Липа в культуре
Липа липа , или , ( Тилия ) играет важную роль в мифологии , литературе и фольклоре ряда культур.
Культурное значение
[ редактировать ]Славянская мифология
[ редактировать ]В старой языческой славянской мифологии липа ( липа , как ее называли на всех славянских языках ) считалась священным деревом. [ 1 ] В Польше деревня Свента Липка , что буквально означает «Священная липа», имеет святыню и является местом паломничества . [ 2 ] По сей день дерево является гербом Чехии Словакии , национальным , [ 3 ] Словения , [ 4 ] и лужиц в Лужице . [ 5 ] Липа дала название традиционному славянскому названию месяца июня ( хорватское , липань ) или июля ( польское , липец , украинское «липень/липень»). Это также корень немецкого города Лейпциг , взятого от сербского названия Lipsk . [ 6 ] Бывшая хорватская валюта, куна , состояла из 100 лип (тилия). «Липа» также было предложенным названием словенской валюты в 1990 году, однако в конечном итоге преобладало название « толар ». [ 7 ] В славянском православном мире липа была предпочтительной древесиной для панно иконописи . Иконы руки Андрея Рублева , в том числе « Святая Троица» («Гостеприимство Авраама») и «Спас» , находящиеся ныне в Государственной Третьяковской галерее в Москве, написаны на липовом дереве. Древесина была выбрана из-за ее способности очень гладко шлифоваться и устойчивости к деформации после выдержки . Деревня Липица на юге Словении означает «маленькая липа» и дала название липицанской породе лошадей. [ 8 ]
Балтийская мифология
[ редактировать ]В балтийской мифологии есть важная богиня судьбы по имени Лайма /laɪma/, священным деревом которой является липа. Жилищем Лаймы была липа принимала свои решения , где она, как кукушка, . По этой причине литовские женщины молились и приносили жертвы под липами, прося удачи и плодородия. К липам относились уважительно и разговаривали с ними как с людьми.
Германская мифология
[ редактировать ]Липа также была весьма символичным и священным деревом для германских народов в их родной дохристианской германской мифологии .
Первоначально местные общины собирались не только для того, чтобы праздновать и танцевать под липой, но и проводить там свои судебные собрания , чтобы восстановить справедливость и мир. Считалось, что дерево поможет докопаться до истины. Таким образом, дерево стало ассоциироваться с юриспруденцией даже после христианизации , как, например, в случае с Gerichtslinde , а приговоры в сельской Германии часто возвращались sub tilia (Unter der linden) вплоть до эпохи Просвещения .
В «Песни о Нибелунгах» , средневековом немецком произведении, в конечном итоге основанном на устной традиции, повествующей о событиях среди германских племен в V и VI веках, Зигфрид обретает неуязвимость, купаясь в крови дракона. Пока он это делал, к нему прилипает единственный липовый лист, оставляя на его теле пятно, не тронутое кровью, и, таким образом, у него появляется единственная уязвимая точка.
Самая известная улица в Берлине, Германия, называется Унтер-ден-Линден , в честь деревьев, выстилающих проспект . Он ведет из центра Берлина в Потсдам , загородную резиденцию прусских королей.
В немецком фольклоре липа – «дерево влюбленных». В известном средневерхненемецком стихотворении «Под липой Вальтера фон дер Фогельвейде » (около 1200 г.) описывается свидание горничной и рыцаря под липой.
Хоэнлинден (в переводе «Высокая липа») — община в верхнем баварском округе Эберсберг , в которой битва при Хоэнлиндене произошла ; Томас Кэмпбелл написал стихотворение «Гогенлинден» об этой битве.
Греческая мифология
[ редактировать ]Гомер , Гораций , Вергилий и Плиний упоминают липу и ее достоинства. Как рассказывает Овидий старинную историю о Бавкиде и Филимоне , она превратилась в липу, а он в дуб, когда им обоим пришло время умереть.
Геродот говорит:
Скифские прорицатели берут также лист липы, который, разделив на три части, обвивают свои пальцы; затем они отвязывают его и занимаются искусством, на которое претендуют. [ 9 ]
Филира , мать кентавра Хирона , превратилась в липу после рождения Хирона.
