Jump to content

Бирманская железная дорога

Координаты : 14°02′27″N 99°30′11″E  /  14.04083°N 99.50306°E  / 14.04083; 99.50306
(Перенаправлено с «Дороги смерти »)

Бирманская железная дорога
Обзор
Другое имя (а) Железная дорога смерти
Линия Нам Ток
Сиамско-Бирманская железная дорога
Тайско-Бирманская железная дорога
Родное имя Железная дорога Таиланд-Бирма ( яп .)
Местный Бан Понг , Таиланд Танбюзаят , Бирма
Условия
Бывшие связи Нам Ток Сай Ёк Ной – Танбюзаят
Услуга
Тип Тяжелый рельс
Оператор(ы) Государственная железная дорога Таиланда
История
Началось 1942–1947
Открыто 25 октября 1943 г. ( 1943-10-25 )
Построено Военнопленные и гражданские рабочие
Закрыто 1 февраля 1947 г. ( 1947-02-01 )
вновь открыт 1 июля 1958 г. ( 1958-07-01 ) (Нонг Пладук – Нам Ток)
Технический
Длина линии 415 км (258 миль)
Ширина колеи 1000 мм ( 3 фута 3 + 3 8 дюйма ) метра [1]
Карта маршрута

Nong Pla Duk
Nong Pla Duk Junction
Ban Pong Mai
Sa Kosi Narai
Ruk Khe
Tha Ruea Noi
Tha Muang
Kanchanaburi
Khwae Yai Bridge
Bridge on the River Kwai
Khao Pun
Chungkai POW Camp
Wang Lan
Wang Yen
Tha Pong
Ban Kao
Tha Kilen
Lum Sum
Ai Hit
Tham Krasae Bridge
Wang Pho
Wang Yai
Tha Sao POW Camp
Nam Tok
(Tha Sao)
Nam Tok Sai Yok Noi
Tonchan
Tampii
Hin Tok
Kannyu
Saiyok
Kinsaiyok
Lin Thin
Kui Yae
Hindat
Prang Kasi
Yongthi
Tha Kanun
Nam Chon Yai
Tha Mayo
Tamrong Patho
Kroeng Krai
Kurikonta
Konkoita
Thimongtha
Shimo Ni Thea
Ni Thea
Sonkrai
Chaunggahla-ya
Paya-thanzu Tuang
Aungganaung
Regue
Kyondaw
Lawa
Apalon Bridge
Apalon
Apalaine
Mezali
Kami Mezali
Lonsi
Taungzun
Thanbaya POW Camp
Thanbaya
Anankwin
Myettaw
Beketaung
Tanyin
Retphaw
Konnoki
Rabao
Thetkaw
Wagale
Sin-Thanbyuzayat
Thanbyuzayat

Бирманская железная дорога , также известная как Сиамско-Бирманская железная дорога , Тайско-бирманская железная дорога и подобные названия, или как Железная дорога Смерти , представляет собой железную дорогу длиной 415 км (258 миль) между Бан Понгом , Таиланд , и Танбюзаятом , Бирма (теперь называемая Мьянмой). ). Он был построен с 1940 по 1943 год мирными жителями Юго-Восточной Азии, похищенными и вынужденными работать японцами и небольшой группой пленных солдат союзников для снабжения войск и оружия во время бирманской кампании Второй мировой войны . Он завершил железнодорожное сообщение между Бангкоком , Таиланд, и Рангуном , Бирма. Правительство Японии использовало название Тай-Мэн Ренсэцу Тецудо ( 泰緬連接鉄道 ), что означает «Железная дорога Таиланд-Бирма-Связь».

По меньшей мере 250 000 мирных жителей Юго-Восточной Азии были подвергнуты принудительному труду для обеспечения строительства «Дороги смерти», и более 90 000 мирных жителей погибли при ее строительстве, как и около 12 000 солдат союзников. Рабочими на тайской стороне железной дороги были тамилы, малайцы и, в меньшем количестве, гражданские китайцы из Малайи . Вероятно, более 345 000 человек умерли во время работы, а уровень смертности в месяц соперничал с уровнем смертности в Освенциме . [2]

Большинство этих гражданских лиц были переведены в «лагеря отдыха» после октября 1943 года. Они остались в этих лагерях после окончания войны, наблюдая за эвакуацией военнопленных союзников. Выжившие все еще жили в лагерях в 1947 году. Это были британские подданные, которые, не имея доступа к еде и медицинской помощи, продолжали умирать от малярии, дизентерии и недоедания. Они пережили испытания железной дороги только для того, чтобы умереть в «лагерях отдыха». Жертвам из Юго-Восточной Азии не было предоставлено никакой компенсации или возмещения ущерба. [3] [4] [5]

Большая часть железной дороги была разобрана вскоре после войны. Остались только первые 130 километров (81 миль) линии в Таиланде, и поезда все еще ходят на север до Нам Ток .

Карта «Дороги смерти»

Железнодорожный маршрут между Бирмой и Таиландом, пересекающий перевал Трех Пагод и следующий по долине реки Кхве Ной в Таиланде, был обследован британским правительством Бирмы еще в 1885 году, но предполагаемый маршрут линии пролегал через холмистую местность джунглей. разделенное множеством рек, считалось слишком трудным для осуществления. [6]

Таиланд был нейтральной страной в начале Второй мировой войны. 8 декабря 1941 года Япония вторглась в Таиланд , который быстро сдался. [7] [8] Таиланд был вынужден принять союз, [9] и использовался как плацдарм для нападения на Сингапур . [10]

В начале 1942 года японские войска вторглись в Бирму , и британские войска быстро сдались. В снабжении своих войск в Бирме японцы зависели от моря, доставляя припасы и войска в Бирму вокруг Малайского полуострова , через Малаккский пролив и Андаманское море . Этот маршрут был уязвим для атак подводных лодок союзников, особенно после поражения японцев в битве за Мидуэй в июне 1942 года. Чтобы избежать опасного морского путешествия длиной 2000 миль (3200 км) вокруг Малайского полуострова, железная дорога из Бангкока в Рангун казалась идеальным вариантом. осуществимая альтернатива. [11] Японцы начали этот проект в июне 1942 года. [12]

Гражданские рабочие на строительстве железной дороги с июня 1942 по октябрь 1943 года.
Британское правительство продало тайский участок бирманской железной дороги правительству Таиланда на общую сумму 50 миллионов бат.
Заброшенный участок «Дороги смерти» в Танбюзаяте , Мьянма (Бирма)

Целью проекта было соединить Бан Понг в Таиланде с Танбюзаятом в Бирме, соединив существующие железные дороги в обоих местах. Его маршрут пролегал через перевал Трех Пагод на границе Таиланда и Бирмы. 69 миль (111 км) железной дороги проходили по Бирме, а остальные 189 миль (304 км) - по Таиланду. После предварительных работ по аэродромам и инфраструктуре 16 сентября 1942 года началось строительство железной дороги в Бирме и Таиланде. [13] [14] Планируемая дата завершения - декабрь 1943 года. [15] Большая часть строительных материалов, в том числе пути и шпалы , была привезена из демонтированных ветвей железнодорожной сети Малайской Федеративной Малайской Республики и Ост-Индии различных железнодорожных сетей . [16] [17] [18]

Виадук Ван Пхо, построенный гражданскими лицами и военнопленными на железной дороге.

Железную дорогу построили раньше срока. 17 октября 1943 года группы гражданских лиц, насильственно вывезенных из Бирмы, были вынуждены начать работу на юге, встречаясь с группами гражданских лиц, захваченных из Таиланда, которые работали в северном направлении. Два участка линии встретились на 263-м километре, примерно в 18 км (11 миль) к югу от перевала Трех Пагод в Конкойте (ныне: Каенг Хой Тха, район Сангкхлабури , провинция Канчанабури ). [19] 25 октября было объявлено праздничным днем, который был выбран торжественным открытием линии. [20] [21] Японский персонал поедет поездом C56 31 из Нонг Пладука (Таиланд) в Танбюзаят (Бирма). Командующий генерал Эйгума Исида вбил в место встречи медный шип, и была открыта мемориальная доска. [21]

Японская армия перевезла 500 000 тонн грузов. [ нужна ссылка ] над железной дорогой во время войны. Строительные лагеря, в которых проживало не менее 1000 рабочих каждый, были созданы каждые 5–10 миль (8–17 км) маршрута. [22] [23] По мере необходимости рабочих перемещали вверх и вниз по железнодорожной линии. [24] Строительные лагеря представляли собой открытые бараки, построенные из бамбуковых столбов с соломенными крышами. Бараки имели длину около 60 м (66 ярдов) со спальными платформами, приподнятыми над землей по обе стороны земляного пола. В каждой казарме разместилось по двести человек, предоставив каждому человеку пространство шириной два фута, где он мог жить и спать. Лагеря обычно называли по километражу, на котором они располагались. [25] Худшие месяцы периода строительства были известны как «Спидо» (середина весны — середина октября 1943 г.). [26] [27]

Послевоенный

[ редактировать ]

В течение года после Второй мировой войны Великобритания, столкнувшись с угрозой банкротства, вернула себе Бирму, Малайю, Сингапур и поселения Проливов. 16 января 1946 года британцы приказали японским военнопленным убрать четырехкилометровый участок железной дороги между Никки (Ни Теа) и Сонкраем . [28] [29] Железнодорожное сообщение между Таиландом и Бирмой должно было быть снова разделено для защиты британских интересов в Сингапуре. [28] После этого бирманский участок железной дороги последовательно демонтировали, рельсы собрали в Моламьяйне , а земляное полотно вернули в джунгли. [28]

В октябре 1946 года тайский участок линии был продан правительству Таиланда за 1 250 000 фунтов стерлингов (50 миллионов бат; что эквивалентно 65 493 000 долларов США в 2023 году). [30] [31] Деньги были использованы для компенсации соседним странам и колониям за материалы, украденные Японией при строительстве железной дороги. [30] 1 февраля 1947 года два человека, в том числе Момлуанг Кри Дечативонг [ th ] , министр транспорта Таиланда моста возле Конкойты . , были убиты во время инспекционной поездки из-за обрушения [32] [33] После аварии было решено завершить линию в Нам Токе и повторно использовать оставшуюся часть для восстановления линии. [34]

После войны железная дорога находилась в плохом состоянии и нуждалась в реконструкции для использования в системе Королевских железных дорог Таиланда . 24 июня 1949 года был завершен участок от Канчанабури до Нонг Пла Дука ( тайский หนองปลาดุก); Первого апреля 1952 года был пройден следующий участок до Ванг Пхо (Вангпо). Два изогнутых пролета моста, обрушившиеся из-за британской воздушной атаки, были заменены угловатыми пролетами ферм, предоставленными Японией в рамках послевоенных репараций, образуя таким образом культовый мост, который мы видим сегодня. Наконец, 1 июля 1958 года было завершено строительство железнодорожной линии до Нам Ток ( тайский น้ำตก, «водопад», имеется в виду близлежащий водопад Сай Йок Ной ). Длина используемой сегодня части составляет около 130 км (81 миль). Линия была заброшена за Нам Ток Сай Йок Ной ; [34] [29] стальные рельсы были утилизированы для повторного использования при расширении железнодорожной станции Банг Су , укреплении двухпутной развязки Бангкок Бан Пхачи , восстановлении пути от перекрестка Тхунг Сонг до Транга и строительстве дорог Нонг Пла Дук – Супхан Бури и Бан Тхунг Пхо Хири Рат Нихом Ветки . Части заброшенного маршрута превращены в пешеходную тропу . [35]

Первый локомотив, используемый для перевозки грузов по «Дороге смерти», выставлен в Танбюзаяте, Мьянма.

С 1990-х годов поступали различные предложения по полной реконструкции железной дороги, но по состоянию на 2021 г. эти планы не были реализованы. Поскольку верхняя часть долины Хваэ сейчас затоплена плотиной Ваджиралонгкорн , [21] Поскольку окружающая местность гористая, потребуется прокладка обширных туннелей, чтобы снова соединить Таиланд с Бирмой по железной дороге.

Начальная точка в Мьянме.

Разнорабочие

[ редактировать ]

японский

[ редактировать ]

Японские солдаты, 12 000 из них, в том числе 800 корейцев, работали на железной дороге в качестве инженеров, охранников и надзирателей за военнопленными и гражданскими рабочими. Хотя условия труда для японцев были намного лучше, чем для военнопленных и гражданских рабочих, около 1000 (восемь процентов) из них погибли во время строительства. Многие помнят японских солдат как жестоких и безразличных к судьбе военнопленных союзников и мирных жителей Юго-Восточной Азии. Многие железнодорожники вынесли на себе основной удар безжалостной и равнодушной охраны. Жестокость может принимать разные формы: от крайнего насилия и пыток до незначительных физических наказаний, унижений и пренебрежения. [36]

Жители, ставшие жертвами торговли людьми

[ редактировать ]
Малазийские тамилы в трудовых лагерях

Более 180 000 мирных жителей Юго-Восточной Азии были насильственно мобилизованы для работы на «железной дороге смерти». Ограниченный учет гражданского населения, находящегося под британской оккупацией, привел к неполной и недостаточной регистрации имен и семей людей, ставших жертвами торговли людьми . Яванцы, малайские тамилы , бирманцы, малайские китайцы , тайцы и другие выходцы из Юго-Восточной Азии были проданы Императорской японской армией для работы на железной дороге и погибли при ее строительстве. [37] [38] [3] На начальных этапах строительства железной дороги бирманцы и тайцы работали в своих странах, но количество нанятых рабочих было недостаточным. В Малайе японские офицеры заставляли семьи плантаторов отправлять своих детей на железную дорогу, а молодых здоровых мужчин часто похищали и переправляли на железную дорогу.

В начале 1943 года японцы разместили объявления о приеме рабочих в Малайю, Сингапур и Голландскую Ост-Индию, обещая хорошую заработную плату, короткие контракты и жилье для семей. Когда это не помогло привлечь достаточное количество рабочих, они прибегли к более жестоким методам, сгоняя мирных жителей, включая детей, и заключая их в тюрьмы, особенно в Малайе. [39] На железной дороге работало около 90 000 бирманцев и 75 000 малайцев. [37] В проект было привлечено более 100 000 малайских тамилов, около 60 000 погибли. [40] [41] Рабочие из Юго-Восточной Азии использовались для строительства железной дороги Кра-Истмус от Чумпхона до Кра-Бури и железной дороги Суматра или Палембанг от Пеканбару до Муаро . [42] Те, кто остался поддерживать линии после завершения строительства «Дороги смерти», страдали от ужасных условий жизни, а также от увеличения бомбардировок союзников. [43] [44]

Военнопленные

[ редактировать ]

Передвижение пленных британских солдат на север из тюрьмы Чанги в Сингапуре и других лагерей для военнопленных в Юго-Восточной Азии началось в мае 1942 года. [15] 23 июня 1942 года 600 британских солдат прибыли в лагерь Нонг Пладук в Таиланде, чтобы построить лагерь, который будет служить транзитным лагерем для рабочих лагерей вдоль железной дороги. [45] [46] Первые военнопленные, 3000 австралийцев, отправившиеся в Бирму, покинули тюрьму Чанги в Сингапуре 14 мая 1942 года и отправились по морю к Танбюзаяту (သံဖြူဇရပ် на бирманском языке ; по-английски «Tin Shelter»), северной конечной станции железной дороги. . Первоначально они работали на аэродромах и другой инфраструктуре, прежде чем начать строительство железной дороги в октябре 1942 года. В Таиланде 3000 британских солдат покинули Чанги поездом в июне 1942 года до Бан Понга , южной конечной станции железной дороги. [47] Некоторые пленные британские солдаты были вывезены из Сингапура и Голландской Ост-Индии по мере продвижения строительства. [48] [49]

Зверства

[ редактировать ]

Условия во время строительства

[ редактировать ]
Азиатские граждане во время строительства

Записи гражданских рабочих не сохранились из-за ограничений в записях о рождении и смерти, хранившихся во время до- и послевоенной колонизации региона. Один солдат сказал, что они «оказались на дне социальной системы, которая была жесткой, карательной, фанатичной и часто смертельной». [50] Условия жизни и работы на Бирманской железной дороге часто описывались как «ужасающие»: жестокое обращение, болезни и голод.

Некоторые военные художники смогли записать свое время в лагерях, такие как Джек Бриджер Чалкер , Филип Менинский , Джон Менни , Эшли Джордж Олд и Рональд Сирл . Человеческие волосы часто использовались для изготовления кистей, растительные соки для красок, а макулатура — в качестве «холста». Некоторые из их работ использовались в качестве доказательств на процессах над японскими военными преступниками. Многие из них сейчас хранятся в Австралийском военном мемориале , Государственной библиотеке Виктории и Имперском военном музее в Лондоне.

Австралийские и голландские военнопленные, страдающие бери-бери , в Тарсау в Таиланде, 1943 год.

Одним из отчетов с британской военной точки зрения была «Железная дорога смерти» Джона Коста , впервые опубликованная в 1946 году и переизданная в новом издании в 2014 году. [51] Работа Коста отличается подробным описанием жестокости некоторых японских и корейских охранников, а также человечности других. В нем также описываются условия жизни и работы, а также культура тайских городов и сельской местности, которые стали домами для многих военнопленных после отъезда из Сингапура. Побережье также подробно описывает дух товарищества, времяпровождения и юмор солдат перед лицом невзгод. [51] Солдатам союзников часто давали больше свободы, чем их гражданским коллегам, играть на гитаре или аккордеоне, руководить группой подпевать или просить лагерных комиков рассказать несколько шуток или разыграть пародию.

После завершения строительства железной дороги большинство британских солдат были переведены в госпитали и лагеря для переселенцев, где они могли быть доступны для обслуживающего персонала или отправлены в Японию. В лагерях содержания процветали развлечения, строились театры из бамбука и аттапа (пальмовых ветвей), разрабатывались декорации, освещение, костюмы и грим, а также создавалось множество развлечений, включая мюзик-холлы, варьете, кабаре, спектакли и музыкальные комедии – даже пантомимы. В этой деятельности участвовало множество солдат как актеров, певцов, музыкантов, дизайнеров, техников и женщин-имитаторов.

Строительство Бирманской железной дороги считается военным преступлением, совершенным Японией в Азии. [52] [53]

Уровень смертности и причины

[ редактировать ]
Гибель солдат союзников, работавших на «Дороге смерти», 1942–1945 гг.  [37] [54]
Страна происхождения военнопленные Количество смертей Смертность
Великобритания, Британская Индия или королевская колония 30,131 6,904 23%
Нидерланды или
Голландская Ост-Индия
17,990 2,782 15%
Австралия 13,004 2,802 22%
Соединенные Штаты 686 133 19%
Общий 61,811 12,621 20%

Помимо недоедания и физического насилия, малярия , холера , дизентерия и тропические язвы . частыми факторами смерти рабочих на Бирманской железной дороге были [14] Среди рабочих, понесших наибольшие потери, были бирманские и индийские тамилы из Малайзии и Мьянмы, а также многие яванцы. [37]

Более низкий уровень смертности среди голландских военнопленных и интернированных по сравнению с таковыми из Великобритании и Австралии был связан с тем фактом, что многие военнослужащие и гражданские лица, взятые в плен в Голландской Ост-Индии, родились там, были постоянными жителями и/или имел евразийское происхождение ; Таким образом, они имели тенденцию быть более устойчивыми к тропическим болезням и лучше акклиматизировались, чем другой персонал западных союзников.

