Автомобиль с водородным двигателем внутреннего сгорания
Транспортное средство с водородным двигателем внутреннего сгорания (HICEV) — это тип водородного транспортного средства, в котором используется двигатель внутреннего сгорания . [1] Автомобили с водородными двигателями внутреннего сгорания отличаются от автомобилей на водородных топливных элементах (в которых водород используется электрохимически, а не посредством сгорания). Вместо этого водородный двигатель внутреннего сгорания представляет собой просто модифицированную версию традиционного двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине. [2] [3] Отсутствие углерода означает, что CO 2 не производится, что устраняет основные выбросы парниковых газов обычного бензинового двигателя.
отсутствуют загрязняющие вещества на основе углерода, такие как окись углерода (CO) или углеводороды (HC), а также диоксид углерода (CO 2 Поскольку чистый водород не содержит углерода, в выхлопных газах ). Однако, поскольку горение водорода происходит в атмосфере, содержащей азот и кислород, оно может привести к образованию оксидов азота, известных как НЕТ х . Таким образом, процесс сгорания во многом подобен другим видам топлива, используемым при высоких температурах, таким как керосин, бензин, дизельное топливо или природный газ. Таким образом, двигатели внутреннего сгорания на водороде не считаются нулевыми выбросами . [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]Франсуа Исаак де Рива сконструировал в 1806 году двигатель Де Рива , первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на смеси водорода и кислорода . [4] Этьен Ленуар выпустил Hippomobile в 1863 году. В 1970 году Поль Дьеж запатентовал модифицированный двигатель внутреннего сгорания, который позволяет бензиновому двигателю работать на водороде. [5]
Токийский городской университет занимается разработкой водородных двигателей внутреннего сгорания с 1970 года. [6] Недавно они разработали автобус, работающий на водороде. [7] и грузовик.
Mazda разработала двигатели Ванкеля , сжигающие водород. Преимущество использования ДВС (двигателей внутреннего сгорания) типа Ванкеля и поршневых двигателей состоит в том, что затраты на переоснащение производства значительно ниже. Существующие технологии ДВС все еще могут использоваться для решения тех проблем, где топливные элементы еще не являются жизнеспособным решением, например, в условиях холодной погоды.
В 1990 году электрический солнечный автомобиль был переведен на водород с использованием 4-тактного двигателя объемом 107 мл. Он использовался в исследовательском проекте по изучению и измерению потерь от преобразования энергии Солнце -> электричество -> электролиз -> хранение -> двигатель -> трансмиссия -> колеса. По сравнению с предыдущим аккумуляторно-электрическим режимом дальность полета оказалась выше, но эффективность системы ниже, а имеющийся генератор щелочного водорода слишком велик, чтобы его можно было носить на борту. Он питался от стационарной солнечной установки, а производимый водород хранился в баллонах под давлением. [8]
В период с 2005 по 2007 год компания BMW тестировала роскошный автомобиль BMW Hydrogen 7 с водородным двигателем ДВС, который на испытаниях развил скорость 301 км/ч (187 миль в час). [ нужна ссылка ] По крайней мере две из этих концепций были созданы. [ нужна ссылка ]
вилочные погрузчики HICE Были продемонстрированы [9] на базе переоборудованных дизельных двигателей внутреннего сгорания с непосредственным впрыском . [10]
Alset GmbH разработала гибридную водородную систему, которая позволяет транспортному средству использовать бензин и водородное топливо по отдельности или одновременно с двигателем внутреннего сгорания . Эта технология использовалась в Aston Martin Rapide S во время гонки «24 часа Нюрбургринга» . [11] Rapide S стал первым автомобилем, финишировавшим на водородной технологии. [12]
В последнее время все больший интерес вызывает разработка водородных двигателей внутреннего сгорания, особенно для тяжелых коммерческих автомобилей. Частично это является связующей технологией для достижения будущих целей по выбросам CO 2 в климате , а также как технология, более совместимая с существующими автомобильными знаниями и производством. [ нужна ссылка ]
В сентябре 2022 года Kawasaki представила водородный двигатель внутреннего сгорания, разработанный с использованием того же инжектора, что и водородная Corolla, на базе Ninja H2 . [ нужна ссылка ]
В мае 2023 года Yamaha , Honda , Kawasaki и Suzuki Японии получили одобрение Министерства экономики, торговли и промышленности (METI) на создание технологической исследовательской ассоциации под названием HySE (Hydrogen Small Mobility & Engine Technology) для разработки водородных двигателей для малой мобильности. . [13]