В северном Китае
[ редактировать ]В течение долгого времени в северном Китае , поскольку не было дерева Бодхи , священного дерева буддизма , а форма листьев дерева «椴樹/Тилиа» аналогична форме листьев дерева Бодхи, его сажали в храмах, чтобы заменить священное дерево Бодхи. Их также часто называют деревьями Бодхи, как и два дерева Тилия рядом с 英華殿/Инхуа Дянь — местом, где вдовствующая императрица, императрица и наложницы поклоняются Будде — в Запретном городе в Пекине , посаженном вдовствующей императрицей Ли, биологическая мать императора Ваньли около пятисот лет назад. [ 10 ] Император Цяньлун династии Цин даже написал для них два стихотворения: «菩提树诗/Поэма о дереве Бодхи (в Инхуа Дянь)» и «菩提树歌/Песнь о дереве Бодхи (в Инхуа Дянь)». , вырезал их на каменных скрижалях и поместил в стеле-павильоне перед Инхуа Дянь. [ 10 ]
Литературные ссылки
[ редактировать ]Дж. Р. Р. Толкин написал стихотворение « Свет как лист на липе» , которое было первоначально опубликовано в 1925 году в шестом томе журнала «Грифон» . После многих поправок она позже была включена во «Властелин колец» как песня, исполненная Арагорном о сказке о Берене и Лютиэн .
Одно из самых известных стихотворений миннесгера Вальтера фон дер Фогельвейде — «Под липой» — описывает свидание служанки и рыцаря под липой.
Пьеса под названием «Липа» (1947) была написана родившимся в Брэдфорде английским писателем, драматургом и телеведущим Дж. Б. Пристли .
Сэмюэл Тейлор Кольридж называет липы важным символом в своем стихотворении «Эта липовая беседка, моя тюрьма» (написано в 1797 году; впервые опубликовано в 1800 году).
В нескольких коротких стихотворениях ( Fraszki ) польского поэта Яна Кохановского изображена липа. Его «На Липе» («К дереву лилия»), опубликованное в 1584 году, было вдохновлено любимым деревом в его загородном имении в Чарноласе . Кохановский размышлял, отдыхал и писал в его тени, предлагал под его покровом гостям освежиться, и все эти моменты были отражены в его стихах. [ 11 ]
Стихотворение из цикла стихотворений Вильгельма Мюллера « Зимний путь » называется «Der Lindenbaum» («Липа»). В 1827 году Франц Шуберт знаменитый песенный цикл « Зимний путь написал на основе этих стихотворений » (D 911). В Томаса Манна романе «Волшебная гора » запись этого песенного цикла является важным сюжетным приемом и философским пробным камнем.
В рассказе Ганса Христиана Андерсена «Эльф розы» часто упоминается липа и ее листья.
В братьев Гримм « сказке Принц-лягушка » принцесса бросает свой золотой шарик в пруд, сидя под липой.
Гете В произведении «Страдания юного Вертера» на протяжении всего романа изображена липа, а главный герой Вертер похоронен под деревом после самоубийства.
В «Пути Свана» , первой книге Пруста « В поисках утраченного времени» , рассказчик опускает миниатюрную мадлен в чашку липового чая. Аромат и вкус торта и чая вызывают у него первое сознательное непроизвольное воспоминание.
« Три липы » — сказка Германа Гессе 1912 года , написанная под сильным влиянием греческой легенды о Дамоне и Пифиасе . История, действие которой происходит в средневековый период, пытается объяснить три огромных липы, ветви которых переплетаются, покрывая все кладбище Больницы Святого Духа в Берлине (см. Полное собрание сказок Германа Гессе ).
Джона Апдайка Роман «Кентавр » , как и Джеймс Джойс в «Улиссе» , использует миф в попытке превратить современную и обычную сцену в нечто более глубокое, в размышление о жизни и отношениях человека с природой и вечностью. В нем Апдайк сравнивает жизнь современных персонажей с греческим мифом , в котором Хирона мать Филира превращается в липу, чтобы избежать позора рождения, казалось бы, мутанта-полулошади-получеловека в результате ее изнасилования. от Кроноса . [ 12 ]
Липа упоминается в рассказе « Человек, который сажал деревья Жана Жионо ». Неназванный рассказчик истории вновь посещает некогда заброшенную и пустынную деревню, вокруг которой человек, упомянутый в названии книги (Эльзеар Буффье), в течение 40 лет сажал лес. Он возвращается и обнаруживает у фонтана:
Я увидел, что фонтан действительно был, что его было много, и, что меня больше всего тронуло, что кто-то посадил рядом с ним липу, которой уже могло быть четыре года, уже толстую; неоспоримый символ воскресения. [ 13 ]
Липа Эминеску ( румынский : Teiul lui Eminescu ) — 500-летняя серебристая известь, расположенная в Яссах , Румыния. Сообщается, что Михай Эминеску написал некоторые из своих лучших работ под этой липой, сделав дерево одним из самых важных природных памятников Румынии и достопримечательностью Ясс. [ 14 ]
Ральф Воган Уильямс написал песню «Linden Lea» в 1900-х годах.
В гербе
[ редактировать ]На гербе Мариехамна изображены листья липы, относящиеся к местному древесному растению. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]O-Zone Песня Dragostea din Tei (любовь из липы) названа в честь дерева.
Песня Тревора Холла «Липа» была названа в честь дерева и основана на Бавкиде повествовании Овидия о и Филимоне и стихотворении Под липой» Вальтера фон дер Фогельвейде « .
В фамилиях
[ редактировать ]В Швеции, где липа носит название «Линд», в 2015 году в 100 самых распространенных фамилий вошли Линдберг, 17 (Лаймовый холм), Линдстрем, 21 (Лаймовый ручей), Линдквист, 22 (Веточка липы), 23. Линдгрен (Лаймовый филиал) и Линдхольм, 99 (Лаймовый остров). [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Археология и язык: изменение языка и культурная трансформация Роджер Бленч, Мэтью Сприггс, стр.199
- ^ Войцех Бедыньский (2020). «Святые колодцы и деревья в Польше как элемент местной и национальной идентичности». В Рэе, Селесте (ред.). Священные воды . Рутледж . п. 310. ИСБН 9780367445133 .
- ^ Национальный чешско-словацкий музей и библиотека [@NCSML] (22 апреля 2022 г.). «С Днем Земли! 🌍 Липа (lípa) – национальное дерево Чехии и Словакии. Многие культуры считают липу с ее сердцевидными листьями священным символом, олицетворяющим мир, любовь, процветание, дружбу и удачи 🌳» ( Твит ) – через Твиттер .
- ^ Эвелина Феррар (23 октября 2022 г.). «Словения дарит Седбергу липу и традиционный улей» . Британско-Словенское общество . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Герб и логотип» . Крайс-Гёрлиц.де . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Гансвильгельм Хаефс. 2-й справочник бесполезных знаний . ISBN 3-8311-3754-4 (на немецком языке)
- ^ См . словацкую липу.
- ^ Сной, Марко (2009). Этимологический словарь словенских географических названий . Любляна: Модрижан. стр. 234–235.
- ^ Килер, Харриет Л. (1900). Наши родные деревья и как их идентифицировать . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. стр. 24–31 .
- ^ Перейти обратно: а б Су И «英华堂» (на китайском языке). Дворец-музей . Проверено 12 января 2023 г.
- ^ Станиславский, Войцех (5 июня 2021 г.). «Ян Кохановский, альпинист Каллиопы» . Польская история . Варшава: Музей польской истории . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ↑ Джонатан Миллер, «Off-Centaur», New York Times Book Review , 1 февраля 1963.
- ^ «Человек, который сажал деревья — Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека» . ru.wikisource.org . Проверено 17 октября 2013 г.
- ^ Петтерсен, Л. и Бейкер, М. . Румыния. Путеводитель по Одинокой планете. п. 262.
- ^ Муниципальные гербы Финляндии (на финском языке). Ассоциация муниципалитетов Финляндии. 1982. стр. 171. ISBN. 951-773-085-3 .
- ^ «Гербы муниципалитетов Аландских островов 1947-1987 (I:15) Мариехамн» (на шведском языке). Цифровой архив Национального архива . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Гербы, установленные до принятия Закона о муниципальном гербе от 8 апреля 1949 года (I:7) в Мариехамне» . Цифровой архив Национального архива (на шведском языке) . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Мариехамнс вапен» (на шведском языке). Город Мариехамн . Проверено 25 марта 2021 г.
- ^ «Фамилия, топ-100 (2015)» (на шведском языке). Статистическое управление Швеции (Статистическое управление Швеции). 22 февраля 2016 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2016 года . Проверено 26 июля 2016 г.