Качество медицинской помощи, получаемой разными группами заключенных, сильно различалось. Одним из факторов было то, что многие врачи Европы и США имели небольшой опыт лечения тропических болезней. Например, группа из 400 голландских заключенных, в которую входили три врача с обширным опытом тропической медицины, вообще не умерла. Другая группа, насчитывающая 190 американских военнослужащих, к которой был прикомандирован лейтенант Анри Хеккинг, голландский медицинский офицер с опытом работы в тропиках, погибла всего девять человек. Другая группа из 450 американских военнослужащих погибла 100 человек. [55]

Потеря веса среди офицеров союзников, работавших на строительстве, была в среднем на 9–14 кг (20–30 фунтов) меньше, чем у рядового состава. [56] У рабочих в более изолированных районах уровень смертности был гораздо выше, чем у других. [56]

Судебные процессы по военным преступлениям

[ редактировать ]

В конце Второй мировой войны 111 японских военных предстали перед судом за военные преступления за жестокость во время строительства железной дороги. Тридцать два из них были приговорены к смертной казни. [57] Самый главный процесс был против генерального штаба. Генерал-лейтенант Эйгума Исида, командующий Бирманской железной дорогой, был приговорен к 10 годам тюремного заключения. Его подчиненные полковник Сигэо Накамура, полковник Тамиэ Исии и подполковник Сёити Янагита были приговорены к смертной казни. Майор Сотомацу Чида был приговорен к 10 годам тюремного заключения. [58] Хироши Абэ , первый лейтенант, руководивший строительством железной дороги в Сонкрае , где 600 британских заключенных из 1600 умерли от холеры и других болезней. [59] был приговорен к смертной казни, позже замененной пожизненным заключением, как военный преступник класса B/C. Он отслужил 11 лет. [60] [61]

Особенности железной дороги

[ редактировать ]

Мост 277: Мост через реку Хваэ.

[ редактировать ]
Мост через реку Квай работы Лео Роулингса (1943 г.) из четырех военнопленных во время строительства первого моста.

Ключевой особенностью линии является мост 277, построенный на участке реки, тогда известной как часть реки Мэй Клонг . Большая часть тайского участка реки проходила по долине реки Кхвае Ной ( khwae , «ручей, река» или «приток»; noi , «маленький»). Khwae Англичане часто неправильно произносили как kwai , или «квай ». буйвол по-тайски). Это породило среди англичан название «Река Квай». В 1960 году часть реки Мае Клонг, проходящая под мостом, была переименована в Кхве Яй (แควใหญ่ на тайском языке ; на английском языке «большой приток»).

26 октября 1942 года британские военнопленные прибыли в Тамаркан для строительства моста. Первоначально на мосту работали 1000 заключенных под руководством полковника Филипа Тузи . [62] В феврале 1943 года в Тамаркан было добавлено 1000 голландских военнопленных. [63] На мосту также работали мирные жители Китая, Малайзии и Тамилов. [64]

Первый деревянный железнодорожный мост через Кхве Яй был построен в феврале 1943 года, а вскоре в июне 1943 года за ним последовал более современный железобетонный мост, причем оба моста проходили через реку в направлении ССВ-ЮЮЗ. Мост из стали и бетона состоял из одиннадцати пролетов с изогнутыми фермами, привезенных японцами с Явы в 1942 году. Этот мост сохранился до сих пор.

Бомбардировки моста 277

[ редактировать ]
Разрушенный мост (дата неизвестна)

В 1945 году запланированное нападение США было отменено из-за плохой погоды. Оба моста были разбомблены 13 февраля 1945 года самолетами Королевских ВВС . [65] Подневольные рабочие отремонтировали мост, и к апрелю деревянный мост введен в эксплуатацию. 3 апреля 1945 года в результате атаки USAAF Liberator деревянный железнодорожный мост был поврежден. [66] Ремонтные работы продолжались, и к концу мая оба моста снова заработали. 24 июня 1945 года Королевские ВВС разрушили железнодорожные мосты, в результате чего железнодорожная линия вышла из строя до конца войны. [67]

Железнодорожная линия не полностью соединялась с железнодорожной сетью Бирмы, поскольку не было построено железнодорожных мостов, пересекающих реку между Моулмейном и Мартабаном .

Перевал Адского Пламени

[ редактировать ]
Выемка на перевале Адского Пламени была одним из самых трудных и смертоносных участков в строительстве.

Перевал Адского Пламени на холмах Тенассерим был крупнейшей скальной выемкой на железной дороге, построенной в отдаленном районе без соответствующих строительных инструментов китайскими, тайскими, малайскими и тамильскими гражданскими заключенными и солдатами союзников.

Важные мосты

[ редактировать ]
Вдоль «Дороги смерти» в 2004 году, река Хваэ слева.
Длина Имя Тип и где км ссылки
322 м (1056 футов) [68] Мост Кваэ Яй Железный мост через реку Кваэ Яй в Тха Макхаме 56 [69]
400 м (1300 футов) Виадук Ван Пхо Деревянная эстакада, обрамляющая реку Хваэ Ной 114 [70]
неизвестный Трехъярусный мост Деревянная эстакада 155 [71] [72]
90 м (300 футов) Мост Сонгкурай Деревянная эстакада через реку Сонгкалиа 294 [73]
56 м (184 фута) Деревянная эстакада через реку Меказа 319 [74]
75 м (246 футов) Деревянная эстакада через реку Замити 329 [74]
50 м (160 футов) Апалон Стальной мост через реку Апалонг 332 [75]
60 м (200 футов) Деревянная эстакада через реку Анакуи 369 [76]

Кладбища и мемориалы

[ редактировать ]
Мемориальная пагода гражданским рабочим
Военное кладбище Канчанабури
Кенотаф для гражданских рабочих и военных союзников Юго-Восточной Азии, построенный Железнодорожным корпусом японской армии в феврале 1944 года в Канчанабури, Таиланд.

В 1946 году [77] останки большинства погибших в войне союзников были перенесены из бывших лагерей, могильников и одиноких могил вдоль железнодорожной линии на официальные военные кладбища. [78]

Массовые могилы погибших мирных жителей Юго-Восточной Азии были эксгумированы вдоль железнодорожной линии и рядом с бывшими лагерями отдыха для перезахоронения в Ват Таворн Варарам, буддийском храме в Бан Тай, Таиланд, в 1950-х годах. Над местом захоронения была возведена пагода, а в память о погибших добавлены мемориальные доски с текстами на китайском и тамильском языках. Имена тысяч мирных жителей, похороненных на этом месте, неизвестны. [79] [80]

Три кладбища, обслуживаемые Комиссией Содружества по военным захоронениям (CWGC), предназначены для военнослужащих союзников, погибших на Бирманской железной дороге. [78] Военное кладбище Канчанабури в городе Канчанабури содержит могилы 6982 военнослужащих союзников, в том числе: 3585 британцев, 1896 голландцев, 1362 австралийцев, 12 военнослужащих Британской индийской армии (включая британских офицеров), 2 новозеландцев, 2 датчан и 8 Канадцы. [81] [82] [83]

На мемориальной доске на кладбище Канчанабури перечислены еще 11 военнослужащих Британской индийской армии . Эти индийские офицеры похоронены на близлежащих мусульманских кладбищах. [84]

На военном кладбище Танбюзаят в Танбюзаяте , в 65 км к югу от Моулмейна , в Мьянме (Бирма), находятся могилы 3617 солдат, погибших на бирманском участке линии: 1651 британец, 1335 австралийцев, 621 голландец, 15 военнослужащих Британской индийской армии ( включая британских офицеров), 3 новозеландца и 1 канадец. [81] [82]

Кенотаф для жертв, построенный японцами в Танбюзаяте, Мьянма.

На военном кладбище Чунгкай , недалеко от Канчанабури, находится еще 1693 военных захоронения союзников: 1373 британских, 314 голландских и 6 членов Британской индийской армии (включая британских офицеров). [81] [82]

Останки военнослужащих вооруженных сил США были репатриированы . Из 668 американских военнослужащих, вынужденных работать на железной дороге, погибло 133 человека. В их число входили личный состав авианосца « Хьюстон» и 131-го полка полевой артиллерии Национальной гвардии армии Техаса . Американцев прозвали « Потерянным батальоном» , поскольку их судьба была неизвестна Соединенным Штатам более двух лет после захвата. [54]

C56 31 , JNR Class C56, используемый на экспозициях «Дороги смерти» в Военном музее Ясукуни , Япония.

Несколько музеев посвящены погибшим при строительстве железной дороги. Самый большой из них находится на перевале Адского Пламени (к северу от нынешней конечной остановки в Нам Ток ), выемке, где погибло наибольшее количество людей. Австралийский мемориал находится на перевале Адского Пламени. [35] Один музей находится в Мьянме, на стороне Танбюзаят. [85] и еще два музея находятся в Канчанабури : Железнодорожный центр Таиланд-Бирма , [86] открыт в январе 2003 года, [87] и Военный музей JEATH . [88] На самом мосту Квай установлена ​​мемориальная доска. [89] и исторический паровоз военного времени выставлен на обозрение. [90]

Сохранившийся участок линии был восстановлен в Национальном мемориальном дендрарии в Англии. [91]

Известные рабочие

[ редактировать ]

Гражданские рабочие

[ редактировать ]
  • Арумугам Кандасами (1927 г.р.), ставший жертвой торговли людьми вместе с 50 другими гражданскими лицами из поместья Суа Геризинг, Порт-Диксон, в возрасте 15 лет, считается последним выжившим.

Союзные рабочие

[ редактировать ]

Известные аккаунты

[ редактировать ]

Отчеты о строительстве включают «Детство Бабы: Взросление во время японской оккупации Сингапура» Уильяма Гви Тиана Хока и антологию переживаний выживших в книге «Возвращение к железной дороге смерти: рассказы выживших» Сасидарана Селлаппы . «Японская оккупация Малайи: социальная и экономическая история» Пола Х. Кратоска и «Тайское движение сопротивления во время Второй мировой войны » Эйдзи Мурашимы представляют собой социально-экономический анализ строительства железной дороги и ее гражданских строителей. Книга «Через долину Квай» представляет собой автобиографию капитана британской армии Эрнеста Гордона . Книга Фланагана 2013 года «Узкая дорога на глубокий Север» посвящена группе австралийских военнопленных и их опыту строительства железной дороги и была удостоена Букеровской премии 2014 года .

Группа интересов «Железной дороги смерти» (DRIG)

[ редактировать ]

Группа интересов «Дороги смерти» (DRIG) — малазийская неправительственная организация, которая занимается сбором рассказов выживших из Азии в Малайзии и Таиланде, работает над обновлением записей и представляет их на гуманитарных мероприятиях в Австралии и Новой Зеландии. [94] Целью DRIG является обнаружение хотя бы одной братской могилы вдоль железной дороги и строительство памятника ужасам, через которые прошли эти жертвы, а также их выжившие семьи.

DRIG возглавил разработку еще одного мемориала гражданским рабочим в Ват Таворн Варарам, который управляет кладбищем Ват Юань в Канчанабури, открытым 3 июня 2023 года. Это в дополнение к пагоде, построенной на останках тысяч рабочих. Храм взял на себя задачу найти мертвых и похоронить их на кладбище Ват Юань. [95]

Культурное влияние и наследие

[ редактировать ]

В 2017 году платформа молодежных новостей и образа жизни The Star (Малайзия) взяла интервью у одного из последних известных азиатов, выживших в печально известной «Дороге смерти» в Таиланде: Арумугама Кандасами. [ нужна ссылка ]

Кинофильм «Железнодорожник» (по одноименной книге ) дает представление военнопленному об условиях, в которых находились рабочие, строившие железную дорогу. Фильм 2001 года «Положить конец всем войнам» основан на автобиографии капитана британской армии Эрнеста Гордона . Строительство железной дороги стало предметом художественного отмеченного наградами фильма 1957 года « Мост через реку Квай» (который сам по себе является адаптацией франкоязычного романа «Мост через реку Квай» ); роман Узкая дорога на глубокий Север» « Ричарда Флэнагана .

