Лагамаль
Лагамаль | |
---|---|
Божество подземного мира | |
Основной культовый центр | Назад , Сью , Тер. |
Пол |
|
Родители | Мост и Нинегал |
Лагамаль или Лагамар ( Аккадиан : «Нет милосердия») был месопотамским божеством , связанным главным образом с Дилбатом (современный рассказ аль-Дейлам). [ 1 ] [ 2 ] Женской форме Лагамала поклонялась в Терке на Евфрате в верхней мезопотамии . Самец Лагамаль также был в какой -то момент введен в пантеон Сусу в Эламе . [ 2 ]
Лагамаль считался божеством подземного мира , и в этой способности можно было связано с мезопотамским Нергалом или Эламитским Иншушинаком . В месопотамских источниках его отец был Ураш , бог опекуна Дилбата. В Сусе Лагамал сформировал пару с Ишмекараба , божество, связанное с законом и справедливостью, в то время как документы Мари указывают на то, что в Терке она была связана с местным богом Икшудумом .
Характер
[ редактировать ]Имя Лагамала означает «нет милосердия» на Аккадиане . [ 3 ] Согласно Уилфреду Г. Ламберту , грамматический анализ показывает, что это отрицательный инфинитив . [ 4 ] Подтвержденные написания включают дюймовый La-ga-ma-al , дюймовый La-ga-mal , дюймовый La-qa-ma-al , дюймовый La-qa-mar , дюймовый La-ga-mar и дюймовый La-g-at-r . [ 3 ] Псипии, оканчивающиеся на R, являются исключительными для нео-ассирийских источников. [ 5 ] Еще один вариант, дюймовый La-ga-mil , [ 6 ] Лагамил, «беспощадный» известен по одному заклинанию [ 7 ] От DER , город, чья традиция скрибея плохо задокументирована. [ 8 ] Также было предложено, чтобы название дюймовый Šu-nu-gi, известный из двух надписей печати, является шумерским переводом Лагамала. [ 9 ] Лугал-ushunugia (Аккадиан: Бел-Лагамал), «Безжадящий Господь», который встречается в списке Бога an = anum (таблетка VI, строка 70) без объяснительного примечания, может представлять этимологически связанный эпитет. [ 10 ]
Лагамаль был связан с подземным миром . [ 3 ] [ 11 ] Вутер Хенкельман описывает его как выполняя роль адвоката Diaboli в убеждениях, относящихся к суждению души в загробной жизни, документированных в текстах из Сусы. [ 12 ] Возможность того, что Лагамаль служил обвинителем в решении мертвых, также принимается Манфредом Креберником . [ 13 ]
Были предприняты попытки поместить Лагамала в категорию божеств, представляющих обожествленных героев или предков, к которой часто предполагается, что Итур-Мер и Якруб-Эль принадлежит, но, согласно Джеку М. Сассону, как в случае Латарак и Илабы это предположение неверно. [ 14 ]
Пол
[ редактировать ]В большинстве доступных источников Лагамаль лечится мужским божеством. [ 2 ] Единственное место, где это имя неоспоримо обозначало богиню, а не Богу, - это верхний мезопотамский город Терка в современной Сирии , о чем свидетельствует текстовое название, предварительно предназначено двойным определяющим. дюймовый А La-ga-ma-Aal . [ 2 ] В то время как Уолтер Хинц , ранний исследователь источников Elamite , предположил, что Лагамаль является женской фигурой в текстах из Сусы, [ 15 ] Этот вывод считается неверным Уилфредом Г. Ламбертом и другими исследователями. [ 15 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Лагамаль считался Сыном Ураша , бога опекуна Дилбата (не путать с такой же названной Богиней Земли ). [ 9 ] Отношения между ними подтверждаются отрывком из списка Бога an = anum (планшет V, строка 45). [ 2 ] Его мать была Нинегал. [ 16 ] В списке нео-бабилонских из храма Набу Вавилон в богов Лагамал появляется после Ураша и Нинегала. [ 17 ] В заклинании против полевых вредителей Ураша Лагамаль появляется вдоль Ипте- бита (сопутствующего божества). [ 7 ]
Текст AFK 2 и бог перечисляют AN = ANUM (таблетка VI, строка 8) приравнивают LAGAMAL с Нергалом . [ 9 ]
В Суса Лагамал был связан с Ишмекарабом [ 9 ] и судья подземного мира Иншушинак . [ 18 ] [ 11 ] Натан Вассерман называет Лагамала и Ишмекараба как пару. [ 19 ]
Поздняя ассирийская копия вавилонского текста относится к Лагамару как «король Мари » ( Лугал Ша Ма-Ри к [ 20 ] ), несмотря на то, что божество редко засвидетельствовано в документах этого города. [ 21 ] Источники, относящиеся к путешествиям статуи Лагамала от Terqa, связывают ее с богом икшудумом , чье имя, возможно, происходит от фразы «Он захватил». [ 22 ] В An = anum одно и то же имя относится к одной из собак Мардука , но считается неправдоподобным, что другой икшудум также следует понимать как подчиненное Бога Вавилона . [ 22 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самое старое свидетельство поклонения Лагамале - это надпись печать из Саргонического периода . [ 3 ] Статуи этого божества засвидетельствованы в документах из UR из периода UR III . [ 3 ] Храм , посвященный Лагамалу, был расположен в Дилбате , [ 23 ] и отображения личной преданности, такие как использование формулы «слуга Лагамала», распространены в документах этого места. [ 24 ]
Терка , расположенная в современной Сирии , была еще одним городом, где поклонение этому божеству было широко распространено. [ 2 ] Письмо, отправленное Кибри-Даганом, местным губернатором, королю Мари [ 25 ] записывает культовое путешествие статуй Лагамала и другого местного Бога, Икшудам , в Терку, [ 9 ] [ 26 ] а также жертвы обоим этим божествам. [ 25 ] Подобные празднования в честь других божеств, таких как Даган [ 25 ] или Белет Нагар , также известны. [ 26 ] Поскольку в той же письме упоминается, что после завершения пути божеств началась дождь, было предложено, чтобы его цель состояла в том, чтобы повлиять на погоду. [ 27 ] Другое письмо от неизвестного официального просьба о прибытии Лагамала и Икшудума, [ 28 ] В то время как еще один заявляет, что эти божества могут путешествовать только во время мира, и им нужно сопровождать сотню солдат. [ 29 ] В дальнейшем документе говорится, что приговор был произнесен Кибри-Даганом и «судьей царя» ( Dayyān šarrim ) перед Лагамалом и Якруб-Элом . [ 30 ] Оракулярное расследование от архивов Мари , относящегося к правильному количеству рогов на короне Лагамала, также известно, с двумя, четырьмя и восьми, упомянутыми в качестве возможных ответов. [ 31 ] Два уплотнения от Tell Al-Rimah указывают на то, что местный правитель Ашкур-Адду использовал печать, надписную с именем Лагамала. [ 2 ]
Теофорические названия, вызывающие название Лагамала, хорошо засвидетельствованы в источниках Дилбата еще в старый вавилонский период , [ 24 ] но были редко встречаются в других местах в Месопотамии, с единственными известными примерами, поступающими из Сипар (семь аттестаций, один из которых, вероятно, ссылается на человека из Дилбата), Ларса (два аттестации), Мари (три аттестации, два из них, вероятно, ссылаются на то же самое человек) и Кисурра (единственное аттестацию). [ 24 ] Одним из примеров названия от Дилбата является Лагамаль-Гэмил: «Лагамаль-тот, кто разгадывает». [ 2 ] Объекты, которые изначально принадлежали одному человеку, несущему его, слугу короля Суму-ла-Эль , [ 32 ] были также обнаружены во время раскопок в Тилмене Хёйк в Турции . [ 33 ] Утверждалось, что имена, призывающие Лагамала из городов, отличных от Дилбата, могут указывать эмиграцию своих жителей в другие части в Месопотамию, аналогичные именам Забабы , указывающие на происхождение семей лиц, несущих их в Кише . [ 34 ]
Поздний топографический текст, составленный не раньше, чем в седьмом веке до н.э. [ 35 ] Указывает, что Лагамаль был одним из многих божеств, которым поклонялись в храмовом комплексе Э-Шарра в Ассуре . [ 36 ] В то время как он был посвящен Богу Ашур , а не в том, чтобы Энлиль, как его предыдущий тезен, который был частью Экура в Нипуре , [ 37 ] По словам Эндрю Р. Джорджа, возможно, что, по крайней мере, некоторые из святынь, расположенных в нем, были узорчаны на них, которые существовали в последнем городе, о чем свидетельствует присутствие одного, посвященного нинимме среди них. [ 38 ] Чтение имени святыни, посвященного Лагамалу, Им . [ 35 ]
Прием эламита
[ редактировать ]Ссылки на Лагамаль были идентифицированы Эламита . и в источниках [ 2 ] Он был представлен Эламу во втором тысячелетии до н.э. [ 11 ] Как Адад , Шала , [ 39 ] Пиникир , Манзат и Наххунте , ему поклонялись в основном в западной части этой области, в непосредственной близости от Сусы . [ 40 ] Одним из участков, особенно тесно связанных с ним, был Чогха Пахн Уэст. [ 40 ] Некоторые из его храмов были примерами так называемого сиян Хусаме , «Храмы в роще», [ 41 ] у которого, возможно, были погребальные функции, [ 42 ] Хотя было отмечено, что некоторые из них принадлежали божествам без таких ассоциаций, таких как Манзат или Симут . [ 43 ] Одна из этих сооружений, посвященных совместно с Лагамалом и Иншушинаком, была расположена в Бит Хульми. [ 44 ]
Несколько правителей эламитов упоминают структуры, посвященные Лагамалу в их надписях: Шилхак-Иншушинак в соответствии с его надписями восстановил храм Лагамал в Суса,, [ 45 ] а также сиян Хусам, посвященный ему и Иншусинаку в Чогха Пан Уэст. [ 43 ] Он также упоминает, что он отремонтировал один из таких домов поклонения и посвятил его Лагамалу и Иншушинаку, которые называют его богами. [ 46 ] известны Хиль ворота . [ 47 ]
Теофорические названия, вызывающие Лагамаль, известны из источников Эламита. [ 48 ] Один из них был идентифицирован в текстах из Haft Tappeh, предположительно соответствующий древнему Кабнаку . [ 49 ] Кроме того, надпись Шатрук-Наххунте II , который царствовал между 716 и 699 г. до н.э. [ 50 ] Скорее всего, сын Шилхака-Иншушинака , младшего брата Хутелутуш-Иншушинака и, возможно, эламитского правителя в своем собственном праве, чье правление, по словам Даниэля Т. Поттса, должно быть датировано ранним одиннадцатым веком до нашей эры. [ 51 ]
Ашранипал упомянул статую Лагамала среди них, которую он унес из Сьюры в качестве добычи. [ 9 ] В настоящее время неизвестно, продолжал ли ему поклоняться в Эламе после этого события. [ 9 ]
Более поздняя актуальность
[ редактировать ]Хорошо установленная теория связывает эламитскую группу Иншушинака, Лагамала и Ишмекараба с более поздней зороастрийской верой в то, что после того, как души смерти судят Митра , Сраоша и Рашну . [ 52 ] Тем не менее, эта точка зрения не общепринята, и было отмечено, что, хотя имена как Sraosha, так и IshmekArab оба этимологически связаны с терминами, связанными со слушанием , функции Рашну и Лагамала в соответствующих традициях, которые они принадлежат, не появляются. быть похожим. [ 19 ] Натан Вассерман дополнительно задается вопросом, действительно ли три божества из Сусы действительно функционировали как триада так же, как и зороастрийские язаты , хотя он признает, что между Лагамалом и Ишмекарабами существовала тесная связь. [ 19 ]
Было предложено, чтобы название библейского короля эламитов Чедорлаомер , упомянутое в Бытии 14 : 1–17, [ 53 ] является поврежденной формой гипотетического имени, в котором Лагамал служит теофорическим элементом. [ 9 ] Возможная оригинальная форма названия была спекулятивно восстановлена как Кудур-Лагамал или Кутир-Лагамал, с первым элементом, означающим «защиту» соответственно у Аккадского или Эламита , [ 5 ] Но еще в 1869 году Теодор Нёлдеке поставил под сомнение историчность Чедорлаомера. [ 53 ] В исторических источниках не было идентифицировано ни один из правителей эламайта. [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ van der Toorn 1995 , p. 368.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Marques & Marchetti 2019 , P. 5
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Ламберт 1983 , с. 418.
- ^ Lambert 1987a , p. 163.
- ^ Jump up to: а беременный Becking 1999 , p. 498.
- ^ Джордж, Танигучи и Геллер 2010 , с. 128
- ^ Jump up to: а беременный Джордж, Танигучи и Геллер 2010 , с. 134.
- ^ Джордж, Танигучи и Геллер 2010 , с. 123.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час Ламберт 1983 , с. 419.
- ^ Ламберт 1987 , с. 152
- ^ Jump up to: а беременный в Хенкельман 2008 , с. 330.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 61.
- ^ Креберник 2016 , с. 351.
- ^ Сезон 2001 , с. 413.
- ^ Jump up to: а беременный Джахангирфар 2018 , с. 109
- ^ Lambert & Winters 2023 , с. 338.
- ^ Behrens & Klein 1998 , p. 346.
- ^ Wiggermann 1997 , p. 45
- ^ Jump up to: а беременный в Wasserman 2019 , с. 876.
- ^ Наката 1975 , с. 23
- ^ Ламберт 2016 , с. 71–72.
- ^ Jump up to: а беременный Ламберт 1980 , с. 45
- ^ Marchi & Baccaretti 2019 , стр. 5-6.
- ^ Jump up to: а беременный в Marques & Marchetti 2019 , P. 6
- ^ Jump up to: а беременный в Мэтьюз 1978 , с. 155
- ^ Jump up to: а беременный Feliu 2003 , p. 123.
- ^ Cohen 1993 , p. 294
- ^ Сезон 2015 , с. 255
- ^ Сезон 2015 , с. 268.
- ^ Feliu 2003 , p. 116
- ^ Sasson 2015 , стр. 254-255.
- ^ Marchi & Baccaretti 2019 , с. 9
- ^ Marchi & Baccaretti 2019 , с. 4
- ^ Harris 1976 , p. 152
- ^ Jump up to: а беременный Джордж 1992 , с. 187.
- ^ George 1993 , p. 105
- ^ George 1993 , p. 145.
- ^ Джордж 1992 , с. 185.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 313
- ^ Jump up to: а беременный Alvarez-Mon 2015 , p. 19
- ^ Хенкельман 2008 , с. 443.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 442.
- ^ Jump up to: а беременный Поттс 2010 , с. 58
- ^ Хенкельман 2008 , с. 444.
- ^ Поттс 1999 , с. 238.
- ^ Поттс 2010 , с. 503
- ^ Поттс 2010 , с. 501
- ^ Jump up to: а беременный Becking 1999 , p. 499.
- ^ Mofidi-nasrabadi 2021 , p. 5
- ^ SALM 2018 , PP. 470–471.
- ^ Поттс 1999 , с. 255
- ^ Wasserman 2019 , с. 875–876.
- ^ Jump up to: а беременный Поттс 2018 , с. 12
Библиография
[ редактировать ]- Алварес-Мон, Хавьер (2015). «Как гроза: бурные боги« Sibitti 'Wwrriors из Highland Elam » . AION: Анналы Университета Неаполя "L'Orientale" . 74 (1–4): 17–46. ISSN 0393-3180 . Получено 2022-03-09 .
- Беренс, Герман; Klein, Jacob (1998), «Ninegalla» , Reallexikon der assyriologie , извлечен 2021-08-12
- Becking, Bob (1999), «Лагамар», в Ван дер Тёрн, Карел; Бекинг, Боб; Ван дер Хорст, Питер В. (ред.), Словарь божеств и демонов в Библии , Eerdmans Publishing Company, ISBN 978-0-8028-2491-2 Получено 2022-08-13
- Коэн, Марк Э. (1993). Культические календари древнего Ближнего Востока . Bethesda, Md.: CDL Press. ISBN 1-883053-00-5 Полем OCLC 27431674 .
- Feliu, Lluís (2003). Бог Даган в бронзовом веке Сирии . Лейден Бостон, но: Брилл. ISBN 978-90-04-13158-3 Полем OCLC 52107444 . Получено 2022-08-10 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Orientalia lovaniansia analecta. Отдел востоковед. ISBN 978-90-6831-410-6 Полем Получено 2023-06-01 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Озеро Вайнона: Эйзенбрауны. ISBN 0-931464-80-3 Полем OCLC 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р.; Танигучи, Юнко; Геллер, MJ (2010). «Собаки Нинкилима, часть вторая: вавилонские ритуалы для противодействия полевым вредителям» . Ирак 72 Издательство Кембриджского университета: 79–148. doi : 10.1017/s0021088900000607 . ISSN 0021-0889 . S2CID 190713244 .
- Харрис, Ривка (1976). «Мы, иностранцы, в старом вавилонском сипар» . Revue of Assyriology и восточной археологии . 70 (2). Pressse Universities de France: 145–152. JSTOR 23282311 . Получено 2021-10-06 .
- Henkelman, Wouter FM (2008). Другие боги, которые: исследования в области эламит-иранской аккультурации, основанные на текстах укрепления Персеполиса . Лейден: Нидерландский институт на Ближнем Востоке. ISBN 978-90-6258-414-7 .
- Джахангирфар, Милад (2018). «Эламитские триады: размышления о возможной непрерывности в иранской традиции» . Ираническая Антиква . 53 : 105–124 . Получено 2021-09-27 .
- Креберник, Манфред (2016), "Zwillings Gods" , настоящий лексикон ассириологии (на немецком языке), вып. 15 , получен 2022-08-13
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Икшуду (м)» , Reallexikon der Assyriologie , Vol. 5 , получен 2022-03-10
- Ламберт, Уилфред Г. (1983), "Лагамал" , Reallexikon der Assyriologie , Vol. 6 , получен 2021-08-11
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), "Галал-ushunugia" , Reallexon der Assyrilogie , Vol. 7 , получен 2022-08-1
- Уилфред Г. (1987a), Латарак " " Ламберт , 7 , получен 2021-10-0
- Ламберт, Уилфред Г. (2016). Древняя мезопотамская религия и мифология: избранные очерки . Тюбинген: Мохр Зибек. ISBN 978-3-16-153674-8 Полем OCLC 945892683 .
- Ламберт, Уилфред Г.; Уинтерс, Райан Д. (2023). An = anum и связанные списки . Мохр Зибек. doi : 10.1628/978-3-16-161383-8 . ISBN 978-3-16-161383-8 .
- Малбран-Лабат, Флоренция (2018). «Эламайтские королевские надписи». Мир эламитов . Routledge. С. 464–480. doi : 10.4324/9781315658032-24 . ISBN 9781315658032 .
- Марчеси, Джанни; Marchetti, Николо (2019). «Вавилонский чиновник в Тилмене Хёюк во времена короля Суму-Ла-Эла из Вавилона» . Ориенталия . 88 (1): 1–36. ISSN 0030-5367 . Получено 2021-09-27 .
- Мэтьюз, Виктор Х. (1978). «Участие правительства в религии королевства мужа» . Revue of Assyriology и восточной археологии . 72 (2). Прессы Университетских Университетов де Франс: 151–156. JSTOR 23282224 . Получено 2021-10-06 .
- Mofidi-Nasrabadi, Behzad (2021), «Haft Tappeh» , Haft Tapeh (вероятно, древний город Elamite City of Kabnak) , Энциклопедия древней истории: Азия и Африка , Wiley, pp. 1–7, doi : 10.1002/978111939991919.EAAAAAAAAAAAAAAAAAA. , ISBN 9781119399919 , S2CID 244582005
- Наката, Ичиро (1975). «Mari Note: Ikrub-El и связанные с этим вопросы» . Восточный 11 Общество ближневосточных исследований в Японии: 15–24. doi : 10.5356/orient1960.11.15 . ISSN 1884-1392 .
- Поттс, Даниэль (1999). Археология Элама: образование и трансформация древнего иранского государства . Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-511-48961-7 Полем OCLC 813439001 .
- Поттс, Даниэль Т. (2010). «Эламитское храмовое здание» . От фундаментов до Crenellations: очерки о здании храма на древнем ближнем Востоке и Библии иврита . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-031-9 Полем OCLC 618338811 .
- Поттс, Даниэль Т. (2018). «Ælam Regio: Elam в западной стипендии от эпохи Возрождения до конца 19 -го века» . Мир эламитов . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 Полем OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Сассон, Джек М. (2001). "Предки божественных?" (PDF) . В Ван Солдт, Уилфред Х.; Dercksen, Jan G.; Kouwenberg, NJC; Krispijn, Theo (eds.). Veenhof Anniversary Том: исследования, представленные Клаасу Р. Венхофу по случаю его шестидесяти пятого дня рождения . Серия Пиханов. Нидерландский институт для Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-091-0 Полем Получено 2022-08-10 .
- Сассон, Джек М. (2015). Из архивов Мари: антология старых вавилонских букв . Вайнона Лейк, Индиана: Эйзенбруны. ISBN 978-1-57506-830-5 Полем OCLC 907931488 .
- из поворота, Карел (1995). «Миграция и распространение местных культов». Иммиграция и эмиграция Уайтхин Древний Ближний Восток: Фестваринг Э. Липиньский . Leuven: Счеты Петерс и Ориентализм отдела. ISBN 90-6831-727-х Полем OCLC 33242446 .
- Вассерман, Натан (2019). «Сюза похоронные тексты: новое издание и переоценка и вопрос о психостазии в древней Месопотамии» . Журнал Американского восточного общества . 139 (4). Американское восточное общество. doi : 10.7817/jamerorioryoci.139.4.0859 . ISSN 0003-0279 .
- Wiggermann, Frans AM (1997). "Транстигридские боги змей" . В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их представления . Publications Styx. ISBN 978-90-56-93005-9 .