Супер FX
Super FX — это сопроцессор в блоке поддержки графики (GSU), добавляемый к некоторым Super Nintendo Entertainment System (SNES) для видеоигр картриджам , в первую очередь для поддержки усовершенствованной 2D- и 3D-графики. Чип Super FX был разработан компанией Argonaut Games разработала 3D- космический железнодорожный шутер видеоигру- Star Fox , которая также совместно с Nintendo , чтобы продемонстрировать дополнительные возможности рендеринга полигонов , которые чип представил в SNES. [1]
История [ править ]
В команду разработчиков чипа Super FX входили инженеры Бен Чиз , Роб Маколей и Джеймс Хейквилл. [2] Во время разработки чип Super FX имел кодовое название Super Mario FX. [3] и « МАРИО ». «МАРИО», бэкроним слов «Математический, Аргонавт, Вращение и Ввод/Вывод», напечатан на лицевой стороне конечного производственного чипа. [4] Название чипа породило городскую легенду о том, что «Super Mario FX» — это видеоигра, разрабатывавшаяся для SNES. [5]
Из-за высоких производственных затрат и увеличения времени разработки было создано немного игр на основе Super FX по сравнению с остальной частью библиотеки SNES. Из-за возросшей стоимости игры Super FX часто продавались по более высокой рекомендованной розничной цене по сравнению с другими играми для SNES. [6]
По словам Argonaut Games основателя Джеза Сана , изначально Argonaut намеревалась разработать чип Super FX для Nintendo Entertainment System . Команда запрограммировала для NES версию симулятора боевых полетов от первого лица Starglider , которую Argonaut разработал для Atari ST и других домашних компьютеров несколькими годами ранее, и показала ее Nintendo в 1990 году. Прототип впечатлил компанию, но они предложили что они разрабатывают игры для тогда еще не выпущенной Super Famicom из-за того, что оборудование NES устарело из-за появления новых систем, таких как Sega Genesis/Mega Drive и TurboGrafx-16/PC Engine . Вскоре после выставки Consumer Electronics Show 1990 года, проходившей в Чикаго, штат Иллинойс , Argonaut портировала версию Starglider для NES на Super Famicom. По словам Сана, этот процесс занял примерно неделю. [7]
Функция [ править ]
Чип Super FX используется для рендеринга 3D- полигонов и помогает SNES рендерить расширенные 2D-эффекты. Этот специально изготовленный RISC- процессор обычно запрограммирован так, чтобы действовать как чип графического ускорителя , который рисует полигоны в кадровом буфере в оперативной памяти , расположенной рядом с ним. Данные из этого буфера кадров периодически передаются в основную видеопамять внутри консоли с использованием DMA , чтобы отобразиться на дисплее телевизора.
Первая версия чипа, обычно называемая просто «Super FX», тактируется с сигналом 21,4 МГц , но внутренний делитель тактовой частоты уменьшает его вдвое до 10,7 МГц. Позже конструкция была изменена и стала Super FX GSU (блок графической поддержки); это, в отличие от первой версии чипа Super FX, способно достигать 21 МГц.
Все версии чипа Super FX функционально совместимы по набору команд. Различия возникают в том, как они упакованы, в их распиновке и внутренней тактовой частоте. В результате изменения корпуса при создании GSU-2 стало доступно и назначено для адресации больше внешних выводов. В результате можно получить доступ к большему объему внешнего ПЗУ или ОЗУ.
Использование [ править ]
Star Fox использует чип для рендеринга сотен одновременных 3D-полигонов. Он использует масштабированные 2D-растровые изображения для лазеров, астероидов и других препятствий, но другие объекты, такие как корабли, визуализируются с помощью 3D-полигонов. Super Mario World 2: Yoshi's Island использует чип для эффектов 2D-графики, таких как масштабирование и растяжение спрайтов .
Игровые картриджи, содержащие чип Super FX, имеют дополнительные контакты в нижней части картриджа, которые подключаются к дополнительным слотам в порту картриджа, которые обычно не используются. Поэтому игры Super FX нельзя подключать к адаптерам картриджей, выпущенным до выпуска игр Super FX. Сюда входят читерские устройства, такие как Game Genie .
Список игр [ править ]
Заголовок | Дата выпуска | Версия СуперFX | Частота | µArch | Размер ПЗУ | Размер рабочей оперативной памяти | Сохранить размер оперативной памяти |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Звездный Лис / Звездное Крыло [8] | февраль 1993 г. | Марио Чип [9] | 10,5 МГц (21 МГц/2) [10] | 16 бит RISC- процессор | 8 МБит | 256 Кбит | Никто |
Гонщик по грязи [11] | май 1995 г. | ГСУ-1 | 21 МГц [10] | 4 МБит | 256 Кбит | Никто | |
Дёрт Тракс FX [12] | июнь 1995 г. | 4 МБит | 512 Кбит | Никто | |||
FX трюковых гонок / Wild Trax [13] | май 1994 г. | 8 МБит | 512 Кбит | 64 Кбит | |||
Вихрь [14] | сентябрь 1994 г. | 4 МБит | 256 Кбит | Никто | |||
Воксель (демо) [ нужна ссылка ] | 3 МБит | 512 Кбит | Никто | ||||
Рок [15] | сентябрь 1995 г. | ГСУ-2 | 16 МБит | 512 Кбит | Никто | ||
Super Mario World 2: Остров Йоши [16] | август 1995 г. | ГСУ-2-СП1 | 16 МБит | 256 Кбит | 64 Кбит | ||
Зимнее золото [17] | ноябрь 1996 г. | ГСУ-2 | 16 МБит | 512 Кбит | 64 Кбит |
Неизданные игры [ править ]
- Команчи [18]
- FX-боец [18]
- Powerslide (разработан одновременно с Dirt Racer ) [19]
- Star Fox 2 (в конечном итоге выпущенная вместе с Super NES Classic Edition в 2017 году) [20]
- Трансформеры: поколение 2 (заброшено во время разработки) [21]
- Yoshi Racing (прототип, который позже превратился в Croc: Legend of the Gobbos ) [22]
Галерея [ править ]
Варианты чипа Super FX, отсортированные в хронологическом порядке.
- МАРИО ЧИП 1
- ЧИП МАРИО 1 (УДАРА)
- ГСУ-1
- ГСУ-2
- ГСУ-2-СП1
См. также [ править ]
- Список чипов улучшения Super NES
- АРК (процессор)
- Sega Genesis § Процессор Sega Virtua
- Synopsys § ARC International – дальнейшее развитие технологии Super FX
Ссылки [ править ]
- ^ «Об аргонавтах, векторах и летучих лисицах: рост 3D на консолях Nintendo» . BlameTheControlPad.com . Архивировано из оригинала 13 июня 2008 года . Проверено 4 января 2015 г.
- ^ Ретробаты (3 апреля 2014 г.). "Кровь" . Ретро-геймер .
Большую часть технологий мы разработали еще в Англии с относительно большой инженерно-технической командой, в которую входили Карл Грэм и Пит Уорнс, работавшие над программной 3D-технологией, а также Бен Чиз, Роб Маколей и Джеймс Хейквилл, работавшие над аппаратной частью.
- ^ Катберт, Дилан (3 февраля 2012 г.). "@dylancuthbert" . Твиттер . Архивировано из оригинала 25 мая 2014 года . Проверено 25 мая 2014 г.
SNES Central: @dylancuthbert Я изучаю неизданные игры для SNES. Была ли когда-нибудь в разработке игра под названием «Super Mario FX»?
Дилан Катберт: @snescentral, нет, это было внутреннее кодовое название чипа FX». - ^ Макферран, Дэмиен (4 июля 2013 г.). «Рожденный скользким: создание Star Fox» . Еврогеймер . Геймерская сеть . Проверено 4 июля 2013 г.
- ^ Мэтью Берд (7 апреля 2023 г.). «Величайшие городские легенды и неразгаданные тайны Супер Марио» . Логово Компьютерщика . Проверено 7 февраля 2024 г.
- ^ «Запросы корзины» (PDF) . ГеймПро . № 59. ИДГ . Июнь 1994 г. с. 12.
- ^ Брукс, Джейсон; Билби, Мэтт (май 1993 г.). «Интервью Superplay: Джез Сан, аргонавт» . Супер Игра . № 7. Великобритания: Future Publishing . п. 26.
- ^ Штраус, Боб (2 апреля 1993 г.). «Звездный Лис» . Развлекательный еженедельник . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ «Учебное пособие по программированию Super NES/Super FX — Wikibooks, открытые книги для открытого мира» . ru.wikibooks.org . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Чип Super FX (Концепция)» . Гигантская бомба . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Гонщик по грязи» . Центр СНЭС . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ «Дерт Трэкс FX» . Центр СНЭС . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ «Каскадерные гонки FX» . Центр СНЭС . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ «Вортекс» . Центр СНЭС . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ "Рок" . Центр СНЭС . Проверено 20 июля 2014 г.
- ^ Харрис, Крейг (24 мая 2002 г.). «E3 2002: Практические впечатления: Остров Йоши» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 1 января 2019 г.
- ^ Ф. Дж. МакКлауд. «Часто задаваемые вопросы о Super FX» . Anthrofox.org . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б MegaSilverX1 (4 июля 2013 г.). «Серия Super FX: отмененные игры Super FX» . ScrewAttack.com . Архивировано из оригинала 30 августа 2013 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Ли (28 октября 2009 г.). «Powerslide FX [SNES / 3DO — неизданный] — Unseen64» . Невидимый64 .
- ^ Сао, Акинори. «Интервью с разработчиком: Star Fox и Star Fox 2 — Super Nintendo Entertainment System: Super NES Classic Edition — Официальный сайт» . Нинтендо Америки . Проверено 18 января 2018 г.
- ^ «Создание: Вортекс» . Ретро-геймер . № 147. Великобритания: Imagine Publishing . Октябрь 2015. стр. 38–41.
- ^ « Крок: Легенда о гоббосе ». Ретро-геймер . № 154. Великобритания: Imagine Publishing . Апрель 2016. стр. 88–91.
Внешние ссылки [ править ]
- «Страница Nintendo Land Tech» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2009 года . Проверено 9 мая 2019 г.