Рекорды и автоспорт
[ редактировать ]В 2000 году Shelby Cobra была переоборудована для работы на водороде в рамках проекта, возглавляемого Джеймсом У. Хеффелем (в то время главным инженером Калифорнийского университета, Riverside CE-CERT). Конверсия водорода была проведена с целью создания транспортного средства, способного побить текущий рекорд скорости на суше для транспортных средств с водородным двигателем. [14] [15] [16] Он развил приличную скорость 108,16 миль в час, отстав от мирового рекорда для автомобилей с водородным двигателем на 0,1 мили в час. [17]
В мае 2021 года Toyota Corolla Sport, оснащенная водородным двигателем, приняла участие в третьем этапе гонки серии Super Taikyu «NAPAC Fuji Super TEC 24 Hours» и завершила 24-часовую гонку. [18] Toyota намерена применить свои технологии безопасности и ноу-хау, накопленные в ходе разработки автомобилей на топливных элементах и коммерциализации Mirai . [19] В ноябре 2021 года пять автопроизводителей Японии ( Kawasaki Heavy Industries , Subaru , Toyota, Mazda и Yamaha Motor ) совместно объявили, что возьмут на себя задачу расширения вариантов топлива за счет использования двигателей внутреннего сгорания для достижения углеродной нейтральности . (трехчасовая) гонка Super Taikyu, этап 6, проходивший на международной трассе Окаяма . [20] Их общее мнение заключается в том, что враг — это не двигатели внутреннего сгорания, и нам нужны разнообразные решения для решения проблемы углеродной нейтральности. [21] На мероприятии компания Yamaha Motor представила 5,0-литровый водородный двигатель V8, созданный на базе двигателя Lexus 2UR . [22]
В июне 2022 года Toyota объявила о прогрессе своих усилий в серии Super Taikyu Series на ENEOS Super Taikyu Series 2022. Говорят, дальность плавания увеличена примерно на 20%, выходная мощность увеличена примерно на 20%. 20%, а крутящий момент увеличился прибл. 30%. Кроме того, добавлены поставщики водорода, и его транспортировка стала более эффективной для поддержки гонки. [23] В июле 2022 года Isuzu , Denso , Toyota, Hino Motors и Commercial Japan Partnership Technologies Corporation (CJPT) объявили, что приступили к планированию и фундаментальным исследованиям водородных двигателей для тяжелых коммерческих автомобилей с целью дальнейшего использования двигателей внутреннего сгорания в качестве один из вариантов достижения углеродной нейтральности. [24]
В августе 2022 года компания Toyota провела демонстрационный запуск GR Yaris H2, специальной версии Toyota GR Yaris с водородным двигателем , в ходе девятого этапа чемпионата мира по ралли (WRC) в Ипре . [25] [26]
В мае 2023 года Toyota Corolla Sport, оснащенная двигателем на жидком водороде , приняла участие во 2-м этапе гонки Super Taikyu Series «NNAPAC Fuji SUPER TEC 24 Hours Race» и завершила 24-часовую гонку. Это был первый случай, когда автомобиль, работающий на жидком водороде, участвовал в гонках где-либо в мире. [27] [28]
В июне 2023 года Toyota представила водородный гоночный автомобиль GR H2 Racing Concept, построенный для « 24 часов Ле-Мана » . [29] [30]
Эффективность
[ редактировать ]Термический КПД идеального цикла Отто зависит от степени сжатия и увеличивается с 47% до 56%, когда ее повышают с 8 до 15. [31] Двигатели практических транспортных средств достигают 50-75% этого показателя, при этом около 60% предлагается в качестве предела неограниченной стоимости. [32] Однако в презентации на конференции в Ок-Ридже утверждается, что теоретический предел эффективности составляет 100%, исходя из того, что это двигатель с открытым циклом и, следовательно, не ограничен эффективностью Карно . Для сравнения, эффективность топливного элемента ограничена свободной энергией Гиббса , которая обычно выше, чем у Карно. Определение производительности топливного элемента зависит от термодинамической оценки. водорода Используя более низкую теплотворную способность , максимальный КПД топливного элемента составит 94,5%. [33]
КПД двигателя внутреннего сгорания на водороде может быть аналогичен эффективности традиционного двигателя внутреннего сгорания. При хорошей оптимизации можно достичь несколько более высокой эффективности. Интересно сравнение с водородным топливным элементом. Топливный элемент имеет высокий пик эффективности при низкой нагрузке, тогда как при высокой нагрузке эффективность падает. Водородный двигатель внутреннего сгорания имеет пиковую нагрузку при высокой нагрузке и может достигать такого же уровня эффективности, как и водородный топливный элемент. [34] Из этого можно сделать вывод, что водородные двигатели внутреннего сгорания по эффективности не уступают топливным элементам для тяжелых условий эксплуатации.
КПД снижается у небольших двигателей внутреннего сгорания. 4-тактный двигатель объемом 67 мл, переведенный на водородный двигатель и испытанный на динамометрическом стенде в наилучшей рабочей точке (3000 об/мин, 14 NLM (нормальное количество литров в минуту), соотношение воздух/топливо в 2,5 раза больше стехиометрического), достиг 520 Вт и КПД 21%. Для измерения эффективности автомобиля также переделанный аналогичный двигатель объемом 107 мл (Honda GX110 с лучшим бензиновым КПД 26%) был установлен в легкий автомобиль и проезжал по известным уклонам, измеряя скорость и расход водорода. Расчеты дали в результате средний КПД от 3,5% до 5,9% и пиковый КПД 7,5%. Расход, измеренный на ровной дороге, составил 24 НЛМ/км при скорости 25 км/ч и 31 НЛМ/км при скорости 43 км/ч. [8]
Выбросы загрязняющих веществ
[ редактировать ]При сгорании водорода с кислородом образуется водяной пар в качестве единственного продукта :
- 2H2 + O2 → 22H2O
Однако воздух представляет собой смесь газов, и наиболее распространенным газом в воздухе является азот. Поэтому при горении водорода в воздухе образуются оксиды азота, известные как НЕТ х . В этом отношении процесс сгорания во многом похож на другие виды высокотемпературного топлива, такие как керосин, бензин, дизельное топливо или природный газ. Эта проблема усугубляется очень высокими температурами, возникающими при сгорании водорода. [35] Таким образом, двигатели внутреннего сгорания на водороде не считаются нулевыми выбросами .
В конце 2021 года почти 96% мирового производства водорода приходилось на природный газ (47%), уголь (27%) и нефть (22%) и только около 4% приходилось на электролиз. [36] Выбросы от сжигания водорода могут быть незначительными, но выбросы от производства водорода в настоящее время выше, чем при прямом сжигании источника. [37]
Водород имеет широкий диапазон воспламеняемости (3–70 % H 2 в воздухе) по сравнению с другими видами топлива. [35] В результате его можно сгорать в двигателе внутреннего сгорания в широком диапазоне топливно-воздушных смесей. Преимущество этого заключается в том, что двигатель может работать на обедненной топливно-воздушной смеси. Такой смесью называется смесь, в которой количество топлива меньше теоретического, стехиометрического или химически идеального количества, необходимого для сгорания с данным количеством воздуха.Тогда экономия топлива будет выше, а реакция сгорания будет более полной. Кроме того, температура сгорания обычно ниже, что снижает количество выделяемых загрязняющих веществ (например, оксидов азота). [38]
Европейские стандарты выбросов измеряют выбросы угарного газа , углеводородов , неметановых углеводородов , оксидов азота ( NO x ), атмосферные твердые частицы и количество частиц .
Как и в любом двигателе внутреннего сгорания, небольшое количество моторного масла, необходимого для смазки, может попасть в камеру сгорания и принять участие в процессе сгорания. Поэтому выхлопные газы могут содержать небольшое количество продуктов сгорания этого масла. Обычно очень незначительные количества CO, CO 2 , SO 2 , HC и твердые частицы можно обнаружить в выхлопных газах. [39] [40] Это на несколько порядков ниже, чем в выхлопных газах бензинового или дизельного двигателя.
Настройка водородного двигателя в 1976 году для получения максимально возможного количества выбросов привела к получению выбросов, сопоставимых с бензиновыми двигателями, эксплуатируемыми потребителями того периода. [ нужна ссылка ] [41] Однако более современные двигатели часто оснащены системой рециркуляции выхлопных газов (EGR). Уравнение при игнорировании EGR:
- Н 2 + О 2 + Н 2 → Н 2 О + NO x [42]
Эта технология потенциально выгодна сжиганию водорода также с точки зрения NOx Выбросы . [43]
Поскольку сжигание водорода не приводит к нулевым выбросам , но имеет нулевые CO 2 выбросы , целесообразно рассматривать водородные двигатели внутреннего сгорания как часть гибридной трансмиссии. В этой конфигурации автомобиль способен обеспечивать краткосрочные возможности нулевого уровня выбросов, например, работу в городских зонах с нулевым уровнем выбросов .
Адаптация существующих двигателей
[ редактировать ]Различия между водородным ДВС и традиционным бензиновым двигателем включают закаленные клапаны и седла клапанов , более прочные шатуны с неплатиновыми наконечниками , свечи зажигания более высокого напряжения , катушку зажигания , топливные форсунки, рассчитанные на газ, а не жидкость, больший демпфер коленчатого вала , более прочный материал прокладки головки блока цилиндров , модифицированный (для нагнетателя ) впускной коллектор , нагнетатель положительного давления и высокотемпературное моторное масло . Все модификации составят примерно одну целую в пять раз (1,5) большую стоимость бензинового двигателя. [44] Эти водородные двигатели сжигают топливо так же, как и бензиновые двигатели.
Теоретическая максимальная выходная мощность водородного двигателя зависит от соотношения воздух/топливо и используемого метода впрыска топлива. Стехиометрическое соотношение воздух/топливо для водорода составляет 34:1. При таком соотношении воздух/топливо водород вытеснит 29% камеры сгорания, оставив только 71% воздуха. В результате энергоемкость этой смеси будет меньше, чем если бы топливом был бензин. Поскольку как карбюраторный , так и метод впрыска с портом смешивают топливо и воздух перед его попаданием в камеру сгорания, эти системы ограничивают максимальную теоретическую мощность, которую можно получить, примерно до 85% от мощности бензиновых двигателей. Для систем прямого впрыска , в которых топливо смешивается с воздухом после закрытия впускного клапана (и, таким образом, камера сгорания содержит 100% воздуха), максимальная мощность двигателя может быть примерно на 15% выше, чем у бензиновых двигателей.
Следовательно, в зависимости от того, как дозируется топливо, максимальная мощность водородного двигателя может быть либо на 15% выше, либо на 15% меньше, чем у бензина, если используется стехиометрическое соотношение воздух/топливо. Однако при стехиометрическом соотношении воздух/топливо температура сгорания очень высока и в результате образуется большое количество оксидов азота ( NO x ), который является критериальным загрязнителем . Поскольку одной из причин использования водорода является низкий уровень выбросов выхлопных газов, водородные двигатели обычно не рассчитаны на работу со стехиометрическим соотношением воздух/топливо.
Обычно водородные двигатели рассчитаны на использование примерно в два раза больше воздуха, чем теоретически необходимо для полного сгорания. При таком соотношении воздух/топливо образование NO x снижается почти до нуля. К сожалению, это также снижает выходную мощность примерно вдвое по сравнению с бензиновым двигателем аналогичного размера. Чтобы компенсировать потерю мощности, водородные двигатели обычно больше бензиновых и/или оснащены турбокомпрессорами или нагнетателями. [45] Небольшое количество водорода может сгореть за пределами камеры сгорания и попасть в топливовоздушную смесь в камере, чтобы зажечь основное горение. [46]
В Нидерландах исследовательская организация TNO работает с промышленными партнерами над разработкой водородных двигателей внутреннего сгорания. [47]
В Австралии инженеры дополнительно внедрили дизельный ДВС в водородное топливо для легковых и грузовых автомобилей. [48] [49]
См. также
[ редактировать ]- Двухтопливный автомобиль : возможное решение проблемы нехватки H 2 станций [50]
- Трансформация классического автомобильного топлива
- Скутер, работающий на топливном газе
- Муравьиная кислота
- Улучшение водородного топлива
- Домашняя водородная заправочная станция
- Автомобиль с жидким азотом
- Список автомобилей с водородными двигателями внутреннего сгорания
- Поэтапный отказ от автомобилей, работающих на ископаемом топливе
- Хронология водородных технологий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ИНЛ-Автомобили с водородными двигателями внутреннего сгорания» . Архивировано из оригинала 15 октября 2004 г. Проверено 17 декабря 2008 г.
- ^ «Использование водорода в двигателях внутреннего сгорания» (PDF) . Министерство энергетики США. Декабрь 2001 года . Проверено 25 июля 2017 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Двигатели внутреннего сгорания, работающие на водороде; см. раздел 5
- ^ Эккерманн, Эрик (2001). Всемирная история автомобиля . Уоррендейл, Пенсильвания: Общество инженеров автомобильной промышленности. ISBN 0-7680-0800-Х .
- ^ США 3844262 , Дьес, Поль Бертран, «Испарение продуктов выхлопа в водородно-кислородном двигателе», опубликовано 29 октября 1974 г.
- ^ Фурухама, Сёичи (1978). Международный журнал водородной энергетики, том 3, выпуск 1, 1978 г., страницы 61–81 .
- ^ Автобус с ДВС на водородном топливе, разработанный TCU
- ^ Jump up to: а б Шмидт, Теодор (сентябрь 1991 г.). «Автомобиль на солнечной энергии» (PDF) . Metkon SA, Федеральное управление энергетики Швейцарии.
- ^ «Линде Х39» . Архивировано из оригинала 6 октября 2008 г. Проверено 17 декабря 2008 г.
- ^ ХАЙСЕ [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Водородный Aston Martin — история гонщика» . Проверено 12 июня 2023 г.
- ^ де Паула, Мэтью. «Aston Martin предпочитает водород гибридам, по крайней мере, на данный момент» . Форбс .
- ^ «Yamaha, Honda, Kawasaki и Suzuki сотрудничают в разработке водородных двигателей для малой мобильности; HySE» . Конгресс зеленых автомобилей . 18 мая 2023 г. Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Хеффель, Джеймс В.; Джонсон, Дуглас К.; Шелби, Кэрролл (2001). «Шелби Кобра с водородным двигателем: конверсия автомобиля» . Серия технических документов SAE . Том. 1. дои : 10.4271/2001-01-2530 .
- ^ Булла, Эванджелина (апрель 2017 г.). «Проектирование и испытания двигателя внутреннего сгорания, работающего на водороде» . Международная академия инженерных и медицинских исследований . 2 (4).
- ^ «Шелби Кобра с водородным двигателем: конверсия автомобиля» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2019 г. Проверено 28 сентября 2019 г.
- ^ UCR запускает Shelby Cobra с водородным двигателем в гонках на скорость
- ^ Лоуренс Батчер (28 мая 2021 г.). «Toyota успешно завершила 24-часовую гонку Фудзи с водородным двигателем» . Компания Engine + Powertrain Technology International . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ «Toyota развивает технологии водородных двигателей посредством автоспорта» (пресс-релиз). Тойота. 22 апреля 2021 г. Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ «Kawasaki Heavy Industries, Subaru, Toyota, Mazda и Yamaha решают задачу расширения возможностей производства, транспортировки и использования топлива для достижения углеродной нейтральности» (пресс-релиз). Тойота. 13 ноября 2021 г. Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ река Дэвис; Цуёси Инадзима (14 ноября 2021 г.). «В защиту двигателей внутреннего сгорания генеральный директор Toyota говорит: «Враг — углерод» » . Джапан Таймс . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Эндрю Нэборс (25 ноября 2021 г.). «Yamaha представляет Toyota V8 с водородным двигателем» . автоэволюция . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ «Toyota объявляет о прогрессе в разработке серии Super Taikyu» (пресс-релиз). Тойота. 3 июня 2022 г. Проверено 1 июля 2022 г.
- ^ «Isuzu, DENSO, Toyota, Hino и CJPT начинают планирование и фундаментальные исследования водородных двигателей для тяжелых коммерческих автомобилей» (пресс-релиз). Тойота. 8 июля 2022 г. Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ « Моризо» запускает GR Yaris с водородным двигателем на дорогах Бельгии» (пресс-релиз). Тойота. 21 августа 2022 г. Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ «Тойота GR Yaris, оснащенная водородом, дебютирует в Европе» . Водородный центр . 22 августа 2022 г. Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ «Toyota творит историю, участвуя в гонках на автомобилях, работающих на жидком водороде» . Ёмиури Симбун . 29 мая 2023 г. Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ «Corolla, работающая на жидком водороде, примет участие в 24-часовой гонке Super Taikyu Fuji» (пресс-релиз). Тойота . 27 мая 2023 г. Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Джон Фингас (9 июня 2023 г.). «Toyota представляет концепт водородного гоночного автомобиля, созданного для «24 часов Ле-Мана»» . заниматься гаджетом . Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ «TOYOTA GAZOO Racing представляет гоночный концепт GR H2 на гонках «24 часа Ле-Мана» (пресс-релиз). Тойота . 9 июня 2023 г. Проверено 9 июня 2023 г.
- ^ Гольденштейн, Кристофер. «Усовершенствованные двигатели внутреннего сгорания» . Стэнфордский университет . Стэнфордский университет . Проверено 24 декабря 2022 г.
- ^ Эдвардс, Дин. «Определение пределов эффективности двигателя» (PDF) . Национальная лаборатория Ок-Риджа . ФЕЕРК . Проверено 30 августа 2022 г.
- ^ Хотсенг, Линдиве. «Термодинамика топливных элементов» (PDF) . Химический факультет Западно-Капского университета, Кейптаун, ЮАР . Проверено 27 декабря 2022 г.
- ^ «Как двигатели внутреннего сгорания на водороде могут способствовать нулевым выбросам | McKinsey» .
- ^ Jump up to: а б IChemE. «Водород: животрепещущий вопрос» . www.thechemicalengineer.com . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ «Водород» . www.irena.org . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ «Оценка углеродного следа производства водорода» . www.forbes.com . Проверено 15 сентября 2023 г.
- ^ Использование водорода в двигателях внутреннего сгорания.
- ^ LM DAS, ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫХЛОПНЫХ ВЫБРОСОВ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ С ВОДОРОДОМ: ПРИРОДА ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ И МЕТОДЫ ИХ КОНТРОЛЯ Int. J. Водородная энергетика Том. 16, № 11, стр. 765-775, 1991 г.
- ^ Водородные автомобили и заправочная инфраструктура в Индии.
- ^ РСТ Де Боэра, У. Дж. Маклина и Х. С. Хомана (1976). «Производительность и выбросы двигателей внутреннего сгорания, работающих на водороде». Международный журнал водородной энергетики . 1 (2): 153–172. дои : 10.1016/0360-3199(76)90068-9 .
- ^ Использование водорода в двигателях внутреннего сгорания. Архивировано 5 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Данные о выбросах NOx и производительности двигателя внутреннего сгорания, работающего на водороде, при 1500 об / мин с использованием рециркуляции выхлопных газов.
- ^ Преобразование бензинового ДВС в водородный ДВС.
- ^ Использование водорода в двигателях внутреннего сгорания. Архивировано 5 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Liebherr & Mahle разрабатывает сверхмощный H
2 двигателя» . lectrive.com . 14 октября 2021 г. Архивировано из оригинала 14 октября 2021 г. - ^ «Водород для двигателей внутреннего сгорания в тяжелой технике» . ТНО . Архивировано из оригинала 28 сентября 2020 года.
- ^ https: //гидроген-централ.com/new-system-retrofits-diesel-engines-run-90-per-cent-гидроген/
- ^ https://www.hygenfuelnews.com/clean-гидроген-combustion/8555489/
- ^ «Концептуальный автомобиль MINI Hydrogen, представленный на выставке IAA во Франкфурте в 2001 году» . www.autointell.com . Проверено 1 февраля 2021 г.