Анализ пяти сил Портера
Модель пяти сил Портера — это метод анализа операционной среды конкуренции в бизнесе. На основе экономики промышленных организаций (IO) он выводит пять сил, которые определяют интенсивность конкуренции и, следовательно, привлекательность (или ее отсутствие) отрасли с точки зрения ее прибыльности. «Непривлекательной» отраслью является та, в которой действие этих пяти сил снижает общую прибыльность. Самой непривлекательной отраслью будет отрасль, приближающаяся к «чистой конкуренции», в которой доступные прибыли для всех фирм доводятся до нормального уровня прибыли . Перспектива пяти сил связана с ее создателем Майклом Э. Портером из Гарвардского университета . Эта концепция была впервые опубликована в Harvard Business Review в 1979 году. [1]
Портер называет эти силы микросредой , в отличие от более общего термина «макросреда» . Они состоят из тех сил, близких к компании , которые влияют на ее способность обслуживать своих клиентов и получать прибыль . Изменение любой из сил обычно требует от бизнес-подразделения переоценки рынка с учетом общего изменения отраслевой информации . Общая привлекательность отрасли не означает, что каждая фирма в отрасли будет приносить одинаковую прибыль. Фирмы могут применять свои основные компетенции , бизнес-модель или сеть для достижения прибыли выше средней по отрасли. Ярким примером этого является авиационная отрасль . Прибыльность отрасли низка, поскольку базовая структура отрасли, состоящая из высоких постоянных издержек и низких переменных издержек, обеспечивает огромную свободу в ценах на авиабилеты. Авиакомпании, как правило, конкурируют по стоимости, и это снижает прибыльность отдельных перевозчиков, а также самой отрасли, поскольку упрощает решение клиента покупать или не покупать билет. Это подчеркивает необходимость того, чтобы предприятия постоянно оценивали свою конкурентную среду и адаптировали стратегии в ответ на изменения в динамике отрасли, примером чего является борьба авиационной отрасли с прибыльностью, несмотря на различные подходы к дифференциации. [2] Несколько перевозчиков – Брэнсона . Ричарда Virgin Atlantic [ нужна ссылка ] Один из них – попытка, с ограниченным успехом, использовать источники дифференциации для повышения прибыльности.
Пять сил Портера включают три силы «горизонтальной конкуренции» (угроза продуктов-заменителей или услуг, угроза существующих конкурентов и угроза появления новых участников) и две другие силы «вертикальной» конкуренции ( переговорная сила поставщиков и переговорная сила) . власть клиентов.
Портер разработал свою модель пяти сил в ответ на популярный в то время SWOT-анализ , которому, по его мнению, недоставало строгости и он был нерегулярным . [3] Модель пяти сил Портера основана на парадигме структура-поведение-эффективность в промышленной организационной экономике . Другие стратегические инструменты Портера включают цепочку создания стоимости и общие конкурентные стратегии .
Пять сил, которые формируют конкуренцию
[ редактировать ]Часть серии о |
Стратегия |
---|
Угроза появления новых участников
[ редактировать ]Новые игроки оказывают давление на существующие организации в отрасли из-за своего желания получить долю рынка. Это, в свою очередь, оказывает давление на цены, затраты и уровень инвестиций, необходимых для поддержания бизнеса в отрасли. Угроза появления новых участников особенно велика, если они диверсифицируются с другого рынка, поскольку они могут использовать существующий опыт, денежный поток и идентичность бренда, что создает нагрузку на существующие компании. рентабельность.
Барьеры для входа ограничивают угрозу появления новых участников. Если барьеры высоки, угроза появления новых участников снижается, и наоборот, если барьеры низки, риск выхода новых компаний на данный рынок высок. Барьеры входа – это преимущества, которые существующие, устоявшиеся компании имеют перед новыми участниками. [4] [5]
Майкл Э. Портер выделяет два фактора, которые могут повлиять на степень угрозы, которую могут представлять новые участники рынка: [6]
- Барьеры для входа
- Наиболее привлекательным сегментом является тот, в котором барьеры входа высоки и барьеры выхода низки. Однако стоит отметить, что высокие входные барьеры почти всегда затрудняют выход.
- Майкл Э. Портер перечисляет 7 основных источников входных барьеров:
- Экономия на масштабе со стороны предложения – распределение постоянных затрат на больший объем единиц, тем самым снижая стоимость единицы. Это может отпугнуть нового участника рынка, поскольку ему придется либо начать торговать с меньшим объемом единиц и смириться с ценовым преимуществом по сравнению с более крупными компаниями, либо рискнуть выйти на рынок в больших масштабах в попытке сместить существующего лидера рынка.
- Выгоды от масштаба со стороны спроса – это происходит, когда готовность покупателя приобрести конкретный продукт или услугу увеличивается вместе с готовностью других людей покупать его. Также известный как сетевой эффект, люди склонны ценить пребывание в «сети» с большим количеством людей, пользующихся услугами одной и той же компании.
- Затраты на переключение клиентов . Они хорошо иллюстрируются структурными рыночными характеристиками, такими как интеграция цепочки поставок, но также могут создаваться фирмами. Примером могут служить программы для часто летающих пассажиров авиакомпаний.
- Требования к капиталу – очевидно, что Интернет существенно повлиял на этот фактор. Веб-сайты и приложения можно запускать дешево и легко, в отличие от обычных отраслей прошлого.
- Преимущества занимаемой должности независимо от размера (например, лояльность клиентов и ценность бренда ).
- Неравный доступ к каналам сбыта – если существует ограниченное количество каналов сбыта для определенного продукта/услуги, новым участникам может быть сложно найти розничный или оптовый канал для продажи, поскольку существующие конкуренты будут иметь на них претензии.
- Государственная политика, такая как санкционированные монополии, законные требования к франшизе, патенты и нормативные требования .
- Ожидаемое возмездие
- Например, специфической характеристикой рынков олигополии является то, что цены обычно устанавливаются в равновесии, поскольку любое повышение или снижение цен легко компенсируется конкуренцией.
Угроза заменителей
[ редактировать ]Продукт-заменитель использует другую технологию, чтобы попытаться решить ту же экономическую потребность. Примерами заменителей являются мясо, птица и рыба; стационарные и сотовые телефоны; авиакомпании, автомобили, поезда и корабли; пиво и вино; и так далее. Например, водопроводная вода является заменителем кока-колы, но Pepsi — это продукт, в котором используется та же технология (хотя и другие ингредиенты), чтобы конкурировать с кока-колой, поэтому она не является заменителем. Расширение маркетинга питьевой водопроводной воды может «уменьшить пирог» как для Coke, так и для Pepsi, тогда как усиление рекламы Pepsi, вероятно, «увеличит пирог» (увеличит потребление всех безалкогольных напитков), одновременно предоставив Pepsi большую долю рынка за счет Coke.
Потенциальные факторы:
- Склонность покупателя к замене. Этот аспект включал в себя как материальные, так и нематериальные факторы. Лояльность к бренду может быть очень важной, как в приведенном выше примере с Coke и Pepsi; однако договорные и правовые барьеры также эффективны.
- Относительная ценовая эффективность заменителя
- покупателя Издержки переключения . Этот фактор хорошо иллюстрируется индустрией мобильности. Uber и его многочисленные конкуренты воспользовались зависимостью существующей индустрии такси от юридических барьеров для входа, и когда они исчезли, клиентам было легко переключиться. Не было никаких затрат, поскольку каждая транзакция была атомарной, и у клиентов не было стимула не попробовать другой продукт.
- Воспринимаемый уровень дифференциации продукта – это классика Майкла Портера в том смысле, что существует только два основных механизма конкуренции – самая низкая цена или дифференциация. Разработка нескольких продуктов для нишевых рынков — один из способов смягчить этот фактор.
- Количество продуктов-заменителей, доступных на рынке
- Простота замены
- Наличие близких заменителей
Переговорная сила клиентов
[ редактировать ]Переговорная сила потребителей также описывается как рынок продукции: способность потребителей оказывать давление на фирму , что также влияет на чувствительность потребителя к изменениям цен. Фирмы могут принять меры по снижению покупательской способности, например, внедрить программу лояльности. Власть покупателей высока, если у покупателей есть много альтернатив. Это низко, если у них мало выбора.
Потенциальные факторы:
- Отношение концентрации покупателей к фирмы концентрации
- Степень зависимости от существующих каналов сбыта
- Переговорное рычаги, особенно в отраслях с высокими постоянными издержками.
- Затраты на смену покупателя
- Доступность информации о покупателе
- Наличие существующих продуктов-заменителей
- покупателя Чувствительность цены
- Дифференциальное преимущество (уникальность) продукции отрасли
- RFM (ценность клиента) Анализ
Переговорная сила поставщиков
[ редактировать ]Переговорную силу поставщиков также называют рынком ресурсов. Поставщики сырья, комплектующих, рабочей силы и услуг (например, экспертных знаний) для фирмы могут быть источником власти над фирмой, когда заменителей мало. Если вы делаете печенье, а муку продает только один человек, у вас нет другого выбора, кроме как купить ее у него. Поставщики могут отказаться работать с фирмой или назначить чрезмерно высокие цены за уникальные ресурсы.
Потенциальные факторы:
- Затраты на смену поставщика относительно фирмы затрат на смену
- Степень дифференциации входов
- Влияние ресурсов на стоимость и дифференциацию
- Наличие замещающих ресурсов
- Сила канала сбыта
- Отношение концентрации поставщиков к фирмы концентрации
- Солидарность сотрудников (например, профсоюзы )
- Конкуренция поставщиков: возможность вертикальной интеграции и исключения покупателя.
Конкурентное соперничество
[ редактировать ]Конкурентная конкуренция является мерой степени конкуренции между существующими фирмами. Снижение цен, увеличение расходов на рекламу или инвестиции в усовершенствование услуг/продуктов и инновации — все это примеры конкурентных действий, которые могут ограничить прибыльность и привести к конкурентным действиям (Dhliwayo, Witness, 2022). Для большинства отраслей интенсивность конкурентного соперничества является важнейшим фактором, определяющим конкурентоспособность отрасли. Понимание конкурентов в отрасли имеет жизненно важное значение для успешного маркетинга продукта. Позиционирование зависит от того, как публика воспринимает продукт и отличает его от продуктов конкурентов. Организация должна знать о маркетинговых стратегиях и ценах своих конкурентов, а также реагировать на любые вносимые изменения. Соперничество между конкурентами имеет тенденцию быть ожесточенным, а рентабельность отрасли низка, при этом существуют следующие потенциальные факторы:
Потенциальные факторы:
- Устойчивое конкурентное преимущество за счет инноваций
- Конкуренция между онлайн и оффлайн организациями
- Уровень на рекламу расходов
- Мощная конкурентная стратегия, которую потенциально можно реализовать, придерживаясь работы Портера о низких затратах и дифференциации.
- фирм Коэффициент концентрации
Факторы, а не силы
[ редактировать ]Другие факторы, указанные ниже, также следует учитывать, поскольку они могут способствовать оценке стратегической позиции фирмы. Эти факторы обычно можно ошибочно принять за основную структуру фирмы; однако базовая структура состоит из пяти вышеуказанных факторов. [7]
Темпы роста отрасли
[ редактировать ]Иногда могут быть приняты плохие стратегические решения, когда внимание сосредоточено на темпах роста отрасли. [8] Хотя быстрый рост отрасли может показаться привлекательным, он также может привлечь новых участников, особенно если входные барьеры низки, а поставщики сильны. [7] Более того, прибыльность не гарантирована, если потребителям станут доступны мощные заменители.
Например, Blockbuster доминировал на рынке аренды на протяжении 1990-х годов. В 1998 году Рид Гастингс основал Netflix и вышел на рынок. Как известно, генерального директора Netflix высмеяли из комнаты. [9] Хотя Blockbuster быстро процветала и расширялась, ее ключевой ошибкой было игнорирование конкурентов и сосредоточение внимания на своем росте в отрасли.
Технологии и инновации
[ редактировать ]Технологии сами по себе являются быстрорастущей отраслью. Независимо от опережающего роста, он имеет свои ограничения; например, клиенты не могут физически прикоснуться к продуктам или протестировать их. Сама по себе технология не всегда может обеспечить желаемый опыт для клиента. «Скучные» компании, работающие в отраслях с высокими входными барьерами, высокими издержками переключения и чувствительными к ценам покупателями, могут быть более прибыльными, чем «технологически подкованные» компании. [10]
Например, довольно часто сайты с меню и возможностью онлайн-бронирования привлекают клиентов в ресторан. Но ресторанный опыт невозможно передать онлайн с использованием технологий. Компании по доставке еды, такие как Uber Eats, могут доставлять еду клиентам, но не могут заменить атмосферу ресторана.
Правительство
[ редактировать ]Правительство не может быть самостоятельной силой, поскольку оно является фактором, который может повлиять на структуру фирмы из пяти вышеперечисленных сил. [6] Это ни хорошо, ни плохо для прибыльности отрасли. [7]
Например,
- патенты могут повысить барьеры для входа
- Мощь поставщиков может быть повышена за счет фаворитизма профсоюзов со стороны государственной политики. [7]
- обанкротившиеся компании реорганизуются в соответствии с законами о банкротстве [7]
Дополнительные продукты и услуги
[ редактировать ]Как и в случае с правительством, описанным выше, дополнительные продукты/услуги не могут быть самостоятельным фактором, поскольку это не обязательно плохо или хорошо для прибыльности отрасли. [7] Дополнения возникают, когда клиент получает выгоду от комбинации нескольких продуктов. По отдельности эти автономные продукты могут быть избыточными. Например, автомобиль будет непригоден для использования без бензина/газа и водителя. Или, например, компьютер лучше всего использовать с компьютерным программным обеспечением. [10] Этот фактор является спорным (как обсуждается ниже в разделе «Критика»), поскольку многие считают, что это 6-я сила. Однако дополнения влияют на силы больше, чем они формируют основную структуру рынка.
