Танцевальная увертюра
The Overture di Ballo — концертная увертюра Артура Салливана . Его первое исполнение состоялось в августе 1870 года на Бирмингемском триеннале фестиваля под управлением композитора. Это предшествует всей его работе с У. С. Гилбертом и является его наиболее часто записываемой концертной работой для оркестра.
Имя
[ редактировать ]Название произведения, напечатанное в оригинальной программе, было Overtura di Ballo . Когда партитура была опубликована в 1889 году, гибридное название Overture di Ballo использовалось . Артур Джейкобс предполагает, что было бы лучше, если бы Салливан назвал ее «Танцевальной увертюрой» . [1]
Описание
[ редактировать ]Работа состоит из короткого выразительного введения, за которым следуют три отдельных, но тематически связанных раздела:
- медленная вступительная часть в ритме полонеза .
- более длинная часть вальса , в которой первую тему играют деревянные духовые инструменты, а вторую (синкопированную) - струнные.
- оживленный галоп в финале.
Версия партитуры, опубликованная при жизни Салливана, длится около одиннадцати минут. Местонахождение партитуры с автографом композитора не было публично известно до тех пор, пока Теренс Рис не купил ее на аукционе в 1966 году. [2] В 1980-х годах была подготовлена более длинная версия партитуры, основанная на рукописи Салливана и включающая два отрывка, удаленных композитором перед оригинальной публикацией 1889 года. Один из двух представляет собой формальное повторение первой темы вальса, что делает всю среднюю часть классическим примером сонатной формы . [3] В большинстве концертных или записанных выступлений используется более короткая версия, но в записи оперной труппы D'Oyly Carte Opera Company 1992 года используется неразрезанный текст. [4]
Произведение рассчитано для 2 флейт, пикколо, 2 гобоев, 2 кларнетов в B ♭, 2 фаготов, 4 валторн в E ♭, 2 ламповых труб в E ♭, 3 тромбонов, офиклеида или бас-тубы, дополнительной бас-тубы импровизировано. , 2 литавры, тарелки, большой барабан, треугольник, боковой барабан и струны. [5] Первоначально две самые низкие партии медных духовых инструментов были отведены офиклеиду и змее , поскольку эти инструменты использовались в оркестре Бирмингемского фестиваля, несмотря на их неминуемое устаревание, но Салливан предложил дирижеру Альфреду Бротону во время последующего выступления перед публикацией 1880-х годов в Лидсе использовать тубу. используется вместо офиклеиды и контрафагота вместо змеи. [6]
Анализ и прием
[ редактировать ]Что делает пьесу необычной, так это то, что (за исключением первой мелодии вальса) во всех трех танцах используется одна и та же мелодическая тема. Однако ритмичная и гармоническая обработка придает каждому танцу свой характер. Лист разработал эту технику, но ее использование в легких оркестровых произведениях было новым. Позже Салливан использовал эту технику в своих комических операх: например, мотив лорда-канцлера в «Иоланте» , который появляется в трех разных формах. После смерти Салливана Элгар перенял и расширил эту технику в своей Первой симфонии , где скерцо едва можно узнать как преобразованное в адажио. [7]
Произведение было хорошо встречено на премьере в Бирмингеме. Рецензируя исполнение увертюры в «Хрустальном дворце» месяц спустя, критик «Таймс» написал: «Трудно назвать более яркое и оживленное оркестровое произведение в своем роде». [8] Современный критик Генри Ланн писал в The Musical Times : «Темы г-на Салливана настолько мелодичны [сочетают в себе] инстинкт с утонченным чувством, его инструменты настолько изящны и гениальны, а его трактовка тем настолько музыкальна, что его композиция кажется привлекательной. как для образованного, так и для необразованного уха». [9]
Отрывок галопа — единственная музыка, использованная сэром Чарльзом Маккеррасом в его балете «Ананасовый опрос» , не взятая из опер Салливана. [10]
Записи
[ редактировать ]« Увертюра ди Балло» — наиболее часто записываемая из неоперных композиций Салливана. [11] В 2021 году записи проведет сэр Адриан Боулт , [12] Энтони Коллинз , [13] Александр Фарис , [14] Артур Фидлер , [15] сэр Чарльз Гроувс , [16] Том Хиггинс, [17] сэр Чарльз Маккеррас , [18] сэр Невилл Марринер , [19] Джон Прайс-Джонс, [20] и сэр Малкольм Сарджент (две записи) [21] были или были доступны в Великобритании.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джейкобс, с. 60
- ↑ Список продаж с этого аукциона можно найти в журнале Gilbert and Sullivan Journal , т. 9, вып. 3 сентября 1966 г., с. 44
- ↑ Программная заметка Лондонского симфонического оркестра Артура Джейкобса, 20 апреля 1986 г.
- ^ Дирижер Джон Прайс-Джонс (TER CDVIR 8316).
- ^ Салливан, Артур. Танцевальная увертюра, оркестровая партитура , с. 1
- ^ Джейкобс, с. 264
- ^ Рид, с. 162
- ^ "Концерты Хрустального дворца" . The Times , 6 октября 1870 г., по состоянию на 18 апреля 2010 г.
- ^ Ланн, Генри К. «Музыкальный фестиваль в Бирмингеме» , The Musical Times и проспект класса пения , Vol. 14, № 332 (1 октября 1870 г.), стр. 615–620.
- ^ Маккеррас, Чарльз. Примечания к набору компакт-дисков Decca 436-811-2 ОСЛК 631725548
- ^ Шепард, Марк. «Дискография сэра Артура Салливана: Увертюра ди Балло (1870)» . Дискография Гилберта и Салливана , 12 июля 2009 г., по состоянию на 20 августа 2021 г.
- ^ ОСЛК 811452247
- ^ ОСЛК 768298367
- ^ ОСЛК 18256718
- ^ ОСЛК 4027071
- ^ ОСЛК 42566746
- ^ ОСЛК 909078619
- ^ ОСЛК 1037018586
- ^ ОСЛК 960460399
- ^ ОСЛК 27021776
- ^ OCLC 478347633 и ОСЛК 840566914
Источники
[ редактировать ]- Джейкобс, Артур (1984). Артур Салливан: викторианский музыкант . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-315443-8 .
- Рид, WH (1943). Элгар . Лондон: Дент. OCLC 8858707 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись увертюры , Jay Records (1993), дирижёр Джон Прайс-Джонс.
- MIDI-файл увертюры в архиве G&S.
- Overture di Ballo : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур