Сирийская литература

Сирийская литература — это литература на сирийском языке . Это традиция, восходящая к поздней античности . Это тесно связано с сирийским христианством . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Терминология
[ редактировать ]В современных исследованиях сирийских [ 5 ] а также в более широкой области арамейских исследований , [ 6 ] Термин «сирийская литература» чаще всего используется как сокращенное обозначение классической сирийской литературы , написанной на классическом сирийском языке , старом литературном и литургическом языке сирийского христианства . [ 7 ] Иногда его также используют как обозначение современной сирийской литературы или нео-сирийской литературы , написанной на современных сирийских ( восточно-неоарамейских ) языках. В более широком смысле этот термин часто используется для обозначения как классической сирийской, так и современной сирийской литературы. [ 4 ] но его исторический масштаб еще шире, поскольку сирийские/сирийские ярлыки первоначально использовались древними греками как обозначения арамейского языка в целом, включая литературу, написанную на всех вариантах этого языка. [ 8 ] [ 9 ] Такая множественность значений, как в древних литературных текстах, так и в современных научных трудах, еще более усиливается традиционным научным исключением западноарамейского наследия из сирийского корпуса, практика, которая противоречит не только историческому объему этого термина, но и с хорошо подтвержденными самоназваниями коренных сирийскоязычных общин. Поскольку термин «сирийская литература» по-прежнему используется учеными по-разному, его значения по-прежнему зависят от контекста каждого конкретного использования. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Классический
[ редактировать ]
Ранние сирийские тексты датируются II веком, особенно старые версии сирийской Библии и гармония Евангелия Диатессарона . Основная часть сирийской литературной продукции датируется периодом с IV по VIII века. Сирийская грамотность сохранилась до IX века, но сирийские христианские авторы в этот период все чаще пишут на арабском языке .
«Классический сирийский язык» — это термин для обозначения литературного языка, разработанного в III веке. Язык первых трех столетий христианской эры также известен как «старосирийский» (но иногда его относят к «классическому сирийскому»).
Самой ранней христианской литературой на сирийском языке были библейские переводы Пешитта и Диатессарон . Бардайсан был важным нехристианским (гностическим) автором II века, но большинство его работ утеряны и известны только по более поздним источникам. Важным свидетельством раннего сирийского языка является письмо Мары бар Серапион , возможно, написанное в конце I века (но сохранившееся в копии VI или VII века).
IV век считается золотым веком сирийской литературы. Двумя гигантами этого периода являются Афрахат , писавший проповеди для церкви в Персидской империи , и Ефрем Сирин , писавший гимны , стихи и прозу для церкви на территории Римской империи . Следующие два столетия, которые во многом являются продолжением золотого века, видят выдающихся сирийских поэтов и богословов: Иакова Серугского , Нарсаи , Филоксена Маббогского , Бабая Великого , Исаака Ниневийского и Иакова Эдесского .
Предпринимались значительные усилия по переводу греческих текстов на сирийский язык. Ряд произведений, первоначально написанных на греческом языке, сохранились только в сирийском переводе. Среди них несколько произведений Севера Антиохийского (ум. 538), переведенные Павлом Эдесским (ок. 624). Севера «Жизнь » была написана Афанасием I Гаммоло (ум. 635). Национальная библиотека России, Сирийский кодекс 1 представляет собой рукопись сирийской версии « Евсевия», Церковной истории датируемую 462 годом нашей эры.
После исламских завоеваний середины VII века начался процесс эллинизации сирийского языка. [ нужны разъяснения ] , который был заметен в шестом и седьмом веках, замедлился и прекратился. Сирийский язык вступил в серебряный век примерно с девятого века. Работы этого периода были более энциклопедическими и схоластическими и включают библейских комментаторов Исодада Мервского и Дионисия бар Салиби . тринадцатого века Венцом серебряного века сирийской литературы является эрудит Бар-Гебрей .
Обращение монголов в ислам положило начало периоду отступления и трудностей для сирийского христианства и его приверженцев. существовал непрерывный поток сирийской литературы в Верхней Месопотамии и Леванте Однако с четырнадцатого века до наших дней .
Современный
[ редактировать ]Появление разговорного неоарамейского языка (современного сирийского языка) традиционно датируется периодом позднего средневековья , но есть ряд авторов, которые продолжали создавать литературные произведения на классическом сирийском языке вплоть до раннего Нового времени, а также на литературном сирийском языке ( ) ����������������������Kṯāḇānāyā . продолжает использоваться среди членов Сирийской Православной Церкви .
Современная сирийская литература включает произведения на различных разговорных восточноарамейских неоарамейских языках, на которых до сих пор говорят ассирийские христиане. Эта нео-сирийская литература несет в себе двойную традицию: она продолжает традиции сирийской литературы прошлого и включает в себя сходящийся поток менее однородного разговорного языка. Первым таким расцветом нео-сирийского языка стала литература семнадцатого века школы Алкош в северном Ираке . Эта литература привела к утверждению ассирийского неоарамейского и так называемого халдейского неоарамейского языка в качестве письменных литературных языков. В девятнадцатом веке типографии были созданы в Урмии , на севере Ирана . Это привело к тому, что «общий урмийский» диалект ассирийского неоарамейского языка стал стандартом в большей части нео-сирийской ассирийской литературы. Сравнительная простота современных методов публикации побудила другие разговорные неоарамейские языки, такие как туройо и сеная , начать создавать литературу.
Список писателей
[ редактировать ]- Мара бар Серапион (автор раннего (I век?) сирийского письма, сохранившегося в рукописи VI или VII века)
- Бардайсан (2 век)
- Афраат 270-345
- Ефрем Сирин (ум. 373)
- Кириллона (4 век)
- Исаак Антиохийский (V век)
- Нарсай (5 век)
- Стефан Бар Судхайле (конец V в.)
- Иаков Серугский (ум. 521)
- Филоксен из Маббуга (ум. 523)
- Павел Эдесский (фл. 624), переводчик (греческих) сочинений Севера Антиохийского (ум. 538)
- Сергий Решаинский (ум. 536)
- Иоанн Эфесский (ум. 588)
- Петр III Ракки (ум. 591)
- Бабай Великий (ум. 628)
- Афанасий I Гаммоло (ум. 635)
- Марута Тикритский (ум. 649)
- Сахдона (650 г. н. э.)
- Джон бар Пенкей (конец VII в.)
- Исаак Ниневийский (ум. 700)
- Иаков Эдесский (ум. 708)
- Теодор Бар Конаи (8 век)
- Иоанн Дальятский (ок г. . 780 )
- Теодор Абу Курра (ум. 823)
- Антоний Тагрит (9 век)
- Феодосий Роман (9 век)
- Фома Маргийский (9 век)
- Джейкоб Бар-Салиби (12 век)
- Еврейский бар (13 век)
- Гиваргис Варда (13 век)
- Абдишо бар Берика (ум. 1318)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Ранее эта рукопись была ошибочно принята за перевод « Проповедей Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна» . Впоследствии было установлено, что это недостающие страницы сирийского свидетеля Аскетикона. См. Дж. Эдвард Уолтерс, «Schøyen MS 574: недостающие страницы сирийского свидетельства аскетикона аввы Исайи Скитского», Le Muséon 124 (1–2), 2011: 1–10.
- ^ Райт 1894 .
- ^ Баумстарк 1922 .
- ^ Перейти обратно: а б Брок 1997 .
- ^ Брок 2015a , с. 7-19.
- ^ Брок 1989 , с. 11–23.
- ^ Хили 2012 , с. 643-644.
- ^ Миллар 2006 , с. 383-384.
- ^ Минов 2020 , с. 256-257.
- ^ Баттс 2011 , с. 390-391.
- ^ Хили 2012 , с. 638.
- ^ Баттс 2019 , с. 222–242.
Источники
[ редактировать ]- Барсум, Игнатий Афрам (2000). История сирийской литературы и науки . Пуэбло, Колорадо: Passeggiata Press. ISBN 9781578891030 .
- Баумстарк, Антон (1922). История сирийской литературы, за исключением христианских палестинских текстов . Бонн: А. Маркус и Э. Вебер Верлаг. ISBN 9783110821253 .
- Беттиоло, Паоло (2006). «Сирийская литература» . Патрология V: Восточные отцы от Халкидонского Собора (451 г.) до Иоанна Дамаскина (†750 г.) . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 407–490. ISBN 9780227679791 .
- Брок, Себастьян П. (1980). «Сирийское историческое письмо: обзор основных источников» (PDF) . Журнал Иракской академии: Сирийская корпорация . 5 (1979–1980): 1–30, (326–297).
