nissan прибыл со своими обновленными R382 , которые теперь были оснащены новым шестилитровым двигателем GRX-III V12, а Taki Racing Organization в партнерстве с Porsche представила новые 917 и 908 .

Каваи, который квалифицировался пятым в гонке, лидировал на первых двух кругах гонки и в итоге финишировал третьим, всего на один круг отстав от R382 победителя гонки Мотохару Куросавы и занявшего второе место Мото Китано. Элфорд финишировал четвертым, а машина Кукидоме/Хосоя финишировала пятой. Тем временем из-за проблем с шинами машина Кани/Мисаки оказалась на 13-м месте (отставание на 26 кругов), а Фусида вылетел из игры и сошел с дистанции после отказа подвески на 5-м круге. Хотя Toyota смогла превзойти новый Porsche 917 от Taki Racing, Nissans снова оказалось слишком сложным из-за позднего внедрения двигателя GRX-III. [ 8 ]

Кубок мира 1969 года. Гонка на 200 миль в Фудзи.

[ редактировать ]

Toyota 7 одержала множество побед в гонках на выносливость и выиграла множество внутренних спринтерских гонок, но не выиграла Гран-при Японии или «Japan Can-Am», которые в то время считались двумя крупнейшими гонками в календаре. Ситуация изменилась 23 ноября 1969 года, во время второго забега World Challenge Cup Fuji на 200 миль. Для этой гонки 474S был модифицирован с добавлением заднего спойлера, который был запрещен к использованию на Гран-при Японии.

Минору Каваи, управлявший бело-синей Toyota 474S под номером 8, выиграл гонку, опередив Джона Кэннона . Ford G7A [ 9 ] важная веха для проекта Toyota 7. Были заявлены еще две Toyota 474S, однако Кукидоме (№6) сошел с дистанции после 46 кругов, а Хосоя (№7) сошел после 35 кругов. Кроме того, модифицированный McLaren M12 с двигателем Toyota 79E был представлен в качестве научно-исследовательского автомобиля Фусиды, который сошел с дистанции после 21 круга.

Было построено двенадцать шасси 474S, и единственным выжившим является автомобиль Kawai, победивший в Japan Can-Am, который был восстановлен в 2007 году.

Турбированный 7 (578А)

[ редактировать ]

Следующей эволюцией Toyota 7 стал 578A с турбонаддувом. [ 3 ] Разработка началась в ноябре 1969 года, а первое шасси было завершено в апреле 1970 года. Как и 474S, 578A был построен с шасси с пространственной рамой, однако рама была изготовлена ​​из алюминиевого сплава вместо стали, а также использовались сплавы титана и магния. для корпуса коробки передач, рычага подвески и карданного вала для повышения жесткости и дальнейшего снижения веса. Этот прием снижения веса довел минимальную массу автомобиля до 620 кг. Двигатель был прикреплен болтами к задней части переборки, сразу за кабиной. Улучшенная геометрия подвески привела к улучшению управляемости и устойчивости.

На Toyota 7 Turbo использовался новый двигатель 91E. Это был 5-литровый двигатель V8, как и предыдущий 79E, но добавление двух турбонагнетателей Garrett AiResearch довело 91E до консервативной оценки 597 кВт (800 л.с., 811 л.с.) при 8000 об/мин с максимальным крутящим моментом 725 Нм при 7600 об/мин. об/мин.

Toyota 7 Turbo должна была участвовать в Гран-при Японии 1970 года на трассе Fuji Speedway против потенциального соперника Nissan, R383 . Но 8 июня компания Nissan объявила, что отказывается от участия в Гран-при Японии, сославшись на свое желание сконцентрироваться на разработке более эффективных дорожных транспортных средств после принятия Закона о контроле за загрязнением воздуха 1968 года. Вскоре после этого Toyota также объявила о своем отказе от участия в Гран-при Японии, а Автомобильная федерация Японии (JAF) отменила проведение гонки 1970 года. Toyota планировала переместить автомобили в Северную Америку и принять участие в серии Can-Am . Три Toyota 7 Turbo совершили показательный пробег на гонке Fuji 1000 км 1970 года под управлением Хосоя, Каваи и Кукидоме.

Пример Toyota 7 Turbo выставлен в Автомобильном музее Toyota в Нагакуте, Айти. Автомобиль время от времени появляется на автомобильных фестивалях, таких как Toyota Gazoo Racing Festival и Goodwood Festival of Speed .

Toyota снова использовала 7 в 1970 году в качестве основы для EX-7 в том же году , публично показанного на Токийском автосалоне . Турбокомпрессоры были сняты с двигателя V8, чтобы снизить мощность до 450 л.с. (330 кВт), а кузов представлял собой обтекаемый дизайн купе, похожий на другие суперкары той эпохи. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Несчастные случаи

[ редактировать ]

Проект Toyota 7 был омрачен двумя несчастными случаями со смертельным исходом во время испытаний, что в конечном итоге привело к тому, что команда Toyota отказалась от планов участвовать в гонках «24 часа Ле-Мана» и Канадско-американском Кубке вызова, что в конечном итоге привело к закрытию проекта в 1970 году.

29 марта 1968 года Toyota пережила почти катастрофу во время тестов предстоящего Гран-при Японии, когда Ёсио Оцубо врезался в ограждение на повороте с наклоном 30 ° на Фудзи за рулем 3-литрового 415S. [ 13 ] Оцубо чудом остался жив, не получив серьезных травм. [ 13 ] Он расстался с командой Toyota в конце 1969 года.

Смерть Сатио Фукудзавы

[ редактировать ]

Сачио Фукудзава [ ja ] (18 июня 1943 — 12 февраля 1969) был одним из первых заводских гонщиков команды Toyota, начиная с ее создания в 1966 году. успешные и плодовитые водители.

12 февраля 1969 года Фукузава принимал участие в частных испытаниях на новом испытательном полигоне Yamaha в Фукурои, Япония, управляя неизвестным прототипом с закрытой кабиной и установленным 3-литровым двигателем 61E. В 11:45 по местному времени машина Фукудзавы не справилась с управлением в конце прямой дороги, свернула вправо и врезалась в металлический указатель. После этого автомобиль вылетел с насыпи, перевернулся и загорелся. Хосоя, также принимавший участие в испытаниях, прибыл на место крушения и попытался освободить Фукудзаву из горящей машины. Однако Фукузава скончался мгновенно от травм головы, полученных при ударе о железный указатель. [ 14 ]

Toyota не предоставила местным властям фотографии потерпевшего аварию автомобиля, сославшись на конфиденциальную коммерческую тайну. Фактически, после аварии останки аварийного автомобиля были утилизированы, а фотографии другого автомобиля были переданы местной полиции для расследования. Toyota тогда заявила, что авария произошла из-за ошибки водителя. Впоследствии Синтаро Фукудзава, отец Сачио, подал в суд на Toyota, обвинив их в халатности и препятствовании расследованию аварии Фукудзавы, утверждая при этом, что причиной аварии стал конструктивный недостаток аварийного автомобиля. После двенадцатилетней судебной тяжбы семья Фукудзава получила компенсацию в размере 61 000 000 йен в рамках мирового соглашения 1981 года.

Причина аварии так и не была установлена, а машина, которая попала в аварию, так и не была установлена.

Смерть Минору Каваи

[ редактировать ]

Минору Каваи [ ja ] (9 декабря 1942 - 26 августа 1970) присоединился к команде Toyota для участия в гонке World Challenge Fuji на 200 миль в 1968 году и стал штатным заводским гонщиком в 1969 году. После аварии Фукудзавы Каваи получил более заметную роль в команде. Toyota как ведущий гонщик и представитель компании, а его авторитет в команде вырос после его победы в гонке Fuji на 200 миль в 1969 году.

