Конор О'Махони (священник)
Конор О'Махони Кончор О Матгамхна | |
---|---|
![]() Герб клана О'Махони. | |
Рожденный | 1594 |
Умер | 28 февраля 1656 г. | (62 года)
Образование | Ирландский колледж в Севилье Университет Эворы Лиссабонский университет |
Заметная работа | «Аргумент в защиту прав ирландских католиков Королевства Ирландия против английских еретиков» |
Заголовок | |
Богословская работа | |
Традиция или движение | Католицизм ( Контрреформация ) |
Известные идеи | Восстановление Верховного королевства Ирландии и независимости ирландских католиков |
Конор О'Махони ( ирландский : Conchobhar Ó Mathghamhna ; 1594–28 февраля 1656) был ирландским католическим священником, академиком и писателем, принадлежавшим к Обществу Иисуса . Он получил образование в Испании и Португалии , проведя большую часть своей жизни в последней стране. О'Махони наиболее известен своей работой 1645 года Disputatio apologetica de iure regni Hiberniae pro catholicis Hibernis adversus haereticos Anglos («Аргумент в защиту прав ирландских католиков Ирландского королевства против английских еретиков»), который в контексте Войны ирландских конфедератов были одним из самых радикальных ирландских националистических аргументов в пользу полного национального суверенитета, призывая к восстановлению гэльского королевства. и создание явно католического государства . [ 1 ] Под именем «Меркурий Иберникус» он также является наиболее вероятным кандидатом на роль автора анонимной новостной брошюры в Лиссабоне.
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]О'Махони родился в Маскерри , на территории современного западного графства Корк . [ 2 ] Он родился в последние дни гэльского королевства Десмонд , находившегося под властью династии Маккарти . Клан О'Махони ( Ó Mathghamhna ) был их родственником, как и другие члены Эоганахты . Таким образом, его детство пришлось на годы завоевания Ирландии Тюдорами и жесткого подавления коренного ирландского католического населения.
В 1614 году он отправился в Габсбургскую Испанию Теобальда Стэплтона для получения образования, посещая ирландский колледж в Севилье . Здесь он получил степень магистра искусств и доктора богословия , изучая философию и теологию. [ 2 ] Он решил посвятить себя жизни и был принят к второстепенным санам в июне 1618 года, а в декабре следующего года был рукоположен в католический священник. Он переехал в Королевство Португалия , где также существовала активная ирландская диаспора в Лиссабоне . Здесь, как Корнелиус а Санкто Патрисио , в 1621 году он поступил в послушник Общества Иисуса (иезуитов). Он служил префектом обучения в Ирландском колледже в Лиссабоне . Он был профессором морального богословия в острова Сан-Мигель колледже на Азорских островах с 1626 по 1633 год. », произошло сильное извержение вулкана Фурнас В 1630 году, в так называемый « Год Пепельницы . О'Махони участвовал в оказании помощи в Понта-Делгада . После этого он возглавлял кафедру морального богословия в иезуитском университете Эворы на материковой части Португалии с 1633 по 1635 год. После этого его перевели в столицу, где с 1636 по 1641 год он был профессором догматического богословия в Лиссабонском университете . [ 2 ]
Дебаты и ирландский национализм
[ редактировать ]Стараясь не обидеть хозяев Габсбургов, О'Махони жил в Португалии во время Пиренейского союза и последующей войны за восстановление Португалии , в ходе которой португальские патриоты хотели восстановить на троне свой родной Дом Браганса вместо испанских Габсбургов и, таким образом, их родной дом Браганса. национальный суверенитет. [ 2 ] Через год после начала португальского восстания на его родине ирландское восстание 1641 года происходило . Наблюдая за апологетикой своих португальских коллег-иезуитов, он принял это к сведению и сформировал собственную интеллектуальную основу для обоснования аналогичной позиции ирландско-католического временного правительства Королевства Ирландия, сформированного Конфедеративной католической ассоциацией Ирландии . [ 2 ] Отказавшись от публичного преподавания в университетах, он написал и опубликовал свой самый известный текст в Лиссабоне в 1645 году: « Disputatio apologetica de iure regni Hiberniae pro catholicis Hibernis adversus haereticos Anglos» («Аргумент в защиту прав Ирландского королевства для ирландских католиков против Английские еретики»). В нем есть две части: извинение за право ирландских католиков восстать против короля Англии и, во-вторых, предлагаемый путь, по которому им следует идти дальше. [ 2 ] Чтобы скрыть свою личность, он опубликовал его под названием «CM Hiberno», а местом издания — « Франкфурт ». [ 3 ]
В своей работе О'Махони изложил все аргументы, использованные для легитимизации присутствия английской монархии в Ирландии, начиная с Лаудабилитера , и стремится развенчать их по пунктам, используя юридическую и моральную основу. [ 3 ] Основными областями, с которыми он сравнивает английское правление с точки зрения католического морального учения, являются: справедливая война , религиозная миссия, согласие и мирное владение. О'Махони утверждал, что вторжение английского короля Генриха II прелюбодея Диармайда мак Мурчадху в Ирландию было «злом», поскольку оно стремилось восстановить на троне . И, в любом случае, вторжение вышло далеко за рамки его восстановления в Королевстве Ленстер и вторглось в королевства и земли других, не вовлеченных сторон (не подпадающих под теорию справедливой войны). [ 3 ] Что касается ирландских королей, которые подчинились Ричарду II как лорду Ирландии , О'Махони заявляет, что это не было универсальным среди всех королей и что это было достигнуто под принуждением; «Закон природы де-факто аннулирует каждый контракт, заключенный или вырванный из-под сильного страха и принуждения». [ 3 ] Он также утверждал, что лаудабилитер был получен норманнами в первую очередь под «ложным предлогом», но какими бы ни были аргументы, теперь, когда Англия приняла протестантизм ( ересь в глазах католической церкви), включая его последний трех монархов — Елизаветы I , Якова I и Карла I — ее претензии на «религиозную миссию» в Ирландии теперь были совершенно недействительны. [ 3 ] [ 2 ] При формулировании этих аргументов он опирался на работы Роберта Беллармина , Франсиско Суареса и Луиса де Молины . [ 2 ]
Exhortatio, на котором заканчивается работа, опирается на библейские аналогии Ветхого Завета (призывая гэлов уподобиться израильтянам в их восстании против Нахаша , царя аммонитян , жестокого тирана, который «вырвет правый глаз у каждого еврея»). ), [ 4 ] он призвал ирландских католиков выбрать «католического короля, коренного или коренного ирландца, который сможет управлять ими как католики», а также при этом оставшихся протестантских «еретиков» в Ирландии следует либо изгнать, либо убит. [ 2 ] [ 3 ] Он предупреждает коренных ирландцев о необходимости объединиться общим делом в кампании, поскольку англичанам всегда удавалось натравливать ирландских принцев друг на друга . [ 3 ] Хотя эта работа была задумана как поддержка радикального крыла Католической Конфедерации; это Оуэн Роу О'Нил и кардинал Джованни Баттиста Ринуччини , в отличие от более «умеренных», компромиссных, сторонников Стюарта староанглийских ирландских католических роялистов, которые хотели заключить мир с маркизом Ормондом ; эта книга стала табу и запрещена . В целом конфедераты хотели дистанцироваться от некоторых убийств протестантских мирных жителей, которые произошли ранее в 1641 году, а также оставить дверь открытой, по крайней мере, для возможности восстановления прав католиков при монархии Стюартов. Верховный совет Конфедерации сжег его в Килкенни , а францисканец о. Питер Валесиус Уолш выступил с девятью различными проповедями в соборе Святого Каниса . [ 3 ] [ 2 ] Даже в Португалии, после давления со стороны сэра Генри Комптона , книга была дважды осуждена и запрещена государством. [ 3 ]
Влияние и смерть
[ редактировать ]Несмотря на минимальное влияние, книга имела как своего рода «Черную легенду» загробную жизнь в политике . Радикальная фракция внутри Конфедератов называла Клятву объединения Конфедерации своей основой , а не Disputatio apologetica . Тем не менее, сэр Кенелм Дигби , английский католический дипломат, который представлял Карла I в Риме , жаловался, что кардинал Ринуччини терпел Disputatio apologigetica (он отказался передать Атлонского властям священника отца Джона Бэйна после того, как тот был найден с копией) а древнеанглийцы в Ирландской Конфедерации опасались, что книга отложена на второй план, чтобы поддержать назначение Оуэна Роу О'Нила Верховным королем Ирландии . династии Стюартов, если представится такая возможность. [ 3 ] [ 2 ]
Через некоторое время после поражения ирландских конфедератов (а также ирландских роялистов) после завоевания Ирландии Кромвелем О'Махони в конце концов обнародовал тот факт, что он является автором документа. Он признался в этом Патрику Планкетту, епископу Арды . Хотя он был здоров и в хорошей форме, вскоре после этого он внезапно заболел и умер в Доме иезуитов в Лиссабоне 28 февраля 1656 года. Обстоятельства его смерти так и не были полностью расследованы. [ 3 ] [ 2 ] «Общим» справочником по ирландскому взгляду на этот период, как правило, был шеститомный «Комментариус Ринуччиниан», составленный о. Варнава О'Феррал и о. Дэниел О'Коннелл (позже отредактированный отцом Станиславом Каваной) и не упоминает эту работу. Протестанты время от времени использовали этот документ как доказательство «католической измены», даже печатая копии в 1826 году в ходе кампании против католической эмансипации . Работа была наконец переведена на английский язык с латыни Джоном Минахейном из Исторического общества Обана в 2010 году. [ 3 ] [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]- Аргумент в защиту прав ирландских католиков Королевства Ирландия против английских еретиков - «Аргумент в защиту прав ирландских католиков Королевства Ирландия против английских еретиков» (1645 г.)
Находящийся в Праге францисканец о. Энтони Бруодин опубликовал Propugnaculum Catholicae Veritatis — каталог ирландских католических мучеников при Генрихе VIII, Эдуарде VI, Елизавете I и Якове I — под именем «Корнелиус О'Моллони» (отсылка к Конору О'Махони), но О'Махони был уже мертв в 1671 году, когда он был опубликован.
См. также
[ редактировать ]- Филип О'Салливан Беар
- Энтони Бруодин
- Флайтри о Маолхонар
- Иоанн Корнилий (священник)
- Ирландцы в материковой Европе
- Эдмунд Спенсер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Машина обратного пути» . 17 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м «О'Махони, Конор» . Словарь ирландской биографии. Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «Аргумент в защиту прав королевства Ирландия (1645 г.)» . История Ирландии . Проверено 23 марта 2022 г.
- ^ «Отмена завоевания» . Дублинское обозрение книг. Архивировано из оригинала 19 августа 2012 года . Проверено 30 марта 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: статус исходного URL неизвестен ( ссылка ). Получено 23 марта 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Питер Уолш, История и оправдание верного формуляра ирландского протеста (1674 г.)
- Эдвард Борлас, История ирландского восстания (1680 г.)
- Ричард Кокс, Hibernia Anglicana: или история Ирландии от ее завоевания англичанами до наших дней (1689 г.);
- Г. Аяцци, нунциатура в Ирландии монсеньора Джио, архиепископа Фермо в 1645–1649 годах (1844);
- Отчеты Общества Иисуса английской провинции, vii, pt ii (1883 г.);
- Станислав Кавана (редактор), Commentarius Rinuccianus, о миссии апостольского престола к объединенным ирландским католикам в 1645–1649 годах (6 томов, 1932–49);
- Дж. П. Конлон, «Некоторые заметки об апологетическом диспуте», Bibliog. Соц. Ир., ви, нет. 5 (1955), 66–77;
- П. О Фионнагейн, «Конор О'Махони, SJ (1594–1656): сепаратист», O'Mahony Journal, xvi (1993), 3–15;
- Тадхг О Ханнрахайн, «Хотя еретики и политики должны неверно истолковывать свое хорошее рвение»: политическая идеология и католицизм в Ирландии раннего Нового времени», Джейн Олмейер (ред.), Политическая мысль в Ирландии семнадцатого века: королевство или колония (2000), 155 –75
- Джордж Бойс, Политическая мысль в Ирландии с семнадцатого века (1993)
- Джейн Олмейер, Политическая мысль в Ирландии семнадцатого века: королевство или колония? (2010)
- Алан Форд, Истоки сектантства в Ирландии раннего Нового времени (2005)
- Майкл Мак Крейт «Гэльская реакция на Реформацию» в книге С. Эллиса и С. Барбера (ред.), Conquest & Union: Создание британского государства 1485–1725 (Longman, 1995), стр. 150–152.
- Ричард Бэгвелл, Ирландия при Стюартах и во время Междуцарствия (1909)
- 1594 рождения
- 1656 смертей
- Писатели из графства Корк
- Ирландские иезуиты 17 века
- Ирландские историки 17 века
- Христианское духовенство из графства Корк
- Люди войн Ирландской Конфедерации
- Ирландские националисты
- Ирландские эмигранты в Испании
- Португальцы ирландского происхождения
- Академический состав Университета Эворы
- Академический состав Лиссабонского университета