Ты Бишват
Ты Бишват | |
---|---|
![]() Миндальное дерево в цвету в Ту би-Шват | |
Официальное название | ט״ו בשבט10 в племени |
Тип | Еврейская религиозная , культурная |
Значение | Плоды, созревшие в Ту би-Шват, засчитывались в десятину следующего года . |
Обряды | Седер Ту биШват |
Дата | 15-е число Швата |
Дата 2023 года | Закат, 5 февраля – наступление ночи, 6 февраля [ 1 ] |
Дата 2024 года | Закат, 24 января – ночь, 25 января [ 1 ] |
Дата 2025 года | Закат, 12 февраля – наступление ночи, 13 февраля [ 1 ] |
Дата 2026 г. | Закат, 1 февраля – ночь, 2 февраля [ 1 ] |
Связано с | Носки |
Ту бишват ( ивр .: ט״ו בִּשְׁבָט , латинизированный : Ṭū biŠvāṭ , букв. «15-е число Швата») — еврейский праздник отмечаемый 15-го числа еврейского месяца Шват , (в 2024 году Ту би-Шват начинается с заходом солнца 24 января и заканчивается вечером 25 января). Его еще называют Рош а-Шана Ла-Иланот ( ראש השנה לאילנות ), буквально «Новый год деревьев». В современном Израиле этот день отмечается как День экологического сознания, и в честь этого праздника сажают деревья.
Этимология
[ редактировать ]Название Ту биШват происходит от еврейской даты праздника, которая приходится на пятнадцатый день Швата . «Ту» означает еврейские буквы Тет и Вав , которые вместе имеют числовое значение 9 и 6, что в сумме дает 15. [ 2 ] Эту дату также можно назвать «Хамиша Асар БиШват» ( Пятнадцатый день Швата. [ 3 ]
Талмуд
[ редактировать ]Ту би-Шват появляется в Мишне в трактате Рош ха-Шана как один из четырех новых лет еврейского календаря. Обсуждение того, когда наступит Новый год, стало источником споров среди раввинов, которые утверждали: [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
- Первый нисана — «Новый год королей и праздников».
- Первый элула — это «новый год десятины от скота»; Таннаимы Шимон бар Елеазар бен Шаммуа и Йохай , однако, относят это к первому тишрею.
- Первый Тишрей – «новый год по годам» (исчисление по календарю), «годы выпуска» (годы субботы [ нужна ссылка ] ), юбилеи , посадки и на десятину овощей.
- первый Шват Согласно школе Шаммая, — это «новый год деревьев» ; Однако школа Гиллеля относит это время к пятнадцатому числу швата.
Раввины вынесли решение в пользу Гиллеля по этому вопросу, и 15-е число Швата стало датой расчета начала сельскохозяйственного цикла с целью уплаты библейской десятины. [ 7 ] [ 8 ]
Библейская десятина
[ редактировать ]- Орла ссылается на библейский запрет ( Левит 19:23) на употребление в пищу плодов деревьев, произведённых в течение первых трёх лет после их посадки. [ 9 ]
- Нета Реваи ссылается на библейскую заповедь (Левит 19:24) приносить в Иерусалим в качестве десятины урожай фруктов четвертого года. [ 10 ]
- Вторая десятина была десятиной, которая собиралась в Иерусалиме, а бедная десятина - это десятина, отдаваемая бедным ( Второзаконие 14: 22–29), которая также рассчитывалась в зависимости от того, созрели ли плоды до или после Ту би-Швата.
Из талмудических требований к фруктовым деревьям, в которых Ту би-Шват использовался в качестве конечной даты в еврейском календаре для расчета возраста плодоносящего дерева, орла по сей день остается, по существу, в той же форме, что и во времена Талмуда. В ортодоксальном еврейском мире эта практика до сих пор соблюдается как часть Галахи , еврейского закона. Плоды, созревшие на трехлетнем дереве до Ту би-Швата, считаются орлахом и их запрещено есть, тогда как плоды, созревшие в Ту би-Шват третьего года жизни дерева или после него, разрешены. В 1-й, 2-й, 4-й и 5-й годы цикла Шмиты вторая десятина сегодня отмечается церемонией погашения обязательств по десятине монетой; в 3-й и 6-й годы бедная десятина заменяется, и для ее выкупа не нужна монета. Ту би-Шват — это дата, по которой определяется, к какому году относится десятина. [ нужна ссылка ]
Ту би-Шват выпадает на 15-й день еврейского месяца Шват и начинает трехмесячную серию (в годы без високосного года) праздников, которые приходятся на полнолуния в середине месяца, кульминацией которых является Песах . [ 11 ]
Традиционные обычаи
[ редактировать ]
В средние века Ту би-Шват отмечался праздником фруктов в соответствии с описанием этого праздника в Мишне как «Новый год». В 16 веке каббалист раввин Ицхак Лурия из Цфата и его ученики учредили седер Ту би-Шват , на котором плодам и деревьям Земли Израиля , особенно семи видов , придавалось символическое значение. Основная идея заключалась в том, что употребление десяти конкретных фруктов и выпивание четырех чашек вина в определенном порядке при произнесении соответствующих благословений приблизит людей и мир к духовному совершенству. [ 12 ]
каббалистический седер Ту-би-Шват В Израиле возродился специальные хагадоты . , который теперь отмечают многие евреи, как религиозные, так и светские. Для этой цели написаны [ нужна ссылка ]
В хасидской общине некоторые евреи маринуют или засахаривают этрог ( цитрон ) с Суккота и едят его на Ту би-Шват. Некоторые молятся, чтобы они были достойны прекрасного этрога в следующий Суккот. [ 13 ]
евреи-сефарды готовят десерт из зерен, сухофруктов и орехов, известный как Ашуре или триго кочо. В честь праздника [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Другой обычай предполагает употребление как красного, так и белого вина, что символизирует переход от зимы к весне. [ 16 ]
Современные обычаи
[ редактировать ]Ту би-Шват – День израильской беседки . [ 17 ] [ 18 ] и под этим именем его часто называют в международных средствах массовой информации. [ 19 ] Экологические организации в Израиле и диаспоре используют этот праздник для продвижения программ по повышению осведомленности об окружающей среде. [ 20 ] [ 21 ] В израильских кибуцах Ту биШват отмечают как сельскохозяйственный праздник. [ 22 ]

В Ту би-Шват 1890 года раввин Зеэв Явец , один из основателей религиозного сионистского движения Мизрахи , [ 23 ] взял своих учеников сажать деревья в сельскохозяйственном городе Зихрон-Яаков . Этот обычай был принят в 1908 году Союзом еврейских учителей, а затем Еврейским национальным фондом , созданным в 1901 году для надзора за мелиорацией земель и облесением Земли Израиля . В начале 20 века Еврейский национальный фонд посвятил этот день посадке эвкалиптовых деревьев, чтобы остановить эпидемию малярии в долине Хула ; [ 24 ] Сегодня Фонд планирует крупные мероприятия по посадке деревьев в больших лесах на каждый Ту би-Шват. [ 17 ] Более миллиона израильтян принимают участие в акции Еврейского национального фонда по посадке деревьев Ту-би-Шват. [ 25 ]
В соответствии с идеей Ту би-Шват, знаменующей возрождение природы, многие крупные учреждения Израиля выбрали этот день для своего открытия. Закладка краеугольного камня Еврейского университета в Иерусалиме состоялась в Ту би-Шват 1918 года; Технион ; в Хайфе, Ту би-Шват 1925 года и Кнессет в Ту би-Шват 1949 года. [ 26 ]
В диаспоре, особенно в Северной Америке в 1980-х годах, Ту би-Шват стал восприниматься как еврейский « День Земли » – при этом современные общины подчеркивают все виды действий и активности, связанные с окружающей средой и миром природы. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Еврейские цифры
- Список еврейских молитв и благословений
- Иудаизм и экология
- Иудаизм и защита окружающей среды
- Судьи 9
- Фестиваль фонарей , полнолуние первого месяца китайского календаря.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Даты Ту би-Швата» . Hebcal.com Дэнни Садинова и Майкла Дж. Рэдвина (CC-BY-3.0) . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ При представлении числа буквами раввинские правила запрещают использование букв и цифр, обозначающих 10 ( י Юд ) и 5 ( ה Hei ) вместе, потому что они образуют аббревиатуру «неизреченного имени Бога», YHVH יהוה . Следовательно, число 15 представлено буквами. ט (Тет) и ו (Вав), или 9 и 6 = 15.
- ^ Трактат Рош ха-Шанна Мишна 1:1
- ^ Талмуд , б. Рош ха-Шана 2а
- ^ «Перевод: Талмуд/Седер Моед/Трактат Рош ха-Шана/2а» . Викиисточник . 14 декабря 2015 года . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Еврейское агентство Израиля, Департамент еврейского сионистского образования, Педагогический центр (15 мая 2005 г.). «Ту бишват» . Еврейское агентство Израиля . Архивировано из оригинала 14 января 2005 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Карив, Гилад (21 января 2008 г.). «Ту бишват/Праздник любви – праздник природы» . Гаарец . Архивировано из оригинала 21 января 2024 года . Проверено 22 января 2019 г.
- ^ Зильберштейн, Эли. «Хабад Рош ха-Шана, гл.1 Мишна 1» . Хабад.орг . Архивировано из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 9 февраля 2020 г.
- ^ Зильберберг, Нафтали. «Что такое Орла» . AskMoses.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2020 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Шнеерсон, Шолом ДовБер ; Шнеерсон, Йосеф Ицхак . «Светом и силой: два хасидских дискурса с приложением: глоссарий» . Сичос на английском языке . Перевод раввина Элияху Тугера и Ури Каплуна, под редакцией Ури Каплуна. Архивировано из оригинала 28 ноября 2010 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ «Ту биШват Седер!» . Сефария . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Темы и обычаи – Ту би-Шват во всем мире» . virtualjerusalem.com . Архивировано из оригинала 5 октября 2009 года . Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ « Вещь или Ту о Швате » . Тора.орг . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Айлин Они Тан, « Будьте веселы вокруг пшеничной ягоды!» ', с. 352.
- ^ Исин, Мэри (2021). «Пшеничная каша Адама и Евы». Petits Propos Culinaires (119): 72–85. дои : 10.1558/ppc.28050 .
- ^ Jump up to: а б Бен-Нае, Ярон; Хелд Делароза, Михал, ред. (2023). ишув в Исраэль Старый сефардский Эрец Еврейские общины на Востоке в девятнадцатом и двадцатом веках (на иврите). Институт Бен-Цви по изучению еврейских общин на Востоке; Яд Ицхак Бен-Цви и Еврейский университет Иерусалима. стр. 372–373. ISSN 1565-0774 .
- ^ Jump up to: а б Ринат, Зафрир (20 января 2011 г.). «Израильтяне становятся зелеными к Ту-би-Швату» . Гаарец . Архивировано из оригинала 5 августа 2022 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ «Ту би-Шват (День посадки деревьев) в США» . Оперативный тыл. 2011. Архивировано из оригинала 28 апреля 2012 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ «День беседки во всем мире» . Фонд Дня Арбора . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ «Кибуц Лотан – кампания Ту бишват» . Кибуц Лотан. 2005. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ «Ту би-Шват – Еврейский день Земли» . Журнал еврейской женщины. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Яэль Зислинг. «Традиции Ту бишват» . Gemsinisrael.com. Архивировано из оригинала 11 июля 2011 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ «Сионистская философия» . Mfa.gov.il. 19 октября 1999 года . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Зурофф, раввин Авраам (2011). «Просто еврейский день беседки?» . Ор Сомаяч Интернэшнл . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ Пас, Шелли (19 января 2008 г.). «Ту Бишват лечится «шмитой» | Израиль | «Джерузалем Пост» . Fr.jpost.com. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 6 ноября 2011 г.
- ^ «Первые годы Кнессета» . Кнессет.gov.il . Проверено 20 января 2011 г.
- ^ См . «Еврейский энвайронментализм в Северной Америке» , Дэвид Зайденберг, Энциклопедия религии и природы.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Моше и ангелы Ту би-Шват: детская история.
- Ту бишват-седер Агада и путеводитель по Седеру на Hazon.org
- Neohasid.org: ресурсы для проведения седера, тексты для изучения и более глубокие объяснения каббалы Ту бишват.
- Статьи, обычаи и ответы о Ту бишват на сайте Yeshiva.co
- Своевременное послание надежды Ту бишвата на Aish.com