Jump to content

Липа в культуре

Арльдт: Липа в Кадице , ок. 1840 г.

Липа липа , или , ( Тилия ) играет важную роль в мифологии , литературе и фольклоре ряда культур.

Культурное значение

[ редактировать ]
Липа в Кадице, фото

Славянская мифология

[ редактировать ]

В старой языческой славянской мифологии липа ( липа , как ее называли на всех славянских языках ) считалась священным деревом. [ 1 ] В Польше деревня Свента Липка , что буквально означает «Священная липа», имеет святыню и является местом паломничества . [ 2 ] По сей день дерево является гербом Чехии Словакии , национальным , [ 3 ] Словения , [ 4 ] и лужиц в Лужице . [ 5 ] Липа дала название традиционному славянскому названию месяца июня ( хорватское , липань ) или июля ( польское , липец , украинское «липень/липень»). Это также корень немецкого города Лейпциг , взятого от сербского названия Lipsk . [ 6 ] Бывшая хорватская валюта, куна , состояла из 100 лип (тилия). «Липа» также было предложенным названием словенской валюты в 1990 году, однако в конечном итоге преобладало название « толар ». [ 7 ] В славянском православном мире липа была предпочтительной древесиной для панно иконописи . Иконы руки Андрея Рублева , в том числе « Святая Троица» («Гостеприимство Авраама») и «Спас» , находящиеся ныне в Государственной Третьяковской галерее в Москве, написаны на липовом дереве. Древесина была выбрана из-за ее способности очень гладко шлифоваться и устойчивости к деформации после выдержки . Деревня Липица на юге Словении означает «маленькая липа» и дала название липицанской породе лошадей. [ 8 ]

Балтийская мифология

[ редактировать ]

В балтийской мифологии есть важная богиня судьбы по имени Лайма /laɪma/, священным деревом которой является липа. Жилищем Лаймы была липа принимала свои решения , где она, как кукушка, . По этой причине литовские женщины молились и приносили жертвы под липами, прося удачи и плодородия. К липам относились уважительно и разговаривали с ними как с людьми.

Германская мифология

[ редактировать ]
Аллея с липами на кладбище Рингкёбинга , Ютландия , Дания

Липа также была весьма символичным и священным деревом для германских народов в их родной дохристианской германской мифологии .

Первоначально местные общины собирались не только для того, чтобы праздновать и танцевать под липой, но и проводить там свои судебные собрания , чтобы восстановить справедливость и мир. Считалось, что дерево поможет докопаться до истины. Таким образом, дерево стало ассоциироваться с юриспруденцией даже после христианизации , как, например, в случае с Gerichtslinde , а приговоры в сельской Германии часто возвращались sub tilia (Unter der linden) вплоть до эпохи Просвещения .

В «Песни о Нибелунгах» , средневековом немецком произведении, в конечном итоге основанном на устной традиции, повествующей о событиях среди германских племен в V и VI веках, Зигфрид обретает неуязвимость, купаясь в крови дракона. Пока он это делал, к нему прилипает единственный липовый лист, оставляя на его теле пятно, не тронутое кровью, и, таким образом, у него появляется единственная уязвимая точка.

Самая известная улица в Берлине, Германия, называется Унтер-ден-Линден , в честь деревьев, выстилающих проспект . Он ведет из центра Берлина в Потсдам , загородную резиденцию прусских королей.

В немецком фольклоре липа – «дерево влюбленных». В известном средневерхненемецком стихотворении «Под липой Вальтера фон дер Фогельвейде » (около 1200 г.) описывается свидание горничной и рыцаря под липой.

Хоэнлинден (в переводе «Высокая липа») — община в верхнем баварском округе Эберсберг , в которой битва при Хоэнлиндене произошла ; Томас Кэмпбелл написал стихотворение «Гогенлинден» об этой битве.

Греческая мифология

[ редактировать ]

Гомер , Гораций , Вергилий и Плиний упоминают липу и ее достоинства. Как рассказывает Овидий старинную историю о Бавкиде и Филимоне , она превратилась в липу, а он в дуб, когда им обоим пришло время умереть.

Геродот говорит:

Скифские прорицатели берут также лист липы, который, разделив на три части, обвивают свои пальцы; затем они отвязывают его и занимаются искусством, на которое претендуют. [ 9 ]

Филира , мать кентавра Хирона , превратилась в липу после рождения Хирона.

В северном Китае

[ редактировать ]

В течение долгого времени в северном Китае , поскольку не было дерева Бодхи , священного дерева буддизма , а форма листьев дерева «椴樹/Тилиа» аналогична форме листьев дерева Бодхи, его сажали в храмах, чтобы заменить священное дерево Бодхи. Их также часто называют деревьями Бодхи, как и два дерева Тилия рядом с 英華殿/Инхуа Дянь — местом, где вдовствующая императрица, императрица и наложницы поклоняются Будде — в Запретном городе в Пекине , посаженном вдовствующей императрицей Ли, биологическая мать императора Ваньли около пятисот лет назад. [ 10 ] Император Цяньлун династии Цин даже написал для них два стихотворения: «菩提树诗/Поэма о дереве Бодхи (в Инхуа Дянь)» и «菩提树歌/Песнь о дереве Бодхи (в Инхуа Дянь)». , вырезал их на каменных скрижалях и поместил в стеле-павильоне перед Инхуа Дянь. [ 10 ]

Литературные ссылки

[ редактировать ]

Дж. Р. Р. Толкин написал стихотворение « Свет как лист на липе» , которое было первоначально опубликовано в 1925 году в шестом томе журнала «Грифон» . После многих поправок она позже была включена во «Властелин колец» как песня, исполненная Арагорном о сказке о Берене и Лютиэн .

Одно из самых известных стихотворений миннесгера Вальтера фон дер Фогельвейде — «Под липой» — описывает свидание служанки и рыцаря под липой.

Пьеса под названием «Липа» (1947) была написана родившимся в Брэдфорде английским писателем, драматургом и телеведущим Дж. Б. Пристли .

Сэмюэл Тейлор Кольридж называет липы важным символом в своем стихотворении «Эта липовая беседка, моя тюрьма» (написано в 1797 году; впервые опубликовано в 1800 году).

В нескольких коротких стихотворениях ( Fraszki ) польского поэта Яна Кохановского изображена липа. Его «На Липе» («К дереву лилия»), опубликованное в 1584 году, было вдохновлено любимым деревом в его загородном имении в Чарноласе . Кохановский размышлял, отдыхал и писал в его тени, предлагал под его покровом гостям освежиться, и все эти моменты были отражены в его стихах. [ 11 ]

Стихотворение из цикла стихотворений Вильгельма Мюллера « Зимний путь » называется «Der Lindenbaum» («Липа»). В 1827 году Франц Шуберт знаменитый песенный цикл « Зимний путь написал на основе этих стихотворений » (D 911). В Томаса Манна романе «Волшебная гора » запись этого песенного цикла является важным сюжетным приемом и философским пробным камнем.

В рассказе Ганса Христиана Андерсена «Эльф розы» часто упоминается липа и ее листья.

В братьев Гримм « сказке Принц-лягушка » принцесса бросает свой золотой шарик в пруд, сидя под липой.

Гете В произведении «Страдания юного Вертера» на протяжении всего романа изображена липа, а главный герой Вертер похоронен под деревом после самоубийства.

В «Пути Свана» , первой книге Пруста « В поисках утраченного времени» , рассказчик опускает миниатюрную мадлен в чашку липового чая. Аромат и вкус торта и чая вызывают у него первое сознательное непроизвольное воспоминание.

« Три липы » — сказка Германа Гессе 1912 года , написанная под сильным влиянием греческой легенды о Дамоне и Пифиасе . История, действие которой происходит в средневековый период, пытается объяснить три огромных липы, ветви которых переплетаются, покрывая все кладбище Больницы Святого Духа в Берлине (см. Полное собрание сказок Германа Гессе ).

Джона Апдайка Роман «Кентавр » , как и Джеймс Джойс в «Улиссе» , использует миф в попытке превратить современную и обычную сцену в нечто более глубокое, в размышление о жизни и отношениях человека с природой и вечностью. В нем Апдайк сравнивает жизнь современных персонажей с греческим мифом , в котором Хирона мать Филира превращается в липу, чтобы избежать позора рождения, казалось бы, мутанта-полулошади-получеловека в результате ее изнасилования. от Кроноса . [ 12 ]

Липа упоминается в рассказе « Человек, который сажал деревья Жана Жионо ». Неназванный рассказчик истории вновь посещает некогда заброшенную и пустынную деревню, вокруг которой человек, упомянутый в названии книги (Эльзеар Буффье), в течение 40 лет сажал лес. Он возвращается и обнаруживает у фонтана:

Я увидел, что фонтан действительно был, что его было много, и, что меня больше всего тронуло, что кто-то посадил рядом с ним липу, которой уже могло быть четыре года, уже толстую; неоспоримый символ воскресения. [ 13 ]

Липа Эминеску ( румынский : Teiul lui Eminescu ) — 500-летняя серебристая известь, расположенная в Яссах , Румыния. Сообщается, что Михай Эминеску написал некоторые из своих лучших работ под этой липой, сделав дерево одним из самых важных природных памятников Румынии и достопримечательностью Ясс. [ 14 ]

Ральф Воган Уильямс написал песню «Linden Lea» в 1900-х годах.

На гербе Мариехамна изображены листья липы, относящиеся к местному древесному растению. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

[ редактировать ]

O-Zone Песня Dragostea din Tei (любовь из липы) названа в честь дерева.

Песня Тревора Холла «Липа» была названа в честь дерева и основана на Бавкиде повествовании Овидия о и Филимоне и стихотворении Под липой» Вальтера фон дер Фогельвейде « .

В фамилиях

[ редактировать ]

В Швеции, где липа носит название «Линд», в 2015 году в 100 самых распространенных фамилий вошли Линдберг, 17 (Лаймовый холм), Линдстрем, 21 (Лаймовый ручей), Линдквист, 22 (Веточка липы), 23. Линдгрен (Лаймовый филиал) и Линдхольм, 99 (Лаймовый остров). [ 19 ]

  1. ^ Археология и язык: изменение языка и культурная трансформация Роджер Бленч, Мэтью Сприггс, стр.199
  2. ^ Войцех Бедыньский (2020). «Святые колодцы и деревья в Польше как элемент местной и национальной идентичности». В Рэе, Селесте (ред.). Священные воды . Рутледж . п. 310. ИСБН  9780367445133 .
  3. ^ Национальный чешско-словацкий музей и библиотека [@NCSML] (22 апреля 2022 г.). «С Днем Земли! 🌍 Липа (lípa) – национальное дерево Чехии и Словакии. Многие культуры считают липу с ее сердцевидными листьями священным символом, олицетворяющим мир, любовь, процветание, дружбу и удачи 🌳» ( Твит ) – через Твиттер .
  4. ^ Эвелина Феррар (23 октября 2022 г.). «Словения дарит Седбергу липу и традиционный улей» . Британско-Словенское общество . Проверено 1 июня 2024 г.
  5. ^ «Герб и логотип» . Крайс-Гёрлиц.де . Проверено 1 июня 2024 г.
  6. ^ Гансвильгельм Хаефс. 2-й справочник бесполезных знаний . ISBN   3-8311-3754-4 (на немецком языке)
  7. ^ См . словацкую липу.
  8. ^ Сной, Марко (2009). Этимологический словарь словенских географических названий . Любляна: Модрижан. стр. 234–235.
  9. ^ Килер, Харриет Л. (1900). Наши родные деревья и как их идентифицировать . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 24–31 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Су И «英华堂» (на китайском языке). Дворец-музей . Проверено 12 января 2023 г.
  11. ^ Станиславский, Войцех (5 июня 2021 г.). «Ян Кохановский, альпинист Каллиопы» . Польская история . Варшава: Музей польской истории . Проверено 27 сентября 2021 г.
  12. Джонатан Миллер, «Off-Centaur», New York Times Book Review , 1 февраля 1963.
  13. ^ «Человек, который сажал деревья — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . Проверено 17 октября 2013 г.
  14. ^ Петтерсен, Л. и Бейкер, М. . Румыния. Путеводитель по Одинокой планете. п. 262.
  15. ^ Муниципальные гербы Финляндии (на финском языке). Ассоциация муниципалитетов Финляндии. 1982. стр. 171. ISBN.  951-773-085-3 .
  16. ^ «Гербы муниципалитетов Аландских островов 1947-1987 (I:15) Мариехамн» (на шведском языке). Цифровой архив Национального архива . Проверено 25 марта 2021 г.
  17. ^ «Гербы, установленные до принятия Закона о муниципальном гербе от 8 апреля 1949 года (I:7) в Мариехамне» . Цифровой архив Национального архива (на шведском языке) . Проверено 25 марта 2021 г.
  18. ^ «Мариехамнс вапен» (на шведском языке). Город Мариехамн . Проверено 25 марта 2021 г.
  19. ^ «Фамилия, топ-100 (2015)» (на шведском языке). Статистическое управление Швеции (Статистическое управление Швеции). 22 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2016 года . Проверено 26 июля 2016 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0db834eb7ca012ac134ea282b3ae0cbf__1717269120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/bf/0db834eb7ca012ac134ea282b3ae0cbf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lime tree in culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)