Теория множественного интеллекта
Теория множественного интеллекта (МИ) предлагает дифференцировать человеческий интеллект на конкретные виды интеллекта, а не определять интеллект как единую общую способность . [1] Теорию критиковали за отсутствие эмпирических доказательств , ее зависимость от субъективных суждений и ее общий ненаучный характер, и ее называли «нейромифом». [2] [3]
Критерии разделения
[ редактировать ]Начиная с конца 1970-х годов, используя прагматическое определение, Говард Гарднер исследовал несколько дисциплин и культур по всему миру, чтобы определить навыки и способности, необходимые для человеческого развития и построения культуры. Он подверг способности кандидатов оценке, используя восемь критериев, которые должны быть в значительной степени соблюдены, чтобы гарантировать их идентификацию как интеллект . Более того, интеллект должен быть относительно автономен друг от друга и состоять из подмножеств навыков, которые сильно коррелируют и последовательно организованы.
В 1983 году область когнитивной нейробиологии находилась в зачаточном состоянии, но Гарднер был одним из первых теоретиков психологии, описавших прямые связи между системами мозга и интеллектом. Точно так же область образовательной нейробиологии еще не была задумана. С момента публикации книги «Рамки разума» (1983 г.) термины «когнитивная наука» и «когнитивная нейробиология» стали стандартными в этой области с обширными библиотеками научных статей и учебников. [1] Таким образом, крайне важно изучить данные нейробиологии в отношении достоверности ИМ.
Гарднер определил интеллект как « биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, имеющих ценность в данной культуре». [1]
Это определение уникально по нескольким причинам, которые объясняют широкую привлекательность теории МИ для преподавателей, а также ее неприятие ведущими психологами, которые придерживаются традиционной концепции интеллекта как абстрактной, логической способности. [4] Фундаментальным элементом каждого интеллекта является система четко определенных уровней навыков, сложности и достижений. Одной из моделей, которая соответствует структуре МИ, является Таксономия Блума , в которой каждый интеллект может быть разграничен по разным уровням, от базовых знаний до самых высоких уровней анализа / синтеза. [5] [6]
МИ также уникален, поскольку он дает полную оценку влияния и взаимодействия – через системы символов – между познанием человека и его конкретной культурой. Как утверждает Гарднер,
Множественный интеллект начинается как набор незадействованных нейробиологических потенциалов. Они кристаллизуются и мобилизуются благодаря общению, происходящему между людьми, и особенно системам смыслообразования, уже существующим в данной культуре. [7]
В отличие от традиционной практики, начавшейся в XIX веке, [8] Теория МИ не построена на статистическом анализе данных психометрических тестов в поисках факторов, влияющих на академическую успеваемость. Вместо этого Гарднер использует междисциплинарную, межкультурную методологию для оценки того, какие человеческие способности вписываются в комплексную модель интеллекта. Восемь критериев, учитывающих достижения нейробиологии и влияние культурных факторов, используются для квалификации способности как интеллекта. Эти критерии взяты из более обширной базы данных, чем та, которая была приемлема и доступна исследователям в конце 19 и 20 веков. Доказательства собираются из различных дисциплин, включая психологию, неврологию, биологию, социологию и антропологию, а также искусство и гуманитарные науки. Если кандидат на факультет достаточно хорошо соответствует этому набору критериев, то он может квалифицироваться как интеллектуальный. Если этого не происходит, то его откладывают в сторону или переосмысливают. [9]
Критерии каждого типа интеллекта
[ редактировать ]Восемь критериев можно сгруппировать в четыре общие категории:
- биология ( неврология и эволюция)
- анализ (основные операции и системы символов)
- психология (развитие навыков, индивидуальные различия)
- психометрия (психологические эксперименты и проверка доказательств)
Кратко описываются следующие критерии:
- потенциальная изоляция мозга в результате повреждения головного мозга
- место в эволюционной истории
- наличие основной деятельности
- восприимчивость к кодированию (символическому выражению)
- выраженный прогресс развития
- существование учёных , вундеркиндов и других исключительных людей
- поддержка со стороны экспериментальной психологии
- поддержка психометрических результатов
Этот научный метод напоминает процесс, используемый астрономами для определения того, какие небесные тела классифицировать как планеты, а какие — как карликовые планеты , звезды, кометы и т. д.
Формы интеллекта
[ редактировать ]В книге «Рамки разума» и ее продолжениях описывает восемь видов интеллекта , Говард Гарднер которые могут быть выражены в повседневной жизни различными способами, называемыми областями, навыками, компетенциями или талантами. [10] Каждый интеллект состоит из сложных наборов навыков и способностей, которые тесно коррелируют внутри каждого интеллекта и, как можно показать, имеют общие церебральные системы. [11] Как и при описании многослойного торта, сложность зависит от того, как вы его нарежете. Одна модель объединяет восемь видов интеллекта с триархической теорией Штернберга , поэтому каждый интеллект активно выражается тремя способами: (1) творческим, (2) академическим/аналитическим и (3) практическим мышлением. [12] [13] В этой аналогии каждый из восьми коржей разделен на три сегмента с разными выражениями, имеющих общее центральное ядро. Следующие краткие описания подчеркивают основные когнитивные компоненты, описанные Гарднером и Ширером. [14] . Описываются образцовые профессии и роли взрослых, требующие особого интеллекта, а также их основные навыки и потенциальные недостатки. Для каждого из восьми видов интеллекта также предоставлено несколько ссылок на образцовые нейробиологические исследования. Более того, некоторые предполагают, что «интеллект» относится к талантам, личности или способностям, а не к отдельной форме интеллекта. [15]
Два вида интеллекта, которые больше всего связаны с традиционным IQ или общим интеллектом, — это лингвистический и логико-математический интеллект. Некоторые модели интеллекта и тесты также включают визуально-пространственный интеллект в качестве третьего элемента.
Мюзикл
[ редактировать ]Эта область интеллекта включает в себя чувствительность к звукам, ритмам, высоте и тонам музыки. Люди с музыкальным интеллектом обычно могут петь, играть на музыкальных инструментах или сочинять музыку. Они обладают высокой чувствительностью к высоте звука, размеру, мелодии и тембру. [16] Музыкальный интеллект включает в себя когнитивные элементы, которые способствуют успеху человека и качеству жизни. Между музыкой и эмоциями существует тесная связь, о чем свидетельствуют как сфера популярной, так и классической музыки. Нейробиологи продолжают исследовать взаимодействие музыки и когнитивных функций. [17] Музыка глубоко укоренена в истории эволюции человека ( костяная флейта палеолита ) и культуре (у каждой страны на Земле есть национальный гимн). [ нужна ссылка ] ) и нашей личной жизни (все важные жизненные события связаны с определенными видами музыки (например, день рождения, свадебные песни, погребальные панихиды и т. д.).
Дефицит музыкальной обработки и способностей включает врожденную амузию, глухоту, музыкальные галлюцинации, музыкальную ангедонию, приобретенную музыкальную агнозию и аритмию (глухоту).
Профессии, требующие существенных музыкальных навыков, включают вокалиста, инструменталиста, автора текстов, танцора, звукорежиссера и композитора. Музыкальный интеллект сочетается с кинестетическим для воспитания инструменталистов, танцоров, а в сочетании с лингвистическим интеллектом — для музыкальных критиков и авторов текстов. Музыка в сочетании с межличностным интеллектом необходима для успеха в качестве музыкального терапевта или учителя.
Визуально-пространственный
[ редактировать ]Эта область связана с пространственным осознанием/суждением и способностью визуализировать мысленным взором. [16] Он состоит из двух основных измерений: А) мысленная визуализация и Б) восприятие физического мира (пространственных устройств и объектов). Он включает в себя как практическое решение проблем, так и художественное творчество. Пространственные способности — один из трех факторов, стоящих ниже g (общего интеллекта) в иерархической модели интеллекта. [18] Многие тесты IQ включают оценку навыков решения пространственных задач, например, конструирования блоков и мысленного вращения объектов. [19]
Визуально-пространственный интеллект может выражаться как практическими (например, черчение и строительство), так и художественными (например, изобразительное искусство, поделки, цветочные композиции) способами. Или их можно объединить в таких областях, как архитектура, промышленный дизайн, ландшафтный дизайн и дизайн одежды. Визуально-пространственная обработка часто сочетается с кинестетическим интеллектом и называется зрительно-моторной или зрительно-моторной интеграцией для таких задач, как игра в бейсбол (см. пример Кинестетика Бэйба Рута), шитье, гольф или катание на лыжах.
Профессии, в которых особое внимание уделяется навыкам визуально-пространственной обработки, включают столярное дело, инженерное дело, дизайнеров, пилотов, пожарных, хирургов, представителей коммерческого и изобразительного искусства и ремесел. Для успеха в качестве искусствоведа или графического дизайнера учебников необходим пространственный интеллект в сочетании с лингвистическим. Пространственные художественные навыки в сочетании с чувствительностью натуралиста позволяют стать грумером для домашних животных или дизайнером одежды, костюмером.
лингвистический
[ редактировать ]Основная языковая способность – это чувствительность к словам и их значениям. Люди с высоким вербально-лингвистическим интеллектом демонстрируют способность к выразительной речи и вербальному пониманию. Они, как правило, хорошо умеют читать, писать, рассказывать истории, риторику и запоминать слова вместе с датами. [16] Вербальные способности — одна из наиболее перегруженных способностей. [20] Лингвистический (академический аспект) интеллект измеряется с помощью вербального IQ в WAIS-IV.
Дефицит языковых способностей включает экспрессивную и рецептивную афазию, аграфию, специфические речевые нарушения, расстройства письменной речи и дефицит распознавания слов (дислексию).
Согласно триархической теории, лингвистические способности могут быть выражены тремя основными способами: аналитически-академическим (чтение, письмо, определения); Практические (устные или письменные указания, пояснения, повествование); и творческий (рассказывание историй, поэзия, тексты песен, творческая игра слов, научная фантастика).
Профессии, требующие языковых навыков, включают преподавание, продажи, менеджмент, консультантов, лидеров, специалистов по уходу за детьми, журналистов, ученых и политиков (дискуссии и поддержку определенных наборов ценностей). Лингвистический интеллект сочетается со всеми другими видами интеллекта, облегчая общение посредством устной или письменной речи. Он часто тесно связан с межличностным интеллектом, облегчая социальное взаимодействие в сфере образования, бизнеса и человеческих отношений. Успешные спортивные тренеры сочетают в себе три интеллекта: кинестетический, межличностный и лингвистический. Корпоративным менеджерам необходимы навыки межличностного общения, лингвистический и логико-математический интеллект.
Логико-математический
[ редактировать ]Эта область связана с логикой , абстракциями, рассуждениями, расчетами, стратегическим и критическим мышлением. [16] Этот интеллект включает в себя способность понимать основные принципы некоторой причинной системы. [21] Логическое мышление тесно связано с подвижным интеллектом , а также с общим интеллектом ( g фактор ) . [22] Эта способность чаще всего связана с конвергентным решением проблем, но она также включает дивергентное мышление, связанное с «поиском проблем».
Этот интеллект наиболее тесно связан с теорией когнитивного развития, описанной Жаном Пиаже (1983 ) . Четыре основных типа логико-математического интеллекта включают логические рассуждения, расчеты, практическое мышление (здравый смысл) и открытия.
К нарушениям логико-математического мышления относятся акалькулия, дискалькулия, легкие когнитивные нарушения, деменция и умственная отсталость.
Некоторые критики считают, что логическая и математическая области должны быть отдельными объектами. Однако Гарднер утверждает, что они оба происходят из одного и того же источника — абстракций, взятых из элементов реального мира — например, логика из слов и расчеты из манипуляций с объектами. Это мало чем отличается от взаимоотношений между музыкальным интеллектом и вокальными или инструментальными навыками, где они представляют собой совершенно разные выражения, возникающие из общего музыкального источника.
Профессии, наиболее тесно связанные с этим интеллектом, включают бухгалтерский учет, банковское дело, финансы, инженерное дело и естественные науки. Логико-математические навыки в сочетании со всеми другими способностями интеллекта способствуют решению и созданию сложных проблем, например, экологическая инженерия и ученые (натуралист); симфонии (музыка); общественные скульптуры (визуально-пространственные) и хореография/анализ движения (кинестетичный).
Телесно-кинестетический
[ редактировать ]Основными элементами телесно -кинестетического интеллекта являются контроль над движениями тела и контроль мелкой моторики, позволяющий умело обращаться с объектами. [16] Гарднер уточняет, что это также включает в себя чувство времени, четкое понимание цели физического действия, а также способность тренировать реакцию. Кинестетические способности могут проявляться в целенаправленной деятельности (легкая атлетика, рукоделие и т. д.), а также в более выразительных движениях (драма, танец, мимика и жесты). Выразительные движения могут быть как для понятий, так и для чувств. Например, приветствие, рукопожатие или выражение лица могут передавать как идеи, так и эмоции. Двумя основными кинестетическими категориями являются грубая и мелкая моторика.
Дефицит кинестетических способностей описывается как расстройство проприоцепции, влияющее на осознание тела, координацию, баланс, ловкость и двигательный контроль.
Гарднер считает, что людям с высоким телесно-кинестетическим интеллектом подходят профессии: спортсмены, танцоры, музыканты, актеры, ремесленники, строители , техники и пожарные. Хотя эти карьеры можно продублировать с помощью виртуального моделирования, они не дадут реального физического обучения, необходимого для этого интеллекта. [23]
Часто люди с высоким физическим интеллектом в сочетании с остротой зрения обладают отличной зрительно-моторной координацией и очень подвижны; они точны и аккуратны в движениях (хирурги) и могут выражать себя с помощью своего тела (актеры и танцоры). Гарднер упомянул идею природных способностей и врожденного кинестетического интеллекта при обсуждении автобиографической истории Бэйба Рута – легендарного бейсболиста, который в 15 лет почувствовал, что он «родился» на насыпи питчера. Наблюдение за поданным мячом и координация удара по тарелке требует высокоразвитой зрительно-моторной интеграции. Каждый вид спорта требует своей особой комбинации определенных навыков, связанных с кинестетическим и зрительно-пространственным интеллектом.
Физические способности
[ редактировать ]Физический интеллект, также известный как телесно-кинестетический интеллект, — это любой интеллект, полученный в результате физического и практического обучения, такого как спорт, танцы или мастерство. Это может относиться к способности использовать руки для создания, выражения себя с помощью своего тела, к опоре на тактильные механизмы и движения, а также к точности управления движением тела. Человек с высоким физическим интеллектом — это тот, кто умеет использовать свое физическое тело для решения проблем и выражения идей и эмоций. [24] Способность контролировать физическое тело и связь между разумом и телом является частью гораздо более широкого диапазона человеческого потенциала, изложенного в Говарда Гарднера . теории множественного интеллекта [25]
Характеристики
[ редактировать ]Проявление хорошо развитого телесно-кинестетического интеллекта будет отражаться на движениях человека и на том, как он использует свое физическое тело. Часто люди с высоким физическим интеллектом обладают отличной зрительно-моторной координацией и очень подвижны; они точны и аккуратны в движениях и могут выражать себя с помощью своего тела. Гарднер упомянул идею природных способностей и врожденного физического интеллекта при обсуждении автобиографической истории Бэйба Рута – легендарного бейсболиста, который в 15 лет почувствовал, что «родился» на насыпи питчера. Люди с высоким телесно-кинестетическим или физическим интеллектом, вероятно, добьются успеха в физической карьере, включая спортсменов, танцоров, музыкантов, полицейских и солдат.
Межличностный
[ редактировать ]В теории МИ люди с высоким межличностным интеллектом характеризуются своей чувствительностью к настроениям, чувствам, темпераменту, мотивациям других людей, а также способностью сотрудничать или руководить группой. По словам Томаса Армстронга в книге « Насколько умны дети: множественный интеллект в классе» , «Межличностный интеллект часто ошибочно понимают как экстраверт или симпатию к другим людям». [26] Люди с высоким межличностным интеллектом эффективно общаются и легко сопереживают другим и могут быть как лидерами, так и последователями. Они часто наслаждаются дискуссиями и дебатами». Они проницательно понимают точки зрения других людей. Дэниел Гоулман основал свою концепцию эмоционального интеллекта частично на чувственных аспектах внутриличностного и межличностного интеллекта. [27] Навыки межличностного общения могут проявляться как в индивидуальном, так и в групповом взаимодействии.
Дефицит межличностного понимания описывается как эгоцентризм, нарциссизм, социопатология, синдром Аспергера и аутизм.
Гарднер считает, что карьера, подходящая людям с высоким межличностным интеллектом, включает в себя лидеров, политиков, менеджеров, учителей, священнослужителей, консультантов , социальных работников и продавцов . [28] Мать Тереза, Мартин Лютер Кинг и Линдон Джонсон упоминаются как исторические лидеры с исключительным межличностным интеллектом. Межличностное управление в сочетании с внутриличностным управлением необходимы успешным лидерам, психологам, лайф-коучам и переговорщикам по конфликтам. И очевидно, что командные виды спорта требуют особых комбинаций межличностного и кинестетического интеллекта, в то время как индивидуальные виды спорта подчеркивают кинестетический и внутриличностный интеллект (например, Тайгер Вудс и гимнасты).
Теоретически люди с высоким межличностным интеллектом характеризуются своей чувствительностью к настроениям, чувствам, темпераменту, мотивациям других людей, а также способностью сотрудничать, чтобы работать в группе. По словам Гарднера в книге « Как дети умны: множественный интеллект в классе» : «Меж- и внутриличностный интеллект часто ошибочно воспринимают как экстравертированность или симпатию к другим людям». [29] «Люди с высоким межличностным интеллектом эффективно общаются и легко сопереживают другим, могут быть как лидерами, так и последователями. Они часто любят дискуссии и дебаты». Гарднер приравнял это к эмоциональному интеллекту Гоулмана.
Гарднер считает, что людям с высоким межличностным интеллектом подходят профессии продавцов , политиков, менеджеров, учителей, лекторов, консультантов и социальных работников. [30]
Внутриличностный
[ редактировать ]Это относится к глубокому и точному пониманию себя; каковы его сильные и слабые стороны, что делает его уникальным, способность предсказывать и управлять своими реакциями, эмоциями и поведением. Действия, связанные с этим интеллектом, включают самоанализ и саморефлексию. Внутриличностные навыки можно разделить как минимум на четыре области: метапознание, осознание мыслей, управление чувствами и эмоциями, поведение, самоуправление, принятие решений и суждение.
Дефицит внутриличностного понимания описывается как анозогнозия, деперсонализация, диссоциация и самодисрегуляция (СДВГ).
Руководителям и людям профессий с высоким уровнем стресса необходимы хорошо развитые внутриличностные навыки, например, пилотам, полицейским и пожарным, предпринимателям, менеджерам среднего звена, службам быстрого реагирования и поставщикам медицинских услуг. Ганди, Иисус, Мартин Лютер Кинг — все они известны своим сильным самосознанием. Дефицит внутриличностного понимания может быть связан с СДВГ, злоупотреблением психоактивными веществами и эмоциональными расстройствами (кризис среднего возраста и т. д.).
Внутриличностный интеллект можно соотносить с такими понятиями, как уверенность в себе, самоанализ и самоэффективность, но его не следует путать со стилями/предпочтениями личности, такими как нарциссизм, чувство собственного достоинства, интроверсия или застенчивость. Высокие результаты во многих ответственных профессиях и должностях требуют исключительного внутриличностного интеллекта: спортсмены-олимпийцы, профессиональные игроки в гольф, артисты сцены, руководители, кризисные менеджеры.
Натуралистический
[ редактировать ]не входящий в первоначальные семь Гарднера, был предложен им в 1995 году . Натуралистический интеллект , способность легко распознавать флору и фауну, проводить другие важные различия в мире природы и продуктивно использовать эту способность (в охоте, в сельском хозяйстве, в биологических науках) — это проявление важного интеллекта, который не адекватно отражен в современном мире. список." [31] Эта область связана с воспитанием и связью информации с окружающей средой. [16] Примеры включают классификацию природных форм, таких как виды животных и растений, а также горные породы и типы гор. Основные когнитивные навыки включают распознавание образов, таксономию и сочувствие к живым существам. Синдром дефицита природы описывает недавнюю гипотезу о том, что на психическое здоровье отрицательно влияет недостаток внимания и понимания природы, например, синдром дефицита природы. Эта способность явно имела ценность в нашем эволюционном прошлом, когда мы были охотниками, собирателями и земледельцами; он по-прежнему занимает центральное место в таких ролях, как ботаник или шеф-повар. [21]
Такая экологическая восприимчивость глубоко укоренена в «чутком, этическом и целостном понимании» мира и его сложностей, включая роль человечества в большой экосфере. [32]
Эта способность явно имела ценность в нашем эволюционном прошлом, когда мы были охотниками, собирателями и фермерами, и она продолжает играть центральную роль в таких должностях, как ботаники , повара, специалисты по уходу за животными, ветеринары, ученые-экологи и ботаники.
Предлагаемые дополнительные сведения
[ редактировать ]С самого начала Говард Гарднер заявлял, что может существовать больше видов интеллекта, помимо первоначальных шести, выявленных в 1983 году. Именно поэтому в список в 1999 году был добавлен натуралист. Некоторые другие человеческие способности были отвергнуты, поскольку они не соответствуют достаточным критериям, включая личностные характеристики, такие как юмор, сексуальность и экстраверсия.
Экзистенциальное мышление
[ редактировать ]Гарднер в своей книге 1999 года отказался включать духовный интеллект, но предположил, что «экзистенциальный» интеллект может быть полезной конструкцией, которую могут прояснить дальнейшие исследования. Гипотеза экзистенциального интеллекта была дополнительно изучена исследователями образования. [33] В настоящее время недостаточно доказательств, подтверждающих включение его в список подтвержденных видов интеллекта, и вместо этого можно предположить, что его лучше назвать «экзистенциальным мышлением». Конечно, это ценная форма человеческого мышления, но есть две конкретные проблемы с ее идентификацией как уникального интеллекта. Во-первых, недостаточно доказательств того, что он обрабатывается целостной нервной системой. Во-вторых, не существует практического метода определения уровней навыков и способностей к экзистенциальному мышлению и действию (цитата будет опубликована позже).
Педагогический и цифровой
[ редактировать ]В январе 2016 года Гарднер упомянул в интервью Big Think , что рассматривает возможность добавления педагогически-педагогического интеллекта, «который позволяет нам успешно обучать других людей». [34] В том же интервью он явно отказался от некоторых других предполагаемых качеств, таких как юмор, кулинария и сексуальный интеллект. [34] Профессор Нэн Б. Адамс утверждает, что, согласно определению Гарднера множественного интеллекта, цифровой интеллект – мета-интеллект, состоящий из многих других идентифицированных видов интеллекта и возникший в результате взаимодействия человека с цифровыми компьютерами, – теперь существует. [35]
Использование в образовании
[ редактировать ]В своей «Теории множественного интеллекта » Гарднер заявил, что наша «образовательная система в значительной степени склонна к лингвистическим способам пересечения и оценки и, в несколько меньшей степени, к способам логических величин». Его работа продолжила формировать образовательную педагогику и влиять на соответствующую политику и законодательство во всем мире; с особым упором на то, как учителя должны оценивать успеваемость учащихся, чтобы установить наиболее эффективные методы обучения для каждого учащегося. Исследования Гарднера в области обучения телесно-кинестетическому интеллекту привели к использованию действий, требующих физических движений и усилий, при этом учащиеся демонстрируют высокий уровень физического интеллекта, что дает пользу от «обучения через движение» в классной комнате. [36]
Хотя различие между интеллектом было изложено очень подробно, Гарднер выступает против идеи относить учащихся к определенному интеллекту. Гарднер утверждает, что его теория должна «расширять возможности учащихся», а не ограничивать их одним способом обучения. [37] По словам Гарднера, интеллект — это «биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, имеющих ценность в данной культуре». [38] Согласно исследованию 2006 года, каждая из областей, предложенных Гарднером, включает в себя сочетание общего g фактора , когнитивных способностей, отличных от g , и, в некоторых случаях, некогнитивных способностей или характеристик личности. [39]
Гарднер определяет интеллект как «биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, имеющих ценность в данной культуре». [40] По мнению Гарднера, есть больше способов сделать это, чем просто логический и лингвистический интеллект. Гарднер считает, что целью школьного образования «должно быть развитие интеллекта и помощь людям в достижении профессиональных и любительских целей, которые соответствуют их конкретному спектру интеллекта. Люди, которым помогают в этом, [он] считает, чувствуют себя лучше». заинтересованный и компетентный и, следовательно, более склонный конструктивно служить обществу». [а]
Гарднер утверждает, что тесты IQ в основном ориентированы на логический и лингвистический интеллект. При успешной сдаче этих тестов шансы на поступление в престижный колледж или университет увеличиваются, что, в свою очередь, способствует созданию полезных членов общества. [41] Хотя многие студенты хорошо функционируют в этой среде, есть и те, кто этого не делает. Теория Гарднера утверждает, что учащимся будет лучше, если использовать более широкое видение образования, при котором учителя используют различные методологии, упражнения и мероприятия, чтобы охватить всех учащихся, а не только тех, кто преуспевает в лингвистическом и логическом интеллекте. Это ставит перед преподавателями задачу найти «способы, которые помогут этому ученику изучить эту тему». [42]
Джеймса Трауба В статье в The New Republic отмечается, что система Гарднера не была принята большинством ученых в области разведки и преподавания. [43] Гарднер заявляет, что «хотя теория множественного интеллекта согласуется со многими эмпирическими данными, она не подвергалась серьезным экспериментальным проверкам... В сфере образования применение теории в настоящее время исследуется во многих проектах. Наши догадки будут иметь значение. будет многократно пересматриваться в свете реального опыта работы в классе». [44]
Джером Брунер согласился с Гарднером в том, что интеллект был «полезной выдумкой», и далее заявил, что «его подход настолько выходит за рамки обработки данных мысленными тестировщиками, что заслуживает одобрения». [45]
Джордж Миллер , выдающийся когнитивный психолог, написал в The New York Times Book Review , что аргумент Гарднера состоял из «догадок и мнений», а Чарльз Мюррей и Ричард Дж. Хернстайн в «Колоколообразной кривой» (1994) назвали теорию Гарднера «уникально лишенной психометрических или другие количественные доказательства». [46]
Несмотря на отсутствие общего признания в психологическом сообществе, теория Гарднера была принята многими школами, где ее часто путают со стилями обучения . [47] и о его применении в образовании написаны сотни книг. [48] Некоторые из применений теории Гарднера были описаны как «упрощенные», а сам Гарднер заявил, что его «беспокоит» то, как его теория используется в школах. [49] Гарднер отрицает, что множественный интеллект является стилем обучения, и соглашается, что идея стилей обучения бессвязна и не имеет эмпирических доказательств. [50] Гарднер резюмирует свой подход тремя рекомендациями для преподавателей: индивидуализировать стиль преподавания (чтобы подобрать наиболее эффективный метод для каждого ученика), плюрализировать преподавание (преподавать важные материалы несколькими способами) и избегать термина «стили», поскольку он сбивает с толку. [50]
Критика
[ редактировать ]Гарднер утверждает, что существует широкий спектр когнитивных способностей , но между ними существуют лишь очень слабые корреляции. Например, теория постулирует, что ребенок, который легко учится умножать, не обязательно будет более умным, чем ребенок, у которого это задание вызывает больше трудностей. Ребенок, которому требуется больше времени для освоения умножения, может лучше всего научиться умножению, используя другой подход, может преуспеть в какой-либо области, помимо математики, или может смотреть и понимать процесс умножения на фундаментально более глубоком уровне.
