Jump to content

Происхождение гуннов

(Перенаправлено из «Происхождение гуннов »)

Происхождение гуннов и их отношения с другими народами, идентифицированными в древних источниках как иранские гунны , такими как ксиониты , алчонские гунны , кидариты , эфталиты , незаки и хуна , были предметом длительных научных споров. . Древнегреческие и римские источники не дают никакой информации о том, откуда пришли европейские гунны , кроме того, что они внезапно появились в 370 году нашей эры. Однако есть некоторые возможные упоминания о гуннах или родственных им племенах, датируемых более 370 годом. Между тем китайские источники указывают на несколько разных, иногда противоречивых источников происхождения различных групп «иранских гуннов». В 1757 году Жозеф де Гинь впервые предположил, что гунны и иранские гунны тождественны хунну . Затем этот тезис популяризировал Эдвард Гиббон . С тех пор ученые обсуждали это предложение на предмет его лингвистических, исторических и археологических достоинств. В середине двадцатого века эта связь подверглась критике со стороны китаеведа Отто Дж. Менхен-Хельфена. и в значительной степени потерял популярность. Некоторые недавние ученые высказались в пользу той или иной формы связи, и теория вернулась в мейнстрим, но консенсуса по этому вопросу нет. [ 1 ] Также остается спорным вопрос о том, принадлежали ли различные «иранские гунны» к одной или нескольким этническим группам.

Главным свидетельством связи хунну с европейскими и иранскими гуннами является сходство их имен. Подтверждающие доказательства представлены историческими записями, указывающими на то, что термин хунну использовался для обозначения людей, упоминаемых в согдийских и санскритских текстах как Xwn и Huṇa соответственно, термины, используемые для народов, называемых гуннами на Западе. Другая важная связь – использование подобных металлических котлов европейскими гуннами и хунну. Кроме того, недавние археогенетические исследования подтвердили сходство профиля некоторых людей эпохи Хуннов с сюнну. Однако остается ряд существенных различий, включая в целом разные археологические профили и большое разнообразие обычаев, зафиксированных среди различных гуннских групп. Кроме того, существует двухсотлетний разрыв между последними зарегистрированными действиями хунну и первым появлением гуннов в Европе и Центральной Азии. Эти проблемы заставили многих ученых отвергнуть эту идентификацию.

История истоков идеи хунну

[ редактировать ]
Британский историк восемнадцатого века Эдвард Гиббон ​​сыграл важную роль в распространении идеи о связи гуннов и хунну.
Географическое положение империи хунну и центра гуннов. [ 2 ]

Жозеф де Гинь (1757) впервые предложил связь между европейскими гуннами и хунну на основании сходства кочевого образа жизни обоих народов. [ 3 ] и сходство их названий. [ 4 ] При составлении этого уравнения де Гинь не был заинтересован в установлении какой-либо культурной, языковой или этнической связи между хунну и гуннами: вместо этого обоих «гуннов» создал способ политической организации. [ 5 ] Затем это уравнение стало популяризироваться благодаря тому, что его принял Эдвард Гиббон ​​в своей «Истории упадка и падения Римской империи» (1776–1789). [ 6 ] Дэвид Кертис Райт выводит широко распространенный миф о том, что Великая Китайская стена была построена, чтобы отогнать хунну из прохода в Гиббон. [ 7 ] Гиббон, читая де Гиня, утверждал, что иранские («белые») и европейские гунны произошли от двух отдельных подразделений хунну, которые пережили разрушение своего режима вблизи самого Китая . [ 8 ] После Гиббона этот тезис быстро получил широкое признание среди различных историков гуннов. [ 9 ]

В девятнадцатом веке этот вопрос в основном обсуждался лингвистами, которые стремились связать имя и язык хунну или гуннов друг с другом. [ 10 ] Поскольку для ученых XIX века язык был тесно связан с этнической принадлежностью, возникла необходимость доказать как физическое происхождение гуннов от хунну, так и то, что они говорили на одном языке. [ 11 ] Хотя теория происхождения хунну оставалась популярной, ряд ученых высказывали возражения, поскольку считали, что гунны говорили на финно-угорском языке , тогда как хунну говорили на тюркском или монгольском языке . [ 12 ] Точно так же некоторые русские ученые XIX века утверждали, что гунны говорили на славянском языке и, следовательно, не могли происходить от неславяноязычных хунну. [ 13 ] В конце девятнадцатого века историк-классик Дж. Б. Бери поставил под сомнение отождествление де Гиня и Гиббона гуннов с хунну, утверждая, что у них просто были похожие имена. Однако позже он пересмотрел эту позицию и согласился с этой ссылкой. [ 14 ]

В начале двадцатого   века немецкий китаевед Фридрих Хирт обнаружил отрывки в китайских анналах, в основном в Вэй Шу , которые, по его мнению, доказывали связь между гуннами и хунну. [ 15 ] Работа Хирта убедила многих, и к 1940-м годам среди историков и археологов сложилось общее мнение, что хунну и гунны были родственниками. [ 16 ] [ 17 ] Однако в 1945 году Отто Дж. Менхен-Хельфен утверждал, что Хирт неверно истолковал китайские анналы. Благодаря работе Менхен-Хельфена «диссертации Хирта был нанесен серьезный удар». [ 17 ] Менхен-Хельфен также выступал против идентификации, основанной на современной археологии и этнографических основаниях. [ 18 ] [ 19 ] подверг сомнению новые теории, приравнивающие гуннов и хунну на основании их имен . Менхен-Хельфен в нескольких статьях и своей самой важной работе «Мир гуннов» (1973) [ 20 ] Скептицизм Менхен-Хельфена подхватил и видный евразийец Денис Синор . [ 21 ]

В своей статье 2009 года Кристофер Беквит ссылается на «общий консенсус среди евразийцев» о том, что хунну и гунны не связаны между собой. [ 22 ] Этот консенсус был оспорен историком Этьеном де ла Вэсьером (2005 и 2015 гг.): [ 23 ] историк и лингвист Кристофер Этвуд (2012 г.), археолог Тосио Хаяси (2014 г.), [ 24 ] и историк Хён Джин Ким (2013 и 2015 гг.). В своей статье в 2020 году Александр Савельев и Чунгвон Чжон называют предлагаемую связь «имеющей лишь ограниченную поддержку в современной науке». [ 2 ] в то время как Уорвик Болл в своей статье в 2021 году пишет, что «общего консенсуса нет» и что «стипендии разделились» по этому вопросу. [ 1 ]

Этимологические свидетельства

[ редактировать ]