Майкл Уайтхолл привез туда своего сына, комика Джека Уайтхолла , в 2017 году на первый сезон сериала « Джек Уайтхолл: Путешествия с моим отцом» . [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Битти, Род (2007). Тайско-Бирманская железная дорога . Железнодорожный центр Таиланд-Бирма. п. 10.
  2. ^ Ригг, Брайан Марк (2024). Холокост в Японии: история массовых убийств и изнасилований императорской Японии во время Второй мировой войны . Нокс Пресс. п. 131. ИСБН  9781637586884 .
  3. ^ Jump up to: а б Боггетт, Дэвид (22 ноября 2015 г.). «Преданные забвению: малайские тамилы железной дороги смерти» . Новости ФМТ: Письма . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 9 августа 2016 г.
  4. ^ П. Чандрасекаран. «В память малайских жертв «Дороги смерти»» . Звезда . Проверено 30 мая 2023 г.
  5. ^ «Вспоминая смерть железнодорожников» . Табла! Сингапур . Проверено 30 июня 2023 г.
  6. ^ Макартур 2005 , с. 43.
  7. ^ «Японское вторжение в Таиланд, 8 декабря 1941 года» . В Паттайе сейчас . Архивировано из оригинала 7 января 2013 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  8. ^ «10.2 Вторжение в декабре 1941 года» . Американские военнопленные Тайско-Бирманская железная дорога . Проверено 1 февраля 2022 г.
  9. ^ «Как Таиланд пострадал во Второй мировой войне?» . Самолеты Второй мировой войны . 28 сентября 2021 г. Проверено 1 февраля 2022 г.
  10. ^ «Ямасита: величайший японский генерал Второй мировой войны?» . Военная история . 14 октября 2014 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  11. ^ Доус 1994 , стр. 183–184.
  12. ^ roll-of-honour.org.uk
  13. ^ «20.3 Инцидент в БанПонге» . Американские военнопленные Тайско-Бирманская железная дорога . Архивировано из оригинала 29 января 2022 года . Проверено 29 января 2022 г.
  14. ^ Jump up to: а б «Железная дорога Таиланд-Бирма» . ПБС . 26 июня 2008 года . Проверено 27 января 2022 г.
  15. ^ Jump up to: а б Макартур 2005 , стр. 43–48.
  16. ^ «Японский план» . Боб Келси . Проверено 1 февраля 2022 г.
  17. ^ «Бирма-Сиамская железная дорога — Австралия не получает оплаты» . Западная Австралия . 9 марта 1949 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  18. ^ «Крупное повреждение оборудования НИ Железнодорожного М» . Ежедневная газета (на голландском языке). 3 июля 1947 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  19. ^ Уотерфорд 1994 , с. 243.
  20. ^ «Место встречи» . Семья дальневосточных военнопленных . Проверено 1 февраля 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б с «8.12 Точка перехода Конкойта» . Американские военнопленные Тайско-Бирманская железная дорога . Архивировано из оригинала 30 января 2022 года . Проверено 30 января 2022 г.
  22. ^ «Расстояния между лагерями на железной дороге Бирма-Таиланд» . Австралийский военный мемориал . Проверено 1 февраля 2022 г.
  23. ^ «Лагеря на Бирманской железной дороге» . Японские лагеря для военнопленных (на голландском языке) . Проверено 1 февраля 2022 г.
  24. ^ «Дорога смерти — голландская точка зрения» . Мэнселл . Проверено 1 февраля 2022 г.
  25. ^ Уотерфорд 1994 , стр. 238–239.
  26. ^ Сирс Элдридж (2014). Железная дорога Таиланд-Бирма: обзор . DigitalCommons@Макалестер Колледж. п. 47. ИСБН  978-0-615-57445-5 .
  27. ^ «Украденные годы: австралийские военнопленные - Железная дорога Бирма-Таиланд» . Австралийский военный мемориал . Проверено 1 февраля 2022 г.
  28. ^ Jump up to: а б с Цукамото, Казуя (1 ноября 1981 г.) «Вечный мост Мекрона - Реальная история - Мост на поле битвы - Казуя Цукамото - Железнодорожный фанат, ноябрь 1981 г.» , Документы Google, стр. 18 .
  29. ^ Jump up to: а б «Исторический факт о Бирманской железной дороге смерти, Таиланд, проход Адского огня, условия содержания заключенных» . Архивировано из оригинала 18 января 2012 года.
  30. ^ Jump up to: а б «Железная дорога Бирма-Сиам продана» . Рекламодатель Western Star и Roma . 11 октября 1946 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  31. ^ «Мост через реку Кваэ» . Мойонлайнтур . Архивировано из оригинала 27 мая 2016 года . Проверено 12 июня 2018 г.
  32. ^ Б. Р. Уайт (2010). Атлас железных дорог Таиланда, Лаоса и Камбоджи . Белый Лотос Пресс. стр. 69–70. ISBN  978-974-480-157-9 .
  33. ^ «Смертельный прыжок на Бирманской железной дороге» . Maryborough Chronicle, рекламодатель Wide Bay and Burnett . 7 февраля 1947 года.
  34. ^ Jump up to: а б «Даты и события железной дороги в Таиланде» . Рот Фай Тай . Проверено 30 января 2022 г.
  35. ^ Jump up to: а б «Информационный центр «Перевал Адского Пламени» и мемориальная пешеходная тропа» . Австралийский департамент по делам ветеранов . Проверено 1 февраля 2022 г.
  36. ^ «Враг: обращение с заключенными» . Тайско-бирманская железная дорога и перевал Адского Пламени . Архивировано из оригинала 15 января 2015 года . Проверено 9 января 2015 г.
  37. ^ Jump up to: а б с д Макферсон, Нил. «Движения железной дороги смерти» . Проверено 6 января 2015 г.
  38. ^ Каур, Миндерджит (9 июля 2016 г.). «Истории героев Дороги Смерти, которые нужно сохранить в живых» . Новости ФМТ . Архивировано из оригинала 12 февраля 2020 года . Проверено 9 августа 2016 г.
  39. ^ Патрисия Хулуи. «Забытые малайские рабочие Бирманской железной дороги во время Второй мировой войны» . Каджомаг . Проверено 1 февраля 2022 г.
  40. ^ Гамба, К. Национальный союз рабочих плантаций . п. 13. [ нужна полная цитата ]
  41. ^ Висаякумар, К. (ред.). Дай Поезд Смерти (на тамильском языке). п. 4. [ нужна полная цитата ]
  42. ^ «Железная дорога Пакан Бароэ Суматра» . Японские лагеря для военнопленных . Проверено 1 февраля 2022 г.
  43. ^ Гарри Уолтон. «Тайская железная дорога» . Герои Дальнего Востока . Проверено 1 февраля 2022 г.
  44. ^ Пол Х. Кратоска. «Железная дорога Таиланд-Бирма, 1942–1946: документы и избранные сочинения» . Библиотека Стэнфордского университета . п. Содержание . Проверено 1 февраля 2022 г.
  45. ^ «Транспорты в 1942 году» . Японские лагеря для военнопленных (на голландском языке) . Проверено 27 января 2022 г.
  46. ^ Фредерик Ноэль Тейлор. «Железная дорога смерти» . Герои Дальнего Востока . Проверено 27 января 2022 г.
  47. ^ Сообщество FEPOW. "Отправление" . Железная дорога смерти . Проверено 10 января 2014 г.
  48. ^ «Железнодорожный транспорт Таиланда» . Японские лагеря для военнопленных (на голландском языке) . Проверено 1 февраля 2022 г.
