Jump to content

стенография

(Перенаправлено с Тахиграфии )
у Молитва Господня Грегга и различных систем XIX века.
Голландская стенография с использованием «System Groote».

Стенография — это сокращенный метод символического письма, который увеличивает скорость и краткость письма по сравнению с длинным письмом , более распространенным методом письма на языке. Процесс письма в сокращении называется стенографией , от греческих слов stenos (узкий) и Grafein (писать). Его также называли брахиграфией от греческого brachys (короткий) и тахографией от греческого tachys (быстрый, быстрый), в зависимости от того, является ли целью сжатие или скорость письма.

Существует множество форм стенографии. Типичная система стенографии предоставляет символы или сокращения для слов и общих фраз, что может позволить человеку, хорошо обученному работе с системой, писать так же быстро, как говорят люди. Методы сокращения основаны на алфавите и используют различные подходы к сокращению. Многие журналисты используют стенографию, чтобы быстро делать заметки на пресс-конференциях или в других подобных ситуациях. В компьютеризированном мире несколько программ автозаполнения , автономных или интегрированных в текстовые редакторы, основанные на списках слов, также включают функцию сокращения для часто используемых фраз.

Стенография использовалась более широко в прошлом, до изобретения записывающих машин и диктофонов . Стенограмма считалась важной частью секретарской подготовки и работы в полиции и была полезна для журналистов. [1] Хотя стенография в основном используется для записи устной диктовки и других видов устного общения, некоторые системы используются для компактного выражения. Например, медицинские работники могут использовать стенографические записи в медицинских картах и ​​переписке. Стенографические записи обычно были временными и предназначались либо для немедленного использования, либо для последующего набора текста, ввода данных или (в основном исторически) транскрипции в рукописный формат . Существуют долгосрочные применения, такие как шифрование дневники (например, дневники Сэмюэля Пеписа ). : частым примером являются [2]

Классическая античность

[ редактировать ]

Самый ранний известный признак систем стенографии относится к Парфенону в Древней Греции , где была найдена мраморная плита с надписью середины IV века до нашей эры. Это показывает систему письма, основанную в основном на гласных, с использованием определенных модификаций для обозначения согласных. [3] Сообщается, что эллинистическая тахиграфия датируется II веком до нашей эры, хотя есть признаки того, что она могла быть старше. Самая старая датируемая ссылка - это контракт из Среднего Египта , в котором говорится, что Оксиринх дает «семиографу» Аполлонию на два года обучение стенографии. [4] Эллинистическая тахиграфия состояла из знаков основы слова и знаков окончания слова. Со временем было разработано множество слоговых знаков.

В Древнем Риме Марк Туллий Тирон 103–4 до н. э.), раб, а затем вольноотпущенник Цицерона ( , разработал тиронианские записи , чтобы он мог записывать речи Цицерона. Плутарх ( ок. 46–120 гг . н. э. ) в своей «Жизни Катона Младшего» (95–46 до н. э.) записывает, что Цицерон во время суда над некоторыми повстанцами в сенате нанял нескольких опытных писателей, которых он обучил несколькими короткими штрихами сделать фигуры, состоящие из множества слов, чтобы сохранить речь Катона по этому поводу. Тиронианские заметки состояли из сокращений латинской основы слова ( notae ) и сокращений концов слов ( titulae ). Первоначальные тиронианские банкноты состояли примерно из 4000 знаков, но были введены новые знаки, так что их число могло увеличиться до 13 000. Чтобы иметь менее сложную систему письма, иногда использовалась слоговая стенография. После упадка Римской империи тиронианские записи больше не использовались для записи речей, хотя их все еще знали и преподавали, особенно во времена Римской империи. Каролингский ренессанс . Однако после 11 века о них практически забыли.

Когда XVI века многие монастырские библиотеки были секуляризованы в ходе протестантской Реформации , были заново открыты давно забытые рукописи тиронианских заметок. [ нужна ссылка ]

Императорский Китай

[ редактировать ]
Сунь Готина «Трактат о каллиграфии» пример скорописи китайских иероглифов.

В императорском Китае служащие использовали сокращенную, очень скорописную форму китайских иероглифов для записи судебных заседаний и признаний в уголовных преступлениях. Эти записи использовались для создания более формальных стенограмм. Краеугольным камнем разбирательств в императорском суде было то, что все признания должны были быть подтверждены подписью обвиняемого, личной печатью или отпечатком большого пальца, что требовало быстрого написания. [ нужна ссылка ] Версии этой техники сохранились в канцелярских профессиях до наших дней, и под влиянием западных стенографических методов были изобретены некоторые новые методы. [5] [6] [7] [8]

Европа и Северная Америка

[ редактировать ]

к концу 16 века Интерес к стенографии или «краткому письму» развился в Англии . В 1588 году Тимоти Брайт опубликовал свою «Характерку»; Искусство краткого, быстрого и секретного письма по персонажам , которое представило систему с 500 произвольными символами, каждый из которых представляет одно слово. За книгой Брайта последовал ряд других, в том числе « Учитель письма » Питера Бэйлза в 1590 году, «Искусство стенографии» Эдмонда Уиллиса Джона Уиллиса в 1602 году, «Сокращение письма по персонажам» в 1618 году и Томаса Шелтона в «Краткое письмо» 1626 году (позже переиздан как Тахиграфия ).

Система Шелтона стала очень популярной и хорошо известна, поскольку ее использовал Сэмюэл Пепис для своего дневника и многих своих официальных документов, таких как его копировальные тетради. Его также использовал сэр Исаак Ньютон в некоторых своих записных книжках. [9] Шелтон многое заимствовал у своих предшественников, особенно у Эдмонда Уиллиса. Каждая согласная была представлена ​​произвольным, но простым символом, а пять гласных были представлены относительным положением окружающих согласных. Таким образом, символ B с символом T, нарисованным непосредственно над ним, означал «летучую мышь», а B с T под ним означал «но»; верхний правый угол представляет собой букву «е», средний правый «i» и нижний правый «о». Гласная в конце слова обозначалась точкой в ​​соответствующем месте, а для начальных гласных имелись дополнительные символы. Эта базовая система была дополнена дополнительными символами, обозначающими общие префиксы и суффиксы.

Одним из недостатков системы Шелтона было то, что не было возможности различать долгие и краткие гласные или дифтонги; таким образом, последовательность летучей мыши может означать «летучая мышь», или «наживка», или «бейт», в то время как бот может означать «загрузка», или «купленный», или «лодка». Читателю необходимо было использовать контекст, чтобы понять, какая альтернатива имеется в виду. Главным преимуществом системы было то, что ее было легко освоить и использовать. Книга Шелтона была популярна, и под двумя названиями « Краткое письмо» и «Тахиграфия » книга Шелтона выдержала более 20 изданий в период с 1626 по 1710 год.

Главными соперниками Шелтона были » Теофила Меткалфа ( «Стенография или краткое письмо 1633 г.), «55-е издание» которой вышло к 1721 г., и Иеремии Рича система 1654 г., которая была опубликована под различными названиями, включая «Завершенная ловкость пера » (1669 г.). Систему Рича использовал Джордж Треби, председатель Комитета секретности Палаты общин, расследующего папский заговор . [10] Другим известным создателем системы английской стенографии 17 века был Уильям Мейсон ( 1672–1709 ), опубликовавший «Развитие искусств» в 1682 году.

Надгробие Генриха Роллера , изобретателя немецкой системы стенографии, с образцом его стенографии.

Современная геометрическая стенография была представлена ​​в Джона Байрома 1720 «Новой универсальной стенографии» года. Сэмюэл Тейлор опубликовал аналогичную систему в 1786 году, первую систему английской стенографии, которая использовалась во всем англоязычном мире. Томас Герни опубликовал «Брахиграфию» в середине 18 века. В 1834 году в Германии опубликовал Франц Ксавер Габельсбергер свою стенографию Габельсбергера . Габельсбергер основывал свою стенографию на формах, используемых в немецком рукописном письме, а не на геометрических формах, которые были распространены в английской стенографической традиции.

