Адур Гушнасп
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Адур Гушнасп ( среднеперсидский : 𐭠𐭲𐭥𐭫𐭩 𐭦𐭩 𐭢𐭱𐭯 ʾtwly ZY gšnsp [ 1 ] Адур и Гушнасп ; Новый : Азаргушасб персидский [ 2 ] — название зороастрийского священного огня высшей степени ( Аташ Бехрам ), служившего одним из трёх наиболее священных огней доисламского Ирана ; [ 3 ] двое других - Адур Фарнбаг и Адур Бурзен-Мир . [ 4 ] Из этих трех пожаров Адур Гушнасп — единственный пожар, чья храмовая структура была обнаружена и «для которого доступны археологические, сигиллографические и текстовые свидетельства». [ 4 ]
История
[ редактировать ]Местоположение и цель
[ редактировать ]Храм, построенный сасанидскими царями, находился в городе Шиз в Адурбадагане , ныне современный Тахте-Сулейман в провинции Западный Азербайджан . [ 4 ] [ 5 ] Он служил известным местом паломничества. [ 4 ] Отождествление местонахождения Тахте-Сулеймана с храмом огня Адур-Гушнаспа стало ясным, когда там была обнаружена булла сасанидской эпохи, на которой была гравировка «Первосвященник дома огня Гушнаспа» ( Моубед и ксанаг и Адур и Гушнасп ). [ 6 ]
Источник
[ редактировать ]Огонь не упоминается в ранних сасанидских источниках, и археология предполагает, что огонь впервые был перенесен на место в Адурбадагане в конце 4-го или начале 5-го века. [ 7 ] При Сасанидах огонь был связан с сословием воинов ( артештар ), к которому принадлежала сама Сасанидская династия. [ 8 ] Точно так же, как Аршакиды на Адур-Бурзен-Михре, сасанидские цари одаривали храм Адура Гушнаспа, первым зарегистрированным царем был Бахрам V ( годы правления 420–438 ). [ 7 ] Последний упоминается в нескольких случаях, связанных с огнем, например, во время празднования там Новруза и Саде , а также в поручении первосвященнику обратить в свою веру его индийскую жену. [ 9 ] Сообщается, что Хосров I ( годы правления 531–579 ) посетил огонь перед тем, как начать военную экспедицию. [ 9 ]
Он также пожертвовал храму огня значительную сумму, которая была частью дани, которую византийцы платили сасанидцам. [ 9 ] Короли были не единственными, кто приносил жертвы огню; согласно Саддару Бундахешу, во время молитвы о возвращении зрения рекомендуется поклясться: «Я сделаю глаз из золота и отправлю его Адуру Гушнапу» или, чтобы сделать ребенка проницательным и разумным, послать подарок огонь. [ 9 ] Храм огня Адур Гушнасп был известен своим огромным богатством в византийских и исламских источниках. [ 6 ]
Разграбление византийцами
[ редактировать ]Храм огня был разграблен Ираклием в 623/4 году во время Византийско-Сасанидской войны 602–628 годов . [ 10 ] Иранцам удалось сохранить огонь, который они позже восстановили в храме, который был быстро восстановлен. [ 11 ] Апокалиптический среднеперсидский текст Занди Вахман Ясн может сообщать о некоторой форме современных воспоминаний о разрушении храма; «Они снимут Адур Гушнасп с его места... из-за (опустошения) этих армий Адур Гушнасп будет перенесен в Падишхваргар ». [ 9 ]
Упадок и падение
[ редактировать ]Огонь продолжал гореть в течение длительного периода в исламскую эпоху, но в конечном итоге преследования усилились, и к концу 10 или началу 11 века огонь, скорее всего, был потушен. [ 9 ] Вскоре после этого местный мусульманский правитель использовал остатки храма, чтобы построить дворец на вершине холма. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миддлтон, Шейла Хоуи; Коркилл, Норман Лейс; Монтегю, Леопольд Агар Денис (1998). Печати, перстни, гравированные драгоценные камни и амулеты в Королевском мемориальном музее Альберта, Эксетер: из коллекций подполковника Л.А.Д. Монтегю и доктора Н.Л. Коркилла; Фотографии Роберта Уилкинса . Городские музеи Эксетера и автор. п. 90. ИСБН 978-1-85522-587-9 .
- ^ персидские варианты: Азаргушнасб c , Азаршасп Новые ; см. словарь Деххода
- ^ Киа 2016 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Поттс и Канепа 2018 .
- ^ Годрат-Дизаджи 2010 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б Ямамото 1981 , стр. 75.
- ^ Jump up to: а б Бойс 1984 , с. 124.
- ^ Ямамото 1981 , с. 84; Бойс 1983 , стр. 475–476.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Бойс 1983 , стр. 475–476.
- ^ Бойс 1983 , стр. 475–476; Бойс 1984 , с. 142; Ямамото 1981 , с. 75
- ^ Бойс 1983 , стр. 475–476; Бойс 1984 , с. 142
Источники
[ редактировать ]- Бойс, М. (1983). «Адур Гушнасп» . Энциклопедия Ираника, Том. Я, Фаск. 5 . стр. 475–476.
- Бойс, Мэри (1984). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. стр. 1–252. ISBN 9780415239028 .
- Годрат-Дизаджи, Мехрдад (2010). «Адурбадаган в позднесасанидский период: исследование по административной географии». Иран: Журнал Британского института персидских исследований . 48 (1): 69–80. дои : 10.1080/05786967.2010.11864774 . S2CID 163839498 .
- Киа, Мехрдад (2016). Персидская империя: Историческая энциклопедия [2 тома]: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1610693912 .
- Пейн, Ричард Э. (2015). Состояние смеси: христиане, зороастрийцы и иранская политическая культура в поздней античности . Университет Калифорнии Пресс. стр. 1–320. ISBN 9780520961531 .
- Поттс, Дэниел; Канепа, Мэтью (2018). «Огни Ирана, великие» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Пуршариати, Парване (2008). Упадок и падение Сасанидской империи: Сасанидско-Парфянская конфедерация и арабское завоевание Ирана . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-1-84511-645-3 .
- Ямамото, Юмико (1981). «Зороастрийский храмовый культ огня в археологии и литературе (II)» . 17 . Токийский университет: 67–104.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бойс, Мэри ; Грене, Франц (1991). Бек, Роджер (ред.). История зороастризма, зороастризм под македонским и римским правлением . Лейден: Брилл. ISBN 978-9004293915 .
- Годрат-Дизаджи, Мехрдад (2011). «Распад Сасанидской гегемонии над Северным Ираном». Ираника Антиква . 46 : 153–302. дои : 10.2143/IA.46.0.2084424 .