Минору Ямасаки
Минору Ямасаки | |
---|---|
Ямадзаки Минору | |
![]() Ямасаки в 1959 году | |
Рожденный | |
Умер | 6 февраля 1986 г. | ( 73 года
Альма-матер | Вашингтонский университет Нью-Йоркский университет |
Занятие | Архитектор |
Супруги |
|
Дети | 3, включая Таро Ямасаки |
Здания |
|
Дизайн | Новый формализм , вдохновленный готической архитектурой и использованием узких вертикальных окон. |
Минору Ямасаки ( , 1 декабря 1912 — 6 февраля Ямасаки Минору 1986) [1] [2] был американцем японского происхождения [3] архитектор , наиболее известный благодаря проектированию оригинального Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и ряда других крупномасштабных проектов. [4] Ямасаки был одним из самых выдающихся архитекторов 20 века. Он и его коллега-архитектор Эдвард Дарелл Стоун обычно считаются двумя мастерами-практиками « нового формализма ». [5] [6]
За свою тридцатилетнюю карьеру он и его фирма спроектировали более 250 зданий. [7] Его фирма Yamasaki & Associates закрылась 31 декабря 2009 года. [8]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Ямасаки родился 1 декабря 1912 года в Сиэтле , штат Вашингтон , в семье Джона Цунеджиро Ямасаки и Ханы Ямасаки, японских иммигрантов- иссеев . [4] Позже семья переехала в Оберн, штат Вашингтон , и он окончил старшую среднюю школу Гарфилда в Сиэтле. Он поступил на программу архитектуры Вашингтонского университета в 1929 году и получил степень бакалавра архитектуры (BArch) в 1934 году. [9] Во время учебы в колледже его всячески поддерживал преподаватель Лайонел Прис . Деньги на оплату обучения он зарабатывал, работая на консервном заводе по производству лосося на Аляске. [10] работаю пять лет летом и зарабатываю 50 долларов в месяц плюс 25 центов в час за сверхурочную работу. [1]
Частично чтобы избежать антияпонских предубеждений, он переехал в Манхэттен в 1934 году с 40 долларами и без перспектив трудоустройства. [11] Он упаковывал посуду для компании-импортера, пока не нашел работу чертежником и инженером. [1] Он поступил в Нью-Йоркский университет на степень магистра архитектуры и устроился на работу в архитектурную фирму Shreve, Lamb & Harmon , проектировавшую Эмпайр-стейт-билдинг . Фирма помогла Ямасаки избежать интернирования как американца японского происхождения во время Второй мировой войны, а сам он приютил своих родителей в Нью-Йорке. [3] [12] Ямасаки был политически активен в первые годы своей жизни, особенно в попытках переселить американцев японского происхождения, пострадавших от программы интернирования в Соединенных Штатах во время Второй мировой войны. [13]
Покинув Shreve, Lamb & Harmon, Ямасаки некоторое время работал в Harrison & Abramovitz и Raymond Loewy . Во время работы в Harrison & Abramovitz Ямасаки, одаренный художник-акварелист, подрабатывал преподавателем рисования в Колумбийском университете . [13]
В 1945 году Ямасаки переехал в Детройт , где получил должность в компании Smith, Hinchman & Grylls (SHG). главного конструктора [11] [14] В то время SHG была старейшей, а также одной из крупнейших и самых престижных архитектурных фирм в Детройте и Соединенных Штатах, недавно завершив проекты, включая такие достопримечательности Детройта, как Penobscot и Guardian Buildings . [13] Ямасаки покинул фирму в 1949 году и основал собственное партнерство. [14] Он работал в Бирмингеме и Трое, штат Мичиган . Одним из первых проектов, которые он разработал в своей фирме, была пекарня Рула на 7-мильной дороге и Монике-стрит в Детройте. [15]
Карьера
[ редактировать ]Прюитт-Айго и другие ранние комиссии
[ редактировать ]
Первым крупным проектом Ямасаки был проект государственного жилищного строительства Прюитт-Иго в Сент-Луисе в 1955 году. Несмотря на его любовь к традиционному японскому дизайну и украшениям , здания Прюитта-Иго представляли собой суровые модернистские бетонные конструкции, сильно ограниченные ограниченным бюджетом. Жилой проект вскоре столкнулся с таким количеством проблем, что его снесли, начиная с 1972 года, менее чем через двадцать лет после его завершения. Его разрушение будет рассматриваться историком архитектуры Чарльзом Дженксом как символический конец модернистской архитектуры . [4]
