Постсоветская алия 1990-х годов
Часть серии о |
Алия |
---|
Концепции |
Досовременная алия |
Алия в наше время |
Поглощение |
Организации |
Связанные темы |
В годы, предшествовавшие распаду Советского Союза в 1991 году, и в течение чуть более десяти лет после этого особенно большое количество евреев эмигрировало из Советского Союза и постсоветских стран . Большинство этих эмигрантов совершили алию , а значительная часть иммигрировала в различные западные страны . Эта волна еврейской миграции последовала за советской алией 1970-х годов страны , которая началась после того, как советское правительство сняло запрет на отказников , большинство из которых были евреями, которым было отказано в разрешении покинуть страну.
около 1,6 миллиона советских евреев и их родственников. В период с 1989 по 2006 год страну покинули [1] Около 979 000, или 61%, были приняты Израилем в соответствии с Законом о возвращении , который позволяет евреям и их супругам-неевреям переехать в Израиль и получить израильское гражданство. Еще 325 000 и 219 000 иммигрировали в США и Германию соответственно. [2] [3] По данным Центрального статистического бюро Израиля , 26% олимов и олотов из бывшего Советского Союза не признавали свое еврейство по галахическому определению , но все же имели право на получение израильского гражданства из-за еврейского происхождения по отцовской линии или в результате брака с евреем. [4] Хотя большую часть иммиграционной волны составляли евреи-ашкенази , значительная часть евреев-мизрахи также совершила алию с азиатских территорий Советского Союза в это время, например , горские евреи , грузинские евреи и бухарские евреи , среди других. Подавляющее большинство этих иммигрантов были успешно интегрированы в израильскую экономику : в 2012 году средняя зарплата израильтян, выходцев из постсоветской алии, была сопоставима с зарплатой родившихся и выросших израильтян . [5]
История
[ редактировать ]После Шестидневной войны 1967 года многие советские евреи начали подавать заявления на выездные визы и проводить демонстрации в защиту своего права на выезд. Это сопровождалось всемирной кампанией, призывающей советское правительство разрешить евреям эмигрировать. Запрет на еврейскую иммиграцию в Израиль был снят в 1971 году, что привело к алие в Советский Союз в 1970-х годах .
Отдельные граждане Советского Союза, желающие эмигрировать, должны были получить выездные визы. Многим, кто просил выездные визы, было отказано . Тех, кто пытался бежать из СССР, но им это не удалось, называли отказниками , их часто клеймили предателями, увольняли с работы и подвергали публичным преследованиям. Те, кто получил выездные визы, теряли советское гражданство и должны были платить выездной налог . При режиме коммунистическом недвижимое имущество, такое как квартиры, обычно принадлежало государству, и эмигрантам в большинстве случаев приходилось уступать это имущество. После распада Советского Союза и установления капитализма в России и других бывших советских республиках эти законы были отменены. 1 июля 1991 года вступило в силу изменение советского законодательства, согласно которому эмигрантам больше не придется лишаться советского гражданства. С тех пор эмигранты, покинувшие Советский Союз и его государства-правопреемники после распада Советского Союза, смогли сохранить свои активы, а эмигранты из государств-преемников, в которых было разрешено двойное гражданство, смогли сохранить свое гражданство. [6]
В ответ на растущее международное давление Советы начали разрешать евреям эмигрировать в ограниченном количестве ежегодно, начиная с 1968 года, официально для «воссоединения семей». Первоначально большинство из них уехали в Израиль, но после 1976 года большинство начало иммигрировать в Соединенные Штаты , которые проводили политику обращения с советскими евреями как с беженцами в соответствии с поправкой Джексона-Вэника . Всего в период с 1970 по 1988 год выездные визы получили около 291 000 советских евреев, из которых 165 000 иммигрировали в Израиль, а 126 000 - в Соединенные Штаты. [3]
В 1989 году генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев решил снять ограничения на эмиграцию. В том же году эмигрировали 71 000 советских евреев, из которых только 12 117 иммигрировали в Израиль. В Вене , главном транзитном пункте иммиграции в Израиль, около 83% решили поехать в Соединенные Штаты. В октябре 1989 года правительство США прекратило относиться к советским евреям как к беженцам, поскольку другая страна, Израиль, была готова принять их безоговорочно. [7] Однако предоставление статуса беженца советским евреям в той или иной форме сохранялось, поскольку поправка Лаутенберга к Закону об ассигнованиях на зарубежные операции (раздел 599D) требовала от исполнительной власти установить категории обработки беженцев для евреев, христиан-евангелистов, украинских католиков и членов Украинской православной церкви. и предоставить членам этих категорий расширенную возможность претендовать на статус беженца. [8] В 1990 году в Израиль прибыло 185 227 советских иммигрантов (из примерно 228 400 евреев, покинувших Советский Союз в том же году). В 1991 году в Израиль прибыло еще примерно 148 000 советских иммигрантов. С тех пор иммиграция в Израиль значительно снизилась, но оставалась стабильной в период с 1992 по 1995 год. в 1995 году. С тех пор в течение следующих нескольких лет численность советской иммиграции упала ниже 60 000 в год, хотя всплеск произошел в 1999 году, когда в Израиль прибыло 66 848 иммигрантов. Это снижение продолжалось и в 2000-е годы. В 2000 году прибыло 50 817 иммигрантов, в 2001 году — 33 601, а после этого иммиграция в Израиль из бывшего Советского Союза снизилась до менее чем 20 000 в год. [9] [10]
Когда началась волна эмиграции, советские евреи, желавшие эмигрировать, уехали из Советского Союза в различные страны Европы и стали собираться в транзитных пунктах, откуда их переправляли в Израиль, а израильское правительство приказало национальной авиакомпании « Эль-Аль» разместить все доступные самолет в распоряжении иммигрантов. [11] Некоторые советские иммигранты также прибыли морем на зафрахтованных судах.
Прямые рейсы из Советского Союза в Израиль с иммигрантами осуществлялись в январе и феврале 1990 года. Первый прямой рейс, на котором перевезли 125 иммигрантов, вылетел из Москвы 1 января 1990 года. 22 февраля 1990 года советское правительство приостановило прямые рейсы. [12] Советский министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе приказал прекратить прямые рейсы после выступления премьер-министра Израиля Ицхака Шамира в районе Иерусалима и поселении Неве-Яаков , районе с преимущественно русскими иммигрантами за «зеленой линией» , намекнув, что советские иммигранты будут размещены в израильских поселениях. . Прямые авиарейсы возобновились в августе 1991 года. В декабре 1991 года распался и сам Советский Союз. В конце концов, каждый город бывшего Советского Союза с большим еврейским населением стал перевалочным пунктом для прямых рейсов. [13]
После распада Советского Союза на территории бывшего Советского Союза разразилась серия войн, и еврейские беженцы из этих охваченных войной территорий были эвакуированы в Израиль с помощью Еврейского агентства . Во время войны в Абхазии все евреи, пожелавшие бежать из Абхазии, были эвакуированы и переселены в Израиль. Евреи из Чечни, спасавшиеся от Первой чеченской войны, были эвакуированы в Израиль в ходе спасательной операции, проводимой правительством Израиля и Еврейским агентством и продолжавшейся несколько месяцев. [14] [15] Во время Приднестровской войны в Молдове евреи, бежавшие из зоны боевых действий, направлялись в такие города, как Кишинев и Одесса , откуда их переправляли самолетами в Израиль. [16]
Поглощение в Израиле
[ редактировать ]Географическое распространение
[ редактировать ]Внезапность и обширность этой иммиграционной волны сразу же привели к острой нехватке жилья в Израиле, в частности в районе Гуш-Дан , и соответствующему резкому росту цен на жилые квартиры. В результате Ариэль Шарон , тогдашний министр жилищного строительства Израиля, инициировал несколько программ по поощрению строительства новых жилых зданий, которые частично включали уступки в различных процедурах планирования. Когда этих ресурсов оказалось недостаточно для растущей волны иммиграции, а многие иммигранты остались без крыши, в течение двух лет по всему Израилю было создано около 430 стоянок для караванов, включающих 27 000 караванов. Самая большая стоянка для караванов была основана в Беэр-Шеве , состоящая из 2308 единиц жилья.
После этого периода иммигранты рассеялись по всему Израилю. Но эта иммиграционная волна продемонстрировала явление, общее с предыдущими израильскими иммиграционными волнами: усилия государства по переселению иммигрантов на периферию в первую очередь затронули иммигрантов с более низким социально-экономическим статусом, в то время как тех, кто принадлежал к более высоким социально-экономическим уровням, у которых были ресурсы для сопротивляясь этим усилиям, вместо этого перебрались в жилые районы по своему выбору, в основном в Гуш-Дан. (Дополнительными городами, в которые (добровольно или невольно) переселялись многие иммигранты, были Хайфа и городской район Крайот , Петах-Тиква , Ариэль и Ашдод .) Таким образом, волна иммиграции имела четкий этнический аспект: в то время как большинство иммигрантов были выходцами из Европейские территории Содружества Независимых Государств переместились в центр Израиля, большая часть переселившихся на периферию иммигрантов была из среднеазиатских республик и Кавказа .
Характеристики поглощения
[ редактировать ]Законы поглощения менялись со временем. Базовые государственные гранты, предоставляемые каждому иммигранту, быстро менялись с конца 1980-х до конца 1990-х годов. Большинство иммигрантов первоначально располагалось на периферии, а затем расселилось по «русским» кварталам. Были города, преимущественно среднего и низшего социально-экономического уровня, в которых иммигранты составляли более 50% всех жителей.