- Брок, Себастьян П. (1989). «Три тысячи лет арамейской литературы» . Периодическое издание АРАМ . 1 (1): 11–23.
- Брок, Себастьян П. (1992). Исследования сирийского христианства: история, литература и теология . Олдершот: Вариорум. ISBN 9780860783053 .
- Брок, Себастьян П. (1996). Сирийские исследования: секретная библиография, 1960–1990 гг . Каслик: Parole de l'Orient.
- Брок, Себастьян П. (1997). Краткий очерк сирийской литературы . Коттаям: Экуменический исследовательский институт Св. Ефрема.
- Брок, Себастьян П. (2004a). «Древнейшая сирийская литература» . Кембриджская история раннехристианской литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 161–172. ISBN 9780521460835 .
- Брок, Себастьян П. (2004b). «Ефрем и сирийская традиция» . Кембриджская история раннехристианской литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 362–372. ISBN 9780521460835 .
- Брок, Себастьян П. (2006a). Огонь с небес: исследования по сирийскому богословию и литургии . Олдершот: Эшгейт. ISBN 9780754659082 .
- Брок, Себастьян П. (2006b). «Сирийская литература: перекресток культур» (PDF) . Пароль де л'Ориент . 31 : 17–35.
- Брок, Себастьян П. (2011). «Мелькитская литература на сирийском языке» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 285–286.
- Брок, Себастьян П. (2015a). «Сирийский язык и его место в арамейском языке» (PDF) . Хекамто: Сирийский православный богословский журнал . 1 (1): 7–19.
- Брок, Себастьян П. (2015b). «Картина эллинизации литературной культуры: случай сирийского языка» . Интеллектуальная история исламского мира . 3 (1–2): 98–124. дои : 10.1163/2212943X-00301005 .
- Брок, Себастьян П. (2017). «Переписческая традиция и передача сирийской литературы в поздней античности и раннем исламе» . Практика переписчиков и социальное построение знаний в древности . Левен: Издательство Peeters. стр. 61–68. ISBN 9789042933149 .
- Баттс, Аарон М. (2011). «Сирийский язык» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 390–391.
- Баттс, Аарон М. (2019). «Классический сирийский язык» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 222–242.
- Деби, Мюриэль (2000). «Летопись и летописание в Антиохии и Эдессе» . Периодическое издание АРАМ . 12 (1–2): 409–417. дои : 10.2143/ARAM.12.0.504478 .
- Деби, Мюриэль (2009). «Сирийская историография и формирование идентичности» . Церковная история и религиозная культура . 89 (1–3): 93–114. дои : 10.1163/187124109X408014 .
- Деби, Мюриэль (2010). «Написание истории как истории: биографическое измерение восточно-сирийской историографии» . Написание правдивых историй: историки и агиографы позднеантичного и средневекового Ближнего Востока . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 43–75. ISBN 9782503527864 .
- Деби, Мюриэль (2010). «Апокрифы и история на сирийском языке» . По следам арамейцев-христиан: смеси, предложенные Алену Дерёмо . Париж: Гетнер. стр. 63–76.
- Деби, Мюриэль; Тейлор, Дэвид ГК (2012). «Сирийское и сиро-арабское историческое письмо, ок. 500–1400 гг.» . Оксфордская история исторического письма . Том. 2. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 155–179. ISBN 9780199236428 .
- Деби, Мюриэль (2015). «Восточный источник Феофана: чему мы можем научиться из сирийской историографии?» . Траво и воспоминания . 19 : 365–382.
- Дюваль, Рубенс (1907) [1899]. Сирийская литература (3-е изд.). Париж: Лекофр.
- Дюваль, Рубенс (2013) [1907]. Сирийская литература: английский перевод La Litérature сирийской литературы . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 9781611439625 .
- Эбиед, Рифаат (1972). «Некоторые сирийские рукописи из коллекции сэра Э. А. Уоллиса Баджа» . Сирийский симпозиум, 1972 г. Рим: Папский институт востоковедения. стр. 509–539.
- Харрак, Амир (2003). «Патриаршие надгробные надписи в монастыре Раббан Хормизд: типы, литературное происхождение и назначение» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 6 (2): 235–264.
- Харрак, Амир (2011). «Хроники сирийские» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 98–99.