поручила Ямасаки В 1950-х годах компания Reynolds спроектировать облицованное алюминием здание в Саутфилде, штат Мичиган , которое «символизировало бы прошлый и будущий прогресс автомобильной промышленности с использованием алюминия». [16] Трехэтажное стеклянное здание, обернутое алюминием, известное как здание штаб-квартиры продаж компании Reynolds Metals в Грейт-Лейкс, также должно было укрепить основной продукт компании и продемонстрировать его замечательные характеристики прочности и красоты. [17]
В 1955 году он спроектировал «изящный» терминал Ламберт-Сент. Луис , что привело к тому, что в 1959 году ему было поручено спроектировать международный аэропорт Дахран в Саудовской Аравии. Здание терминала международного аэропорта Дахран было особенно хорошо встречено в Саудовской Аравии и было изображено на в один риал . банкноте [18]
Первым широко известным проектом Ямасаки стал Тихоокеанский научный центр с его культовыми кружевными и воздушными декоративными арками. Он был построен властями Сиэтла для Всемирной выставки в Сиэтле 1962 года . [3] Здание настолько подняло его общественный авторитет, что он был изображен на обложке журнала Time . [19]
Ямасаки был членом Комиссии Пенсильвания-авеню , созданной в 1961 году для восстановления Гранд-авеню в Вашингтоне, округ Колумбия , но он ушел в отставку из-за разногласий и разочарования в подходе комитета к проектированию . [20]
Кампус Университета Регины был спроектирован в тандеме с планом Ямасаки для Центра Васкана , парка, построенного вокруг озера Васкана в Регине, Саскачеван . Первоначальный проект кампуса был утвержден в 1962 году. Ямасаки получил контракты на проектирование первых трех зданий: учебного корпуса, лабораторного корпуса и библиотеки доктора Джона Арчера , которые были построены в период с 1963 по 1967 год. [21]
Ямасаки спроектировал две известные синагоги: Конгрегацию Северного берега Израиля в Гленко, штат Иллинойс (1964 г.), и Храм Бет-Эль в Блумфилд-Хиллз, штат Мичиган (1973 г.).
Он спроектировал ряд зданий в кампусах колледжей, в том числе проекты Карлтон-колледжа в Нортфилде, штат Миннесота , и здания в Вайкики , в Гонолулу, Гавайи . [22] между 1958 и 1968 годами, а также ему было поручено спроектировать здания на территории кампуса Государственного университета Уэйна в 1950-х и 1960-х годах, включая Мемориальный конференц-центр МакГрегора , здание Педагогического колледжа и комплекс Прентис-билдинг и аудиторий Дероя . [23] [13] Здания Государственного университета Уэйна включали в себя множество архитектурных мотивов, которые стали характерными элементами проектов Ямасаки.
Что касается конференц-центра Мемориала МакГрегора, это включало размещение здания на возвышении или постаменте, чтобы подчеркнуть его присутствие, повторяющиеся геометрические узоры на внешнем фасаде здания (много раз эти элементы внешнего дизайна также были функциональными, обеспечивая структурную поддержку). в здание). Он также использовал экзотические материалы, такие как белая мраморная плитка и колонны, включил световой люк, проходящий по всей длине здания, и широко использовал дополнительное пространство за пределами здания, включая строительство площади с отражающими бассейнами, зонами отдыха, зеленью и скульптурами. [13] Здание Педагогического колледжа имело повторяющиеся готические арки по всей внешней стороне здания, которые были не только декоративными, но и обеспечивали структурную поддержку здания. [13]
Всемирный торговый центр
[ редактировать ]
В 1962 году Ямасаки и его фирме было поручено спроектировать его самый известный проект: Всемирный торговый центр , а Эмери Рот и сыновья выступили в качестве ассоциированных архитекторов. Башни Всемирного торгового центра отличались множеством инновационных элементов дизайна, позволяющих решить множество уникальных задач на этом объекте.
