Jump to content

Христос в величии

(Перенаправлено с Величества Господа )
Андрониково Евангелие было составлено в Андрониковом монастыре в Москве в начале XV века.
Христос в величии в мандорле , в окружении эмблем евангелистов: бляшки из слоновой кости на деревянном гробу, Кёльн, первая половина XIII века ( Музей Клюни )

Христос в величии или Христос во славе ( лат . Maiestas Domini ) [ 1 ] — это западнохристианский образ Христа , восседающего на троне как правителя мира, который всегда виден фронтально в центре композиции и часто окружен другими священными фигурами, состав которых меняется со временем и в зависимости от контекста. Образ развивается из раннехристианского искусства , как изображение Небесного престола, описанного в 1 Еноха, Даниила 7 и Апокалипсисе Иоанна. В византийском мире образ развивался несколько иначе: в поясного Христа Пантократора , «Христа, Владыку всего», фигуру, обычно несопровождаемую, и Деисус , где к восседающему на троне Христу в полный рост обращаются Мария и Св. Иоанн. Креститель , а часто и другие деятели. На Западе развивающаяся композиция остается очень последовательной в каждый период до эпохи Возрождения , а затем остается важной до конца барокко , в котором изображение обычно переносится в небо.

Разработка

[ редактировать ]
Traditio legis , или «передача закона», Христос как законодатель, [ 2 ] мозаика , Базилика Сан-Лоренцо, Милан , 4 век, включает в себя ящик для свитков у ног Христа.

Со второй половины четвертого века все еще безбородый Христос начинает изображаться сидящим на престоле на возвышении , часто поставив ноги на низкую табуретку и обычно в окружении Святых Петра и Павла , а в более крупной композиции - других апостолов. . Центральная группа саркофага Юния Басса 359 года ( Ватикан ) — самый ранний образец с четкой датой. В некоторых случаях Христос вручает свиток Святому Петру справа от него, имитируя жест, который часто делают императоры, вручающие императорский указ или письмо о назначении должностному лицу, как в консульских диптихах из слоновой кости на Арке Константина и Миссориуме Феодосия. Я. ​Это изображение известно как Traditio legis («передача закона»), или Христос-законодатель – «апостолы действительно чиновники, которым вверен весь мир», – писал святой Иоанн Златоуст . [ 3 ] Это изображение имеет тенденцию сливаться с изображением «Христа-учителя», которое также происходит от классических изображений бородатых философов.

Другие императорские изображения Христа, стоящего как победоносный полководец, или сидящего на шаре, представляющем мир, или с разными спутниками, встречаются в следующих столетиях. К седьмому веку византийский Христос Вседержитель, держащий книгу, изображающую Евангелие , и поднимающую правую руку, по существу закрепился в той форме, которую он сохраняет в сегодняшнем восточном православии . [ 4 ] «Христос Торжествующий» имел отдельное дальнейшее развитие, обычно стоя, часто с высоко поднятыми обеими руками.

Деисусная мозаика собора Святой Софии в Константинополе.

Фигура Пантократора впервые стала полудлинной, потому что ее большие версии заполняли полукупол апсиды многих , если не большинства, украшенных церквей. Фигуру в полный рост придется сильно уменьшить, чтобы голова могла оказывать максимальное воздействие на расстоянии (из-за уплощения в верхней части полукупола). Жест, который делает Христос, стал жестом благословения, но изначально он был жестом оратора, подтверждающим его право говорить. [ 5 ] Деисус церквях и преемником стал стандартом в центре балки темплона в православных темплона, иконостасе , а также встречается в виде панельной иконы . Обычно у Пантократора нет видимого трона, но у более раннего Деисуса есть и, по крайней мере, одноступенчатый помост. Деисус продолжает появляться в западном искусстве, но не так часто и в таком неизменном составе, как на Востоке.

Романская иллюминированная рукопись Евангелия , ок. 1220

На Западе изображение изображало восседающего на троне Христа в полный рост, часто в мандорле или другой геометрической рамке, окруженного символами Четырех Евангелистов , представляющих видение глав 4 и 5 Книги Откровения . В романский увидеть двадцать четыре старца Апокалипсиса период часто можно . Христос также держит книгу и делает благословляющий жест, несомненно, под византийским влиянием. В обоих голова Христа окружена скрещенным нимбом . В западном искусстве раннего средневековья этому изображению очень часто отводилась целая страница в иллюминированных Евангелиях , а также в изделиях из металла или слоновой кости на их обложках, и оно оставалось очень распространенным в виде крупномасштабной фрески в полукуполе апсиды в романских церквях. и высечены в тимпанах церковных порталов. Это «похоже, было почти единственной темой изображений апсид » в церквях Каролингов и Оттона , которые сейчас утеряны, хотя многие примеры того периода сохранились в иллюминированных рукописях . [ 6 ]

Начиная с романского периода, образ на Западе часто начал возвращаться к самому раннему, более насыщенному представлению, и появляются архангелы , апостолы и святые, теперь часто все обращенные внутрь ко Христу, а также звери, символизирующие евангелистов и двадцать четыре старца. Это развитие происходило параллельно с движением к более «реалистичному» изображению «небесного суда», которое можно увидеть во все более популярных сюжетах Маэсты ( Возведенной на трон Богородицы с Младенцем) и Коронации Богородицы Христом.

Христос в Величестве стал стандартом, вырезанным в тимпане украшенного портала готической церкви, окруженного теперь большим количеством гораздо меньших фигур вокруг архивольтов . В живописи Гентский алтарь является кульминацией готического образа, хотя меньшинство искусствоведов полагает, что в данном случае в величии показан Бог-Отец , а не Христос.

Христос на суде

[ редактировать ]
Флорентийская мозаика Страшный суд около 1300 г.

Вариант фигуры или та же фигура в другом контексте, называемая «Христос на суде» , изображающая Христа как судью, стала обычным явлением в «Страшном суде» , часто изображаемом на западной (задней) стене церквей. Здесь изображен Христос на троне XIII века, обычно в одеждах, откинутых выше пояса, чтобы обнажить раны Страстей (мотив взят из изображений Сомневающегося Фомы). [ 7 ] ) расположен высоко в сложной композиции: справа грешники, увлекаемые дьяволами в ад , а праведники слева (с правой стороны от Христа) поднимаются на Небеса . Обычно Христос по-прежнему смотрит прямо на зрителя, но у него нет книги; он часто жестикулирует руками, чтобы направить проклятых вниз, а накопленных. [ 8 ]

В эпоху Высокого Возрождения к этому предмету относились более свободно; Христос и его двор поднимаются в облака и распределяются, стремясь к гармоничной и «естественной» композиции, а не к сомкнутым рядам прошлого. Начиная с позднего Возрождения и вплоть до барокко, он часто образует верхнюю часть картины, изображающей события на земле в нижнем регистре, и по мере того, как более строгая перспектива заменяет иератическое масштабирование Средневековья, Христос буквально уменьшается. Такие изображения, как правило, не описывают как «Христос в величии», хотя они представляют собой линейное развитие более раннего изображения; главным предметом стали человеческие события на переднем плане, такие как мученичество святого, довольно отдаленным свидетелем которого теперь является Христос.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Лексически подобное Maestà , что по-итальянски означает «величие», традиционно обозначает культовую формулу восседающей на троне Мадонны с младенцем Иисусом.
  2. ^ «Traditio Legis, Traditio Clavum — Иконография» . Архивировано из оригинала 23 июня 2013 г. Проверено 23 декабря 2013 г.
  3. ^ Эдуард Синдикус; Раннехристианское искусство ; п. 96; Бернс и Оутс, Лондон, 1962. Холл, стр. 78–80.
  4. ^ Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр. 92–93, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN   0-7195-3971-4
  5. ^ Христос в ранних примерах — Христос-Учитель: жест правой руки Христа — это не жест благословения, а жест оратора; идентичный жест можно увидеть на панели диптиха из слоновой кости , изображающего восседающего на троне вице-префекта ( викария ) , Руфия Пробиана , около 400 г., о котором Питер Браун замечает: «Своей рукой он делает «жест оратора», который указывает что он говорит или что он имеет право говорить». Государственная библиотека Берлина. Иллюстрировано Питером Брауном, «Церковь и лидерство» у Пола Вейна, редактора, «История частной жизни: от языческого Рима до Византии» , 1987, стр. 272.
  6. ^ Синдик: 143
  7. ^ Шиллер, Том 2, стр. 188–189, 202.
  8. ^ Эмиль Мале, Готический образ: религиозное искусство во Франции тринадцатого века , с. 365–376, английский перевод 3-го изд., 1913 г., Коллинз, Лондон (и многие другие издания)

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f5f299e329820ac58aea51e96aa552d4__1721543820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/d4/f5f299e329820ac58aea51e96aa552d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christ in Majesty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)