Баязид Бастами
Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Июль 2016 г. ) |
Баязид Бастами | |
---|---|
Рожденный | 804 г. н.э. |
Умер | 874 г. н. э. [ 2 ] |
Эра | Эра Аббасидов ( Золотой век ислама ) |
Область | Западная Азия |
Школа | сунниты [ 1 ] |
Основные интересы | Мистика , Философия |
Известные идеи | сукр |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Абу Язид Тайфур бин Иса бин Суршан аль-Бистами ( аль-Бастами ) (ум. 261/874–5 или 234/848–9), [ 3 ] широко известный в иранском мире как Баязид Бистами ( персидский : بایزید بستامی ), был персом [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Суфий из северо-центрального Ирана . [ 5 ] [ 8 ] Известный будущим суфиям как Султан-уль-Арифин («Царь гностиков»), Бистами считается одним из толкователей состояния фана , идеи смерти в мистическом союзе с Аллахом. [ 9 ] Бастами прославился «смелостью выражения полного погружения мистика в мистицизм». [ 10 ] множество «экстатических высказываний» ( شطحات shatāt Бистами приписывают ), в результате чего он стал известен как «пьяная» или «экстатическая» ( арабский : سُكْر , сукр ) школа исламского мистицизма. Такое высказывание можно аргументировать тем, что Биштами умер в мистическом союзе, и божество говорит его языком. [ 9 ] Биштами также утверждал, что во сне вознесся через семь небес. Его путешествие, известное как Мирадж Бистами, явно повторяет Мирадж исламского пророка Мухаммеда . [ 9 ] Бистами характеризуют тремя разными способами: свободно мыслящим радикалом, набожным суфием, глубоко озабоченным соблюдением шариата и занимающимся «преданностью сверх обязательного», и набожным человеком, мечтающим о подобной мечте. Мирадж Мухаммеда. [ 11 ] Кажется, что Мирадж Бистами совершает путешествие самостоятельно; Возносясь по каждому небу, Биштами приобретает знания о том, как он общается с ангелами (например, языки и жесты), и количество ангелов, с которыми он сталкивается, увеличивается.
Его дед Сурушан был зороастрийцем . [ 12 ] указание на то, что Бастами имел персидское происхождение, несмотря на то, что переданные им изречения написаны на арабском языке . О жизни Бастами, значение которой заключается в его биографической традиции, известно очень мало, поскольку письменных произведений он не оставил. Ранние биографические отчеты изображают его странником. [ 13 ] но и как руководитель преподавательских кружков. [ 14 ] Ранние биографы описывают его как мистика, отвергавшего чрезмерный аскетизм ; [ 15 ] но который также был щепетилен в отношении ритуальной чистоты, вплоть до того, что мыл язык перед повторением имен Бога . [ 16 ] Он также высоко оценил работу великих юристов . [ 17 ] Показателем того, насколько влиятельным его образ остается для потомков, является тот факт, что он назван в родословной ( силсила ) одного из крупнейших сегодня суфийских братств, ордена Накшбанди . [ 18 ]
Фон
[ редактировать ]Имя Бастами означает «из Бастама». Дед Баязида, Сорушан, был зороастрийцем , принявшим ислам . [ 19 ] У его деда было трое сыновей, которых звали Адам, Иса и Али. Все они были аскетами . Баязид был сыном Исы. [ 20 ] О детстве Баязида известно немного, но большую часть времени он проводил изолированно в своем доме и мечети. Хотя он оставался изолированным от материального мира, он не изолировал себя от суфийского царства. Он приглашал людей в свой дом, чтобы обсудить ислам. Подобно своему отцу и дядям, Баязид вел аскетический образ жизни и отказался от всех мирских удовольствий, чтобы быть единым с Всевышним Аллахом. В конечном итоге это привело Баязида к состоянию «самослияния», которое, согласно многим суфийским орденам, является единственным состоянием, в котором может находиться человек, чтобы достичь единства с Богом.
Влияние
[ редактировать ]Предшественник Бастами Зуль-Нун аль-Мисри (ум. 859 г. н.э.) был мюридским «посвященным». также [ 21 ] Аль-Мисри сформулировал доктрину ма'рифа ( гносиса ), предложив систему, которая помогала мюриду и шейху (проводнику) общаться. Баязид Бастами пошел еще дальше и подчеркнул важность религиозного экстаза в исламе, называемого, по его словам, опьянением ( сукр или ваджд ), средством самоуничтожения в Божественном Присутствии Творца. До него суфийский путь был в основном основан на благочестии и послушании, и он сыграл важную роль в том, чтобы поместить концепцию божественной любви в основу суфизма .
Известно, что он учился у Шакика аль-Балхи, когда был моложе.
Когда Баязид умер, ему было более семидесяти лет. Перед смертью кто-то спросил его, сколько ему лет. Он сказал: «Мне четыре года. Семьдесят лет я носил чадру. Я избавился от чадры только четыре года назад».
