Jump to content

Сергей Параджанов

(Перенаправлено от Сергея Параджанова )

Сергей Параджанов
Параджанов в 1978 году
Рожденный
Sergei Iosifovich Parajanov

( 1924-01-09 ) 9 января 1924 г.
Умер 20 июля 1990 г. ( 1990-07-20 ) (66 лет)
Ереван, Армянская ССР , Советский Союз.
Место отдыха Пантеон Комитаса , Ереван, Армения
Занятия
  • Кинорежиссер
  • сценарист
Годы активности 1951–1990
Супруги
  • Нигяр Керимова
    ( м. 1950–⁠1951)
  • Светлана Чербатюк
    ( м. 1956–1962)
Дети 1
Веб-сайт https://www.parajanov.com

Sergei Iosifovich Parajanov [а] [б] (9 января 1924 — 20 июля 1990) — советский кинорежиссер и сценарист. [1] Кинокритики, историки кино и кинематографисты считают его одним из величайших режиссеров всех времен. [2]

Параджанов родился в семье этнических армян в Грузии . Он учился во ВГИКе под руководством кинорежиссеров Игоря Савченко и Александра Довженко и начал свою карьеру профессионального кинорежиссера в 1954 году. Парджанов все больше разочаровывался в своих фильмах, а также в санкционированном государством художественном стиле социалистического реализма , широко распространенном во всем Советском Союзе. Союз . После переезда в Украину и постановки «Теней забытых предков» , его первой крупной работы, которая расходилась с соцреализмом и принесла ему международное признание, [3] Позже он отрекся от своих фильмов, снятых до 1965 года, и назвал их «мусором». [2] Впоследствии Параджанов снял фильм «Цвет граната» , который получил широкое признание среди кинематографистов и часто считается одним из величайших фильмов, когда-либо созданных. [4]

Параджанов был бисексуалом , что привело к усилению юридического контроля со стороны советских властей над его личной жизнью, его фильмами и политическим участием, связанным с украинским национализмом . [5] [6] [7] Почти все его кинопроекты с 1965 по 1973 год были запрещены советскими кинематографическими администрациями как на местном уровне в Киеве , Ереване , так и на федеральном уровне в Советском Союзе , многие из которых были без обсуждения.

Фильмы Параджанова включены в число величайших фильмов всех времен по версии Sight & Sound . Он завоевал призы на кинофестивале в Мар-дель-Плата , Стамбульском международном кинофестивале , Nika Awards , Роттердамском международном кинофестивале , Ситжес-Каталонском международном кинофестивале , Международном кинофестивале в Сан-Паулу и других. Комплексная ретроспектива в Великобритании состоялась в 2010 году в BFI Southbank . Ретроспективу курировали Лейла Александер-Гарретт и специалист по Параджанову Элизабетта Фабризи, которая заказала в галерее BFI новый заказ современного художника Мэтта Коллишоу («Ретроспектр»), вдохновленный Параджановым. Творчеству Параджанова был посвящен симпозиум, на котором собрались эксперты, чтобы обсудить и отметить вклад режиссера в кино и искусство. [8]

Ранняя жизнь и фильмы

[ редактировать ]
Мемориальная доска на доме семьи Параджановых в Тбилиси

Sergei Iosifovich Parajanov [с] родился 9 января 1924 года в Тифлисе в семье этнических армян, творческих родителей Иосифа Параджанова и Сирануш Бежановой. [д] Грузия , тогда входившая в состав Советского Союза. Иосиф был купцом, владевшим антикварной лавкой, торговавшим драгоценностями и ценностями; у него часто были проблемы с властями, которые часто совершали набеги на его бизнес и конфисковывали многие его ценности из-за запрета Советского Союза на финансовые спекуляции . [10] Поскольку его отцу не удавалось легализовать свой бизнес, Параджанову часто приходилось глотать мелкие украшения и испражняться, когда власти прекращали поиски. [11]

Параджанов учился в местном железнодорожном колледже, а затем сбежал в Тбилисскую государственную консерваторию . Позже его перевели в Московскую консерваторию , где он учился вместе с сопрано Ниной Дорлиак . [11] Параджанов бросил консерваторию и поступил на режиссерский факультет тогдашнего Всесоюзного государственного института кинематографии ; учился у режиссеров Игоря Савченко и Александра Довженко .