Многие иммигранты интегрировались в израильский рынок труда , но большинство осталось в своих общинах. Закрытый характер этой иммиграционной волны, возможно, объяснялся ее большим размером, в результате чего в кварталах иногда проживали десятки тысяч человек. Кроме того, многим иммигрантам не удалось адаптироваться к принимающему обществу и ожиданиям общества, что они изменятся, чтобы облегчить их социальную абсорбцию.
Многие из новых иммигрантов обнаружили, что их прежнее образование не признавалось многими израильскими работодателями, хотя оно признавалось высшими учебными заведениями. Многим пришлось работать на должностях, не соответствующих их квалификации, или проходить переподготовку.
Некоторые из иммигрантов предпочли придерживаться стратегии диссимиляции, сохраняя исходную культуру и отвергая поглощающую культуру. Другие группы иммигрантов (политическое руководство и молодежь) предпочли придерживаться стратегии переплетения, вовлечения в окружающую культуру, сохраняя при этом свою самобытную культуру. Этот стратегический выбор отличался от решений предыдущих волн иммиграции, которые обычно выбирали либо ассимилироваться, отвергая исходную культуру и приветствуя поглощающую культуру, либо переплетаться. Однако дети иммигрантов, рожденные в Израиле, полностью ассимилировались в израильском обществе.
Политика
[ редактировать ]В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эти люди, как мы [=израильские левые] говорили себе, в течение 70 лет воспитывались в интернационалистическом духе. Они только что свергли жестокую диктаторскую систему, поэтому они, должно быть, заядлые демократы. Многие из них не евреи, а лишь родственники (иногда дальние) евреев. Итак, у нас есть сотни тысяч новых граждан, светских , интернационалистов и ненационалистов, а это именно то, что нам нужно. Они добавят положительный элемент в демографический коктейль , которым является Израиль. [...] Или мы так думали.
Ури Авнери , 2013. [17]
Требование получить политическую власть, отвечающую их уникальным потребностям, вызвало рост «русских партий» – в которых партия Исраэль БаАлия получила наибольшую популярность в руководстве Натана Щаранского . Партия добилась большого успеха на выборах 1996 года и получила 7 мандатов. На выборах 1999 года ее власть сократилась на один мандат, тогда как на выборах 2003 года она получила только два мандата и была интегрирована в партию «Ликуд» . Многие видят в падении партии иммигрантов положительный знак, свидетельствующий о переплетении израильского общества и о том, что им больше не нужна собственная партия. Основатель и лидер партии « Исраэль БаАлия » Натан Щаранский заявил после выборов, что причина падения его партии на самом деле заключалась в том, что она сумела достичь своих целей по включению иммигрантов в израильское общество.
В 1999 году политик Авигдор Либерман (иммигрировавший вместе со своими родителями в 1978 году) основал партию «Исраэль Бейтейну» («Израиль — наш дом») как конкурента партии «Исраэль БаАлия». «Исраэль Бейтейну» сосредоточил свое внимание на национальных вопросах и занял жесткую позицию по отношению к израильским арабам и палестинским арабам, исходя из того, что они не поддерживают право евреев на сохранение еврейского государства на Ближнем Востоке. Эта партия добилась относительного успеха на выборах 1999 года , на которых получила четыре мандата, а затем объединилась с правой партией « Национальный союз », получившей 7 мандатов в Кнессете 15-го и 16-го созывов.
В 1990-е годы голосование иммигрантов на выборах характеризовалось постоянным противостоянием действующей власти. В действительности иммигранты сыграли значительную роль в падении правительств Ицхака Шамира , Шимона Переса , Биньямина Нетаньяху и Эхуда Барака . [ нужна ссылка ]
С началом Второй интифады большая часть советских иммигрантов склонялась к правому политическому спектру в своих взглядах на арабо-израильский конфликт и занимала ястребиные позиции в вопросах израильско-палестинского конфликта и противодействия ему. -терроризм . Хотя большинство советских иммигрантов поддерживали либеральную политику в вопросах религии и государства, поскольку эта иммиграционная волна в большинстве своем была светской, они избегали поддержки израильских левых партий, которые придерживались аналогичных позиций, в результате чего они были в пользу компромисса с палестинцами и их ассоциации левых сил с советским коммунизмом . Так, например, Эхуду Бараку в его предвыборной кампании помогло распространение русскоязычной книги, восхваляющей его как героя израильской войны. Многие политические обозреватели после выборов утверждали, что эта книга оказала решающее влияние на победу Барака на выборах. [ нужна ссылка ] Аналогичным образом, популярность Ариэля Шарона среди бывших советских иммигрантов во многом была связана с его экстравагантным милитаристским прошлым и его жестким, агрессивным имиджем.
Эти вещи были связаны с тем, что иммигранты усвоили представление о том, что они «менее евреи», чем остальные (особенно с учетом того, что многие из них не считались евреями раввинатом и , следовательно, имели ограниченные права) и, следовательно, компенсировали это, «присоединяясь к еврейским большинство против палестинцев на территориях и тем самым заставляют себя чувствовать себя принадлежащими», - сказала бывшая журналистка RTVi Ассия Истошина. По иронии судьбы, израильские левые изначально думали, что советские иммигранты дадут импульс их политическим партиям и их секуляристским , прогрессивным идеям в израильском обществе. [19]
Разрыв между правыми позициями большинства этой общественности и ее антирелигиозными позициями был заполнен партией Шинуй , значительной светской и антиправославной партией, получившей большую популярность среди бывших советских иммигрантов, поскольку Несмотря на свою левую направленность, партия Шинуи не отождествлялась с левыми. В исследовании, проведенном в 90-е годы, русским иммигрантам предлагалось выбрать любимую партийную политическую программу, при этом название партии было удалено. Не зная, к какой партии принадлежит программа, большинство иммигрантов выбрали программу левого Мерца (которые потом удивились, когда рассказали о платформе левой партии). [20]
На выборах 2006 года «Исраэль Бейтейну» вышел из партии «Национальный союз». Логика, лежащая в основе этого решения, заключалась в том, что, несмотря на сходство позиций «Исраэль Бейтейну» и партии «Национальный союз», обе партии имеют две разные целевые аудитории: в то время как «Исраэль Бейтейну» обращается в основном к российским избирателям и к правым Будучи светским крылом, партия «Национальный союз» обращается главным образом к религиозной национальной общественности и к общественности поселенцев. Это предположение стало ясным после того, как «Исраэль Бейтейну» получила одна только 11 мандатов и стала второй по величине правой партией после «Ликуда», получившего всего 12 мандатов, при этом большая часть полученных ею мандатов поступила, естественно, от целевой аудитории партии – выходцы из Российской Федерации.
Организация, к которой я принадлежу, «Гуш Шалом» , однажды распространила 100 000 экземпляров нашего флагманского издания («Правда против правды», история конфликта) на русском языке, но когда мы получили только один единственный ответ, мы разочаровались. Очевидно, россиянам было наплевать на историю этой страны, о которой они не имеют ни малейшего представления.
— Ури Авнери , 2013. [17]
Культура
[ редактировать ]На выборах 2009 года в Израиле партия «Исраэль Бейтейну» получила 15 членов Кнессета , что является самым высоким показателем за всю историю.
Ослабление сионистского духа в сочетании с исчезновением восприятия « плавильного котла» (которое было сильным до 1980-х годов) привело к большей терпимости со стороны израильского общества к попыткам русских иммигрантов сохранить свою культуру. В тандеме многие иммигранты считали себя представителями русской культуры и считали ее выше израильской, преимущественно левантийской культуры. Эти параллельные тенденции в сочетании с отдельными кварталами иммигрантов помогли создать особую российско-израильскую культуру.
Эта культура в значительной степени характеризуется сочетанием характерных элементов Советского Союза и Израиля. Эта смесь создала новую светскую культуру, которая говорит как на иврите, так и на русском языке и которая уделяет большое внимание высокой культурной деятельности в области образования, науки и техники, литературы, музыки, театра и т. д. Русские иммигранты с гораздо большей вероятностью уедут. в театр или на концерты классической музыки, чем уроженцы Израиля, [21] а в литературе русская алия привнесла в израильскую литературу жанр « фантастического » реализма в противовес «сухому» реализму. [22] Русские иммигранты принесли увлечение боевой реконструкцией в Израиль, основав несколько клубов. [23]
Благодаря спросу со стороны новых иммигрантов появилось много русскоязычных газет, а с развитием многоканального телевидения в Израиле в 1990-е годы многие русские каналы начали ретранслироваться в Израиле. новый израильско-российский канал « Израиль Плюс А в ноябре 2002 года появился ». Также было создано семь русских газет. Однако к 2012 году израильско-российские СМИ пришли в упадок, поскольку дети советских иммигрантов полагаются на них гораздо меньше, чем их родители. [19]
Хотя курсы иврита предлагаются каждому иммигранту, многие русские иммигранты предпочитают говорить по-русски. По состоянию на 1995 год только 51% из них владели ивритом, 39% не умели читать на иврите или имели плохую грамотность на иврите, а 26% едва могли говорить или не могли говорить на иврите вообще. Около 48% говорили только по-русски дома, 6% на работе и 32% с друзьями, тогда как 8% говорили только на иврите дома, 32% на работе и 9% с друзьями. Остальные говорили на смеси русского и иврита. [24]
Иммигранты были в подавляющем большинстве светскими людьми. Опрос 2016 года показал, что 81% идентифицируют себя как светские по сравнению с 49% среди всех израильских евреев, и только 4% были харедим , хотя 55% выражали определенный уровень религиозных убеждений. Уровень смешанных браков и сожительства с партнерами-неевреями также оказался выше: 10% из них состояли в браке или сожительствовали с партнером-неевреем, по сравнению с 2% среди всех израильских евреев. Однако дети иммигрантов значительно более религиозны, чем их родители: только 60% считают себя светскими, 70% выражают определенные религиозные убеждения и 14% являются харедим. [25]
Светский характер этой иммиграционной волны и их попытки сохранить свои пищевые привычки привели к открытию в середине 1990-х годов магазинов по продаже товаров, которые были распространены в СССР, особенно некошерного мяса, такого как свинина . Несмотря на то, что продажа свинины разрешена в Израиле и в кибуце Мизра есть даже свинофермы, продажа мяса в городах с высоким количеством религиозных или традиционных жителей представляет собой нарушение светско-религиозного статус-кво в Израиле. и вызвало множество столкновений. В большинстве случаев стороны достигли компромисса, и склады свинины были перенесены в промышленные районы городов.
