Уурианкхай
![]() Монгольская империя c. 1207 , Уурианхай и их соседи | |
Регионы со значительным населением | |
---|---|
![]() | 26 654 (перепись 2010 года) [ 1 ] |
Языки | |
Оират , монгольский | |
Религия | |
Буддизм , монгольский шаманизм , атеизм | |
Связанные этнические группы | |
Монголы , особенно ораты |




Уурианкхай / ʊs ə ən aɪ aɪ/ [ А ] это термин адреса, применяемый монголами и якуты , в к группе лесных народов Севера, которые включают в себя тюрки -тиваны то время как иногда он также применяется к монгольскоязычному Алтай Уурианхай . Уурианкхай включал в себя племя Западного леса Уурианкхай и племя Трансбайкал Уурианкхай, причем первое записано в китайских источниках как китайские : 兀良哈 ; пинин : wùliánghā ). Это также происхождение корейского термина «olangkae», 오랑캐 , что означает варвар .
История
[ редактировать ]Название «Уурианкхай» означает «Урия» (девиз, военный девиз) и Хан (лорд) на монгольском. Монголы применили имя ко всем лесным народам, а затем к Туванам . Они были классифицированы монголами как Дарлигин Монголы .
В начале Монгольской империи (1206–1368) Уурианкхай были расположены в центральной Монголии.
В Юанском Китае 13-го века - Рашид Аль-Дин Хамадани назвал лесной ульйянкхай чрезвычайно изолированными сибирскими лесными народными жителями, живущими в палатках Березовой коры и охотой на лыжах . Несмотря на сходство по имени с знаменитым кланом монголов Уриянкхана , Рашид заявляет, что у них не было никакой связи. [ 2 ] Во время династии Мин Джученами были известны среди китайцев как «лесные народ» (с использованием джеченовного слова, вози ), и эта коннотация позже перенесла в китайский рендеринг Уурианхай, Вулиангхай . [ 3 ]
В середине 14-го века они жили в Лияояне на северо-востоке Китая . В 1375 году Нагхачу , лидер Уурианкхай, возглавляемая монгольской династией Юань в Ляяне, вторгся на полуостров Ляодон , чтобы восстановить монголы к власти. Хотя он продолжал держать южную Маньчжурию , военная кампания Ming против Нагхачу закончилась его сдачей в 1388 году. [ 4 ] После восстания северного уурианкхайского народа они были завоеваны Даяном Ханом в 1538 году и в основном аннексированы северным халхой . Батмунк Даян Хан растворил Уурианкхай Тумена .
Вторая группа Уурианкхай (Уурианкхай горов Хентии они начали двигаться в Алтайские горы . ) жила в центральной Монголии, и в начале 16 -го века [ 5 ] Некоторые группы мигрировали из гор Хентии в провинцию Хёвсгёль в ходе северной династии Юань (1368–1635). [ 3 ]
К началу 17 -го века термин Уурианкхай был общим монгольским термином для всех рассеянных групп на северо -западе, будь то самои , туркский или монгол по происхождению. [ 2 ] В 1757 году династия Цин организовала свою далекую северную границу в серию баннеров Уурианкхай: Хёвсгёль Нуур Уурианкхай, Танну Уурианкхай ; Кемчик , Салчак и Тоцху (все Туваны); и народ Алдей . Туваны в Монголии называют Мончуогом Уурианкхай (ср. Туван Мончак < Казах Моншак "ожерелье") монгольцев. Другая группа Уурианкхай в Монголии (в Баян-Ольгии и провинциях Ховд ) называются Алтай Уурианкхай . Они были, по -видимому, привязаны к Оирату . Третья группа монгольских Уурианкхай была одним из 6 Томнов Даян Хана в Восточной Монголии. Эти последние две группы Уурианкхай, как говорят, являются потомками племени Уурианкхана, из которого пришли Джелме и его более известный кузен Субутаи . Названия кланов Алтай Уурианкхай, Хёвсгёль Нуур Уурианкхай и Туваны разные. Нет туркских или самои -кланов среди Алтай или Хёвсгёль Уурианкхайс.
Изменение имени, Uraŋxai Sakha , было старым именем для якутов . [ 6 ] Российский Павел Неболсин задокументировал клан Уранкху из Волги Калмакс в 1850 -х годах. [ 7 ] Существование Уурианхая было задокументировано корейцами, которые назвали их заимствованным именем Orangkae ( 오랑캐 , «дикарями»), особенно в контексте их нападений на синитизированный мир в 14 -м и 15 -м веках. [ 3 ]
Некоторые Уурианхаи все еще живут в горах Хентии .
Племена Тауэн, Хулигай и Водольские Джученские племена жили в районе Хейлонгцзян в Иилане во время династии Юань, когда она была частью провинции Ляян и управляется как округа. Эти племена стали Jianzhou Jurchens в династии Мин, а Тауэн и Водолиан были в основном настоящими джечу. В династии Цзинь Джин Джурсенс не считал себя той же этнической принадлежностью, что и народ Хурка, которые стали хулигай. Урианька использовалась в качестве имени в 1300 -х годах джученами -мигрантами в Корее из Илантумена, потому что Ууриангка повлияла на людей в Илантумене. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Bokujiang, Tuowulian, Woduolian, Huligai, Taowan отдельно составляли 10 000 домохозяйств и были подразделениями, используемыми династией Юаней для управления людьми вдоль реки Вусули и района Сонгуа. [ 11 ] [ 12 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Монгольский : ᠤᠷᠢᠶᠠᠩᠬᠠᠢ / Урани , Романизированный : Уурианкхай , распущен [ˌő̙ɾʲˌő̙ɾʲòɴˈɴˈɴˈé] ; Туван : Uraaңkaй , Романизированный: Ураанькай , произносится [завершение Queuataination vanq ´ -Page] ; Altay : Uraҥkaй , Романизированный: Уранькай , Ярко выраженные [это группа команд в коттедже коров ; Yokt : ● ∼ Tes , Roman's, Roman's , Произносится ɑj ; ʊɾ ːɴˈq͡ [ ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Национальная перепись 2010
- ^ Jump up to: а беременный Энциклопедия Cpatwood Mongolia и Mongol Empire , 2004 ISBN 0816046719 ISBN 978-081604713 с.9 с.9
- ^ Jump up to: а беременный в Кроссли, Памела Кайл (декабрь 1985 г.). «Введение в миф Фонда Цин». Поздний Имперский Китай . 6 (2): 13–24. doi : 10.1353/конец.1985.0016 . S2CID 143797249 .
- ^ Уиллард Дж. Петерсон, Джон Кинг Фэрбенк, Денис Твитчетт- История Кембриджа Китая, Vol7, с.158
- ^ A.ochir, ts.baasandorj "обычай свадьбы Oirat". 2005
- ^ Поппе, Николас (1969). «Обзор Menges« Туркские языки и народы » . Центральный азиатский журнал . 12 (4): 330.
- ^ Mänchen-Helfen, Otto (1992) [1931]. Путешествие в Туву . Лос -Анджелес: Этнографический пресс -университет Южной Калифорнии. п. 180. ISBN 1-878986-04-х .
- ^ Churing-Shih Wen-Tʻi .
- ^ Ch'ing-shih wen-t'i . Ch'ing-shih wen-t'i. 1983. с. 33.
- ^ Памела Кайл Кроссли (15 февраля 2000 г.). Позрактивное зеркало: история и идентичность в имперской идеологии Цин . Калифорнийский университет. с. 200, 75. ISBN 978-0-520-92884-8 .
- ^ Инь М.А. (1989). Национальности меньшинств Китая . Иностранные языки пресса. п. 46. ISBN 978-0-8351-1952-8 .
- ^ Tadeusz Dmochowski (2001). Российско-китайские политические отношения: XVII-XIX W. Издатель Univ. P. 978-83-7017-986-1 .