Жанры классической китайской поэзии
Жанры классической китайской поэзии - это те жанры, которые типичны для традиционных китайских стихов, написанных на классическом китайском языке . Некоторые из этих жанров засвидетельствованы еще во время публикации « Классика поэзии» , датируемого традиционно и грубо оцененным временем примерно в 10–7 веках до нашей эры, на территории современного Китая, но в то время состоявшим из различных независимые государства. Термин «жанры» относится к различным аспектам, таким как тема, тема и предмет, какие сравнения или метафоры считались подходящими или как они будут интерпретироваться, а также другие соображения, такие как словарный запас и стиль. Эти жанры в целом, но не всегда, были независимы от форм классической китайской поэзии . Многие или большинство из этих форм и жанров были разработаны династией Тан , а использование и развитие жанров классической китайской поэзии активно продолжалось вплоть до « Движения четвертого мая» в 1919 году и продолжается даже сегодня, в 21 веке.
Жанр поэзии в пейзажном стиле
[ редактировать ]Подобно классификации китайской живописи, некоторая поэзия считается «пейзажной поэзией», поскольку в ней в основном используются изображения сцен природы. Частично происхождение этого можно увидеть в образах природы Шицзин . Кроме того, собрание в павильоне орхидей большое влияние в этом отношении оказало . Аналогично этот жанр можно разделить на два поджанра: более домашнюю поэзию природы жанра «Поля и сады» и более совершенно необузданную природу, встречающуюся в «Реках и горах» ( шаньсуй ши ). [1] Пейзажный стиль поэзии также получил импульс благодаря счастливому соединению с аналогичными общими разработками в китайской живописи, такими как стиль Шань-шуй .
Реки и горы
[ редактировать ]Реки и горы или Шаньшуй стиль или жанр поэзии включают в себя или изображают натуралистические образы или обстановку. Горы , реки и часто водопады занимают видное место в этом виде искусства. Прямое внимание этой поэзии, как правило, уделяется самой сцене, а не человеческим элементам или зрителям сцены. Одним из величайших образцов этого типа поэзии был Ван Вэй . [2]
Поля и сады
[ редактировать ]Хотя стиль или жанр поэзии «Поля и сады» включает в себя изображения натуралистических образов или обстановки, таких как жанр «Горы и реки», обстановка и специфика больше ориентированы на возделываемую сельскую местность и одомашненный сад. Тао Цянь , также известный как Тао Юаньмин, писал стихи, иллюстрирующие эту форму. [3]
Frontier Fortress (пограничная крепость, вне крепости или крепость под песню)
[ редактировать ]«Пограничная крепость» ( традиционный китайский : 邊塞 ; упрощенный китайский : 边塞 ; пиньинь : biānsài ), но также известный под другими названиями, такими как «За пределами границ», этот жанр классической китайской поэзии посвящен переживаниям – реальным или воображаемым – жизнь на окраине китайской империи. Они расположены главным образом в засушливых регионах на севере и западе, которые были отдаленными, подверженными экстремальным температурам, песчаным и пыльным бурям и населенными иногда экзотическими, а часто враждебными людьми. Тем не менее, эти приграничные районы были жизненно важны для империи: политически из-за имперских амбиций, экономически из-за торговли по Шелковому пути и символически. Важными поэтами, писавшими в этом жанре, являются Гао Ши и Цэнь Шен , оба из династии Тан.
Гуфэн
[ редактировать ]Гуфэн (古風), буквально «древние арии», — жанр китайской поэзии, основанный на разделе «Арии ( фэн ) из королевств (государств)» Шицзин . Примеры включают Ли Бо гуфэн на горе Тайбай . Ли Бо также написал стихотворение под названием 古風. [4]
Хуайгу , вспоминая прошлое
[ редактировать ]Один широко распространенный жанр известен как хуайгу ( традиционный китайский : 懷古 ; упрощенный китайский : 怀古 ; пиньинь : huáigǔ ). В стихотворениях этого типа поэт оглядывается на ушедшее время, место или людей. По словам Бертона Уотсона, это «одна из вечных тем китайской поэзии», в которой «поэт созерцает руины былой славы». [5]
Хуэйвэнь , стиль стихотворения «палиндром».
[ редактировать ]Главным автором поэмы-палиндрома был Су Хуэй . Ее стихотворение «Сюаньцзи Ту» имеет форму сетки двадцать девять на двадцать девять символов, и его можно читать вперед или назад, по горизонтали, вертикали или диагонали.
Поэзия полуночных песен
[ редактировать ]Поэзия «Полуночные песни», также известная как стиль Цзы Е , или «Леди Полуночная», предположительно возникла у одноименной профессиональной певицы четвертого века из династии Восточная Цзинь . [6]
Сяосян поэзия
[ редактировать ]Поэзия Сяосян имеет давнюю традицию в Китае, а позже приобрела влияние и во всем мире. Эта поэзия была связана с регионом Сяосян в Китае, который, в свою очередь, исторически был связан с социальным и политическим изгнанием.
Юаньская поэзия смерти и разрушения ( санлуань )
[ редактировать ]Один жанр классической китайской поэзии известен как санлуань ( традиционный китайский : 喪亂 ; упрощенный китайский : 丧乱 ; пиньинь : sāngluàn ; Уэйд-Джайлс : сан-луань ): это жанр стихов, связанный с поэзией династии Юань , которая тематически имеет отношение к опустошению войны и связанным с ней смертям и беспорядкам, в частности, к жестоким и бурным событиям, предшествовавшим и произошедшим в ходе основания династии Юань Хубилай - ханом . Одним из великих китайских поэтов времен династий Цзинь и Юань, написавшим выдающиеся примеры такого рода поэзии, был Юань Хаовэнь . однако можно сказать, что жизненно важным предшественником в этом жанре был Ду Фу в отношении тех стихов, которые он написал в разгар восстания Ань Лушань .
См. также
[ редактировать ]- Китайская литература, секция классической поэзии
- Китайская поэзия
- Ци (стихи)
- Классик поэзии
- Классическая китайская поэзия
- Пять классиков
- Фу (поэзия)
- Ханьская поэзия
- Хуэджу
- Список поэтов китайского языка
- Цюй (стихи)
- Римский словарь
- Стол для инея
- Шаньшуй
- Танская поэзия
- Тоновый рисунок
- Сяосян
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цай, Цзун-Ци (2007). Как читать китайскую поэзию: управляемая антология . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-13941-0 .
- Чавес, Джонатан (1986). Колумбийская книга поздней китайской поэзии: династии Юань, Мин и Цин (1279–1911) . ISBN 0-231-06149-8 .* Лю, Ву-Чи и Ло, Ирвинг (1975). Великолепие подсолнуха: три тысячи лет китайской поэзии . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-35580-X .
- Дэвис, А.Р. (Альберт Ричард), редактор и введение в « Книгу китайских стихов Пингвина» . (Балтимор: Penguin Books (1970).
- Франкель, Ганс Х. (1978). Цветущая слива и дворцовая дама . (Нью-Хейвен и Лондон: издательство Йельского университета) ISBN 0-300-02242-5
- Фуллер, Майкл А. (2018). Введение в китайскую поэзию: от канона поэзии до лирики династии Сун . ISBN 9780674983885 .
- Го Чунин Го Чуньин и др. Чжунго гудай цзюньши шиге цзинсюань Избранная древняя китайская военная поэзия . Издательство Народно-освободительной армии Цзефанцзюнь чубанше. ISBN 7-5033-1434-6
- Хэмилл, Сэм (2000). Переправа через Желтую реку: триста китайских стихотворений . Издания БОА. ISBN 1-880238-98-5 .
- Хинтон, Дэвид (2008). Классическая китайская поэзия: Антология . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 0-374-10536-7 / ISBN 978-0-374-10536-5 .
- Хинтон, Дэвид (2002). Дом в горах: Поэзия дикой природы Древнего Китая . Контрапункт. ISBN 1-58243-149-3
- Майр, Виктор (1994). Колумбийская антология традиционной китайской литературы . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-07429-8 .
- Мейнард, Кевин (2019). Железная флейта: военная поэзия древнего и средневекового Китая . Публикации Дуги. ISBN 978-1911469-10-0
- Метай, Мишель [перевод Гладдинга, Джоди] (2017). Возвращение диких гусей: китайские двусторонние стихи . Китайский университет Гонконга Press и New York Review Books. ISBN 978-962-996-800-7 .
- Оуэн, Стивен (1996). Антология китайской литературы: от начала до 1911 года . WW Нортон и компания. ISBN 0-393-97106-6 .
- Ситон, JP (2006). Антология китайской поэзии Шамбалы . Шамбала ISBN 978-1-57062-862-7 .
- Хью МакБирни Стимсон (1976). Пятьдесят пять стихотворений Тан . Дальневосточные издания: Йельский университет. ISBN 0-88710-026-0
- Уотсон, Бертон (1984). Колумбийская книга китайской поэзии: от ранних времен до тринадцатого века . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-05683-4 .* Уотсон, Бертон (1971). КИТАЙСКИЙ ЛИРИЗМ: Поэзия Ши со второго по двенадцатый век . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-03464-4
- Уильямс, Николас Морроу (2019). Жанр фу императорского Китая: исследования рапсодического воображения . Издательство Амстердамского университета. ISBN 9781641893312
- Йип, Вай-лим (1997). Китайская поэзия: антология основных модусов и жанров . Дарем и Лондон: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-1946-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Статья в китайской Википедии о Ши (詩) Статья в китайской Википедии о Ши (詩)
- Китайские стихи — сборник китайских стихов в оригинальных переводах на китайский язык, пиньинь и английский язык.
- Понять основные формы джинтиши (регулируемого стиха).
- [1]