Большинство еврейских иммигрантов были евреями-ашкенази ; однако группы мизрахи , такие как горские евреи , грузинские евреи и бухарские евреи , также в больших количествах иммигрировали в Израиль во время распада СССР после предыдущей волны иммиграции. Они были более традиционными и принесли в Израиль свою культуру, еду и музыку.
Многие иммигранты перевели свои имена на иврит, но большинство сохранили русские. [26] Однако российские родители в основном давали своим детям имена на иврите, и эта тенденция неуклонно росла на протяжении 1990-х и вплоть до 2000-х годов. Многим детям русских иммигрантов дали библейские имена, которые признаны израильскими, но также распространены в других странах. [27] Согласно исследованию 2011 года, хотя сами иммигранты не полностью интегрировались в израильскую культуру и не сохранили часть своей русской идентичности, их дети полностью интегрированы в израильское общество. [28]
Галахическое определение еврейства
[ редактировать ]Православные интерпретации Галахи признают только матрилинейное происхождение. Однако Закон о возвращении распространяется на любого, кто имеет дедушку и бабушку-еврея или состоит в браке с евреем. В результате этого несоответствия в иммиграционную волну вошли люди, которых израильский раввинат не считал евреями , например, дети отца-еврея и матери-нееврейки, внуки евреев или супруги евреев-неевреев, которые имели на это право. согласно Закону о возвращении . В 1988 году, за год до начала волны иммиграции, 58% женатых мужчин-евреев и 47% замужних еврейских женщин в Советском Союзе имели супруга-нееврея. [29] Около 26%, или 240 000, иммигрантов не имели матери-еврейки и, таким образом, не считались евреями по Галахе , или еврейскому религиозному закону, который гласит, что евреем является тот, чья мать еврейка или формально обращена в иудаизм. Это может вызвать проблемы с их будущим браком в Израиле .
В начале массовой иммиграции почти все иммигранты из бывшего СССР считались Галахой евреями. Доля тех, кто не считался евреем согласно ортодоксальным толкованиям Галахи, среди иммигрантов постоянно росла на протяжении всей иммиграционной волны. Например, в 1990 году около 96% иммигрантов были евреями и только 4% были нееврейскими членами семьи. Однако в 2000 году пропорция была: евреи по галахе – 47%, нееврейские супруги евреев – 14%, дети от отца-еврея и матери-нееврейки – 17%, нееврейские супруги детей от отца-еврея и мать-нееврейка - 6%, внуки с одним бабушкой и дедушкой-евреем - 14% и супруги-неевреи внуков с одним бабушкой и дедушкой-евреем - 2%. [30]
Согласно просочившемуся документу Управления по народонаселению и иммиграции, в период с 2016 по 2021 год 34,3% российских олимов , 30% украинских олимов, 93,7% олимов США и 56% общего числа иммигрантов за последние годы считались евреями. [31]
Демография
[ редактировать ]Еврейские иммигранты из бывшего Советского Союза
[ редактировать ]Год | Всего (тыс.) | Израиль | олень | Германия | Евреи по Галахе в Израиле |
---|---|---|---|---|---|
1970–1988 | 291 | 165 | 126 | 0 | ЧТО |
1989 | 72 | 12.9 | 56 | 0.6 | ЧТО |
1990 | 205 | 185.2 | 6.5 | 8.5 | 96% |
1991 | 195 | 147.8 | 35.2 | 8 | 91% |
1992 | 123 | 65.1 | 45.9 | 4 | 84% |
1993 | 127 | 66.1 | 35.9 | 16.6 | 83% |
1994 | 116 | 68.1 | 32.9 | 8.8 | 77% |
1995 | 114 | 64.8 | 21.7 | 15.2 | 72% |
1996 | 106 | 59 | 19.5 | 16 | 68% |
1997 | 99 | 54.6 | 14.5 | 19.4 | 60% |
1998 | 83 | 46 | 7.4 | 17.8 | 54% |
1999 | 99 | 66.8 | 6.3 | 18.2 | 50% |
2000 | 79 | 50.8 | 5.9 | 16.5 | 47% |
2001 | 60 | 33.6 | 4.1 | 16.7 | 44% |
2002 | 44 | 18.5 | 2.5 | 19.3 | 43% |
2003 | 32 | 12.4 | 1.6 | 15.4 | 43% |
2004 | 25 | 10.1 | 1.1 | 11.2 | ЧТО |
2005 | 18 | 9.4 | 0.9 | 6 | ЧТО |
2006 | 10 | 7.5 | 0.6 | 1.1 | 42% |
1989–2006 | 1,607 | 979 | 325 | 219 | ЧТО |
1970–2006 | 1,898 | 1,144 | 451 | 219 | ЧТО |
Эволюция среди израильского населения
[ редактировать ]Год | Рождения (тысяч) | Летальные исходы | Естественный рост | Общий коэффициент рождаемости |
---|---|---|---|---|
1990 | 0.7 | 0.4 | 0.3 | 1.58 |
1991 | 2.4 | 1.85 | 0.55 | 1.31 |
1992 | 3.4 | 2.7 | 0.7 | 1.33 |
1993 | 4.6 | 3.3 | 1.3 | 1.52 |
1994 | 5.8 | 4 | 1.8 | 1.65 |
1995 | 6.75 | 4.6 | 2.15 | 1.72 |
1996 | 7.5 | 5 | 2.5 | 1.70 |
1997 | 8.2 | 5.4 | 2.8 | 1.71 |
1998 | 8.9 | 5.9 | 3 | 1.71 |
1999 | 9.3 | 6.3 | 3 | 1.63 |
2000 | 10.1 | 6.7 | 3.4 | 1.62 |
2001 | 10.3 | 6.9 | 3.4 | 1.56 |
2002 | 10.6 | 7.2 | 3.4 | 1.55 |
2003 | 11.1 | 7.25 | 3.85 | 1.60 |
2004 | 10.9 | 7.4 | 3.5 | 1.55 |
2005 | 11 | 7.6 | 3.4 | 1.55 |
2006 | 11.2 | 7.6 | 3.6 | ЧТО |
2007 | 10.3 | 7.8 | 2.5 | ЧТО |
2008 | 11.6 | 7.8 | 3.8 | ЧТО |
2009 | 11.7 | 7.6 | 4.1 | ЧТО |
1990–2009 | 166.4 | 113.3 | 53.1 | ЧТО |
Экономическая интеграция в Израиле
[ редактировать ]Иммигранты относительно успешно интегрировались в израильскую экономику, и для них характерен более высокий уровень участия на рынке труда. Израильская сфера высоких технологий пережила небольшую революцию с появлением нескольких бизнес-инкубаторов , которые были созданы для обеспечения занятости тысяч ученых и инженеров, прошедших через эту иммиграционную волну. Эта иммиграционная волна также способствовала развитию экономики Израиля и, в частности, способствовала развитию знаменитой высокотехнологичной отрасли страны. Израильский экономист Шломо Маоз сказал об алие в России: «Русские спасли Израиль, и это здорово. Алия улучшила нашу ситуацию почти по всем параметрам». По данным Maoz, привлечение почти миллиона новых потребителей позволило сотням компаний из самых разных отраслей увеличить свой рынок до 20%, и этот рост потребления значительно увеличил импорт и экспорт. Развивающаяся израильская индустрия высоких технологий получила мощный импульс благодаря высокообразованным русским иммигрантам, а также опытным ветеранам ЦАХАЛа. Кроме того, Маоз отметил, что российские иммигранты, которые, как правило, были более амбициозными и высокообразованными, чем коренные израильтяне, косвенно повысили производительность коренных израильтян, заставляя больше из них работать усерднее и получать высшее образование, чтобы конкурировать. Экономист Йосеф Зейра признал, что русские иммигранты оказали положительное влияние на израильскую экономику, и выразил им благодарность за прекращение рецессии, наступившей в результате Первая интифада , но утверждал, что успех Израиля в сфере высоких технологий был обусловлен главным образом субсидиями ЦАХАЛа. По словам Зейры, хотя российская алия и оказала положительное влияние на экономику, «Израиль все равно останется западной страной с процветающим промышленным сектором, с ними или без них». [33] Общий вклад и потенциал иммигрантов, которые внесли свой вклад в Государство Израиль и израильское общество в качестве ученых, врачей, академиков в области технологий, исследований и искусства, имели ключевое значение для общей культуры и экономики Израиля. [34]
Из иммигрантов, прибывших в период с 1989 по 1990 год, 60% имели высшее образование, что вдвое превышает число израильтян с высшим образованием. С 1990 по 1993 год из бывшего Советского Союза в Израиль иммигрировали 57 000 инженеров и 12 000 врачей. Напротив, в 1989 году в Израиле было всего 30 000 инженеров и 15 000 врачей. [35]
Прибыв в Израиль, многие советские иммигранты, в том числе высокообразованные и квалифицированные специалисты, сначала занимались черной и полуквалифицированной работой и жили в бедности. В 1992 году 56% советских иммигрантов принадлежали к беднейшей трети населения Израиля, либо бедным, либо рискующим впасть в бедность, а 10% принадлежали к самой богатой трети общества. Советские иммигранты интегрировались в израильскую экономику, которая в 1990-е годы переживала бум, который удвоил ВВП страны на душу населения и привел к снижению уровня безработицы, несмотря на массовое увеличение рабочей силы, вызванное иммиграцией. К 2010 году только 38% советских иммигрантов принадлежали к беднейшей трети общества, а 27% - к самой богатой трети. [36] [37] В 2012 году средняя зарплата иммигранта из бывшего Советского Союза была сопоставима со средней зарплатой коренного израильского еврея, а это означает, что экономический разрыв между советскими иммигрантами и остальной частью израильского еврейского общества практически сократился. [5]
По данным Центрального статистического бюро Израиля, около трети иммигрантов 1990-х годов получили свое прежнее образование, признанное в Израиле как высшее. Но менее половины грамотных рабочих работают по специальности.
Влияние на израильское общество
[ редактировать ]Поначалу реакция израильского общества на волну еврейской иммиграции в Советский Союз была очень положительной, и среди местных жителей использовалась общая фраза «с каждым иммигрантом наша сила возрастает». Это позитивное отношение со временем изменилось из-за опасений части израильского общества по поводу последствий массовой волны иммиграции. Двумя основными причинами страха, связанного с этой иммиграционной волной, были страх перед тем, что среди иммигрантов может быть определенный процент религиозных и культурных неевреев, и опасения, что новые иммигранты отнимут рабочие места у ветеранов. .
Другая дополнительная причина негативного отношения связана с общей характеристикой миграционного общества - негостеприимным отношением ветеранской группы к населению иммигрантов. В связи с этим о новых иммигрантах начали распространяться негативные стереотипные слухи. Это негостеприимное отношение усилилось еще и потому, что – в отличие от предыдущих волн иммиграции в Израиль – многие иммигранты из этой волны сохранили свою культуру и язык, не пытаясь совместить свои обычаи с новой жизнью в Израиле. Большая часть критики в адрес этой волны была связана с их культурными различиями, которые включали множество негативных стереотипов в отношении израильского общества.
С тех пор иммигрантам удалось смешаться с израильским обществом в различных областях и внести большой вклад в развитие Израиля. В 2009 году министр науки Дэниел Гершковиц заявил, что волна иммиграции помогла израильским университетам, где каждый четвертый сотрудник теперь является русскоязычным. [38] В то же время премьер-министр Нетаньяху заявил, что советские евреи теперь «интегрировались в жизнь страны и стали принципиальным и важным элементом во всех аспектах жизни». В той же речи он назвал российскую алию "одним из величайших чудес, случившихся с государством". [39]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ http://www.haaretz.com/st/c/prod/eng/25yrs_russ_img/ 25 лет со дня российской алии.
- ^ Перейти обратно: а б "Еврейская эмиграция из бывшего СССР c 1970 года составила почти 2 миллиона человек" (PDF) . demoscope.ru . February 2012. Archived (PDF) from the original on 2013-11-05.
- ^ Перейти обратно: а б Постсоветская алия и еврейская демографическая трансформация – Марк Тольц.
- ^ Шелег, Яир: Не совсем евреи . Израильский институт демократии (стр. 10)
- ^ Перейти обратно: а б Градштейн, Линда/The Media Line (18 декабря 2012 г.). « Расовая дискриминация широко распространена на рынке труда Израиля ». «Джерузалем Пост» . Получено 8 октября 2015 г. с сайта jpost.com.
- ^ «Refworld | Евреи из бывшего Советского Союза» .
- ↑ Миллион русских, изменивших Израиль до глубины души – Гаарец
- ^ «Советские беженцы: обработка и прием в США улучшились» (PDF) . Счетная палата правительства США. Июль 1991 года.
- ^ «Полная иммиграция в Израиль из бывшего Советского Союза» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ Сабателло, EF (1992). «Оценки спроса на аборты среди советских иммигрантов в Израиле». Исследования в области планирования семьи . 23 (4): 268–73. дои : 10.2307/1966888 . JSTOR 1966888 . ПМИД 1412599 .
- ^ Кризис в Кремле; Наплыв советских евреев в Израиль усиливается по мере роста опасений перед московским хаосом - The New York Times - 22 декабря 1990 г.
- ^ Советы подтверждают отсутствие прямых рейсов в Израиль - The Prescott Courier
- ^ Гилберт, Мартин: Израиль: История (2008)
- ^ Сообщается, что Израиль эвакуирует всех евреев из Чечни - Spokesman.com - 10 января 1995 г.
- ^ Максим Эдвардс (30 сентября 2012 г.). «Еврейская жизнь в Абхазии медленно умирает» . Форвард .
- ^ «Юджин Регистр-Охранник — Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com .
- ^ Перейти обратно: а б Авнери, Ури (27 апреля 2013 г.). «Русские пришли» . Гуш Шалом . Проверено 19 января 2023 г.
- ^ «Израиль: история и отношения с Соединенными Штатами» (PDF) . Проверено 25 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хью Нейлор (23 июня 2012 г.). «Русские иммигранты подтолкнули Израиль вправо» . Национальный .
- ^ Зур-Глузман, Маша (23 мая 2012 г.). «20 лет со дня российской иммиграции 1990-х годов: миллион, изменивший Ближний Восток — Эйон — Гаарец» . Гаарец . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Лен, Шломит (15 мая 2005 г.). «8 историй успеха русского иммигранта — Глобус» . Глобусы . Globes.co.il . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Карп, Элит (3 января 2013 г.). «Не ищите здесь Достоевского: 20 лет российской иммиграции 90-х — Эйон — Гаарец» . страна Haaretz.co.il . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ «мынет Ашдод – мужчины в дорогих доспехах и с мечами, заточенными дома» . Mynet.co.il. Архивировано из оригинала 15 октября 2017 г. Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Дракман, Ярон (20 июня 1995 г.). «CBS: 27% израильтян борются с ивритом – Новости Израиля, Ynetnews» . Инетньюс . Ynetnews.com . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ «Израильские евреи из бывшего Советского Союза более светские и менее религиозно соблюдающие» . 30 марта 2016 года . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Прилив иммигрантов придает Израилю русский акцент – Chicago Tribune» . Статьи.chicagotribune.com. 19 августа 2000 г. Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ «Народ Израиля» . Peopleil.org. Архивировано из оригинала 15 июля 2014 г. Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Блюменфельд, Ревитал (26 декабря 2011 г.). «Исследование: Дети советских иммигрантов полностью ассимилировались в израильском обществе Новости Израиля» . Гаарец . Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ Делла Пергола, Серджио и Рейнхарц, Суламит: еврейские смешанные браки во всем мире
- ^ Шуламит Рейнгарц ; Серджио ДеллаПергола (31 декабря 2011 г.). Еврейские смешанные браки в мире . Издатели транзакций. стр. 101–. ISBN 978-1-4128-1544-4 .
- ^ Звика Клиен. (16 ноября 2022 г.). «72% олимов 2020 года из стран бывшего СССР не были евреями по израильским законам». Веб-сайт «Джерузалем пост», дата обращения 16 ноября 2022 г.
- ^ Толтс, Марк. «Постсоветская алия и еврейская демографическая трансформация» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2013 г. Проверено 3 января 2013 г.
- ^ Гольдштейн, Тани (5 февраля 2010 г.). "ynet "Если бы не русские, мы бы отстали лет на 20" - Экономика" . Инет . Ynet.co.il. Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ «Алия из СССР/Содружества Независимых Государств» . Еврейское агентство Израиля. Архивировано из оригинала 8 апреля 2014 г. Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Изнурительная утечка мозгов» . «Джерузалем Пост» . 04 июля 2014 г. Проверено 8 июля 2014 г.
- ^ JTA (28 декабря 2017 г.). «Даалия, спустя два десятилетия, волна русской иммиграции в Израиль является выдающимся успехом» . Гаарец . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Экономика Израиля – 1990-2000 гг.» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 28 декабря 2017 г.
- ^ «Нетаньягу: Спустя 20 лет после падения железного занавеса стало ясно, что русскоязычная алия «спасла Государство Израиль» » . Проверено 28 декабря 2017 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Реттиг, Хавив (7 сентября 2009 г.). «Нетаньягу: Спустя 20 лет после падения железного занавеса стало ясно, что русскоязычная алия «спасла Государство Израиль» | JPost | Новости Израиля» . JPost . Проверено 8 июля 2014 г.