Параджанов был бисексуалом . [12] [13] В 1948 году ему было предъявлено обвинение в незаконных гомосексуальных отношениях с офицером МГБ Николаем Микавой в Тбилиси. Его приговорили к пяти годам лишения свободы и освободили по амнистии через три месяца. [14] В видеоинтервью друзья и родственники оспаривают правдивость обвинений Параджанова; они полагают, что его приговор был вынесен через кенгуру суд из-за его склонности к политическому возмездию и мятежных взглядов. В 1950 году в Москве Параджанов женился на Нигяр Керимовой, выходце из татарско-мусульманской семьи . После обращения в православие Нигьяр была убита своими родственниками, которые не одобряли брак. Впоследствии Параджанов переехал в Киев , Украина , где он продюсировал несколько документальных фильмов на русском и украинском языке ( «Думка», «Золотые руки», «Наталия Ужвий») и несколько повествовательных фильмов: «Андриеш», «Лучший парень», «Украинская рапсодия» и «Цветок на камне» . Он свободно говорил по-украински и в 1956 году женился на Светлане Ивановне Щербатюк (1938–2020), от которой в 1958 году у него родился сын. [15] [16]

В интервью 1988 года он заявил: «Все знают, что у меня три родины. Я родился в Грузии, работал на Украине и умру в Армении ». [17]

Отрыв от соцреализма

[ редактировать ]

Андрея Тарковского первый фильм «Иваново детство» Огромное влияние на самораскрытие Параджанова как кинорежиссера оказал . Позже влияние стало взаимным, и они с Тарковским стали близкими друзьями. Еще одно влияние оказал итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини , которого Параджанов позже назвал для него «подобным Богу» и режиссером «величественного стиля». [18] В 1965 году Параджанов отказался от соцреализма и снял поэтические «Тени забытых предков» , свой первый фильм, над которым он имел полный творческий контроль. Он завоевал множество международных наград, хорошо принятых советскими властями, которые высоко оценили фильм за «передачу поэтичности и философской глубины повести Михаила Коцюбинского языком кино» и назвали его «блестящим творческим успехом фильма Довженко ». студия ». Власти разрешили выпустить фильм с неповрежденным оригинальным украинским саундтреком, вместо того, чтобы переводить диалоги на русский язык для общесоветского проката, чтобы сохранить его украинскую целостность. [19] (Русский дубляж был в то время стандартной практикой для нерусских советских фильмов, когда они распространялись за пределами республики происхождения.)

В 1969 году Параджанов ненадолго переехал в Армению , чтобы работать над своим следующим фильмом «Саят-Нова» . Он был снят в относительно плохих условиях и имел очень небольшой бюджет. [17] В отличие от «Теней забытых предков», «Саят-Нова» не был хорошо принят советскими властями, которые поспешили вмешаться и запретить фильм из-за его якобы подстрекательского содержания и отсутствия соцреализма . Параджанов отредактировал фильм и переименовал его в «Цвет граната» .

Тюремное заключение и последующая работа

[ редактировать ]
Статуя Параджанова перед его музеем в Ереване

С начала 1960-х годов Параджанов все чаще становился объектом внимания КГБ из -за разнообразной политической деятельности, связанной с его близостью к украинскому национализму . Он был активным протестующим после украинской чистки 1965–1966 годов . В 1969 году в докладе Комитета государственной безопасности Центральному комитету Коммунистической партии Украины было указано, что Параджанов оказывает негативное влияние на своих молодых коллег, а также является ключевым распространителем идеологически вредных мнений. Его также считали человеком, желающим дезертировать, если он поедет за границу. [10] В декабре 1973 года он был арестован в Киеве, обвинен в гомосексуализме, содомии, пропаганде порнографии и приговорен к пяти годам каторжных работ. [20] [21] За три дня до вынесения приговора Параджанову Андрей Тарковский написал письмо в ЦК Коммунистической партии Украины , в котором утверждал, что «За последние десять лет Сергей Параджанов снял только два фильма: « Тени наших забытых предков» и «Цвет». Гранатов Они повлияли на кинематограф сначала в Украине , во-вторых в стране в целом и в мире в целом, в художественном отношении мало кто мог бы заменить Параданова. Он виновен – виновен в своем одиночестве. Мы виноваты в том, что не думаем о нем ежедневно и не понимаем значения мастера». Эклектичная группа художников, актеров, режиссеров и активистов протестовала от имени Параджанова, призывая к его немедленному освобождению. Среди них были Роберт Де Ниро , Фрэнсис Форд Коппола , Мартин Скорсезе , Леонид Гайдай , Эльдар Рязанов , Ив Сен-Лоран , Марчелло Мастроянни , Франсуаза Саган , Жан-Люк Годар , Франсуа Трюффо , Луис Бунюэль , Федерико Феллини , Микеланджело Антониони. , Михаил Вартанов и сам Андрей Тарковский .

Параджанов отсидел четыре года из своего пятилетнего заключения, а позже приписал свое досрочное освобождение усилиям французского поэта -сюрреалиста и романиста Луи Арагона , русской поэтессы Эльзы Триоле (жены Арагона) и американского писателя Джона Апдайка . [17] Его досрочное освобождение было санкционировано Леонидом Брежневым , Генеральным секретарем ЦК КПСС , предположительно вследствие случайной встречи Брежнева с Арагоном и Триоле в Большом театре в Москве. На вопрос Брежнева, может ли он чем-нибудь помочь, Арагон потребовал освобождения Параджанова, что и произошло к декабрю 1977 года. [20]

Находясь в заключении, Параджанов создал большое количество миниатюрных кукольных скульптур (некоторые из которых были утеряны) и около 800 рисунков и коллажей, многие из которых позже были выставлены в Ереване , где музей Сергея Параджанова . сейчас постоянно находится [22] (В музее, открытом в 1991 году, через год после смерти Параджанова, хранится более 200 работ, а также мебель из его дома в Тбилиси .) Его усилия в лагере неоднократно подвергались риску со стороны тюремных надзирателей, которые отбирали у него материалы и называли его безумны, их жестокость утихла лишь после того, как в заявлении из Москвы признали, что "режиссер очень талантлив". [17]

После его возвращения из тюрьмы в Тбилиси пристальное наблюдение советских цензоров помешало Параджанову продолжить его кинематографическую деятельность и направило его к творческим сферам, которые он лелеял во время своего пребывания в тюрьме. Он создавал необычайно сложные коллажи, создал большую коллекцию абстрактных рисунков и развивал множество других направлений некинематографического искусства, шил больше кукол и несколько причудливых костюмов.

В феврале 1982 года Параджанов был снова заключен в тюрьму по обвинению во взяточничестве, что совпало с его возвращением в Москву на премьеру спектакля памяти Владимира Высоцкого в Театре на Таганке и было осуществлено с некоторой степенью обмана. Несмотря на еще один суровый приговор, он был освобожден менее чем через год, причем его здоровье серьезно подорвано. [20]

В 1985 году медленная оттепель в Советском Союзе побудила Параджанова возобновить увлечение кино. При поддержке различных грузинских интеллектуалов он создал отмеченный множеством наград фильм « Легенда о Сурамской крепости» , основанный на новелле Даниэля Чонкадзе , его первое возвращение в кино после Саят-Нова пятнадцатью годами ранее. В 1988 году Параджанов снял еще один отмеченный множеством наград фильм «Ашик Кериб » по рассказу Михаила Лермонтова . Это история странствующего менестреля, действие которой происходит в азербайджанской культуре . Параджанов посвятил фильм своему близкому другу Андрею Тарковскому и «всем детям мира».

Надгробие Параджанова в Ереване

Затем Параджанов попытался завершить свой последний проект. Он умер от рака в Ереване , Армения , 20 июля 1990 года в возрасте 66 лет, оставив свою последнюю работу «Исповедь » незаконченной. Он сохранился в своем первоначальном негативе под названием «Параджанов: Последняя весна» , созданном его близким другом Михаилом Вартановым в 1992 году. Федерико Феллини , Тонино Гуэрра , Франческо Рози , Альберто Моравиа , Джульетта Мазина , Марчелло Мастроянни и Бернардо Бертолуччи были среди тех, кто публично оплакивал его смерть. [23] Они отправили в Россию телеграмму со следующим заявлением: «Мир кино потерял волшебника. Фантазия Параджанова будет навсегда завораживать и приносить радость людям мира…». [23]

Наследие

[ редактировать ]
Параджанов на марке Армении 1999 года.

Несмотря на то, что Параджанов изучал кино во ВГИКе , он открыл свой творческий путь только после просмотра российского режиссера Андрея Тарковского сказочного первого фильма «Иваново детство» .

Параджанова высоко оценил сам Тарковский в биографическом фильме « Путешествие во времени » («Всегда с огромной благодарностью и удовольствием вспоминаю фильмы Сергея Параджанова, которые очень люблю. Его образ мышления, его парадоксальные, поэтические... способности» любить красоту и способность быть абсолютно свободным в своем представлении»). В том же фильме Тарковский заявил, что Параджанов — один из его любимых режиссеров.

Итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони заявил, что «Цвет граната Параджанова, по моему мнению, одного из лучших современных режиссеров, поражает совершенством красоты». Параджановым восхищался и американский кинорежиссер Фрэнсис Форд Коппола . Французский кинорежиссер Жан-Люк Годар также заявил, что «В храме кино есть образы, свет и реальность. Хозяином этого храма был Сергей Параджанов».

Несмотря на то, что у его искусства было много поклонников, его видение не привлекло много последователей. «Тот, кто попытается подражать мне, проиграет», - как сообщается, сказал он. [24] Однако такие режиссеры, как Тео Ангелопулос , Бела Тарр и Мохсен Махмальбаф, разделяют подход Параджанова к кино как к прежде всего визуальному средству, а не как инструменту повествования. [25]

Институт Параджанова-Вартанова был создан в Голливуде в 2010 году для изучения, сохранения и популяризации творческого наследия Сергея Параджанова и Михаила Вартанова . [26]

Фильмография

[ редактировать ]
Год Английское название Оригинальное название Романизация Примечания
1951 Молдавская сказка In Russian : Молдавская сказка
In Ukrainian : Moлдавська байка
Moldavskaya skazka
Молдавская байка
Дипломный короткометражный фильм; потерянный
1954 Андриеш По русски: Андриеш Андриеш Совместно с Яковом Базеляном; полнометражный ремейк « Молдавской сказки»
1958 Dumka In Russian: Мнение Dumka Документальный фильм
1958 Первый парень (он же The Top Guy ) In Russian: Первый парень
In Russian: Первая поправка
Pervyj paren
Pershyi parubok
1959 Наталья Ушвий In Russian: Наталия Ужвий Наталья Ужвий Документальный фильм
1960 Золотые руки In Russian: Золотые руки Zolotye ruki Документальный фильм
1961 Украинская рапсодия In Russian: Украинская рапсодия
In Russian: Украинская рапсодия
Ukrainskaya rapsodiya
Ukrainska rapsodiya
1962 Цветок на камне In Russian: Цветок на камне
In Russian: Цветок на камне
Tsvetok na kamne
Квитка на kameni
1965 Тени забытых предков In Russian: Тени забытых предков Tini zabutyhh predkiv
1965 Киевские фрески [ uk ] In Russian: Киевские фрески
In Russian: Киевские фрески
Киевский фрески
Kievskie freski
Запрещен во время подготовки к производству; 15 минут прослушиваний выживают
1967 Акоп Овнатанян По -армянски : Акоп Овнатанян Акоп Овнатанян Короткометражный кинопортрет армянского художника XIX века.
1968 Дети Комитасу По-армянски: Дети Комитаса Ереханер Комитасин Документальный фильм для ЮНИСЕФ ; потерянный [27]
1969 Цвет граната По-армянски: Гранатовый цвет Нран Гюн Первоначальное название: Саят-Нова.
1985 Легенда о Сурамской крепости По -грузински : История замка Сурами. Амбави Сурамис цихиса
1985 Арабески на тему Пиросмани На грузинском языке: Арабески на тему Фиросмана.
In Russian: Арабески на тему Пиросмани
Арабески на тему Пиросманиса
Арабески на тему Пиросмани
Короткометражный кинопортрет грузинского художника Нико Пиросмани
1988 Ашик Кериб По-грузински: Ашики Кериб.
По -азербайджански : Влюбленный незнакомец.
Асики Кериби
1989–1990 Исповедь По-армянски: Давайте признаемся Khostovanank Незаконченный; Оригинальный негатив сохранился в Михаила Вартанова произведении «Параджанов: Последняя весна». [28] [29]