Идиш стенография
на иврите Сокращение

Система Тейлора была заменена стенографией Питмана , впервые введенной в 1837 году учителем английского языка сэром Исааком Питманом и с тех пор много раз усовершенствованная. Система Питмана использовалась во всем англоязычном мире и была адаптирована ко многим другим языкам, включая латынь . [ нужна ссылка ] Система Питмана использует фонематическую орфографию . По этой причине ее иногда называют фонографией , что в переводе с греческого означает «звукопись». Одна из причин, по которой эта система обеспечивает быструю транскрипцию, заключается в том, что гласные звуки не являются обязательными, когда для определения слова необходимы только согласные. Однако наличие полного набора символов гласных делает возможной полную точность. Брат Исаака Бенн Питман, живший в Цинциннати , штат Огайо, был ответственным за внедрение этого метода в Америке. Рекорд скорости письма с помощью стенографии Питмана составил 350 слов в минуту во время двухминутного теста Натана Берина в 1922 году. [11]

В Соединенных Штатах и ​​некоторых других частях мира оно было в значительной степени заменено стенографией Грегга , которая была впервые опубликована в 1888 году Джоном Робертом Греггом . На эту систему повлияли формы почерка, введенные Габельсбергером. Сокращение Грегга, как и у Питмана, фонетическое, но в нем есть простота «световой линии». Система Питмана использует толстые и тонкие штрихи для различения родственных звуков, тогда как система Грегга использует только тонкие штрихи и делает некоторые из тех же различий по длине штриха. Фактически, Грегг заявил о совместном авторстве в другой системе стенографии, опубликованной в виде брошюры неким Томасом Стратфордом Мэлоуном; Мэлоун, однако, заявил о своем единоличном авторстве, и последовала судебная тяжба. [12] В обеих системах используются очень похожие, если не идентичные символы; однако эти символы используются для обозначения разных звуков. Например, на странице 10 руководства есть слово dim «тусклый»; однако в системе Грегга это написание на самом деле означало бы нук или «укромный уголок». [13]

Эндрю Дж. Грэм был известным фонотипистом, работавшим в период между появлением систем Питмана и Грегга. В 1854 году он опубликовал недолговечный (всего 9 номеров) фонотипический журнал под названием «Космотип» с подзаголовком «Посвященный тому, что принесет пользу, наставит и улучшит человечество» . [14] [15] и несколько других монографий по фонографии. [16] В 1857 году он опубликовал свой собственный «Краткий обзор Грэма», похожий на Питмана, который получил широкое распространение в Соединенных Штатах в конце 19 века. [16] Он опубликовал перевод Нового Завета. Его метод привел к тому, что в 1864 году он попал в иск о нарушении авторских прав против Бенна Питмана в Огайо. [16] Грэм умер в 1895 году и был похоронен на кладбище Роуздейл в Монклере ; даже в 1918 году его компания «Эндрю Дж. Грэм и Ко» продолжала продвигать его метод. [17]

В юности Вудро Вильсон освоил систему Грэма и даже переписывался с Грэмом в Грэме. На протяжении всей своей жизни Уилсон продолжал развивать и использовать свою собственную систему письма Грэма до такой степени, что к 1950-м годам, когда метод Грэма практически исчез, у ученых Вильсона возникли проблемы с интерпретацией его стенографии. В 1960 году 84-летний анахроничный эксперт по стенографии Клиффорд Геман сумел взломать стенографию Вильсона, продемонстрировав это на переводе речи Вильсона, посвященной его выдвижению на пост президента в 1912 году. [18] [19]

Наша японская стенография пером возникла в 1882 году и была заимствована из американской системы Питмана-Грэма. Геометрическая теория имеет большое влияние в Японии. Но японские способы письма оказали некоторое влияние на нашу стенографию. Мы гордимся тем, что достигли высочайшей скорости записи произнесенных слов ручкой. Основными системами записи пером являются Шуугиин, Сангиин, Накане и Васэда [повторяющаяся гласная, показанная здесь, означает гласную, произносимую в японском языке с двойной длиной, иногда вместо этого изображаемую в виде черты над гласной]. Включая систему машинной стенографии Сокутайпу, сейчас у нас есть 5 основных систем стенографии. Японская ассоциация стенографистов сейчас насчитывает 1000 членов.

