Пойдем
Коренные народы в Канаде |
---|
Коренные жители Северной Америки Портал Канады |
Эту статью необходимо обновить . ( июнь 2024 г. ) |
Человек | Аластаквью |
---|---|
Люди | Нам очень жаль |
Язык | Воластаквей |
Страна | Воластакок Ты меня знаешь |
Воластокийик , [1] также Валастакквийик , Малецит или Малисит ( Английский: / ˈ m æ l ə s iː t / ) [2] являются алгонкиноязычной нацией коренной Конфедерации Вабанаки . Это коренные жители ( долины Воластока река Сент-Джон ) и ее притоков. Их территория простирается через нынешние границы Нью-Брансуика и Квебека в Канаде, а также части штата Мэн в США.
Племя индейцев Малисит из Хоултона , проживающее на реке Медукснекеаг в части их исторической родины в штате Мэн, с 19 июля 1776 года является первым иностранным союзником по договору с Соединенными Штатами Америки. Это признанное на федеральном уровне племя народа воластокей. Сегодня люди воластокей также мигрировали в другие части мира. Воластокийики оккупировали лесные, речные и прибрежные районы на своей родине площадью 20 000 000 акров, шириной 200 миль и длиной 600 миль в водоразделе реки Сент-Джон.
Имя
[ редактировать ]Люди называют себя Wəlastəkwewiyik и Wolastoqiyik' . [1] Wəlastəkw означает «яркая река» или «сияющая река» («wəl-» = добро, «-as-» сияющий, «-təkw» = река; «-iyik» = люди). Таким образом, Wəlastəkwiyik на их родном языке просто означает «Люди Яркой реки». [3] Воластокиики издавна ассоциировались с рекой Святого Иоанна, от которой они получили свое название. Их территория до сих пор простирается до реки Святого Лаврентия . Их земли и ресурсы ограничены на востоке народом микмак , на западе - пенобскотами , а на юге - пассамакуодди , которые также до сих пор говорят на родственных алгонкинских языках .
Малесседжик - это слово микмака, которое, как полагают, означает «Он говорит медленно» или по-другому, и это был термин, который люди микмака использовали для описания людей из других народов. Значение этого слова сегодня неизвестно, но его обычно неправильно переводят как «он говорит плохо, ленив или сломлен». [4] Этот термин является экзонимом , под которым люди микмак называли эту группу, общаясь с ранними европейцами. Французы встретились с народом микмак до Wəlastəkwewiyik и транслитерировали Malesse'jik в Malécite , не понимая, что это не их имя. Более поздние английские колонисты перевели этот термин на английский язык как Малисит.
Начиная с 1758 года, термины «Маричиты» на французском и английском языках стали чаще использоваться.
Воластокейские нации
[ редактировать ]- Мэн , США
- Хоултонский отряд индейцев малисит (Metaksonekiyak Wolastoqewiyik) [5]
- Нью-Брансуик , Канада
- Kingsclear First Nation (Bilijk Wəlastəkwewiyik) [6]
- Мадаваска Малисит Первая нация [6]
- Оромокто Первая нация (Веламоктук) [7]
- Первый народ Святой Марии (Sitansisk Wolastoqiyik) [8]
- Первая нация Тобике (Воластокийик Некоткук) [9]
- Вудсток First Nation (Wetstak) [6]
- Квебек , Канада
- Воластокийик Вахсипекак (Вигер) Первая нация (Вахсипекак) [10]
История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
17 век
[ редактировать ]Во время встречи с европейцами Wəlastəkwewiyik жили в деревнях, окруженных стеной, и занимались садоводством (кукуруза, фасоль, тыква и табак). Помимо выращивания сельскохозяйственных культур, женщины собирали и перерабатывали фрукты, ягоды, орехи и натуральные продукты. Мужчины внесли свой вклад в рыбную ловлю и охоту, а женщины готовили эти находки. Письменные отчеты начала 17 века, такие как отчеты Самюэля де Шамплена и Марка Лескарбо , относятся к большой деревне Воластокей в устье реки Сент-Джон. Позже в том же столетии источники указывают, что их штаб-квартира переместилась вверх по реке, в Медуктик , в среднем течении реки Сент-Джон.
