Вербальный интеллект
Вербальный интеллект – это способность понимать и рассуждать, используя понятия, сформулированные в словах. В более широком смысле это связано с решением проблем , абстрактным рассуждением . [1] и рабочая память . Вербальный интеллект – одна из наиболее перегруженных способностей . [2]
Лингвистический интеллект
[ редактировать ]Чтобы понять лингвистический интеллект, важно понять механизмы , которые контролируют речь и язык. Эти механизмы можно разбить на четыре основные группы: генерация речи (разговор), понимание речи (слух), генерация письма (письмо) и понимание письма (чтение).
В практическом смысле языковой интеллект — это степень, в которой человек может использовать язык , как письменный, так и устный, для достижения целей. [3]
Лингвистический интеллект является частью Говарда Гарднера , теории множественного интеллекта которая касается способности людей понимать как устную , так и письменную речь , а также их способности говорить и писать самостоятельно.
Разговорный язык
[ редактировать ]Поколение
[ редактировать ]Производство речи — это процесс, посредством которого мысль в мозгу преобразуется в понятную слуховую форму. [4] [5] [6] Это многоступенчатый механизм, в котором задействовано множество различных областей мозга. Первый этап — планирование, на котором мозг конструирует слова и предложения, которые преобразуют мысль в понятную форму. [4] Это происходит главным образом в нижней лобной коре , особенно в области, известной как зона Брока . [5] [6] [7] Далее мозг должен спланировать, как физически создать необходимые для речи звуки, связывая запланированную речь с известными звуками или фонемами . Хотя местоположение этих ассоциаций неизвестно, известно, что дополнительная двигательная область играет ключевую роль на этом этапе. [4] [8] [ нужна страница ] Наконец, мозг должен сигнализировать о том, что слова действительно должны быть произнесены. Это осуществляется премоторной корой и моторной корой . [8]
В большинстве случаев производство речи контролируется левым полушарием. В серии исследований Уайлдер Пенфилд , среди прочих, исследовал мозг как правшей (как правило, с доминированием левого полушария ), так и левшей (как правило, с доминированием правого полушария ) пациентов. Они обнаружили, что независимо от руки левое полушарие почти всегда отвечает за речь. Однако обнаружено, что в случаях нервного стресса ( кровоизлияния , инсульта и т. д.) правое полушарие обладает способностью брать на себя управление речевыми функциями. [9]
Понимание
[ редактировать ]Вербальное понимание — довольно сложный процесс, и он до конца не изучен. В результате различных исследований и экспериментов было обнаружено, что верхняя височная борозда активируется при прослушивании человеческой речи, и что обработка речи, по-видимому, происходит в зоне Вернике . [6] [8] [ нужна страница ]
Слуховая обратная связь и упреждение
[ редактировать ]Слух играет важную роль как в формировании речи, так и в ее понимании. Во время разговора человек слышит свою речь, а мозг использует услышанное как механизм обратной связи для исправления речевых ошибок . [10] Если одна коррекция обратной связи происходит несколько раз, мозг начнет включать коррекцию во всю будущую речь, превращая ее в механизм прямой связи . [10] Это очевидно у некоторых глухих людей. Глухота , как и другие, более мелкие недостатки слуха, могут сильно повлиять на способность человека понимать разговорную речь, а также говорить на ней. [11] Однако, если в более позднем возрасте человек теряет слух, большинство из них все равно могут поддерживать нормальный уровень вербального интеллекта. мозга Считается, что это связано с тем, что механизм прямой связи все еще помогает исправлять речевые ошибки даже при отсутствии слуховой обратной связи . [10]
Письменный язык
[ редактировать ]Поколение
[ редактировать ]Считается, что создание письменной речи тесно связано с созданием речи. С точки зрения нейрофизиологии считается, что зона Брока имеет решающее значение для ранней лингвистической обработки, а нижняя лобная извилина имеет решающее значение для семантической обработки. [6] [8] По мнению Пенфилда , письмо отличается от устного языка по двум основным признакам. Во-первых, вместо того, чтобы связывать мысль со звуками, мозг должен соотносить мысль с символами или буквами, а во-вторых, моторная кора активирует другой набор мышц при письме, чем при разговоре. [8] [ нужна страница ]
Понимание
[ редактировать ]Понимание письменной речи, как и понимание устной речи, по-видимому, происходит преимущественно в зоне Вернике . [8] [ нужна страница ] Однако вместо использования слуховой системы для получения языкового ввода понимание письменной речи опирается на зрительную систему.
Генетические связи
[ редактировать ]Хотя возможности используемых физических структур являются важными факторами в определении языкового интеллекта, существует несколько генов , связанных с индивидуальными языковыми способностями. [12] Ген NRXN1 связан с общими языковыми способностями, и было показано, что мутации этого гена вызывают серьезные проблемы с общим лингвистическим интеллектом. [12] развитие и Считается, что ген CNTNAP2 влияет на успеваемость речи , а мутации в этом гене, как полагают, участвуют в расстройствах аутистического спектра . [12] PCDH11 связан с языковыми способностями и считается одним из факторов, объясняющих различия в языковом интеллекте. [12]
Измерение и тестирование
[ редактировать ]( Шкала интеллекта взрослых Векслера III WAIS-III) делит вербальный IQ (VIQ) на две категории:
- Индекс вербального понимания ( VCI ) – словарный запас , сходства, информация и понимание.
- Индекс рабочей памяти ( WMI ) — арифметика , диапазон цифр и последовательность букв и цифр . [13] [14]
Тесты на беглость речи
[ редактировать ]В целом проверить языковой интеллект в целом сложно, поэтому различные виды тестов на беглость речи . часто используются [5] [7] [15]
- Тест на семантическую беглость – испытуемых просят произносить слова группами, например, животные, кухонные принадлежности, фрукты и т. д. Этот тип теста фокусируется на способности испытуемого генерировать слова, имеющие для них значение. Было обнаружено, что этот тест чувствителен к возрасту. [15]
- Формальный тест на беглость речи: испытуемых просят произносить слова с учетом определенных правил, основанных на буквах. Было обнаружено, что этот тест чувствителен к уровню образования. [15]
- Начальный тест на беглость письма. Тип формального теста на беглость письма, при котором испытуемого просят перечислить слова, начинающиеся с определенной буквы. [15]
- Тест на беглость исключенных букв – тип формального теста на беглость, при котором испытуемого просят перечислить слова, которые не содержат определенной буквы. [15]
- Тест на беглость глаголов . Испытуемых просят перечислить глаголы. Затем испытуемых проверяют на их способность использовать перечисленные глаголы. [15]
- Тест на вербальное воспроизведение: испытуемых просят прослушать монолог . Затем их просят повторить монолог, и испытуемый оценивается в зависимости от количества слов и лемм, использованных из исходного монолога. [3]
Беглая речь у детей
[ редактировать ]В одной серии тестов было показано, что когда детям проводились тесты на беглость речи, у них активировалась большая часть коры головного мозга по сравнению со взрослыми, а также активировались как левое, так и правое полушария. Скорее всего, это связано с высокой пластичностью вновь развивающегося мозга. [16]
Возможный конфликт
[ редактировать ]Недавно было проведено исследование, показавшее, что результаты теста на беглость речи могут различаться в зависимости от умственной направленности испытуемого. В этом исследовании умственная концентрация на физических механизмах производства речи привела к снижению времени произнесения речи, тогда как умственная концентрация на слуховой обратной связи улучшила это время. [17]
Расстройства, влияющие на языковой интеллект
[ редактировать ]Поскольку лингвистический интеллект основан на нескольких сложных навыках, существует множество расстройств и травм, которые могут повлиять на языковой интеллект человека.
Травмы
[ редактировать ]Повреждения и травмы головного мозга могут серьезно снизить способность человека к общению и, следовательно, снизить его языковой интеллект. Распространенными формами серьезных повреждений являются инсульты , сотрясения мозга , опухоли головного мозга , вирусные / бактериальные повреждения и повреждения, связанные с приемом лекарств . Тремя основными языковыми расстройствами , возникающими в результате этих травм, являются афазия , алексия и аграфия . [8] Афазия — это неспособность говорить, которая может быть вызвана повреждением зоны Брока или моторной коры . [8] Алексия — это неспособность читать, которая может возникнуть из-за повреждения области Вернике , в том числе и других мест. [8] [ нужна страница ] Аграфия — это неспособность писать, которая также может возникнуть из-за повреждения зоны Брока или моторной коры . [8] Кроме того, поражение обширных участков головного мозга может привести к любым сочетаниям этих нарушений, а также к утрате других способностей. [8]
Чистые языковые расстройства
[ редактировать ]Существует несколько расстройств, которые в первую очередь влияют только на языковые навыки. Тремя основными чисто речевыми расстройствами являются вербальная диспраксия развития , специфические речевые нарушения и заикание . [12] Вербальная диспраксия развития (ДВД) — это расстройство, при котором у детей возникают ошибки в произношении согласных и гласных. [12] Специфическое языковое нарушение (SLI) — это расстройство, при котором у пациента отсутствуют навыки овладения языком , несмотря на кажущийся нормальный уровень интеллекта в других областях. [12] Заикание – довольно распространенное расстройство, при котором речевой поток прерывается непроизвольным повторением слогов . [12]
Другие расстройства, влияющие на речь
[ редактировать ]Некоторые расстройства вызывают широкий спектр последствий, а нарушение речи является лишь одним из многих возможных симптомов . Двумя основными расстройствами этого типа являются расстройства аутистического спектра и эпилепсия . [12] Расстройство аутистического спектра (РАС) – это расстройство, при котором пациент страдает от снижения социальных навыков и умственной гибкости . В результате у многих пациентов, страдающих РАС, также возникают языковые проблемы, возникающие как из-за отсутствия социального взаимодействия, так и из-за снижения умственной гибкости. [12] Эпилепсия — это заболевание, при котором электрические сбои или нарушения связи в головном мозге вызывают судороги , приводящие к мышечным спазмам и активации других органов и систем организма. Со временем эпилепсия может привести к ухудшению когнитивных и поведенческих функций. Этот психический распад может в конечном итоге привести к потере языковых и коммуникативных навыков. [12] Некоторые авторы обсуждают взаимосвязь, существующую между экспрессивной речью и слуховой рецепцией, и, следовательно, речевые расстройства и нарушения слуховой обработки .
См. также
[ редактировать ]- Очерк человеческого интеллекта
- Язык
- Овладение языком
- Обработка предложений
- Нарушение слуховой обработки
- Речево-языковая патология
- Теория множественного интеллекта
- Тест на беглость речи
- Речь
- Обучение чтению
- Вербальный IQ в WAIS-III
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лювель, Коэн; Агелики Фустана; Патрик Онгена; Ливен Вершаффель (апрель 2013 г.). «Роль вербального и исполнительского интеллекта в выборе и реализации детской стратегии» . Обучение и индивидуальные различия . 24 : 134–138. дои : 10.1016/j.lindif.2013.01.010 .
- ^ Векслер, Д. (1997). Шкала интеллекта взрослых Векслера III (WAIS-III).
- ^ Перейти обратно: а б Фернандес-Мартинес, Фернандо; Ксения Заблоцкая; Вольфганг Минкер (август 2012 г.). «Методы категоризации текста для автоматической оценки вербального интеллекта» . Экспертные системы с приложениями . 39 (10): 9807–9820. дои : 10.1016/j.eswa.2012.02.173 .
- ^ Перейти обратно: а б с Боланд, Джейсон; Дэниел Баллок; Фрэнк Гюнтер (июль 2010 г.). «Нейронные представления и механизмы выполнения простых речевых последовательностей» . Журнал когнитивной нейронауки . 22 (7): 1504–1529. дои : 10.1162/jocn.2009.21306 . ПМЦ 2937837 . ПМИД 19583476 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дэн, Харука; Сано, Кютоку; Огуро, Ёкота; Цузуки, Ватанабэ (август 2013 г.). «Специфические для языка модели корковой активации для задач беглости речи на японском языке, оцененные с помощью многоканальной функциональной спектроскопии в ближнем инфракрасном диапазоне». Мозг и язык . 126 (2): 208–216. дои : 10.1016/j.bandl.2013.05.007 . ПМИД 23800710 . S2CID 22086622 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Родд, Дж. М.; М. Х. Дэвис; И. С. Джонсруд (август 2005 г.). «Нейральные механизмы понимания речи: фМРТ-исследования семантической неоднозначности» . Кора головного мозга . 15 (8): 1261–1269. CiteSeerX 10.1.1.590.5918 . дои : 10.1093/cercor/bhi009 . ПМИД 15635062 .
- ^ Перейти обратно: а б Конрад, Андреас; Горан Вучуревич; Франческо Муссо; Георг Винтерер (апрель 2012 г.). «Корреляты вербального интеллекта VBM-DTI: потенциальная связь с областью Брока» . Журнал когнитивной нейронауки . 24 (4): 888–895. дои : 10.1162/jocn_a_00187 . ПМИД 22220724 . S2CID 28116411 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Пенфилд, Уайлдер (1959). Речь и мозговой механизм . Атенеум.
- ^ Дойдж, Норман (2007). Мозг, который меняет себя: истории личного триумфа на передовых рубежах науки о мозге . Книги о пингвинах.
- ^ Перейти обратно: а б с Перкелл, Джозеф (сентябрь 2012 г.). «Цели движения, механизмы обратной связи и прямого управления в речевом производстве» . Журнал нейролингвистики . 25 (5): 382–407. дои : 10.1016/j.jneuroling.2010.02.011 . ПМЦ 3361736 . ПМИД 22661828 .
- ^ Турвиль, Джейсон; Кевин Рейли; Франк Гюнтер (1 февраля 2008 г.). «Нейронные механизмы, лежащие в основе слухового контроля речи» . НейроИмидж . 39 (3): 1429–1443. doi : 10.1016/j.neuroimage.2007.09.054 . ПМЦ 3658624 . ПМИД 18035557 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Салонтай, Адам; Каталин Чисар (сентябрь 2013 г.). «Генетическое понимание функциональных элементов языка». Генетика человека . 132 (9): 959–986. дои : 10.1007/s00439-013-1317-0 . ПМИД 23749164 . S2CID 17320009 .
- ^ Аксельрод, Брэдли Н. (2001). «Продолжительность применения шкалы интеллекта Векслера-III для взрослых и шкалы памяти Векслера-III» . Архив клинической нейропсихологии . 16 (3): 293–301. дои : 10.1093/arclin/16.3.293 . ПМИД 14590179 .
- ^ «Шкала интеллекта взрослых Векслера — обзор | Темы ScienceDirect» . www.sciencedirect.com . Проверено 16 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Казальс-Колл, М.; Санчес-Бенавидес; Кинтана; Манеро; Роньони; Кальво; Паломо; Аранчива; Тамайо; Пена-Казанова (январь – февраль 2013 г.). «Нормативные исследования испанского языка среди молодых людей (проект NEURONORMA для молодых людей): Нормативные данные: нормы тестов на беглость речи» . Неврология . 28 (1): 33–40. дои : 10.1016/j.nrleng.2012.02.003 . ПМИД 22652141 .
- ^ Гайяр, штат Вирджиния; Герц-Паннье; Мотт; Барнетт; ЛеБиан; Теодор (январь 2000 г.). «Функциональная анатомия когнитивного развития - фМРТ беглости речи у детей и взрослых». Неврология . 54 (1): 180–185. дои : 10.1212/wnl.54.1.180 . ПМИД 10636145 . S2CID 36324874 .
- ^ Лисман, Аманда; Нираджа, Садагопан (май – июнь 2013 г.). «Фокус внимания и речевая моторика». Журнал коммуникативных расстройств . 46 (3): 281–293. дои : 10.1016/j.jcomdis.2013.02.002 . ПМИД 23497961 .