Происхождение гуннов
Происхождение гуннов и их отношения с другими народами, идентифицированными в древних источниках как иранские гунны , такими как ксиониты , алчонские гунны , кидариты , эфталиты , незаки и хуна , были предметом длительных научных споров. . Древнегреческие и римские источники не дают никакой информации о том, откуда пришли европейские гунны , кроме того, что они внезапно появились в 370 году нашей эры. Однако есть некоторые возможные упоминания о гуннах или родственных им племенах, датируемых более 370 годом. Между тем китайские источники указывают на несколько разных, иногда противоречивых источников происхождения различных групп «иранских гуннов». В 1757 году Жозеф де Гинь впервые предположил, что гунны и иранские гунны тождественны хунну . Затем этот тезис популяризировал Эдвард Гиббон . С тех пор ученые обсуждали это предложение на предмет его лингвистических, исторических и археологических достоинств. В середине двадцатого века эта связь подверглась критике со стороны китаеведа Отто Дж. Менхен-Хельфена. и в значительной степени потерял популярность. Некоторые недавние ученые высказались в пользу той или иной формы связи, и теория вернулась в мейнстрим, но консенсуса по этому вопросу нет. [ 1 ] Также остается спорным вопрос о том, принадлежали ли различные «иранские гунны» к одной или нескольким этническим группам.
Главным свидетельством связи хунну с европейскими и иранскими гуннами является сходство их имен. Подтверждающие доказательства представлены историческими записями, указывающими на то, что термин хунну использовался для обозначения людей, упоминаемых в согдийских и санскритских текстах как Xwn и Huṇa соответственно, термины, используемые для народов, называемых гуннами на Западе. Другая важная связь – использование подобных металлических котлов европейскими гуннами и хунну. Кроме того, недавние археогенетические исследования подтвердили сходство профиля некоторых людей эпохи Хуннов с сюнну. Однако остается ряд существенных различий, включая в целом разные археологические профили и большое разнообразие обычаев, зафиксированных среди различных гуннских групп. Кроме того, существует двухсотлетний разрыв между последними зарегистрированными действиями хунну и первым появлением гуннов в Европе и Центральной Азии. Эти проблемы заставили многих ученых отвергнуть эту идентификацию.
История истоков идеи хунну
[ редактировать ]

Жозеф де Гинь (1757) впервые предложил связь между европейскими гуннами и хунну на основании сходства кочевого образа жизни обоих народов. [ 3 ] и сходство их названий. [ 4 ] При составлении этого уравнения де Гинь не был заинтересован в установлении какой-либо культурной, языковой или этнической связи между хунну и гуннами: вместо этого обоих «гуннов» создал способ политической организации. [ 5 ] Затем это уравнение стало популяризироваться благодаря тому, что его принял Эдвард Гиббон в своей «Истории упадка и падения Римской империи» (1776–1789). [ 6 ] Дэвид Кертис Райт выводит широко распространенный миф о том, что Великая Китайская стена была построена, чтобы отогнать хунну из прохода в Гиббон. [ 7 ] Гиббон, читая де Гиня, утверждал, что иранские («белые») и европейские гунны произошли от двух отдельных подразделений хунну, которые пережили разрушение своего режима вблизи самого Китая . [ 8 ] После Гиббона этот тезис быстро получил широкое признание среди различных историков гуннов. [ 9 ]
В девятнадцатом веке этот вопрос в основном обсуждался лингвистами, которые стремились связать имя и язык хунну или гуннов друг с другом. [ 10 ] Поскольку для ученых XIX века язык был тесно связан с этнической принадлежностью, возникла необходимость доказать как физическое происхождение гуннов от хунну, так и то, что они говорили на одном языке. [ 11 ] Хотя теория происхождения хунну оставалась популярной, ряд ученых высказывали возражения, поскольку считали, что гунны говорили на финно-угорском языке , тогда как хунну говорили на тюркском или монгольском языке . [ 12 ] Точно так же некоторые русские ученые XIX века утверждали, что гунны говорили на славянском языке и, следовательно, не могли происходить от неславяноязычных хунну. [ 13 ] В конце девятнадцатого века историк-классик Дж. Б. Бери поставил под сомнение отождествление де Гиня и Гиббона гуннов с хунну, утверждая, что у них просто были похожие имена. Однако позже он пересмотрел эту позицию и согласился с этой ссылкой. [ 14 ]
В начале двадцатого века немецкий китаевед Фридрих Хирт обнаружил отрывки в китайских анналах, в основном в Вэй Шу , которые, по его мнению, доказывали связь между гуннами и хунну. [ 15 ] Работа Хирта убедила многих, и к 1940-м годам среди историков и археологов сложилось общее мнение, что хунну и гунны были родственниками. [ 16 ] [ 17 ] Однако в 1945 году Отто Дж. Менхен-Хельфен утверждал, что Хирт неверно истолковал китайские анналы. Благодаря работе Менхен-Хельфена «диссертации Хирта был нанесен серьезный удар». [ 17 ] Менхен-Хельфен также выступал против идентификации, основанной на современной археологии и этнографических основаниях. [ 18 ] [ 19 ] подверг сомнению новые теории, приравнивающие гуннов и хунну на основании их имен . Менхен-Хельфен в нескольких статьях и своей самой важной работе «Мир гуннов» (1973) [ 20 ] Скептицизм Менхен-Хельфена подхватил и видный евразийец Денис Синор . [ 21 ]
В своей статье 2009 года Кристофер Беквит ссылается на «общий консенсус среди евразийцев» о том, что хунну и гунны не связаны между собой. [ 22 ] Этот консенсус был оспорен историком Этьеном де ла Вэсьером (2005 и 2015 гг.): [ 23 ] историк и лингвист Кристофер Этвуд (2012 г.), археолог Тосио Хаяси (2014 г.), [ 24 ] и историк Хён Джин Ким (2013 и 2015 гг.). В своей статье в 2020 году Александр Савельев и Чунгвон Чжон называют предлагаемую связь «имеющей лишь ограниченную поддержку в современной науке». [ 2 ] в то время как Уорвик Болл в своей статье в 2021 году пишет, что «общего консенсуса нет» и что «стипендии разделились» по этому вопросу. [ 1 ]
Этимологические свидетельства
[ редактировать ]Эквивалентность «гуннских» имен в первоисточниках
[ редактировать ]Главным свидетельством связи хунну с другими гуннскими группами является кажущееся сходство их названий. Они записаны на китайском языке как Xiōngnú , греческом Οὖννοι ( Ounnoi ), латинском Hunni , согдийском Xwn , санскрите Hūna , среднеперсидском Ẋyon и армянском Hon-k' . [ 25 ] [ 26 ] Эквивалентность значения слова «йон» слову «хун» демонстрируется сирийским использованием слова «хун» для обозначения людей, называемых «йон» в персидских источниках, в то время как в зороастрийских текстах на персидском языке «йон» используется для обозначения людей, называемых «хуна» на санскрите. [ 27 ] Этьен де ла Васьер показал, что сюнну , а также согдийские и санскритские термины Xwm и Huna использовались для обозначения одного и того же народа. [ 28 ]
Источники, в которых «иранские гунны» упоминаются как «гунны», обычно принадлежат их противникам; только на единственной печати кидаритского правления Угларга и печати сомнительной подлинности, которая, возможно, была обнаружена у Косамби, есть титул «Король гуннов/над гуннами», используемый самими иранскими гуннами. [ 29 ] Китайский Вэй Шу также засвидетельствовал титул Веннаша для кидаритских правителей из Бактрии , завоевавших Согдию , который Кристофер Этвуд и Кадзуо Энноки интерпретируют как китайскую транскрипцию Оннаша , что означает царь гуннов. [ 30 ] Кристофер Беквит использовал тот факт, что эфталиты никогда не идентифицируют себя на своих монетах как гунны, а скорее как Эбодало ( ηβοδαλο ), чтобы доказать, что они не гунны. [ 31 ] иногда называет их «Белыми гуннами» Греческий историк Прокопий «Белыми Хунами» ( Śvēta Huṇa ). , а санскритские авторы — [ 32 ] [ 33 ] Элемент имени -хон(н)о или -хан(н)о , засвидетельствованный на монетах Алчона , как утверждает Франц Гренет, представляет этническое имя Хун, при этом всегда являющееся тюркским словом, означающим «красный»; однако эта интерпретация оспаривается, поскольку бактрийское слово «гунн» — * uono (множественное число uonono ). [ 34 ] [ 35 ]
Значение эквивалентности
[ редактировать ]Разные ученые использовали разные термины для обозначения одних и тех же людей на разных языках по-разному.
Некоторые ученые считают, что это имя является эндонимом, используемым самими гуннами. И де ла Васьер, и Ким рассматривают очевидное использование одного и того же имени европейскими и иранскими гуннами как утверждение политической преемственности между хунну и более поздними гуннскими группами. [ 36 ] [ 37 ] Уолтер Пол, с другой стороны, понимает, что имя «гунны» было заявлением об этнической идентичности без какого-либо необходимого политического компонента, учитывая, что одновременно существовало несколько «гуннских» государств. [ 38 ] Отто Менхен-Хельфен считал, что, по крайней мере, иранские гунны (хиониты , эфталиты и хуна ) имели одно и то же имя, хотя и ставил под сомнение значение этого факта. [ 39 ] Ричард Фрай утверждал, что различные иранские гунны намеренно использовали имя гунны, чтобы напугать своих врагов. [ 40 ]
Другие ученые утверждают, что имя гунны могло быть экзонимом, используемым другими народами для описания различных гуннских групп. Кристофер Этвуд предполагает, что это имя, возможно, использовалось ираноязычными торговцами и переводчиками. [ 41 ] Вместо этого Ханс Баккер утверждает, что это слово, поскольку оно, по-видимому, в основном используется врагами гуннов, может быть уничижительным термином, происходящим от китайского «хунну» в его буквальном значении «дикие рабы». [ 42 ] Такие ученые, как Х.В. Бэйли и Денис Синор, утверждали, что имя «Хун» , возможно, было общим названием степных кочевников, происходящим от иранского слова Ẋyon , означающего «враги». [ 43 ]
И Пол, и Этвуд утверждают, что использование этого имени различными группами гуннов или для обозначения них не доказывает миграцию. [ 44 ] [ 45 ]
Другие ученые полностью отвергли сходство названий. Ссылаясь на гуннов и хунну, Денис Синор утверждал, что к отождествлению привело всего лишь «случайное созвучие двух имен». [ 46 ] Кристофер Беквит, с другой стороны, считает, что древнекитайская форма «хунну» произносилась совсем не так, как имя «хун» (см. ниже). [ 47 ]
Форма имени «хунну» на древнекитайском языке.
[ редактировать ]Неясно, как на самом деле произносилось имя, транскрибируемое как «хунну» на современном китайском языке, и насколько точно оно транскрибировало самоназвание этих людей. Кристофер Беквит отмечает, что произношение сюнну на древнекитайском языке является неопределенным. оно, вероятно, произносилось как *χoŋnʊ или *χʲoŋnʊ Хотя на среднекитайском языке , вполне возможно, что оно было перенесено в древнекитайский язык до изменения начальной буквы s на χ , что означает, что оно могло соответствовать иранскому имени, например Сака. [ 47 ] или скуδа ( скифский ). [ 22 ] В 2022 году он утверждал, что это название на самом деле является транскрипцией названия Согдия (древнекитайское *Suŋlâ ← *Suɣla ← *Sugda) и, таким образом, относится к восточно-иранской группе. [ 48 ] Э. Г. Пуллибланк предложил древнекитайское произношение, похожее на *flông-nah , и связал это имя с кочевым народом, зарегистрированным в греческом языке как Phrounoi ( Φροῦνοι ). [ 49 ] Менхен-Хельфен далее отмечает, что китайская транскрипция является лишь приближением к их настоящему названию. В доказательство своей неточности он отмечает, что император Ван Ман фактически переименовал сюнну в сян-ну, причем первый элемент означает «подчиниться», находясь в плохих отношениях с группой. Позже, когда у него сложились хорошие отношения, он переименовал их в Кунг-ну, где первый элемент означает «уважительный». [ 50 ]
Кристофер Этвуд реконструирует древнекитайскую форму Xiōngnú как *x(r)joŋ-na , *hɨoŋ-na , *hoŋ-nâ или *xoŋ-NA , тем самым отвергая предложение Беквита или Пуллибланка. [ 51 ] Однако он отмечает ряд дополнительных проблем с приравниванием западных форм имени Хун к имени Сюнну : 1) Сюнну имеет два слога, в то время как согдийские, армянские, сирийские и персидские слова имеют один, а в греческом и латинском языках - второй слог. кажется, дело окончено; 2) Сюнну начинается с велярной спиранты x , тогда как в санскрите и армянском языке есть гортанная спиранта h , а в греческом языке спирант отсутствует; 3) Сюнну имеет велярный носовой ŋ , тогда как в санскрите — ретрофлексный носовой ṇ, а в других формах — зубной носовой n ; 4) В сюнну перед основной гласной стоит полугласная ʲ или ɨ , тогда как только в персидском языке перед основной гласной стоит полугласная. [ 52 ] Решение этих трудностей Этвудом состоит в том, чтобы утверждать, что все западные версии прямо или косвенно происходят от санскритского Hūṇa , который представляет собой независимую транскрипцию того же имени, переведенного китайцами как Xiōngnú , и которое также появляется в греческом языке как Χωναι ( Khonai ). . [ 53 ] Далее он утверждает, что персидская форма Ẋyon этимологически не связана с другими именами, а скорее является «архаичным» именем, которое просто звучало похоже на имя Хун . [ 54 ]
Текстовые доказательства
[ редактировать ]Классические источники о происхождении европейских гуннов
[ редактировать ]Классические источники не дают много информации о происхождении европейских гуннов. Они утверждают, что гунны появились в Европе внезапно около 370 г. [ 55 ] Аммиан Марцеллин относит их происхождение к Кавказу, близ Азовского моря . [ 56 ] Чаще всего попытки римских писателей выяснить происхождение гуннов просто приравнивали их к более ранним степным народам, таким как царские скифы , а также к парфянам и даже к Троянской войне . [ 57 ] [ 56 ] Римские писатели повторяли рассказ о том, что гунны проникли во владения готов, когда преследовали дикого оленя или одну из их коров, вырвавшихся на свободу через Керченский пролив в Крым . Обнаружив, что земля хороша, они напали на готов. [ 58 ] Иордана Гетика сообщает , что готы считали гуннов потомками «нечистых духов» и готских ведьм ( Гетика 24:121). [ 59 ]
И Менхен-Хельфен, и Денис Синор утверждают, что о происхождении гуннов невозможно установить ничего, кроме того, что говорится в классических источниках. [ 43 ] [ 60 ] Современные ученые иногда интерпретируют упоминания о более ранних народах как возможные ссылки на гуннов до 370 года. Хюн Джин Ким утверждает, что народ, идентифицированный географом 2-го века нашей эры Птолемеем как хонои ( Χοῦνοι , Chu(n)ni ), был более ранним упоминанием о гунны. [ 61 ] [ 62 ] Однако другие ученые, такие как Э.А. Томпсон и Менхен-Хельфен, оспаривают отождествление хоунов и гуннов. [ 63 ] [ 64 ] Синор отождествляет имя Хоноя с гуннами, но утверждает, что это не означает, что это была та же группа, что и гунны, появившиеся в Европе два столетия спустя. [ 65 ]
Текстовые источники о происхождении иранских гуннов
[ редактировать ]Текстовые источники по истории «иранских гуннов» немногочисленны и часто неточны, и неясно, имели ли эти люди одинаковое или разное происхождение. [ 66 ] [ а ] Состояние текстовых источников означает, что монеты, отчеканенные этими группами, являются лучшими источниками по их истории. [ 70 ] Современные источники называют «иранских гуннов» самыми разными именами, но чаще всего — хионитами . [ 71 ]