Эквивалентность «гуннских» имен в первоисточниках

[ редактировать ]

Главным свидетельством связи хунну с другими гуннскими группами является кажущееся сходство их названий. Они записаны на китайском языке как Xiōngnú , греческом Οὖννοι ( Ounnoi ), латинском Hunni , согдийском Xwn , санскрите Hūna , среднеперсидском Ẋyon и армянском Hon-k' . [ 25 ] [ 26 ] Эквивалентность значения слова «йон» слову «хун» демонстрируется сирийским использованием слова «хун» для обозначения людей, называемых «йон» в персидских источниках, в то время как в зороастрийских текстах на персидском языке «йон» используется для обозначения людей, называемых «хуна» на санскрите. [ 27 ] Этьен де ла Васьер показал, что сюнну , а также согдийские и санскритские термины Xwm и Huna использовались для обозначения одного и того же народа. [ 28 ]

Источники, в которых «иранские гунны» упоминаются как «гунны», обычно принадлежат их противникам; только на единственной печати кидаритского правления Угларга и печати сомнительной подлинности, которая, возможно, была обнаружена у Косамби, есть титул «Король гуннов/над гуннами», используемый самими иранскими гуннами. [ 29 ] Китайский Вэй Шу также засвидетельствовал титул Веннаша для кидаритских правителей из Бактрии , завоевавших Согдию , который Кристофер Этвуд и Кадзуо Энноки интерпретируют как китайскую транскрипцию Оннаша , что означает царь гуннов. [ 30 ] Кристофер Беквит использовал тот факт, что эфталиты никогда не идентифицируют себя на своих монетах как гунны, а скорее как Эбодало ( ηβοδαλο ), чтобы доказать, что они не гунны. [ 31 ] иногда называет их «Белыми гуннами» Греческий историк Прокопий «Белыми Хунами» ( Śvēta Huṇa ). , а санскритские авторы — [ 32 ] [ 33 ] Элемент имени -хон(н)о или -хан(н)о , засвидетельствованный на монетах Алчона , как утверждает Франц Гренет, представляет этническое имя Хун, при этом всегда являющееся тюркским словом, означающим «красный»; однако эта интерпретация оспаривается, поскольку бактрийское слово «гунн» — * uono (множественное число uonono ). [ 34 ] [ 35 ]

Значение эквивалентности

[ редактировать ]

Разные ученые использовали разные термины для обозначения одних и тех же людей на разных языках по-разному.

Некоторые ученые считают, что это имя является эндонимом, используемым самими гуннами. И де ла Васьер, и Ким рассматривают очевидное использование одного и того же имени европейскими и иранскими гуннами как утверждение политической преемственности между хунну и более поздними гуннскими группами. [ 36 ] [ 37 ] Уолтер Пол, с другой стороны, понимает, что имя «гунны» было заявлением об этнической идентичности без какого-либо необходимого политического компонента, учитывая, что одновременно существовало несколько «гуннских» государств. [ 38 ] Отто Менхен-Хельфен считал, что, по крайней мере, иранские гунны (хиониты , эфталиты и хуна ) имели одно и то же имя, хотя и ставил под сомнение значение этого факта. [ 39 ] Ричард Фрай утверждал, что различные иранские гунны намеренно использовали имя гунны, чтобы напугать своих врагов. [ 40 ]

Другие ученые утверждают, что имя гунны могло быть экзонимом, используемым другими народами для описания различных гуннских групп. Кристофер Этвуд предполагает, что это имя, возможно, использовалось ираноязычными торговцами и переводчиками. [ 41 ] Вместо этого Ханс Баккер утверждает, что это слово, поскольку оно, по-видимому, в основном используется врагами гуннов, может быть уничижительным термином, происходящим от китайского «хунну» в его буквальном значении «дикие рабы». [ 42 ] Такие ученые, как Х.В. Бэйли и Денис Синор, утверждали, что имя «Хун» , возможно, было общим названием степных кочевников, происходящим от иранского слова Ẋyon , означающего «враги». [ 43 ]

И Пол, и Этвуд утверждают, что использование этого имени различными группами гуннов или для обозначения них не доказывает миграцию. [ 44 ] [ 45 ]

Другие ученые полностью отвергли сходство названий. Ссылаясь на гуннов и хунну, Денис Синор утверждал, что к отождествлению привело всего лишь «случайное созвучие двух имен». [ 46 ] Кристофер Беквит, с другой стороны, считает, что древнекитайская форма «хунну» произносилась совсем не так, как имя «хун» (см. ниже). [ 47 ]

Форма имени «хунну» на древнекитайском языке.

[ редактировать ]

Неясно, как на самом деле произносилось имя, транскрибируемое как «хунну» на современном китайском языке, и насколько точно оно транскрибировало самоназвание этих людей. Кристофер Беквит отмечает, что произношение сюнну на древнекитайском языке является неопределенным. оно, вероятно, произносилось как *χoŋnʊ или *χʲoŋnʊ Хотя на среднекитайском языке , вполне возможно, что оно было перенесено в древнекитайский язык до изменения начальной буквы s на χ , что означает, что оно могло соответствовать иранскому имени, например Сака. [ 47 ] или скуδа ( скифский ). [ 22 ] В 2022 году он утверждал, что это название на самом деле является транскрипцией названия Согдия (древнекитайское *Suŋlâ ← *Suɣla ← *Sugda) и, таким образом, относится к восточно-иранской группе. [ 48 ] Э. Г. Пуллибланк предложил древнекитайское произношение, похожее на *flông-nah , и связал это имя с кочевым народом, зарегистрированным в греческом языке как Phrounoi ( Φροῦνοι ). [ 49 ] Менхен-Хельфен далее отмечает, что китайская транскрипция является лишь приближением к их настоящему названию. В доказательство своей неточности он отмечает, что император Ван Ман фактически переименовал сюнну в сян-ну, причем первый элемент означает «подчиниться», находясь в плохих отношениях с группой. Позже, когда у него сложились хорошие отношения, он переименовал их в Кунг-ну, где первый элемент означает «уважительный». [ 50 ]

Кристофер Этвуд реконструирует древнекитайскую форму Xiōngnú как *x(r)joŋ-na , *hɨoŋ-na , *hoŋ-nâ или *xoŋ-NA , тем самым отвергая предложение Беквита или Пуллибланка. [ 51 ] Однако он отмечает ряд дополнительных проблем с приравниванием западных форм имени Хун к имени Сюнну : 1) Сюнну имеет два   слога, в то время как согдийские, армянские, сирийские и персидские слова имеют один, а в греческом и латинском языках - второй   слог. кажется, дело окончено; 2) Сюнну начинается с велярной спиранты x , тогда как в санскрите и армянском языке есть гортанная спиранта h , а в греческом языке спирант отсутствует; 3) Сюнну имеет велярный носовой ŋ , тогда как в санскрите — ретрофлексный носовой ṇ, а в других формах — зубной носовой n ; 4) В сюнну перед основной гласной стоит полугласная ʲ или ɨ , тогда как только в персидском языке перед основной гласной стоит полугласная. [ 52 ] Решение этих трудностей Этвудом состоит в том, чтобы утверждать, что все западные версии прямо или косвенно происходят от санскритского Hūṇa , который представляет собой независимую транскрипцию того же имени, переведенного китайцами как Xiōngnú , и которое также появляется в греческом языке как Χωναι ( Khonai ). . [ 53 ] Далее он утверждает, что персидская форма Ẋyon этимологически не связана с другими именами, а скорее является «архаичным» именем, которое просто звучало похоже на имя Хун . [ 54 ]

Текстовые доказательства

[ редактировать ]

Классические источники о происхождении европейских гуннов

[ редактировать ]

Классические источники не дают много информации о происхождении европейских гуннов. Они утверждают, что гунны появились в Европе внезапно около 370 г. [ 55 ] Аммиан Марцеллин относит их происхождение к Кавказу, близ Азовского моря . [ 56 ] Чаще всего попытки римских писателей выяснить происхождение гуннов просто приравнивали их к более ранним степным народам, таким как царские скифы , а также к парфянам и даже к Троянской войне . [ 57 ] [ 56 ] Римские писатели повторяли рассказ о том, что гунны проникли во владения готов, когда преследовали дикого оленя или одну из их коров, вырвавшихся на свободу через Керченский пролив в Крым . Обнаружив, что земля хороша, они напали на готов. [ 58 ] Иордана Гетика сообщает , что готы считали гуннов потомками «нечистых духов» и готских ведьм ( Гетика 24:121). [ 59 ]

И Менхен-Хельфен, и Денис Синор утверждают, что о происхождении гуннов невозможно установить ничего, кроме того, что говорится в классических источниках. [ 43 ] [ 60 ] Современные ученые иногда интерпретируют упоминания о более ранних народах как возможные ссылки на гуннов до 370 года. Хюн Джин Ким утверждает, что народ, идентифицированный географом 2-го века нашей эры Птолемеем как хонои ( Χοῦνοι , Chu(n)ni ), был более ранним упоминанием о гунны. [ 61 ] [ 62 ] Однако другие ученые, такие как Э.А. Томпсон и Менхен-Хельфен, оспаривают отождествление хоунов и гуннов. [ 63 ] [ 64 ] Синор отождествляет имя Хоноя с гуннами, но утверждает, что это не означает, что это была та же группа, что и гунны, появившиеся в Европе два столетия спустя. [ 65 ]

Текстовые источники о происхождении иранских гуннов

[ редактировать ]

Текстовые источники по истории «иранских гуннов» немногочисленны и часто неточны, и неясно, имели ли эти люди одинаковое или разное происхождение. [ 66 ] [ а ] Состояние текстовых источников означает, что монеты, отчеканенные этими группами, являются лучшими источниками по их истории. [ 70 ] Современные источники называют «иранских гуннов» самыми разными именами, но чаще всего — хионитами . [ 71 ]

Китайские источники об «иранских гуннах» описывают несколько отдельных волн захватчиков, которые следовали одним и тем же маршрутом в Иран; помимо упоминания хунну, они также описывают две группы Юэ-чжи («Большие» и «Меньшие»), иногда описываемые как бегущие от хунну, а иногда и от жужаней . [ 72 ] Первая группа, упомянутая в византийских источниках, — это хиониты, напавшие на Бактрию около 350 г. н.э. [ 67 ] В более поздних источниках на греческом языке кидариты упоминаются как отдельная группа хионитов. [ 73 ] Что касается эфталитов, китайский посол VII века нашей эры Вэй Цзе предположил связь с народом, известным как Канджу , но выразил замешательство по поводу их окончательного происхождения; другие китайские источники предполагают происхождение из Турфана в Таримской котловине . [ 74 ] Кроме того, китайские источники иногда связывают эфталитов с термином Хуа , который современные учёные связывают с Уаром / Аварами . [ 75 ] [ 76 ] Примерно современный греческий Псевдо-Иисус Навин всегда называет эфталитов гуннами или хионитами, в то время как более поздний Прокопий называет их гефталитами (имя, широко распространенное на разных языках) и белыми гуннами. [ 75 ]

Ученые расходятся во мнениях относительно того, вторгались ли «иранские гунны» несколькими волнами, как указывают китайские источники, или одной волной. [ 77 ] Де ла Васьер и Ким выступают за одно вторжение и что его время (около 350 г. н.э.) указывает на связь с европейскими гуннами, как и часть Центральной Азии, из которой они вышли. [ 78 ] [ 79 ] Мартин Шоттки, однако, утверждает, что, хотя вторжения «иранских гуннов» могли быть «причинно связаны» с вторжениями европейских гуннов, люди не были напрямую связаны с европейскими гуннами. [ 80 ]

[ редактировать ]
Предполагаемый путь миграции гуннов в Европу (этикетки на немецком языке).

Между исчезновением хунну из китайских исторических источников (после их завоевания сяньбэями ) и появлением гуннов в греко-римских источниках существует разрыв около двухсот лет. [ 81 ] Согласно « Книге Поздней Хань» , последний известный император хунну либо исчез на западе, либо переселился на территорию усуней в современном Казахстане в 91 году   нашей эры . [ 82 ] Согласно Вэй Шу , они затем двинулись дальше на запад, в район современного Ташкента , где были разбиты сяньбэями в 153 году — после этого в течение двух столетий о них больше ничего не записано   . [ 82 ]

Другие ученые представили доказательства из неевропейских источников, подтверждающие эту связь. В Китае третьего века буддийский монах из северной Бактрии (современный Афганистан) по имени Чжу Фаху (по-китайски) или Дхармаракша (на санскрите ) перевел этноним «Хуна» с санскрита на китайский как «хунну». [ 83 ] Это самое раннее засвидетельствованное использование имени Хуна, и Этьен де ла Васьер утверждает, что «использование имени Хуна в этих текстах имеет точную политическую ссылку на хунну». [ 84 ] Вторым важным текстовым свидетельством является письмо согдийского купца по имени Нанайванде, написанное в 313 году: в письме описываются набеги «Xwn» на города Северного Китая. Современные китайские источники идентифицируют этих же людей как хунну. [ 84 ] Таким образом, де ла Васьер заключает, что «Hun/Xwn/Huṇa» были точной транскрипцией имени, которое китайцы [...] перевели как «хунну»» (см. этимологические данные ). [ 84 ]

Расположение древней Согдианы наложено на современные границы.

Еще одним важным историческим документом, подтверждающим идентификацию, является Вэй Шу . Ученый Фридрих Хирт (1909) полагал, что отрывок из Вэй Шу идентифицирует сюнну как завоевание аланов и Крыма , первые завоевания европейских гуннов. Отто Менхен-Хельфен смог показать, что отождествление Хиртом людей и завоеванных земель с аланами и Крымом было несостоятельным: вместо этого Вэй Шу ссылался на завоевание Согдианы группой, которую Менхен-Хельфен отождествлял с эфталитами . и большая часть текста была искажена более поздними интерполяциями из других источников. [ 85 ] Де ла Васьер, однако, отмечает, что китайская энциклопедия, известная как « Тундиан», сохраняет части оригинального Вэй Шу , включая отрывок, обсуждаемый Хиртом и Менхен-Хельфеном: он отмечает, что в ней описывается завоевание Согдианы хунну около 367 г., в то же время персидские и армянские источники описывают борьбу персов с хионитами. [ 86 ] В китайском географическом труде V века « Ши-сан чжоу цзи» Ган И отмечается, что аланы и согдийцы находились под властью разных правителей (европейских гуннов и хионитов соответственно), что позволяет предположить, что некоторые считали, что они были завоеваны одним и тем же народом. . [ 79 ]

Археологические свидетельства

[ редактировать ]

Археология обнаружила мало связей между материальной культурой гуннов и Восточной Центральной Азией. [ 2 ] Существуют важные различия между погребальными практиками и моделями расселения хунну и европейских гуннов. [ 87 ] Однако обобщенных исследований, сравнивающих археологию хунну и хуннов, до сих пор нет. [ 88 ] Наиболее распространенными археологическими связями в Евразии являются бронзовые котлы (см. ниже) и зеркала, а также компоненты составного лука гуннского стиля и практика искусственной деформации черепа (см. Ниже). [ 89 ] Использование археологии для отслеживания предполагаемых миграций этнических групп по Евразии подвергалось критике за упрощенную интерпретацию распространения объектов и за смешение материальной культуры с этнической принадлежностью. [ 89 ] Урсула Бросседер далее утверждает, что археология вряд ли сможет доказать или опровергнуть какую-либо миграцию, поскольку такие перемещения часто не оставляют следов в археологических записях. [ 90 ] Тем не менее, многие археологи поддерживают теорию миграции хунну на запад. [ 91 ]

Урсула Бросседер объясняет распространение подобных артефактов между гуннами и хунну торговыми и культурными влияниями на Шелковом пути, а не миграцией. [ 92 ] Все исторически подтвержденные миграции в степи были быстрыми, тогда как такие предметы, как котлы, которые, как говорят, указывают на миграцию хунну на запад, движутся очень медленно. [ 93 ] Сюзанна Хакенбек и Ульф Бюнтген пишут, что, хотя археология не свидетельствует о быстрой миграции через степь, она, тем не менее, указывает на обширные связи по всей Евразии. [ 94 ]

Археологические данные об иранских гуннах весьма ограничены; Гуннские кладбища в Средней Азии практически неизвестны. [ 95 ] и датировка сайтов часто неточна. [ 96 ] Присутствие различных «иранских гуннов» в Индии также не оставило особых следов в археологических данных. [ 97 ] Помимо монет, археологических свидетельств существования эфталитов мало, а это означает, что археология проливает мало света на их происхождение. [ 98 ]

Гуннские котлы

[ редактировать ]
Виды гуннских котлов

Наиболее значительной потенциальной археологической связью между европейскими гуннами и хунну являются аналогичные бронзовые котлы, используемые гуннами и хунну. Котлы, используемые европейскими гуннами, по-видимому, являются дальнейшим развитием котлов, которые использовались хунну. [ 95 ] [ 99 ] Ким утверждает, что это показывает, что европейские гунны сохранили культурную самобытность хунну. [ 36 ] Тосио Хаяси утверждал, что можно было бы проследить миграцию гуннов/хунну на запад, проследив за находками этих котлов. [ 100 ]

Урсула Бросседер, однако, утверждает, что не существует промежуточных типов между формами котла, известными у хунну, и формами, известными у европейских гуннов. [ 101 ] Она также отмечает, что котлы, как единый археологический артефакт, не могут доказать миграцию хунну-гуннов. [ 102 ] Нельзя также предполагать, утверждает она, что гунны и хунну использовали свои котлы таким же образом, поскольку котлы хунну обычно оставляют в могилах, тогда как котлы хуннов находятся отдельно у воды. [ 103 ] Поль далее отмечает, что такие котлы отсутствуют на территориях, контролируемых «иранскими гуннами», Бактрией и Согдией. [ 104 ]

Искусственная черепная деформация

[ редактировать ]
Алхона . Портрет правителя Хингила на монете, демонстрирующий, по-видимому, искусственную деформацию черепа [ 105 ]

Искусственная деформация черепа подтверждается захоронениями гуннского периода в Европе, а также алчонскими гуннами посредством изображений на их монетах и ​​в других местах. [ 105 ] возможно, предполагая культурную связь. [ 104 ] [ 106 ] Самые ранние свидетельства существования этой практики в Евразии происходят из гор Тянь-Шаня примерно во II веке до нашей эры. [ 94 ] Советские археологи В. В. Гинзбург и Е. В. Жиров считали это население частью хунну. [ 107 ] Совсем недавно Damgaard et al. В 2018 году утверждалось, что хунну мигрировали на запад после падения своей империи и смешались с саками в этой области. [ 108 ] В Европе искусственная деформация черепа, похоже, стала местной практикой; По состоянию на 2022 год генетические исследования людей периода миграции с модифицированными черепами с кладбища в Баварии и одного в Сербии показали, что только двое имели какое-либо восточноазиатское происхождение. [ 94 ]

Однако нет никаких свидетельств существования этой практики среди монгольских хунну или в Монголии в целом, а это означает, что группы гуннов должны были перенять ее после продвижения на запад. [ 109 ] Распространение искусственных черепных деформаций также не соответствует быстрому распространению гуннов. [ 94 ] Сюзанна Хакенбек пишет, что эта практика была настолько широко распространена по всей Евразии и встречается в контекстах захоронений и поселений, которые настолько сильно отличаются друг от друга, что невозможно связать ее с определенной этнической группой. [ 110 ]

Не все «иранские гунны» занимались искусственной деформацией черепа. Неясно, делали ли это эфталиты: хотя монеты использовались в качестве доказательства, многие ученые теперь полагают, что они были отчеканены алчонами - это делает проблематичными попытки связать захоронения с искусственно деформированными черепами с эфталитами. [ 98 ] Точно так же на монетах кидаритов не изображены удлиненные черепа, хотя это могло быть связано с тем, что они копировали более ранние модели своих монет. [ 111 ]

[ редактировать ]

Хизер отмечает, что обе группы использовали одинаковое оружие. [ 99 ] Менхен-Хельфен, однако, утверждает, что наконечники стрел, используемые различными «гуннскими» группами, сильно отличаются друг от друга. [ 112 ]

Этнографические и лингвистические данные

[ редактировать ]

Появление

[ редактировать ]
Изображение посла-эфталита («Хуа») при китайском дворе Южного Ляна в столице Цзинчжоу в 516–526 годах н.э. Внешний вид посла использовался, чтобы доказать, что эфталиты имели восточноазиатские черты. [ 113 ]

Гунны описаны в римских источниках таким образом, что наводят на мысль об их восточноазиатской («монголоидной») внешности, что соответствует китайским описаниям хунну. [ 114 ]

Внешний вид эфталитов является предметом споров. Прокопий утверждает, что у эфталитов были «белые тела», тогда как у других гуннов кожа была более темной. [ 115 ] Хён Джин Ким утверждает, что Прокопий просто был введен в заблуждение использованием слова «белый» в названии «Белые гунны», которое на самом деле относится к географии, а не к цвету кожи. [ 32 ] черты лица посланника-эфталита («Хуа») к китайцам, изображенного на «Портретах периодических подношений», Утверждается, что показывают, что эфталиты имели «монгольские» черты; Кадзуо Эноки, однако, отметил, что у Хуа вьющиеся волосы, что не соответствует восточноазиатским чертам. [ 113 ]

Этнографические описания

[ редактировать ]

Этнографические описания заставили таких ученых, как Питер Хизер, усомниться в связи между гуннами и хунну. Например, о хунну говорят, что они носят очереди , а о хуннах нет. [ 99 ]

Многие ученые использовали описание эфталитов у Прокопия, чтобы опровергнуть их отношение к другим гуннским группам: Прокопий описывает эфталитов как отличающихся от «любого из известных нам гуннов». [ 116 ] В частности, Отто Менхен-Хельфен и Кадзуо Эноки утверждали, что практика полиандрии, приписываемая эфталитам, указывает на отдельное этническое происхождение. Менхен-Хельфен отмечает, что европейские гунны практиковали многоженство , [ 117 ] в то время как Эноки отметил, что полиандрия встречается редко, за исключением Тибетского нагорья. Он считал, что это указывает на местное происхождение эфталитов, а не на евразийскую степь. [ 118 ] Де ла Васьер, однако, утверждает, что данные свидетельствуют о том, что это был местный бактрийский обычай, принятый эфталитами. [ 119 ] Ходадад Резахани также утверждает, что, хотя Прокопий описывает эфталитов как отличных от гуннов, известных в Европе, это не означает, что он или его аудитория думали, что они отличаются от гуннов, обитающих в Иране. [ 116 ]

Управление

[ редактировать ]

Хизер утверждает, что разница между хунну и гуннами заключается в том, что у хунну было единое государство и правитель, носивший титул шаньюй , тогда как европейские гунны, похоже, прибыли без какого-либо единого лидера. [ 99 ] Майкл Дэвид Этингтон отмечает, что конфедеративное правительство без сильного правителя было обычным явлением среди степных кочевников, и приводит доводы в пользу его существования среди ранних гуннов Алхона, а также в рассказе Аммиана Марцеллина о европейских гуннах. [ 111 ]

Ким утверждает, что гунны действительно прибыли в Европу под единым правлением, но это не отражено напрямую в сохранившихся источниках. [ 120 ] Уорвик Болл в целом согласен с Кимом в том, что гунны были более организованы, чем обычно полагают, о чем свидетельствует их одновременное вторжение в Сасанидскую и Персидскую империи. [ 121 ] Еще одно потенциальное сходство между хунну и гуннским управлением заключается в том, что соглашения, достигнутые гуннами с Римской империей, были аналогичны соглашениям, заключенным между хунну и китайцами; однако Болл предупреждает, что эти соглашения были «вероятно, довольно стандартными соглашениями между кочевым и оседлым государствами», поскольку готы заключили аналогичные договоры в 332 и 367 годах. [ 114 ]

Религиозная практика

[ редактировать ]

О религии европейских гуннов почти ничего не известно. [ 122 ] [ 123 ] Похоже, они сверились с костями оракула, что может указывать на китайскую связь. [ 114 ] Кроме того, Ким утверждает, что использование котлов хунну и гуннами может указывать на религиозную преемственность между ними. [ 124 ] утверждение, которое оспаривается Урсулой Бросседер (см. археологические свидетельства ). [ 102 ] Уорвик Болл отмечает, что то немногое, что известно о религии и мифологии гуннов и хунну, демонстрирует как сходства, так и различия, причем сходства часто присущи многим степным народам. [ 114 ]

В качестве культурного сходства между гуннами и хунну Ким отмечает, что оба, по-видимому, практиковали культ меча (хунну, известный как кэнлу , известный в западных источниках как «Меч Марса»). [ 125 ] Приводя доводы в пользу общего этнического и политического прошлого эфталитов/алчонских гуннов с гуннами и хунну, де ла Васьер предполагает, что этимология правителя Алчона Хингила означает «друг кенглу », а кенглу понимается как бог войны. [ 126 ] Поклонение богу войны как мечу широко распространено у степных народов. [ 127 ] Денис Синор, однако, считает поклонение мечу среди гуннов апокрифом. [ 128 ]

Джон Ман утверждает, что гунны во времена Аттилы, вероятно, поклонялись небу и степному божеству Тенгри , которому также поклонялись хунну. [ 129 ] Менхен-Хельфен также предполагает, что гунны этого периода могли поклоняться Тенгри, но отмечает, что этот бог не упоминается в европейских записях до девятого века. [ 130 ]