Одна из особых проблем при проектировании была связана с эффективностью лифтовой системы, которая стала уникальной в мире, когда ее впервые открыли для обслуживания. Ямасаки использовал самые быстрые лифты того времени, работавшие со скоростью 1700 футов (520 м) в минуту. Вместо того, чтобы размещать традиционную большую группу лифтовых шахт во всю высоту в центре каждой башни, Ямасаки создал систему « Skylobby » башен-близнецов. В проекте Skylobby были созданы три отдельные, соединенные между собой лифтовые системы, которые будут обслуживать разные зоны здания, в зависимости от выбранного этажа, экономя примерно 70% пространства, которое потребовалось бы для традиционных шахт. Сэкономленное пространство затем было использовано под дополнительные офисные помещения. [24] Внутри каждый офисный этаж представлял собой огромное открытое пространство, не ограниченное опорными колоннами, которое можно было разделить по желанию арендаторов.
Другие проблемы проектирования включали крепление огромных высоких башен к скале, расположенной примерно на 80 футов (24 м) ниже мягкой почвы нижнего Манхэттена. Рытье большой траншеи в скале могло привести к затоплению близлежащей гавани Нью-Йорка . Решением, использованным Ямасаки и его командой инженеров, было использование стены из шлама ; выкапывание очень узких траншей шириной около 3 футов (0,91 м), а затем заполнение их суспензией (смесь глины и воды), которая была достаточно плотной, чтобы не допускать попадания окружающей воды. Затем в траншею для жидкого раствора опускали трубы и закачивали бетон. Бетон, будучи более плотным, чем жидкий раствор, опускался на дно траншеи до самой коренной породы, вытесняя жидкий раствор на поверхность, откуда он сливался. . Этот процесс был повторен по всему периметру участка и усилен стальными тросами, чтобы создать водонепроницаемую бетонную ванну, окружающую место раскопок. [13] [25] Эта система стен из жидкого навоза до этого использовалась в Соединенных Штатах всего несколько раз и никогда в таком большом проекте. [25]
Еще одной задачей проектирования была разработка системы ветрозащиты, которая бы удерживала сверхвысокие, но относительно легкие конструкции из стали и стекла от раскачивания на верхних уровнях. В других современных небоскребах использовались центрально расположенные системы поперечных связей, расположенные в центре интерьеров на верхних уровнях, но Ямасаки и инженер-строитель Фазлур Рахман Хан использовали внешнюю стропильную систему; сеть вертикальных и горизонтальных структурных элементов снаружи башен, обеспечивающих их структурную поддержку. [13] Эта внешняя система структурной поддержки также уменьшила потребность в крупных внутренних опорах. Внешняя система поддержки ферм и уникальная конфигурация лифта создали больше арендуемых площадей во Всемирных торговых центрах, чтобы удовлетворить огромный спрос владельца ( Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси ) на 10 000 000 квадратных футов (930 000 м ). 2 ) офисных помещений. [13]
Первая из башен была построена в 1970 году. [26] Многие из его зданий имеют поверхностные детали, вдохновленные остроконечными арками готической архитектуры , и используют чрезвычайно узкие вертикальные окна. Этот стиль с узкими окнами возник из-за его личного страха перед высотой . [27] После сотрудничества с Эмери Рот и сыновьями по проектированию Всемирного торгового центра сотрудничество продолжилось и с другими проектами, включая новые здания на базе ВВС Боллинг в Вашингтоне, округ Колумбия. [28]
Ямасаки спроектировал башню BOK Tower в Талсе, Оклахома, по дизайну аналогичную Всемирному торговому центру. Оно было завершено в 1976 году и на тот момент было самым высоким зданием в Оклахоме. [29]
Спустя годы
[ редактировать ]После критики его резко консольной Башни Ренье (1977) в Сиэтле, Ямасаки стал менее смелым в своих проектах в последнее десятилетие своей карьеры. [11]
В 1978 году Ямасаки спроектировал башню Федерального резервного банка в Ричмонде, штат Вирджиния . Здание было спроектировано с таким же внешним видом, как комплекс Всемирного торгового центра, с узким оконным проемом и высотой 394 фута (120 м). [30] [31]
Наследие
[ редактировать ]Несмотря на множество построенных им зданий, репутация Ямасаки угасла вместе с общим упадком модернизма к концу 20 века. Два из его крупных проектов, Прюитт-Айго жилой комплекс и первоначальный Всемирный торговый центр , имели сомнительную символическую особенность: они были разрушены во время записи в прямом эфире телевизионных трансляций. [32] Башни Всемирного торгового центра не были хорошо приняты некоторыми комментаторами во время их дебюта: известный New York Times архитектурный критик Ада Луиза Хакстейбл раскритиковала башни как «чистую технологию, вестибюли - чистую болтовню и влияние на Нью-Йорк 110-этажные здания... это чистая спекуляция» с критикой готических внешних ответвлений на нижних уровнях как «готики General Motors». [13] Во многом эти самые известные работы противоречили собственным принципам проектирования Ямасаки, и позже он сожалел о своем неохотном принятии архитектурных компромиссов, продиктованных заказчиками этих проектов. [33] [11] Еще несколько его построек также были снесены.
Ямасаки тесно сотрудничал с инженерами-строителями , в том числе с Джоном Скиллингом , Лесли Робертсоном , Фазлуром Рахманом Ханом и Джеком В. Кристиансеном, для создания некоторых из своих инновационных архитектурных проектов. [11] Он стремился достичь «спокойствия, удивления и восторга» в своих гуманистических модернистских зданиях и их окрестностях. [11]
Спустя десятилетия после его смерти здания и наследие Ямасаки будут более сочувственно оценены некоторыми архитектурными критиками. [33] [32] [11] Некоторые из его зданий теперь отреставрированы в соответствии с его первоначальным проектом, а его конференц-центр Мемориала МакГрегора был удостоен статуса национального исторического памятника в 2015 году. [33]
Личная жизнь
[ редактировать ]Ямасаки впервые женился в 1941 году на Теруко «Тери» Хирасики. У них было трое детей: Кэрол, Таро и Ким. [3] Они развелись в 1961 году, и Ямасаки женился на Пегги Уотти. Он и Уотти развелись два года спустя, и Ямасаки ненадолго женился в третий раз, прежде чем снова жениться на Теруко в 1969 году. [34] В статье 1969 года в The Detroit News о повторном браке Ямасаки сказал: «Я просто буду относиться к ней лучше». [35]
Ямасаки страдал от проблем со здоровьем в течение как минимум трех десятилетий, а из-за язв в 1953 году ему пришлось хирургическим путем удалить большую часть желудка. [11] Со временем он перенес еще несколько операций на желудке. [33] Его здоровье не улучшилось из-за все более злоупотребления алкоголем к концу его жизни. [33] Ямасаки умер от рака желудка 6 февраля 1986 года в возрасте 73 лет. [6] [1]
Среди своих друзей и соратников Ямасаки ласково называли «Яма». [13]
Почести
[ редактировать ]- Сотрудник Американского института архитекторов , 1963 г. [36]
- DFA , колледж Бейтса , 1964 год. [37]
- Первая почетная награда Американского института архитекторов, трижды. [9]
- Статья на обложке журнала TIME от 18 января 1963 г. [19]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Раймер, Сара (9 февраля 1986 г.). «Умер Минору Ямасаки, архитектор Всемирного транзитного центра» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Мерфи, Дин (9 февраля 1986 г.). «Архитектор Минору Ямасаки умер в возрасте 73 лет: проекты включают башни Century Plaza Towers и Всемирный торговый центр Нью-Йорка» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 22 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кроули, Уолт (3 марта 2003 г.). «Ямасаки, Минору (1912–1986), уроженец Сиэтла, архитектор Всемирного торгового центра Нью-Йорка» . ИсторияСсылка . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Дэвидсон, Джастин (27 августа 2011 г.). «Энциклопедия 11 сентября: Ямасаки, Минору: архитектор, чье наследие не сработало так, как он планировал» . Нью-Йорк .
- ^ «Архитектура и дизайн Музыкального центра» . Центр исполнительских искусств округа Лос-Анджелес . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 30 марта 2011 г. ; выдержка из документации HABS: «Музыкальный центр Лос-Анджелеса» . Исследование исторических американских зданий .
- ^ Jump up to: а б «Архитектор Всемирного торгового центра Минору Ямасаки хотел создать «живой символ» человечества» . Зеркало Federal Way . 8 сентября 2011 года . Проверено 12 августа 2020 г.
- ^ «МИНОРУ ЯМАСАКИ, ФАИЯ (1912-1986)» . США Модернист . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Галлахер, Джон (28 января 2010 г.). «Некогда выдающаяся фирма встречает горький конец» . Архитектурный рекорд . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Эстероу, Милтон (21 сентября 1962 г.). «Архитектор имени Торгового центра» . Нью-Йорк Таймс . п. 26.
- ^ «Центр будет отражать архитектурное сотрудничество» . Нью-Йорк Таймс . 19 января 1964 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ридер, Билл (9 сентября 2021 г.). «Архитектор Всемирного торгового центра Минору Ямасаки сталкивался с дискриминацией, критикой и противоречиями, но его работа возвышала дизайн — и горизонт Сиэтла» . Сиэтл Таймс . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ «Минору Ямасаки 1912-» . Энциклопедия.com . Архивировано из оригинала 16 апреля 2010 года . Проверено 15 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Галлахер, Джон (2015). Ямасаки в Детройте: в поисках спокойствия . Детройт, Мичиган: [Издательство Государственного университета Уэйна]. ISBN 978-0-8143-4119-3 .
- ^ Jump up to: а б Хакстейбл, Ада Луиза (25 ноября 1962 г.). «Бассейны, Купола, Ямасаки — Дебаты» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Интервью с дочерью владельца. Оригинальные архитектурные чертежи переданы в дар Мичиганскому университету.
- ^ «Рейнольдс Обзор». Reynolds Review (журнал компании) . Reynolds Metals Papers, Историческое общество Вирджинии. 1959.
- ^ Онг Ян, Грейс (2012). «Упаковка алюминия в компании Reynolds Metals». Дизайн и культура . 4 (3): 299–323. дои : 10.2752/175470812X13361292229113 . S2CID 112315246 .
- ^ «АРХИТЕКТОР ВСЕМИРНОГО ТОРГОВОГО ЦЕНТРА» . Чикаго Трибьюн . 9 февраля 1986 года.
- ^ Jump up to: а б «Искусство: Дорога в Занаду» . Время . Том. LXXXI, нет. 3. 18 января 1963. с. крышка.
- ^ Хакстейбл, Ада Луиза (2 февраля 1964 г.). «Архитектурные взлеты и падения Нью-Йорка» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Ридделл, Уильям А. Первое десятилетие, 1960-1970 . Регина: Университет Регины, 1974. стр. 91–95.
- ^ «Около 1350 года» . 1350 Ала Моана . 10 октября 2022 г. . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ «Информация об исторических зданиях» . Карлтон Колледж. 1 февраля 2021 г. . Проверено 6 февраля 2021 г.
- ↑ Выступление Ли К. Джаффи на пресс-конференции Всемирного торгового центра, отель Hilton в Нью-Йорке, 18 января 1964 года.
- ^ Jump up to: а б «Как работает шламовая стена Всемирного торгового центра» . Как все работает . 13 сентября 2011 г.
- ^ «История башен-близнецов» . Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси . Архивировано из оригинала 28 декабря 2013 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Джеймс, Гланц; Липтон, Эрик (2003). Город в небе: взлет и падение Всемирного торгового центра . Макмиллан. п. 109. ИСБН 978-0-8050-7428-4 .
- ^ Роббинс, Уильям (26 марта 1967 г.). «Две фирмы объединяют усилия для планирования Всемирного торгового центра» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 ноября 2012 г.
- ^ Сульцбергер, AG (27 августа 2011 г.). «Ясная, но неудобная связь одинокой башни в Оклахоме с событиями 11 сентября» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ «Здание Федерального резервного банка, Ричмонд» . Эмпорис . Архивировано из оригинала 5 мая 2015 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «Федеральный резервный банк» . Архитектура Ричмонда . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Рамирес, Энрике (10 сентября 2021 г.). «Экспериментальная биография Минору Ямасаки противоречит привычным — и трагическим — оценкам его карьеры» . Газета Архитектора . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гьюре, Дейл Аллен (27 марта 2018 г.). «Возвращение к увядшей репутации Минору Ямасаки» . Новости Блумберга . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Гьюре, Дейл Аллен (28 ноября 2017 г.). Минору Ямасаки: Гуманистическая архитектура для модернистского мира . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-22986-8 .
- ^ «Минору Ямасаки, архитектор мирового уровня» . Детройтские новости . 14 августа 1998 года. Архивировано из оригинала 8 декабря 2018 года . Проверено 18 сентября 2019 г.
- ^ МакГин, Дениз. «Минору Ямасаки (1 декабря 1912 — 7 февраля 1986)» . historicdetroit.org . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ «Список кавалеров почетных степеней» . Офис президента: Бейтс-колледж . 5 апреля 2016 г. Проверено 31 марта 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ямасаки, Минору (1979). Жизнь в архитектуре . Нью-Йорк: Уэтерхилл. ISBN 978-0-8348-0136-3 .
- Нобель, Филип (2005). Шестнадцать акров: восстановление территории Всемирного торгового центра . Лондон: Гранта. ISBN 978-1-8620-7713-3 .
- Бил, Джастин (2021). Песочное будущее . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-54309-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Листинг на GreatBuildings.com
- Наследие государственного университета Уэйна Ямасаки
- Интервью Минору Ямасаки, [ок. 1959, август] - Архив американского искусства.
- Хэдли, Джейн (13 сентября 2001 г.), «Архитектор Сиэтла создал торговый центр как символ мира» , The Seattle Post-Intelligencer.
- Изображения из коллекции Минору Ямасаки Библиотека Уолтера П. Ройтера
- Исследователи могут получить доступ к архивным свидетельствам о работе Ямасаки в «Документах Минору Ямасаки» в Библиотеке Уолтера П. Ройтера . Доступные материалы включают переписку о проектах, поездках, общении с коллегами, приглашения на выступления и участие в профессиональных организациях. Также включены ранние архитектурные рисунки, речи и сочинения, фотографии, награды и докторские степени, альбомы с подробным описанием развития его карьеры и различные публикации.
- Архитекторы-модернисты из США.
- Здания Минору Ямасаки
- 1912 рождений
- 1986 смертей
- Члены Американского института архитекторов
- Архитекторы из Детройта
- Архитекторы из Сиэтла
- Американцы японского происхождения
- Выпускники колледжа Бейтса
- Выпускники Политехнического института Нью-Йоркского университета
- Выпускники Колледжа искусственной среды Вашингтонского университета
- Выпускники средней школы Гарфилда (Сиэтл)
- Смертность от рака в Мичигане
- Смертность от рака желудка в США
- Люди из Оберна, Вашингтон
- Американские архитекторы 20-го века