Китайские источники об «иранских гуннах» описывают несколько отдельных волн захватчиков, которые следовали одним и тем же маршрутом в Иран; помимо упоминания хунну, они также описывают две группы Юэ-чжи («Большие» и «Меньшие»), иногда описываемые как бегущие от хунну, а иногда и от жужаней . [ 72 ] Первая группа, упомянутая в византийских источниках, — это хиониты, напавшие на Бактрию около 350 г. н.э. [ 67 ] В более поздних источниках на греческом языке кидариты упоминаются как отдельная группа хионитов. [ 73 ] Что касается эфталитов, китайский посол VII века нашей эры Вэй Цзе предположил связь с народом, известным как Канджу , но выразил замешательство по поводу их окончательного происхождения; другие китайские источники предполагают происхождение из Турфана в Таримской котловине . [ 74 ] Кроме того, китайские источники иногда связывают эфталитов с термином Хуа , который современные учёные связывают с Уаром / Аварами . [ 75 ] [ 76 ] Примерно современный греческий Псевдо-Иисус Навин всегда называет эфталитов гуннами или хионитами, в то время как более поздний Прокопий называет их гефталитами (имя, широко распространенное на разных языках) и белыми гуннами. [ 75 ]
Ученые расходятся во мнениях относительно того, вторгались ли «иранские гунны» несколькими волнами, как указывают китайские источники, или одной волной. [ 77 ] Де ла Васьер и Ким выступают за одно вторжение и что его время (около 350 г. н.э.) указывает на связь с европейскими гуннами, как и часть Центральной Азии, из которой они вышли. [ 78 ] [ 79 ] Мартин Шоттки, однако, утверждает, что, хотя вторжения «иранских гуннов» могли быть «причинно связаны» с вторжениями европейских гуннов, люди не были напрямую связаны с европейскими гуннами. [ 80 ]
Предлагаемые текстовые доказательства связи гуннских групп
[ редактировать ]
Между исчезновением хунну из китайских исторических источников (после их завоевания сяньбэями ) и появлением гуннов в греко-римских источниках существует разрыв около двухсот лет. [ 81 ] Согласно « Книге Поздней Хань» , последний известный император хунну либо исчез на западе, либо переселился на территорию усуней в современном Казахстане в 91 году нашей эры . [ 82 ] Согласно Вэй Шу , они затем двинулись дальше на запад, в район современного Ташкента , где были разбиты сяньбэями в 153 году — после этого в течение двух столетий о них больше ничего не записано . [ 82 ]
Другие ученые представили доказательства из неевропейских источников, подтверждающие эту связь. В Китае третьего века буддийский монах из северной Бактрии (современный Афганистан) по имени Чжу Фаху (по-китайски) или Дхармаракша (на санскрите ) перевел этноним «Хуна» с санскрита на китайский как «хунну». [ 83 ] Это самое раннее засвидетельствованное использование имени Хуна, и Этьен де ла Васьер утверждает, что «использование имени Хуна в этих текстах имеет точную политическую ссылку на хунну». [ 84 ] Вторым важным текстовым свидетельством является письмо согдийского купца по имени Нанайванде, написанное в 313 году: в письме описываются набеги «Xwn» на города Северного Китая. Современные китайские источники идентифицируют этих же людей как хунну. [ 84 ] Таким образом, де ла Васьер заключает, что «Hun/Xwn/Huṇa» были точной транскрипцией имени, которое китайцы [...] перевели как «хунну»» (см. этимологические данные ). [ 84 ]

Еще одним важным историческим документом, подтверждающим идентификацию, является Вэй Шу . Ученый Фридрих Хирт (1909) полагал, что отрывок из Вэй Шу идентифицирует сюнну как завоевание аланов и Крыма , первые завоевания европейских гуннов. Отто Менхен-Хельфен смог показать, что отождествление Хиртом людей и завоеванных земель с аланами и Крымом было несостоятельным: вместо этого Вэй Шу ссылался на завоевание Согдианы группой, которую Менхен-Хельфен отождествлял с эфталитами . и большая часть текста была искажена более поздними интерполяциями из других источников. [ 85 ] Де ла Васьер, однако, отмечает, что китайская энциклопедия, известная как « Тундиан», сохраняет части оригинального Вэй Шу , включая отрывок, обсуждаемый Хиртом и Менхен-Хельфеном: он отмечает, что в ней описывается завоевание Согдианы хунну около 367 г., в то же время персидские и армянские источники описывают борьбу персов с хионитами. [ 86 ] В китайском географическом труде V века « Ши-сан чжоу цзи» Ган И отмечается, что аланы и согдийцы находились под властью разных правителей (европейских гуннов и хионитов соответственно), что позволяет предположить, что некоторые считали, что они были завоеваны одним и тем же народом. . [ 79 ]
Археологические свидетельства
[ редактировать ]Археология обнаружила мало связей между материальной культурой гуннов и Восточной Центральной Азией. [ 2 ] Существуют важные различия между погребальными практиками и моделями расселения хунну и европейских гуннов. [ 87 ] Однако обобщенных исследований, сравнивающих археологию хунну и хуннов, до сих пор нет. [ 88 ] Наиболее распространенными археологическими связями в Евразии являются бронзовые котлы (см. ниже) и зеркала, а также компоненты составного лука гуннского стиля и практика искусственной деформации черепа (см. Ниже). [ 89 ] Использование археологии для отслеживания предполагаемых миграций этнических групп по Евразии подвергалось критике за упрощенную интерпретацию распространения объектов и за смешение материальной культуры с этнической принадлежностью. [ 89 ] Урсула Бросседер далее утверждает, что археология вряд ли сможет доказать или опровергнуть какую-либо миграцию, поскольку такие перемещения часто не оставляют следов в археологических записях. [ 90 ] Тем не менее, многие археологи поддерживают теорию миграции хунну на запад. [ 91 ]
Урсула Бросседер объясняет распространение подобных артефактов между гуннами и хунну торговыми и культурными влияниями на Шелковом пути, а не миграцией. [ 92 ] Все исторически подтвержденные миграции в степи были быстрыми, тогда как такие предметы, как котлы, которые, как говорят, указывают на миграцию хунну на запад, движутся очень медленно. [ 93 ] Сюзанна Хакенбек и Ульф Бюнтген пишут, что, хотя археология не свидетельствует о быстрой миграции через степь, она, тем не менее, указывает на обширные связи по всей Евразии. [ 94 ]
Археологические данные об иранских гуннах весьма ограничены; Гуннские кладбища в Средней Азии практически неизвестны. [ 95 ] и датировка сайтов часто неточна. [ 96 ] Присутствие различных «иранских гуннов» в Индии также не оставило особых следов в археологических данных. [ 97 ] Помимо монет, археологических свидетельств существования эфталитов мало, а это означает, что археология проливает мало света на их происхождение. [ 98 ]
Гуннские котлы
[ редактировать ]
Наиболее значительной потенциальной археологической связью между европейскими гуннами и хунну являются аналогичные бронзовые котлы, используемые гуннами и хунну. Котлы, используемые европейскими гуннами, по-видимому, являются дальнейшим развитием котлов, которые использовались хунну. [ 95 ] [ 99 ] Ким утверждает, что это показывает, что европейские гунны сохранили культурную самобытность хунну. [ 36 ] Тосио Хаяси утверждал, что можно было бы проследить миграцию гуннов/хунну на запад, проследив за находками этих котлов. [ 100 ]
Урсула Бросседер, однако, утверждает, что не существует промежуточных типов между формами котла, известными у хунну, и формами, известными у европейских гуннов. [ 101 ] Она также отмечает, что котлы, как единый археологический артефакт, не могут доказать миграцию хунну-гуннов. [ 102 ] Нельзя также предполагать, утверждает она, что гунны и хунну использовали свои котлы таким же образом, поскольку котлы хунну обычно оставляют в могилах, тогда как котлы хуннов находятся отдельно у воды. [ 103 ] Поль далее отмечает, что такие котлы отсутствуют на территориях, контролируемых «иранскими гуннами», Бактрией и Согдией. [ 104 ]
Искусственная черепная деформация
[ редактировать ]
Искусственная деформация черепа подтверждается захоронениями гуннского периода в Европе, а также алчонскими гуннами посредством изображений на их монетах и в других местах. [ 105 ] возможно, предполагая культурную связь. [ 104 ] [ 106 ] Самые ранние свидетельства существования этой практики в Евразии происходят из гор Тянь-Шаня примерно во II веке до нашей эры. [ 94 ] Советские археологи В. В. Гинзбург и Е. В. Жиров считали это население частью хунну. [ 107 ] Совсем недавно Damgaard et al. В 2018 году утверждалось, что хунну мигрировали на запад после падения своей империи и смешались с саками в этой области. [ 108 ] В Европе искусственная деформация черепа, похоже, стала местной практикой; По состоянию на 2022 год генетические исследования людей периода миграции с модифицированными черепами с кладбища в Баварии и одного в Сербии показали, что только двое имели какое-либо восточноазиатское происхождение. [ 94 ]
Однако нет никаких свидетельств существования этой практики среди монгольских хунну или в Монголии в целом, а это означает, что группы гуннов должны были перенять ее после продвижения на запад. [ 109 ] Распространение искусственных черепных деформаций также не соответствует быстрому распространению гуннов. [ 94 ] Сюзанна Хакенбек пишет, что эта практика была настолько широко распространена по всей Евразии и встречается в контекстах захоронений и поселений, которые настолько сильно отличаются друг от друга, что невозможно связать ее с определенной этнической группой. [ 110 ]
Не все «иранские гунны» занимались искусственной деформацией черепа. Неясно, делали ли это эфталиты: хотя монеты использовались в качестве доказательства, многие ученые теперь полагают, что они были отчеканены алчонами - это делает проблематичными попытки связать захоронения с искусственно деформированными черепами с эфталитами. [ 98 ] Точно так же на монетах кидаритов не изображены удлиненные черепа, хотя это могло быть связано с тем, что они копировали более ранние модели своих монет. [ 111 ]
Дальнейшие потенциальные ссылки
[ редактировать ]Хизер отмечает, что обе группы использовали одинаковое оружие. [ 99 ] Менхен-Хельфен, однако, утверждает, что наконечники стрел, используемые различными «гуннскими» группами, сильно отличаются друг от друга. [ 112 ]
Этнографические и лингвистические данные
[ редактировать ]Появление
[ редактировать ]
Гунны описаны в римских источниках таким образом, что наводят на мысль об их восточноазиатской («монголоидной») внешности, что соответствует китайским описаниям хунну. [ 114 ]
Внешний вид эфталитов является предметом споров. Прокопий утверждает, что у эфталитов были «белые тела», тогда как у других гуннов кожа была более темной. [ 115 ] Хён Джин Ким утверждает, что Прокопий просто был введен в заблуждение использованием слова «белый» в названии «Белые гунны», которое на самом деле относится к географии, а не к цвету кожи. [ 32 ] черты лица посланника-эфталита («Хуа») к китайцам, изображенного на «Портретах периодических подношений», Утверждается, что показывают, что эфталиты имели «монгольские» черты; Кадзуо Эноки, однако, отметил, что у Хуа вьющиеся волосы, что не соответствует восточноазиатским чертам. [ 113 ]
Этнографические описания
[ редактировать ]Этнографические описания заставили таких ученых, как Питер Хизер, усомниться в связи между гуннами и хунну. Например, о хунну говорят, что они носят очереди , а о хуннах нет. [ 99 ]
Многие ученые использовали описание эфталитов у Прокопия, чтобы опровергнуть их отношение к другим гуннским группам: Прокопий описывает эфталитов как отличающихся от «любого из известных нам гуннов». [ 116 ] В частности, Отто Менхен-Хельфен и Кадзуо Эноки утверждали, что практика полиандрии, приписываемая эфталитам, указывает на отдельное этническое происхождение. Менхен-Хельфен отмечает, что европейские гунны практиковали многоженство , [ 117 ] в то время как Эноки отметил, что полиандрия встречается редко, за исключением Тибетского нагорья. Он считал, что это указывает на местное происхождение эфталитов, а не на евразийскую степь. [ 118 ] Де ла Васьер, однако, утверждает, что данные свидетельствуют о том, что это был местный бактрийский обычай, принятый эфталитами. [ 119 ] Ходадад Резахани также утверждает, что, хотя Прокопий описывает эфталитов как отличных от гуннов, известных в Европе, это не означает, что он или его аудитория думали, что они отличаются от гуннов, обитающих в Иране. [ 116 ]
Управление
[ редактировать ]Хизер утверждает, что разница между хунну и гуннами заключается в том, что у хунну было единое государство и правитель, носивший титул шаньюй , тогда как европейские гунны, похоже, прибыли без какого-либо единого лидера. [ 99 ] Майкл Дэвид Этингтон отмечает, что конфедеративное правительство без сильного правителя было обычным явлением среди степных кочевников, и приводит доводы в пользу его существования среди ранних гуннов Алхона, а также в рассказе Аммиана Марцеллина о европейских гуннах. [ 111 ]
Ким утверждает, что гунны действительно прибыли в Европу под единым правлением, но это не отражено напрямую в сохранившихся источниках. [ 120 ] Уорвик Болл в целом согласен с Кимом в том, что гунны были более организованы, чем обычно полагают, о чем свидетельствует их одновременное вторжение в Сасанидскую и Персидскую империи. [ 121 ] Еще одно потенциальное сходство между хунну и гуннским управлением заключается в том, что соглашения, достигнутые гуннами с Римской империей, были аналогичны соглашениям, заключенным между хунну и китайцами; однако Болл предупреждает, что эти соглашения были «вероятно, довольно стандартными соглашениями между кочевым и оседлым государствами», поскольку готы заключили аналогичные договоры в 332 и 367 годах. [ 114 ]
Религиозная практика
[ редактировать ]О религии европейских гуннов почти ничего не известно. [ 122 ] [ 123 ] Похоже, они сверились с костями оракула, что может указывать на китайскую связь. [ 114 ] Кроме того, Ким утверждает, что использование котлов хунну и гуннами может указывать на религиозную преемственность между ними. [ 124 ] утверждение, которое оспаривается Урсулой Бросседер (см. археологические свидетельства ). [ 102 ] Уорвик Болл отмечает, что то немногое, что известно о религии и мифологии гуннов и хунну, демонстрирует как сходства, так и различия, причем сходства часто присущи многим степным народам. [ 114 ]
В качестве культурного сходства между гуннами и хунну Ким отмечает, что оба, по-видимому, практиковали культ меча (хунну, известный как кэнлу , известный в западных источниках как «Меч Марса»). [ 125 ] Приводя доводы в пользу общего этнического и политического прошлого эфталитов/алчонских гуннов с гуннами и хунну, де ла Васьер предполагает, что этимология правителя Алчона Хингила означает «друг кенглу », а кенглу понимается как бог войны. [ 126 ] Поклонение богу войны как мечу широко распространено у степных народов. [ 127 ] Денис Синор, однако, считает поклонение мечу среди гуннов апокрифом. [ 128 ]
Джон Ман утверждает, что гунны во времена Аттилы, вероятно, поклонялись небу и степному божеству Тенгри , которому также поклонялись хунну. [ 129 ] Менхен-Хельфен также предполагает, что гунны этого периода могли поклоняться Тенгри, но отмечает, что этот бог не упоминается в европейских записях до девятого века. [ 130 ]
Язык
[ редактировать ]Нет единого мнения относительно того, на каком языке говорили гунны; многие из их имен могут быть тюркскими , но другие кажутся германскими и иранскими . [ 131 ] Аналогичным образом, хунну, по-видимому, включали в себя носителей практически всех языковых групп евразийской степи , и нет единого мнения относительно того, на каком языке говорила их элита, при этом различные ученые высказываются в пользу енисейского , тюркского, монгольского и иранского языков. . [ 124 ] Язык эфталитов также неопределенен. [ 132 ]
