Рикбакца
Общая численность населения | |
---|---|
1600 [ 1 ] (2020) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Бразилия | |
Языки | |
Рикбакца , португальский | |
Религия | |
Анимизм |
Рикбакца — коренная этническая группа из региона Мату-Гросу в Бразилии .
Имя
[ редактировать ]Рикбакца (Рикбакца рик , человек + бак , человек + ца [суффикс множественного числа]), самоназвание группы, можно перевести как «человеческие существа». Варианты написания включают Ricbacta, Erikbaktsa, Erigpaktsa, Erigpagtsá, Erigpactsá, Erikbaktsá, Arikpaktsá и Aripaktsá. На местном уровне их также называют Canoeiros ( «Люди каноэ» ), намекая на их способность пользоваться каноэ, или — реже — Orelhas de Pau («Деревянные уши»), намекая на их практику увеличения мочек ушей с помощью деревянных затычек. [ 2 ]
Расположение
[ редактировать ]Рикбакца живут в Амазонки тропических лесах на северо-западе Мату-Гросу . Их традиционная территория занимала 50 000 км² бассейна реки Хуруэна , простираясь от реки Папагайо на юге до водопада Аугусто в верховьях реки Тапажос на севере. Их территория была ограничена на западе рекой Арипуана и на востоке рекой Аринос , недалеко от реки Пейшес . [ 3 ]
Сегодня они имеют права на три земли коренных народов: Эрикбакца (79 935 га, демаркация в 1968 году), Жапуира (152 509 га, демаркация в 1986 году) и Эскондидо (168 938 га, демаркация в 1998 году). [ 3 ]
История
[ редактировать ]Нет никаких исторических упоминаний о рикбакцах до 20-го века, и не проводилось никаких археологических исследований, датирующих их оккупацию их традиционных земель. Однако устные предания , географические ссылки в их мифах и детальное знание близлежащей флоры и фауны позволяют предположить, что они какое-то время жили на этой земле. [ 3 ]
Хотя научные, торговые и стратегические экспедиции посещали регион, окружающий рикбакца, с 17 века, они оставались на водных путях и не заходили в леса, в которых жили рикбакца. Только когда сборщики каучука в конце 1940-х годов в этот регион приехали , появились первые исторические упоминания о народе рикбакца. Рикбакца, известные своими враждебными отношениями почти со всеми соседними коренными народами, поначалу сопротивлялись присутствию сборщиков каучука. Рикбакца были окончательно «усмирены» - иезуитами миссионерами , финансируемыми каучуковыми плантаторами , в период с 1957 по 1962 год, когда они перестали сопротивляться плантаторам. После 1962 года каучуковая, лесная, горнодобывающая и сельскохозяйственная отрасли вторглись на традиционную территорию Рикбакцы. [ 3 ]
В период умиротворения и в последующие годы эпидемии гриппа , ветряной оспы и оспы сократили население Рикбакцы на три четверти. В результате они потеряли большую часть своей земли, и большинство детей рикбакца были отправлены на воспитание вместе с другими детьми коренных народов в иезуитскую школу-интернат, расположенную почти в 200 км от их домов. Оставшиеся взрослые представители племени постепенно переселялись из своих деревень в более крупные деревни, находящиеся под управлением миссионеров-иезуитов. После демаркации в 1968 году земель коренных народов Эрикбакца на одной десятой части первоначальной территории племени, дети начали возвращаться в свои родные деревни. [ 3 ]
В 1970-е годы миссионеры все чаще признавали право коренных народов на свою культуру и самоопределение. [ 3 ] В этот период также началось восстановление населения Рикбакцы, поскольку миссия Анчиета оказала свое защитное влияние. [ 3 ] Хотя миссия продолжала оказывать давление на рикбакца с целью аккультурации, они, тем не менее, обеспечивали минимальные физические потребности для восстановления рикбакца. [ 3 ] С конца 1970-х годов рикбакца пытались вернуть свою традиционную территорию, и в 1985 году они восстановили контроль над Джапуирой . [ 3 ] В это время рост населения несколько замедлился, что частично можно объяснить борьбой за Джапуиру, во время которой производство продуктов питания и здравоохранение отставали. [ 1 ] После 1987 года, когда расширился доступ к ресурсам и медицинской помощи со стороны миссии Анчиета и Национального фонда Индии , восстановление населения продолжалось быстрыми темпами. [ 1 ] По состоянию на 2001 год в рикбакца насчитывалось 909 человек. [ 4 ]
В последние годы децентрализованная структура общества Рикбакца оказалась препятствием для совместных усилий по сохранению земли и культуры Рикбакца. Чтобы противодействовать этому, в 1995 году Рибактса создала Associação Indígena Rikbaktsa (Ассоциация коренных народов Рибактса), или Асирик. Целью организации является взаимодействие с внешними агентствами и обеспечение более единого голоса народа Рибактса. Им руководят представители всех внутренних территориальных подгрупп Рыбакца. Рыбакца вложили значительные средства в образование; Есть 20 деревенских школ, которыми управляют учителя из числа коренного населения, многие из которых приняли участие в недавнем обучении учителей, организованном правительством штата Мату-Гросу . По состоянию на 1998 год Рикбакца пытались найти партнера по оказанию медицинской помощи. [ нужно обновить ] Раньше Миссия Анчиета обучала местных медсестер и практических стоматологов . [ 5 ]
Язык
[ редактировать ]Родной язык рикбакца, называемый либо рикбакца, либо рикбакца, является языком макро-ге . Как и в других языках коренных народов, окончания слов указывают на пол говорящего. [ 6 ]
Большинство рикбакца могут говорить как на рикбакце, так и на португальском языке. Молодые люди, как правило, говорят по-португальски чаще и беглее, чем их старшие, но пожилые люди обычно испытывают трудности с португальским языком и используют его только с некоренными бразильцами. [ 6 ]
Политическая организация
[ редактировать ]Взаимность является важнейшим фактором в политических отношениях Рикбакца. Женщины обмениваются между кланами для заключения брака, а товары и рабочая сила предлагаются другим кланам. Нарушения взаимности между подгруппами часто вызывают разногласия между подгруппами рикбакца, что влияет на определение расстояния деревень от их соседей. Хотя до контакта между рикбакцами различных рек существовало серьезное соперничество, их нынешняя борьба за выживание способствовала групповой сплоченности, а иногда и союзам с другими коренными народами. [ 7 ]
Традиционно у Рикбакцы не было вождей, и каждая домашняя группа теоретически представляет собой собственную политическую единицу. (Структуры централизованного руководства, навязанные Рикбакце миссионерами, оказались безуспешными.) Без централизованного руководства социальный контроль поддерживается в первую очередь за счет сплетен, остракизма и социального избегания. Несмотря на отсутствие официальных лидеров, существуют влиятельные члены сообщества, которые формируют поведение других за пределами своих домов или деревень. Такими лидерами часто были люди с большими личными способностями, а также те, у кого было много родственников. В последние годы влияние также оказали молодые люди, знакомые с западным обществом и хорошо реагирующие на контакты. [ 7 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2008 г. ) |
Верования и культура
[ редактировать ]Устные рассказы и мифы важны для рикбакца. Рикбакца верят в реинкарнацию и в то, что будущие воплощения зависят от жизни, которую человек ведет. Добродетельные могут перевоплощаться в людей или ночных обезьян (на которых Рикбакца никогда не охотятся), а злодеи перевоплощаются в опасных животных, таких как ягуары или ядовитые змеи. Однако рикбакца верят, что все организмы когда-то были людьми и навсегда превратились в животных. [ 8 ]
Болезнь рассматривается как результат нарушения табу, заклинаний или отравления врагами. Традиционная медицина Рикбакца использует растительные вещества и ритуальное очищение. [ 8 ]
Для рикбакца музыка, ритуалы и традиционная одежда служили объединяющим элементом перед лицом контакта с внешним миром. Охота, рыбалка, собирательство и сельское хозяйство ритуализируются церемониями в течение всего года. Двумя крупнейшими церемониями являются январская церемония зеленой кукурузы и майская церемония вырубки леса. Церемонии часто включают в себя раскраску тела, украшения из перьев, игру на флейте традиционных песен, а также исполнение мифических историй и недавних боев. [ 8 ]
Обряды посвящения
[ редактировать ]Мужчины
[ редактировать ]Мальчикам при рождении дают «детское» имя. Начиная с трех-пяти лет, он начинает охотиться вместе со своим отцом и его обучают охоте, животным и местной географии. К восьми-десяти годам мальчики могут сделать и использовать собственный лук и стрелы. Как только мальчик в возрасте одиннадцати или двенадцати лет овладевает стрельбой из лука, ему прокалывают нос во время церемонии кукурузы и он получает свое второе имя. На этом этапе мальчик может проводить время в мужском доме, где он узнает о церемониях, мифах, традиционной медицине и игре на флейте, а также берет на себя больше домашних и деревенских обязанностей. [ 9 ]
Традиционно, когда мальчик способен охотиться на крупных животных и знает традиционные церемонии, примерно в возрасте 14 или 15 лет ему прокалывают уши во время ритуального праздника. Этот ныне устаревший обряд отмечал переход мальчиков в зрелость и право на вступление в брак. Традиционно молодой человек затем участвовал в военной экспедиции против соседних племен. Однако и от этой традиции отказались; сегодня молодые люди вместо этого активно участвуют в восстановлении племени и поддержании его территории. [ 9 ]
Вскоре после этих обрядов или после женитьбы молодой человек получает свое третье, «взрослое» имя. Сегодня молодому человеку не обязательно прокалывать уши, чтобы получить свое взрослое имя, главное, чтобы он был достаточно взрослым и достаточно знающим. Некоторые мужчины также снова меняют свои имена в более позднем возрасте, когда достигают более высокого социального статуса. [ 9 ]
Женщины
[ редактировать ]Традиционно девочкам прокалывали нос примерно в 12 лет, хотя сегодня некоторые рикбакца практикуют это, а другие нет. В этом возрасте девочки принимают «лесное лекарство», чтобы уменьшить боль, которую они будут ощущать во время последующих родов. Традиционно отцы решали, когда их дочерям будут делать татуировки на лицах во время церемонии, после чего они считались женщинами и имели право на брак, однако этот ритуал перехода больше не практикуется. После пирсинга носа и, возможно, татуировки и свадьбы женщина имеет право получить новое имя взамен имени своего ребенка. [ 9 ]
Проживание и экономическая деятельность
[ редактировать ]Хотя сельское хозяйство занимает центральное место в жизни племени, рикбакста считают себя охотниками-собирателями, а не земледельцами. Традиционные знания о природных ресурсах свободно передаются из поколения в поколение и между членами группы; это, в сочетании с обилием ресурсов в тропических лесах, обеспечивает эгалитаризм внутри племени. Каждое жилище, состоящее из мужчины, его жены, его одиноких сыновей, его дочерей (как одиноких, так и замужних), его зятьев и его внуков, обычно производит и потребляет свою собственную пищу. Сотрудничество внутри более крупной группы происходит только во время сельскохозяйственных ритуалов и в некоторых других случаях, но дополняется системой взаимных родственных отношений.
Рикбакца практикуют подсечно-огневое земледелие, при котором каждые 2–3 года сгорают ½–2 га посевных площадей. Старые поля обычно оставляют под паром и в конечном итоге снова занимают леса. Рикбакца регулярно сажают рис, маниоку , кукурузу , ямс , фасоль, хлопок, уруку , бананы, арахис, сахарный тростник и тыкву. Иногда также высаживают лаймы, апельсины, мандарины, ананасы, манго и другие фрукты.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Арруда, Ринальдо С.В. «Реконструкция: население». В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Социально-экологический институт (ноябрь 1998 г.).
- ^ Арруда, Ринальдо С.В. «Действия: Имя. В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Социально-экологический институт (ноябрь 1998 г.).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Арруда, Ринальдо С.В. «Рикбакца: Местонахождение и история контактов». В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Социоамбиентальный институт (ноябрь 1998 г.).
- ^ Арруда, Ринальдо С.В. «Реконструкция: Введение. В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Социально-экологический институт.
- ^ Арруда, Ринальдо С.В. «Реконструкция: Современная ситуация. В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Социально-экологический институт (ноябрь 1998 г.).
- ^ Jump up to: а б Арруда, Ринальдо С.В. «Рикбакца: Язык». В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Социоамбиентальный институт (ноябрь 1998 г.).
- ^ Jump up to: а б Арруда, Ринальдо С.В. «Рикбакца: Политическая структура». В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Instituto Socioambiental (ноябрь 1998 г.).
- ^ Jump up to: а б с Арруда, Ринальдо С.В. «Рикбакца: Взгляды на болезни, жизнь и смерть». В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Instituto Socioambiental (ноябрь 1998 г.).
- ^ Jump up to: а б с д Арруда, Ринальдо С.В. «Рикбакца: Жизненный цикл». В Энциклопедии коренных народов Бразилии . Социоамбиентальный институт (ноябрь 1998 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рикбакца , Социально-экологический институт
- Общественная организация , Социально-экологический институт
- Произведение искусства Рикбакца , Национальный музей американских индейцев.