Нет единого мнения относительно того, на каком языке говорили гунны; многие из их имен могут быть тюркскими , но другие кажутся германскими и иранскими . [ 131 ] Аналогичным образом, хунну, по-видимому, включали в себя носителей практически всех языковых групп евразийской степи , и нет единого мнения относительно того, на каком языке говорила их элита, при этом различные ученые высказываются в пользу енисейского , тюркского, монгольского и иранского языков. . [ 124 ] Язык эфталитов также неопределенен. [ 132 ]

Тем не менее, ученые привели лингвистические аргументы относительно идентичности различных гуннских групп. Менчен-Хельфен утверждает, что хунну, по-видимому, говорили на монгольском языке , тогда как он полагает, что гунны говорили на тюркском языке , а эфталиты говорили на иранском языке . [ 133 ] В другом месте Менхен-Хельфен говорит об эфталитах как о «единственном исключении» из того факта, что различные гуннские группы (за исключением хунну), по-видимому, говорили на одном и том же языке. [ 134 ] Лингвистические аргументы против идентификации также использовал Кристофер Беквит в 2022 году, частично опираясь на свои собственные исследования языков гуннов и хунну: он считает, что гунны говорили на тюркском языке, в то время как хунну говорили на иранском языке. [ 135 ]

Другие ученые утверждают, что группы гуннов могли изменить язык: Питер Голден и де ла Васьер утверждают, что эфталиты, возможно, говорили на алтайском языке, а затем переняли иранский язык от оседлого населения, которым они правили; [ 136 ] Голден утверждает, что «[в] этом случае их поведение было типичным для кочевников». [ 115 ] В 2013 году Хён Джин Ким утверждал, основываясь на работе Э. Г. Пуллибланка и А. Вовина, что элита хунну, вероятно, говорила на енисейском языке , но перешла на тюркоязычный язык во время своих миграций на запад. [ 36 ] Совсем недавно он предположил, что «вся дискуссия вполне может быть бесполезной, учитывая многогранную идентичность этой [хунну] элиты и многоязычной империи, которой они управляют». [ 124 ]

Генетические доказательства

[ редактировать ]

Генетические данные трудно применить к степным кочевническим обществам, поскольку они часто мигрировали, смешивались и ассимилировались друг с другом. Тем не менее, генетика может предоставить информацию о миграции из Восточной Азии в Европу и наоборот. [ 137 ] По состоянию на 2023 год имеется мало генетических данных из Карпатского бассейна гуннского периода (V век), а население, проживавшее там в гуннский период, демонстрирует различные генетические признаки. [ 138 ] Мароти и др. 2022 год показал, что геномы 9 особей эпохи Хуннов из бассейна варьировались от европейских до северо-восточноазиатских , причем эти люди, демонстрирующие ассоциации с Северо-Восточной Азией, наиболее похожи на группы, обнаруженные в Монголии, такие как сюнну и сяньбэй . [ 139 ] [ 140 ]

Индивидуальные занятия

[ редактировать ]

В генетическом исследовании людей из гор Тянь-Шаня в Центральной Азии, датируемых концом второго века нашей эры, Дамгаард и др. В 2018 году было обнаружено, что эти люди представляют собой популяцию смешанного восточноазиатского и западноевразийского происхождения. Они утверждали, что это население произошло от хунну, которые распространились на запад и смешались с иранскими саками . [ 108 ] Это население в горах Тянь-Шаня может быть связано с европейскими гуннами отдельными захоронениями, содержащими предметы, стилистически близкие к тем, которыми пользовались европейские гунны, хотя это могло быть скорее признаком товарообмена и связей между элитами, чем признаком миграции. [ 141 ]

В генетическом исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports в ноябре 2019 года, были изучены останки трех мужчин с гуннских кладбищ V века в Паннонском бассейне . Было обнаружено, что все три экземпляра имели смешанное европейское и восточноазиатское происхождение. [ б ] Они несли отцовские гаплогруппы Q1a2 , R1b1a1b1a1a1 и R1a1a1b2a2 . [ 142 ] Q1a2 тесно связан с тянь-шаньскими гуннами и скифо- сарматскими популяциями, тогда как R1b1a1 связан с германоязычными популяциями, а R1a-Z93 широко связан с индоиранскими и сюннускими популяциями. [ 143 ] Результаты гаплогруппы соответствовали хуннускому происхождению гуннов. [ с ] Было установлено, что у всех изученных мужчин-гуннов были карие глаза и темно- каштановые или черные волосы , двое имели промежуточный цвет кожи, а еще один имел цвет кожи от темного до черного. [ 144 ]

Однако Савельев и Джонг и др. В 2020 году сообщается, что, хотя у гуннов обнаружена восточноевразийская генетика, не сообщалось о каком-либо древнем геноме из Карпатского бассейна, позволяющем проверить генетическую связь Восточной Евразии, но такой вывод также был основан на отсутствии образцов археогенетики сюнну. В то же время решающую роль в формировании гуннов сыграло западноевразийское население, связанное с различными индоевропейскими языками Европы (в частности, германскими и осетинскими). Многие имена гуннов предполагают, что они были местными европейцами, но имели связь с тюркоязычными людьми. Хотя у гуннов действительно есть степное происхождение, нет даже достаточных доказательств, чтобы напрямую связать гуннов только с хунну. [ 2 ] В том же году Кейзер и др. В 2020 году исследовали 52 остатка скелета хунну и обнаружили, что хунны имели общие отцовские (R1a1a1b2a-Z94, R1a1a1b2a2-Z2124, Q1a и N1a) и материнские гаплотипы с хуннами, и на этом основании предположили, что хунны произошли от хунну, которых они, в свою очередь, Предполагается, что они произошли от скифо-сибиряков . [ д ]

Гнекки-Русконе и др. 2021 проанализировали останки двух элитных гуннов IV века из Казахстана и Венгрии . Их отцовские гаплогруппы были присвоены R1a-Z94 и R1a-Z645 . Один из этих гуннов нес материнскую гаплогруппу D4 . [ 145 ] Они тесно сгруппировались с останками гуннов из Внутренней Азии и, в более широком смысле, с древними жителями Северо-Восточной Азии. [ и ] В следующем году Gnecchi-Ruscone et al. В 2022 году исследовали мужчину V века из Арпаса, Венгрия. [ 146 ] Он принадлежал к отцовской гаплогруппе R1a-Y57 и материнской гаплогруппе H5 . [ ж ] и тесно сгруппированы с западноевразийцами. [ 147 ]

Исследование 2022 года, проведенное Maróti et al. В 2022 году описано происхождение останков гуннов. Останки гуннов из Азии были отнесены к группе, обозначенной Asia_Hun_Core, которая имела преимущественно восточноазиатское происхождение и была тесно связана с хунну . [ 148 ] С другой стороны, другие гуннские останки из Европы демонстрируют существенно более высокое сарматское происхождение. Третий сегмент гуннских выборок тесно сгруппировался с северо-западными европейцами. [ 148 ] Авторы описали отцовские гаплогруппы 23 образцов азиатских и европейских гуннов: 43% принадлежали к гаплогруппе R1a-Z93 , а 39% — к Q-M242 , обе из которых, вероятно, были унаследованы от хунну . 17% принадлежали к субкладам R1a, которые связаны с современными европейцами Северо-Запада, что соответствует германскому сходству некоторых образцов. [ 149 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Первоначально ученые считали всех так называемых «иранских гуннов» эфталитами , наиболее известной группой. Однако более поздние исследования выделяют несколько отдельных групп: хионитов, кидаритов , эфталитов, алчонских гуннов , незакских гуннов и, возможно, зунбилов . [ 67 ] Спорный вопрос о том, являются ли эфталиты и алчонские гунны отдельными династиями, при этом аргумент в пользу отдельных династий поддерживается нумизматикой . [ 68 ] Недавние исследования обычно проводят различие между первоначальным вторжением хионитов и династией Кидаритов, с одной стороны, и возникшими более поздними династиями, такими как эфталиты и алхонские гунны, с другой. [ 69 ]
  2. ^ Непарачки и др. 2019 «У всех особей гуннского возраста обнаружена примесь, происходящая от европейских и восточноазиатских предков».
  3. ^ Непарачки и др. 2019 , с. 1. «Гаплогруппы эпохи гуннов соответствуют хуннускому происхождению европейских гуннов».
  4. ^ Кейзер и др. 2020 , стр. 1, 8–9. «[Наши] результаты подтвердили, что хунну имели сильно смешанные митохондриальные и Y-хромосомные генофонды и выявили значительный западный компонент в изученной группе хунну.... [Мы] предполагаем, что скифо-сибиряки являются предками хунну и Гунны как их потомки... [E]ast евразийские субклады R1a R1a1a1b2a-Z94 и R1a1a1b2a2-Z2124 были общим элементом элиты гуннов, аваров и венгерских завоевателей и, весьма вероятно, принадлежали к той ветви, которая наблюдалась в наших выборках хунну. Гаплогруппы Q1a и N1a также были основными компонентами этих кочевых групп, подтверждая мнение о том, что гунны (и, следовательно, авары и венгерские захватчики) могли произойти от хунну, как предполагалось до восемнадцатого века, но сильно оспаривалось с тех пор... Некоторые хунну по отцовской и материнские гаплотипы можно было найти в генофонде гуннов, аваров, а также монгольских и венгерских завоевателей».
  5. ^ Гнекки-Русконе и др. 2021 . «Мы наблюдаем усиление нового восточно-евразийского притока, описанного выше, среди особей начала 1-го тысячелетия н.э. («Xianbei_Hun_Berel_300CE»), а также особей более позднего 7-11 тысячелетия н.э. («Каракаба_830CE» и «Каялык_950CE»). Они разбросаны вдоль ПК1 от основного кластера ИА Тасмола/Пазырык в сторону групп АНА (рис. 2В). Два индивида связаны с захоронениями хуннской элиты, датируемыми III веком н. э., один из городища Курайлы в Актюбинской области на западе. Казахстан и другой из Будапешта, Венгрия («Hun_elite_350CE»), тесно группируются вдоль этой линии (рис. 2C и рис. S1–S3)».
  6. ^ Гнекки-Русконе и др. 2022 г. Таблица S1.
  1. ^ Jump up to: а б Бал 2021 , с. 174.
  2. ^ Jump up to: а б с д Савельев и Чон 2020 .
  3. ^ де ла Васьер, 2015 , с. 175.
  4. ^ Бросседер 2018 , с. 176.
  5. ^ Бросседер 2018 , стр. 176–177.
  6. ^ Райт 1997 , с. 84.
  7. ^ Райт 1997 , стр. 85–86.
  8. ^ Райт 1997 , стр. 86–87.
  9. ^ Райт 1997 , стр. 87–88.
  10. ^ Бросседер 2018 , с. 177.
  11. ^ Менхен-Хельфен 1945 , стр. 222–223.
  12. ^ Райт 1997 , стр. 88–90.
  13. ^ Менхен-Хельфен 1945 , с. 223.
  14. ^ Райт 1997 , стр. 91–94.
  15. ^ Райт 1997 , стр. 94–96.
  16. ^ Менхен-Хельфен 1945 , стр. 223, 227.
  17. ^ Jump up to: а б Райт 1997 , с. 96.
  18. ^ Райт 1997 , стр. 96–98.
  19. ^ де ла Васьер, 2015 , стр. 175–176.
  20. ^ Райт 1997 , стр. 98, 102–105.
  21. ^ Райт 1997 , с. 106.
  22. ^ Jump up to: а б Беквит 2009 , с. 404.
  23. ^ Пол 2014 , с. 562.
  24. ^ Бросседер 2018 , с. 178.
  25. ^ Этвуд 2012 , с. 27.
  26. ^ Менхен-Хельфен 1959 , с. 223.
  27. ^ Бэйли 1954 , с. 13.
  28. ^ де ла Васьер, 2015 , стр. 178–181.
  29. ^ Баккер 2020 , стр. 12–13.
  30. ^ Этвуд 2012 , стр. 33–35.
  31. ^ Беквит 2009 , с. 406.
  32. ^ Jump up to: а б Ким 2015 , с. 49.
  33. ^ Золотой 1992 , с. 80.
  34. ^ Резахани 2017 , стр. 107–108.
  35. ^ Баккер 2020 , стр. 4, 17-18.
  36. ^ Jump up to: а б с Ким 2013 , с. 29.
  37. ^ де ла Васьер, 2015 , стр. 181–183.
  38. ^ Поль 2018 , с. 197-198.
  39. ^ Менхен-Хельфен 1959 , стр. 227–228.
  40. ^ Фрай 1984 , стр. 345–346.
  41. ^ Этвуд 2012 , с. 47.
  42. ^ Баккер 2020 , с. 13.
  43. ^ Jump up to: а б Синор 1990 , стр. 178–179.
  44. ^ Пол 2014 , стр. 561–562.
  45. ^ Этвуд 2012 , с. 44.
  46. ^ Синор 1990 , с. 177.
  47. ^ Jump up to: а б Беквит 2009 , с. 72.
  48. ^ Беквит, 2022 , с. 333-334.
  49. ^ Золотой 1992 , с. 58.
  50. ^ Менхен-Хельфен 1959 , стр. -224-225.
  51. ^ Этвуд 2012 , с. 29.
  52. ^ Этвуд 2012 , с. 28.
  53. ^ Этвуд 2012 , стр. 31–38.
  54. ^ Этвуд 2012 , стр. 39–42.
  55. ^ де ла Васьер, 2015 , с. 177.
  56. ^ Jump up to: а б Бал 2021 , с. 172.
  57. ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 7.
  58. ^ Томпсон 1996 , с. 20.
  59. ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 5; Хизер 2010 , с. 209.
  60. ^ Менхен-Хельфен 1945 , с. 232.
  61. ^ Ким 2013 , с. 209.
  62. ^ Ким 2015 , с. 66.
  63. ^ Томпсон 1996 , с. 25.
  64. ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 449.
  65. ^ Синор 1990 , с. 178.
  66. ^ Курбанов 2013 , стр. 88–89.
  67. ^ Jump up to: а б Бал 2021 , с. 179.
  68. ^ Резахани 2017 , с. 125.
  69. ^ Резахани 2017 , с. 89.
  70. ^ Уитфилд 2018 , с. 101.
  71. ^ Резахани 2017 , стр. 88–89.
  72. ^ Резахани 2017 , с. 88.
  73. ^ Резахани 2017 , с. 93.
  74. ^ Уитфилд 2018 , стр. 114–115.
  75. ^ Jump up to: а б Резахани 2017 , с. 134.
  76. ^ Ким 2013 , стр. 35–36.
  77. ^ Резахани 2017 , стр. 87–88.
  78. ^ де ла Васьер, 2015 , с. 186.
  79. ^ Jump up to: а б Ким 2013 , с. 38.
  80. ^ Шоттки 2004 .
  81. ^ Ким 2015 , с. 37.
  82. ^ Jump up to: а б Ким 2013 , с. 31.
  83. ^ де ла Васьер, 2015 , с. 179.
  84. ^ Jump up to: а б с де ла Васьер, 2015 , с. 180.
  85. ^ Менхен-Хельфен 1945 , стр. 225–231.
  86. ^ де ла Васьер, 2015 , стр. 183–184.
  87. ^ Поль 2018 , стр. 198–199.
  88. ^ Крадин 2019 , с. 159.
  89. ^ Jump up to: а б Хакенбек и Бюнтген 2022 , с. 880.
  90. ^ Бросседер 2018 , с. 187.
  91. ^ Крадин 2019 , с. 160.
  92. ^ Бросседер 2018 , стр. 184–185.
  93. ^ Крадин 2019 , стр. 159–160.
  94. ^ Jump up to: а б с д Хакенбек и Бюнтген 2022 , с. 881.
  95. ^ Jump up to: а б де ла Васьер, 2015 , с. 187.
  96. ^ Курбанов 2014 , с. 318.
  97. ^ Этингтон 2021 , стр. 113, 115.
  98. ^ Jump up to: а б Уитфилд 2018 , с. 115.
  99. ^ Jump up to: а б с д Хизер 2007 , с. 149.
  100. ^ Хаяши 2014 , стр. 15–16.
  101. ^ Бросседер 2018 , с. 181.
  102. ^ Jump up to: а б Бросседер 2018 , с. 182.
  103. ^ Бросседер 2018 , стр. 182–183.
  104. ^ Jump up to: а б Пол 2018 , с. 198.
  105. ^ Jump up to: а б Баккер 2020 , стр. 17.
  106. ^ Ким 2013 , с. 39.
  107. ^ Молнар и др. 2014 , с. 6.
  108. ^ Jump up to: а б Дамгаард и др. 2018 , стр. 369–371.
  109. ^ Мэйалл, Пилброу и Битадзе 2017 , с. 2.
  110. ^ Хакенбек 2018 .
  111. ^ Jump up to: а б Этингтон, 2021 г. , стр. 110–111.
  112. ^ Менхен-Хельфен 1959 , с. 232.
  113. ^ Jump up to: а б Чаоджунг и Галамбос 2020 , с. 6.
  114. ^ Jump up to: а б с д Бал 2021 , с. 175.
  115. ^ Jump up to: а б Золотой 1992 , с. 81.
  116. ^ Jump up to: а б Резахани 2017 , с. 136.
  117. ^ Менхен-Хельфен 1959 , стр. 233–234.
  118. ^ Енох 1955 , с. 236 .
  119. ^ де ла Васьер 2003 , с. 119.
  120. ^ Ким 2013 , стр. 45–46.
  121. ^ Бал 2021 , с. 194.
  122. ^ Человек 2005 , с. 61.
  123. ^ Томпсон 1946 , с. 73.
  124. ^ Jump up to: а б с Ким 2017 .
  125. ^ Ким 2013 , с. 28.
  126. ^ де ла Васьер 2003 , с. 129.
  127. ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 279-280.
  128. ^ Синор 2005 , с. 4229.
  129. ^ Человек 2005 , стр. 61–62.
  130. ^ Менхен-Хельфен 1966 , с. 81.
  131. ^ Бал 2021 , с. 170.
  132. ^ Уитфилд 2018 , с. 113.
  133. ^ Менхен-Хельфен 1959 , стр. 229–232.
  134. ^ Менхен-Хельфен 1973 , с. 378.
  135. ^ Беквит, 2022 , с. 334.
  136. ^ де ла Васьер 2003 , с. 122.
  137. ^ Крадин 2018 .
  138. ^ Борбели и др. 2023 , с. 18.
  139. ^ Сааг и Станюк, 2022 , с. 739.
  140. ^ Мароти и др. 2022 .
  141. ^ Бросседер 2018 , с. 184.
  142. ^ Непарачки и др. 2019 , с. 5, рисунок 3.
  143. ^ Непарачки и др. 2019 , с. 3-6.
  144. ^ Непарачки и др. 2019 , с. 5.
  145. ^ Гнекки-Русконе и др. 2021 г. См. столбцы 18 и 19.
  146. ^ Гнекки-Русконе и др. 2022 .
  147. ^ Гнекки-Русконе и др. 2022 , с. 10.
  148. ^ Jump up to: а б Мароти и др. 2022 , с. 2860-2862.
  149. ^ Мароти и др. 2022 , с. 2865.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f23bcade77c3530e47a4ec71b8c921f9__1721757480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/f9/f23bcade77c3530e47a4ec71b8c921f9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Origin of the Huns - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)