Например, дополнения могут
- влиять на барьеры входа, понижая или повышая его, например, Apple предоставляет набор инструментов для разработки приложений, снижает барьеры для входа;
- упростить замену, например, Spotify заменяет компакт-диски
Задача консультанта по стратегии – выявить взаимодополняющие факторы и применить их к вышеперечисленным силам. [7]
Использование
[ редактировать ]пяти сил Портера Консультанты по стратегии иногда используют концепцию при качественной оценке стратегической позиции фирмы . Однако для большинства консультантов эта модель является лишь отправной точкой, и цепочки создания стоимости или другой тип анализа. в сочетании с этой моделью может использоваться анализ [11] Как и все общие подходы, анализ, в котором он используется без учета особенностей конкретной ситуации, считается наивным. [ кем? ] .
По мнению Портера, концепция пяти сил должна использоваться на уровне отрасли; он не предназначен для использования на уровне отраслевой группы или отраслевого сектора. Отрасль определяется на более низком, более базовом уровне: рынок, на котором аналогичные или тесно связанные продукты и/или услуги продаются покупателям (см. информацию об отрасли ). Фирма , конкурирующая в одной отрасли, должна разработать как минимум один анализ пяти сил для своей отрасли. Портер ясно дает понять, что для диверсифицированных компаний основным вопросом корпоративной стратегии является выбор отраслей (направлений бизнеса), в которых компания будет конкурировать. Средняя компания из списка Fortune Global 1000 конкурирует в 52 отраслях. [12]
Критика
[ редактировать ]Концепция Портера подверглась сомнению со стороны других ученых и стратегов. Например, Кевин П. Койн и Сому Субраманиам утверждают, что в основе пяти сил лежат три сомнительных предположения:
- Покупатели, конкуренты и поставщики не связаны между собой, не взаимодействуют и не вступают в сговор .
- Источником стоимости является структурное преимущество (создающее барьеры для входа).
- Эта неопределенность невелика, что позволяет участникам рынка планировать и реагировать на изменения в конкурентном поведении. [13]
Важным дополнением к работе Портера стали Адам Бранденбургер и Барри Нэйлбафф из Йельской школы менеджмента в середине 1990-х годов . Используя теорию игр , они добавили концепцию дополняющих сил (также называемую «шестой силой»), чтобы попытаться объяснить причины стратегических союзов. Дополняющие факторы известны как влияние сопутствующих продуктов и услуг, уже присутствующих на рынке. [14] Идея о том, что комплементарии являются шестой силой, часто приписывают Эндрю Гроуву , бывшему генеральному директору корпорации Intel . Мартин Ричард Джонс, консультируя Groupe Bull , разработал в Шотландии в 1993 году расширенную модель пяти сил. Она основана на модели Портера и включает правительство (национальное и региональное), а также группы давления в качестве условной шестой силы. Эта модель стала результатом работы, проведенной в рамках инициативы Groupe Bull ’s Knowledge Asset Management Organization.
Портер косвенно опроверг утверждения других сил, назвав инновации, правительство и дополнительные продукты и услуги «факторами», влияющими на пять сил. [8]
Вероятно, также невозможно оценить привлекательность отрасли независимо от ресурсов, которые фирма привносит в эту отрасль. Таким образом, утверждается (Wernerfelt 1984). [15] Эту теорию следует объединить с подходом, основанным на ресурсах (RBV), чтобы фирма могла разработать более надежную структуру.
Другая критика включает:
- Он придает слишком большое значение макросреде и не оценивает более конкретные области бизнеса, которые также влияют на конкурентоспособность и прибыльность. [16]
- Он не предусматривает никаких действий, помогающих справиться с угрозами высокой или низкой силы (например, что должно делать руководство, если существует высокая угроза замены?) [16]
См. также
[ редактировать ]- сотрудничество
- Экономика стратегии
- Отраслевая классификация
- Маркетинговая стратегия
- Национальный бриллиант
- Стратегический менеджмент
- Модель четырех углов Портера
- Нерыночные силы
- Цепочка создания стоимости
- Управление маркетингом
- Эншиттификация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Э. Портер, «Как конкурентные силы формируют стратегию» , Harvard Business Review , май 1979 г. (том 57, № 2), стр. 137–145.
- ^ Арар, Тайфун; Юрдакул, Гюльшен; Онёрен, Мелахат (30 июня 2017 г.). «Разработка конкурентных стратегий на основе SWOT-анализа в модели пяти сил Портера от DANP» (PDF) . Журнал бизнес-исследований - тюрк . 9 (2): 511–528. дои : 10.20491/isarder.2017.282 . ISSN 1309-0712 .
- ^ Майкл Портер, Николас Аргирес и Анита М. МакГахан, «Интервью с Майклом Портером», Руководитель Академии менеджмента 16 :2:44 в JSTOR
- ^ «13. Построение социальной стратегии в XCard и Harvard Business Review» , Социальная стратегия , Принстон: Princeton University Press, стр. 220–248, 31 декабря 2014 г., doi : 10.1515/9781400850020-014 , ISBN 978-1-4008-5002-0 , получено 8 ноября 2020 г.
- ^ Райнер, Р. Келли младший (2012). Введение в информационные системы . Цегельски, Кейси Г. (4-я международная студенческая версия). Хобокен, Нью-Джерси ISBN 978-1-118-09230-9 . OCLC 829653718 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Портер, Майкл Э. (2008). «Пять конкурентных сил, формирующих стратегию» . Конкурентная стратегия. Гарвардское деловое обозрение . 86 (1): 78–93, 137. PMID 18271320 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Портер, Майкл Э. (1989), «Как конкурентные силы формируют стратегию» , Чтения по стратегическому менеджменту , Лондон: Macmillan Education UK, стр. 133–143, doi : 10.1007/978-1-349-20317-8_10 , ISBN 978-0-333-51809-0 , получено 8 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Майкл Э. Портер. «Пять конкурентных сил, формирующих стратегию», Harvard Business Review , январь 2008 г. (том 88, № 1), стр. 78–93. PDF
- ^ Левин, Сэм (14 сентября 2019 г.). «Соучредитель Netflix: «Блокбастер над нами посмеялся… Теперь остался один» » . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Международная стратегия» , «Искусство стратегии» , Cambridge University Press, стр. 229–251, 2018 г., doi : 10.1017/9781108572507.013 , ISBN 978-1-108-57250-7 , S2CID 241673316 , получено 8 ноября 2020 г.
- ^ Тан, Дэвид (21 октября 2014 г.). «Введение в разработку стратегии и ее реализацию» . Флеви . Проверено 2 ноября 2014 г.
- ^ «Внешний вклад в стратегию | Безграничное управление» . Courses.lumenlearning.com . Проверено 6 декабря 2017 г.
- ^ Кевин П. Койн и Сому Субраманиам, «Привнесение дисциплины в стратегию», McKinsey Quarterly , 1996, (Том 33, № 4), стр. 14–25.
- ^ Бранденбургер, А.М., и Нейлебафф, Б.Дж. (1995). Правильная игра: используйте теорию игр для формирования стратегии. Harvard Business Review , (Том 73, № 4), 57–71. PDF
- ^ Вернерфельт, Б. (1984), Взгляд на фирму, основанный на ресурсах, Журнал стратегического управления , Vol. 5: стр. 171–180 PDF.
- ^ Jump up to: а б Гранди, Тони (2006). «Переосмысление и изобретение модели пяти сил Майкла Портера» . Стратегические изменения . 15 (5): 213–229. дои : 10.1002/jsc.764 . ISSN 1086-1718 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Койн, К.П. и Суджит Балакришнан (1996), Привнесение дисциплины в стратегию , The McKinsey Quarterly , № 4.
- Портер, Мэн (март – апрель 1979 г.) Как конкурентные силы формируют стратегию , Harvard Business Review .
- Портер, Мэн (1980) Конкурентная стратегия , Free Press, Нью-Йорк.
- Портер, Мэн (январь 2008 г.) Пять конкурентных сил, которые формируют стратегию , Harvard Business Review .
- Ирландия, Р.Д., Хоскиссон, Р. и Хитт, М. (2008). Понимание бизнес-стратегии: концепции и примеры . Cengage Обучение.
- Райнер Р.К. и Турбан Э. (2009), Введение в информационные системы (2-е издание), Wiley, стр. 36–41.
- Котлер П. (1997), Управление маркетингом , Prentice-Hall, Inc.
- Минцберг Х., Альстранд Б. и Лампель Дж. (1998) Стратегическое сафари , Саймон и Шустер.