Каваи тестировал Toyota 7 Turbo на трассе Сузука 26 августа 1970 года, в день, когда Toyota официально одобрила планы участия в Канадско-американском Кубке вызова. Когда Каваи выезжал из второй кривой Дегнера (современный поворот 9), теперь считается, что у машины застрял дроссель, и Каваи пытался остановить машину, когда он потерял управление на подземном переходе, со следами заноса на трассе. Когда машина вышла из-под контроля, она врезалась в кювет возле перегиба перед Шпилькой (поворот 10), в результате чего машина взлетела в воздух. Каваи выбросили из автомобиля, где он получил серьезные травмы головы и ноги и мгновенно скончался. [ 15 ] [ 16 ]

Смерть Каваи, а также фурор по поводу юридических проблем, связанных со смертью Фукузавы и обвинениями в сокрытии, привели к тому, что Toyota отказалась от своих планов по участию в серии Can-Am, а с более ранней отменой Гран-при Японии 1970 года началась разработка Toyota 7. Производство турбо было официально прекращено в сентябре 1970 года.

Toyota 7 Turbo (578A) появляется в нескольких частях серии Gran Turismo видеоигр , начиная с Gran Turismo 4 , Gran Turismo (PSP) , Gran Turismo 5 и совсем недавно Gran Turismo 6 .

  1. ^ «Молодые солдаты и Тойота-7 т.2» (на японском языке). 26 сентября 2000 г. Проверено 29 декабря 2007 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д «Легенда о маленьком монстре: Тойота 7» . Команда Тойота Ф1. Архивировано из оригинала 21 апреля 2008 года . Проверено 23 декабря 2007 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Tomica Limited № 11: Toyota 7, буклет Car Magazine Edition, ISBN   4-7770-0159-8
  4. ^ Перейти обратно: а б «Старый Гран-при Японии» . Гонки продолжаются . Япония: Сан-эй Сёбо. 15 ноября 2020 г.
  5. ^ «ТОЙОТА-7 и САМУРАЙЫ» . www.mmjp.or.jp. ​Проверено 15 ноября 2020 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с «Гонки вне чемпионата 1968 года» . Прототипы мировых спортивных гонок. 2 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2007 г. Проверено 23 декабря 2007 г.
  7. ^ «ТОЙЯ-7» . Спортивные автомобили Наутилус . 12 мая 2016 года . Проверено 2 февраля 2021 г.
  8. ^ «Гонки вне чемпионата 1969 года» . Прототипы мировых спортивных гонок. 18 ноября 2007 года. Архивировано из оригинала 22 октября 2007 года . Проверено 23 декабря 2007 г.
  9. ^ "JAF|Motorsports" . JAF|Motorsports (на японском языке) . Проверено 15 ноября 2020 г. .
  10. ^ Japan Showcars ​​2 Токийский автосалон 1970–1979, Япония, апрель 2008 г., ISBN   978-4-544-91033-9
  11. ^ http://members.iinet.net.au/~stepho/concept.htm#ex7 Концептуальные автомобили Toyota от Stepho
  12. ^ http://www.2000gt.net/EX/EX7.php Toyota EX-7 от 2000GT
  13. ^ Перейти обратно: а б "TheJapanGPandHiroshi" . www.mmjp.or.jp. ​Проверено 15 ноября 2020 г.
  14. ^ Несчастный случай Юкио Фукудзава, 1969 год. (на японском языке). Все для победы! . Проверено 29 декабря 2007 г.
  15. ^ Несчастный случай Минору Каваи 1970 г. (на японском языке). Все для победы! . Проверено 29 декабря 2007 г.
  16. ^ «Спортивные автомобили, которые никогда не участвовали в гонках: 13, Toyota 578A, «Turbo 7» » . Ежедневный спортивный автомобиль . Ежедневный спортивный автомобиль . Проверено 4 мая 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e887673322dce3c6dd074dc523ceb611__1716487440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/11/e887673322dce3c6dd074dc523ceb611.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Toyota 7 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)