Цуго Канеко [20]

Используется несколько других сокращений пера (Ишимура, Ивамура, Кумассаки, Котани и Ниссокукен), в результате чего всего используется девять сокращений пера. Кроме того, существует система стенографии пером Ямане (неизвестной важности) и три системы машинной стенографии (Speed ​​Waapuro, Caver и Hayatokun или sokutaipu). Машинные сокращения получили некоторое преимущество над стенографиями, написанными пером. [21]

В японских системах стенографии (стенография «сокки» или стенография «соккидо») обычно используется слоговый подход, во многом похожий на обычную систему письма для японского языка (которая в повседневном использовании фактически имеет два слоговых письма). Существует несколько полукурсивных систем. [22] Большинство из них следуют направлению письма слева направо и сверху вниз. [23] Некоторые системы включают цикл во многие штрихи, создавая вид эклектической стенографии Грегга, Грэма или Кросса, но на самом деле не функционируя как они. [24] Котани (также известный как «Та же гласная в одном направлении», SVSD или V-тип) [25] штрихи системы часто пересекаются друг с другом и при этом образуют петли. [26]

В японском языке также есть своя собственная рукописная форма написания иероглифов кандзи, наиболее упрощенная из которых известна как Сосё .

Два японских слоговых письма сами по себе адаптированы из китайских иероглифов: оба слоговых письма, катакана и хирагана, используются в повседневной жизни наряду с китайскими иероглифами, известными как кандзи; кандзи, развивающиеся параллельно с китайскими иероглифами, имеют свои особенности, но китайские и японские идеограммы в значительной степени понятны, даже если их использование в языках неодинаково.

До эпохи Мэйдзи в японском языке не было собственной стенографии (у кандзи действительно были свои сокращенные формы, заимствованные вместе с ними из Китая). Такусари Куки был первым, кто проводил занятия по новой неидеографической стенографии в западном стиле, разработанной им самим, с упором на неидеографическое и новое. Это была первая система стенографии, адаптированная для фонетического японского письма, все остальные системы до этого были основаны на идее полного или частичного семантического идеографического письма, подобного тому, которое используется в китайских иероглифах, а фонетический подход был в основном второстепенным по отношению к письму в целом. Даже сегодня в японской письменности слоговые буквы используются для произнесения или написания слов, а также для обозначения грамматических слов. Фуриганы пишутся рядом с кандзи или китайскими иероглифами, чтобы указать на их произношение, особенно в детских публикациях. Фуригана обычно пишется с использованием слогового письма хирагана; Иностранные слова могут не иметь формы кандзи и пишутся с использованием катаканы. [27]

Новые сокки использовались для транслитерации популярного народного театра рассказывания историй (ёсэ) того времени. Это привело к процветанию индустрии соккибон (стенографических книг). Доступность рассказов в виде книг и более высокий уровень грамотности (которому, возможно, способствовала сама индустрия соккибон, поскольку это были устные классические произведения, уже известные большинству людей), возможно, также помогли уничтожить театр ёсэ. поскольку людям больше не нужно было видеть истории в исполнении лично, чтобы получить от них удовольствие. Соккибон также позволил использовать в письменной форме целый ряд того, что раньше было в основном устными риторическими и повествовательными техниками, такими как имитация диалекта в разговорах (что можно найти еще в старой литературе гэнсаку; однако в литературе гэнсаку между разговорами использовался обычный письменный язык). ). [28]

Классификация

[ редактировать ]

Геометрические и скриптоподобные системы

[ редактировать ]

Сокращения, в которых используются упрощенные формы букв, иногда называют стенографическими стенограммами, в отличие от алфавитных сокращений, описанных ниже. Стенографические сокращения можно дополнительно дифференцировать по целевым формам букв: геометрические, рукописные, полубуквенные или эллиптические.

В основе геометрических сокращений лежат круги, части кругов и прямые линии, расположенные строго горизонтально, вертикально или по диагонали. Первые современные системы стенографии были геометрическими. Примеры включают стенографию Питмана , слоговую стенографию Бойда , универсальную стенографию Сэмюэля Тейлора, французскую систему Прево-Делоне и систему Дюплойе , адаптированную для написания Камлупс Вава (используется для чинукского жаргона ). системы письма [29]

Сокращения сценария основаны на движениях обычного почерка. под названием Cadmus Britanicus Первая система этого типа была опубликована Саймоном Бордли в 1787 году. Однако первой практической системой была немецкая стенография Габельсбергера 1834 года. Этот класс систем теперь распространен во всех более поздних немецких системах стенографии, как а также в Австрии , Италии , Скандинавии , Нидерландах , России , других странах Восточной Европы и других странах.

Скрипто-геометрические или полускриптовые сокращения основаны на эллипсе. Полуписьменность можно считать компромиссом между геометрическими системами и системами письма . Первой такой системой была система Джорджа Карла Мэреса в 1885 году. Однако наиболее успешной системой этого типа была стенография Грегга , введенная Джоном Робертом Греггом в 1888 году. Грегг изучал не только геометрические английские системы, но и немецкую стенографию Штольце. , сокращение сценария . Другие примеры включают Teeline Shorthand и Thomas Natural Shorthand .

Философия полускрипта приобрела популярность в Италии в первой половине 20-го века благодаря трем различным системам, созданным Джованни Винченцо Чима, Эрминио Мескини и Стениталем Москаро.

Системы, напоминающие стандартное письмо

[ редактировать ]

Некоторые системы стенографии пытались облегчить обучение, используя символы латинского алфавита. Такие нестенографические системы часто называют алфавитными , и пуристы могут утверждать, что такие системы не являются «настоящими» стенографическими обозначениями. Однако эти алфавитные системы имеют ценность для студентов, которые не могут посвятить годы, необходимые для освоения стенографической стенографии. Алфавитные сокращения не могут быть написаны со скоростью, теоретически возможной для систем символов — 200 слов в минуту или более — но требуется лишь часть времени, чтобы приобрести полезную скорость от 70 до 100 слов в минуту.

Нестенографические системы часто дополняют алфавитные символы, используя знаки препинания в качестве дополнительных символов, придавая особое значение заглавным буквам, а иногда используя дополнительные неалфавитные символы. Примеры таких систем включают Stenoscript , Speedwriting и стенографию Форкнера . Однако существуют некоторые чисто алфавитные системы, в том числе Personal Shorthand , SuperWrite , Easy Script Speed ​​Write, Keyscript Shorthand и Yash3k, которые ограничивают свои символы априорными буквенными символами. Их дополнительное преимущество заключается в том, что их также можно набирать, например, на компьютере , КПК или мобильном телефоне . Ранние издания Speedwriting также были адаптированы так, чтобы их можно было писать на пишущей машинке, и, следовательно, они обладали тем же преимуществом.

Разновидности представления гласных

[ редактировать ]

Системы сокращений также можно классифицировать по способу представления гласных.

  • Алфавитный – выражение «нормальными» гласными знаками, принципиально не отличающимися от согласных знаков (например, Грегг, Дуплоян).
  • Смешанный алфавит - выражение гласных и согласных с помощью различных видов штрихов (например, система Арендса для немецкого языка или шведская стенография Мелина , где гласные выражаются восходящими или боковыми штрихами, а согласные и группы согласных - штрихами, направленными вниз).
  • Абджад – отсутствие выражения отдельных гласных вообще, за исключением указания на начальную или конечную гласную (например, Тейлор).
  • Маркированный абджад - выражение гласных с помощью отдельных знаков (таких как точки, галочки и другие знаки), написанных вокруг согласных знаков.
  • Позиционный абджад - выражение начальной гласной по высоте слова по отношению к строке, нет необходимости выражать последующие гласные (например, Питман, который при желании может выражать другие гласные с помощью отдельных диакритических знаков).
  • Абугида – выражение гласной формы штриха, при этом согласная обозначается ориентацией (например, Бойд).
  • Смешанная абугида - выражение гласных посредством ширины соединительной черты, которая приводит к следующему согласному знаку, высоте следующего согласного знака по отношению к предыдущему и линейному давлению следующего согласного знака (например, в большинстве немецких языков). системы сокращений).

Системы машинной стенографии

[ редактировать ]

Традиционные системы стенографии пишутся на бумаге стенографическим карандашом или стенографической ручкой. Некоторые считают, что, строго говоря, стенографией можно назвать только рукописные системы.

Машинная стенография также является общим термином для обозначения письма, производимого стенотипом , специализированной клавиатурой . Они часто используются для стенограмм судебных заседаний и в качестве живых субтитров . Однако во всем мире используются и другие машины для стенографии, в том числе: Velotype ; Палантип в Великобритании; Стенотип Гранжана, широко используемый во Франции и франкоязычных странах; Стенотип Микела, широко используемый в Италии; и Стенокей, используемый в Болгарии и других странах.

Распространенные современные системы стенографии английского языка

[ редактировать ]

Одной из наиболее широко используемых форм стенографии по-прежнему остается метод стенографии Питмана, описанный выше, который был адаптирован для 15 языков. [30] Хотя метод Питмана поначалу был чрезвычайно популярен и до сих пор широко используется, особенно в Великобритании и США, его популярность в значительной степени вытеснена стенографией Грегга , разработанной Джоном Робертом Греггом в 1888 году.