Тесты интеллекта и психометрия обычно обнаруживают высокие корреляции между различными аспектами интеллекта, а не низкие корреляции, которые предсказывает теория Гарднера, что подтверждает преобладающую теорию общего интеллекта, а не множественного интеллекта (МИ). [51] Теория подверглась критике со стороны господствующей психологии за отсутствие эмпирических доказательств и зависимость от субъективных суждений. [2] и это было признано ненаучным. [3]
Определение интеллекта
[ редактировать ]Основная критика теории заключается в том, что она носит ad hoc характер : Гарднер не расширяет определение слова «интеллект», а, скорее, отрицает существование интеллекта в его традиционном понимании и вместо этого использует слово «интеллект» там, где другие люди традиционно используются такие слова, как «способности» и « способности ». Эта практика подверглась критике со стороны Роберта Дж. Штернберга . [52] [53] Майкл Айзенк , [54] и Сандра Скарр . [55] Уайт (2006) указывает, что выбор и применение Гарднером критериев его «интеллекта» являются субъективными и произвольными и что другой исследователь, вероятно, придумал бы другие критерии. [56]
Защитники теории МИ утверждают, что традиционное определение интеллекта слишком узкое, и поэтому более широкое определение более точно отражает различия в способах мышления и обучения людей. [57]
Некоторая критика возникает из-за того, что Гарднер не представил тест своего множественного интеллекта. Первоначально он определил это как способность решать проблемы, имеющие ценность по крайней мере в одной культуре, или как что-то, что интересует студента. Затем он добавил оговорку , что у него нет четкого определения, и его классификация является скорее художественным суждением. чем факт:
В конечном счете, конечно, было бы желательно иметь такой алгоритм отбора интеллекта, чтобы любой подготовленный исследователь мог определить, соответствует ли интеллект кандидата соответствующим критериям. Однако в настоящее время приходится признать, что отбор (или отбраковка) интеллекта кандидата больше напоминает художественное суждение, чем научную оценку. [58]
Обычно интеллектом называют лингвистические и логико-математические способности, а художественные, музыкальные, спортивные и т. д. — нет. Гарднер утверждает, что это приводит к ненужному превознесению первого. Некоторые критики настороженно относятся к такому расширению определения, заявляя, что оно игнорирует «коннотацию интеллекта... [который] всегда подразумевал тот тип навыков мышления, который делает человека успешным в школе». [59]
Гарднер пишет: «Я не согласен с необоснованным предположением, что некоторые человеческие способности можно произвольно отнести к интеллекту, а другие — нет». [60] Критики считают, что, учитывая это утверждение, любой интерес или способность можно переопределить как «интеллект». Таким образом, изучение интеллекта становится затруднительным, поскольку он растворяется в более широком понятии способностей или таланта. Добавление Гарднером натуралистического интеллекта и концепций экзистенциального и морального интеллекта рассматривается как плод этого распространения. Защитники теории МИ утверждают, что это просто признание широкого спектра врожденных умственных способностей и что такой исчерпывающий диапазон по своей природе не поддается одномерной классификации, такой как показатель IQ .
Теория и определения подверглись критике со стороны Перри Д. Кляйна как настолько неясные, что стали тавтологичными и, следовательно, нефальсифицируемыми . Наличие высоких музыкальных способностей означает, что вы хорошо разбираетесь в музыке, и в то же время хорошие музыкальные способности объясняются наличием высоких музыкальных способностей. [61]
Анри Валлон утверждает, что «мы не можем отличить разведку от ее операций». [62] Ив Рише выделяет 10 естественных режимов работы ( Modes Opératoires Naturels – MoON ). [63] Исследования Ричеса основаны на разрыве между китайской мыслью и западной мыслью. В Китае не существует понятия «бытие» (самость) и понятия «интеллект». [ нужны разъяснения ] Утверждается, что это греко-римские изобретения, заимствованные у Платона. Вместо интеллекта в китайском языке говорится о «режимах работы», поэтому Ив Рише говорит не об «интеллекте», а о «естественных режимах работы» ( MoON ).
Неопиажеианская критика
[ редактировать ]Андреас Деметриу предполагает, что теории, которые переоценивают автономию доменов, столь же упрощены, как и теории, которые переоценивают роль общего интеллекта и игнорируют домены. Он согласен с Гарднером в том, что действительно существуют области интеллекта, которые в значительной степени автономны друг от друга. [64] Некоторые из областей, такие как вербальный, пространственный, математический и социальный интеллект, идентифицируются большинством направлений исследований в области психологии. В теории Деметриу, одной из неопиаже теорий когнитивного развития , Гарднера критикуют за недооценку влияния, оказываемого на различные области интеллекта различными подпроцессами, определяющими общую эффективность обработки, такими как скорость обработки , исполнительные функции , рабочая память. и метакогнитивные процессы, лежащие в основе самосознания и саморегуляции . Все эти процессы являются неотъемлемыми компонентами общего интеллекта, регулирующими функционирование и развитие различных областей интеллекта. [65]
Области в значительной степени являются выражением состояния общих процессов и могут различаться из-за своих конституциональных различий, а также различий в индивидуальных предпочтениях и склонностях. Их функционирование как канализирует, так и влияет на ход общих процессов. [66] [67] Таким образом, невозможно удовлетворительно определить интеллект человека или разработать эффективные программы вмешательства, если не оценены как общие процессы, так и области интересов. [68] [69]
Адаптация человека к различным средам
[ редактировать ]Предпосылка гипотезы множественного интеллекта, согласно которой человеческий интеллект представляет собой совокупность специальных способностей, подверглась критике за неспособность объяснить адаптацию человека к большинству, если не ко всем, средам в мире. В этом контексте люди противопоставляются общественным насекомым , которые действительно обладают распределенным «интеллектом» специалистов, и такие насекомые могут распространяться в климат, напоминающий климат их происхождения, но одни и те же виды никогда не адаптируются к широкому диапазону климатов от тропического до умеренного. строят разные типы гнезд и узнают, что съедобно, а что ядовито. Хотя некоторые из них, такие как муравьи-листорезы, выращивают грибы на листьях, они не выращивают разные виды в разных средах с использованием разных методов ведения сельского хозяйства, как это делает человеческое сельское хозяйство. Поэтому утверждается, что человеческая адаптивность проистекает из общей способности фальсифицировать гипотезы и делать более точные прогнозы и впоследствии адаптировать поведение, а не из набора специализированных способностей, которые будут работать только в определенных условиях окружающей среды. [70] [71]
IQ-тесты
[ редактировать ]Гарднер утверждает, что тесты IQ измеряют только лингвистические и логико-математические способности. Он утверждает, что важно проводить «справедливую разведывательную» оценку. В то время как традиционные экзамены по бумаге и ручке отдают предпочтение лингвистическим и логическим навыкам, существует потребность в мерах, обеспечивающих справедливый уровень интеллекта, которые учитывают различные модальности мышления и обучения, которые уникальным образом определяют каждый уровень интеллекта. [16]
Психолог Алан С. Кауфман отмечает, что тесты IQ измеряют пространственные способности на протяжении 70 лет. [72] Современные тесты IQ находятся под сильным влиянием теории Кеттелла-Хорна-Кэрролла , которая включает в себя общий интеллект, а также множество более узких способностей. Хотя тесты IQ действительно дают общий балл IQ, теперь они также дают оценки для многих более узких способностей. [72]
Отсутствие эмпирических данных
[ редактировать ]Многие из «интеллектов» Гарднера коррелируют с g фактором , что подтверждает идею единого доминирующего типа интеллекта. Каждая из областей, предложенных Гарднером, включала в себя сочетание g , когнитивных способностей, отличных от g , и, в некоторых случаях, некогнитивных способностей или личностных характеристик. [39]
Исследовательский фонд Джонсона О'Коннора протестировал сотни тысяч людей. [73] определить их «способности» («интеллект»), такие как ловкость рук, музыкальные способности, пространственная визуализация и память на числа. [74] Существует корреляция этих способностей с g фактором , но не все они сильно коррелируют; корреляция между g фактором и «индуктивной скоростью» («быстротой видения связей между отдельными фактами, идеями или наблюдениями») составляет всего 0,5, [75] считается умеренной корреляцией. [76]
Линда Готфредсон (2006) утверждала, что тысячи исследований подтверждают важность коэффициента интеллекта (IQ) для прогнозирования успеваемости в школе и на работе, а также многих других жизненных результатов. Напротив, эмпирическая поддержка не- g -интеллекта либо отсутствует, либо очень скудна. Она утверждала, что, несмотря на это, идеи множественного не -g интеллекта очень привлекательны для многих из-за предположения, что каждый может быть в некотором роде умным. [77]
Критический обзор теории ИМ утверждает, что эмпирических доказательств в ее поддержку мало:
На сегодняшний день не было опубликованных исследований, подтверждающих обоснованность множественного интеллекта. В 1994 году Штернберг сообщил об отсутствии эмпирических исследований. В 2000 году Алликс сообщил, что не обнаружил никаких эмпирических исследований, подтверждающих теорию ИМ, и тогда Гарднер и Коннелл признали, что существует «мало веских доказательств теории ИМ» (2000, стр. 292). [ нужна ссылка ] В 2004 году Штернберг и Григеренко заявили, что не было исследований, подтверждающих множественный интеллект, а в 2004 году Гарднер заявил, что он был бы «рад, если бы появились такие доказательства». [78] и признал, что «у теории МИ мало энтузиастов среди психометристов или других людей с традиционным психологическим образованием», потому что они требуют «психометрических или экспериментальных доказательств, которые позволяют доказать существование нескольких видов интеллекта». [78] [79]
В том же обзоре представлены доказательства того, что исследования когнитивной нейробиологии не подтверждают теорию множественного интеллекта:
...человеческий мозг вряд ли сможет функционировать с помощью множественного интеллекта Гарднера. Собрав вместе данные о взаимной корреляции поднавыков показателей IQ, данные об общем наборе генов, связанных с математикой, чтением и игрой, а также данные об общем и перекрывающемся вопросе «что это такое?» и «где это?» пути нейронной обработки, а также общие нейронные пути для языка, музыки, моторики и эмоций предполагают, что маловероятно, что каждый из интеллектов Гарднера мог действовать «через другой набор нейронных механизмов» (1999, стр. 99). Не менее важно то, что доказательства на вопрос «что это?» и «где это?» Пути обработки данных, две системы принятия решений Канемана и адаптированные когнитивные модули позволяют предположить, что эти когнитивные специализации мозга развились для решения очень специфических проблем в нашей среде. Поскольку Гарднер утверждал, что интеллект представляет собой врожденную потенциальность, связанную с общей областью содержания, в теории МИ отсутствует обоснование филогенетического возникновения интеллекта. [79]
См. также
[ редактировать ]- Чарльз Спирмен – английский психолог (1863–1945)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эта информация основана на неформальной беседе, состоявшейся по случаю 350-летия Гарвардского университета 5 сентября 1986 года. Harvard Education Review, Harvard Education Publishing Group, 1987, 57, 187–193.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гарднер, Ховард. Образ мышления: теория множественного интеллекта (1983), с. ооо.
- ^ Jump up to: а б Уотерхаус, Линн (2006). «Множественный интеллект, эффект Моцарта и эмоциональный интеллект: критический обзор» (PDF) . Педагогический психолог . 41 (4): 207–225. дои : 10.1207/s15326985ep4104_1 . S2CID 33806452 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 19 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Уотерхаус, Линн (27 августа 2023 г.). «Почему теория множественного интеллекта является нейромифом» . Границы в психологии . 14 . дои : 10.3389/fpsyg.2023.1217288 . ПМЦ 10493274 . ПМИД 37701872 .
- ^ Роберт Дж., Штернберг. Общий фактор интеллекта: насколько он общий? . Американская психологическая ассоциация. стр. 331–380.
- ^ «Таксономия образовательных целей Блума - Центр преподавания и обучения» . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ Ноубл, Т. (2004). Интеграция пересмотренной таксономии Блума с множественным интеллектом: инструмент планирования для дифференциации учебных программ . Отчет педагогического колледжа. стр. 193–211.
- ^ «Важная информация Говарда Гарднера об образовании 9780807769829 | Издательство педагогического колледжа» . www.tcpress.com . Проверено 8 июля 2024 г.
- ^ Харрис, Майкл Х. (1996). «Обзор колоколообразной кривой: интеллект и классовая структура в американской жизни» . Ежеквартальный журнал библиотеки: информация, сообщество, политика . 66 (1): 89–92. ISSN 0024-2519 .
- ^ Гарднер, Ховард (2011). Множественный интеллект: первые тридцать лет. Введение в «Структуры разума: теория множественного интеллекта» (3-е изд.).
- ^ Славин, Роберт. Педагогическая психология (2009) с. 117, ISBN 0-205-59200-7
- ^ Ширер, Брэнтон (2019). «Подробная нейробиологическая основа для множественного интеллекта: описание нейронных компонентов для конкретных единиц навыков в каждом интеллекте» . Международный журнал психологических исследований (3) – через ResearchGate.
- ^ Штернберг, Р.Дж. (1985). За пределами IQ: триархическая теория человеческого интеллекта . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Ву, Ву-Тянь (2004). «Множественный интеллект, реформа образования и успешная карьера» . Отчет педагогического колледжа: голос стипендий в образовании . 106 (1): 181–192. дои : 10.1111/j.1467-9620.2004.00327.x . ISSN 0161-4681 .
- ^ «МИДАС: Профессиональное руководство». MI Исследования и консалтинг .
- ^ «Множественный интеллект идет в школу: образовательные последствия теории множественного интеллекта» (PDF) . www.sfu.ca. 1989. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 10 января 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гарднер, Х.; Хэтч, Т. (1989). «Множественный интеллект ходит в школу: образовательные последствия теории множественного интеллекта» (PDF) . Исследователь образования . 18 (8): 4. дои : 10.3102/0013189X018008004 . S2CID 145224128 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Браун, Рэйчел М.; Заторре, Роберт Дж.; Пенхьюн, Вирджиния Б. (2015). «Экспертное музыкальное исполнение: когнитивные, нейронные основы и основы развития» . Прогресс в исследованиях мозга . 217 : 57–86. дои : 10.1016/bs.pbr.2014.11.021 . ISSN 1875-7855 . ПМИД 25725910 .
- ^ Альтус, Уильям Д. (1959). «Рецензии на книгу Дэвида Векслера: Измерение и оценка интеллекта взрослых. Четвертое издание. Балтимор: Уильям и Уилкинс, 1958. Стр. viii + 297» . Образовательные и психологические измерения . 19 (1): 120–122. дои : 10.1177/001316445901900115 . ISSN 0013-1644 .
- ^ Ньюкомб, Нора (1 января 2010 г.). «Раннее образование в области пространственного интеллекта: почему, что и как» . Разум, мозг и образование .
- ^ Векслер, Д. (1997). Шкала интеллекта взрослых Векслера III.
- ^ Jump up to: а б «Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера» . ПБС. Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 года . Проверено 9 декабря 2012 года .
- ^ Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521382755 .
- ^ Гарднер, Ховард (1984). «Гетероглоссия: глобальная перспектива». Междисциплинарный журнал теории постпедагогических исследований .
- ^ OpenLibrary.org. «Пятьдесят современных мыслителей об образовании | Открытая библиотека» . Открытая библиотека . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Гарднер, Ховард; Хэтч, Томас (1989). «Образовательные последствия теории множественного интеллекта». Исследователь образования . 18 (8): 4–10. дои : 10.3102/0013189x018008004 . ISSN 0013-189X . S2CID 145224128 .
- ^ Гарднер, Ховард (1995). Насколько дети умны: множественный интеллект в классе . ISBN 1-887943-03-Х .
- ^ Гарднер, Х. (2015). Преодоление пробелов: портал для любознательных умовPro Unlimited . (на 17 минуте). soundcloud.com
- ^ Гарднер, Ховард (2002). «Межличностное общение между несколькими субъектами: исследование избыточности». Экспериментальная психология .
- ^ Гарднер, Х. (1995). Насколько дети умны: множественный интеллект в классе — версия администраторов . ISBN 1-887943-03-X .
- ^ Гарднер, Ховард (2002). «Межличностное общение между несколькими субъектами: исследование избыточности». Экспериментальная психология .
- ^ Гарднер, Х. (1995). «Размышления о множественном интеллекте: мифы и сообщения» (PDF) . Пхи Дельта Каппан . 77 : 200–209. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Моррис, М. (2004). «Гл. 8. Восьмой: Натуралистический интеллект» . В Кинчело, Джо Л. (ред.). Переосмысление множественного интеллекта . Питер Лэнг. стр. 159– . ISBN 978-0-8204-7098-6 .
- ^ Аллен, Б; Ширер, Б. (2013). «Разработка шкалы экзистенциального мышления. Международный журнал трансперсональных исследований» . Журнал трансперсональных исследований . 31 (1).
- ^ Jump up to: а б Гарднер, Ховард. (2016). Интеллект не черно-белый: существует 8 разных видов. Большая вещь. приходить. видео . Проверка минут 5:00–5:55 и 8:16.
- ^ Адамс, Нэн Б. (2004). «Цифровой интеллект, поддерживаемый технологиями» . Журнал технологических исследований . 30 (2): 93–97. doi : 10.21061/jots.v30i2.a.5 – через ERIC.
- ^ Уайт, Джон Понсфорд. (1998). Складывается ли множественный интеллект Говарда Гарднера? . Лондонский университет; Институт образования. Лондон: Институт образования Лондонского университета. ISBN 0-85473-552-6 . ОСЛК 39659187 .
- ^ Маккензи, В. (2005). Множественный интеллект и обучающие технологии. ISTE (Международное общество технологического образования). ISBN 156484188X
- ^ Гарднер 1999 , с. 33-4
- ^ Jump up to: а б Виссер, Бет А.; Эштон, Майкл С.; Вернон, Филип А. (2006). «G и измерение множественного интеллекта: ответ Гарднеру» (PDF) . Интеллект . 34 (5): 507–510. дои : 10.1016/j.intell.2006.04.006 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2011 года.
- ^ Гарднер 1999 , стр. 33–34.
- ^ Гарднер 1993 , с. 6
- ^ Гарднер 1999 , с. 154
- ^ Трауб, Джеймс (1998). «Расстройство множественного интеллекта». Новая Республика . Том. 219, нет. 17. с. 20.
- ^ Гарднер 1993 , с. 33
- ^ Брунер, Джером. «Состояние ребенка» . Нью-Йоркское обозрение книг .
- ^ Эберштадт, Мэри (октябрь – ноябрь 1999 г.). «Школы, которых они заслуживают» (PDF) . Обзор политики . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Говард-Джонс 2010 , с. 23
- ^ Дэвис и др. 2011 , с. 486
- ^ Ревелл, Фил (31 мая 2005 г.). «Каждому свое» . Хранитель . Проверено 15 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Штраус, Валери (16 октября 2013 г.). «Говард Гарднер: «Множественный интеллект» — это не «стили обучения» » . Вашингтон Пост . Проверено 23 апреля 2023 г.
- ^ Гик, Джон (2008). «Нейромифология в образовании». Образовательные исследования . 50 (2): 123–133. дои : 10.1080/00131880802082518 . S2CID 18763506 .
- ^ Штернберг, Р.Дж. (зима 1983 г.). «Сколько желчи — это слишком много желчи? Обзор «Структуры разума: теория множественного интеллекта». Обзор современного образования . 2 (3): 215–224.
- ^ Штернберг, Р.Дж. (1991). «Смерть, налоги и плохие тесты на интеллект». Интеллект . 15 (3): 257–270. дои : 10.1016/0160-2896(91)90035-C .
- ^ Айзенк 1994 г.
- ^ Скарр, С. (1985). «Менталитет автора [Обзор менталитета: теория множественного интеллекта]». Новые идеи в психологии . 3 (1): 95–100. дои : 10.1016/0732-118X(85)90056-X .
- ^ Дэвис и др. 2011 , с. 489
- ^ Николова, К.; Танева-Шопова, С. (2007), Теория множественного интеллекта и образовательная практика , вып. 26, Ежегодная Ассесс Златаровского университета, стр. 105–109.
- ^ Гарднер 1983
- ^ Уиллингем, Дэниел Т. (2004). «Проверка фактов: переосмысление мышления» . Образование Далее : 19–24. PDF-копия
- ^ Гарднер, Ховард (1998). «Ответ на статью Перри Д. Кляйна «Умножение проблем интеллекта на восемь» ». Канадский журнал образования . 23 (1): 96–102. дои : 10.2307/1585968 . JSTOR 1585790 .
- ^ Кляйн, Перри Д. (1998). «Ответ Говарду Гарднеру: фальсифицируемость, эмпирические данные и педагогическая полезность в педагогической психологии». Канадский журнал образования . 23 (1): 103–112. дои : 10.2307/1585969 . JSTOR 1585969 .
- ^ Согласно формулировке Эмиля Жалле для Анри Валлона в «Принципах прикладной психологии» (Работа 1, издание L'Harmattan, 2015): «Мы не можем отличить интеллект от его операций»
- ^ Рише, Ив (2018). Выявление и развитие корпоративных талантов . Издательство Уайли.
- ^ Деметриу, А.; Спанудис, Г.; Муи, А. (2011). «Обучение развивающегося ума: к всеобъемлющей парадигме» . Обзор педагогической психологии . 23 (4): 601–663. дои : 10.1007/s10648-011-9178-3 .
- ^ Деметриу и Рафтопулос 2005 , с. 68
- ^ Деметриу, А.; Эфклидес, А.; Пласиду, М.; Кэмпбелл, Роберт Л. (1993). «Архитектура и динамика развивающегося разума: эмпирический структурализм как основа для объединения теорий когнитивного развития». Монографии Общества исследований детского развития . 58 (234): 1–205. дои : 10.2307/1166053 . JSTOR 1166053 . ПМИД 8232367 .
- ^ Деметриу А., Кристу К.; Спанудис, Г.; Плациду, М. (2002). «Развитие умственной обработки: эффективность, рабочая память и мышление». Монографии Общества исследований детского развития . 67 (268): i–viii, 1–155, обсуждение 156. doi : 10.1111/1540-5834.671174 . ПМИД 12360826 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Деметриу, А.; Кази, С. (2006). «Самосознание в g (с эффективностью обработки и рассуждением». Интеллект . 34 (3): 297–317. doi : 10.1016/j.intell.2005.10.002 .
- ^ Деметриу, Муйи и Спанудис, 2010 г.
- ^ Стивен Миттен, издание 2005 г. | «Творчество в эволюции человека и предыстории»
- ^ Рольф В. Фрелих, издание 2009 г. | «Эволюционный интеллект: анатомия человеческого выживания»
- ^ Jump up to: а б Кауфман 2009 г.
- ^ "О нас" . Исследовательский фонд Джонсона О'Коннора . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Тестирование и исследование способностей с 1922 года» . Исследовательский фонд Джонсона О'Коннора . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Хайер, Ричард (29 мая 2014 г.). «Серое вещество и факторы интеллекта: существует ли нейро-г?» . п. 4 . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ «Коэффициент корреляции: определение» . ДМ-Стат 1 Консалтинг . Проверено 7 мая 2019 г.
- ^ Готфредсон, Л.С. (2006). «Социальные последствия групповых различий в когнитивных способностях». Во Флорес-Мендоса, CE; Колом, Р. (ред.). Познакомить с психологией индивидуальных различий . Издательство АртМед. стр. 433–456. ISBN 978-8536314181 .
- ^ Jump up to: а б Гарднер 2004 , с. 214
- ^ Jump up to: а б Уотерхаус, Линн (осень 2006 г.). «Множественный интеллект, эффект Моцарта и эмоциональный интеллект: критический обзор». Педагогический психолог . 41 (4): 207–225. дои : 10.1207/s15326985ep4104_1 . S2CID 33806452 .
Библиография
[ редактировать ]- Дэвис, Кэти; Христодулу, Джоанна; Сейдер, Скотт; Гарднер, Ховард (2011), «Теория множественного интеллекта», Штернберг, Роберт Дж.; Кауфман, Барри (ред.), Кембриджский справочник по разведке , Cambridge University Press, стр. 485–503, ISBN. 978-0521518062
- Деметриу, Андреас; Рафтопулос, Атанассиос (2005), Изменения когнитивного развития: теории, модели и измерения , Cambridge University Press, ISBN 978-0521825795
- Деметриу, А.; Муи, А.; Спанудис, Г. (2010), «Развитие умственной обработки», в Овертоне, В.Ф. (редактор), «Справочник по развитию продолжительности жизни: познание, биология и методы» , John Wiley & Sons, стр. 36–55, ISBN 978-0-470-39011-5
- Айзенк, М.В., изд. (1994), Словарь когнитивной психологии Блэквелла , Blackwell Publishers, стр. 192–193 , ISBN 978-0631192572
- Гарднер, Ховард (1993), Множественный интеллект: теория на практике , Basic Books , ISBN 978-0465018222
- Гарднер, Ховард (1983), Образ мышления: теория множественного интеллекта , основные книги , ISBN 978-0133306149
- Гарднер, Ховард (1999), Переосмысление интеллекта: множественный интеллект для 21 века , Basic Books, ISBN 978-0-465-02611-1
- Гарднер, Х. (2004), Изменение мышления: искусство и наука изменения нашего собственного сознания и сознания других людей , Harvard Business School Press, ISBN 978-1422103296
- Гарднер, Ховард (2006), Множественный интеллект: новые горизонты в теории и практике , Основные книги , ISBN 978-0465047680
- Ховард-Джонс, Пол (2010), «Введение в нейрообразовательные исследования» , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0415472005
- Кауфман, Алан С. (2009), IQ Testing 101 , Springer Publishing Company, ISBN 978-0-8261-0629-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кавале, Кеннет А.; Форнесс, Стивен Р. (1987). «Содержание важнее стиля: оценка эффективности тестирования и обучения модальности». Исключительные дети . 54 (3): 228–39. дои : 10.1177/001440298705400305 . S2CID 143375102 .
- Кляйн, Перри, Д. (1997). «Умножение проблем интеллекта на восемь: критика теории Гарднера». Канадский журнал образования . 22 (4): 377–94. дои : 10.2307/1585790 . JSTOR 1585790 . S2CID 6560781 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Корнхабер, Минди (2004), Психометрическое превосходство? Проверьте факты
- Ломан, Д.Ф. (2001). «Подвижный интеллект, индуктивное мышление и рабочая память: где теория множественного интеллекта терпит неудачу» (PDF) . В Коланджело, Н.; Ассулин, С. (ред.). Развитие талантов IV: Материалы Национального исследовательского симпозиума Генри Б. и Джоселин Уоллес по развитию талантов 1998 года . Большой потенциал прессы. стр. 219–228. ISBN 978-0-910707-39-8 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Кинчело, Джо Л.; Нолан, Кэтлин; Проглер, Юсеф; Аппельбаум, Питер; Кэри, Ричард; Блюменталь-Джонс, Дональд С.; Моррис, Марла; Лемке, Джей Л.; Каннелла, Гейл С.; Вейл, Дэнни; Берри, Кэтлин С. (2004). Кинчело, Джо Л. (ред.). Переосмысление множественного интеллекта . Контрапункты т. 278. Питер Лэнг. ISBN 978-0-8204-7098-6 .
- Джых Ви Шью. «Джо Л. Кинчело (ред.) Переосмысление множественного интеллекта » (PDF) . Калифорнийский государственный университет, Фуллертон . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- Рише, Ив (2018). выявление и развитие корпоративных талантов . Издательство Уайли .
- Штернберг, Р.Дж. (1988). Триархический разум: новая теория человеческого интеллекта . Книги о пингвинах .
- Выртоп, Сорин-Аврам (2014). «От теории к практике: опыт теории множественного интеллекта в румынской средней школе» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 116 : 5020–4. дои : 10.1016/j.sbspro.2014.01.1066 .
- Выртоп, Сорин-Аврам (2015). «Возможности обучения на основе теории потенциала учащихся и множественного интеллекта» . Procedia — Социальные и поведенческие науки . 191 : 1772–6. дои : 10.1016/j.sbspro.2015.04.223 .
- Уотерхаус, Линн (осень 2006 г.). «Недостаточные доказательства теории множественного интеллекта, эффекта Моцарта и эмоционального интеллекта». Педагогический психолог . 41 (4): 247–255. дои : 10.1207/s15326985ep4104_5 . S2CID 26668858 .
- «Теория множественного интеллекта: широко используется, но неправильно понимается - edutopia.org» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оазис множественного интеллекта , официальный сайт теории МИ Говарда Гарднера.
- Множественный интеллект, умы будущего и обучение поколения приложений: дискуссия с доктором Говардом Гарднером , Преодоление пробелов: портал для любознательных умов