Сценарии

[ редактировать ]

Частично созданные сценарии

[ редактировать ]
  • Shadows of Forgotten Ancestors ( Тени забытых предков , 1965, co-written with Ivan Chendei, основанный на легендарной книге Mykhailo Kotsiubynsky )
  • Kyiv Frescoes ( Киевские фрески , 1965)
  • Саят-Нова ( Саят-Нова , 1969, оригинальный сценарий постановки « Цвета граната »)
  • The Confession ( исповедь , 1969–1989)
  • Этюды о Врубеле ( Этюды о Врубеле , 1989, изображение киевского периода Михаила Врубеля , соавтор сценария и режиссер Леонид Осыка)
  • Лебединое озеро: Зона ( Лебединое озеро. Зона , 1989, снято в 1990 году, режиссёр Юрий Ильенко , оператор фильма «Тени забытых предков» )

Непроизведенные сценарии

[ редактировать ]
  • Спящий дворец ( Дремлющий дворец , 1969, по Бахчисарайский поэме Пушкина « фонтан »)
  • Intermezzo (1972, основанный на Mykhailo Kotsiubynsky's short story)
  • Икар ( Икар , 1972)
  • The Golden Edge ( Золотой обрез , 1972)
  • Ара Прекрасный ( Ара Прекрасный , 1972, по мотивам стихотворения армянского поэта XX века Наири Заряна об Аре Прекрасном )
  • Демон ( Демон , 1972, по ) одноименному стихотворению Лермонтова
  • Чудо Оденсе ( Чудо в Оденсе , 1973, по мотивам жизни и творчества Ганса Христиана Андерсена )
  • David of Sasun ( Давид Сасунский , mid-1980s, based on Armenian epic poem David of Sasun )
  • Мученичество Шушаник ( Мученичество Шушаник , 1987, по мотивам грузинской летописи Якоба Цуртавели )
  • The Treasures of Mount Ararat ( Сокровища у горы Арарат )

Среди его проектов были также планы экранизации Лонгфелло » « Песни о Гайавате , Шекспира » « Гамлета , Гете » « Фауста , древнеславянской поэмы «Слово о полку Игореве» , но сценарии фильмов для них так и не были закончены.

[ редактировать ]

Награды и признание

[ редактировать ]
  • В Тбилиси есть памятник Параджанову.
  • На стене дома, где прошло детство Параджанова, установлена ​​мемориальная доска.
  • Улица, на которой вырос Параджанов, улица Коте Месхи, в 2021 году была переименована в улицу Параджанова. [36]
  • В Ереване, Армения, есть дом-музей Параджанова.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^
  2. ^ Его фамилия иногда транслитерируется как Параджанов или Параджанов .
  3. Армянская фамилия Параджанова, Параджанянц, засвидетельствована сохранившимся историческим документом, хранящимся в музее Сергея Параджанова . [9]
  4. С 1936 года Тифлис на английском языке известен как Тбилиси .
  1. ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 517–521. ISBN  978-0-8108-6072-8 .
  2. ^ Jump up to: а б «С чего начать о Сергее Параджанове» . БФИ . Проверено 24 апреля 2021 г.
  3. ^ Стеффен, Джеймс (2013). Кино Сергея Параджанова . Висконсинское киноведение. Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN  978-0-299-29654-4 .
  4. ^ «100 лучших критиков | BFI» . веб.архив.орг . 7 февраля 2016 г. Проверено 4 июня 2024 г.
  5. ^ «Из тени: Сергей Параджанов» . БФИ . Проверено 4 июня 2024 г.
  6. ^ "Арминфо: Украина реабилитирует Сергея Параджанова" . www.arminfo.info . Проверено 4 июня 2024 г.
  7. ^ «Празднование 100-летия советского кинорежиссера Сергея Параджанова» . Обзор международных отношений . 13 февраля 2024 г. . Проверено 4 июня 2024 г.
  8. ^ Фабризи, Элизабетта, «Книга галереи BFI», BFI, Лондон, 2011.
  9. ^ Sergei Paradzhanov and Zaven Sarkisian, Kaleidoskop Paradzhanov: Risunok, kollazh, assambliazh (Yerevan: Muzei Sergeiia Paradzhanova, 2008), p.8
  10. ^ Jump up to: а б Кепли, Вэнс (2015). «Кино Сергея Параджанова. Джеймс Стеффен. Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2013. xix, 306 стр. Примечания. Библиография. Фильмография. Хронология. Указатель. Иллюстрации. Фотографии. 29,95 долларов, бумага» . Славянское обозрение . 74 (4): 952–953. дои : 10.5612/slavicreview.74.4.952 . ISSN   0037-6779 .
  11. ^ Jump up to: а б «СЕРГЕЙ ПАРАЖАНОВ — один из отцов украинского национального кинематографа» . Хаксли . 9 января 2024 г. . Проверено 11 июля 2024 г.
  12. ^ Грей, Кармен (2 декабря 2019 г.). «С чего начать о Сергее Параджанове» . Британский институт кино . Проверено 25 марта 2024 г.
  13. ^ Голубок, Д. Гаррисон (28 февраля 2014 г.). «Влияние Параджанова к 90-летию все еще распространяется» . «Москва Таймс» . Проверено 25 марта 2024 г.
  14. ^ "Vsya pravda o sudimostyakh Sergeya Paradzhanova" Вся правда о судимостях Сергея Параджанова [Вся правда о судимости Сергея Параджанова]. Сегодня . ​Проверено 24 апреля 2021 г.
  15. ^ «Суренпараджанов» . Институт Параджанова-Вартанова . 2 января 2017 г. Проверено 24 апреля 2021 г.
  16. ^ (на украинском языке) Умерла жена легендарного режиссера Сергея Параджанова. Архивировано 7 марта 2022 г. в Wayback Machine , Главком (6 июня 2020 г.).
  17. ^ Jump up to: а б с д Сергей Параджанов - Интервью с Роном Холлоуэем, 1988 г. Архивировано 6 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
  18. ^ Параджанов: Реквием (документальный). КИНО Продакшнс. 1994.
  19. ^ РГАЛИ (Российский государственный архив искусства и литературы), производство и цензурные дела Госкино: ф. 2944, указ. 4, д. 280.
  20. ^ Jump up to: а б с " Осужден за изнасилование члена КПСС (in Russian), Moskovskiy Komsomolets , 2004" . Archived from the original on August 10, 2007.
  21. ^ Пису, Стефано (1 сентября 2021 г.). «Новые взгляды на дело Параджанова: роль итальянского активизма в транснациональной кампании за его освобождение» . Записные книжки Русского мира. Россия-Российская Империя-Советский Союз и независимые государства . 62 (2–3): 443–472. дои : 10.4000/monderusse.12499 . ISSN   1252-6576 .
  22. ^ «Журнал «Фриз», Параджанов Великолепный» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года.
  23. ^ Jump up to: а б "основной" . Институт Параджанова-Вартанова . 9 февраля 2017 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
  24. ^ «Влияние Параджанова в 90-летие все еще распространяется | Новости | The Moscow Times» . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 17 мая 2015 г.
  25. ^ «Влияния» . Институт Параджанова-Вартанова . 2 января 2017 г. Проверено 24 апреля 2021 г.
  26. ^ «Институт Параджанова-Вартанова» . Институт Параджанова-Вартанова . Архивировано из оригинала 22 октября 2014 года.
  27. ^ «Маэстро Сергей Параджанов» . 9 февраля 2017 г.
  28. ^ «Параджанов: Последняя весна» . 28 декабря 2016 г.
  29. ^ Шнайдер, Стивен. «501 кинорежиссер» Лондон: Касселл, 2007, ISBN   9781844035731
  30. ^ «Пресса штата фуга - экспериментальная фантастика - Стет Джеймса Чепмена» . www.fuguestatepress.com . Проверено 24 апреля 2021 г.
  31. ^ Кауфман, Гил (18 сентября 2020 г.). « Посмотрите, как мускулистые мужчины без рубашек летают Леди Гагой, как воздушный змей, в видео «911» » . Рекламный щит . Проверено 18 сентября 2020 г.
  32. ^ Jump up to: а б Миер, Томас (18 сентября 2020 г.). «Леди Гага выпустила «очень личное» видео «911» о своем психическом здоровье: «Это поэзия боли» » . Люди . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 19 сентября 2020 г.
  33. ^ Стеффен, Джеймс (2013). Кино Сергея Параджанова . Университет Висконсина Пресс . п. 251. ИСБН  9780299296537 .
  34. ^ Минскер, Эван (24 июня 2015 г.). «Николас Джаар выпускает бесплатный альбом Pomegranates» . Вилы . Проверено 24 апреля 2021 г.
  35. ^ Голубок, Д. Гаррисон (27 февраля 2014 г.). «Влияние Параджанова к 90-летию все еще распространяется» . «Москва Таймс» . Проверено 24 апреля 2021 г.
  36. ^ "Тбилиси, Грузия. Улица Коте Месхи, расположенная в Мтацминдском районе, будет носить имя известного кинорежиссера Сержа Параджанова" . Повестка дня.ge. 10 сентября 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]

Избранная библиография книг и научных статей о Сергее Параджанове.

Англоязычные источники

[ редактировать ]
  • Диксон, Уилер и Фостер, Гвендолин. «Краткая история кино». Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 2008. ISBN   9780813542690
  • Кук, Дэвид А. « Тени забытых предков : фильм как религиозное искусство». Постскриптум 3, вып. 3 (1984): 16–23.
  • Во-первых, Джошуа. Сергей Параджанов: Тени забытых предков. Лондон и Чикаго: Itellect; Издательство Чикагского университета, 2016. ISBN   9781783207091
  • Джаяманн, Лалин. Поэтическое кино и дух дара в фильмах Пабста, Параджанова, Кубрика и Руиса . Издательство Амстердамского университета 2021. ISBN   9789463726245
  • Ким, Ольга. «Кино и живопись в эстетических метаморфозах Параджанова». Исследования российского и советского кино 12, вып. 1 (март 2018 г.): 19–36. дои: 10.1080/17503132.2017.1415519.
  • Небесио, Богдан. « Тени забытых предков : повествование в романе и фильме». Ежеквартальный журнал «Литература/Кино» 22, вып. 1 (1994): 42–49.
  • Олер, Карла. «Коллективный внутренний монолог: Сергей Параджанов и взгляд Эйзенштейна на кино, вдохновленный Джойсом». Обзор современного языка 101, вып. 2 (апрель 2006 г.): 472–487.
  • Олер, Карла. « Нран гуйне/Цвет граната : Серго Параджанов, СССР, 1969». В «Кино России и бывшего Советского Союза» , 139–148. Лондон, Англия: Wallflower, 2006. [Глава книги]
  • » Сергея Параджанова Папазян, Элизабет А. «Этнография, сказка и «вечное движение» в «Ашик-Керибе ». Ежеквартальный журнал «Литература/Кино» 34, вып. 4 (2006): 303–12.
  • Параджанов, Сергей. Семь видений. Под редакцией Галии Акерман . Перевод Гая Беннета. Лос-Анджелес: Зеленое целое число, 1998. ISBN   1892295040 , ISBN   9781892295040
  • Параджанов Сергей и Завен Саркисян. Калейдоскоп Параджанова: рисунки, коллажи, ассамбляжи. Ереван: Музей Сергея Параджанова, 2008. ISBN   9789994121434
  • Разлогов, Кирилл. «Параджанов в тюрьме: упражнение в транскультурализме». Исследования российского и советского кино 12, вып. 1 (март 2018 г.): 37–57. дои: 10.1080/17503132.2018.1422223.
  • Стеффен, Джеймс. Кино Сергея Параджанова. Мэдисон: Университет Висконсина, 2013. ISBN   9780299296544
  • Штеффен, Джеймс, изд. Спецвыпуск Сергея Параджанова. Армянское обозрение 47/48, вып. 3–4/1–2 (2001/2002). Двойная проблема; веб-сайт издателя
  • Стеффен, Джеймс. « Киевские фрески : нереализованный кинопроект Сергея Параджанова». КиноКультура Спецвыпуск 9: Украинское кино (декабрь 2009), онлайн. URL: КиноКультура
  • Шнайдер, Стивен Джей. «501 кинорежиссер». Лондон: Хачетт/Касселл, 2007. ISBN   9781844035731

Источники на иностранных языках

[ редактировать ]
  • Буллот, Эрик. Саят-Нова Сергея Параджанова: Лицо и профиль. Крисне, Бельгия: Editions Yellow Now, 2007. (на французском языке) ISBN   9782873402129
  • Казальс, Патрик. Сергей Параджанов. Париж: Cahiers du cinéma, 1993. (французский язык). ISBN   9782866421335 ,
  • Chernenko, Miron. Sergei Paradzhanov: Tvorcheskii portret. Moskva: "Soiuzinformkino" Goskino SSSR, 1989. (Russian language) Online version
  • Григорян, Левон. Параджанов. Москва: Молодая гвардия, 2011. (русский язык). ISBN   9785235034389 ,
  • Grigorian, Levon. Tri tsveta odnoi strasti: Triptikh Sergeia Paradzhanova. Moscow: Kinotsentr, 1991. (Russian language)
  • Калантар, Карен. Очерки о Параджанов. Ереван: Гитутюн НАН РА, 1998. (русский язык).
  • Katanian, Vasilii Vasil’evich. Paradzhanov: Tsena vechnogo prazdnika. Nizhnii Novgorod: Dekom, 2001. (Russian language) ISBN   9785895330425
  • Лим, Антонин Дж., изд. Сергей Параджанов: Свидетельства и документы о его работе и жизни. Венеция: Венецианская биеннале / Марсилио, 1977. (итальянский язык)
  • Mechitov, Yuri. Sergei Paradzhanov: Khronika dialoga. Tbilisi: GAMS- print, 2009. (Russian language) ISBN   9789941017544
  • Paradzhanov, Sergei. Ispoved’. Edited by Kora Tsereteli. St. Petersburg: Azbuka, 2001. (Russian language) ISBN   9785267002929
  • Параджанов, Сергеи, и Гарегин Закойский. Письма из зоны. Ереван: Fil'madaran, 2000. (Russian language) ISBN   9789993085102
  • Симьян, Тигран Сергей Параджанов как текст: человек, габитус и интерьер (на материале визуальных текстов) // ΠΡΑΞΗMΑ. Журнал Визуальной Семиотики 2019, № 3, стр. 197–215.
  • Шнайдер, Стивен Джей. «501 режиссер кино». Барселона, Испания: Грихальбо, 2008. ISBN   9788425342646
  • Tsereteli, Kora, ed. Kollazh na fone avtoportreta: Zhizn’–igra. 2nd ed. Nizhnii Novgorod: Dekom, 2008. (Russian language) ISBN   9785895330975
  • Вартанов Михаил. «Сергей Параджанов». В книге «Кино Закавказских советских республик». Венеция, Италия: Марсилио Эдори, 1986. (итальянский язык) ISBN   8831748947
  • Вартанов Михаил. «Вершины мира». Cahiers du Cinéma» № 381, 1986 г. (французский язык) ISSN   0757-8075
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0391551cbec4c62c1cf9967db138e3fc__1722788100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/fc/0391551cbec4c62c1cf9967db138e3fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sergei Parajanov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)