- Исцели, Кристиан С. (2015). «Пять видов переписывания: присвоение, влияние и рукописная история ранней сирийской литературы» . Журнал Канадского общества сирийских исследований . 15 : 51–65. дои : 10.31826/9781463236915-006 . ISBN 9781463236915 .
- Хили, Джон Ф. (2012). «Сирийский» . Семитские языки: Международный справочник . Берлин-Бостон: Вальтер де Грюйтер. стр. 637–652. ISBN 9783110251586 .
- Канненгиссер, Чарльз (2004). «Сирийская христианская литература» . Справочник по святоотеческой экзегезе: Библия в древнем христианстве . Том. 2. Лейден-Бостон: Брилл. стр. 1377–1446. ISBN 9789004137349 .
- Макомбер, Уильям Ф. (1969). «Похоронное медресе по случаю убийства Мара Хнанишо» . Мемориал монсеньора Габриэля Хури-Саркиса (1898-1968) . Левен: Востоковедная пресса. стр. 263–273.
- МакКоллум, Адам К. (2015). «Греческая литература на христианском Востоке: переводы на сирийский, грузинский и армянский языки» . Интеллектуальная история исламского мира . 3 (1–2): 15–65. дои : 10.1163/2212943X-00301003 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. н.э. Церковь в истории. Том. 2. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 9780881410563 .
- Миллар, Фергюс (2006). Рим, греческий мир и Восток: Греческий мир, евреи и Восток . Том. 3. Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807876657 .
- Минов, Сергей (2020). Память и идентичность в сирийской пещере сокровищ: переписывание Библии в Сасанидском Иране . Лейден-Бостон: Брилл. ISBN 9789004445512 .
- Мосс, Сирил (1962). Каталог сирийских печатных книг и сопутствующей литературы в Британском музее . Лондон: Попечители Британского музея.
- Мурре ван ден Берг, Хелен (1999). От разговорного языка к письменному: введение и развитие литературной урмии-арамейского языка в девятнадцатом веке . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 9789062589814 .
- Мурре с горы, Хелен (2006). «Неоарамейский лекционарий Евангелия, перевод Израиля Алкоша » Loquentes linguis: лингвистические и востоковедные исследования в честь Фабрицио А. Пеннаккьетти Висбаден: Издательство Отто Харрасовица. стр. 100-1 523–533. ISBN 9783447054843 .
- Поссекель, Юте (2019). «Появление сирийской литературы до 400 г. н. э.» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 309–326. ISBN 9781138899018 .
- Рейнинк, Геррит Дж. (1993). «Начало сирийской апологетической литературы в ответ на ислам» . Ориенс Христианус . 77 : 165–187.
- Ромпей, Лукас ван (2000). «Прошлое и настоящее восприятие сирийской литературной традиции» (PDF) . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 3 (1): 71–103. дои : 10.31826/hug-2010-030105 . S2CID 212688244 .
- Сен-Лоран, Жанна-Николь (2019). «Сирийская агиографическая литература» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 339–354. ISBN 9781138899018 .
- Тейлор, Дэвид ГК (2011). «Сирийская лексикография» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 391–393.
- Вельтеке, Доротея; Юнансардаруд, Хелен (2019). «Возрождение сирийской литературы в двенадцатом–тринадцатом веках» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 698–717. ISBN 9781138899018 .
- Витаковский, Витольд (1986). «Хроники Эдессы» . Восточная Суэкана . 33–35 (1984–1986): 487–498.
- Витаковский, Витольд (2000). «Хроника Евсевия: ее тип и продолжение в сирийской историографии» . Периодическое издание АРАМ . 12 (1–2): 419–437. дои : 10.2143/ARAM.12.0.504479 .
- Витаковский, Витольд (2007). «Сирийские историографические источники» . Византийцы и крестоносцы в негреческих источниках, 1025-1204 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 253–282.
- Витаковский, Витольд (2011). «Историография сирийская» . Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. стр. 199–203.
- Вуд, Филип (2019). «Историография в сирийскоязычном мире, 300–1000 гг.» . Сирийский мир . Лондон: Рутледж. стр. 405–421. ISBN 9781138899018 .
- Райт, Уильям (1894). Краткая история сирийской литературы . Лондон: Адам и Чарльз Блэк.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- ГЮГОЙ: Журнал сирийских исследований, заархивировано 16 мая 2015 г. в Wayback Machine.
- Сирийская литература
- Бет Мардуто: Сирийский вычислительный институт
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .