Сергей Параджанов
Сергей Параджанов | |
---|---|
Рожденный | Sergei Iosifovich Parajanov 9 января 1924 г. Тифлис , Грузинская ССР , СССР. |
Умер | 20 июля 1990 г. Ереван, Армянская ССР , Советский Союз. | (66 лет)
Место отдыха | Пантеон Комитаса , Ереван, Армения |
Занятия |
|
Годы активности | 1951–1990 |
Супруги |
|
Дети | 1 |
Веб-сайт | https://www.parajanov.com |
Sergei Iosifovich Parajanov [а] [б] (9 января 1924 — 20 июля 1990) — советский кинорежиссер и сценарист. [1] Кинокритики, историки кино и кинематографисты считают его одним из величайших режиссеров всех времен. [2]
Параджанов родился в семье этнических армян в Грузии . Он учился во ВГИКе под руководством кинорежиссеров Игоря Савченко и Александра Довженко и начал свою карьеру профессионального кинорежиссера в 1954 году. Парджанов все больше разочаровывался в своих фильмах, а также в санкционированном государством художественном стиле социалистического реализма , широко распространенном во всем Советском Союзе. Союз . После переезда в Украину и постановки «Теней забытых предков» , его первой крупной работы, которая расходилась с соцреализмом и принесла ему международное признание, [3] Позже он отрекся от своих фильмов, снятых до 1965 года, и назвал их «мусором». [2] Впоследствии Параджанов снял фильм «Цвет граната» , который получил широкое признание среди кинематографистов и часто считается одним из величайших фильмов, когда-либо созданных. [4]
Параджанов был бисексуалом , что привело к усилению юридического контроля со стороны советских властей над его личной жизнью, его фильмами и политическим участием, связанным с украинским национализмом . [5] [6] [7] Почти все его кинопроекты с 1965 по 1973 год были запрещены советскими кинематографическими администрациями как на местном уровне в Киеве , Ереване , так и на федеральном уровне в Советском Союзе , многие из которых были без обсуждения.
Фильмы Параджанова включены в число величайших фильмов всех времен по версии Sight & Sound . Он завоевал призы на кинофестивале в Мар-дель-Плата , Стамбульском международном кинофестивале , Nika Awards , Роттердамском международном кинофестивале , Ситжес-Каталонском международном кинофестивале , Международном кинофестивале в Сан-Паулу и других. Комплексная ретроспектива в Великобритании состоялась в 2010 году в BFI Southbank . Ретроспективу курировали Лейла Александер-Гарретт и специалист по Параджанову Элизабетта Фабризи, которая заказала в галерее BFI новый заказ современного художника Мэтта Коллишоу («Ретроспектр»), вдохновленный Параджановым. Творчеству Параджанова был посвящен симпозиум, на котором собрались эксперты, чтобы обсудить и отметить вклад режиссера в кино и искусство. [8]
Ранняя жизнь и фильмы
[ редактировать ]Sergei Iosifovich Parajanov [с] родился 9 января 1924 года в Тифлисе в семье этнических армян, творческих родителей Иосифа Параджанова и Сирануш Бежановой. [д] Грузия , тогда входившая в состав Советского Союза. Иосиф был купцом, владевшим антикварной лавкой, торговавшим драгоценностями и ценностями; у него часто были проблемы с властями, которые часто совершали набеги на его бизнес и конфисковывали многие его ценности из-за запрета Советского Союза на финансовые спекуляции . [10] Поскольку его отцу не удавалось легализовать свой бизнес, Параджанову часто приходилось глотать мелкие украшения и испражняться, когда власти прекращали поиски. [11]
Параджанов учился в местном железнодорожном колледже, а затем сбежал в Тбилисскую государственную консерваторию . Позже его перевели в Московскую консерваторию , где он учился вместе с сопрано Ниной Дорлиак . [11] Параджанов бросил консерваторию и поступил на режиссерский факультет тогдашнего Всесоюзного государственного института кинематографии ; учился у режиссеров Игоря Савченко и Александра Довженко .
Параджанов был бисексуалом . [12] [13] В 1948 году ему было предъявлено обвинение в незаконных гомосексуальных отношениях с офицером МГБ Николаем Микавой в Тбилиси. Его приговорили к пяти годам лишения свободы и освободили по амнистии через три месяца. [14] В видеоинтервью друзья и родственники оспаривают правдивость обвинений Параджанова; они полагают, что его приговор был вынесен через кенгуру суд из-за его склонности к политическому возмездию и мятежных взглядов. В 1950 году в Москве Параджанов женился на Нигяр Керимовой, выходце из татарско-мусульманской семьи . После обращения в православие Нигьяр была убита своими родственниками, которые не одобряли брак. Впоследствии Параджанов переехал в Киев , Украина , где он продюсировал несколько документальных фильмов на русском и украинском языке ( «Думка», «Золотые руки», «Наталия Ужвий») и несколько повествовательных фильмов: «Андриеш», «Лучший парень», «Украинская рапсодия» и «Цветок на камне» . Он свободно говорил по-украински и в 1956 году женился на Светлане Ивановне Щербатюк (1938–2020), от которой в 1958 году у него родился сын. [15] [16]
В интервью 1988 года он заявил: «Все знают, что у меня три родины. Я родился в Грузии, работал на Украине и умру в Армении ». [17]
Отрыв от соцреализма
[ редактировать ]Андрея Тарковского первый фильм «Иваново детство» Огромное влияние на самораскрытие Параджанова как кинорежиссера оказал . Позже влияние стало взаимным, и они с Тарковским стали близкими друзьями. Еще одно влияние оказал итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини , которого Параджанов позже назвал для него «подобным Богу» и режиссером «величественного стиля». [18] В 1965 году Параджанов отказался от соцреализма и снял поэтические «Тени забытых предков» , свой первый фильм, над которым он имел полный творческий контроль. Он завоевал множество международных наград, хорошо принятых советскими властями, которые высоко оценили фильм за «передачу поэтичности и философской глубины повести Михаила Коцюбинского языком кино» и назвали его «блестящим творческим успехом фильма Довженко ». студия ». Власти разрешили выпустить фильм с неповрежденным оригинальным украинским саундтреком, вместо того, чтобы переводить диалоги на русский язык для общесоветского проката, чтобы сохранить его украинскую целостность. [19] (Русский дубляж был в то время стандартной практикой для нерусских советских фильмов, когда они распространялись за пределами республики происхождения.)
В 1969 году Параджанов ненадолго переехал в Армению , чтобы работать над своим следующим фильмом «Саят-Нова» . Он был снят в относительно плохих условиях и имел очень небольшой бюджет. [17] В отличие от «Теней забытых предков», «Саят-Нова» не был хорошо принят советскими властями, которые поспешили вмешаться и запретить фильм из-за его якобы подстрекательского содержания и отсутствия соцреализма . Параджанов отредактировал фильм и переименовал его в «Цвет граната» .
Тюремное заключение и последующая работа
[ редактировать ]С начала 1960-х годов Параджанов все чаще становился объектом внимания КГБ из -за разнообразной политической деятельности, связанной с его близостью к украинскому национализму . Он был активным протестующим после украинской чистки 1965–1966 годов . В 1969 году в докладе Комитета государственной безопасности Центральному комитету Коммунистической партии Украины было указано, что Параджанов оказывает негативное влияние на своих молодых коллег, а также является ключевым распространителем идеологически вредных мнений. Его также считали человеком, желающим дезертировать, если он поедет за границу. [10] В декабре 1973 года он был арестован в Киеве, обвинен в гомосексуализме, содомии, пропаганде порнографии и приговорен к пяти годам каторжных работ. [20] [21] За три дня до вынесения приговора Параджанову Андрей Тарковский написал письмо в ЦК Коммунистической партии Украины , в котором утверждал, что «За последние десять лет Сергей Параджанов снял только два фильма: « Тени наших забытых предков» и «Цвет». Гранатов Они повлияли на кинематограф сначала в Украине , во-вторых в стране в целом и в мире в целом, в художественном отношении мало кто мог бы заменить Параданова. Он виновен – виновен в своем одиночестве. Мы виноваты в том, что не думаем о нем ежедневно и не понимаем значения мастера». Эклектичная группа художников, актеров, режиссеров и активистов протестовала от имени Параджанова, призывая к его немедленному освобождению. Среди них были Роберт Де Ниро , Фрэнсис Форд Коппола , Мартин Скорсезе , Леонид Гайдай , Эльдар Рязанов , Ив Сен-Лоран , Марчелло Мастроянни , Франсуаза Саган , Жан-Люк Годар , Франсуа Трюффо , Луис Бунюэль , Федерико Феллини , Микеланджело Антониони. , Михаил Вартанов и сам Андрей Тарковский .
Параджанов отсидел четыре года из своего пятилетнего заключения, а позже приписал свое досрочное освобождение усилиям французского поэта -сюрреалиста и романиста Луи Арагона , русской поэтессы Эльзы Триоле (жены Арагона) и американского писателя Джона Апдайка . [17] Его досрочное освобождение было санкционировано Леонидом Брежневым , Генеральным секретарем ЦК КПСС , предположительно вследствие случайной встречи Брежнева с Арагоном и Триоле в Большом театре в Москве. На вопрос Брежнева, может ли он чем-нибудь помочь, Арагон потребовал освобождения Параджанова, что и произошло к декабрю 1977 года. [20]
Находясь в заключении, Параджанов создал большое количество миниатюрных кукольных скульптур (некоторые из которых были утеряны) и около 800 рисунков и коллажей, многие из которых позже были выставлены в Ереване , где музей Сергея Параджанова . сейчас постоянно находится [22] (В музее, открытом в 1991 году, через год после смерти Параджанова, хранится более 200 работ, а также мебель из его дома в Тбилиси .) Его усилия в лагере неоднократно подвергались риску со стороны тюремных надзирателей, которые отбирали у него материалы и называли его безумны, их жестокость утихла лишь после того, как в заявлении из Москвы признали, что "режиссер очень талантлив". [17]
После его возвращения из тюрьмы в Тбилиси пристальное наблюдение советских цензоров помешало Параджанову продолжить его кинематографическую деятельность и направило его к творческим сферам, которые он лелеял во время своего пребывания в тюрьме. Он создавал необычайно сложные коллажи, создал большую коллекцию абстрактных рисунков и развивал множество других направлений некинематографического искусства, шил больше кукол и несколько причудливых костюмов.
В феврале 1982 года Параджанов был снова заключен в тюрьму по обвинению во взяточничестве, что совпало с его возвращением в Москву на премьеру спектакля памяти Владимира Высоцкого в Театре на Таганке и было осуществлено с некоторой степенью обмана. Несмотря на еще один суровый приговор, он был освобожден менее чем через год, причем его здоровье серьезно подорвано. [20]
В 1985 году медленная оттепель в Советском Союзе побудила Параджанова возобновить увлечение кино. При поддержке различных грузинских интеллектуалов он создал отмеченный множеством наград фильм « Легенда о Сурамской крепости» , основанный на новелле Даниэля Чонкадзе , его первое возвращение в кино после Саят-Нова пятнадцатью годами ранее. В 1988 году Параджанов снял еще один отмеченный множеством наград фильм «Ашик Кериб » по рассказу Михаила Лермонтова . Это история странствующего менестреля, действие которой происходит в азербайджанской культуре . Параджанов посвятил фильм своему близкому другу Андрею Тарковскому и «всем детям мира».
Смерть
[ редактировать ]Затем Параджанов попытался завершить свой последний проект. Он умер от рака в Ереване , Армения , 20 июля 1990 года в возрасте 66 лет, оставив свою последнюю работу «Исповедь » незаконченной. Он сохранился в своем первоначальном негативе под названием «Параджанов: Последняя весна» , созданном его близким другом Михаилом Вартановым в 1992 году. Федерико Феллини , Тонино Гуэрра , Франческо Рози , Альберто Моравиа , Джульетта Мазина , Марчелло Мастроянни и Бернардо Бертолуччи были среди тех, кто публично оплакивал его смерть. [23] Они отправили в Россию телеграмму со следующим заявлением: «Мир кино потерял волшебника. Фантазия Параджанова будет навсегда завораживать и приносить радость людям мира…». [23]
Наследие
[ редактировать ]Несмотря на то, что Параджанов изучал кино во ВГИКе , он открыл свой творческий путь только после просмотра российского режиссера Андрея Тарковского сказочного первого фильма «Иваново детство» .
Параджанова высоко оценил сам Тарковский в биографическом фильме « Путешествие во времени » («Всегда с огромной благодарностью и удовольствием вспоминаю фильмы Сергея Параджанова, которые очень люблю. Его образ мышления, его парадоксальные, поэтические... способности» любить красоту и способность быть абсолютно свободным в своем представлении»). В том же фильме Тарковский заявил, что Параджанов — один из его любимых режиссеров.
Итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони заявил, что «Цвет граната Параджанова, по моему мнению, одного из лучших современных режиссеров, поражает совершенством красоты». Параджановым восхищался и американский кинорежиссер Фрэнсис Форд Коппола . Французский кинорежиссер Жан-Люк Годар также заявил, что «В храме кино есть образы, свет и реальность. Хозяином этого храма был Сергей Параджанов».
Несмотря на то, что у его искусства было много поклонников, его видение не привлекло много последователей. «Тот, кто попытается подражать мне, проиграет», - как сообщается, сказал он. [24] Однако такие режиссеры, как Тео Ангелопулос , Бела Тарр и Мохсен Махмальбаф, разделяют подход Параджанова к кино как к прежде всего визуальному средству, а не как инструменту повествования. [25]
Институт Параджанова-Вартанова был создан в Голливуде в 2010 году для изучения, сохранения и популяризации творческого наследия Сергея Параджанова и Михаила Вартанова . [26]
Фильмография
[ редактировать ]Год | Английское название | Оригинальное название | Романизация | Примечания |
---|---|---|---|---|
1951 | Молдавская сказка | In Russian : Молдавская сказка In Ukrainian : Moлдавська байка | Moldavskaya skazka Молдавская байка | Дипломный короткометражный фильм; потерянный |
1954 | Андриеш | По русски: Андриеш | Андриеш | Совместно с Яковом Базеляном; полнометражный ремейк « Молдавской сказки» |
1958 | Dumka | In Russian: Мнение | Dumka | Документальный фильм |
1958 | Первый парень (он же The Top Guy ) | In Russian: Первый парень In Russian: Первая поправка | Pervyj paren Pershyi parubok | |
1959 | Наталья Ушвий | In Russian: Наталия Ужвий | Наталья Ужвий | Документальный фильм |
1960 | Золотые руки | In Russian: Золотые руки | Zolotye ruki | Документальный фильм |
1961 | Украинская рапсодия | In Russian: Украинская рапсодия In Russian: Украинская рапсодия | Ukrainskaya rapsodiya Ukrainska rapsodiya | |
1962 | Цветок на камне | In Russian: Цветок на камне In Russian: Цветок на камне | Tsvetok na kamne Квитка на kameni | |
1965 | Тени забытых предков | In Russian: Тени забытых предков | Tini zabutyhh predkiv | |
1965 | Киевские фрески | In Russian: Киевские фрески In Russian: Киевские фрески | Киевский фрески Kievskie freski | Запрещен во время подготовки к производству; 15 минут прослушиваний выживают |
1967 | Акоп Овнатанян | По -армянски : Акоп Овнатанян | Акоп Овнатанян | Короткометражный кинопортрет армянского художника XIX века. |
1968 | Дети Комитасу | По-армянски: Дети Комитаса | Ереханер Комитасин | Документальный фильм для ЮНИСЕФ ; потерянный [27] |
1969 | Цвет граната | По-армянски: Гранатовый цвет | Нран Гюн | Первоначальное название: Саят-Нова. |
1985 | Легенда о Сурамской крепости | По -грузински : История замка Сурами. | Амбави Сурамис цихиса | |
1985 | Арабески на тему Пиросмани | На грузинском языке: Арабески на тему Фиросмана. In Russian: Арабески на тему Пиросмани | Арабески на тему Пиросманиса Арабески на тему Пиросмани | Короткометражный кинопортрет грузинского художника Нико Пиросмани |
1988 | Ашик Кериб | По-грузински: Ашики Кериб. По -азербайджански : Влюбленный незнакомец. | Асики Кериби | |
1989–1990 | Исповедь | По-армянски: Давайте признаемся | Khostovanank | Незаконченный; Оригинальный негатив сохранился в Михаила Вартанова произведении «Параджанов: Последняя весна». [28] [29] |
Сценарии
[ редактировать ]Частично созданные сценарии
[ редактировать ]- Shadows of Forgotten Ancestors ( Тени забытых предков , 1965, co-written with Ivan Chendei, основанный на легендарной книге Mykhailo Kotsiubynsky )
- Kyiv Frescoes ( Киевские фрески , 1965)
- Саят-Нова ( Саят-Нова , 1969, оригинальный сценарий постановки « Цвета граната »)
- The Confession ( исповедь , 1969–1989)
- Этюды о Врубеле ( Этюды о Врубеле , 1989, изображение киевского периода Михаила Врубеля , соавтор сценария и режиссер Леонид Осыка)
- Лебединое озеро: Зона ( Лебединое озеро. Зона , 1989, снято в 1990 году, режиссёр Юрий Ильенко , оператор фильма «Тени забытых предков» )
Непроизведенные сценарии
[ редактировать ]- Спящий дворец ( Дремлющий дворец , 1969, по Бахчисарайский поэме Пушкина « фонтан »)
- Intermezzo (1972, основанный на Mykhailo Kotsiubynsky's short story)
- Икар ( Икар , 1972)
- The Golden Edge ( Золотой обрез , 1972)
- Ара Прекрасный ( Ара Прекрасный , 1972, по мотивам стихотворения армянского поэта XX века Наири Заряна об Аре Прекрасном )
- Демон ( Демон , 1972, по ) одноименному стихотворению Лермонтова
- Чудо Оденсе ( Чудо в Оденсе , 1973, по мотивам жизни и творчества Ганса Христиана Андерсена )
- David of Sasun ( Давид Сасунский , mid-1980s, based on Armenian epic poem David of Sasun )
- Мученичество Шушаник ( Мученичество Шушаник , 1987, по мотивам грузинской летописи Якоба Цуртавели )
- The Treasures of Mount Ararat ( Сокровища у горы Арарат )
Среди его проектов были также планы экранизации Лонгфелло » « Песни о Гайавате , Шекспира » « Гамлета , Гете » « Фауста , древнеславянской поэмы «Слово о полку Игореве» , но сценарии фильмов для них так и не были закончены.
Упоминания в популярной культуре
[ редактировать ]- История жизни Параджанова легла (в некоторой степени) в основу романа «Стет» американского писателя Джеймса Чепмена , вышедшего в 2006 году . [30]
- Леди Гаги Видео на песню « 911 » визуально отсылает к «Цвету граната» на протяжении большей части видео. [31] Постер фильма также появляется на уличной сцене в конце видео. [32] Видео Гаги представляет символы фильма в ее собственной аллегории боли. [32]
- Мадонны Клип 1995 года «Сказка на ночь» повторяет некоторые материалы из фильма. [ который? ] (например, сцена, где маленький ребенок лежит в позе эмбриона на пентаграмме на полу, в то время как взрослый накрывает ее одеялом, и еще одна, где босая нога раздавливает гроздь винограда, лежащую на табличке с надписью), среди других художественных вдохновение, изображающее в видео сны и сюрреалистические произведения искусства. [33]
- Николас Джаар выпустил в 2015 году альбом Pomegranates , задуманный как альтернативный саундтрек к фильму «Цвет граната» . [34]
- Это [ нужны разъяснения ] также повлиял альтернативной рок-группы REM на клип на песню " Losing My Religion ". [35]
Награды и признание
[ редактировать ]- В Тбилиси есть памятник Параджанову.
- На стене дома, где прошло детство Параджанова, установлена мемориальная доска.
- Улица, на которой вырос Параджанов, улица Коте Месхи, в 2021 году была переименована в улицу Параджанова. [36]
- В Ереване, Армения, есть дом-музей Параджанова.
См. также
[ редактировать ]- Вид фильма
- Астероид 3963 Параджанов
- Кино Армении
- Кино Грузии
- Кино Советского Союза
- Кино Украины
- Serhii Parajanov Museum
- Список режиссеров, связанных с арт-кино
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 517–521. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Jump up to: а б «С чего начать о Сергее Параджанове» . БФИ . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Стеффен, Джеймс (2013). Кино Сергея Параджанова . Висконсинское киноведение. Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. ISBN 978-0-299-29654-4 .
- ^ «100 лучших критиков | BFI» . веб.архив.орг . 7 февраля 2016 г. Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Из тени: Сергей Параджанов» . БФИ . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ "Арминфо: Украина реабилитирует Сергея Параджанова" . www.arminfo.info . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ «Празднование 100-летия советского кинорежиссера Сергея Параджанова» . Обзор международных отношений . 13 февраля 2024 г. . Проверено 4 июня 2024 г.
- ^ Фабризи, Элизабетта, «Книга галереи BFI», BFI, Лондон, 2011.
- ^ Sergei Paradzhanov and Zaven Sarkisian, Kaleidoskop Paradzhanov: Risunok, kollazh, assambliazh (Yerevan: Muzei Sergeiia Paradzhanova, 2008), p.8
- ^ Jump up to: а б Кепли, Вэнс (2015). «Кино Сергея Параджанова. Джеймс Стеффен. Мэдисон: University of Wisconsin Press, 2013. xix, 306 стр. Примечания. Библиография. Фильмография. Хронология. Указатель. Иллюстрации. Фотографии. 29,95 долларов, бумага» . Славянское обозрение . 74 (4): 952–953. дои : 10.5612/slavicreview.74.4.952 . ISSN 0037-6779 .
- ^ Jump up to: а б «СЕРГЕЙ ПАРАЖАНОВ — один из отцов украинского национального кинематографа» . Хаксли . 9 января 2024 г. . Проверено 11 июля 2024 г.
- ^ Грей, Кармен (2 декабря 2019 г.). «С чего начать о Сергее Параджанове» . Британский институт кино . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Голубок, Д. Гаррисон (28 февраля 2014 г.). «Влияние Параджанова к 90-летию все еще распространяется» . «Москва Таймс» . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ "Vsya pravda o sudimostyakh Sergeya Paradzhanova" Вся правда о судимостях Сергея Параджанова [Вся правда о судимости Сергея Параджанова]. Сегодня . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Суренпараджанов» . Институт Параджанова-Вартанова . 2 января 2017 г. Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ (на украинском языке) Умерла жена легендарного режиссера Сергея Параджанова. Архивировано 7 марта 2022 г. в Wayback Machine , Главком (6 июня 2020 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Сергей Параджанов - Интервью с Роном Холлоуэем, 1988 г. Архивировано 6 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Параджанов: Реквием (документальный). КИНО Продакшнс. 1994.
- ^ РГАЛИ (Российский государственный архив искусства и литературы), производство и цензурные дела Госкино: ф. 2944, указ. 4, д. 280.
- ^ Jump up to: а б с " Осужден за изнасилование члена КПСС (in Russian), Moskovskiy Komsomolets , 2004" . Archived from the original on August 10, 2007.
- ^ Пису, Стефано (1 сентября 2021 г.). «Новые взгляды на дело Параджанова: роль итальянского активизма в транснациональной кампании за его освобождение» . Записные книжки Русского мира. Россия-Российская Империя-Советский Союз и независимые государства . 62 (2–3): 443–472. дои : 10.4000/monderusse.12499 . ISSN 1252-6576 .
- ^ «Журнал «Фриз», Параджанов Великолепный» . Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года.
- ^ Jump up to: а б "основной" . Институт Параджанова-Вартанова . 9 февраля 2017 года . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Влияние Параджанова в 90-летие все еще распространяется | Новости | The Moscow Times» . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 17 мая 2015 г.
- ^ «Влияния» . Институт Параджанова-Вартанова . 2 января 2017 г. Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ «Институт Параджанова-Вартанова» . Институт Параджанова-Вартанова . Архивировано из оригинала 22 октября 2014 года.
- ^ «Маэстро Сергей Параджанов» . 9 февраля 2017 г.
- ^ «Параджанов: Последняя весна» . 28 декабря 2016 г.
- ^ Шнайдер, Стивен. «501 кинорежиссер» Лондон: Касселл, 2007, ISBN 9781844035731
- ^ «Пресса штата фуга - экспериментальная фантастика - Стет Джеймса Чепмена» . www.fuguestatepress.com . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Кауфман, Гил (18 сентября 2020 г.). « Посмотрите, как мускулистые мужчины без рубашек летают Леди Гагой, как воздушный змей, в видео «911» » . Рекламный щит . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Миер, Томас (18 сентября 2020 г.). «Леди Гага выпустила «очень личное» видео «911» о своем психическом здоровье: «Это поэзия боли» » . Люди . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 19 сентября 2020 г.
- ^ Стеффен, Джеймс (2013). Кино Сергея Параджанова . Университет Висконсина Пресс . п. 251. ИСБН 9780299296537 .
- ^ Минскер, Эван (24 июня 2015 г.). «Николас Джаар выпускает бесплатный альбом Pomegranates» . Вилы . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ Голубок, Д. Гаррисон (27 февраля 2014 г.). «Влияние Параджанова к 90-летию все еще распространяется» . «Москва Таймс» . Проверено 24 апреля 2021 г.
- ^ "Тбилиси, Грузия. Улица Коте Месхи, расположенная в Мтацминдском районе, будет носить имя известного кинорежиссера Сержа Параджанова" . Повестка дня.ge. 10 сентября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]Избранная библиография книг и научных статей о Сергее Параджанове.
Англоязычные источники
[ редактировать ]- Диксон, Уилер и Фостер, Гвендолин. «Краткая история кино». Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса, 2008. ISBN 9780813542690
- Кук, Дэвид А. « Тени забытых предков : фильм как религиозное искусство». Постскриптум 3, вып. 3 (1984): 16–23.
- Во-первых, Джошуа. Сергей Параджанов: Тени забытых предков. Лондон и Чикаго: Itellect; Издательство Чикагского университета, 2016. ISBN 9781783207091
- Джаяманн, Лалин. Поэтическое кино и дух дара в фильмах Пабста, Параджанова, Кубрика и Руиса . Издательство Амстердамского университета 2021. ISBN 9789463726245
- Ким, Ольга. «Кино и живопись в эстетических метаморфозах Параджанова». Исследования российского и советского кино 12, вып. 1 (март 2018 г.): 19–36. дои: 10.1080/17503132.2017.1415519.
- Небесио, Богдан. « Тени забытых предков : повествование в романе и фильме». Ежеквартальный журнал «Литература/Кино» 22, вып. 1 (1994): 42–49.
- Олер, Карла. «Коллективный внутренний монолог: Сергей Параджанов и взгляд Эйзенштейна на кино, вдохновленный Джойсом». Обзор современного языка 101, вып. 2 (апрель 2006 г.): 472–487.
- Олер, Карла. « Нран гуйне/Цвет граната : Серго Параджанов, СССР, 1969». В «Кино России и бывшего Советского Союза» , 139–148. Лондон, Англия: Wallflower, 2006. [Глава книги]
- » Сергея Параджанова Папазян, Элизабет А. «Этнография, сказка и «вечное движение» в «Ашик-Керибе ». Ежеквартальный журнал «Литература/Кино» 34, вып. 4 (2006): 303–12.
- Параджанов, Сергей. Семь видений. Под редакцией Галии Акерман . Перевод Гая Беннета. Лос-Анджелес: Зеленое целое число, 1998. ISBN 1892295040 , ISBN 9781892295040
- Параджанов Сергей и Завен Саркисян. Калейдоскоп Параджанова: рисунки, коллажи, ассамбляжи. Ереван: Музей Сергея Параджанова, 2008. ISBN 9789994121434
- Разлогов, Кирилл. «Параджанов в тюрьме: упражнение в транскультурализме». Исследования российского и советского кино 12, вып. 1 (март 2018 г.): 37–57. дои: 10.1080/17503132.2018.1422223.
- Стеффен, Джеймс. Кино Сергея Параджанова. Мэдисон: Университет Висконсина, 2013. ISBN 9780299296544
- Штеффен, Джеймс, изд. Спецвыпуск Сергея Параджанова. Армянское обозрение 47/48, вып. 3–4/1–2 (2001/2002). Двойная проблема; веб-сайт издателя
- Стеффен, Джеймс. « Киевские фрески : нереализованный кинопроект Сергея Параджанова». КиноКультура Спецвыпуск 9: Украинское кино (декабрь 2009), онлайн. URL: КиноКультура
- Шнайдер, Стивен Джей. «501 кинорежиссер». Лондон: Хачетт/Касселл, 2007. ISBN 9781844035731
Источники на иностранных языках
[ редактировать ]- Буллот, Эрик. Саят-Нова Сергея Параджанова: Лицо и профиль. Крисне, Бельгия: Editions Yellow Now, 2007. (на французском языке) ISBN 9782873402129
- Казальс, Патрик. Сергей Параджанов. Париж: Cahiers du cinéma, 1993. (французский язык). ISBN 9782866421335 ,
- Chernenko, Miron. Sergei Paradzhanov: Tvorcheskii portret. Moskva: "Soiuzinformkino" Goskino SSSR, 1989. (Russian language) Online version
- Григорян, Левон. Параджанов. Москва: Молодая гвардия, 2011. (русский язык). ISBN 9785235034389 ,
- Grigorian, Levon. Tri tsveta odnoi strasti: Triptikh Sergeia Paradzhanova. Moscow: Kinotsentr, 1991. (Russian language)
- Калантар, Карен. Очерки о Параджанов. Ереван: Гитутюн НАН РА, 1998. (русский язык).
- Katanian, Vasilii Vasil’evich. Paradzhanov: Tsena vechnogo prazdnika. Nizhnii Novgorod: Dekom, 2001. (Russian language) ISBN 9785895330425
- Лим, Антонин Дж., изд. Сергей Параджанов: Свидетельства и документы о его работе и жизни. Венеция: Венецианская биеннале / Марсилио, 1977. (итальянский язык)
- Mechitov, Yuri. Sergei Paradzhanov: Khronika dialoga. Tbilisi: GAMS- print, 2009. (Russian language) ISBN 9789941017544
- Paradzhanov, Sergei. Ispoved’. Edited by Kora Tsereteli. St. Petersburg: Azbuka, 2001. (Russian language) ISBN 9785267002929
- Параджанов, Сергеи, и Гарегин Закойский. Письма из зоны. Ереван: Fil'madaran, 2000. (Russian language) ISBN 9789993085102
- Симьян, Тигран Сергей Параджанов как текст: человек, габитус и интерьер (на материале визуальных текстов) // ΠΡΑΞΗMΑ. Журнал Визуальной Семиотики 2019, № 3, стр. 197–215.
- Шнайдер, Стивен Джей. «501 режиссер кино». Барселона, Испания: Грихальбо, 2008. ISBN 9788425342646
- Tsereteli, Kora, ed. Kollazh na fone avtoportreta: Zhizn’–igra. 2nd ed. Nizhnii Novgorod: Dekom, 2008. (Russian language) ISBN 9785895330975
- Вартанов Михаил. «Сергей Параджанов». В книге «Кино Закавказских советских республик». Венеция, Италия: Марсилио Эдори, 1986. (итальянский язык) ISBN 8831748947
- Вартанов Михаил. «Вершины мира». Cahiers du Cinéma» № 381, 1986 г. (французский язык) ISSN 0757-8075
Внешние ссылки
[ редактировать ]- parajanov.com
- Музей Сергея Параджанова. Архивировано 16 июня 2015 года в Wayback Machine.
- Сергей Параянов на IMDb
- Голливудский репортер
- Крайний срок Голливуд
- Москва Таймс
- ENCI.com
- Дело Параджанова, март 1982 г.
- 75 лет со дня рождения Сергея Параджанова
- Список почета Cinemaseekers. Архивировано 30 июля 2019 года в Wayback Machine.
- Музей Сергея Параджанова на GoYerevan.com
- Интервью с Роном Холлоуэем
- Фильм о музее Параджанова в Ереване на YouTube
- Актриса Софико Чиаурели и многие другие о нем
- Искусство: Армянская рапсодия
- Отрывок из книги Джонатана Розенбаума «Фильмы Параджанова о советском фольклоре».
- Для тех, кто хочет узнать больше о Параджанове
- Цвет граната на YouTube
- Телеканал в Лос-Анджелесе о Сергее Параджанове на YouTube
- Газета «Вечерняя Москва» Супруги Сергея Параджанова и Михаила Вартанова получили награды в Голливуде
- Сергей Параджанов. Коллажи. Графика. Произведения декоративного искусства. Киев, 2008.
- 1924 рождения
- 1990 смертей
- ЛГБТ 20-го века
- Художники-мужчины 20-го века
- Бисексуальные мужчины
- Захоронения в Пантеоне Комитаса
- Смертность от рака легких в Советском Союзе
- Этнические армянские художники
- Лауреаты Европейской кинопремии (чел.)
- Снимайте людей из Тбилиси.
- Народ Грузинской Советской Социалистической Республики
- Выпускники института кинематографии им. Герасимова.
- Режиссеры ЛГБТ-фильмов
- Люди, преследуемые по законам против гомосексуализма
- Лауреаты премии «Ника»
- Лауреаты Национальной премии Шевченко.
- советские кинорежиссеры
- Советские художники