Тем не менее, ученые привели лингвистические аргументы относительно идентичности различных гуннских групп. Менчен-Хельфен утверждает, что хунну, по-видимому, говорили на монгольском языке , тогда как он полагает, что гунны говорили на тюркском языке , а эфталиты говорили на иранском языке . [ 133 ] В другом месте Менхен-Хельфен говорит об эфталитах как о «единственном исключении» из того факта, что различные гуннские группы (за исключением хунну), по-видимому, говорили на одном и том же языке. [ 134 ] Лингвистические аргументы против идентификации также использовал Кристофер Беквит в 2022 году, частично опираясь на свои собственные исследования языков гуннов и хунну: он считает, что гунны говорили на тюркском языке, в то время как хунну говорили на иранском языке. [ 135 ]
Другие ученые утверждают, что группы гуннов могли изменить язык: Питер Голден и де ла Васьер утверждают, что эфталиты, возможно, говорили на алтайском языке, а затем переняли иранский язык от оседлого населения, которым они правили; [ 136 ] Голден утверждает, что «[в] этом случае их поведение было типичным для кочевников». [ 115 ] В 2013 году Хён Джин Ким утверждал, основываясь на работе Э. Г. Пуллибланка и А. Вовина, что элита хунну, вероятно, говорила на енисейском языке , но перешла на тюркоязычный язык во время своих миграций на запад. [ 36 ] Совсем недавно он предположил, что «вся дискуссия вполне может быть бесполезной, учитывая многогранную идентичность этой [хунну] элиты и многоязычной империи, которой они управляют». [ 124 ]
Генетические доказательства
[ редактировать ]Генетические данные трудно применить к степным кочевническим обществам, поскольку они часто мигрировали, смешивались и ассимилировались друг с другом. Тем не менее, генетика может предоставить информацию о миграции из Восточной Азии в Европу и наоборот. [ 137 ] По состоянию на 2023 год имеется мало генетических данных из Карпатского бассейна гуннского периода (V век), а население, проживавшее там в гуннский период, демонстрирует различные генетические признаки. [ 138 ] Мароти и др. 2022 год показал, что геномы 9 особей эпохи Хуннов из бассейна варьировались от европейских до северо-восточноазиатских , причем эти люди, демонстрирующие ассоциации с Северо-Восточной Азией, наиболее похожи на группы, обнаруженные в Монголии, такие как сюнну и сяньбэй . [ 139 ] [ 140 ]
Индивидуальные занятия
[ редактировать ]В генетическом исследовании людей из гор Тянь-Шаня в Центральной Азии, датируемых концом второго века нашей эры, Дамгаард и др. В 2018 году было обнаружено, что эти люди представляют собой популяцию смешанного восточноазиатского и западноевразийского происхождения. Они утверждали, что это население произошло от хунну, которые распространились на запад и смешались с иранскими саками . [ 108 ] Это население в горах Тянь-Шаня может быть связано с европейскими гуннами отдельными захоронениями, содержащими предметы, стилистически близкие к тем, которыми пользовались европейские гунны, хотя это могло быть скорее признаком товарообмена и связей между элитами, чем признаком миграции. [ 141 ]
В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports в ноябре 2019 года, были изучены останки трех мужчин с гуннских кладбищ V века в Паннонском бассейне . Было обнаружено, что все три экземпляра имели смешанное европейское и восточноазиатское происхождение. [ б ] Они несли отцовские гаплогруппы Q1a2 , R1b1a1b1a1a1 и R1a1a1b2a2 . [ 142 ] Q1a2 тесно связан с тянь-шаньскими гуннами и скифо- сарматскими популяциями, тогда как R1b1a1 связан с германоязычными популяциями, а R1a-Z93 широко связан с индоиранскими и сюннускими популяциями. [ 143 ] Результаты гаплогруппы соответствовали хуннускому происхождению гуннов. [ с ] Было установлено, что у всех изученных мужчин-гуннов были карие глаза и темно- каштановые или черные волосы , двое имели промежуточный цвет кожи, а еще один имел цвет кожи от темного до черного. [ 144 ]
Однако Савельев и Джонг и др. В 2020 году сообщается, что, хотя у гуннов обнаружена восточноевразийская генетика, не сообщалось о каком-либо древнем геноме из Карпатского бассейна, позволяющем проверить генетическую связь Восточной Евразии, но такой вывод также был основан на отсутствии образцов археогенетики сюнну. В то же время решающую роль в формировании гуннов сыграло западноевразийское население, связанное с различными индоевропейскими языками Европы (в частности, германскими и осетинскими). Многие имена гуннов предполагают, что они были местными европейцами, но имели связь с тюркоязычными людьми. Хотя у гуннов действительно есть степное происхождение, нет даже достаточных доказательств, чтобы напрямую связать гуннов только с хунну. [ 2 ] В том же году Кейзер и др. В 2020 году исследовали 52 остатка скелета хунну и обнаружили, что хунны имели общие отцовские (R1a1a1b2a-Z94, R1a1a1b2a2-Z2124, Q1a и N1a) и материнские гаплотипы с хуннами, и на этом основании предположили, что хунны произошли от хунну, которых они, в свою очередь, Предполагается, что они произошли от скифо-сибиряков . [ д ]
Гнекки-Русконе и др. 2021 проанализировали останки двух элитных гуннов IV века из Казахстана и Венгрии . Их отцовские гаплогруппы были присвоены R1a-Z94 и R1a-Z645 . Один из этих гуннов нес материнскую гаплогруппу D4 . [ 145 ] Они тесно сгруппировались с останками гуннов из Внутренней Азии и, в более широком смысле, с древними жителями Северо-Восточной Азии. [ и ] В следующем году Gnecchi-Ruscone et al. В 2022 году исследовали мужчину V века из Арпаса, Венгрия. [ 146 ] Он принадлежал к отцовской гаплогруппе R1a-Y57 и материнской гаплогруппе H5 . [ ж ] и тесно сгруппированы с западноевразийцами. [ 147 ]
Исследование 2022 года, проведенное Maróti et al. В 2022 году описано происхождение останков гуннов. Останки гуннов из Азии были отнесены к группе, обозначенной Asia_Hun_Core, которая имела преимущественно восточноазиатское происхождение и была тесно связана с хунну . [ 148 ] С другой стороны, другие гуннские останки из Европы демонстрируют существенно более высокое сарматское происхождение. Третий сегмент гуннских выборок тесно сгруппировался с северо-западными европейцами. [ 148 ] Авторы описали отцовские гаплогруппы 23 образцов азиатских и европейских гуннов: 43% принадлежали к гаплогруппе R1a-Z93 , а 39% — к Q-M242 , обе из которых, вероятно, были унаследованы от хунну . 17% принадлежали к субкладам R1a, которые связаны с современными европейцами Северо-Запада, что соответствует германскому сходству некоторых образцов. [ 149 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Первоначально ученые считали всех так называемых «иранских гуннов» эфталитами , наиболее известной группой. Однако более поздние исследования выделяют несколько отдельных групп: хионитов, кидаритов , эфталитов, алчонских гуннов , незакских гуннов и, возможно, зунбилов . [ 67 ] Спорный вопрос о том, являются ли эфталиты и алчонские гунны отдельными династиями, при этом аргумент в пользу отдельных династий поддерживается нумизматикой . [ 68 ] Недавние исследования обычно проводят различие между первоначальным вторжением хионитов и династией Кидаритов, с одной стороны, и возникшими более поздними династиями, такими как эфталиты и алхонские гунны, с другой. [ 69 ]
- ^ Непарачки и др. 2019 «У всех особей гуннского возраста обнаружена примесь, происходящая от европейских и восточноазиатских предков».
- ^ Непарачки и др. 2019 , с. 1. «Гаплогруппы эпохи гуннов соответствуют хуннускому происхождению европейских гуннов».
- ^ Кейзер и др. 2020 , стр. 1, 8–9. «[Наши] результаты подтвердили, что хунну имели сильно смешанные митохондриальные и Y-хромосомные генофонды и выявили значительный западный компонент в изученной группе хунну.... [Мы] предполагаем, что скифо-сибиряки являются предками хунну и Гунны как их потомки... [E]ast евразийские субклады R1a R1a1a1b2a-Z94 и R1a1a1b2a2-Z2124 были общим элементом элиты гуннов, аваров и венгерских завоевателей и, весьма вероятно, принадлежали к той ветви, которая наблюдалась в наших выборках хунну. Гаплогруппы Q1a и N1a также были основными компонентами этих кочевых групп, подтверждая мнение о том, что гунны (и, следовательно, авары и венгерские захватчики) могли произойти от хунну, как предполагалось до восемнадцатого века, но сильно оспаривалось с тех пор... Некоторые хунну по отцовской и материнские гаплотипы можно было найти в генофонде гуннов, аваров, а также монгольских и венгерских завоевателей».
- ^ Гнекки-Русконе и др. 2021 . «Мы наблюдаем усиление нового восточно-евразийского притока, описанного выше, среди особей начала 1-го тысячелетия н.э. («Xianbei_Hun_Berel_300CE»), а также особей более позднего 7-11 тысячелетия н.э. («Каракаба_830CE» и «Каялык_950CE»). Они разбросаны вдоль ПК1 от основного кластера ИА Тасмола/Пазырык в сторону групп АНА (рис. 2В). Два индивида связаны с захоронениями хуннской элиты, датируемыми III веком н. э., один из городища Курайлы в Актюбинской области на западе. Казахстан и другой из Будапешта, Венгрия («Hun_elite_350CE»), тесно группируются вдоль этой линии (рис. 2C и рис. S1–S3)».
- ^ Гнекки-Русконе и др. 2022 г. Таблица S1.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бал 2021 , с. 174.
- ^ Jump up to: а б с д Савельев и Чон 2020 .
- ^ де ла Васьер, 2015 , с. 175.
- ^ Бросседер 2018 , с. 176.
- ^ Бросседер 2018 , стр. 176–177.
- ^ Райт 1997 , с. 84.
- ^ Райт 1997 , стр. 85–86.
- ^ Райт 1997 , стр. 86–87.
- ^ Райт 1997 , стр. 87–88.
- ^ Бросседер 2018 , с. 177.
- ^ Менхен-Хельфен 1945 , стр. 222–223.
- ^ Райт 1997 , стр. 88–90.
- ^ Менхен-Хельфен 1945 , с. 223.
- ^ Райт 1997 , стр. 91–94.
- ^ Райт 1997 , стр. 94–96.
- ^ Менхен-Хельфен 1945 , стр. 223, 227.
- ^ Jump up to: а б Райт 1997 , с. 96.
- ^ Райт 1997 , стр. 96–98.
- ^ де ла Васьер, 2015 , стр. 175–176.
- ^ Райт 1997 , стр. 98, 102–105.
- ^ Райт 1997 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Беквит 2009 , с. 404.
- ^ Пол 2014 , с. 562.
- ^ Бросседер 2018 , с. 178.
- ^ Этвуд 2012 , с. 27.
- ^ Менхен-Хельфен 1959 , с. 223.
- ^ Бэйли 1954 , с. 13.
- ^ де ла Васьер, 2015 , стр. 178–181.
- ^ Баккер 2020 , стр. 12–13.
- ^ Этвуд 2012 , стр. 33–35.
- ^ Беквит 2009 , с. 406.
- ^ Jump up to: а б Ким 2015 , с. 49.
- ^ Золотой 1992 , с. 80.
- ^ Резахани 2017 , стр. 107–108.
- ^ Баккер 2020 , стр. 4, 17-18.
- ^ Jump up to: а б с Ким 2013 , с. 29.
- ^ де ла Васьер, 2015 , стр. 181–183.
- ^ Поль 2018 , с. 197-198.
- ^ Менхен-Хельфен 1959 , стр. 227–228.
- ^ Фрай 1984 , стр. 345–346.
- ^ Этвуд 2012 , с. 47.
- ^ Баккер 2020 , с. 13.
- ^ Jump up to: а б Синор 1990 , стр. 178–179.
- ^ Пол 2014 , стр. 561–562.
- ^ Этвуд 2012 , с. 44.
- ^ Синор 1990 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Беквит 2009 , с. 72.
- ^ Беквит, 2022 , с. 333-334.
- ^ Золотой 1992 , с. 58.
- ^ Менхен-Хельфен 1959 , стр. -224-225.
- ^ Этвуд 2012 , с. 29.
- ^ Этвуд 2012 , с. 28.
- ^ Этвуд 2012 , стр. 31–38.
- ^ Этвуд 2012 , стр. 39–42.
- ^ де ла Васьер, 2015 , с. 177.
- ^ Jump up to: а б Бал 2021 , с. 172.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 7.
- ^ Томпсон 1996 , с. 20.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 5; Хизер 2010 , с. 209.
- ^ Менхен-Хельфен 1945 , с. 232.
- ^ Ким 2013 , с. 209.
- ^ Ким 2015 , с. 66.
- ^ Томпсон 1996 , с. 25.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 449.
- ^ Синор 1990 , с. 178.
- ^ Курбанов 2013 , стр. 88–89.
- ^ Jump up to: а б Бал 2021 , с. 179.
- ^ Резахани 2017 , с. 125.
- ^ Резахани 2017 , с. 89.
- ^ Уитфилд 2018 , с. 101.
- ^ Резахани 2017 , стр. 88–89.
- ^ Резахани 2017 , с. 88.
- ^ Резахани 2017 , с. 93.
- ^ Уитфилд 2018 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б Резахани 2017 , с. 134.
- ^ Ким 2013 , стр. 35–36.
- ^ Резахани 2017 , стр. 87–88.
- ^ де ла Васьер, 2015 , с. 186.
- ^ Jump up to: а б Ким 2013 , с. 38.
- ^ Шоттки 2004 .
- ^ Ким 2015 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Ким 2013 , с. 31.
- ^ де ла Васьер, 2015 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б с де ла Васьер, 2015 , с. 180.
- ^ Менхен-Хельфен 1945 , стр. 225–231.
- ^ де ла Васьер, 2015 , стр. 183–184.
- ^ Поль 2018 , стр. 198–199.
- ^ Крадин 2019 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Хакенбек и Бюнтген 2022 , с. 880.
- ^ Бросседер 2018 , с. 187.
- ^ Крадин 2019 , с. 160.
- ^ Бросседер 2018 , стр. 184–185.
- ^ Крадин 2019 , стр. 159–160.
- ^ Jump up to: а б с д Хакенбек и Бюнтген 2022 , с. 881.
- ^ Jump up to: а б де ла Васьер, 2015 , с. 187.
- ^ Курбанов 2014 , с. 318.
- ^ Этингтон 2021 , стр. 113, 115.
- ^ Jump up to: а б Уитфилд 2018 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б с д Хизер 2007 , с. 149.
- ^ Хаяши 2014 , стр. 15–16.
- ^ Бросседер 2018 , с. 181.
- ^ Jump up to: а б Бросседер 2018 , с. 182.
- ^ Бросседер 2018 , стр. 182–183.
- ^ Jump up to: а б Пол 2018 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б Баккер 2020 , стр. 17.
- ^ Ким 2013 , с. 39.
- ^ Молнар и др. 2014 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Дамгаард и др. 2018 , стр. 369–371.
- ^ Мэйалл, Пилброу и Битадзе 2017 , с. 2.
- ^ Хакенбек 2018 .
- ^ Jump up to: а б Этингтон, 2021 г. , стр. 110–111.
- ^ Менхен-Хельфен 1959 , с. 232.
- ^ Jump up to: а б Чаоджунг и Галамбос 2020 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б с д Бал 2021 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б Золотой 1992 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Резахани 2017 , с. 136.
- ^ Менхен-Хельфен 1959 , стр. 233–234.
- ^ Енох 1955 , с. 236 .
- ^ де ла Васьер 2003 , с. 119.
- ^ Ким 2013 , стр. 45–46.
- ^ Бал 2021 , с. 194.
- ^ Человек 2005 , с. 61.
- ^ Томпсон 1946 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б с Ким 2017 .
- ^ Ким 2013 , с. 28.
- ^ де ла Васьер 2003 , с. 129.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 279-280.
- ^ Синор 2005 , с. 4229.
- ^ Человек 2005 , стр. 61–62.
- ^ Менхен-Хельфен 1966 , с. 81.
- ^ Бал 2021 , с. 170.
- ^ Уитфилд 2018 , с. 113.
- ^ Менхен-Хельфен 1959 , стр. 229–232.
- ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 378.
- ^ Беквит, 2022 , с. 334.
- ^ де ла Васьер 2003 , с. 122.
- ^ Крадин 2018 .
- ^ Борбели и др. 2023 , с. 18.
- ^ Сааг и Станюк, 2022 , с. 739.
- ^ Мароти и др. 2022 .
- ^ Бросседер 2018 , с. 184.
- ^ Непарачки и др. 2019 , с. 5, рисунок 3.
- ^ Непарачки и др. 2019 , с. 3-6.
- ^ Непарачки и др. 2019 , с. 5.
- ^ Гнекки-Русконе и др. 2021 г. См. столбцы 18 и 19.
- ^ Гнекки-Русконе и др. 2022 .
- ^ Гнекки-Русконе и др. 2022 , с. 10.
- ^ Jump up to: а б Мароти и др. 2022 , с. 2860-2862.
- ^ Мароти и др. 2022 , с. 2865.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Этвуд, Кристофер П. (2012). «Гунны и сюнну: новые мысли о старой проблеме». В Бёке, Брайан Дж.; Мартин, Рассел Э.; Роуленд, Дэниел (ред.). Сомневаясь: исследования по истории и культуре в честь Дональда Островского . Издательство Кембриджского университета. стр. 27–52. ISBN 978-0-8-9357-404-8 .
- Баккер, Ханс Т. (2020). Алхан: гунны в Южной Азии . Баркхаус. дои : 10.2307/j.ctv13nb6sv . ISBN 978-94-93194-00-7 . JSTOR j.ctv13nb6sv . S2CID 244654797 .
- Бейли, HW (1954). «Харахуна». У Шуберта, Йоханнеса; Шнайдер, Ульрих (ред.). Asiatica: Festschrift Фридриха Веллера к его 65-летию . Лейпциг: Харасовиц. стр. 12–21.
- Болл, Уорик (2021). Евразийская степь: люди, движение, идеи . Издательство Эдинбургского университета. дои : 10.1515/9781474488075 . ISBN 9781474488075 . S2CID 248348684 .
- Беквит, Кристофер I (2009). Империи Шелкового пути: История Центральной Азии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400829941 . ISBN 9781400829941 .
- Беквит, Кристофер I (2022). Скифская империя: Центральная Евразия и зарождение классической эпохи от Персии до Китая . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9780691240541 . ISBN 9780691240541 . S2CID 234184277 .
- Борбели, Ноэми; и др. (2023). «Митогеномы с высоким охватом и типирование Y-хромосомы раскрывают древние родословные современной популяции Секели в Румынии» . Гены . 14 (1): 133. doi : 10.3390/genes14010133 . ПМЦ 9858685 . ПМИД 36672874 .
- Бросседер, Урсула Б. (2018). «Хунну и гунны: археологические перспективы многовековых дебатов об идентичности и миграции». В Ди Космо, Николо; Маас, Майкл (ред.). Империи и обмены в Евразии поздней античности: Рим, Китай, Иран и Степь, ок. 250–750 . Издательство Кембриджского университета. стр. 176–188. дои : 10.1017/9781316146040.015 .
- Чаоджунг, Чинг; Галамбос, Имре (2020). «Китайские источники». В Балоге, Дэниел (ред.). Гуннские народы в Центральной и Южной Азии: источники их происхождения и истории . Баркхаус. стр. 1–112. JSTOR .ctv13nb6vw.8 .
- Дамгаард, ПБ; и др. (9 мая 2018 г.). «137 древних геномов человека со всех концов Евразийских степей» . Природа . 557 (7705). Исследования природы : 369–373. Бибкод : 2018Natur.557..369D . дои : 10.1038/s41586-018-0094-2 . hdl : 1887/3202709 . ПМИД 29743675 . S2CID 13670282 . Проверено 11 апреля 2020 г.
- Эноки, Кадзуо (1955). «Происхождение белых гуннов или эфталитов». Восток и Запад . 6 (3): 231–237. JSTOR 29753725 .
- Этингтон, Майкл Дэвид (2021). «Гуннская дилемма: между идентичностью и эколого-экономическим кризисом» . Журнал азиатских цивилизаций . 43 (2): 109–120.
- Фрай, Ричард Н. (1984). История Древнего Ирана . Мюнхен: Бек. ISBN 9783406093975 .
- Некки-Русконе, Гвидо Альберто; Хусаинова Эльмира; Кахбаткызы, Нуржибек; Мусралина, Ляззат; Спиру, Мария А.; Бьянко, Рафаэла А.; Радзевичюте, Рита; Мартинс, Нуно Филипе Гомеш; Фройнд, Цесилия; Иксан, Олжас; Гаршин, Александр (март 2021 г.). «Древний геномный разрез Среднеазиатской степи разгадывает историю скифов» . Достижения науки . 7 (13). Бибкод : 2021SciA....7.4414G . дои : 10.1126/sciadv.abe4414 . ПМЦ 7997506 . ПМИД 33771866 .
- Некки-Русконе, Гвидо Альберто; Сечени-Надь, Анна; Конц, Иштван; Чики, Гергеи; Рац, Жофия; Рорлах, AB; Брандт, Гвидо; Роланд, Надин; Чаки, Вероника; Чероне, Оливия; Зайферт, Беа (14 апреля 2022 г.). «Древние геномы раскрывают происхождение и быструю трансевразийскую миграцию аварской элиты VII века» . Клетка . 185 (8): 1402–1413.e21. дои : 10.1016/j.cell.2022.03.007 . ISSN 0092-8674 . ПМЦ 9042794 . ПМИД 35366416 .
- Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов: этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке . Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-03274-2 .
- Хакенбек, Сюзанна (2018). «Формирование головы младенцев в Евразии в первом тысячелетии нашей эры». В Кроуфорде, Салли; Хэдли, Дон М.; Шеперд, Джиллиан (ред.). Оксфордский справочник по археологии детства . Издательство Оксфордского университета. стр. 483–504. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199670697.013.26 .
- Хакенбек, Сюзанна; Бюнтген, Ульф (2022). «Роль засухи во время вторжений гуннов в Центрально-Восточную Европу в IV и V веках нашей эры» . Журнал римской археологии . 35 (2): 876–896. дои : 10.1017/S1047759422000332 .
- Хаяси, Тошио (2014). «Гунны были хунну или нет? С точки зрения археологического материала». В Чой, Хан У; Шахин, Ильхан; Ким, Бён Иль; Исаков, Бактыбек; Буяр, Дженгиз (ред.). Алтайские сообщества: миграции и возникновение народов . Распечатать(ист). стр. 27–52. ISBN 978-975-7914-43-3 .
- Хизер, Питер (2007). Падение Римской империи: новая история Рима и варваров . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 146–167. ISBN 978-0-19-515954-7 .
- Хизер, Питер (2010). Империи и варвары: падение Рима и рождение Европы . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973560-0 .
- Кейзер, Кристина; и др. (30 июля 2020 г.). «Генетические данные свидетельствуют о чувстве семьи, равенства и завоевания у кочевников железного века Монголии хунну» . Генетика человека . 557 (7705). Спрингер : 369–373. дои : 10.1007/s00439-020-02209-4 . ПМИД 32734383 . S2CID 220881540 . Проверено 29 сентября 2020 г.
- Ким, Хён Джин (2015). Гунны . Рутледж . ISBN 9781138841758 .
- Ким, Хён Джин (2013). Гунны, Рим и рождение Европы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107009066 .
- Ким, Хён Джин (2017). «Хунну». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии . doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.50 . ISBN 978-0-19-027772-7 .
- Крадин, Николай (2018). «Древние степные кочевнические общества». Оксфордская исследовательская энциклопедия истории Азии . doi : 10.1093/acrefore/9780190277727.013.3 . ISBN 978-0-19-027772-7 .
- Крадин, Николай Н. (2019). «Некоторые аспекты истории хунну в археологической перспективе». Ин Хао, Чен (ред.). Конкурирующие нарративы между кочевым народом и его оседлыми соседями: материалы 7-й Международной конференции по средневековой истории евразийской степи, 9–12 ноября 2018 г. Шанхай, Китай . Том. 53. Сегедский университет. стр. 149–165. дои : 10.14232/sua.2019.53.149-165 . ISBN 978-963-306-708-6 .
- Курбанов, Айдогды (2013). «Эфталиты исчезли или нет?». В Гемил, Тасин (ред.). СТУДИЯ И ТУРКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ . КЛУДЖАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕСС. стр. 87–94. ISSN 2344-6560 .
- Курбанов, Айдогды (2014). «Эфталиты: иконографические материалы» . Тирагетия . 8 (1): 317–334.
- Менхен-Хельфен, Отто Дж. (1945). «Хунны и сюнну». Византия . 17 : 222–243. JSTOR 44168589 .
- Менхен-Хельфен, Дж. Отто (1966). «ΘΕΓΡΙ и Тенгри». Американский журнал филологии . 87 (1): 80–83. дои : 10.2307/292978 . JSTOR 292978 .
- Менхен-Хельфен, Отто Дж . (1973). Найт, Макс (ред.). Мир гуннов: Исследования по их истории и культуре . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01596-8 .
- Менхен-Хельфен, Отто Дж. (1959). «Этническое имя Хун». В Эгероде, Сорен (ред.). Studia Serica Bernhard Karlgren dedicata . Копенгаген. стр. 223–238.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мужчина, Джон (2005). Аттила: Варвар, бросивший вызов Риму . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. ISBN 9780553816587 .
- Мароти, Золтан; Непарачки, Эндре; Шютц, Оскар (25 мая 2022 г.). «Генетическое происхождение гуннов, аваров и венгров-завоевателей» . Современная биология . 32 (13): 2858–2870.e7. Бибкод : 2022CBio...32E2858M . дои : 10.1016/j.cub.2022.04.093 . ПМИД 35617951 . S2CID 246191357 .
- Мэйолл, Питер; Пилброу, Варша; Битадзе, Лиана (2 февраля 2017 г.). «Мигрирующие гунны и модифицированные головы: анализ собственной формы, сравнивающий намеренно измененные черепа из Венгрии и Грузии в период миграции в Европу» . ПЛОС ОДИН . 12 (2): e0171064. Бибкод : 2017PLoSO..1271064M . дои : 10.1371/journal.pone.0171064 . ПМК 5289542 . ПМИД 28152046 .
- Мольнар, Моника; и др. (апрель 2014 г.). «Искусственно деформированные черепа гунно-германского периода (V–VI века нашей эры) на северо-востоке Венгрии: исторический и морфологический анализ» . Журнал нейрохирургии . 36 (4): Е1. дои : 10.3171/2014.1.FOCUS13466 . ПМИД 24684322 .
- Непарачки, Эндре; и др. (12 ноября 2019 г.). «Гаплогруппы Y-хромосомы у гуннов, аварцев и кочевых народов Карпатского бассейна, завоевавших венгерский период» . Научные отчеты . 9 (16569). Nature Research : 16569. Бибкод : 2019NatSR...916569N . дои : 10.1038/s41598-019-53105-5 . ПМК 6851379 . ПМИД 31719606 .
- Пол, Уолтер (2014). «Готы и гунны». В Макинерни, Джереми (ред.). Спутник этнической принадлежности в Древнем Средиземноморье . Уайли Блэквелл. стр. 555–568. дои : 10.1002/9781118834312.ch37 . ISBN 9781444337341 .
- Пол, Уолтер (2018). «Этнос и империя в степях Западной Евразии». В Ди Космо, Никола; Маас, Майкл (ред.). Империи и обмены в Евразии поздней античности: Рим, Китай, Иран и степь, ок. 250-750 . Издательство Кембриджского университета. стр. 189–205. дои : 10.1017/9781316146040.016 . ISBN 9781316146040 .
- Резахани, Ходадад (2017). Переориентация сасанидов: Восточный Иран в поздней античности . Издательство Эдинбургского университета. дои : 10.1515/9781474400305 . ISBN 978-1-4744-0030-5 . S2CID 248014025 .
- Сааг, Лехти; Станюк, Роберт (2022). «Исторические миграции человека: Из степи в котловину» . Современная биология . 32 (13): 38–41. Бибкод : 2022CBio...32.R738S . дои : 10.1016/j.cub.2022.05.058 . ПМИД 35820383 . S2CID 250443139 .
- Савельев Александр; Чон, Чунгвон (2020). «Ранние кочевники Восточной Степи и их пробные связи на Западе» . Эволюционные гуманитарные науки . 2 . Издательство Кембриджского университета (CUP). дои : 10.1017/ehs.2020.18 . ISSN 2513-843X . ПМЦ 7612788 . ПМИД 35663512 .
- Шоттки, Мартин (2004). «Гунны». Энциклопедия Ираника .
- Синор, Денис (1990). «Гуннский период». В Синоре, Денис (ред.). Кембриджская история ранней Внутренней Азии (1-е изд.). Кембридж [ua]: Cambridge Univ. Нажимать. стр. 177–203. ISBN 9780521243049 .
- Синор, Денис (2005). «Моя религия». В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 6 (2-е изд.). Справочник Макмиллана. стр. 4228–4229 . ISBN 9780028657332 . OCLC 56057973 .
- Томпсон, Э.А. (1996). Хизер, Питер (ред.). Гунны . Издательство Блэквелл. ISBN 978-0-631-15899-8 .
- Томпсон, Э.А. (1946). «Христианские миссионеры среди гуннов». Герматена . 67 (67): 73–79. JSTOR 23037831 .
- де ла Васьер, Этьен (2003). «Существует ли «национальность эфталитов»?». Бюллетень Азиатского института . Новая серия. 17 : 119–132. JSTOR 24049310 .
- де ла Васьер, Этьен (2015). «Степной мир и возвышение гуннов». В Маасе, Майкл (ред.). Кембриджский спутник эпохи Аттилы . Издательство Кембриджского университета. стр. 175–192. ISBN 978-1-107-63388-9 .
- Уитфилд, Сьюзен (2018). Шелк, рабы и ступы: материальная культура Шелкового пути . Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.1525/9780520957664 . ISBN 978-0-520-95766-4 .
- Райт, Дэвид Кертис (1997). «Возвращение к уравнению Сюн-Ну-Хуна». Ежегодник евразийских исследований . 69 : 77–112.