Jump to content

Теория множественного интеллекта

(Перенаправлено с «Множественный интеллект» )

Методы разведки

Теория множественного интеллекта (МИ) предлагает дифференцировать человеческий интеллект на конкретные виды интеллекта, а не определять интеллект как единую общую способность . [1] Теорию критиковали за отсутствие эмпирических доказательств , ее зависимость от субъективных суждений и ее общий ненаучный характер, и ее называли «нейромифом». [2] [3]

Критерии разделения

[ редактировать ]

Начиная с конца 1970-х годов, используя прагматическое определение, Говард Гарднер исследовал несколько дисциплин и культур по всему миру, чтобы определить навыки и способности, необходимые для человеческого развития и построения культуры. Он подверг способности кандидатов оценке, используя восемь критериев, которые должны быть в значительной степени соблюдены, чтобы гарантировать их идентификацию как интеллект . Более того, интеллект должен быть относительно автономен друг от друга и состоять из подмножеств навыков, которые сильно коррелируют и последовательно организованы.

В 1983 году область когнитивной нейробиологии находилась в зачаточном состоянии, но Гарднер был одним из первых теоретиков психологии, описавших прямые связи между системами мозга и интеллектом. Точно так же область образовательной нейробиологии еще не была задумана. С момента публикации книги «Рамки разума» (1983 г.) термины «когнитивная наука» и «когнитивная нейробиология» стали стандартными в этой области с обширными библиотеками научных статей и учебников. [1] Таким образом, крайне важно изучить данные нейробиологии в отношении достоверности ИМ.

Гарднер определил интеллект как « биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, имеющих ценность в данной культуре». [1]

Это определение уникально по нескольким причинам, которые объясняют широкую привлекательность теории МИ для преподавателей, а также ее неприятие ведущими психологами, которые придерживаются традиционной концепции интеллекта как абстрактной, логической способности. [4] Фундаментальным элементом каждого интеллекта является система четко определенных уровней навыков, сложности и достижений. Одной из моделей, которая соответствует структуре МИ, является Таксономия Блума , в которой каждый интеллект может быть разграничен по разным уровням, от базовых знаний до самых высоких уровней анализа / синтеза. [5] [6]

МИ также уникален, поскольку он дает полную оценку влияния и взаимодействия – через системы символов – между познанием человека и его конкретной культурой. Как утверждает Гарднер,

Множественный интеллект начинается как набор незадействованных нейробиологических потенциалов. Они кристаллизуются и мобилизуются благодаря общению, происходящему между людьми, и особенно системам смыслообразования, уже существующим в данной культуре. [7]

В отличие от традиционной практики, начавшейся в XIX веке, [8] Теория МИ не построена на статистическом анализе данных психометрических тестов в поисках факторов, влияющих на академическую успеваемость. Вместо этого Гарднер использует междисциплинарную, межкультурную методологию для оценки того, какие человеческие способности вписываются в комплексную модель интеллекта. Восемь критериев, учитывающих достижения нейробиологии и влияние культурных факторов, используются для квалификации способности как интеллекта. Эти критерии взяты из более обширной базы данных, чем та, которая была приемлема и доступна исследователям в конце 19 и 20 веков. Доказательства собираются из различных дисциплин, включая психологию, неврологию, биологию, социологию и антропологию, а также искусство и гуманитарные науки. Если кандидат на факультет достаточно хорошо соответствует этому набору критериев, то он может квалифицироваться как интеллектуальный. Если этого не происходит, то его откладывают в сторону или переосмысливают. [9]

Критерии каждого типа интеллекта

[ редактировать ]

Восемь критериев можно сгруппировать в четыре общие категории:

  1. биология ( неврология и эволюция)
  2. анализ (основные операции и системы символов)
  3. психология (развитие навыков, индивидуальные различия)
  4. психометрия (психологические эксперименты и проверка доказательств)

Кратко описываются следующие критерии:

  • потенциальная изоляция мозга в результате повреждения головного мозга
  • место в эволюционной истории
  • наличие основной деятельности
  • восприимчивость к кодированию (символическому выражению)
  • выраженный прогресс развития
  • существование учёных , вундеркиндов и других исключительных людей
  • поддержка со стороны экспериментальной психологии
  • поддержка психометрических результатов

Этот научный метод напоминает процесс, используемый астрономами для определения того, какие небесные тела классифицировать как планеты, а какие — как карликовые планеты , звезды, кометы и т. д.

Формы интеллекта

[ редактировать ]

В книге «Рамки разума» и ее продолжениях описывает восемь видов интеллекта , Говард Гарднер которые могут быть выражены в повседневной жизни различными способами, называемыми областями, навыками, компетенциями или талантами. [10] Каждый интеллект состоит из сложных наборов навыков и способностей, которые тесно коррелируют внутри каждого интеллекта и, как можно показать, имеют общие церебральные системы. [11] Как и при описании многослойного торта, сложность зависит от того, как вы его нарежете. Одна модель объединяет восемь видов интеллекта с триархической теорией Штернберга , поэтому каждый интеллект активно выражается тремя способами: (1) творческим, (2) академическим/аналитическим и (3) практическим мышлением. [12] [13] В этой аналогии каждый из восьми коржей разделен на три сегмента с разными выражениями, имеющих общее центральное ядро. Следующие краткие описания подчеркивают основные когнитивные компоненты, описанные Гарднером и Ширером. [14] . Описываются образцовые профессии и роли взрослых, требующие особого интеллекта, а также их основные навыки и потенциальные недостатки. Для каждого из восьми видов интеллекта также предоставлено несколько ссылок на образцовые нейробиологические исследования. Более того, некоторые предполагают, что «интеллект» относится к талантам, личности или способностям, а не к отдельной форме интеллекта. [15]

Два вида интеллекта, которые больше всего связаны с традиционным IQ или общим интеллектом, — это лингвистический и логико-математический интеллект. Некоторые модели интеллекта и тесты также включают визуально-пространственный интеллект в качестве третьего элемента.

Эта область интеллекта включает в себя чувствительность к звукам, ритмам, высоте и тонам музыки. Люди с музыкальным интеллектом обычно могут петь, играть на музыкальных инструментах или сочинять музыку. Они обладают высокой чувствительностью к высоте звука, размеру, мелодии и тембру. [16] Музыкальный интеллект включает в себя когнитивные элементы, которые способствуют успеху человека и качеству жизни. Между музыкой и эмоциями существует тесная связь, о чем свидетельствуют как сфера популярной, так и классической музыки. Нейробиологи продолжают исследовать взаимодействие музыки и когнитивных функций. [17] Музыка глубоко укоренена в истории эволюции человека ( костяная флейта палеолита ) и культуре (у каждой страны на Земле есть национальный гимн). [ нужна ссылка ] ) и нашей личной жизни (все важные жизненные события связаны с определенными видами музыки (например, день рождения, свадебные песни, погребальные панихиды и т. д.).

Дефицит музыкальной обработки и способностей включает врожденную амузию, глухоту, музыкальные галлюцинации, музыкальную ангедонию, приобретенную музыкальную агнозию и аритмию (глухоту).

Профессии, требующие существенных музыкальных навыков, включают вокалиста, инструменталиста, автора текстов, танцора, звукорежиссера и композитора. Музыкальный интеллект сочетается с кинестетическим для воспитания инструменталистов, танцоров, а в сочетании с лингвистическим интеллектом — для музыкальных критиков и авторов текстов. Музыка в сочетании с межличностным интеллектом необходима для успеха в качестве музыкального терапевта или учителя.

Визуально-пространственный

[ редактировать ]

Эта область связана с пространственным осознанием/суждением и способностью визуализировать мысленным взором. [16] Он состоит из двух основных измерений: А) мысленная визуализация и Б) восприятие физического мира (пространственных устройств и объектов). Он включает в себя как практическое решение проблем, так и художественное творчество. Пространственные способности — один из трех факторов, стоящих ниже g (общего интеллекта) в иерархической модели интеллекта. [18] Многие тесты IQ включают оценку навыков решения пространственных задач, например, конструирования блоков и мысленного вращения объектов. [19]

Визуально-пространственный интеллект может выражаться как практическими (например, черчение и строительство), так и художественными (например, изобразительное искусство, поделки, цветочные композиции) способами. Или их можно объединить в таких областях, как архитектура, промышленный дизайн, ландшафтный дизайн и дизайн одежды. Визуально-пространственная обработка часто сочетается с кинестетическим интеллектом и называется зрительно-моторной или зрительно-моторной интеграцией для таких задач, как игра в бейсбол (см. пример Кинестетика Бэйба Рута), шитье, гольф или катание на лыжах.

Профессии, в которых особое внимание уделяется навыкам визуально-пространственной обработки, включают столярное дело, инженерное дело, дизайнеров, пилотов, пожарных, хирургов, представителей коммерческого и изобразительного искусства и ремесел. Для успеха в качестве искусствоведа или графического дизайнера учебников необходим пространственный интеллект в сочетании с лингвистическим. Пространственные художественные навыки в сочетании с чувствительностью натуралиста позволяют стать грумером для домашних животных или дизайнером одежды, костюмером.

лингвистический

[ редактировать ]

Основная языковая способность – это чувствительность к словам и их значениям. Люди с высоким вербально-лингвистическим интеллектом демонстрируют способность к выразительной речи и вербальному пониманию. Они, как правило, хорошо умеют читать, писать, рассказывать истории, риторику и запоминать слова вместе с датами. [16] Вербальные способности — одна из наиболее перегруженных способностей. [20] Лингвистический (академический аспект) интеллект измеряется с помощью вербального IQ в WAIS-IV.

Дефицит языковых способностей включает экспрессивную и рецептивную афазию, аграфию, специфические речевые нарушения, расстройства письменной речи и дефицит распознавания слов (дислексию).

Согласно триархической теории, лингвистические способности могут быть выражены тремя основными способами: аналитически-академическим (чтение, письмо, определения); Практические (устные или письменные указания, пояснения, повествование); и творческий (рассказывание историй, поэзия, тексты песен, творческая игра слов, научная фантастика).

Профессии, требующие языковых навыков, включают преподавание, продажи, менеджмент, консультантов, лидеров, специалистов по уходу за детьми, журналистов, ученых и политиков (дискуссии и поддержку определенных наборов ценностей). Лингвистический интеллект сочетается со всеми другими видами интеллекта, облегчая общение посредством устной или письменной речи. Он часто тесно связан с межличностным интеллектом, облегчая социальное взаимодействие в сфере образования, бизнеса и человеческих отношений. Успешные спортивные тренеры сочетают в себе три интеллекта: кинестетический, межличностный и лингвистический. Корпоративным менеджерам необходимы навыки межличностного общения, лингвистический и логико-математический интеллект.

Логико-математический

[ редактировать ]

Эта область связана с логикой , абстракциями, рассуждениями, расчетами, стратегическим и критическим мышлением. [16] Этот интеллект включает в себя способность понимать основные принципы некоторой причинной системы. [21] Логическое мышление тесно связано с подвижным интеллектом , а также с общим интеллектом ( g фактор ) . [22] Эта способность чаще всего связана с конвергентным решением проблем, но она также включает дивергентное мышление, связанное с «поиском проблем».

Этот интеллект наиболее тесно связан с теорией когнитивного развития, описанной Жаном Пиаже (1983 ) . Четыре основных типа логико-математического интеллекта включают логические рассуждения, расчеты, практическое мышление (здравый смысл) и открытия.

К нарушениям логико-математического мышления относятся акалькулия, дискалькулия, легкие когнитивные нарушения, деменция и умственная отсталость.

Некоторые критики считают, что логическая и математическая области должны быть отдельными объектами. Однако Гарднер утверждает, что они оба происходят из одного и того же источника — абстракций, взятых из элементов реального мира — например, логика из слов и расчеты из манипуляций с объектами. Это мало чем отличается от взаимоотношений между музыкальным интеллектом и вокальными или инструментальными навыками, где они представляют собой совершенно разные выражения, возникающие из общего музыкального источника.

Профессии, наиболее тесно связанные с этим интеллектом, включают бухгалтерский учет, банковское дело, финансы, инженерное дело и естественные науки. Логико-математические навыки в сочетании со всеми другими способностями интеллекта способствуют решению и созданию сложных проблем, например, экологическая инженерия и ученые (натуралист); симфонии (музыка); общественные скульптуры (визуально-пространственные) и хореография/анализ движения (кинестетичный).

Телесно-кинестетический

[ редактировать ]

Основными элементами телесно -кинестетического интеллекта являются контроль над движениями тела и контроль мелкой моторики, позволяющий умело обращаться с объектами. [16] Гарднер уточняет, что это также включает в себя чувство времени, четкое понимание цели физического действия, а также способность тренировать реакцию. Кинестетические способности могут проявляться в целенаправленной деятельности (легкая атлетика, рукоделие и т. д.), а также в более выразительных движениях (драма, танец, мимика и жесты). Выразительные движения могут быть как для понятий, так и для чувств. Например, приветствие, рукопожатие или выражение лица могут передавать как идеи, так и эмоции. Двумя основными кинестетическими категориями являются грубая и мелкая моторика.

Дефицит кинестетических способностей описывается как расстройство проприоцепции, влияющее на осознание тела, координацию, баланс, ловкость и двигательный контроль.

Гарднер считает, что людям с высоким телесно-кинестетическим интеллектом подходят профессии: спортсмены, танцоры, музыканты, актеры, ремесленники, строители , техники и пожарные. Хотя эти карьеры можно продублировать с помощью виртуального моделирования, они не дадут реального физического обучения, необходимого для этого интеллекта. [23]  

Часто люди с высоким физическим интеллектом в сочетании с остротой зрения обладают отличной зрительно-моторной координацией и очень подвижны; они точны и аккуратны в движениях (хирурги) и могут выражать себя с помощью своего тела (актеры и танцоры). Гарднер упомянул идею природных способностей и врожденного кинестетического интеллекта при обсуждении автобиографической истории Бэйба Рута – легендарного бейсболиста, который в 15 лет почувствовал, что он «родился» на насыпи питчера. Наблюдение за поданным мячом и координация удара по тарелке требует высокоразвитой зрительно-моторной интеграции. Каждый вид спорта требует своей особой комбинации определенных навыков, связанных с кинестетическим и зрительно-пространственным интеллектом.

Американский бейсболист Бэйб Рут

Физические способности

[ редактировать ]

Физический интеллект, также известный как телесно-кинестетический интеллект, — это любой интеллект, полученный в результате физического и практического обучения, такого как спорт, танцы или мастерство. Это может относиться к способности использовать руки для создания, выражения себя с помощью своего тела, к опоре на тактильные механизмы и движения, а также к точности управления движением тела. Человек с высоким физическим интеллектом — это тот, кто умеет использовать свое физическое тело для решения проблем и выражения идей и эмоций. [24] Способность контролировать физическое тело и связь между разумом и телом является частью гораздо более широкого диапазона человеческого потенциала, изложенного в Говарда Гарднера . теории множественного интеллекта [25]

Характеристики

[ редактировать ]

Проявление хорошо развитого телесно-кинестетического интеллекта будет отражаться на движениях человека и на том, как он использует свое физическое тело. Часто люди с высоким физическим интеллектом обладают отличной зрительно-моторной координацией и очень подвижны; они точны и аккуратны в движениях и могут выражать себя с помощью своего тела. Гарднер упомянул идею природных способностей и врожденного физического интеллекта при обсуждении автобиографической истории Бэйба Рута – легендарного бейсболиста, который в 15 лет почувствовал, что «родился» на насыпи питчера. Люди с высоким телесно-кинестетическим или физическим интеллектом, вероятно, добьются успеха в физической карьере, включая спортсменов, танцоров, музыкантов, полицейских и солдат.

Межличностный

[ редактировать ]

В теории МИ люди с высоким межличностным интеллектом характеризуются своей чувствительностью к настроениям, чувствам, темпераменту, мотивациям других людей, а также способностью сотрудничать или руководить группой. По словам Томаса Армстронга в книге « Насколько умны дети: множественный интеллект в классе» , «Межличностный интеллект часто ошибочно понимают как экстраверт или симпатию к другим людям». [26] Люди с высоким межличностным интеллектом эффективно общаются и легко сопереживают другим и могут быть как лидерами, так и последователями. Они часто наслаждаются дискуссиями и дебатами». Они проницательно понимают точки зрения других людей. Дэниел Гоулман основал свою концепцию эмоционального интеллекта частично на чувственных аспектах внутриличностного и межличностного интеллекта. [27] Навыки межличностного общения могут проявляться как в индивидуальном, так и в групповом взаимодействии.

Дефицит межличностного понимания описывается как эгоцентризм, нарциссизм, социопатология, синдром Аспергера и аутизм.

Гарднер считает, что карьера, подходящая людям с высоким межличностным интеллектом, включает в себя лидеров, политиков, менеджеров, учителей, священнослужителей, консультантов , социальных работников и продавцов . [28] Мать Тереза, Мартин Лютер Кинг и Линдон Джонсон упоминаются как исторические лидеры с исключительным межличностным интеллектом. Межличностное управление в сочетании с внутриличностным управлением необходимы успешным лидерам, психологам, лайф-коучам и переговорщикам по конфликтам. И очевидно, что командные виды спорта требуют особых комбинаций межличностного и кинестетического интеллекта, в то время как индивидуальные виды спорта подчеркивают кинестетический и внутриличностный интеллект (например, Тайгер Вудс и гимнасты).

Теоретически люди с высоким межличностным интеллектом характеризуются своей чувствительностью к настроениям, чувствам, темпераменту, мотивациям других людей, а также способностью сотрудничать, чтобы работать в группе. По словам Гарднера в книге « Как дети умны: множественный интеллект в классе» : «Меж- и внутриличностный интеллект часто ошибочно воспринимают как экстравертированность или симпатию к другим людям». [29] «Люди с высоким межличностным интеллектом эффективно общаются и легко сопереживают другим, могут быть как лидерами, так и последователями. Они часто любят дискуссии и дебаты». Гарднер приравнял это к эмоциональному интеллекту Гоулмана.

Гарднер считает, что людям с высоким межличностным интеллектом подходят профессии продавцов , политиков, менеджеров, учителей, лекторов, консультантов и социальных работников. [30]

Внутриличностный

[ редактировать ]

Это относится к глубокому и точному пониманию себя; каковы его сильные и слабые стороны, что делает его уникальным, способность предсказывать и управлять своими реакциями, эмоциями и поведением. Действия, связанные с этим интеллектом, включают самоанализ и саморефлексию. Внутриличностные навыки можно разделить как минимум на четыре области: метапознание, осознание мыслей, управление чувствами и эмоциями, поведение, самоуправление, принятие решений и суждение.

Дефицит внутриличностного понимания описывается как анозогнозия, деперсонализация, диссоциация и самодисрегуляция (СДВГ).

Руководителям и людям профессий с высоким уровнем стресса необходимы хорошо развитые внутриличностные навыки, например, пилотам, полицейским и пожарным, предпринимателям, менеджерам среднего звена, службам быстрого реагирования и поставщикам медицинских услуг. Ганди, Иисус, Мартин Лютер Кинг — все они известны своим сильным самосознанием. Дефицит внутриличностного понимания может быть связан с СДВГ, злоупотреблением психоактивными веществами и эмоциональными расстройствами (кризис среднего возраста и т. д.).

Внутриличностный интеллект можно соотносить с такими понятиями, как уверенность в себе, самоанализ и самоэффективность, но его не следует путать со стилями/предпочтениями личности, такими как нарциссизм, чувство собственного достоинства, интроверсия или застенчивость. Высокие результаты во многих ответственных профессиях и должностях требуют исключительного внутриличностного интеллекта: спортсмены-олимпийцы, профессиональные игроки в гольф, артисты сцены, руководители, кризисные менеджеры.

Натуралистический

[ редактировать ]

не входящий в первоначальные семь Гарднера, был предложен им в 1995 году . Натуралистический интеллект , способность легко распознавать флору и фауну, проводить другие важные различия в мире природы и продуктивно использовать эту способность (в охоте, в сельском хозяйстве, в биологических науках) — это проявление важного интеллекта, который не адекватно отражен в современном мире. список." [31] Эта область связана с воспитанием и связью информации с окружающей средой. [16] Примеры включают классификацию природных форм, таких как виды животных и растений, а также горные породы и типы гор. Основные когнитивные навыки включают распознавание образов, таксономию и сочувствие к живым существам. Синдром дефицита природы описывает недавнюю гипотезу о том, что на психическое здоровье отрицательно влияет недостаток внимания и понимания природы, например, синдром дефицита природы. Эта способность явно имела ценность в нашем эволюционном прошлом, когда мы были охотниками, собирателями и земледельцами; он по-прежнему занимает центральное место в таких ролях, как ботаник или шеф-повар. [21]

Такая экологическая восприимчивость глубоко укоренена в «чутком, этическом и целостном понимании» мира и его сложностей, включая роль человечества в большой экосфере. [32]

Эта способность явно имела ценность в нашем эволюционном прошлом, когда мы были охотниками, собирателями и фермерами, и она продолжает играть центральную роль в таких должностях, как ботаники , повара, специалисты по уходу за животными, ветеринары, ученые-экологи и ботаники.

Предлагаемые дополнительные сведения

[ редактировать ]

С самого начала Говард Гарднер заявлял, что может существовать больше видов интеллекта, помимо первоначальных шести, выявленных в 1983 году. Именно поэтому в список в 1999 году был добавлен натуралист. Некоторые другие человеческие способности были отвергнуты, поскольку они не соответствуют достаточным критериям, включая личностные характеристики, такие как юмор, сексуальность и экстраверсия.

Экзистенциальное мышление

[ редактировать ]

Гарднер в своей книге 1999 года отказался включать духовный интеллект, но предположил, что «экзистенциальный» интеллект может быть полезной конструкцией, которую могут прояснить дальнейшие исследования. Гипотеза экзистенциального интеллекта была дополнительно изучена исследователями образования. [33] В настоящее время недостаточно доказательств, подтверждающих включение его в список подтвержденных видов интеллекта, и вместо этого можно предположить, что его лучше назвать «экзистенциальным мышлением». Конечно, это ценная форма человеческого мышления, но есть две конкретные проблемы с ее идентификацией как уникального интеллекта. Во-первых, недостаточно доказательств того, что он обрабатывается целостной нервной системой. Во-вторых, не существует практического метода определения уровней навыков и способностей к экзистенциальному мышлению и действию (цитата будет опубликована позже).

Педагогический и цифровой

[ редактировать ]

В январе 2016 года Гарднер упомянул в интервью Big Think , что рассматривает возможность добавления педагогически-педагогического интеллекта, «который позволяет нам успешно обучать других людей». [34] В том же интервью он явно отказался от некоторых других предполагаемых качеств, таких как юмор, кулинария и сексуальный интеллект. [34] Профессор Нэн Б. Адамс утверждает, что, согласно определению Гарднера множественного интеллекта, цифровой интеллект – мета-интеллект, состоящий из многих других идентифицированных видов интеллекта и возникший в результате взаимодействия человека с цифровыми компьютерами, – теперь существует. [35]

Использование в образовании

[ редактировать ]

В своей «Теории множественного интеллекта » Гарднер заявил, что наша «образовательная система в значительной степени склонна к лингвистическим способам пересечения и оценки и, в несколько меньшей степени, к способам логических величин». Его работа продолжила формировать образовательную педагогику и влиять на соответствующую политику и законодательство во всем мире; с особым упором на то, как учителя должны оценивать успеваемость учащихся, чтобы установить наиболее эффективные методы обучения для каждого учащегося. Исследования Гарднера в области обучения телесно-кинестетическому интеллекту привели к использованию действий, требующих физических движений и усилий, при этом учащиеся демонстрируют высокий уровень физического интеллекта, что дает пользу от «обучения через движение» в классной комнате. [36]

Хотя различие между интеллектом было изложено очень подробно, Гарднер выступает против идеи относить учащихся к определенному интеллекту. Гарднер утверждает, что его теория должна «расширять возможности учащихся», а не ограничивать их одним способом обучения. [37] По словам Гарднера, интеллект — это «биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, имеющих ценность в данной культуре». [38] Согласно исследованию 2006 года, каждая из областей, предложенных Гарднером, включает в себя сочетание общего g фактора , когнитивных способностей, отличных от g , и, в некоторых случаях, некогнитивных способностей или характеристик личности. [39]

Гарднер определяет интеллект как «биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, имеющих ценность в данной культуре». [40] По мнению Гарднера, есть больше способов сделать это, чем просто логический и лингвистический интеллект. Гарднер считает, что целью школьного образования «должно быть развитие интеллекта и помощь людям в достижении профессиональных и любительских целей, которые соответствуют их конкретному спектру интеллекта. Люди, которым помогают в этом, [он] считает, чувствуют себя лучше». заинтересованный и компетентный и, следовательно, более склонный конструктивно служить обществу». [а]

Гарднер утверждает, что тесты IQ в основном ориентированы на логический и лингвистический интеллект. При успешной сдаче этих тестов шансы на поступление в престижный колледж или университет увеличиваются, что, в свою очередь, способствует созданию полезных членов общества. [41] Хотя многие студенты хорошо функционируют в этой среде, есть и те, кто этого не делает. Теория Гарднера утверждает, что учащимся будет лучше, если использовать более широкое видение образования, при котором учителя используют различные методологии, упражнения и мероприятия, чтобы охватить всех учащихся, а не только тех, кто преуспевает в лингвистическом и логическом интеллекте. Это ставит перед преподавателями задачу найти «способы, которые помогут этому ученику изучить эту тему». [42]

Джеймса Трауба В статье в The New Republic отмечается, что система Гарднера не была принята большинством ученых в области разведки и преподавания. [43] Гарднер заявляет, что «хотя теория множественного интеллекта согласуется со многими эмпирическими данными, она не подвергалась серьезным экспериментальным проверкам... В сфере образования применение теории в настоящее время исследуется во многих проектах. Наши догадки будут иметь значение. будет многократно пересматриваться в свете реального опыта работы в классе». [44]

Джером Брунер согласился с Гарднером в том, что интеллект был «полезной выдумкой», и далее заявил, что «его подход настолько выходит за рамки обработки данных мысленными тестировщиками, что заслуживает одобрения». [45]

Джордж Миллер , выдающийся когнитивный психолог, написал в The New York Times Book Review , что аргумент Гарднера состоял из «догадок и мнений», а Чарльз Мюррей и Ричард Дж. Хернстайн в «Колоколообразной кривой» (1994) назвали теорию Гарднера «уникально лишенной психометрических или другие количественные доказательства». [46]

Несмотря на отсутствие общего признания в психологическом сообществе, теория Гарднера была принята многими школами, где ее часто путают со стилями обучения . [47] и о его применении в образовании написаны сотни книг. [48] Некоторые из применений теории Гарднера были описаны как «упрощенные», а сам Гарднер заявил, что его «беспокоит» то, как его теория используется в школах. [49] Гарднер отрицает, что множественный интеллект является стилем обучения, и соглашается, что идея стилей обучения бессвязна и не имеет эмпирических доказательств. [50] Гарднер резюмирует свой подход тремя рекомендациями для преподавателей: индивидуализировать стиль преподавания (чтобы подобрать наиболее эффективный метод для каждого ученика), плюрализировать преподавание (преподавать важные материалы несколькими способами) и избегать термина «стили», поскольку он сбивает с толку. [50]

Гарднер утверждает, что существует широкий спектр когнитивных способностей , но между ними существуют лишь очень слабые корреляции. Например, теория постулирует, что ребенок, который легко учится умножать, не обязательно будет более умным, чем ребенок, у которого это задание вызывает больше трудностей. Ребенок, которому требуется больше времени для освоения умножения, может лучше всего научиться умножению, используя другой подход, может преуспеть в какой-либо области, помимо математики, или может смотреть и понимать процесс умножения на фундаментально более глубоком уровне.

Тесты интеллекта и психометрия обычно обнаруживают высокие корреляции между различными аспектами интеллекта, а не низкие корреляции, которые предсказывает теория Гарднера, что подтверждает преобладающую теорию общего интеллекта, а не множественного интеллекта (МИ). [51] Теория подверглась критике со стороны господствующей психологии за отсутствие эмпирических доказательств и зависимость от субъективных суждений. [2] и это было признано ненаучным. [3]

Определение интеллекта

[ редактировать ]

Основная критика теории заключается в том, что она носит ad hoc характер : Гарднер не расширяет определение слова «интеллект», а, скорее, отрицает существование интеллекта в его традиционном понимании и вместо этого использует слово «интеллект» там, где другие люди традиционно используются такие слова, как «способности» и « способности ». Эта практика подверглась критике со стороны Роберта Дж. Штернберга . [52] [53] Майкл Айзенк , [54] и Сандра Скарр . [55] Уайт (2006) указывает, что выбор и применение Гарднером критериев его «интеллекта» являются субъективными и произвольными и что другой исследователь, вероятно, придумал бы другие критерии. [56]

Защитники теории МИ утверждают, что традиционное определение интеллекта слишком узкое, и поэтому более широкое определение более точно отражает различия в способах мышления и обучения людей. [57]

Некоторая критика возникает из-за того, что Гарднер не представил тест своего множественного интеллекта. Первоначально он определил это как способность решать проблемы, имеющие ценность по крайней мере в одной культуре, или как что-то, что интересует студента. Затем он добавил оговорку , что у него нет четкого определения, и его классификация является скорее художественным суждением. чем факт:

В конечном счете, конечно, было бы желательно иметь такой алгоритм отбора интеллекта, чтобы любой подготовленный исследователь мог определить, соответствует ли интеллект кандидата соответствующим критериям. Однако в настоящее время приходится признать, что отбор (или отбраковка) интеллекта кандидата больше напоминает художественное суждение, чем научную оценку. [58]

Обычно интеллектом называют лингвистические и логико-математические способности, а художественные, музыкальные, спортивные и т. д. — нет. Гарднер утверждает, что это приводит к ненужному превознесению первого. Некоторые критики настороженно относятся к такому расширению определения, заявляя, что оно игнорирует «коннотацию интеллекта... [который] всегда подразумевал тот тип навыков мышления, который делает человека успешным в школе». [59]

Гарднер пишет: «Я не согласен с необоснованным предположением, что некоторые человеческие способности можно произвольно отнести к интеллекту, а другие — нет». [60] Критики считают, что, учитывая это утверждение, любой интерес или способность можно переопределить как «интеллект». Таким образом, изучение интеллекта становится затруднительным, поскольку он растворяется в более широком понятии способностей или таланта. Добавление Гарднером натуралистического интеллекта и концепций экзистенциального и морального интеллекта рассматривается как плод этого распространения. Защитники теории МИ утверждают, что это просто признание широкого спектра врожденных умственных способностей и что такой исчерпывающий диапазон по своей природе не поддается одномерной классификации, такой как показатель IQ .

Теория и определения подверглись критике со стороны Перри Д. Кляйна как настолько неясные, что стали тавтологичными и, следовательно, нефальсифицируемыми . Наличие высоких музыкальных способностей означает, что вы хорошо разбираетесь в музыке, и в то же время хорошие музыкальные способности объясняются наличием высоких музыкальных способностей. [61]

Анри Валлон утверждает, что «мы не можем отличить разведку от ее операций». [62] Ив Рише выделяет 10 естественных режимов работы ( Modes Opératoires Naturels – MoON ). [63] Исследования Ричеса основаны на разрыве между китайской мыслью и западной мыслью. В Китае не существует понятия «бытие» (самость) и понятия «интеллект». [ нужны разъяснения ] Утверждается, что это греко-римские изобретения, заимствованные у Платона. Вместо интеллекта в китайском языке говорится о «режимах работы», поэтому Ив Рише говорит не об «интеллекте», а о «естественных режимах работы» ( MoON ).

Неопиажеианская критика

[ редактировать ]

Андреас Деметриу предполагает, что теории, которые переоценивают автономию доменов, столь же упрощены, как и теории, которые переоценивают роль общего интеллекта и игнорируют домены. Он согласен с Гарднером в том, что действительно существуют области интеллекта, которые в значительной степени автономны друг от друга. [64] Некоторые из областей, такие как вербальный, пространственный, математический и социальный интеллект, идентифицируются большинством направлений исследований в области психологии. В теории Деметриу, одной из неопиаже теорий когнитивного развития , Гарднера критикуют за недооценку влияния, оказываемого на различные области интеллекта различными подпроцессами, определяющими общую эффективность обработки, такими как скорость обработки , исполнительные функции , рабочая память. и метакогнитивные процессы, лежащие в основе самосознания и саморегуляции . Все эти процессы являются неотъемлемыми компонентами общего интеллекта, регулирующими функционирование и развитие различных областей интеллекта. [65]

Области в значительной степени являются выражением состояния общих процессов и могут различаться из-за своих конституциональных различий, а также различий в индивидуальных предпочтениях и склонностях. Их функционирование как канализирует, так и влияет на ход общих процессов. [66] [67] Таким образом, невозможно удовлетворительно определить интеллект человека или разработать эффективные программы вмешательства, если не оценены как общие процессы, так и области интересов. [68] [69]

Адаптация человека к различным средам

[ редактировать ]

Предпосылка гипотезы множественного интеллекта, согласно которой человеческий интеллект представляет собой совокупность специальных способностей, подверглась критике за неспособность объяснить адаптацию человека к большинству, если не ко всем, средам в мире. В этом контексте люди противопоставляются общественным насекомым , которые действительно обладают распределенным «интеллектом» специалистов, и такие насекомые могут распространяться в климат, напоминающий климат их происхождения, но одни и те же виды никогда не адаптируются к широкому диапазону климатов от тропического до умеренного. строят разные типы гнезд и узнают, что съедобно, а что ядовито. Хотя некоторые из них, такие как муравьи-листорезы, выращивают грибы на листьях, они не выращивают разные виды в разных средах с использованием разных методов ведения сельского хозяйства, как это делает человеческое сельское хозяйство. Поэтому утверждается, что человеческая адаптивность проистекает из общей способности фальсифицировать гипотезы и делать более точные прогнозы и впоследствии адаптировать поведение, а не из набора специализированных способностей, которые будут работать только в определенных условиях окружающей среды. [70] [71]

Гарднер утверждает, что тесты IQ измеряют только лингвистические и логико-математические способности. Он утверждает, что важно проводить «справедливую разведывательную» оценку. В то время как традиционные экзамены по бумаге и ручке отдают предпочтение лингвистическим и логическим навыкам, существует потребность в мерах, обеспечивающих справедливый уровень интеллекта, которые учитывают различные модальности мышления и обучения, которые уникальным образом определяют каждый уровень интеллекта. [16]

Психолог Алан С. Кауфман отмечает, что тесты IQ измеряют пространственные способности на протяжении 70 лет. [72] Современные тесты IQ находятся под сильным влиянием теории Кеттелла-Хорна-Кэрролла , которая включает в себя общий интеллект, а также множество более узких способностей. Хотя тесты IQ действительно дают общий балл IQ, теперь они также дают оценки для многих более узких способностей. [72]

Отсутствие эмпирических данных

[ редактировать ]

Многие из «интеллектов» Гарднера коррелируют с g фактором , что подтверждает идею единого доминирующего типа интеллекта. Каждая из областей, предложенных Гарднером, включала в себя сочетание g , когнитивных способностей, отличных от g , и, в некоторых случаях, некогнитивных способностей или личностных характеристик. [39]

Исследовательский фонд Джонсона О'Коннора протестировал сотни тысяч людей. [73] определить их «способности» («интеллект»), такие как ловкость рук, музыкальные способности, пространственная визуализация и память на числа. [74] Существует корреляция этих способностей с g фактором , но не все они сильно коррелируют; корреляция между g фактором и «индуктивной скоростью» («быстротой видения связей между отдельными фактами, идеями или наблюдениями») составляет всего 0,5, [75] считается умеренной корреляцией. [76]

Линда Готфредсон (2006) утверждала, что тысячи исследований подтверждают важность коэффициента интеллекта (IQ) для прогнозирования успеваемости в школе и на работе, а также многих других жизненных результатов. Напротив, эмпирическая поддержка не- g -интеллекта либо отсутствует, либо очень скудна. Она утверждала, что, несмотря на это, идеи множественного не -g интеллекта очень привлекательны для многих из-за предположения, что каждый может быть в некотором роде умным. [77]

Критический обзор теории ИМ утверждает, что эмпирических доказательств в ее поддержку мало:

На сегодняшний день не было опубликованных исследований, подтверждающих обоснованность множественного интеллекта. В 1994 году Штернберг сообщил об отсутствии эмпирических исследований. В 2000 году Алликс сообщил, что не обнаружил никаких эмпирических исследований, подтверждающих теорию ИМ, и тогда Гарднер и Коннелл признали, что существует «мало веских доказательств теории ИМ» (2000, стр. 292). [ нужна ссылка ] В 2004 году Штернберг и Григеренко заявили, что не было исследований, подтверждающих множественный интеллект, а в 2004 году Гарднер заявил, что он был бы «рад, если бы появились такие доказательства». [78] и признал, что «у теории МИ мало энтузиастов среди психометристов или других людей с традиционным психологическим образованием», потому что они требуют «психометрических или экспериментальных доказательств, которые позволяют доказать существование нескольких видов интеллекта». [78] [79]

В том же обзоре представлены доказательства того, что исследования когнитивной нейробиологии не подтверждают теорию множественного интеллекта:

...человеческий мозг вряд ли сможет функционировать с помощью множественного интеллекта Гарднера. Собрав вместе данные о взаимной корреляции поднавыков показателей IQ, данные об общем наборе генов, связанных с математикой, чтением и игрой, а также данные об общем и перекрывающемся вопросе «что это такое?» и «где это?» пути нейронной обработки, а также общие нейронные пути для языка, музыки, моторики и эмоций предполагают, что маловероятно, что каждый из интеллектов Гарднера мог действовать «через другой набор нейронных механизмов» (1999, стр. 99). Не менее важно то, что доказательства на вопрос «что это?» и «где это?» Пути обработки данных, две системы принятия решений Канемана и адаптированные когнитивные модули позволяют предположить, что эти когнитивные специализации мозга развились для решения очень специфических проблем в нашей среде. Поскольку Гарднер утверждал, что интеллект представляет собой врожденную потенциальность, связанную с общей областью содержания, в теории МИ отсутствует обоснование филогенетического возникновения интеллекта. [79]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эта информация основана на неформальной беседе, состоявшейся по случаю 350-летия Гарвардского университета 5 сентября 1986 года. Harvard Education Review, Harvard Education Publishing Group, 1987, 57, 187–193.
  1. ^ Jump up to: а б с Гарднер, Ховард. Образ мышления: теория множественного интеллекта (1983), с. ооо.
  2. ^ Jump up to: а б Уотерхаус, Линн (2006). «Множественный интеллект, эффект Моцарта и эмоциональный интеллект: критический обзор» (PDF) . Педагогический психолог . 41 (4): 207–225. дои : 10.1207/s15326985ep4104_1 . S2CID   33806452 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 19 июля 2014 г.
  3. ^ Jump up to: а б Уотерхаус, Линн (27 августа 2023 г.). «Почему теория множественного интеллекта является нейромифом» . Границы в психологии . 14 . дои : 10.3389/fpsyg.2023.1217288 . ПМЦ   10493274 . ПМИД   37701872 .
  4. ^ Роберт Дж., Штернберг. Общий фактор интеллекта: насколько он общий? . Американская психологическая ассоциация. стр. 331–380.
  5. ^ «Таксономия образовательных целей Блума - Центр преподавания и обучения» . Проверено 8 июля 2024 г.
  6. ^ Ноубл, Т. (2004). Интеграция пересмотренной таксономии Блума с множественным интеллектом: инструмент планирования для дифференциации учебных программ . Отчет педагогического колледжа. стр. 193–211.
  7. ^ «Важная информация Говарда Гарднера об образовании 9780807769829 | Издательство педагогического колледжа» . www.tcpress.com . Проверено 8 июля 2024 г.
  8. ^ Харрис, Майкл Х. (1996). «Обзор колоколообразной кривой: интеллект и классовая структура в американской жизни» . Ежеквартальный журнал библиотеки: информация, сообщество, политика . 66 (1): 89–92. ISSN   0024-2519 .
  9. ^ Гарднер, Ховард (2011). Множественный интеллект: первые тридцать лет. Введение в «Структуры разума: теория множественного интеллекта» (3-е изд.).
  10. ^ Славин, Роберт. Педагогическая психология (2009) с. 117, ISBN   0-205-59200-7
  11. ^ Ширер, Брэнтон (2019). «Подробная нейробиологическая основа для множественного интеллекта: описание нейронных компонентов для конкретных единиц навыков в каждом интеллекте» . Международный журнал психологических исследований (3) – через ResearchGate.
  12. ^ Штернберг, Р.Дж. (1985). За пределами IQ: триархическая теория человеческого интеллекта . Издательство Кембриджского университета.
  13. ^ Ву, Ву-Тянь (2004). «Множественный интеллект, реформа образования и успешная карьера» . Отчет педагогического колледжа: голос стипендий в образовании . 106 (1): 181–192. дои : 10.1111/j.1467-9620.2004.00327.x . ISSN   0161-4681 .
  14. ^ «МИДАС: Профессиональное руководство». MI Исследования и консалтинг .
  15. ^ «Множественный интеллект идет в школу: образовательные последствия теории множественного интеллекта» (PDF) . www.sfu.ca. ​1989. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 10 января 2020 г. .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гарднер, Х.; Хэтч, Т. (1989). «Множественный интеллект ходит в школу: образовательные последствия теории множественного интеллекта» (PDF) . Исследователь образования . 18 (8): 4. дои : 10.3102/0013189X018008004 . S2CID   145224128 . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  17. ^ Браун, Рэйчел М.; Заторре, Роберт Дж.; Пенхьюн, Вирджиния Б. (2015). «Экспертное музыкальное исполнение: когнитивные, нейронные основы и основы развития» . Прогресс в исследованиях мозга . 217 : 57–86. дои : 10.1016/bs.pbr.2014.11.021 . ISSN   1875-7855 . ПМИД   25725910 .
  18. ^ Альтус, Уильям Д. (1959). «Рецензии на книгу Дэвида Векслера: Измерение и оценка интеллекта взрослых. Четвертое издание. Балтимор: Уильям и Уилкинс, 1958. Стр. viii + 297» . Образовательные и психологические измерения . 19 (1): 120–122. дои : 10.1177/001316445901900115 . ISSN   0013-1644 .
  19. ^ Ньюкомб, Нора (1 января 2010 г.). «Раннее образование в области пространственного интеллекта: почему, что и как» . Разум, мозг и образование .
  20. ^ Векслер, Д. (1997). Шкала интеллекта взрослых Векслера III.
  21. ^ Jump up to: а б «Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера» . ПБС. Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 года . Проверено 9 декабря 2012 года .
  22. ^ Кэрролл, Дж. Б. (1993). Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0521382755 .
  23. ^ Гарднер, Ховард (1984). «Гетероглоссия: глобальная перспектива». Междисциплинарный журнал теории постпедагогических исследований .
  24. ^ OpenLibrary.org. «Пятьдесят современных мыслителей об образовании | Открытая библиотека» . Открытая библиотека . Проверено 21 ноября 2019 г.
  25. ^ Гарднер, Ховард; Хэтч, Томас (1989). «Образовательные последствия теории множественного интеллекта». Исследователь образования . 18 (8): 4–10. дои : 10.3102/0013189x018008004 . ISSN   0013-189X . S2CID   145224128 .
  26. ^ Гарднер, Ховард (1995). Насколько дети умны: множественный интеллект в классе . ISBN  1-887943-03-Х .
  27. ^ Гарднер, Х. (2015). Преодоление пробелов: портал для любознательных умовPro Unlimited . (на 17 минуте). soundcloud.com
  28. ^ Гарднер, Ховард (2002). «Межличностное общение между несколькими субъектами: исследование избыточности». Экспериментальная психология .
  29. ^ Гарднер, Х. (1995). Насколько дети умны: множественный интеллект в классе — версия администраторов . ISBN   1-887943-03-X .
  30. ^ Гарднер, Ховард (2002). «Межличностное общение между несколькими субъектами: исследование избыточности». Экспериментальная психология .
  31. ^ Гарднер, Х. (1995). «Размышления о множественном интеллекте: мифы и сообщения» (PDF) . Пхи Дельта Каппан . 77 : 200–209. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  32. ^ Моррис, М. (2004). «Гл. 8. Восьмой: Натуралистический интеллект» . В Кинчело, Джо Л. (ред.). Переосмысление множественного интеллекта . Питер Лэнг. стр. 159– . ISBN  978-0-8204-7098-6 .
  33. ^ Аллен, Б; Ширер, Б. (2013). «Разработка шкалы экзистенциального мышления. Международный журнал трансперсональных исследований» . Журнал трансперсональных исследований . 31 (1).
  34. ^ Jump up to: а б Гарднер, Ховард. (2016). Интеллект не черно-белый: существует 8 разных видов. Большая вещь. приходить. видео . Проверка минут 5:00–5:55 и 8:16.
  35. ^ Адамс, Нэн Б. (2004). «Цифровой интеллект, поддерживаемый технологиями» . Журнал технологических исследований . 30 (2): 93–97. doi : 10.21061/jots.v30i2.a.5 – через ERIC.
  36. ^ Уайт, Джон Понсфорд. (1998). Складывается ли множественный интеллект Говарда Гарднера? . Лондонский университет; Институт образования. Лондон: Институт образования Лондонского университета. ISBN  0-85473-552-6 . ОСЛК   39659187 .
  37. ^ Маккензи, В. (2005). Множественный интеллект и обучающие технологии. ISTE (Международное общество технологического образования). ISBN   156484188X
  38. ^ Гарднер 1999 , с. 33-4
  39. ^ Jump up to: а б Виссер, Бет А.; Эштон, Майкл С.; Вернон, Филип А. (2006). «G и измерение множественного интеллекта: ответ Гарднеру» (PDF) . Интеллект . 34 (5): 507–510. дои : 10.1016/j.intell.2006.04.006 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2011 года.
  40. ^ Гарднер 1999 , стр. 33–34.
  41. ^ Гарднер 1993 , с. 6
  42. ^ Гарднер 1999 , с. 154
  43. ^ Трауб, Джеймс (1998). «Расстройство множественного интеллекта». Новая Республика . Том. 219, нет. 17. с. 20.
  44. ^ Гарднер 1993 , с. 33
  45. ^ Брунер, Джером. «Состояние ребенка» . Нью-Йоркское обозрение книг .
  46. ^ Эберштадт, Мэри (октябрь – ноябрь 1999 г.). «Школы, которых они заслуживают» (PDF) . Обзор политики . Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  47. ^ Говард-Джонс 2010 , с. 23
  48. ^ Дэвис и др. 2011 , с. 486
  49. ^ Ревелл, Фил (31 мая 2005 г.). «Каждому свое» . Хранитель . Проверено 15 ноября 2012 г.
  50. ^ Jump up to: а б Штраус, Валери (16 октября 2013 г.). «Говард Гарднер: «Множественный интеллект» — это не «стили обучения» » . Вашингтон Пост . Проверено 23 апреля 2023 г.
  51. ^ Гик, Джон (2008). «Нейромифология в образовании». Образовательные исследования . 50 (2): 123–133. дои : 10.1080/00131880802082518 . S2CID   18763506 .
  52. ^ Штернберг, Р.Дж. (зима 1983 г.). «Сколько желчи — это слишком много желчи? Обзор «Структуры разума: теория множественного интеллекта». Обзор современного образования . 2 (3): 215–224.
  53. ^ Штернберг, Р.Дж. (1991). «Смерть, налоги и плохие тесты на интеллект». Интеллект . 15 (3): 257–270. дои : 10.1016/0160-2896(91)90035-C .
  54. ^ Айзенк 1994 г.
  55. ^ Скарр, С. (1985). «Менталитет автора [Обзор менталитета: теория множественного интеллекта]». Новые идеи в психологии . 3 (1): 95–100. дои : 10.1016/0732-118X(85)90056-X .
  56. ^ Дэвис и др. 2011 , с. 489
  57. ^ Николова, К.; Танева-Шопова, С. (2007), Теория множественного интеллекта и образовательная практика , вып. 26, Ежегодная Ассесс Златаровского университета, стр. 105–109.
  58. ^ Гарднер 1983
  59. ^ Уиллингем, Дэниел Т. (2004). «Проверка фактов: переосмысление мышления» . Образование Далее : 19–24. PDF-копия
  60. ^ Гарднер, Ховард (1998). «Ответ на статью Перри Д. Кляйна «Умножение проблем интеллекта на восемь» ». Канадский журнал образования . 23 (1): 96–102. дои : 10.2307/1585968 . JSTOR   1585790 .
  61. ^ Кляйн, Перри Д. (1998). «Ответ Говарду Гарднеру: фальсифицируемость, эмпирические данные и педагогическая полезность в педагогической психологии». Канадский журнал образования . 23 (1): 103–112. дои : 10.2307/1585969 . JSTOR   1585969 .
  62. ^ Согласно формулировке Эмиля Жалле для Анри Валлона в «Принципах прикладной психологии» (Работа 1, издание L'Harmattan, 2015): «Мы не можем отличить интеллект от его операций»
  63. ^ Рише, Ив (2018). Выявление и развитие корпоративных талантов . Издательство Уайли.
  64. ^ Деметриу, А.; Спанудис, Г.; Муи, А. (2011). «Обучение развивающегося ума: к всеобъемлющей парадигме» . Обзор педагогической психологии . 23 (4): 601–663. дои : 10.1007/s10648-011-9178-3 .
  65. ^ Деметриу и Рафтопулос 2005 , с. 68
  66. ^ Деметриу, А.; Эфклидес, А.; Пласиду, М.; Кэмпбелл, Роберт Л. (1993). «Архитектура и динамика развивающегося разума: эмпирический структурализм как основа для объединения теорий когнитивного развития». Монографии Общества исследований детского развития . 58 (234): 1–205. дои : 10.2307/1166053 . JSTOR   1166053 . ПМИД   8232367 .
  67. ^ Деметриу А., Кристу К.; Спанудис, Г.; Плациду, М. (2002). «Развитие умственной обработки: эффективность, рабочая память и мышление». Монографии Общества исследований детского развития . 67 (268): i–viii, 1–155, обсуждение 156. doi : 10.1111/1540-5834.671174 . ПМИД   12360826 . {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  68. ^ Деметриу, А.; Кази, С. (2006). «Самосознание в g (с эффективностью обработки и рассуждением». Интеллект . 34 (3): 297–317. doi : 10.1016/j.intell.2005.10.002 .
  69. ^ Деметриу, Муйи и Спанудис, 2010 г.
  70. ^ Стивен Миттен, издание 2005 г. | «Творчество в эволюции человека и предыстории»
  71. ^ Рольф В. Фрелих, издание 2009 г. | «Эволюционный интеллект: анатомия человеческого выживания»
  72. ^ Jump up to: а б Кауфман 2009 г.
  73. ^ "О нас" . Исследовательский фонд Джонсона О'Коннора . Проверено 7 мая 2019 г.
  74. ^ «Тестирование и исследование способностей с 1922 года» . Исследовательский фонд Джонсона О'Коннора . Проверено 7 мая 2019 г.
  75. ^ Хайер, Ричард (29 мая 2014 г.). «Серое вещество и факторы интеллекта: существует ли нейро-г?» . п. 4 . Проверено 7 мая 2019 г.
  76. ^ «Коэффициент корреляции: определение» . ДМ-Стат 1 Консалтинг . Проверено 7 мая 2019 г.
  77. ^ Готфредсон, Л.С. (2006). «Социальные последствия групповых различий в когнитивных способностях». Во Флорес-Мендоса, CE; Колом, Р. (ред.). Познакомить с психологией индивидуальных различий . Издательство АртМед. стр. 433–456. ISBN  978-8536314181 .
  78. ^ Jump up to: а б Гарднер 2004 , с. 214
  79. ^ Jump up to: а б Уотерхаус, Линн (осень 2006 г.). «Множественный интеллект, эффект Моцарта и эмоциональный интеллект: критический обзор». Педагогический психолог . 41 (4): 207–225. дои : 10.1207/s15326985ep4104_1 . S2CID   33806452 .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33b542a7222c4a07238e3a17e8c43e26__1721562360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/26/33b542a7222c4a07238e3a17e8c43e26.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theory of multiple intelligences - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)