Баязид умер в 874 году н.э. и, вероятно, похоронен в Бистаме . В Кирихане (Турция) также есть храм во имя Баязида Бастами. [ 22 ] Корпус его сочинений минимален по сравнению с его влиянием. Его аскетический подход к религиоведению подчеркивает его исключительную преданность всевышнему.
Храм в Читтагонге, Бангладеш
[ редактировать ], Бангладеш, есть суфийский храм В Читтагонге , датируемый 850 годом нашей эры, который, как говорят, является могилой Бастами. Хотя это маловероятно, учитывая тот факт, что Бастами никогда не посещал Бангладеш. Однако суфизм распространился по всему Ближнему Востоку, в некоторых частях Азии и Северной Африки, и многие суфийские учителя оказали влияние на распространение ислама в Бенгалии. Кроме того, одна местная легенда гласит, что Бастами действительно посещал Чаттагонг, что может объяснить веру местных жителей Читтагонга. Тем не менее исламские ученые обычно приписывают гробницу Баязиду. [ 23 ] Хотя нет никаких зарегистрированных свидетельств его посещения этого региона, Читтагонг был крупным портом на южном шелковом пути, соединяющем Индию , Китай и Ближний Восток , и первые мусульмане, посетившие Китай, возможно, использовали торговлю Читтагонг-Бирма-Сычуань. маршрут. Читтагонг был религиозным городом, а также центром суфизма и мусульманских торговцев на субконтиненте с 9-го века, и вполне возможно, что Баязид или его последователи посетили портовый город примерно в середине 9-го века. [ 2 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Храм Баязида Бастами в Читтагонге , Бангладеш.
-
Интерьер мечети Баязида
-
Купол мечети Баязида
-
Резьба мечети Баязида
Примечания
[ редактировать ]- ^ 'сертифицированный мистер Т'
- ^ Перейти обратно: а б Абдул Карим (2012). «Байежид Бостами» . В Сираджуле Исламе ; Джамал, Ахмед А. (ред.). Банглапедия: Национальная энциклопедия Бангладеш (второе изд.). Азиатское общество Бангладеш .
- ^ Дарвиши: или восточный спиритуализм Джона Пэра Брауна, с. 141
- ^ Ирвин, Роберт, изд. (2010). Новая Кембриджская история ислама, Том 4 (1-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 72. ИСБН 978-0-521-83824-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Уолбридж, Джон. «Сухраварди и иллюминация» в «Кембриджском справочнике по арабской философии» под редакцией Питера Адамсона, Ричарда К. Тейлора, Cambridge University Press, 2005. стр. 206.
- ^ Шакед, Шауль (20 августа 1999 г.). «Квесты и визионерские путешествия в Сасанидском Иране». Ин Ассманн, Ян ; Струмса, Гай (ред.). Трансформации внутреннего Я в древних религиях . БРИЛЛ. п. 71. ИСБН 978-90-04-11356-5 .
Еще раньше, в коротких изречениях другого великого мусульманского мистика персидского происхождения Абу Язида аль-Бистами, записанных по устной передаче, мы имеем несколько примеров подобного схематического движения жизни.
- ^ Язаки, Саэко (8 декабря 2014 г.). «Мораль в ранней суфийской литературе». В Риджоне, Ллойд (ред.). Кембриджский компаньон суфизма . Издательство Кембриджского университета. п. 77. ИСБН 978-1107679504 .
Неприятие этого мира также проявляется в высказывании знаменитого персидского суфия Абу Язида аль-Бистами (261/875 г.): «Этот мир — ничто; как можно отречься от него?»
- ^ Моджаддеди, Джавид, «Аль-Бистами, Абу Язид (Баязид)», в: Энциклопедия ислама, ТРИ, под редакцией: Кейт Флит, Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас, Эверетт Роусон.
- ^ Перейти обратно: а б с Хермансен, Марсия К. «Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Мирадж, поэтические и богословские сочинения Селлса Майкла. (Серия «Классика западной духовности») 398 страниц, приложение, примечания, библиография, указатель. Махва, Нью-Джерси: Paulist Press , 1996. 24,95 $ (Бумага). ISBN 0-8091-3619-8 . "Обзор исследований Ближнего Востока 31.2 (1997): 172-173. (стр. 212).
- ^ Мусульманские святые и мистики: Эпизоды из Тадкират аль-Аулия (Мемориал святых) (Эймс: Омфалоскепсис, 2000), стр. 119
- ^ Хермансен, Марсия К. «Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Мирадж, поэтические и богословские сочинения Селлса Майкла. (Серия «Классика западной духовности») 398 страниц, приложение, примечания, библиография, указатель. Махва, Нью-Джерси: Паулист Пресс, 1996. 24,95 $ (Бумага). ISBN 0-8091-3619-8 . «Обзор исследований Ближнего Востока 31.2 (1997): 172–173. (стр. 213).
- ^ Бёверинг, Герхард. «БЕСТАМЕ, БАЯЗЕД» . iranicaonline.org . Энциклопедия Ираника . Проверено 2 апреля 2017 г. .
- ^ Абу Нуайм Али б. Сахл Исфахани, Хилят аль-авлия, 10 томов, Каир, 1932–8, 10:33
- ^ Аль-Исфахани, 10:34.
- ^ Аль-Исфахани, 10: 36–7.
- ^ Аль-Исфахани, 10:35.
- ^ Аль-Исфахани, 10:36.
- ^ Моджаддеди, «аль-Бистами, Абу Язид (Баязид)», Энциклопедия ислама, ТРИ
- ^ аль-Кушайри, Абу аль-Касим (2007). Александр Дмитриевич Кныш; Мухаммад Эйсса (ред.). Послание Аль-Кушайри о суфизме: Аль-Рисала аль-Кушайрийа фи 'илм ат-тасаввуф . Александр Д. Кныш (пер.) (1-е изд.). Ридинг, Великобритания: Паб Garnet. п. 32. ISBN 978-1859641866 .
- ^ Онгют, Омер (2018). Садат-и Кирам . Стамбул: Правда. п. 125.
- ^ аль-Кифти, Тарих аль-Хукама' [Лейпциг, 1903], 185; аль-Шиби, соч. соч., 360
- ^ Адамец, Людвиг В. (2017). Исторический словарь ислама . Роуман и Литтлфилд. п. 80. ИСБН 9781442277243 .
- ^ «Бангладеш: стержень юго-восточного Шелкового пути?» . Нью Эйдж . Дакка. Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Артур Джон Арберри, Бистамиана, BSOAS 25/1 (1962) 28–37
- Абд ар-Рахман аль-Бадави, Шатахат аль-Суфийя, Каир, 1949 г.
- Карл В. Эрнст, Слова экстаза в суфизме, Олбани, 1985 г.
- Карл В. Эрнст, Человек без качеств. Интерпретация аль-Бистами Ибн Араби, Журнал Общества Мухиддина Ибн Араби, 13 (1993), 1–18.
- Абд ар-Рафи Хакикат, Султан аль-Арифин Баязид Бастами, Тегеран, 1361 год/1982 г.
- Макс Хортен, Индийские течения в исламском мистицизме, 2 тома, Гейдельберг, 1927–8.
- ʿAlī al-Hujwīrī, Kashf al-maḥjūb, ed. V. A. Zhukovskiĭ, Leningrad 1926 repr. Tehran 1957
- Абу Нуайм Али б. Сахл Исфахани, Хилят аль-авлия, 10 томов, Каир, 1932–1938 гг.
- Абд ар-Рахман Джами, Нафахат аль-Унс, изд. Махмуд Абиди, Тегеран, 1370 г./1991 г.
- Махмуд Хатами, полемика Зенера-Арберри по поводу суфия Абу Язида. Исторический обзор, Transcendent Philosophy 7 (2006), 203–26.
- Абдельвахаб Меддеб (пер.), Les dits de Bistami, Париж, 1989 г.
- Джавид Ахмад Моджаддеди, Биографическая традиция в суфизме. Жанр Табакат от аль-Сулами до Джами, Ричмонд, Суррей, 2001 г.
- Джавид Ахмад Моджаддеди, Напиться с Абу Язидом или остаться трезвым с Джунайдом. Создание популярной типологии суфизма, БСОАС 66/1 (2003), 1–13.
- Рейнольд А. Николсон, Ранняя арабская версия Мираджа Абу Язида аль-Бистами, Исламика 2 (1926), 402–15.
- Джавад Нурбахш, Баязид, Тегеран, 1373 год/1994 год.
- Хельмут Риттер, Высказывания Баязида Бистами, у Фрица Мейера (ред.), Westeastern Treatises (Висбаден, 1954), 231–43.
- Джалал ад-Дин Руми, Переписка и переписка, изд. Бади аз-Заман Фурузанфар, Тегеран, 1957 г.
- Джалал ад-Дин в Руми, Матнави, изд. Рейнольд А. Николсон, 8 томов, Лондон, 1925–40.
- Рузбихан Бакли, Шарх-и Шаттийят, изд. Анри Корбен, Тегеран, 1966 г.
- аль-Саррадж, Китаб аль-Лума в суфизме, изд. Рейнольд Аллейн Николсон, Лейден и Лондон, 1914 год.
- Август Толук, Суфизм или теософия персидских пантеистов, Берлин, 1821 г.
- Роберт К. Зенер, Абу Язид из Бистама. Поворотный момент в исламском мистицизме, Indo-Iranian Journal 1 (1957), 286–301.
- Роберт К. Зенер, индуистский и мусульманский мистицизм, Лондон, 1960.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Киллер, Аннабель (2020). «Абу Язид аль-Бистами и дискуссии об опьяненном суфизме». В Риджоне, Ллойд (ред.). Справочник Рутледжа по суфизму (1-е изд.). Рутледж. ISBN 9781138040120 .