Человек с золотой рукой (роман)
Первое издание | |
Автор | Нельсон Олгрен |
---|---|
Художник обложки | 'Karov' |
Язык | Английский |
Опубликовано | 1949 Даблдей |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом переплете) |
Страницы | 343 стр. |
ОКЛК | 565975 |
Класс ЛК | ПС3501.Л4625 |
«Человек с золотой рукой» — роман Нельсона Олгрена , опубликованный издательством Doubleday в ноябре 1949 года. Один из основополагающих романов американской литературы после Второй мировой войны, «Человек с золотой рукой» широко считается величайшим и наиболее устойчивым произведением Олгрена. В 1950 году он получил Национальную книжную премию . [ 1 ]
В романе подробно описаны испытания и невзгоды незаконного торговца картами «Фрэнки Машины», а также множество ярких персонажей на ближнем северо-западе Чикаго. Ветеран Второй мировой войны, Фрэнки изо всех сил пытается стабилизировать свою личную жизнь, пытаясь свести концы с концами и бороться с растущей зависимостью от морфия. Большая часть истории происходит в сразу послевоенный период на Дивизион-стрит и Милуоки-авеню в старом польском центре города .
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]События романа происходят между 1946 и 1948 годами, преимущественно на северо-западе Чикаго. Главный герой - Фрэнсис Майцинек, известный как «Фрэнки Машина», молодой человек лет 30, талантливый карточный дилер и барабанщик-любитель. Во время службы во Второй мировой войне Фрэнки лечился от шрапнели в печени и лечился морфием. У него развивается пристрастие к наркотику, хотя изначально по сюжету он верит, что может контролировать свою привычку.
Фрэнки живет в небольшой квартире на Дивизион-стрит в польском районе со своей женой Софи (по прозвищу «Зош»). Софи передвигается в инвалидной коляске после инцидента с вождением в нетрезвом виде, вызванного Фрэнки (хотя в романе подразумевается, что ее паралич носит психологический характер). Большую часть времени она проводит, глядя в окно и наблюдая за проходящей неподалеку надземной железной дорогой . Она вымещает свое разочарование, ссорясь с мужем, и использует его вину, чтобы не дать ему уйти от нее. Неурядицы в их отношениях только подстегивают его зависимость.
Фрэнки работает по ночам, торгуя в закулисных карточных играх, которыми управляет «Зеро» Швиевка. Он мечтает вступить в Союз музыкантов и работать с джазовым барабанщиком Джином Крупой , но эта мечта так и не сбывается. Его постоянным товарищем и протеже является Солли «Воробей» Сальцкин, слабоумный вор-полуеврей, специализирующийся на краже и продаже собак; Фрэнки устраивает Воробья на работу «рулевым», наблюдая за дверью в карточные игры и привлекая игроков.
Часто называя свою пристрастие к наркотикам «тридцатипятифунтовой обезьяной на спине », Фрэнки сначала пытается держать Воробья и остальных в неведении по этому поводу. Он отсылает Воробья всякий раз, когда навещает «Изящного Луи» Фоморовски, своего поставщика. Однажды ночью, сражаясь на черной лестнице, Фрэнки случайно убивает Нифти Луи. Он и Воробей пытаются скрыть свою роль в убийстве.
Тем временем Фрэнки заводит роман с подругой детства «Молли-О» Новотны после ареста ее жестокого мужа. Молли помогает Фрэнки бороться с его зависимостью, но вскоре они расстаются, когда Фрэнки сажают в тюрьму за кражу в магазине, и она уезжает из района. Без Молли он снова начинает употреблять наркотики, когда его освобождают.
Нифти Луи задолжал деньги людям с политическими связями, и поиск его убийцы становится приоритетом для полицейского управления. Воробья задерживают для допроса в полиции, и его переводят из участка в участок, чтобы обойти хабеас корпус требования . В конце концов он не выдерживает и раскрывает то, что знает, и Фрэнки вынужден бежать.
Находясь в бегах, Фрэнки удается найти Молли в стриптиз-клубе недалеко от Лейк-стрит . Он прячется в ее квартире и борется со своей зависимостью, но в конце концов власти узнают, где он прячется. Ему едва удается убежать, и он получает ранение в ногу, оставляя Молли позади. Он сбегает в ночлежку , но без всякой надежды воссоединиться с Молли или остаться на свободе вешается в своей комнате в День дурака 1948 года.
Роман заканчивается стенограммой коронерского дознания, а также стихотворением Фрэнки под названием «Эпитафия».
Фон
[ редактировать ]Олгрен начал писать роман после того, как (как и его главный герой) вернулся со Второй мировой войны, и изначально он намеревался написать военный роман. [ 2 ] Фоном для повествования послужила часть Чикаго, в которой он жил. [ 3 ] Первоначально он планировал назвать книгу « Ночь без пощады» , но издатель предпочел менее зловещее название. [ 4 ] Олгрен заявил, что «золотая рука» возникла как термин, который часто использовал «маленький итальянский букмекер … которого я знал в армии». [ 2 ]
Перед публикацией романа версия его заключительного стихотворения «Эпитафия: Человек с золотой рукой» была опубликована в сентябрьском выпуске журнала Poetry за 1947 год (Нью-Йорк: Ассоциация современной поэзии).
В первом варианте повести не было темы наркозависимости. Позже Олгрен вспоминал: «Я отправил книгу агенту, и агент сказала, что она ей понравилась и все такое, но для нее нужна была привязка , похоже, она ни на чем не висела». Обдумывая, что делать, он пошел выпить с другом, который позже рассказал, что употреблял наркотики внутривенно . Это вдохновило Олгрена включить в роман употребление наркотиков. [ 2 ]
Прием
[ редактировать ]Ежегодная Национальная книжная премия была восстановлена в 1950 году американской книжной индустрией, присуждая книги в трех категориях, изданные в Соединенных Штатах в 1949 году. Нельсон Олгрен и « Человек с золотой рукой» получили премию в области художественной литературы. [ 1 ] которую иногда называют «первой Национальной книжной премией в области художественной литературы ». [ а ] бывшая первая леди Элеонора Рузвельт . Презентацию провела [ 5 ] [ 6 ]
Роман считается классикой американской литературы двадцатого века.
Написав об Олгрене и романе, Курт Воннегут заявил, что «он был моим предком-новатором ... Он открыл новые горизонты, изобразив людей, которые, как говорят, были дегуманизированы бедностью, невежеством и несправедливостью, как действительно дегуманизированные, и дегуманизированные совершенно навсегда». [ 7 ] Поэт Карл Сэндберг похвалил роман за «странное полуночное достоинство». [ 8 ]
В письме Олгрену в 1949 году Эрнест Хемингуэй предоставил следующий обзор романа (который Doubleday решил не включать в свой маркетинг):
В мир букв, где у нас есть увядающий Фолкнер и разросшийся Маленький Эбнер Томас Вулф , каждый день отбрасывающий более короткую тень, Олгрен приходит как корвет или даже большой эсминец ... Олгрен может бить обеими руками и передвигаться и он убьет тебя, если ты не будешь очень осторожен... Мистер Олгрен, мальчик, ты молодец. [ 9 ]
В своем некрологе Олгрену в 1981 году обозреватель чикагской газеты Майк Ройко , выросший недалеко от Дивизион-стрит, вспоминал, что впервые прочитал эту книгу во время службы на Корейской войне . «Я впервые прочитал роман, действие которого происходит в знакомом мне месте. И Олгрен в « Человеке с золотой рукой » запечатлел это. У него были люди, звуки, переулки, улицы, ощущение этого места». [ 10 ]