  49. ^ «Бирма Судовые Транспорты» . Японские лагеря для военнопленных (на голландском языке) . Проверено 1 февраля 2022 г.
  50. ^ Ла Форте 1994 , с. xxxiv.
  51. ^ Jump up to: а б Побережье, Нослопи и Нэш, 2014 .
  52. ^ «Сингапурские судебные разбирательства по военным преступлениям» . Судебные процессы по делам о военных преступлениях в Сингапуре . Проверено 1 февраля 2022 г.
  53. ^ «Дорога смерти» . Дипломатический курьер . Проверено 1 февраля 2022 г.
  54. ^ Jump up to: а б Марчелло, Рональд Э. (январь 1992 г.). «Военнопленные Одинокой звезды: Национальные гвардейцы Техаса и строительство железной дороги Бирма-Таиланд, 1942–1944». Юго-западный исторический ежеквартальный журнал . 95 (3): 297–319.
  55. ^ Доус 1994 , стр. 242–243.
  56. ^ Jump up to: а б Доус 1994 , стр. 223–243.
  57. ^ «После войны: Суды над военными преступлениями» . Тайско-бирманская железная дорога и перевал Адского Пламени . Архивировано из оригинала 20 апреля 2013 года . Проверено 6 января 2015 г.
  58. ^ «Исида Эйгума и другие» . Судебные процессы по делам о военных преступлениях в Сингапуре . Проверено 1 февраля 2022 г.
  59. ^ «Сонгкурай» . Семья дальневосточных военнопленных . Проверено 1 февраля 2022 г.
  60. ^ «Банно Хиратэру и другие» . Судебные процессы по делам о военных преступлениях в Сингапуре . Проверено 1 февраля 2022 г. Испытание проводилось над отрядом F, который потерял 3000 человек из 7000. Сонкрай был частью F-force.
  61. ^ Тони Ллойд (4 декабря 1996 г.). «Связанный том Hansard - Дебаты» . Палата парламента – дебаты в палате общин . Проверено 1 февраля 2022 г.
  62. ^ «Та Махан» . Семья дальневосточных военнопленных . Проверено 1 февраля 2022 г.
  63. ^ «Тамаркан, Тха Макхам 56,20 км - Таиланд» . Ассоциация бывших членов 2/4 пулеметного батальона . Проверено 1 февраля 2022 г.
  64. ^ Харчанд Сингх Беди. «Забытые сикхи Сиамско-Бирманской железной дороги смерти» . Сикхская сеть . Проверено 1 февраля 2022 г.
  65. ^ К. Майк Кармоди. «USS PAMPANITO (SS-383)» . Морской . Проверено 1 февраля 2022 г.
  66. ^ Боб Бергин (7 июля 2021 г.). «Бомбежка мостов Бирмы» . Сеть истории войн . Проверено 1 февраля 2022 г.
  67. ^ «Аэрофотоснимок Канчанабури, Таиланд, во время налета авиации союзников, в том числе» . Австрийский военный мемориал . Проверено 1 февраля 2022 г.
  68. ^ Чума на мосту Кваэ Яй.
  69. ^ «Та Махан» . Семья дальневосточных военнопленных . Проверено 1 февраля 2022 г.
  70. ^ «Ван По – 114» . Японские лагеря для военнопленных (на голландском языке) . Проверено 1 февраля 2022 г.
  71. ^ "17г. Хинток" . Американские военнопленные Тайско-Бирманская железная дорога . Проверено 1 февраля 2022 г.
  72. ^ «Хинток-155» . Японские лагеря для военнопленных (на голландском языке) . Проверено 1 февраля 2022 г.
  73. ^ «Сонгкурай» . Семья дальневосточных военнопленных . Проверено 1 февраля 2022 г.
  74. ^ Jump up to: а б ХКП Гисберс. «Бирма-Сиамская железная дорога и железная дорога Пакан Бароэ. Часть 8. Трагедия Бирма-Сиамской железной дороги» . Индийская история (на голландском языке) . Проверено 1 февраля 2022 г.
  75. ^ «Апалон» . Семья дальневосточных военнопленных . Проверено 1 февраля 2022 г.
  76. ^ «Анаквин – 369 (46)» . Японские лагеря для военнопленных (на голландском языке) . Проверено 1 февраля 2022 г.
  77. ^ «Могилы военнопленных» . Новая газета (на голландском языке). 8 июня 1946 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  78. ^ Jump up to: а б «Военное кладбище Канчанабури» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 31 января 2022 г.
  79. ^ «Правосудие задерживается: неофициальный проект правды для забытых индийских жертв тайско-бирманской железной дороги смерти - Часть 1» . Основной блог Кембриджа . Проверено 28 февраля 2024 г.
  80. ^ «Правосудие задерживается: неофициальный проект правды для забытых индийских жертв тайско-бирманской железной дороги смерти - Часть 2» . Основной блог Кембриджа . Проверено 28 февраля 2024 г.
  81. ^ Jump up to: а б с «В поисках погибших на войне» . Комиссия Содружества по военным захоронениям . 2012. Архивировано из оригинала 7 августа 2012 года . Проверено 1 августа 2012 г.
  82. ^ Jump up to: а б с «Рабочие – голландцы» . Тайско-бирманская железная дорога и перевал Адского Пламени . Департамент по делам ветеранов – Австралия. 2014. Архивировано из оригинала 27 января 2014 года . Проверено 21 января 2014 г.
  83. ^ «Результаты» . Канадский падший . Канадский падший - канадец. 2017 . Проверено 17 июня 2017 г.
  84. ^ «Военное кладбище Канчанабури» . Исторический хит . Проверено 1 февраля 2022 г.
  85. ^ «Музей железной дороги смерти» . Одинокая планета . Проверено 1 февраля 2022 г.
  86. ^ «Железнодорожник: австралиец сохраняет наследие таиландской «железной дороги смерти», помогая родственникам военнопленных добиться ее закрытия» . Южно-Китайская Морнинг Пост . Проверено 1 февраля 2022 г.
  87. ^ «Железнодорожный центр Таиланд-Бирма» . CEPOW . Проверено 1 февраля 2022 г.
  88. ^ «Военный музей ДЖИТ» . Одинокая планета. Архивировано из оригинала 16 августа 2012 года . Проверено 22 октября 2012 г.
  89. ^ «14.3 Храм Тай-Анусорн» . Американские военнопленные Тайско-Бирманская железная дорога . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2022 г.
  90. ^ «Паровоз 457 Henchel & Sohn» . Следы войны . Проверено 1 февраля 2022 г.
  91. ^ «Мемориал бирманской железной дороги» . Следы войны . Проверено 1 февраля 2022 г.
  92. ^ «Биография» . www.johncoast.org .
  93. ^ «Смерть человека, который считался последним выжившим на Бирманской железной дороге» . 22 января 2024 г. Проверено 22 января 2024 г.
  94. ^ «Группа интересов «Железной дороги смерти»» . Группа интересов «Дороги смерти» . 2024 . Проверено 1 апреля 2024 г.
  95. ^ «Гробница 10 000 душ» . Группа интересов «Дороги смерти» . 2024 . Проверено 1 апреля 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Селлаппа, Сасидаран (2019). Возвращение к железной дороге смерти: рассказы выживших . Куала-Лумпур: Университет Малайской прессы. ISBN  9789674881054 .
  • Кратоск, Пол Х. (2018). Японская оккупация Малайи: социальная и экономическая история . Сингапур: NUS Press; 2-е издание. ISBN  978-9971696382 .
  • Хейсман, Джон Б. (2002). Тайское движение сопротивления во время Второй мировой войны . Чиангмай: Книги шелкопряда. ISBN  978-9971696382 .
  • Гви, Уильям (2013). Детство Бабы . Сингапур: Маршалл Кавендиш Интернэшнл. ISBN  9814382221 .
  • Блэр, Клей младший; Джоан Блэр (1979). Возвращение с реки Квай . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN  978-0-671-24278-7 .
  • Буль, Пьер (1954). Мост через реку Квай . Лондон: Секер и Варбург.
  • Брэдден, Рассел (2001) [1951]. Голый остров . Эдинбург: Бирлинн.
  • Брэдли, Джеймс (1982). Навстречу заходящему солнцу: побег с железной дороги Таиланд-Бирма, 1943 год . Лондон и Чичестер: ISBN Phillimore & Co. Ltd.  0-85033-467-5 .
  • Чарльз, Х. Роберт (2006). Последний ушедший: выжить на железной дороге смерти Бирма-Таиланд: мемуары . Миннеаполис, Миннесота: Зенит Пресс. ISBN  978-0-7603-2820-0 .
  • Побережье, Джон; Нослопи, Лаура; Нэш, Джастин (2014). Железная дорога смерти: оригинальный классический рассказ о железной дороге по реке Квай . Ньюкасл: Мирмидон. ISBN  978-1-905802-93-7 .
  • Комиссия Содружества по военным захоронениям (2000). Бирма-Сиамская железная дорога и ее кладбища . Англия: Информационный лист.
  • Дэвис, Питер Н. (1991). Человек за мостом: полковник Тузи и река Квай . Лондон: Атлон Пресс.
  • Доус, Гаван (1994). Пленные японцы: военнопленные Второй мировой войны на Тихом океане . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания.
  • Данлоп, Э.Э. (1986). Военные дневники Уиэри Данлопа: Ява и бирманско-таиландская железная дорога . Рингвуд, Виктория, Австралия: Penguin Books.
  • Элдридж, Сирс (2010). Плененная аудитория/пленные исполнители: музыка и театр как стратегии выживания на железной дороге Таиланд-Бирма, 1942–1945 гг . Сент-Пол, Миннесота: Колледж Макалестер.
  • Фланаган, Мартин ; Арч Фланаган (2005). Линия: человеческий опыт работы на бирманской железной дороге; Стремление сына понять . Мельбурн: Холм одного дня. ISBN  978-0-9757708-1-8 .
  • Фланаган, Ричард (2013). Узкая дорога на Глубокий Север . Северный Сидней, Новый Южный Уэльс: Random House Australia. ISBN  978-1-74166-670-0 .
  • Гордон, Эрнест (1962). Через долину Квай: от отчаяния в лагере смерти к духовному триумфу . Нью-Йорк: Harper & Bros.
  • Гордон, Эрнест (2002). Чтобы положить конец всем войнам . ХарперКоллинз. ISBN  0-00-711848-1 .
  • Грин, Питер Дж. (2017). Речная железная дорога Квай сегодня . Чиппенхэм, Уилтс, Великобритания: Магистральные и морские перевозки. ISBN  978-1-900340-45-8 .
  • Харди, Роберт (1983). Бирма-Сиамская железная дорога: Тайный дневник доктора Роберта Харди, 1942–1945 гг . Лондон: Имперский военный музей.
  • Харрисон, Кеннет (1982) [1996]. Отважные японцы (Оригинальное название: «Дорога в Хиросиму») . Гай Харрисон. ASIN   B003LSTW3O .
  • Хендерсон, В. (1991). От Китая, Бирмы, Индии до Квая . Уэйко, Техас: Texian Press.
  • Хорнфишер, Джеймс Д. (2006). Корабль призраков . Нью-Йорк: Бантам. ISBN  978-0-553-38450-5 .
  • Кандлер, Ричард (2010). Список пленных: Правдивая история поражения, плена и спасения на Дальнем Востоке 1941–45 гг . Лондон: Издательство Marsworth. ISBN  978-0-9564881-0-7 .
  • Кинвиг, Клиффорд (1992). Железная дорога реки Квай: история Бирма-Сиамской железной дороги . Лондон: Брасси. ISBN  0-08-037344-5 .
  • Ла Форте, Роберт С. (1993). Строительство железной дороги смерти: испытания американских военнопленных в Бирме . Уилмингтон, Делавэр: SR Books.
  • Ла Форте, Роберт С.; и др., ред. (1994). Имея только волю к жизни: рассказы американцев в японских лагерях для военнопленных в 1941–1945 годах . Уилмингтон, Делавэр: научные ресурсы.
  • Латимер, Джон (2004). Бирма: Забытая война . Лондон: Джон Мюррей.
  • Ломакс, Эрик (1995). Железнодорожник: жгучий рассказ военнопленного о войне, жестокости и прощении . Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN  0-393-03910-2 .
  • Макартур, Брайан (2005). Выжить под мечом: Пленные японцы на Дальнем Востоке, 1942–1945 гг . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN  978-1-4000-6413-7 .
  • МакЛагган, Дуглас (1995). Воля к выживанию: взгляд рядового на военнопленного . Новый Южный Уэльс, Австралия: Kangaroo Press.
  • Пик, Ян Денис (2003). Одна четырнадцатая слона . Макмиллан . ISBN  0-7329-1168-0 .
  • Рис, Лоуренс (2001). Ужас на Востоке: Япония и зверства Второй мировой войны . Бостон: Да Капо Пресс.
  • Реминик, Джеральд (2002). Дорога смерти: Торговый мореплаватель на реке Квай . Пало-Альто, Калифорния: Glencannon Press.
  • Рейнольдс, Э. Брюс (2005). Тайная война Таиланда: Свободный Таиланд, УСС и ГП во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Ричардс, Роули; Марсия Макьюэн (1989). Фактор выживания . Сидней: Кенгуру Пресс. ISBN  0-86417-246-Х .
  • Риветт, Рохан Д. (1992) [1946]. За Бамбуком . Сидней: Ангус и Робертсон (позже Пингвин). ISBN  0-14-014925-2 .
  • Сирл, Рональд (1986). На Квай и обратно: военные рисунки . Нью-Йорк: Atlantic Monthly Press.
  • Тил, Гораций Г. (1978). Наши дни были годами: история «потерянного батальона» 2-го батальона 36-й дивизии . Куана, Техас: Nortex Press.
  • Томпсон, Кайл (1994). Тысяча чашек риса: выжить на железной дороге смерти . Остин, Техас: Икин Пресс.
  • Уркарт, Алистер (2010). Забытый горец — Моя невероятная история выживания во время войны на Дальнем Востоке . Лондон: Литтл, Браун. ISBN  978-1-4087-0211-6 .
  • Ван дер Молен, Эверт (2012). Сообщения из номера 612 в тыл – Юго-Восточная Азия, 1940–1945 гг. [ Воспоминания голландского военнопленного, пережившего 15 лагерей на Яве, в Таиланде и в Японии ] (на голландском языке). Лейден, Нидерланды: Лукас. ISBN  978-90-819129-1-4 .
  • Велманс, Лоэт (2003). Долгий путь обратно к реке Квай: воспоминания о Второй мировой войне . Нью-Йорк: Издательство Arcade Publishing.
  • Уотерфорд, Ван (1994). Пленные японцы во Второй мировой войне . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Co. Inc, Издательства.
  • Вебстер, Донован (2003). Бирманская дорога: эпическая история театра военных действий Китай-Бирма-Индия во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Штраус и Жиру.
  • Вигмор, Лайонел (1957). Японский натиск – Австралия в войне 1939–1945 гг . Канберра: Австралийский военный мемориал.
[ редактировать ]

14°02′27″N 99°30′11″E  /  14.04083°N 99.50306°E  / 14.04083; 99.50306

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a51dcb0da84277e07efe1da037a26525__1720518420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/25/a51dcb0da84277e07efe1da037a26525.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Burma Railway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)