Христос в величии

Христос в величии или Христос во славе ( лат . Maiestas Domini ) [ 1 ] — это западнохристианский образ Христа , восседающего на троне как правителя мира, который всегда виден фронтально в центре композиции и часто окружен другими священными фигурами, состав которых меняется со временем и в зависимости от контекста. Образ развивается из раннехристианского искусства , как изображение Небесного престола, описанного в 1 Еноха, Даниила 7 и Апокалипсисе Иоанна. В византийском мире образ развивался несколько иначе: в поясного Христа Пантократора , «Христа, Владыку всего», фигуру, обычно несопровождаемую, и Деисус , где к восседающему на троне Христу в полный рост обращаются Мария и Св. Иоанн. Креститель , а часто и другие деятели. На Западе развивающаяся композиция остается очень последовательной в каждый период до эпохи Возрождения , а затем остается важной до конца барокко , в котором изображение обычно переносится в небо.
Разработка
[ редактировать ]
Со второй половины четвертого века все еще безбородый Христос начинает изображаться сидящим на престоле на возвышении , часто поставив ноги на низкую табуретку и обычно в окружении Святых Петра и Павла , а в более крупной композиции - других апостолов. . Центральная группа саркофага Юния Басса 359 года ( Ватикан ) — самый ранний образец с четкой датой. В некоторых случаях Христос вручает свиток Святому Петру справа от него, имитируя жест, который часто делают императоры, вручающие императорский указ или письмо о назначении должностному лицу, как в консульских диптихах из слоновой кости на Арке Константина и Миссориуме Феодосия. Я. Это изображение известно как Traditio legis («передача закона»), или Христос-законодатель – «апостолы действительно чиновники, которым вверен весь мир», – писал святой Иоанн Златоуст . [ 3 ] Это изображение имеет тенденцию сливаться с изображением «Христа-учителя», которое также происходит от классических изображений бородатых философов.
Другие императорские изображения Христа, стоящего как победоносный полководец, или сидящего на шаре, представляющем мир, или с разными спутниками, встречаются в следующих столетиях. К седьмому веку византийский Христос Вседержитель, держащий книгу, изображающую Евангелие , и поднимающую правую руку, по существу закрепился в той форме, которую он сохраняет в сегодняшнем восточном православии . [ 4 ] «Христос Торжествующий» имел отдельное дальнейшее развитие, обычно стоя, часто с высоко поднятыми обеими руками.

Фигура Пантократора впервые стала полудлинной, потому что ее большие версии заполняли полукупол апсиды многих , если не большинства, украшенных церквей. Фигуру в полный рост придется сильно уменьшить, чтобы голова могла оказывать максимальное воздействие на расстоянии (из-за уплощения в верхней части полукупола). Жест, который делает Христос, стал жестом благословения, но изначально он был жестом оратора, подтверждающим его право говорить. [ 5 ] Деисус церквях и преемником стал стандартом в центре балки темплона в православных темплона, иконостасе , а также встречается в виде панельной иконы . Обычно у Пантократора нет видимого трона, но у более раннего Деисуса есть и, по крайней мере, одноступенчатый помост. Деисус продолжает появляться в западном искусстве, но не так часто и в таком неизменном составе, как на Востоке.

На Западе изображение изображало восседающего на троне Христа в полный рост, часто в мандорле или другой геометрической рамке, окруженного символами Четырех Евангелистов , представляющих видение глав 4 и 5 Книги Откровения . В романский увидеть двадцать четыре старца Апокалипсиса период часто можно . Христос также держит книгу и делает благословляющий жест, несомненно, под византийским влиянием. В обоих голова Христа окружена скрещенным нимбом . В западном искусстве раннего средневековья этому изображению очень часто отводилась целая страница в иллюминированных Евангелиях , а также в изделиях из металла или слоновой кости на их обложках, и оно оставалось очень распространенным в виде крупномасштабной фрески в полукуполе апсиды в романских церквях. и высечены в тимпанах церковных порталов. Это «похоже, было почти единственной темой изображений апсид » в церквях Каролингов и Оттона , которые сейчас утеряны, хотя многие примеры того периода сохранились в иллюминированных рукописях . [ 6 ]
Начиная с романского периода, образ на Западе часто начал возвращаться к самому раннему, более насыщенному представлению, и появляются архангелы , апостолы и святые, теперь часто все обращенные внутрь ко Христу, а также звери, символизирующие евангелистов и двадцать четыре старца. Это развитие происходило параллельно с движением к более «реалистичному» изображению «небесного суда», которое можно увидеть во все более популярных сюжетах Маэсты ( Возведенной на трон Богородицы с Младенцем) и Коронации Богородицы Христом.
Христос в Величестве стал стандартом, вырезанным в тимпане украшенного портала готической церкви, окруженного теперь большим количеством гораздо меньших фигур вокруг архивольтов . В живописи Гентский алтарь является кульминацией готического образа, хотя меньшинство искусствоведов полагает, что в данном случае в величии показан Бог-Отец , а не Христос.
Христос на суде
[ редактировать ]
Вариант фигуры или та же фигура в другом контексте, называемая «Христос на суде» , изображающая Христа как судью, стала обычным явлением в «Страшном суде» , часто изображаемом на западной (задней) стене церквей. Здесь изображен Христос на троне XIII века, обычно в одеждах, откинутых выше пояса, чтобы обнажить раны Страстей (мотив взят из изображений Сомневающегося Фомы). [ 7 ] ) расположен высоко в сложной композиции: справа грешники, увлекаемые дьяволами в ад , а праведники слева (с правой стороны от Христа) поднимаются на Небеса . Обычно Христос по-прежнему смотрит прямо на зрителя, но у него нет книги; он часто жестикулирует руками, чтобы направить проклятых вниз, а накопленных. [ 8 ]
В эпоху Высокого Возрождения к этому предмету относились более свободно; Христос и его двор поднимаются в облака и распределяются, стремясь к гармоничной и «естественной» композиции, а не к сомкнутым рядам прошлого. Начиная с позднего Возрождения и вплоть до барокко, он часто образует верхнюю часть картины, изображающей события на земле в нижнем регистре, и по мере того, как более строгая перспектива заменяет иератическое масштабирование Средневековья, Христос буквально уменьшается. Такие изображения, как правило, не описывают как «Христос в величии», хотя они представляют собой линейное развитие более раннего изображения; главным предметом стали человеческие события на переднем плане, такие как мученичество святого, довольно отдаленным свидетелем которого теперь является Христос.
Галерея
[ редактировать ]-
Римская мозаика с традиционной сценой Легиса из базилики Санта-Костанца , Рим, IV век.
-
Старая репродукция саркофага Юния Басса с Traditio Legis.
-
Христос в величии, в мандорле и в окружении тетраморфа, романская фреска, апсида Сан-Климент-де-Тауль , Каталония , 1123 год.
-
Христос в величии с символами евангелистов, каменный рельеф, южный портал, бенедиктинский монастырь в Иннихене , Южный Тироль
-
Христос на суде, Везле , Бургундия.
-
«Страшный суд» , Фра Анджелико , 1425–1431 гг.
-
Христос в величии из Godescalc Evangelistary
-
Страница Maiestas Domini из Кодекса Амиатинуса (л. 796v), Флоренция, Лаврентьевская библиотека.
-
Шрифт скандинавского мастера Маджестатиса , большая часть узнаваемых работ которого посвящена этой теме.
-
Распятие с Христом в Величестве; анонимный; 12 век
-
Тимпан Вестминстерского собора, изображающий Христа в Величестве с Девой Марией и святыми; Мозаика Роберта Эннинга Белла по рисункам Джона Фрэнсиса Бентли , 1916 год.
-
Христос во славе изображен на большом гобелене в соборе Ковентри , спроектированном Грэмом Сазерлендом и завершенном в 1962 году.
-
Христос во славе в Жалейраке
-
Внешний вид часовни при церкви Св. Николая в Таллинне (см. Sol Invictus )
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Лексически подобное Maestà , что по-итальянски означает «величие», традиционно обозначает культовую формулу восседающей на троне Мадонны с младенцем Иисусом.
- ^ «Traditio Legis, Traditio Clavum — Иконография» . Архивировано из оригинала 23 июня 2013 г. Проверено 23 декабря 2013 г.
- ^ Эдуард Синдикус; Раннехристианское искусство ; п. 96; Бернс и Оутс, Лондон, 1962. Холл, стр. 78–80.
- ^ Джеймс Холл, История идей и образов в итальянском искусстве , стр. 92–93, 1983, Джон Мюррей, Лондон, ISBN 0-7195-3971-4
- ^ Христос в ранних примерах — Христос-Учитель: жест правой руки Христа — это не жест благословения, а жест оратора; идентичный жест можно увидеть на панели диптиха из слоновой кости , изображающего восседающего на троне вице-префекта ( викария ) , Руфия Пробиана , около 400 г., о котором Питер Браун замечает: «Своей рукой он делает «жест оратора», который указывает что он говорит или что он имеет право говорить». Государственная библиотека Берлина. Иллюстрировано Питером Брауном, «Церковь и лидерство» у Пола Вейна, редактора, «История частной жизни: от языческого Рима до Византии» , 1987, стр. 272.
- ^ Синдик: 143
- ^ Шиллер, Том 2, стр. 188–189, 202.
- ^ Эмиль Мале, Готический образ: религиозное искусство во Франции тринадцатого века , с. 365–376, английский перевод 3-го изд., 1913 г., Коллинз, Лондон (и многие другие издания)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства , Vol. II, 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0853313245
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Majestas Domini, на Викискладе?
СМИ, связанные с рельефами Majestas Domini, на Викискладе?
- Христос в величии
- (Музей Гетти); Христос в величии, иллюминация рукописи, немецкий, (Хильдесхайм), около 1170-х гг.
- Христос в величии , с деталями апокалипсиса : картина алтаря, церковь Святой Марии, Кемпли , Глостершир, около 1120 г.
- Христос в величии: освещение в Абердинском бестиарии, конец двенадцатого века.
- Определение деисуса - включает фотографии деисуса в соборе Святой Софии.