В то время роман вызвал споры и получил несколько критических отзывов. В статье 1956 года для The New Yorker , озаглавленной «Человек с золотой говядиной», Норман Подгорец критиковал то, что он считал прославлением низшего класса за счет респектабельного общества. [ 11 ] Это мнение разделил Лесли Фидлер в статье о произведениях Олгрена для The Reporter, озаглавленной «Благородные дикари из Скид-Роу». [ 11 ] [ 12 ]
Как и предыдущий роман Олгрена « Никогда не приходи утром» , «Человек с золотой рукой» вызвал критику со стороны лидеров польской общины Чикаго , которые раскритиковали изображение своей общины в рассказе. [ 3 ] Ройко писал об этих критиках: «Они считали, что... Олгрен представил их в плохом свете. Думаю, они предпочли бы, чтобы он написал роман о польском дантисте, который сменил имя и переехал из старого района в пригород. как только он заработает достаточно денег». [ 10 ]
Экранизация
[ редактировать ]В 1955 году по книге был снят фильм режиссера Отто Премингера с Фрэнком Синатрой в главной роли . Хотя автора Нельсона Олгрена изначально пригласили в Голливуд для работы над сценарием, его быстро заменил Уолтер Ньюман . [ 3 ] [ 13 ] Олгрен негативно отзывался о своем опыте работы в Голливуде, отсутствии полученной компенсации и вольности, допущенной создателями фильма (включая финал, совершенно отличный от романа). [ 14 ] Когда фотограф и друг Арт Шэй фильма попросил Олгрена позировать под афишей , он, как сообщается, сказал: «Какое отношение этот фильм имеет ко мне?»; [ 3 ] [ 15 ] в другой раз Олгрен прокомментировал фильм так: «Синатра тряс героин, как будто он трясся от летней простуды». [ 16 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Официально это просто «Национальная книжная премия» в нескольких категориях; «Для художественной литературы» и т. д. не являются частью названия. То же самое было верно в 1950 году и в отношении довоенных наград, в 1936–1942 годах — в отношении публикаций предыдущего года в любой точке мира. Некоторые довоенные категории наград: «Самый выдающийся роман», позже «Любимая художественная литература»; Самая оригинальная книга, которая может быть художественной; и «Открытие книготорговца», которое может оказаться выдумкой. См. историю Национальной книжной премии и ее ссылки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б
«Национальная книжная премия – 1950» . Национальный книжный фонд . Проверено 31 марта 2012 г.
(С эссе Рэйчел Кушне и Гарольда Аугенбраума из блога, посвященного 60-летию премии.) - ^ Jump up to: а б с Андерсон, Олстон; Южный, Терри. Плимптон, Джордж ; Хан, Садруддин Ага; Хьюмс, Гарольд Л .; Маттиссен, Питер (ред.). «Нельсон Олгрен, художественная литература № 11» . Парижское обозрение . 2 (11). Париж , Франция. ISSN 0031-2037 . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хюбнер, Джефф (19 ноября 1998 г.). Баим, Трейси; Хокинс, Карен; Кумар, Суджай (ред.). «Полный Нельсон: Стюарту Маккаррелу, слегка вывернув руку, удалось поставить памятник Нельсону Олгрену посреди враждебной территории» . Чикагский читатель . Чикаго , Иллинойс , Соединенные Штаты Америки: Chicago Reader L3C. ISSN 1096-6919 . Архивировано из оригинала 26 июля 2010 года . Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Олгрен, Нельсон (2011) [1949]. Сэвидж-младший, Уильям Дж.; Саймон, Дэниел (ред.). Человек с золотой рукой: критическое издание, посвященное 50-летию (3-е изд.). Нью-Йорк , Нью-Йорк , Соединенные Штаты Америки: Seven Stories Press . ISBN 9781609803599 – через Google Книги .
- ^ «История Национальной книжной премии» . Национальный книжный фонд: О нас. Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ «ИЗДАТЕЛИ КНИГ ПОЛУЧАЮТ 3 НАГРАДЫ; Нельсон Олгрен, доктор Ральф Л. Раск и доктор У. К. Уильямс получают специальные награды с золотыми пластинками» . Искусство. Нью-Йорк Таймс . Том. XXIX, нет. 56. 17 марта 1950. с. 21. ISSN 0362-4331 . OCLC 1645522 .
- ^ Алгрен 2011 , с. 369, 5. Олгрен, каким я его знал (эссе Курта Воннегута )
- ^ «Нельсон Олгрен в прямом эфире: празднование 100-летия со дня рождения» . Национальный книжный фонд . 19 февраля 2009 года . Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ Олгрен, Нельсон (31 марта 2006 г.) [2005]. «4. Другие голоса [Нельсон Олгрен (1909–1981)]» . Ин Ровит, Эрл; Уолдхорн, Артур (ред.). Хемингуэй и Фолкнер в свое время (2-е изд.). Нью-Йорк , Нью-Йорк , Соединенные Штаты Америки: Международная издательская группа Continuum . п. 136. ИСБН 9780826418258 – через Google Книги .
- ^ Jump up to: а б Ройко, Майкл (13 мая 1981 г.). Хоге младший, Джеймс Фултон (ред.). «Золотое перо Олгрена». Чикаго Сан-Таймс . ISSN 1553-8478 . Перепечатано в «Человеке с золотой рукой: критическое издание к 50-летию» , стр. 363–365.
- ^ Jump up to: а б Олгрен, Нельсон (1 декабря 2006 г.). «Колонизированный низший класс в романе Нельсона Олгрена «Человек с золотой рукой» » . В Уорде, Роберт (ред.). Нельсон Олгрен: Сборник критических очерков . Мэдисон , Нью-Джерси , Соединенные Штаты Америки: Издательство Университета Фэрли Дикинсона . п. 112. ИСБН 9780838641088 . Проверено 7 августа 2021 г. - через Google Книги .
- ^ Лоуренс Липтон (15 декабря 1957 г.). Розенталь, Ирвинг (ред.). «Взгляд на дикую сторону со стороны вуайериста: Нельсон Олгрен и его рецензенты» (PDF) . Чикагский обзор . 10 (4). Чикаго , Иллинойс , Соединенные Штаты Америки: Отделение гуманитарных наук Чикагского университета : 4–14. дои : 10.2307/25293265 . ISSN 0009-3696 . JSTOR 25293265 . Проверено 7 августа 2021 г. Человек с золотой рукой: критическое издание к 50-летию , стр. 399–408.
- ^ Лэнг Томпсон. «ЧЕЛОВЕК С ЗОЛОТОЙ РУКОЙ» . Классические фильмы Тернера . Проверено 13 июля 2011 г.
- ^ Донохью, HEF; Олгрен, Нельсон (2001) [1963]. «ЧАСТЬ II: Олгрен против Голливуда: Глава 4. Афера внутри аферы». Беседы с Нельсоном Олгреном (PDF) (4-е изд.). Чикаго , Иллинойс , Соединенные Штаты Америки: Издательство Чикагского университета . стр. 101–128. ISBN 978-0-226-01383-1 – через Интернет-архив .
- ^ Каплан, Майкл (18 мая 2009 г.). Добкин, Джейк; Чанг, Джен (ред.). «Интервью: кинорежиссер Майкл Каплан» . Чикагист (Интервью). Беседовал Кристофер Роб. Чикаго , Иллинойс , Соединенные Штаты Америки: Gothamist . Архивировано из оригинала 19 октября 2010 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ Улин, Дэвид Л. (26 апреля 2009 г.). Мерида, Кевин ; Сун-Шион, Патрик (ред.). «Наследие Нельсона Олгрена приходит в упадок» . Лос-Анджелес Таймс . Чикаго , Иллинойс , Соединенные Штаты Америки. ISSN 2165-1736 . ОСЛК 3638237 . Проверено 7 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]