Кинематическая волна
В динамических и геофизических массовых потоках жидкости, вызванных гравитацией и давлением, таких как океанские волны, лавины, селевые потоки, селевые потоки, внезапные паводки и т. д., кинематические волны являются важными математическими инструментами для понимания основных особенностей связанных волновых явлений. [1] Эти волны также применяются для моделирования движения транспортных потоков на автомагистралях . [2] [3]
В этих потоках уравнения массы и количества движения можно объединить, чтобы получить кинематическое волновое уравнение. В зависимости от конфигурации потока кинематическая волна может быть линейной или нелинейной, что зависит от того, является ли фазовая скорость волны постоянной или переменной. Кинематическая волна может быть описана простым уравнением в частных производных с одной неизвестной переменной поля (например, потоком или высотой волны, ) через две независимые переменные, а именно время ( ) и пространство ( ) с некоторыми параметрами (коэффициентами), содержащими информацию о физике и геометрии потока. В целом волна может быть адвективной и диффузионной. Однако в простых ситуациях кинематическая волна носит преимущественно адвектирующий характер.
Кинематическая волна для селевого потока
[ редактировать ]Нелинейную кинематическую волну для селевого потока можно записать следующим образом со сложными нелинейными коэффициентами: где – высота селевого потока, это время, это положение нисходящего канала, - градиент давления и нелинейная переменная скорость волны, зависящая от глубины, и представляет собой переменный диффузионный член, зависящий от высоты потока и градиента давления.Это уравнение также можно записать в консервативной форме :
где — обобщенный поток, зависящий от ряда физических и геометрических параметров потока, высоты потока и градиента гидравлического давления. Для , это уравнение сводится к уравнению Бюргерса .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Такахаши, Т. (2007). Селевой поток: механика, прогноз и меры противодействия . Тейлор и Фрэнсис, Лейден .
- ^ Лайтхилл, MJ; Уизем, Великобритания (1955). «О кинематических волнах. I: Движение паводков по длинным рекам. II: Теория транспортных потоков на длинных многолюдных дорогах». Труды Королевского общества . 229А (4): 281–345.
- ^ Ньюэлл, Г. Ф. (1993). «Упрощенная теория кинематических волн в дорожном движении, Часть I: Общая теория». Транспн. Рез. Б. 27Б (4): 281–287. дои : 10.1016/0191-2615(93)90038-C .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сингх, Виджай П. (1996). «Линеаризация гидравлических уравнений». Кинематическое волновое моделирование в водных ресурсах: гидрология поверхностных вод . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. стр. 211–253. ISBN 0-471-10945-2 .