основанная на правописании (а не фонетике), В Великобритании сокращенная версия Teeline, в настоящее время преподается и используется чаще, чем Pitman, а Teeline является рекомендуемой системой Национального совета по подготовке журналистов с необходимой общей скоростью 100 слов в минуту. для сертификации. Другими менее широко используемыми системами в Великобритании являются Pitman 2000, PitmanScript, Speedwriting и Gregg. Teeline также является наиболее распространенным методом стенографии, которому обучают новозеландских журналистов, чья сертификация обычно требует скорости стенографии не менее 80 слов в минуту.

В Нигерии стенографию по-прежнему преподают в высших учебных заведениях, особенно для студентов, изучающих управление офисными технологиями и бизнес-образование.

Известные системы стенографии

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Маккей, Келли Майнот. «Весь мир пишет стенографией»: феномен стенографии в Англии семнадцатого века». История книги 24, № 1 (2021): 1–36.
  2. ^ Пепис, Сэмюэл; Лэтэм, Роберт; Мэтьюз, Уильям (1970), Дневник Сэмюэля Пеписа: новая и полная транскрипция , Bell & Hyman, ISBN  978-0-7135-1551-0 , Том I, стр. xlvii –liv (о системе стенографии Томаса Шелтона и ее использовании Пеписом)
  3. ^ Норман, Джереми М., «Камень акрополя, самый ранний пример стенографии» , История информации , получено 24 октября 2023 г.
  4. ^ «Ученичество стенографисту» . Папирусы . Проверено 7 декабря 2021 г.
  5. ^ su_yi168, А Юань «(Оригинал) Развитие китайской стенографии и появление трех кульминаций - Дневник А Юаня - Блог NetEase» . г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Краткая история развития китайской стенографии. Архивировано 12 ноября 2009 г. в Wayback Machine.
  7. Приветствие 110-летия стенографии в Китае (Янь Тинчао). Архивировано 28 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
  8. ^ Йи Йи_Sina» . sina.com.cn. «Блог профессора Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 г.
  9. ^ Ричард С. Вестфолл (1963), «Краткое письмо и состояние совести Ньютона, 1662 г.» , Заметки и отчеты Королевского общества, том 18, выпуск 1 , Королевское общество, стр. 10–16.
  10. ^ Маккензи, Андреа. «Тайное письмо и папский заговор : расшифровка стенографии сэра Джорджа Треби». Ежеквартальный журнал библиотеки Хантингтона 84, вып. 4 (2021): 783-824.
  11. ^ «Новый мировой рекорд скорости стенографии» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 30 декабря 1922 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 сентября 2018 г.
  12. ^ «Путеводитель по документам Джона Роберта Грегга» (PDF) . Отдел рукописей и архивов . Публичная библиотека Нью-Йорка . 27 июля 2011 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 июля 2011 г.
  13. ^ «Сценарная фонография» . Архивировано из оригинала 06 марта 2016 г. - через Архив.
  14. ^ «Космотип» . 1 (1–9) . Проверено 8 ноября 2022 г. - из книг Абэ. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  15. ^ Грэм, Эндрю Дж. (ред.). Космотип: посвящен тому, что будет полезно развлекать, обучать и улучшать человечество . Нью-Йорк – через NYPL.
  16. ^ Jump up to: а б с Вестби-Гибсон, Джон (1887). Библиография стенографии . Лондон: I. Pitman & Sons – через мировой каталог.
  17. ^ Секстон, Чендлер (1916). Бизнес-стенография Грэма. Аранжировка стандартной или американской фонографии Грэма для средних и коммерческих школ . Нью-Йорк: Эндрю Дж. Грэм и компания.
  18. ^ Джексон, Джеймс О. (21 января 1974 г.). «Президентские документы начались в 1797 году». Чикаго Трибьюн .
  19. ^ "Люди" . Журнал «Тайм» . 8 февраля 1960 года.
  20. ^ «Книги», Pitman Shorthand , Homestead, заархивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
  21. ^ Канеко, Цуго (16 августа 2009 г.). «Стенографическое образование в Японии - 47-й Конгресс Интерстено, Пекин, 2009 г.» (PPT) . Архивировано из оригинала 10 февраля 2023 г.
  22. ^ Хоусики , Окоши Ясу, заархивировано из оригинала 03 марта 2016 г.
  23. ^ «Стенографический пример» Окоси -ясу . Архивировано из оригинала 03 марта 2016 г.
  24. ^ Соккидо , JP: OCN, заархивировано из оригинала 22 мая 2013 г.
  25. ^ Соккидо , OCN, с. 60, заархивировано из оригинала 22 мая 2013 г.
  26. ^ Стено , Nifty, заархивировано из оригинала 04 марта 2016 г.
  27. ^ Миллер, Дж. Скотт (1994), «Японская стенография и Соккибон», Monumenta Nipponica , 49 (4), Софийский университет: 471–87, doi : 10.2307/2385259 , JSTOR   2385259 , стр. 473 — происхождение современной японской стенографии.
  28. ^ Миллер 1994 , стр. 471–87.
  29. ^ Андерсон, Ван (24 сентября 2010 г.). «Предложение включить сценарий Duployan и элементы управления сокращенным форматом в UCS» (PDF) . ISO/IEC JTC1/SC2/WG2 . Проверено 25 июня 2024 г.
  30. ^ «Радость Питмана Стенограмма» . pitmanshorthand.homestead.com . Архивировано из оригинала 15 мая 2011 г.
  31. ^ Хау, Джулия Уорд; Грейвс, Мэри Ханна (1904). «МЭРИ АЛДЕРСОН АТЕРТОН» . Зарисовки представительных женщин Новой Англии . Историческое издательство Новой Англии. стр. 416–18. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  32. ^ Свит, Генри (1892), Руководство по современной орфографической и фонетической стенографии, написанное Генри Свитом , Clarendon, OCLC   250138117
  33. ^ Перро, Дени Р; Дюплоа, Эмиль; Геген, Жан Пьер; Пиллинг, Джеймс Константин, стенография Дюплоа, адаптированная к языкам дикарей Гудзонова залива, Moose Factory, New Post, Олбани, Васванипи и Мекискана, Северная Америка / [между 1889 и 1895 годами] (на французском языке), OCLC   35787900
  34. ^ Кросс, Дж. Г. (1879), Эклектическая стенография Кросса: новая система, адаптированная как для общего использования, так и для стенографических отчетов , Чикаго, SC Griggs and Co. [1878], OCLC   2510784.
  35. ^ Гейгер, Альфред (1860 г.), Стенография, или Универсальная европейская стенография (на принципах Габельсбергера): как уже введено в Германии, Дании, Швеции, Норвегии, России, Греции, Италии и т. д ., Дрезден, OCLC   41010411
  36. ^ Черни, Карл (1925), Книга для переобучения стандартной немецкой стенографии: Для стенографисток Габельсбергера (на немецком языке), самоизданная, OCLC   72106122
  37. ^ Грегг, Джон Роберт; Пауэр, Перл А (1901), стенографический словарь Грегга , Gregg Pub. Ко, OCLC   23108068
  38. ^ Мансон, Джеймс Юджин (1880), система фонографии Мансона. Разговорник практической фонографии, содержащий список полезных фраз, напечатанных в фонографических конспектах; полный и подробный трактат об искусстве фразеографии ... и т. д. , Нью-Йорк, Дж. Э. Мансон, OCLC   51625624 .
  39. ^ Салсер, Карл Уолтер; Йериан, К. Тео (1968), Личная стенография , National Book Co, OCLC   11720787
  40. ^ Исаак Питман (1937), стенография Питмана , Торонто, OCLC   35119343
  41. ^ Дирборн, Эмма Б. (1927), Speedwriting, естественная стенография , Brief English Systems, Inc., OCLC   4791648
  42. ^ Хилл, Джеймс (1968), Teeline: метод быстрого письма , Лондон, Heinemann Educational, OCLC   112342.
  43. ^ Мицшке, Пол Готфрид; Липсиус, Юстус; Хеффли, Норман П. (1882), Биография отца стенографии Марка Туллиуса Тиро. Вместе с латинской буквой «De notis» о происхождении стенографии , Бруклин, Нью-Йорк, OCLC   11943552.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a119aefef6db71aafb95e768005e67e6__1719321540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/e6/a119aefef6db71aafb95e768005e67e6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shorthand - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)