Французские исследователи были первыми, кто начал торговлю мехом с Wəlastəkwewiyik, которая стала важной на их территории. Некоторые европейские товары были желательны, потому что они были полезны для существования и культуры Wəlastəkwewiyik. Французские иезуиты также основали миссии, в которых некоторые Wəlastəkwewiyik обратились в католицизм . После многих лет колониализма многие выучили французский язык . Французы называли их малецитами , что является транслитерацией названия народа микмак.
Местные истории описывают многочисленные встречи с ирокезами , пятью могущественными народами, базирующимися к югу и востоку от Великих озер, и инну, расположенными на севере. Контакты с европейскими рыбаками-торговцами в начале 17 века и со специализированными торговцами мехом переросли в стабильные отношения, которые длились почти 100 лет. Несмотря на опустошительные потери населения из-за европейских инфекционных заболеваний , к которым у них не было иммунитета , эти коренные народы Атлантики сохранили свои традиционные прибрежные или речные места для охоты, рыбалки и собирательства. Они жили вдоль речных долин для ловли ловушек.
Колониальные войны
[ редактировать ]По мере того как и французы, и англичане увеличивали число своих поселенцев в Северной Америке, их конкуренция за контроль над торговлей мехом и физической территорией росла. Кроме того, велись войны, отражавшие войну в Европе. Прибыльная восточная торговля мехом пришла в упадок из-за всеобщих волнений, поскольку военные действия между Францией и Англией сосредоточились в регионе между Квебеком и Порт-Роялем . Участившиеся спорадические бои и набеги также происходили в нижнем течении реки Сент-Джон.
В этот период женщины Воластокей взяли на себя большую часть экономического бремени и начали заниматься сельским хозяйством, выращивая урожай, который раньше выращивался только к югу от территории Воластокей. Мужчины продолжали охотиться, хотя и с ограниченным успехом. Они стали полезными союзниками французов в качестве поддержки против англичан. В течение короткого периода в конце 17 - начале 18 веков воины воластокей часто участвовали в вооруженных конфликтах, став фактически военной организацией.
18 век
[ редактировать ]С постепенным прекращением военных действий в первой четверти XVIII века и резким сокращением поставок бобра торговля мехом пришла в упадок. У воластокийцев было мало возможностей вернуться к своему традиционному образу жизни. Их стиль сезонного, сменного земледелия на реке был ограничен вторжением европейских поселенцев. Тем временем эта земля становилась хорошо известна богатой элите, которая пользовалась преимуществами качественных мест для охоты и спортивной рыбалки, разбросанных по всей провинции. [11] Они захватили все сельскохозяйственные угодья вдоль реки Сент-Джон, которые ранее были оккупированы воластокийками, вытеснив многих аборигенов с более чем полутора миллионов акров первоклассной земли. [11]
19 век
[ редактировать ]Воластокийик практиковали некоторые традиционные ремесла еще в 19 веке, особенно строили вигвамы и каноэ из бересты . За последние два столетия они внесли изменения, приобретая европейские режущие инструменты и контейнеры для металла, мушкеты и алкоголь, продукты питания и одежду. Делая изделия из дерева, коры или плетеных изделий, а также занимаясь сопровождением, ловлей и охотой, воластокийики считали, что они занимаются «индийской работой».
Европейцы развили выращивание картофеля в штатах Мэн и Нью-Брансуик, что создало новый рынок и спрос на корзины и контейнеры Wolastoqey. Другие воласточкики работали на целлюлозных заводах, в строительстве, в сфере ухода за больными, преподавания и бизнеса. Имея доказательства того, что многие воластокиики страдали от повсеместного голода и скитались, правительственные чиновники создали первые индейские заповедники в Братьях, Оромокто, Фредериктоне, Кингсклере, Вудстоке, Тобике, Мадаваске (до 1800-х годов) и Какуне.
