Концерт для виолончели (Салливан)

Концерт для виолончели ре мажор — Артура Салливана единственный концерт и одно из его первых крупномасштабных произведений. Он был написан для итальянского виолончелиста Альфредо Пьятти , а его премьера состоялась 24 ноября 1866 года в Хрустальном дворце в Лондоне под управлением Августа Маннса . После этого оно исполнялось всего несколько раз. Партитура не была опубликована, а рукопись была уничтожена во время пожара в 1960-х годах, но полная партитура была восстановлена дирижерами сэром Чарльзом Маккеррасом и Дэвидом Маки в 1980-х годах. Премьера их версии состоялась и опубликована в 1986 году.
Произведение редко можно услышать в концертном зале, но оно было записано EMI Classics и другими. Есть три части: Allegro moderato; Анданте эспрессиво; и Финал: molto vivace .
История
[ редактировать ]Салливан начал свою композиторскую карьеру в 1860-х годах с серии амбициозных произведений, перемежающихся гимнами, салонными песнями и другими легкими произведениями. [1] 23-летнего Салливана На концерте, на котором в апреле 1866 года впервые была исполнена «Ирландская симфония» , итальянский виолончелист Альфредо Пьятти исполнил Шумана Концерт для виолончели с виолончелью . [2] Игра Пьятти побудила Салливана сочинить для него новый концерт.
Концерт впервые был исполнен 24 ноября 1866 года в Хрустальном дворце в Лондоне под управлением Августа Маннса . [3] Рецензируя первое исполнение, «Таймс» назвала произведение не концертом, а концертино , и, хотя газета с нетерпением ждала дальнейших выступлений, она добавила: «Тем временем мы предупреждаем г-на Салливана, что нынешние надежды музыкальной Англии возлагаются на него». [3] В репертуаре 1860-х годов концертов для виолончели было немного. Работы Дворжака (1895), Сен-Санса (1872 и 1902), Элгара (1919) и Шостаковича (1959 и 1966) были еще впереди; концерты более ранних веков, такие как концерты Вивальди и Гайдна, пришли в запустение. Даже «Шуман», написанный за шестнадцать лет до сочинения Салливана, в то время был далек от регулярного репертуарного произведения. [n 1] Тем не менее, при его жизни было еще только два полных исполнения концерта Салливана. [4] Пьятти исполнил это произведение в Эдинбурге 17 декабря 1866 года, а в феврале 1887 года в Лондоне состоялся любительский спектакль. [5] Первые две части были исполнены на променадном концерте в Ковент-Гардене в октябре 1873 года под управлением композитора с Уолтером Петтитом в качестве солиста. [6] [7] Биограф Салливана Артур Джейкобс считает примечательным, что работа оказалась в запустении, предполагая, что Салливан, или Пиятти, или оба решили, что она неудовлетворительна, возможно, из-за краткости первой части. [8]
В начале 20 века состоялось единственное выступление солистки Мэй Мукл с Муниципальным оркестром Борнмута под управлением Дэна Годфри ; после этого произведение больше не звучало до окончательного исполнения оригинальной партитуры, данного Уильямом Плитом и оркестром Голдсбро под управлением Чарльза Маккерраса на концерте для Третьей программы BBC , транслировавшемся в прямом эфире 7 июля 1953 года. [9] [n 2]
Концерт не был опубликован, а в мае 1964 года рукопись партитуры и оркестровые партии были уничтожены пожаром в издательстве Chappell & Co. [5] Копия сольной партии с указанием некоторых оркестровых реплик сохранилась как часть коллекции Пирпонта Моргана . [4] Работая на основе этого, своей собственной памяти и второй копии солиста, Маккеррас реконструировал концерт в 1980-х годах в тесном сотрудничестве с дирижером и специалистом по Салливану Дэвидом Маки. Маккеррас заполнил то, что он не мог вспомнить из оркестровых партий, «основываясь на своих знаниях Салливана, а также Мендельсона и Шуберта (оба из которых Салливан часто подражал в своих ранних произведениях)». [12] Реконструированное произведение было дано на концерте Лондонского симфонического оркестра в Барбакане в Лондоне 20 апреля 1986 года. Джулиан Ллойд Уэббер , дирижировал Маккеррас. Солистом был [4] Сразу после этого те же исполнители записали произведение для EMI Classics . [13] Произведение было снова записано в 1999 году Мартином Остертагом с Симфоническим оркестром Юго-Западного немецкого радио под управлением Клауса Арпа. [14] а в 2000 году Пол Уоткинс с Симфоническим оркестром BBC и Маккеррасом. [15]
Реконструированная партитура была опубликована Йозефом Вайнбергером в Лондоне в 1986 году. [16] В то же время была опубликована фортепианная редукция Маки. [17]
Музыкальный анализ
[ редактировать ]Пропорции концерта необычны: первая часть – обычно самая длинная и симфонически построенная часть концерта – длится всего три с половиной минуты. Две другие части длятся около семи минут каждая. [13]
- Аллегро модерато
Используя ноты тонического трезвучия (D, F ♯ и A), Аллегро открывается приливом энергии. [9] но после 75 тактов он «просто затухает, когда ожидаешь второго субъекта». [18] Он переходит в следующую часть в виде короткой каденции. [8]
- Анданте выразительное
Медленную часть, сладкое песенное анданте , высоко оценили во время премьеры, и было предложено переписать ее для церковного органа. [5] Нежное настроение в середине части сменяется несколькими напористыми строфическими тактами, прежде чем анданте . возвращается мягкая тема [8] Рецензент The Observer после первого исполнения написал, что основной темой части была «такая же красивая мелодия, как и все, написанное для инструмента». [19]
- Финиш: очень живой
Финал возвращается к энергичному духу открытия концерта, в том, что дирижер Том Хиггинс называет «необычайным всплеском драйва и мелодической силы». [10] Как только оживленное настроение устанавливается, Салливан возвращает яркую вступительную тему концерта, перед более мягкой интерлюдией, за которой следует энергичный, но не заметно мелодичный пассаж, ведущий к живому варианту вступительных тактов финала и, после нескольких дальнейших тактов пассажа. , обычный закрывающий завиток. [8]
Оркестровка и написание струнных для солиста демонстрируют привычное понимание Салливаном возможностей всех инструментов, но комментаторы не сочли сами темы запоминающимися. [20] В обзоре Gramophone записи 1986 года делается вывод: «Работа никогда не приводит к какому-либо действительно удовлетворительному эффекту, как бы много ни обещали изначально темы». [18]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ The Musical Times в обзоре выступления Пьятти на концерте в апреле 1866 года сказала о концерте, что «не будучи брошенным в огонь композитором, [он] должен был быть должным образом помещен туда его поклонниками». [2]
- ^ Первая часть каденции для этого спектакля была написана Маккеррасом, поскольку были некоторые сомнения в подлинности существующей каденции. [10] [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейкобс, стр. 35–42.
- ^ Перейти обратно: а б «Музыкальное общество» , The Musical Times , май 1866 г., стр. 288–289.
- ^ Перейти обратно: а б «Концерты Хрустального дворца», The Times , 10 декабря 1866 г., стр. 9
- ^ Перейти обратно: а б с Хиггинс, с. 3
- ^ Перейти обратно: а б с Джейкобс, с. 42
- ^ «Прогулочные концерты мсье Ривьера», The Daily News , 20 октября 1873 г., стр. 2
- ^ Сэндс, Джон. «Салливан и концерты на набережной Ковент-Гардена» , Архив Гилберта и Салливана, 26 декабря 2009 г., получено 28 июля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джейкобс, Артур. Программные заметки к премьере реконструированной версии, Лондонский симфонический оркестр, апрель 1986 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маки, с. 170
- ^ Перейти обратно: а б Хиггинс, с. 5
- ^ "Оркестровый концерт" , BBC Genome, получено 2 октября 2015 г.
- ^ Шепард, Марк. «Концерт для виолончели с оркестром ре мажор (1866)» , Дискография сэра Артура Салливана: оркестровая и оркестровая музыка, Дискография Гилберта и Салливана, 12 июля 2009 г., получено 2 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хиггинс, задняя обложка
- ^ "Cellokonzerte" , WorldCat, получено 2 октября 2015 г.
- ^ "Увертюра к Макбету; Концерт для виолончели; Te Deum (1872)" , WorldCat, получено 2 октября 2015 г.
- ^ «Салливан: Концерт для виолончели с оркестром»» , WorldCat, получено 2 октября 2015 г.
- ^ Маки, с. 173
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Лэмб . Обзор, Граммофон , февраль 1987 г., с. 1122
- ^ «Хрустальный дворец», The Observer , 25 ноября 1866 г., стр. 2
- ^ Гудвин, Ноэль . "LSO/Mackerras Barbican", The Times , 22 апреля 1986 г., стр. 15; и Коул, Хьюго. «Концерт Салливана для виолончели», The Guardian , 21 апреля 1986 г., стр. 15
Источники
[ редактировать ]- Хиггинс, Том (1993). Примечания к EMI CD CDM 7 64726 2 . Лондон: EMI. OCLC 31128132 .
- Джейкобс, Артур (1986) [1984]. Артур Салливан . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-282033-4 .
- Маки, Дэвид (2015). «Реконструкция Концерта для виолончели Салливана». В Найджеле Симеоне; Джон Тиррелл (ред.). Чарльз Маккеррас . Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 978-1-84383-966-8 .