Жалоба Марса
Жалоба Марса , [1] — одно из Джеффри Чосера коротких стихотворений , вызвавшее множество критических комментариев. Хотя это стихотворение рассматривалось как аллегорическое, астрономическое и интерпретативно-оценочное по своей природе, ряд критиков рассматривали стихотворение только как описание астрономического события. [2] Хотя это событие очевидно в рассказе, несоответствия между рассказом и реальным состоянием неба позволили провести полезное исследование астрологических верований во времена Чосера.
Краткое содержание
[ редактировать ]История начинается с дней, предшествовавших 12 апреля 1385 года, когда Венера , богиня любви, и Марс , бог войны, запланировали роман. Прежде чем они встретятся, Венера преподает Марсу урок понимания и заботы. Она учит Марса никогда не презирать ни одного любовника и запрещает ему когда-либо снова испытывать чувство ревности, тирании, жестокости или высокомерия. После того, как он был унижен силой Венеры и пообещал подчиняться ее приказам, Марс терпеливо ждет, пока Венера встретится с ним, чтобы у них мог быть роман. Вместе Марс и Венера царствовали на небесах, пока, наконец, не пришло время Марсу войти в дом Венеры своим замедленным шагом, пока она наконец не настигла его. К сожалению, Марс и Венеру затем разбивает Феб , бог Солнца. Он поспешно ворвался через ворота дворца, пока Венера и Марс еще находятся в спальнях, и пролил свет на ситуацию.
Когда теперь уже беспомощная замужняя Венера начала плакать и бежать со сцены, Марс начал плакать слезами искр и приготовился к битве с Фебом. Хотя он и не собирался сражаться с Солнцем, Марс утянул вниз лишь дополнительный вес его брони. Когда из глаз Марса вырвались огненные искры, он надел шлем и начал пристегивать меч. Поскольку Марс был настолько обезумел и отягощен, его начало трясти до такой степени, что его броня развалилась на несколько частей. Он был не в состоянии сражаться с Фебом, поэтому Марс стал следовать за Венерой. Хотя судьба распорядилась так, что двое влюбленных никогда не будут вместе, Марс был вынужден медленно следовать за Венерой, поскольку она бежала, чтобы избежать столкновения с Фебусом. Поскольку Марс отягощен своей броней, он не может двигаться достаточно быстро, чтобы воссоединиться со своей любовью.
Плач Марса
[ редактировать ]Плач Марса представляет собой список жалоб из пяти частей, в котором излагаются недовольства Марса по поводу его разрыва романа с Венерой. Однако Чосер утверждает, что для того, чтобы умело жаловаться, должна быть определенная причина. По сути, без конкретной причины жалующийся человек будет воспринят как глупец. Марс, с другой стороны, не лишен причины. Вместо этого Чосер использует это время, чтобы заявить о боли, которую испытывает Марс, и вместо того, чтобы ожидать лекарства, рассчитывает объявить причины тяжести, которую он чувствует:
Порядок выполнения требует умелого
Что существо будет жалостливо плейнить,
Вот почему люди плейны;
Или люди могут говорить, что он плейнет безумие
И причины; увы, это не я.
Поэтому основа и причина всех моих пейнов,
И хотя мой беспокойный ум может ударить по Аттейну,
Я буду репетировать; не для того, чтобы получить возмещение,
Но заявить о своей тяжести. [3]
Я.
[ редактировать ]Сначала Марс начинает вспоминать о том, как Бог управляет всем разумом, и, хотя Марс отдал Ему все свое служение и преданность, ему суждено никогда больше не увидеть своей любви. В этом разделе обсуждаются полезные свойства Венеры. Несмотря на то, что она наделена удачей, добродетелью и мелодией всех приятных инструментов, Марс не может забыть этого томного от любви увлечения женщиной, которую он больше никогда не увидит. Тем не менее, его сердце было обещано Венере, и он клянется никогда больше не любить, пока не умрет, поскольку он планирует умереть, служа ей; если не будет дарована милость, он никогда больше не увидит ее.
II.
[ редактировать ]Хотя очевидно, что Марс находится в беде, продолжая свои стенания, он, похоже, обеспокоен тем, кто выслушает его жалобы. Ибо Марс не может тратить свое время на жалобы Венере, поскольку она только причиняет ему тяжесть от боли, страха и печали, которые она ему оставила. Похоже, что большая часть беспокойства Марса проистекает из его неуверенности в ее безопасности и благополучии. Иногда, утверждает Марс, дамы не жалеют мужчин, которых оставляют позади, поскольку их охватывает ревность, и они начинают посвящать себя смерти. Женщины не могут никому угодить, поскольку Марс считает, что только ложный любовник имеет какое-либо утешение, поскольку на самом деле любовь не существует, кроме как для того, чтобы причинять страдания.
III.
[ редактировать ]Марс начинает исследовать значение любви, созданной Богом. Почему люди должны быть вынуждены любить вопреки своей воле? Хотя людям может быть больно только от горя, Марс видит, что радость любви длится лишь долю секунды, пока мерцает глаз. Почему люди так жаждут любви, ведь это всего лишь боль, которую им приходится терпеть? Марс продолжает удивляться тому, что Бог сотворил такую жестокость, которая либо сломила бы Его народ, причинив больше печали, чем изменения луны.
IV.
[ редактировать ]Марс сравнивает свою любовь к Венере с любовью людей к фиванской броши. Он утверждает, что Венера и брошь драгоценны, редко встречаются в природе и настолько прекрасны, что захватывают сердце любого человека, который взглянет на них. Однако Марс упустил это сокровище и потерял ее из-за судьбы. Таким образом, Марс снова винит Бога в своей потере, поскольку Он несет ответственность за создание красоты Венеры, разжигая очарование Марса и, таким образом, доводя его до смерти без нее.
V.
[ редактировать ]В целом Марс завершает свой плач признанием боли и печали, которые он испытывает. Вместо того, чтобы продолжать винить в своих бедах высшие силы, Марс просто просит жалости и доброты. Он призывает женщин, хотя они и естественны и неизменно красивы, проявлять милосердие к мужчинам, чьи сердца они разбивают. Мужчины не должны сильно разочаровываться в красоте, щедрости, вежливости и никогда глубоко не сожалеть о женщинах, которые когда-либо были дороги. В целом, мужчинам следует проявить доброту к этим женщинам, поскольку они не могут контролировать судьбу.
Предлагаемая астрологическая связь
[ редактировать ]Хотя история намекает на то, что у богов роман, на самом деле история описывает чисто астрономическое явление. В этот момент в 1385 году планетарные орбитали Марса и Венеры вошли в дом Тельца . С Земли это выглядело так, будто планеты почти пересеклись и стали одним целым. Тем не менее, поскольку Марс имеет гораздо большую планетарную орбиту, чем Венера, казалось, что планета двигалась по небу гораздо медленнее. Таким образом, Марс изображался медленно скользящим, чтобы в конечном итоге встретиться с Венерой в ее дворце. Когда Феб разрывает любовную связь неожиданной пары, астрономически солнце вошло и в дом Тельца, буквально освещая своими лучами планеты. С факелом в руке Феб не только разоблачил роман Венеры и Марса, но и прогнал их с их позиции в доме Тельца.
После разделения Марса и Венеры в рассказе планеты как будто разошлись по небу. Тем не менее, из-за размера планетарных орбиталей Венера, похоже, удалялась от дома Тельца гораздо быстрее, чем Марс. Таким образом, Чосер использует образ Марса в тяжелых доспехах как средство объяснения природных явлений. В целом «Жалоба Марса» служит аллегорией астрологических явлений, произошедших в апреле 1385 года. Хотя эта дата все еще вызывает споры, астрологические факты представлены как подтекст стихотворения Чосера.
Оригинальный римский миф
[ редактировать ]Адаптации римских мифов были популярны среди многих авторов Средневековья, и Чосер написал несколько стихотворений в этом духе, например «Жалобу Марса». Изображение Марса и Венеры Чосером не сильно отклоняется от первоначального мифа. Однако некоторые изменения заметны.
Отсутствие Вулкана
[ редактировать ]Согласно римской мифологии, Вулкан — бог кузнечного дела и ковки, сын Юпитера и Юноны — был настолько уродлив, что ни одна женщина никогда не вышла за него замуж. Затем Зевс вынудил сопротивляющуюся Венеру выйти замуж за Вулкана, чтобы у него была жена:
Обручальные дары, которые я [Гефест] даровал ему [Зевсу] для его распутной дочери [Афродиты]. [4]
Несмотря на то, что она была его женой, это не мешало Венере участвовать в многочисленных романах как со смертными, так и с богами. Некоторые из наиболее известных ее партнеров — человек Адонис (убитый кабаном), смертный Анхис, Вакх, Марс и ряд других римских богов. Марс, являющийся самым известным из ее возлюбленных, изображается в различных средневековых поэмах и литературе.
Однако в версии Чосера знаменитого романа между богиней любви и богом войны Вулкан загадочным образом отсутствует. В оригинальном мифе Вулкан является ключевым персонажем в раскрытии супружеской измены. В оригинальном мифе Феб (солнце) изначально «разоблачает» отношения, сообщая Вулкану о их существовании. Однако именно Вулкан раскрывает измену своей жены остальным олимпийским богам, а не Феб, как в версии Чосера.
Считается, что Солнце [Гелиос Солнце] было первым, кто увидел прелюбодеяние Венеры [Афродиты] с Марсом [Аресом]: Солнце первым увидело все сущее. Потрясенный этим зрелищем, он рассказал мужу богини Юнонигене [Гефесту], как и где ему наставили рога. Тогда сердце Вулкана [Гефеста] упало, и из рук его ловких кузнецов выпало и произведение, которое он держал. Он сразу же выковал сеть, сеть из тончайших бронзовых звеньев, слишком тонкую, чтобы ее можно было увидеть, триумф, не превзойденный тончайшими шелковыми нитями или паутиной, которую паук протягивает под балкой стропил. Он создал его так, чтобы он реагировал на малейшее прикосновение или малейшее движение; затем с тонким мастерством разложил его вокруг кровати. Поэтому, когда его жена легла вместе со своим любовником, ловко сконструированная сеть ее мужа удерживала их обоих в ловушке, пока они обнимались. Лемний [Гефест] тотчас же распахнул двери из слоновой кости и впустил богов. Эти двое лежали там, рыча от стыда. Боги не были недовольны; один из них вот так молился о стыде. Они смеялись и смеялись; этот радостный эпизод долгое время оставался лучшим рассказом, облетевшим небеса. [5]
Солнце
[ редактировать ]В «Жалобе Марса» Солнце, называемое Фебом, освещает своим светом Венеру и Марс, обнажая их роман, позволяя всем богам увидеть их вместе. После того, как Венера убегает, они вступают в битву.
Однако в оригинальном римском мифе Феб не разоблачает супружескую измену Венеры и Марса. Вместо этого он случайно встречает этих двоих и сообщает об этом Вулкану. Вместо этого разъяренный Вулкан создает сеть, чтобы поймать пару, когда в конце концов ловит их вместе в постели:
Когда Вулкан [Гефест] узнал, что Венера [Афродита] тайно лежит с Марсом [Аресом] и что он не может противостоять его силе, он сделал цепь из адаманта и обернул ее вокруг кровати, чтобы ловкостью поймать Марса. Когда Марс пришел на место встречи, он вместе с Венерой попал в ловушку так, что не смог выбраться. Когда Сол [Гелиос-Солнце] сообщил об этом Вулкану, он увидел их лежащими обнаженными и призвал всех богов, которые видели. [6]
Однако Феб играет гораздо более доминирующую роль в «Жалобе Марса». Феб Чосера исполняет роли Феба и Вулкана из оригинального мифа, объединенных в одного персонажа, хотя он не женат на Венере. В интерпретации сказки Чосером, которая в большей степени основана на движении планет, чем на действиях богов, отсутствие Вулкана не слишком меняет повествование истории.
Стихотворение ко Дню святого Валентина
[ редактировать ]К 1400 году многочисленные группы публично отмечали День Святого Валентина. В честь этого события на празднике было прочитано множество романтических стихов и рассказов, в том числе известная «Жалоба Марса». [7]
«Жалоба Марса» была популярна не только среди некоторых социальных групп, но и приобрела огромную популярность при дворе среди дворян и аристократов того периода. Произведение явно представляло собой «стихотворение ко Дню святого Валентина. День святого Валентина также отмечался как придворный праздник и стал известен лишь позже». [8]
Подобные случаи не только подтверждают романтическое значение стихотворения, но и сам текст отсылает к Святому Валентину и его празднику.
Есть несколько аллегорий, которые указывают на то, что «Жалоба Марса» - это стихотворение ко Дню святого Валентина, например, ссылки на фолы или птиц. Сам святой Валентин в средневековой поэзии часто изображался как «покровитель спаривания птиц и людей-любовников», хотя до сих пор точно неизвестно, почему и как святой стал ассоциироваться с птицами и любовниками. [9] В средневековой литературе птицы тесно связаны с внебрачными связями человека. [7] или, в случае Марса и Венеры, небесные дела. В начале стихотворения Чосер ясно упоминает птиц и их связь с любовью в строках (1–4) и (13–14):
«Гладет, вы, мерзавцы Морове Серого!
На! Венера, воскресшая среди этих роз!
И мука свежая, почтит вас сей день;
Ибо, когда восстанет солнце, тогда вы рассеетесь».
—————
«Сейнт Валентайн, такое нарушение, которое я совершаю
В твой день его сын поднялся с места». [3]
Чтобы еще больше подтвердить связь между птицами и романтикой, «существует хорошо известное народное поверье, что птицы должны были выбирать себе пару в День святого Валентина, и что люди думали, что они должны следовать этому примеру в выборе себе любовников». [7] Чосер использовал эту аллергию на птиц не только в «Жалобе на Марс», но и в другом своем романтическом стихотворении «Парламент фолов» , которое часто читалось в День Святого Валентина.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Жалоба Марса (текст)» . ЭЧосер и Джерард НеКастро / Университет штата Мэн в Макиасе. Архивировано из оригинала 10 января 2016 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ НеКастро, Джерард. «Чосер в XXI веке» . ЭЧаусер . Университет штата Мэн в Макиасе . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Чосер, Джеффри; Бенсон, Ларри Дин (1992). Риверсайд Чосер: Жалоба Марса . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 647.
- ^ Гомер, Одиссея 8. 267 и далее (пер. Шуринг) (греческий эпос C8-го до н.э.)
- ^ Овидий, Метаморфозы 4. 170 и далее (перевод Мелвилла) (римский эпос от C1st до н.э. до C1st нашей эры)
- ^ Псевдо-Гигин, Басни 148 (перевод Гранта) (римский мифограф C2nd нашей эры)
- ^ Jump up to: а б с Брэдди, Холдин. «Чосер и Граунсон: Традиция Валентина». ПМЛА, том. 54, нет. 2, 1939, стр. 359–368. JSTOR 458560 .
- ^ Делахойд, Майкл. « Жалоба Марса » , Университет штата Вашингтон, 4 октября 2012 г.
- ^ Оруч, Джек Б. «Св. Валентин, Чосер и весна в феврале». Зеркало, том. 56, нет. 3, 1981, стр. 534–565. JSTOR 2847741 .