Сайлас Тертиус Рэнд был лингвистом-миссионером, который перевел на воластокей некоторые отрывки из Библии, которые были опубликованы в 1863 году, а затем Евангелие от Иоанна в 1870 году.
20 век
[ редактировать ]Воластокийик Нью-Брансуика боролся с проблемами безработицы и бедности, характерными для коренных народов в других частях Канады, но они разработали сложную систему принятия решений и распределения ресурсов. [ нужна ссылка ] . Они поддерживают общественные предприятия в сфере экономического развития, скаутинга и спорта. Некоторые преуспевают в среднем и высшем образовании и имеют важные торговые и профессиональные достижения; отдельные лица и семьи играют важную роль в защите прав коренных народов и женщин; и другие работают в провинциальных и федеральных местных организациях, в правительстве и в сфере общественного развития. В 1996 году было зарегистрировано 4659 воластоцииков.
Культура
[ редактировать ]Обычаи и язык воластокийика очень похожи на обычаи и язык соседнего Пассамакуодди ( Пескотомукати ). Они также близки к языкам алгонкинских народов микмак и пенобскот.
Wəlastəkwewiyik отличался от микмак тем, что придерживался частичной аграрной экономики. Они также пересекали территорию с соседними народами. Языки Wəlastəkwewiyik и Passamaquoddy настолько похожи, что лингвисты считают их несколько разными диалектами одного и того же языка. Обычно их не дифференцируют по изучению.
В 1907 году Натали Кертис собрала и опубликовала две традиционные песни Воластоки: танцевальную и песню о любви. [12] В транскрипции Кертиса песня о любви демонстрирует метровый цикл из семи тактов и переключается между мажорной и минорной тональностью. [13]
Многие другие песни были записаны антропологом Уильямом Х. Мехлингом, чьи записи песен воластокей на восковых цилиндрах хранятся в Канадском историческом музее . [14] Многие из этих песен были потеряны для сообщества, поскольку необходимость ассимилироваться с основной канадской культурой привела к тому, что воластокийик перестали передавать свои песни молодежи; однако в 2010-х годах музыкант из Wolastoqew Джереми Датчер предпринял проект по прослушиванию записей на восковых цилиндрах и возрождению песен. [14] Его альбом Wolastoqiyik Lintuwakonawa был выпущен в 2018 году и получил премию Polaris Music Prize 2018 . [15]
Этноботаника
[ редактировать ]Воластокийики используют бальзамическую ель ( Abies balsamea ) по-разному. Его сок обладает слабительным действием. [16] его тон медицинский, [17] а настой его коры, иногда смеси коры ели и тамара, может лечить гонорею . [18] Они использовали хвою и ветки пихты в качестве подушек и подстилки, корни — в качестве ниток, а смолу — для гидроизоляции швов в каноэ. [17]
Текущая ситуация
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2015 г. ) |
Сегодня в Нью-Брансуике проживает около 7700 воластокииков, имеющих статус Мадаваска , Тобике , Вудсток , Кингсклер , Сент-Мэри и Оромокто коренных народов . [19] Есть также 1700 человек в группе Хоултона в штате Мэн и 1200 человек в группе Viger First Nation в Квебеке. Братья — это заповедник, состоящий из двух островов на реке Кеннебекасис; они необитаемы, но доступны для охоты и рыбалки.
Осталось около 650 носителей языка воластокей и около 500 жителей пассамакуодди, живущих по обе стороны границы между Нью-Брансуиком и штатом Мэн. [ нужна ссылка ] . Большинство из них старше, хотя некоторые молодые люди начали изучать и сохранять язык. Активная стипендиальная программа по языку воластокей-пассамакуодди осуществляется в Институте Микмак-Малисит Университета Нью-Брансуика в сотрудничестве с носителями языка. Дэвид Фрэнсис-старший, старейшина Пассамакуодди, живущий в Сипайике , штат Мэн, был важным ресурсом для программы. Целью института является помощь студентам коренных американцев в освоении их родных языков. Лингвист . Филип Лесур провел обширное исследование языка [ нужен пример ] .
Группа Хоултона из Малисита была приглашена занять место без права голоса в Законодательном собрании штата Мэн , начиная со 126-го Законодательного собрания в 2013 году. Генри Джон Беар , преподаватель договорных прав, племенной адвокат, рыбак и лесник, был избран своим народом на это место. [20]
Между воластокийками и европейскими колонистами и поселенцами на протяжении веков существовали смешанные браки. Фамилии, связанные с происхождением Воластоки, включают: Денис, Сабаттис, Габриэль, Саулис, Атвин, Лоньер, Атанас, Николас, Бриер, Медведь, Джинниш, Дженнисс, Солис, Вайанкур, Уоллес, Пол, Полчис, Тома, Саппьер, Перли, Обен, Фрэнсис. , Сакоби, Нэш, Маас [ нужна ссылка ] . Также включены DeVoe, DesVaux, DeVou, DeVost, DeVot, DeVeau. [ нужна ссылка ] .
Воластокийики владеют заповедником Катаскомик . [ нужна ссылка ]
Известный Воластокийик
[ редактировать ]- Габриэль Аквин был основателем созданного в 1867 году заповедника, который сейчас является частью Первой нации Святой Марии .
- Сара Анала , социальный работник, лауреат Ордена Канады и медали Бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II.
- Ноэль Беар , действовавший во время «Арустукской войны» (1838–1839 гг.).
- Ноэль Бернар , лидер Воластокью; эт. 1781–1801 гг.
- Джереми Датчер , музыкант, обладатель премии Polaris Music Prize 2018 за свой альбом Wolastoqiyik Lintuwakonawa
- Шейн Майкл , поэт
- Грейдон Николас был вице-губернатором провинции Нью-Брансуик , Канада, с 2009 по 2014 год. На этой должности вице-короля он действовал как представитель королевы в провинции.
- Сандра Лавлейс Николас , активистка из Воластокеу, известна тем, что оспаривает дискриминационные положения Закона об индейцах в Канаде , который лишает женщин аборигенов или коренных народов их статуса, когда они выходят замуж за неаборигенов. Он навязал патриархальную идею происхождения и идентичности народам, у которых традиционно существовала матрилинейная система родства, согласно которой дети принадлежали к народу матери и получали свой социальный статус от ее семьи. Николас сыграл важную роль в передаче дела в Комиссию ООН по правам человека и лоббировании закона 1985 года, который восстановил некоторые права женщин коренных народов и их детей в Канаде посредством законопроекта C31 (1985). Сохранение статуса аборигенов для будущих поколений по-прежнему является проблемой для воластокийиков и всех групп аборигенов. Николас был назначен членом Сената Канады 21 сентября 2005 г. [21]
- Питер Льюис Пол был устным историком из Воластокева (1902–1989), который жил в заповеднике Вудсток (Нью-Йорк) на реке Сент-Джон. Он поделился информацией с многочисленными академическими лингвистами , этноисториками и антропологами . Обладатель множества наград, он был награжден Медалью столетия в 1969 году, получил степень почетного доктора права Университета Нью-Брансуика и Орден Канады в 1987 году. [22]
- Дэвид Слэггер представлял народ Воластокей в Палате представителей штата Мэн.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Воластокыйик (Малисиет)» . Канадская энциклопедия . Проверено 5 октября 2023 г.
- ^ Эриксон, Винсент О. (1978). «Малисит-Пассамакводди». На северо-востоке , изд. Брюс Дж. Триггер. Том. 15 « Справочника североамериканских индейцев» , изд. Уильям К. Стертевант. Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, стр. 123.
- ^ Сказки из страны Малисит: Тексты Малисита Карла В. Титера, Линкольн, Небраска: University of Nebraska Press, с. 17, сноска 4
- ^ Эриксон 1978, стр. 135
- ^ Языковой портал Пассамакодди-Малисит - «Метаксонекияк: на реке Медукснекеаг или вдоль нее (Мэн и Нью-Брансуик); на территории Хоултонской группы Малиситов
- ^ Jump up to: а б с Жирар, Камиль и Карл Бриссон. Эссе. В «Союзах и договорах с коренными народами Квебека: история первой нации воластоцийик вахсипекакук: нация малисит Сен-Лорана», 148. Квебек: Presses de l'Université Laval, 2021.
- ^ Беттс, Сара. «Пау-вау Оромокто, проводимый все выходные, опирается на прошлогодний успех | Новости Си-би-си». Новости ЦБК. CBC/Radio Canada, 21 июля 2017 г. https://www.cbc.ca/news/canada/new-brunswick/oromocto-pow-wow-full-weekend-1.4216564 .
- ^ Воластокийик Святой Марии
- ^ Веб-сайт коренных народов Тобике
- ^ Воластокийик Вахсипекак Первая нация
- ^ Jump up to: а б Андреа Беар Николас (2011). «Поселенческий империализм и лишение собственности Малисита, 1758–1765». В Риде, Джон Г.; Савойя, Дональд Дж. (ред.). Формирование повестки дня для Атлантической Канады . Виннипег: Фернвуд. п. 24.
- ^ Натали Кертис (1907). Книга индейцев: собрание американских индейцев индейских преданий, музыкальных и повествовательных, для записи песен и легенд их расы . Нью-Йорк и Лондон: Издательство Harper and Brothers.
- ^ Клинт Госс (2013). «Песня о любви Малисит» . Флутопедия . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Инновационная книга Джереми Датчера «Wolastoqiyik Lintuwakonawa» действительно о будущем» . Восклицайте! , 16 апреля 2018 г.
- ^ «Джереми Датчер выигрывает музыкальную премию Polaris 2018» . Восклицайте! , 17 сентября 2018 г.
- ^ Мехлинг, WH, 1959, «Индейцы малециты с заметками о микмаках», Anthropologica 8, nos. 239–63, стр. 244.
- ^ Jump up to: а б Спек, Фрэнк Г. и Р.В. Декстер, 1952, Использование животных и растений индейцами малецитами Нью-Брансуика, Журнал Вашингтонской академии наук, 42, №№. 1-7, стр. 6.
- ^ Мехлинг, WH, 1959, «Индейцы малециты с заметками о микмаках», Anthropologica 8, nos. 239–63, стр. 257.
- ^ «Сообщества первых наций» . По делам аборигенов Нью-Брансуика . 3 июня 2010 г. Проверено 9 октября 2019 г.
- ^ Бэйли, Джулия (26 января 2012 г.). «Король проведет совещание с демократами в Сенате» . Бангор Дейли Ньюс .
- ^ «Liberal.ca :: Сенаторы :: Сандра Лавлейс Николас» . Архивировано из оригинала 1 февраля 2009 года . Проверено 16 февраля 2009 г.
- ^ Карл В. Титер, изд. 1993. «Памяти Питера Льюиса Пола 1902–1989». Канадская этнологическая служба, документ серии Mercury Series 126. Халл: Канадский музей цивилизации.
Карты
[ редактировать ]Карты, показывающие примерное расположение территорий, занимаемых членами Конфедерации Вабанаки (с севера на юг):
- Воластокийик, Пассамакуодди
- Восточные абенаки ( Пенобскот , Кеннебек, Аросагунтакук , Пигвакет/Пеквакет)
- Западные абенаки (Арсигантегок, Миссиской, Ковасук, Сококи, Пеннакук )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Языковые и культурные связи Малисит
- https://www.nytimes.com/1970/10/11/archives/indians-to-open-school-in-maine-us-funds-aid-experimental-center.html.-от государственных школ до кадровых агентств и племенное признание. История образования вабанаки микмак малисит включала обсуждение племен вабанаки и земельных вопросов. школы приводят к признанию группы в штате Мэн, т.е. наборы рабочих мест или соответствующие программы в штате Мэн
- Институт Микмак-Малисит. Архивировано 7 января 2007 года в Wayback Machine , Университет Нью-Брансуика.
- Языковой портал Пассамакуодди-Малисит
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .