Водородный автомобиль
Водородный автомобиль — это транспортное средство , которое использует водород для передвижения . Водородные транспортные средства включают некоторые автомобильные транспортные средства , железнодорожные транспортные средства , космические ракеты , вилочные погрузчики , корабли и самолеты . Движущая сила генерируется путем преобразования химической энергии водорода в механическую энергию , либо путем реакции водорода с кислородом в топливном элементе для питания электродвигателей , либо, реже, путем внутреннего сгорания водорода . [1]
Водород используется в качестве топлива для многих ракет и горит чище, чем другие виды топлива, такие как метан, но требует больших резервуаров. Ожидается, что водородные самолеты будут перевозить много пассажиров на дальние расстояния не раньше 2030-х годов. [2] [3]
По состоянию на 2019 год 98% водорода производится путём паровой конверсии метана , при котором выделяется углекислый газ . [4] Его можно производить электролизом воды , термохимическими или пиролитическими методами с использованием возобновляемого сырья , но в настоящее время эти процессы дороги. [5] Разрабатываются различные технологии, целью которых является обеспечение достаточно низких затрат и достаточно больших объемов, чтобы конкурировать с производством водорода с использованием природного газа. [6]
Транспортные средства, работающие на водородной технологии, обеспечивают большой запас хода на одной заправке, но имеют ряд недостатков: высокие выбросы углекислого газа при производстве водорода из природного газа, бремя капитальных затрат, высокие энергозатраты на производство, низкое содержание энергии на единицу объема при условия окружающей среды, производство и сжатие водорода, инвестиции, необходимые для строительства заправочной инфраструктуры по всему миру для выдачи водорода, а также транспортировка водорода. [7] [8] [9] Кроме того, утечка водорода оказывает глобальное потепление в 11,6 раз сильнее, чем CO₂. [10]
Для легковых автомобилей, включая легковые автомобили, внедрение водорода отстает от электромобилей с аккумуляторной батареей. Исследование 2022 года показало, что технологические разработки и экономия от масштаба в электромобилях по сравнению с развитием использования водорода сделали маловероятным, что водородные легкие автомобили будут играть значительную роль в будущем. [11] По состоянию на 2021 год [update]На некоторых рынках публично доступны две модели водородных автомобилей: Toyota Mirai (2014–), первый в мире коммерчески производимый электромобиль на топливных элементах (FCEV), [12] [13] [14] и Hyundai Nexo (2018–). Есть также автобусы на топливных элементах .
Транспортные средства
[ редактировать ]Обоснование и контекст
[ редактировать ]Обоснование использования водородных транспортных средств заключается в их потенциале снижения зависимости от ископаемого топлива, связанных с ними выбросов парниковых газов и локального загрязнения воздуха от транспорта. [17] Это потребует чистого производства водорода для использования в секторах и приложениях, где более дешевые и энергоэффективные альтернативы смягчения последствий ограничены.
Ракеты
[ редактировать ]Многие большие ракеты используют жидкий водород в качестве топлива и жидкий кислород в качестве окислителя (LH2/LOX). Преимуществом водородного ракетного топлива является высокая эффективная скорость истечения по сравнению с на керосине / LOX или НДМГ / НТО двигателями . Согласно уравнению ракеты Циолковского , ракета с более высокой скоростью истечения использует меньше топлива для ускорения. Кроме того, плотность энергии водорода выше, чем у любого другого топлива. [18] LH2/LOX также обеспечивает наибольшую эффективность по отношению к количеству потребляемого топлива среди всех известных ракетных топлив. [19]
Недостатком двигателей LH2/LOX является низкая плотность и низкая температура жидкого водорода, что означает, что необходимы большие и изолированные и, следовательно, более тяжелые топливные баки по сравнению с метаном, хотя метан более загрязняет окружающую среду. [20] Это увеличивает конструктивную массу ракеты, что значительно снижает ее дельта-v. Еще одним недостатком является плохая возможность хранения ракет с двигателями LH2/LOX: из-за постоянного выкипания водорода ракету необходимо заправлять незадолго до запуска, что делает криогенные двигатели непригодными для межконтинентальных баллистических ракет и других ракетных применений с необходимостью короткой подготовки к пуску. .
В целом, дельта-v водородной ступени обычно не сильно отличается от дельты ступени с плотным топливом, но вес водородной ступени намного меньше, что делает ее особенно эффективной для верхних ступеней, поскольку они переносятся нижними. этапы. На первых ступенях исследования ракеты с плотным топливом могут показать небольшое преимущество из-за меньшего размера транспортного средства и меньшего сопротивления воздуха. [21]
LH2/LOX также использовались в космическом корабле "Шаттл" для работы топливных элементов, питающих электрические системы. [22] Побочным продуктом топливного элемента является вода, которая используется для питья и других целей, требующих использования воды в космосе.
Автомобили
[ редактировать ]По состоянию на 2021 год [update]На некоторых рынках публично доступны два водородных автомобиля: Toyota Mirai и Hyundai Nexo . [23] Honda Clarity производилась с 2016 по 2021 год. [24] Автомобили с водородным двигателем коммерчески недоступны. [ нужна ссылка ] В сегменте легких дорожных автомобилей к концу 2022 года по всему миру было продано 70 200 электромобилей на топливных элементах. [25] по сравнению с 26 миллионами подключаемых к сети электромобилей. [26] В 2023 году в США было продано 3143 водородных автомобиля по сравнению с 380 000 BEV. [27] С быстрым развитием электромобилей и связанных с ними аккумуляторных технологий и инфраструктуры глобальные масштабы роли водорода в автомобилях сужаются по сравнению с прежними ожиданиями. [11] [28] Джон Макс из Hydrogen Fuel News считает, что водород, однако, может использоваться напрямую или в качестве сырья для топлива, для старинных и маслкаров. [29] [30] [31]
Первым дорожным транспортным средством, работающим на водородном топливном элементе, был Chevrolet Electrovan, представленный General Motors в 1966 году. [32] Автомобили Toyota FCHV и Honda FCX , аренда которых началась 2 декабря 2002 года, стали первыми в мире сертифицированными государством коммерческими автомобилями на водородных топливных элементах. [16] [15] [33] а Honda FCX Clarity , аренда которой началась в 2008 году, была первым в мире автомобилем на водородных топливных элементах, предназначенным для массового производства, а не адаптации существующей модели. [34] Honda основала первую в мире дилерскую сеть по продаже автомобилей на топливных элементах в 2008 году и в то время была единственной компанией, которая могла сдавать в аренду автомобили на водородных топливных элементах частным клиентам. [35] [36]
2013 года Hyundai Tucson FCEV , модифицированный Tucson, был представлен на рынке как автомобиль, предназначенный только для аренды. [37] [38] и Hyundai Motors заявили, что это первый в мире серийный автомобиль на водородных топливных элементах. [39] [40] [41] Однако из-за высоких цен и отсутствия зарядной инфраструктуры продажи оказались далеко от первоначальных планов: к концу мая 2015 года было продано всего 273 единицы. [39] Hyundai Nexo , пришедший на смену Tucson в 2018 году, был признан Euro NCAP «самым безопасным внедорожником» в 2018 году. [42]
Toyota выпустила в Японии первый в мире серийный автомобиль на топливных элементах (FCV) — Mirai . В конце 2014 года [12] [13] [14] и начал продажи в Калифорнии, в основном в районе Лос-Анджелеса , а также на некоторых рынках Европы, Великобритании, Германии и Дании. [43] позже в 2015 году. [44] Запас хода автомобиля составляет 312 миль (502 км), а заправка водородного бака занимает около пяти минут. Первоначальная цена продажи в Японии составила около 7 миллионов иен (69 000 долларов США). [45] Бывший президент Европейского парламента Пэт Кокс подсчитал, что Toyota первоначально потеряет около 100 000 долларов на каждом проданном Mirai. [46] По итогам 2019 года Toyota продала более 10 000 Mirais. [47] [4] Многие автомобильные компании представили демонстрационные модели в ограниченном количестве (см. Список автомобилей на топливных элементах и Список автомобилей с водородными двигателями внутреннего сгорания ). [48] [49]
В 2013 году BMW арендовала водородную технологию у Toyota , а группа, образованная Ford Motor Company , Daimler AG и Nissan, объявила о сотрудничестве в разработке водородных технологий. [50] В 2015 году Toyota объявила, что бесплатно предложит своим конкурентам все 5680 патентов, связанных с автомобилями на водородных топливных элементах и технологией зарядных станций на водородных топливных элементах, которые она исследует более 20 лет, чтобы стимулировать рынок водородных топливных элементов. транспортные средства. [51] Однако к 2017 году Daimler отказался от разработки водородных автомобилей. [52] и большинство автомобильных компаний, разрабатывающих водородные автомобили, переключили свое внимание на электромобили с аккумуляторными батареями. [53] К 2020 году все автомобильные компании, кроме трех, отказались от планов по производству водородных автомобилей. [54]
В 2024 году владельцы Mirai подали коллективный иск в Калифорнии из-за отсутствия водорода для электромобилей на топливных элементах, обвиняя, среди прочего, в мошенническом сокрытии и искажении фактов, а также в нарушении калифорнийского закона о ложной рекламе и подразумеваемых гарантиях. . [55]
Тяжелые грузовики
[ редактировать ]Сценарий Международного энергетического агентства с нулевыми выбросами в 2022 году предполагает, что водород обеспечит примерно 30% потребности тяжелых грузовиков в энергии в 2050 году, в основном для тяжелых грузов на дальние расстояния (при этом электроэнергия аккумуляторов будет составлять около 60%). [56]
United Parcel Service начала испытания средства доставки на водородном топливе в 2017 году. [57] В 2020 году Hyundai начала коммерческое производство своих грузовиков на топливных элементах Xcient и отправила десять из них в Швейцарию . [58] [59] [60]
В 2022 году в Австралии пять грузовиков с водородными топливными элементами класса 8 были использованы для перевозки цинка с рудника Sun Metals в Таунсвилле в порт Таунсвилл , Квинсленд, для отправки по всему миру. [61]
Самолеты
[ редактировать ]Некоторые публикации предполагают, что водород может использоваться в судоходстве. [62] и реактивные самолеты, [63] в то время как другие предсказывают, что биотопливо и батареи будут иметь больший коммерческий успех. [64] Такие компании, как Boeing , Lange Aviation и Немецкий аэрокосмический центр , используют водород в качестве топлива для пилотируемых и беспилотных самолетов. В феврале 2008 года компания Boeing испытала пилотируемый полет небольшого самолета, работающего на водородных топливных элементах. Были также испытаны беспилотные водородные самолеты. [65] Что касается больших пассажирских самолетов, The Times сообщила: «Boeing заявила, что водородные топливные элементы вряд ли будут приводить в действие двигатели больших пассажирских реактивных самолетов, но могут использоваться в качестве резервных или вспомогательных силовых установок на борту». [66]
с водородным двигателем Phantom Eye В июле 2010 года компания Boeing представила свой БПЛА , оснащенный двумя двигателями внутреннего сгорания Ford, которые были переоборудованы для работы на водороде. [67]
Корабли
[ редактировать ]По состоянию на 2019 год [update] Водородные топливные элементы не подходят для движения на больших кораблях дальнего следования, но они рассматриваются в качестве средства увеличения запаса хода для небольших тихоходных электрических судов на короткие расстояния, таких как паромы. [68] Водород в аммиаке рассматривается как топливо для дальних перевозок. [69]
Автобусы
[ редактировать ]Автобусы на топливных элементах прошли испытания в Урсусе Люблине в 2017 году. [70] Solaris Bus & Coach представила в 2019 году водородные электробусы Urbino 12. Было заказано несколько десятков. [71] Первым городом в США, имеющим парк автобусов с водородным двигателем, был Шампейн , штат Иллинойс, когда в 2021 году район общественного транспорта Шампейн-Урбана заказал два сочлененных автобуса New Flyer XHE60 на водородных топливных элементах, а в 2024 году было добавлено еще 10 автобусов New Flyer XHE40. . [72] В 2022 году город Монпелье , Франция, расторг контракт на закупку 51 автобуса, работающего на водородных топливных элементах, когда обнаружил, что «стоимость эксплуатации водородных [автобусов] в 6 раз превышает стоимость электроэнергии». [73]
Вилочные погрузчики
[ редактировать ]Вилочный водородным двигателем внутреннего сгорания (или «HICE») погрузчик с водородным двигателем внутреннего сгорания или погрузчик HICE — это промышленный вилочный погрузчик с , используемый для подъема и транспортировки материалов. Первый серийный вилочный погрузчик HICE на базе Linde X39 Diesel был представлен на выставке в Ганновере 27 мая 2008 года. В нем использовался дизельный двигатель внутреннего сгорания объемом 2,0 литра и мощностью 43 кВт (58 л.с.), переоборудованный для использования водорода в качестве топлива с использование компрессора и непосредственный впрыск . [74] [75]
использовалось более 4000 вилочных погрузчиков на топливных элементах . В 2013 году при погрузочно-разгрузочных работах в США [76] По состоянию на 2024 год во всем мире будет работать около 50 000 водородных вилочных погрузчиков (большая часть из которых находится в США) по сравнению с 1,2 миллионами аккумуляторных электрических погрузчиков, которые были приобретены в 2021 году. [77]
Большинство компаний в Европе и США не используют вилочные погрузчики с бензиновым двигателем, поскольку эти транспортные средства работают в закрытых помещениях, где необходимо контролировать выбросы, и вместо этого используют электрические вилочные погрузчики. [78] [79] Вилочные погрузчики на топливных элементах можно заправить за 3 минуты. Их можно использовать на холодильных складах, поскольку их производительность не ухудшается при понижении температуры. Блоки топливных элементов часто проектируются как замена. [80] [81]
Трамваи и поезда
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
Китай представил свой первый гибридный локомотив на водородных топливных элементах , Синьхуа , 28 января 2021 г. |
Согласно прогнозу Международного энергетического агентства с нулевыми выбросами в 2022 году, водород будет обеспечивать 2% спроса на энергию на железнодорожном транспорте в 2050 году, в то время как к тому времени ожидается, что 90% железнодорожных перевозок будет электрифицировано (по сравнению с 45% сегодня). Роль водорода в железнодорожной отрасли, скорее всего, будет сосредоточена на линиях, электрификация которых окажется сложной или дорогостоящей. [82]
В марте 2015 года China South Rail Corporation (CSR) продемонстрировала первый в мире трамвай, работающий на водородных топливных элементах, на сборочном предприятии в Циндао. [83] Треки для новой машины построены в семи городах Китая. [84]
на топливных элементах Coradia iLint В 2018 году на севере Германии были введены в эксплуатацию первые поезда ; Избыточная мощность сохраняется в литий-ионных батареях . [85]
Велосипеды и самокаты
[ редактировать ]В 2007 году компания Pearl Hydrogen Power Source Technology Co из Шанхая , Китай, продемонстрировала водородный велосипед PHB . [86] [87] В 2014 году австралийские ученые из Университета Нового Южного Уэльса представили свою модель Hy-Cycle. [88] В том же году Canyon Bicycles начала работу над концептуальным велосипедом Eco Speed. [89]
В 2017 году французская компания Pragma Industries разработала велосипед, способный проехать 100 км на одном водородном баллоне. [90] В 2019 году Pragma объявила, что продукт Alpha Bike был улучшен и теперь обеспечивает запас хода педалей с электроприводом 150 км, а первые 200 велосипедов будут предоставлены журналистам, освещающим 45-й саммит G7 в Биаррице , Франция. . [91]
В 2020 году все о водороде [92] разработала двухколесный самокат с водородным двигателем. Скутер имеет запас хода более 20 км на 15 граммах водорода. В нем используется сменный водородный баллон емкостью 1 литр и давлением 200 бар. В 2021 году компания разработала грузовой мотоцикл с водородным двигателем, в котором используется статический 3-литровый многоразовый водородный баллон с давлением 300 бар. Велосипед HydroCargo имеет запас хода до 100 км на 80 граммах водорода. [93]
Ллойд Альтер из TreeHugger отреагировал на это объявление, спросив: «Почему… приходится преодолевать трудности с использованием электричества для производства водорода только для того, чтобы превратить его обратно в электричество, чтобы зарядить батарею для запуска электронного велосипеда [или] выбрать топливо, которое требует дорогая заправочная станция, которая может обрабатывать только 35 велосипедов в день, когда вы можете заряжать велосипед с батарейным питанием где угодно. [Если] вы были оператором автопарка, почему бы [не] просто заменить батареи, чтобы увеличить запас хода и быстрый оборот?» [94]
Военная техника
[ редактировать ]General Motors Военное подразделение , GM Defense , специализируется на автомобилях на водородных топливных элементах. [95] Его SURUS (универсальная надстройка Silent Utility Rover) представляет собой гибкую электрическую платформу на топливных элементах с автономными возможностями. С апреля 2017 года армия США проводит испытания коммерческого автомобиля Chevrolet Colorado ZH2 на своих базах в США, чтобы определить жизнеспособность автомобилей с водородным двигателем в тактических условиях военных миссий. [96]
Мотоциклы и скутеры
[ редактировать ]ENV разрабатывает электрические мотоциклы, работающие на водородных топливных элементах, включая Crosscage и Biplane . Другие производители, такие как Vectrix, работают над водородными скутерами. [97] Наконец, производятся гибридные скутеры на водородных топливных элементах, такие как скутер на топливных элементах Suzuki Burgman. [98] и FHybrid . [99] Burgman получил одобрение «целого типа транспортного средства» в ЕС. [100] Тайваньская компания APFCT провела уличные испытания 80 скутеров на топливных элементах для Тайваньского бюро энергетики. [101]
Авто рикши
[ редактировать ]Концептуальные автомобили водородных авторикш были построены компаниями Mahindra HyAlfa и Bajaj Auto. [102] [103]
Квадроциклы и тракторы
[ редактировать ]от Autostudi Srl H-Due [104] представляет собой квадроцикл с водородным двигателем, способный перевозить 1-3 пассажиров. Предложена концепция трактора, работающего на водороде. [105] [106]
Автогонки
[ редактировать ]Рекорд в 207,297 миль в час (333,612 км/ч) был установлен прототипом гоночного автомобиля Ford Fusion Hydrogen 999 на топливных элементах на солончаках Бонневиль в августе 2007 года с использованием большого баллона со сжатым кислородом для увеличения мощности. [107] Рекорд наземной скорости для автомобиля с водородным двигателем - 286,476 миль в час (461,038 км/ч) был установлен штата Огайо Университета Buckeye Bullet 2 , который достиг скорости полета 280,007 миль в час (450,628 миль в час). км/ч) на солончаках Бонневиль в августе 2008 года.
В 2007 году была создана Федерация водородных электрических гонок как гоночная организация для автомобилей, работающих на водородных топливных элементах. Организация спонсировала забег Hydrogen 500 на 500 миль. [108]
Автомобиль внутреннего сгорания
[ редактировать ]Автомобили с водородными двигателями внутреннего сгорания отличаются от автомобилей на водородных топливных элементах. Водородный автомобиль внутреннего сгорания представляет собой слегка модифицированную версию традиционного автомобиля с бензиновым двигателем внутреннего сгорания . Эти водородные двигатели сжигают топливо так же, как и бензиновые двигатели; Основное отличие – это выхлопной продукт. Сгорание бензина приводит к выбросам в основном углекислого газа и воды, а также следовых количеств угарного газа . NO x , твердые частицы и несгоревшие углеводороды, [109] а основным выхлопным продуктом сгорания водорода является водяной пар.
В 1807 году Франсуа Исаак де Рива сконструировал первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде . [110] В 1965 году Роджер Э. Биллингс, тогда еще ученик средней школы, переоборудовал модель А для работы на водороде. [111] В 1970 году Поль Дигес запатентовал модификацию двигателей внутреннего сгорания, которая позволяла бензиновому двигателю работать на водороде. [112]
Компания Mazda разработала двигатели Ванкеля , работающие на водороде, которые используются в Mazda RX-8 Hydrogen RE . Преимущество использования двигателя внутреннего сгорания, подобно Ванкелю и поршневым двигателям, заключается в меньших затратах на переоснащение производства. [113]
Топливный элемент
[ редактировать ]Стоимость топливного элемента
[ редактировать ]Водородные топливные элементы относительно дороги в производстве, поскольку их конструкция требует редких веществ, таких как платина , в качестве катализатора . [114] В 2014 году бывший президент Европейского парламента Пэт Кокс подсчитал, что Toyota первоначально потеряет около 100 000 долларов на каждом проданном Mirai. [46] В 2020 году исследователи химического факультета Копенгагенского университета разрабатывают новый тип катализатора, который, как они надеются, снизит стоимость топливных элементов. [115] В этом новом катализаторе используется гораздо меньше платины, поскольку наночастицы платины не покрыты углеродом, который в обычных водородных топливных элементах удерживает наночастицы на месте, но также приводит к тому, что катализатор становится нестабильным и медленно денатурирует его, требуя еще больше платины. . В новой технологии вместо наночастиц используются прочные нанопроволоки. «Следующим шагом исследователей станет масштабирование результатов, чтобы эту технологию можно было внедрить в водородные автомобили». [116]
Условия замерзания
[ редактировать ]Проблемы ранних конструкций топливных элементов при низких температурах, касающиеся дальности полета и возможности холодного запуска, были решены, так что их «больше нельзя рассматривать как препятствия». [117] В 2014 году пользователи заявили, что их автомобили на топливных элементах безупречно работают при температурах ниже нуля, даже при включенных обогревателях, без значительного уменьшения запаса хода. [118] Исследования с использованием нейтронной радиографии при холодном запуске без посторонней помощи указывают на образование льда на катоде. [119] три этапа холодного запуска [120] и ионная проводимость нафиона. [121] Для измерения возможности холодного запуска также был определен параметр, определяемый как кулон заряда. [122]
Срок службы
[ редактировать ]Срок службы топливных элементов сопоставим со сроком службы других транспортных средств. [123] [ нужны разъяснения ] Срок службы топливного элемента с полимерно-электролитной мембраной (ПЭМ) составляет 7300 часов в условиях циклического использования. [124]
Водород
[ редактировать ]Водород не существует в удобных резервуарах или месторождениях, таких как ископаемое топливо или гелий . [125] Его производят из такого сырья, как природный газ и биомасса, или электролизом из воды. [126] Предполагаемая выгода от крупномасштабного внедрения водородных транспортных средств заключается в том, что это может привести к снижению выбросов парниковых газов и предшественников озона. [127] Однако по состоянию на 2014 год 95% водорода производится из метана . Его можно производить термохимическими или пиролитическими методами с использованием возобновляемого сырья, но это дорогостоящий процесс. [5]
Однако возобновляемую электроэнергию можно использовать для преобразования воды в водород: комплексные установки по производству энергии из ветра в водород ( энергия в газ ), использующие электролиз воды , изучают технологии, позволяющие обеспечить достаточно низкие затраты и достаточно большие объемы, чтобы конкурировать с ними. традиционные источники энергии. [128] Проблемы, с которыми сталкивается использование водорода в транспортных средствах, включают его хранение на борту транспортного средства. По состоянию на сентябрь 2023 года водород стоил 36 долларов за килограмм на общественных заправочных станциях в Калифорнии, что в 14 раз дороже за милю для Mirai по сравнению с Tesla Model 3. [129]
Производство
[ редактировать ]Молекулярный водород, необходимый в качестве бортового топлива для водородных транспортных средств, может быть получен многими термохимическими методами с использованием природного газа , угля (процесс, известный как газификация угля), сжиженного нефтяного газа , биомассы ( газификация биомассы ), с помощью процесса, называемого термолизом или как микробные отходы, называемые биоводородом или производством биологического водорода . 95% водорода производится с использованием природного газа. [130] Водород можно получать из воды электролизом с рабочим КПД 65–70%. [131] Водород можно получить химическим восстановлением с использованием химических гидридов или алюминия. [132] Современные технологии производства водорода используют энергию в различных формах, что составляет от 25 до 50 процентов высшей теплотворной способности водородного топлива, используемого для производства, сжатия или сжижения, а также передачи водорода по трубопроводу или грузовиком. [133]
Экологические последствия производства водорода из ископаемых энергетических ресурсов включают выбросы парниковых газов , последствия, которые также могут возникнуть в результате преобразования метанола в водород на борту судна. [134] Производство водорода с использованием возобновляемых источников энергии не приведет к таким выбросам, но масштабы производства возобновляемой энергии необходимо будет расширить, чтобы использовать его для производства водорода для значительной части транспортных нужд. [135] В некоторых странах возобновляемые источники используются более широко для производства энергии и водорода. Например, Исландия использует геотермальную энергию для производства водорода. [136] а Дания использует ветер . [137]
Хранилище
[ редактировать ]Сжатый водород в водородных баках при давлении 350 бар (5000 фунтов на квадратный дюйм) и 700 бар (10000 фунтов на квадратный дюйм) используется для систем водородных баков в транспортных средствах, основанных на технологии углеродных композитов типа IV. [138]
Водород имеет очень низкую объемную плотность энергии в условиях окружающей среды по сравнению с бензином и другими автомобильными видами топлива. [139] Его необходимо хранить в автомобиле либо в виде переохлажденной жидкости, либо в виде сильно сжатого газа, для чего требуется дополнительная энергия. [140] В 2018 году исследователи из CSIRO в Австралии питали Toyota Mirai и Hyundai Nexo водородом, отделенным от аммиака с помощью мембранной технологии. Аммиак легче транспортировать в цистернах, чем чистый водород. [141]
Инфраструктура
[ редактировать ]Чтобы обеспечить доставку водородного топлива конечным потребителям транспорта, необходим широкий спектр инвестиций, в том числе, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), «строительство и эксплуатация новой портовой инфраструктуры, буферных хранилищ, трубопроводов, судов, заправочные станции и заводы для преобразования водорода в более легко транспортируемый товар (и, возможно, обратно в водород)». [142] В частности, МЭА отмечает, что заправочные станции потребуются в местах, подходящих для грузовых перевозок на дальние расстояния, таких как промышленные центры, и определяет необходимость инвестиций в инфраструктуру аэропортов для хранения и доставки водорода. МЭА считает требования к инфраструктуре использования водорода в судоходстве более сложными, обращая внимание на «необходимость крупных инвестиций и скоординированных усилий поставщиков топлива, портов, судостроителей и грузоотправителей». [143]
По состоянию на 2024 год [update]В США насчитывалось 53 общедоступных водородных заправочных станции, 52 из которых располагались в Калифорнии (по сравнению с 65 000 электрозаправочных станций). [144] [145] К 2017 году в Японии существовала 91 водородная заправочная станция. [146] В 2024 году владельцы Mirai подали коллективный иск в Калифорнии из-за отсутствия водорода для электромобилей на топливных элементах, обвиняя, среди прочего, в мошенническом сокрытии и искажении фактов, а также в нарушении калифорнийского закона о ложной рекламе и подразумеваемых гарантиях. . [55]
Кодексы и стандарты
[ редактировать ]Водородные кодексы и стандарты, а также кодексы и технические стандарты безопасности и хранения водорода стали институциональным барьером для внедрения водородных технологий . Чтобы обеспечить коммерциализацию водорода в потребительских товарах, необходимо разработать новые кодексы и стандарты, которые будут приняты федеральными властями, правительствами штатов и местными властями. [147]
Официальная поддержка
[ редактировать ]Инициативы США
[ редактировать ]Поддерживаются автобусы на топливных элементах. [148]
Управление энергетических исследований и разработок штата Нью-Йорк (NYSERDA) создало стимулы для электрических грузовиков и автобусов на водородных топливных элементах. [149]
Критика водородных автомобилей
[ редактировать ]Критики утверждают, что время преодоления технических и экономических проблем, связанных с широкомасштабным использованием водорода в автомобилях, вероятно, составит не менее нескольких десятилетий. [150] [151] Они утверждают, что акцент на использовании водородных автомобилей является опасным отходом от более доступных решений по сокращению использования ископаемого топлива в транспортных средствах. [152] В 2008 году Wired News сообщило, что «эксперты говорят, что пройдет 40 или более лет, прежде чем водород окажет какое-либо существенное влияние на потребление бензина или глобальное потепление, и мы не можем позволить себе ждать так долго. Тем временем топливные элементы отвлекают ресурсы». от более непосредственных решений». [153]
В документальном фильме 2006 года « Кто убил электромобиль?» Бывший Министерства энергетики США чиновник Джозеф Ромм заявил: «Водородный автомобиль — один из наименее эффективных и самых дорогих способов сокращения выбросов парниковых газов». [154] Он также утверждал, что стоимость создания общенациональной сети водородных заправочных станций будет непомерно высокой. [155] Таких же взглядов он придерживался и в 2014 году. [156] [157] В 2009 году газета Los Angeles Times написала, что «водород — паршивый способ передвижения автомобилей». [158] Роберт Зубрин , автор книги «Энергия Победы », заявил: «Водород — это «чуть ли не худшее автомобильное топливо»». [159] The Economist отметил, что большая часть водорода производится посредством паровой реформации метана , которая создает по крайней мере такой же объем выбросов углерода на милю, как некоторые современные бензиновые автомобили, но если бы водород можно было производить с использованием возобновляемых источников энергии, «это, безусловно, было бы проще просто использовать эту энергию для зарядки аккумуляторов полностью электрических или гибридных автомобилей». [159] За время своего существования водородные автомобили будут выделять больше углерода, чем бензиновые. [160] [9] В 2009 году газета Washington Post спросила: «Зачем вам хранить энергию в форме водорода, а затем использовать этот водород для производства электроэнергии для двигателя, когда электрическая энергия уже ждет, чтобы ее выкачали из розеток по всей Америке?» и хранится в автомобильных аккумуляторах"? [130] [161]
Рудольф Кребс из Volkswagen заявил в 2013 году, что «независимо от того, насколько превосходны сами автомобили, законы физики снижают их общую эффективность. Самый эффективный способ преобразования энергии в мобильность — это электричество». Он уточнил: «Мобильность водорода имеет смысл только в том случае, если вы используете экологически чистую энергию», но... сначала вам необходимо преобразовать его в водород «с низким КПД», при этом «вы теряете около 40 процентов исходной энергии». Затем вам придется сжимать водород и хранить его под высоким давлением в резервуарах, что требует больше энергии. «А затем вам придется преобразовывать водород обратно в электричество в топливном элементе с еще одной потерей эффективности». Кребс продолжил: «В конце концов, из ваших первоначальных 100 процентов электрической энергии у вас останется от 30 до 40 процентов». [162] В 2015 году CleanTechnica перечислила некоторые недостатки автомобилей на водородных топливных элементах. [163] [164] Исследование, проведенное в 2016 году в журнале «Энергетика» , проведенное учеными из Стэнфордского университета и Мюнхенского технического университета, пришло к выводу, что, даже если предположить местное производство водорода, «инвестиции в автомобили с полностью электрическими аккумуляторами являются более экономичным выбором для сокращения выбросов углекислого газа». [165]
Анализ 2017 года, опубликованный в Green Car Reports, пришел к выводу, что лучшие автомобили на водородных топливных элементах потребляют «более чем в три раза больше электроэнергии на милю, чем электромобиль… производят больше выбросов парниковых газов, чем другие технологии силовых агрегатов… [и ] очень высокие затраты на топливо ... Принимая во внимание все препятствия и требования к новой инфраструктуре (стоимость которой оценивается в 400 миллиардов долларов), автомобили на топливных элементах, вероятно, в лучшем случае будут нишевой технологией, мало влияющей на потребление нефти в США. . [146] Министерство энергетики США соглашается с тем, что топливо производится электроэнергией из сети посредством электролиза, но не для большинства других способов производства. [166] В видеоролике Real Engineering от 2019 года отмечается, что, несмотря на появление транспортных средств, работающих на водороде, использование водорода в качестве топлива для автомобилей не помогает снизить выбросы углекислого газа от транспорта. 95% водорода, который до сих пор производится из ископаемого топлива, выделяет углекислый газ, а производство водорода из воды является энергозатратным процессом. Хранение водорода требует больше энергии либо для его охлаждения до жидкого состояния, либо для помещения его в резервуары под высоким давлением, а доставка водорода на заправочные станции требует больше энергии и может выделять больше углерода. Водород, необходимый для перемещения FCV на километр, стоит примерно в 8 раз дороже, чем электричество, необходимое для перемещения BEV на такое же расстояние. [167] Также в 2019 году Кацуши Иноуэ, президент Honda Europe, заявил: «Сейчас мы сосредоточены на гибридных и электромобилях. Возможно, появятся автомобили на водородных топливных элементах, но это технология следующей эпохи». [168]
Оценки, проведенные с 2020 года, показали, что водородные автомобили по-прежнему эффективны только на 38%, тогда как эффективность электромобилей с аккумулятором составляет от 80% до 95%. [169] [170] Оценка CleanTechnica, проведенная в 2021 году , пришла к выводу, что помимо того факта, что водородные автомобили гораздо менее эффективны, чем электромобили, подавляющее большинство производимого водорода загрязняет серый водород , а доставка водорода потребует строительства обширной и дорогой новой инфраструктуры, оставшаяся часть Два «преимущества транспортных средств на топливных элементах – больший запас хода и быстрое время заправки – быстро сводятся на нет из-за совершенствования аккумуляторов и технологий зарядки». [54] Исследование, проведенное в Nature Electronics в 2022 году , подтвердило это. [171] В другой статье 2022 года в Recharge News говорилось, что корабли, скорее всего, будут работать на аммиаке или метаноле, чем на водороде. [172] Также в 2022 году немецкий Институт Фраунгофера пришел к выводу, что водород вряд ли будет играть важную роль в автомобильном транспорте. [28]
Исследование Центра международных исследований климата и окружающей среды (CICERO), проведенное в 2023 году, показало, что утечка водорода оказывает глобальное потепление в 11,6 раз сильнее, чем CO₂. [10]
Безопасность и снабжение
[ редактировать ]Водородное топливо опасно из-за низкой энергии воспламенения (см. также температуру самовоспламенения ) и высокой энергии сгорания водорода, а также из-за того, что оно имеет тенденцию легко вытекать из резервуаров из-за небольшого размера молекул . [173] Водородное охрупчивание также является проблемой для материала резервуара для хранения, а также для деталей автомобиля, окружающих резервуар, если присутствует хроническая утечка. Водород не имеет запаха, поэтому утечки нелегко обнаружить без специальных детекторов. [174]
Сообщалось о взрывах на водородных заправочных станциях. [175] Водородные заправочные станции обычно получают водород грузовиками от поставщиков водорода. Перебои в работе системы подачи водорода могут привести к остановке нескольких водородных заправочных станций. [176]
Сравнение с другими видами транспортных средств на альтернативном топливе
[ редактировать ]Водородные автомобили конкурируют с различными предлагаемыми альтернативами современной на ископаемом топливе . автомобильной инфраструктуре с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), работающими [114]
Природный газ
[ редактировать ]Транспортные средства, работающие на сжатом природном газе (КПГ), HCNG , сжиженном нефтяном газе или сжиженном природном газе (ДВС) , которые в совокупности называются транспортными средствами на природном газе (NGV), используют метан, полученный из природного газа или биогаза , в качестве источника топлива. Метан имеет более высокую плотность энергии , чем водород, а природный газ, получаемый из биогаза, почти углеродно-нейтрален . [177] В отличие от автомобилей на водороде, технология автомобилей, работающих на КПГ, доступна уже многие десятилетия, и на существующих заправочных станциях имеется достаточная инфраструктура для обеспечения как коммерческой, так и домашней заправки. К концу 2011 года во всем мире насчитывалось 14,8 миллионов автомобилей, работающих на природном газе, в основном это автомобили, работающие на двух видах топлива . [178] Другое применение природного газа — паровой риформинг , который является распространенным способом производства газообразного водорода для использования в электромобилях с топливными элементами. [4]
Метан также является альтернативным ракетным топливом . [179]
Подключаемый электрический
[ редактировать ]Подключаемый гибрид
[ редактировать ]Гибридные электромобили с подзарядкой от сети (PHEV) — это гибридные электромобили , которые можно подключать к электрической сети для подзарядки бортового аккумуляторного блока , вместо того, чтобы полагаться исключительно на двигатель внутреннего сгорания для приведения в действие генератора для питания электродвигателя и аккумулятора. пакет как в обычных гибридных автомобилях. автомобиля Концепция PHEV повышает топливную экономичность , позволяя больше ездить в режиме EV , в то же время уменьшая беспокойство по поводу запаса хода за счет использования двигателя внутреннего сгорания (обычно с турбонаддувом бензинового двигателя ) в качестве вспомогательной силовой установки или расширителя запаса хода .
Аккумулятор электрический
[ редактировать ]В сегменте легких дорожных автомобилей к 2023 году по всему миру будет продано 26 миллионов аккумуляторных электромобилей. [26] в Северной Америке было 65 730 общественных зарядных станций , а также возможность зарядки дома и на рабочем месте через вилки и розетки переменного тока . [180] на дальние расстояния Электрическим грузовикам требуется более мощная зарядная инфраструктура . [181]
См. также
[ редактировать ]- Дирижабль
- Автомобиль на альтернативном топливе
- Бивалентный двигатель
- Скутер, работающий на топливном газе
- Углеродно-нейтральное топливо
- Средство муравьиной кислоты
- Ад и паводок
- Водородный транспорт
- Топливный элемент с протонообменной мембраной
- Водородная экономика
- Шумиха вокруг водорода
- Трибридный автомобиль
- Мировой зеленый автомобиль
- Улучшение водородного топлива
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Портфель силовых агрегатов для Европы: анализ, основанный на фактах» (PDF) . iphe.net . Архивировано (PDF) из оригинала 15 октября 2017 г. Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ «Самолеты, работающие на батареях и водороде, станут реальностью под руководством новой группы авиационных экспертов» . GOV.UK. Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Франгул, Анмар (17 февраля 2022 г.). «Генеральный директор Airbus говорит, что водородный самолет — это «идеальное решение», но предупреждает, что впереди еще много работы» . CNBC . Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Реализация водородной экономики» , Power Technology , 11 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ромм, Йозеф. Tesla превосходит Toyota: почему водородные автомобили не могут конкурировать с чистыми электромобилями». Архивировано 21 августа 2014 г. в Wayback Machine , ThinkProgress , 5 августа 2014 г.
- ^ «Проект «Ветер-водород» . Исследования водорода и топливных элементов . Голден, Колорадо: Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии Министерства энергетики США. Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2009 г. Проверено 7 января 2010 г. . См. также: Министерство энергетики запускает государственно-частное партнерство для развертывания водородной инфраструктуры. Архивировано 7 июня 2014 г. в Wayback Machine , Министерство энергетики США, по состоянию на 15 ноября 2014 г.
- ^ Берман, Брэдли (22 ноября 2013 г.). «Топливные элементы в центре внимания» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 07.11.2014 . Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ Дэвис, Алекс (22 ноября 2013 г.). «Honda работает над водородной технологией, которая будет генерировать энергию внутри вашего автомобиля» . Бизнес-инсайдер . Архивировано из оригинала 25 ноября 2013 г. Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кокс, Джулиан. «Время рассказать о транспортных средствах на водородных топливных элементах». Архивировано 15 июля 2014 г., на Wayback Machine , CleanTechnica.com, 4 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бьернес, Кристиан. «Оценка потенциала водорода для глобального потепления» , Центр международных исследований климата и окружающей среды , 7 июня 2023 г. Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Плётц, Патрик (январь 2022 г.). «Водородная технология вряд ли сыграет важную роль в устойчивом автомобильном транспорте» . Природная электроника . 5 (1): 8–10. дои : 10.1038/s41928-021-00706-6 . ISSN 2520-1131 . S2CID 246465284 .
- ^ Перейти обратно: а б «Автомобиль Mirai на топливных элементах Toyota поступает в продажу» . Уолл Стрит Джорнал . 15 декабря 2014 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Toyota к 2017 году увеличит производство автомобилей Mirai на топливных элементах в четыре раза» . Джапан Таймс . 23 января 2015 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Toyota Mirai x Hydrogen: первый в мире HFCV массового производства» . 20 января 2017 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 8 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Первые автомобили Honda FCX на топливных элементах доставлены в один и тот же день в Японию и США» Honda. 3 декабря 2002 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Toyota сдаст в аренду государству автомобили на топливных элементах» . Джапан Таймс . 19 ноября 2002 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2023 г.
- ^ Маккарти, Дж. (31 декабря 1995 г.). «Водород» . Стэнфордский университет . Архивировано из оригинала 14 марта 2008 года . Проверено 14 марта 2008 г.
- ^ Колледж пустыни, «Модуль 1, Свойства водорода», Редакция 0, декабрь 2001 г. Свойства водорода . Архивировано 1 июля 2017 г. в Wayback Machine . Проверено 5 октября 2015 г.
- ^ «НАСА – жидкий водород – лучшее топливо для космических исследований» . www.nasa.gov . Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 года . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ «Будет ли водород источником энергии для будущего аэрокосмической отрасли? | Водород в космосе» . ВАЗ Интернэшнл, Инк . 21 сентября 2023 г. Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ Саттон, Джордж П. и Оскар Библарц. Элементы ракетной двигательной установки. Архивировано 2 января 2013 г. в Wayback Machine , седьмое издание, John Wiley & Sons (2001), стр. 257, ISBN 0-471-32642-9
- ^ «Использование топливных элементов в космическом корабле» . НАСА. Архивировано из оригинала 25 января 2012 г. Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ «Мировой рынок электромобилей на водородных топливных элементах будет расти, поскольку OEM-производители выпустят 17 моделей автомобилей к 2027 году, сообщает IHS» . IHS Inc. , 4 мая 2016 г. Архивировано из оригинала 2 марта 2021 г. Проверено 13 мая 2016 г.
- ^ «Honda прекращает выпуск Clarity FCV, работающего на водороде, из-за низких продаж» . 16 июня 2021 г. . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Чу, Идань; Цуй, Хунъян. Ежегодный обзор глобального перехода на электромобили: 2022 г. (PDF) . Международный совет по чистому транспорту. стр. 2–3 . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Глобальный прогноз развития электромобилей на 2023 год . МЭА. стр. 14–24 . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Вуди, Тодд. «Несколько станций и 200 долларов на заправку: жизнь на водородном шоссе Калифорнии» , Bloomberg, 4 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз (l_collins), Ли (2 февраля 2022 г.). « Водород вряд ли будет играть важную роль в автомобильном транспорте, даже для тяжелых грузовиков»: Фраунгофер» . Перезарядка . Проверено 8 сентября 2023 г.
- ^ Макс, Джон (14 ноября 2022 г.). «Водородные автомобили включают в себя модификации классических автомобилей - Новости H2» . www.Hydrogenfuelnews.com . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Классические автомобили ускоряются на пути к устойчивому развитию» . Инженер . 24 июля 2023 г. Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Какое будущее у маслкаров…» . Журнал Muscle Car (Австралия) . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «История автомобилей на водородных топливных элементах» . Рыночный вестник. 29 декабря 2021 г. Архивировано из оригинала 29 января 2023 г.
- ^ «Хонда, работающая на водороде, становится первой в мире» . Джапан Таймс . 26 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 7 января 2019 г.
- ^ «Honda FCX Clarity, первый в мире серийный автомобиль на топливных элементах» . Веризон Медиа. 18 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 29 июля 2021 г.
- ^ «Водородные автомобили на горизонте» . Вашингтон Таймс . 24 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2022 г.
- ^ «Honda создает первую в мире дилерскую сеть топливных элементов» . Автомобильная связь. 16 июня 2018 г. Архивировано из оригинала 21 мая 2022 г.
- ^ «Hyundai ix35 Fuel Cell будет запущен в 2014 году на бесплатном водородном топливе» . Drive.com.au. 22 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 6 июля 2022 г.
- ^ «Часто задаваемые вопросы о топливных элементах Tucson | HyundaiHydrogen.ca» . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 г. Проверено 28 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Продажи автомобилей Hyundai Motor на топливных элементах не достигли цели» . Информационное агентство Йонхап . 15 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 21 июня 2015 г.
- ^ «Топливный элемент Hyundai ix35» . Хюндай. Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ «Первое в мире массовое производство FCEV» . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ «Лучший в классе Euro NCAP 2018 — новая награда за лучший гибридный и электромобиль 2018 года | Euro NCAP» . www.euroncap.com . Архивировано из оригинала 24 июня 2019 г. Проверено 24 июня 2019 г.
- ^ «Европейские продажи Toyota Mirai начнутся в сентябре» . ВнутриEVs .
- ^ Фелькер, Джон. «Декады обещаний: чувак, где моя машина на водородных топливных элементах?». Архивировано 2 марта 2021 г. на Wayback Machine , Yahoo.com, 31 марта 2015 г.
- ^ «Toyota предложит автомобиль за 69 000 долларов после того, как Маск раскритиковал «клетки дураков» » . Bloomberg.com . 25 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2014 г. Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эйр, Джеймс. «Toyota потеряет 100 000 долларов на каждом проданном водородном FCV?» Архивировано 3 января 2015 г. на Wayback Machine , CleanTechnica.com, 19 ноября 2014 г.; и Бланко, Себастьян. «Bibendum 2014: бывший президент ЕС говорит, что Toyota может потерять 100 000 евро за один водородный седан FCV». Архивировано 24 ноября 2014 г. на Wayback Machine , GreenAutoblog.com, 12 ноября 2014 г.
- ^ «Результаты продаж, производства и экспорта за март 2020 года | Результаты продаж, производства и экспорта | Профиль | Компания» . Архивировано из оригинала 02 марта 2021 г. Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ Вориски, Питер. «Водородный автомобиль получает обратно свое топливо». Архивировано 26 февраля 2017 г. в Wayback Machine , Washington Post , 17 октября 2009 г.
- ^ Riversimple планирует сдать в аренду автомобиль для населения к 2018 году. «Водородный автомобиль, который вы действительно можете себе позволить». Архивировано 6 марта 2016 г. на Wayback Machine , TopGear.com.
- ^ ЛаМоника, Мартин. «Ford, Daimler и Nissan обязуются использовать топливные элементы» . Technologyreview.com . Архивировано из оригинала 9 ноября 2018 года . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ «Toyota хочет, чтобы все знали, как она создала свой автомобиль с водородным двигателем» . Время . 5 января 2015 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2022 г.
- ^ Гордон-Блумфилд, Никки. «Обречены ли автомобили на водородных топливных элементах и победили ли электромобили?» Архивировано 6 апреля 2017 г. на Wayback Machine , TransportEvolved.com, 4 апреля 2017 г.
- ^ Уильямс, Кейт. «Переход с водорода на электромобили продолжается, теперь Hyundai делает шаг» , Seeking Alpha , 1 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Моррис, Чарльз. «Почему три автопроизводителя все еще рекламируют автомобили на водородных топливных элементах?» , CleanTechnica, 14 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин, Полли. «Toyota подала в суд из-за отсутствия водорода для автомобилей на топливных элементах в Калифорнии» , Hydrogen Insight , 15 июля 2024 г.
- ^ Коцци, Лаура; Гулд, Тим. Мировой энергетический прогноз на 2022 год (PDF) . Международное энергетическое агентство. п. 148. В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
- ^ «UPS начинает испытания грузовика для доставки водородных топливных элементов — Roadshow» . Роуд-шоу . Архивировано из оригинала 3 мая 2017 года . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Рю, Юнг (07.07.2020). «Hyundai начинает массовое производство водородных грузовиков» . Чосон Ильбо . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «Топливный элемент Hyundai XCIENT отправляется в Европу для коммерческого использования» . Пресс-центр Hyundai Media . Архивировано из оригинала 25 сентября 2020 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «Первый в мире тяжелый грузовик на топливных элементах Hyundai XCIENT Fuel Cell отправляется в Европу для коммерческого использования — Hyundai Motor Group TECH» . tech.hyundaimotorgroup.com . Архивировано из оригинала 10 августа 2020 г. Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «В Таунсвилл въезжают тягачи, работающие на водороде» . Австралийское агентство по возобновляемым источникам энергии . 10 ноября 2021 г. Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Потенциал водорода как топлива для судоходства» . www.emsa.europa.eu . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «На пути к первому в мире коммерческому самолету с водородным двигателем» . www.airbus.com . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Барнард, Майкл (22 октября 2023 г.). «Что нового на ступенях водородной лестницы Либрайха?» . ЧистаяТехника . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ «Ионный тигр-водородный БПЛА» . Sciencedaily.com. 15 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Дэвид Робертсон (3 апреля 2008 г.). «Boeing испытывает первый самолет с водородным двигателем» . Таймс . Лондон. Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ «Стратокрафт Boeing 'Phantom Eye' Ford Fusion» . Регистр . 13 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 14 июля 2010 г. Проверено 14 июля 2010 г.
- ^ «Могут ли топливные элементы вскоре использоваться в двигателях кораблей?» . Корабельная технология . 07.03.2019. Архивировано из оригинала 24 июля 2019 г. Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ Аббасов, Фаиг (ноябрь 2018 г.). «Дорожная карта по декарбонизации европейского судоходства» (PDF) . Transportenvironment.org . Архивировано (PDF) из оригинала 25 июня 2020 г. Проверено 18 июня 2019 г.
- ^ «Урсус Люблин» . Архивировано из оригинала 1 мая 2017 г. Проверено 6 апреля 2017 г.
- ^ «Connexxion заказывает 20 водородных автобусов Solaris для Южной Голландии». Архивировано 26 июня 2020 г. на Wayback Machine , Конгресс Green Car, 15 апреля 2020 г.
- ^ «Район общественного транспорта Шампейн – Урбана» . МТД . Проверено 18 мая 2024 г.
- ^ Хэнли, Стив. «Французский город расторгает контракт на водородные автобусы и выбирает электрические автобусы» , CleanTechnica.com, 11 января 2022 г.
- ^ «Водородные двигатели набирают обороты» . Доступmylibrary.com. 01.10.2008 . Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ ХАЙСЕ [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Пресс-релиз: «Вилочные погрузчики на топливных элементах набирают обороты» , Fuelcells.org, 9 июля 2013 г.
- ^ Барнард, Майкл. «О водородных погрузчиках, майнинге биткойнов и зеленых удобрениях» , CleanTechnica , 2 января 2024 г.
- ^ «Отчет о мировой и китайской индустрии вилочных погрузчиков, 2014–2016 гг.». Архивировано 29 ноября 2014 г. в Wayback Machine , Research and Markets, 6 ноября 2014 г.
- ^ «Сравнение полного топливного цикла силовых установок вилочных погрузчиков» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 17 февраля 2013 г.
- ^ «Технология топливных элементов» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ «Создание инновационных графитовых решений на протяжении более 125 лет» . ГрафТех Интернэшнл . Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ Мировая энергетическая перспектива 2022 . Международное энергетическое агентство. п. 150. В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
- ^ «Китай представляет первый в мире трамвай, работающий на водороде» . 21 марта 2015 года. Архивировано из оригинала 6 сентября 2015 года . Проверено 6 мая 2015 г.
- ^ «Будущее Китая на водороде начинается с трамваев, а не с автомобилей» . Bloomberg.com . 25 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 25 ноября 2016 г. Проверено 7 марта 2017 г. - через www.bloomberg.com.
- ^ «Германия запускает первый в мире поезд с водородным двигателем». Архивировано 17 сентября 2018 г. в Wayback Machine , The Guardian , 17 сентября 2018 г.
- ^ Фишер, Шон (10 сентября 2007 г.). «Китайская компания планирует построить велосипед на водородных топливных элементах» . ДревоХаггер . Архивировано из оригинала 19 августа 2019 года . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ «Велосипед на водородных топливных элементах» . Гизмодо . 9 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2019 г. Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Тибу, Флорин (18 сентября 2014 г.). «Hy-Cycle — первый в Австралии велосипед на водородных топливных элементах. Возможно, на очереди мотоциклы?» . autoevolution.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2019 года . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Артур, Дэвид (30 января 2016 г.). «Технологии будущего: концепция электронного велосипеда с водородным двигателем Eco Speed от Canyon» . ebiketips.road.cc . Архивировано из оригинала 19 августа 2019 года . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Хая, Линн (3 ноября 2017 г.). «Альфа-модель Pragma Industries — это мощный мотоцикл, работающий на водороде» . Дизайнбум . Архивировано из оригинала 19 августа 2019 года . Проверено 15 августа 2019 г.
- ^ Коксворт, Бен. «Первый в мире электронный велосипед на топливных элементах имеет большой запас хода». Архивировано 15 августа 2019 г. на Wayback Machine , NewAtlas.com, 13 августа 2019 г.
- ^ «Расширитель диапазона водорода HydroRange» . Все о водороде (на голландском языке) . Проверено 03 января 2024 г.
- ^ «Грузовой велосипед HydroCargo «Последняя миля»» . Все о водороде (на голландском языке) . Проверено 03 января 2024 г.
- ^ Альтер, Ллойд. «Электронный велосипед с водородным двигателем проехал до 93 миль». Архивировано 15 августа 2019 г. на Wayback Machine , TreeHugger , 14 августа 2019 г.
- ^ «Дженерал Моторс создает новое подразделение военной обороны» . AutoNews.com. 9 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 9 октября 2020 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «GM обрисовывает возможности создания гибкой автономной электрической платформы на топливных элементах» . Пресс-релиз GM. 6 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 12 апреля 2019 года . Проверено 16 октября 2018 г.
- ^ «Водородный скутер от Vectrix» . Jalopnik.com. 13 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 3 июня 2009 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ «Скутер Suzuki Burgman на топливных элементах» . Hydrogencarsnow.com. 27 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 26 января 2011 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ «Гибридный гибридный скутер на топливных элементах и электричестве» . Io.tudelft.nl. Архивировано из оригинала 4 июня 2009 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ «СУЗУКИ-БУРГМАН Скутер на топливных элементах» . Архивировано из оригинала 10 марта 2015 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ «Asia Pacific Fuel Cell Technologies, Ltd. – системы топливных элементов и топливо…» . apfct.com . 1 января 2013 года. Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 15 апреля 2018 г.
- ^ «Индия демонстрирует авторикши, работающие на водородном топливе |» . 21 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 20 сентября 2019 года . Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ Нанди, Джаяшри. «Ученые ИИТ-Дели разрабатывают автомобили, работающие на водороде; они вызывают незначительное загрязнение окружающей среды» . Экономические времена . Архивировано из оригинала 21 сентября 2019 г. Проверено 21 сентября 2019 г.
- ^ «Аутостуди Срл Х-Дью» . Ecofriend.org. 15 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ New Holland выигрывает золото за концепцию энергонезависимой фермы. Архивировано 28 июля 2012 г. на archive.today или Трактор с водородным двигателем на энергонезависимой ферме. Архивировано 2 июля 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ «Cummins и Versatile стали партнером по выводу 15-литровых водородных двигателей на сельскохозяйственный рынок» . Конгресс зеленых автомобилей . Проверено 2 сентября 2022 г.
- ^ «Новый рекорд скорости на водороде от Ford» . Motorsportsjournal.com. Архивировано из оригинала 9 декабря 2010 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ «Федерация водородно-электрических гонок стремится произвести революцию в автоспорте» . Автонеделя . 9 января 2007 г. Архивировано из оригинала 17 июня 2020 г. Проверено 17 июня 2020 г.
- ^ «Справочное руководство по стандартам выбросов для дорожных и внедорожных транспортных средств и двигателей». Архивировано 11 октября 2020 г. в Wayback Machine , Агентство по охране окружающей среды США (2012 г.), по состоянию на 9 октября 2020 г.
- ^ «H2Mobility — Водородный транспорт — нетинформ» . Архивировано из оригинала 2 марта 2021 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ «Автомобили на водородном топливе 1807–1986». Архивировано 31 марта 2016 г. в Wayback Machine , Hydrogen Cars Now, по состоянию на 7 апреля 2016 г.
- ^ США 3844262 , Дьес, Поль Бертран, «Испарение продуктов выхлопа в водородно-кислородном двигателе», опубликовано 29 октября 1974 г.
- ^ «НОВОСТНОЙ ОТДЕЛ MAZDA| Mazda начинает сдавать в аренду роторные водородные автомобили|ПРЕССЫ НОВОСТЕЙ» . Пресс-релизы Mazda . 5 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 30 августа 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эберле, Ульрих; Мюллер, Бернд; фон Гельмольт, Риттмар (15 июля 2012 г.). «Электромобили на топливных элементах и водородная инфраструктура: состояние 2012» . Королевское химическое общество . Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 г. Проверено 8 января 2013 г.
- ^ Копенгагенский университет (24 августа 2020 г.). «Топливные элементы для водородных автомобилей становятся более долговечными» . физ.орг . Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 г. Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Россмайсль, январь (24 августа 2020 г.). «Водородные автомобили вскоре могут стать мировой нормой» . ЭврекАлерт! . Архивировано из оригинала 01.11.2020 . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^ Телиас, Габриэла и др. Сотрудничество в области НИОКР для разработки гибридных и электромобилей на топливных элементах. Архивировано 3 сентября 2014 г. на Wayback Machine , NREL.gov, ноябрь 2010 г., по состоянию на 1 сентября 2014 г.
- ^ Лесаж, Джон. Toyota утверждает, что морозы не представляют никаких проблем для автомобилей на топливных элементах. Архивировано 1 августа 2014 г. на Wayback Machine , Autoblog.com, 6 февраля 2014 г.
- ^ Мишлер, Джефф, Юн Ван, Парта П. Мукерджи, Рангачари Мукундан и Родни Л. Боруп, «Эксплуатация топливных элементов с полимерным электролитом при низкой температуре: образование льда и потеря производительности элемента», Electrochimica Acta , 65 (2012), стр. 127– 133
- ^ Ван, Ю. «Анализ ключевых параметров холодного запуска топливных элементов с полимерным электролитом», J. Electrochem. Соц. , 154 (2007) стр. B1041–B1048.
- ^ Ван, Ю., П. П. Мукерджи, Дж. Мишлер, Р. Мукундан и Р. Л. Боруп, «Холодный запуск топливных элементов с полимерным электролитом: трехэтапная характеристика запуска», Electrochimica Acta , 55 (2010), стр. 2636–2644.
- ^ Мишлер Дж., Ю. Ван, Р. Лухан, Р. Мукундан и Р. Л. Боруп, «Экспериментальное исследование работы топливного элемента с полимерным электролитом при минусовых температурах», Журнал Электрохимического общества , 160 (6) стр. . Ф514–Ф521 (2013 г.)
- ^ «Срок службы ЭЭРЭ 5000 часов» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 мая 2010 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ «Школьные автобусы на топливных элементах: отчет Конгрессу» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 декабря 2010 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ «Гелий в Центральном Кентукки? Ядра из колодца Тексако № 1 Кирби, округ Гаррард, штат Кентукки» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 г. Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Дэвид З. Моррис. « Почему Япония хочет превратиться в «водородное общество». Архивировано 4 апреля 2016 г. в Wayback Machine ». Fortune (журнал) , 21 октября 2015 г. Цитата: «В отличие от бензина, солнечной или ядерной энергии, водород не является источником энергии. — просто метод хранения энергии. «Водород — это носитель энергии в том же смысле, что и электричество», — говорит Дэвид Кит.
- ^ Шульц, М.Г., Томас Диль, Гай П. Брассер и Вернер Зиттель. «Загрязнение воздуха и воздействие глобальной водородной экономики на климат». Архивировано 28 августа 2007 г. в Wayback Machine , Science , 24 октября 2003 г., 302: 624-627.
- ^ «Проект «Ветер-водород» . Исследования водорода и топливных элементов . Голден, Колорадо: Национальная лаборатория возобновляемых источников энергии Министерства энергетики США. Сентябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 26 августа 2009 г. Проверено 7 января 2010 г.
- ^ Агати, Кристиан. «Водородные автомобили мертвы, поскольку проекты сворачиваются, а цены на заправку взлетают до небес» , Auto Evolution , 20 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сапли, Курт. «Не делайте ставку на водородный автомобиль в ближайшее время». Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine . Вашингтон Пост , 17 ноября 2009 г.
- ^ Вернер Циттель; Рейнхольд Вурстер (8 июля 1996 г.). «Глава 3: Производство водорода. Часть 4: Производство электроэнергии методом электролиза» . HyWeb: Знания – водород в энергетике . Людвиг-Бёльков-Системтехник ГмбХ. Архивировано из оригинала 7 февраля 2007 года.
- ^ Л. Солер, Х. Маканас, М. Муньос, Х. Касадо. Журнал источников энергии 169 (2007) 144-149.
- ^ Ф. Крейт , «Ошибки водородной экономики: критический анализ производства и использования водорода» в журнале Energy Resources Technology (2004), 126: 249–257.
- ^ Боссель, Ульф. «Имеет ли смысл водородная экономика?» , Архивировано 24 июля 2008 г. в Wayback Machine Proceedings of the IEEE, Vol. 94, № 10, октябрь 2006 г.
- ^ «Управление энергетической информации США, «Мировое производство первичной энергии по источникам, 1970–2004 гг . » . Eia.doe.gov. Архивировано из оригинала 2 июня 2010 г. Проверено 12 декабря 2010 г.
- ^ Водородные автобусы Исландии приближаются к безмасляной экономике. Архивировано 24 июля 2012 г. на archive.today . Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ Первая датская водородная электростанция введена в эксплуатацию. Архивировано 26 сентября 2007 г. в Wayback Machine . Проверено 17 июля 2007 г.
- ^ Эберле, Ульрих; Мюллер, Бернд; фон Гельмольт, Риттмар. «Электромобили на топливных элементах и водородная инфраструктура: состояние 2012» . Энергетика и экология . Архивировано из оригинала 9 февраля 2014 г. Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Ланц, Уолтер (декабрь 2001 г.). «Свойства водорода» (PDF) . Министерство энергетики США . Колледж пустыни. Плотность энергии. Архивировано (PDF) из оригинала 1 июля 2017 г. Проверено 5 октября 2015 г.
Исходя из этого, энергетическая плотность водорода низка (поскольку он имеет очень низкую плотность), хотя его соотношение энергии к весу является лучшим из всех видов топлива (потому что он очень легкий).
- ^ Зубрин, Роберт (2007). Энергетическая победа: победа в войне с террором путем освобождения от нефти . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. п. 121. ИСБН 978-1-59102-591-7 .
- ^ Мили, Рэйчел. «Автомобильные водородные мембраны — огромный прорыв для автомобилей». Архивировано 10 июня 2019 г. на Wayback Machine , ABC , 8 августа 2018 г.
- ^ Коцци, Лаура; Гулд, Тим. Мировой энергетический прогноз на 2022 год (PDF) . Международное энергетическое агентство. п. 400. В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
- ^ Лаура, Коцци; Гоилд, Тим. Мировой энергетический прогноз на 2022 год (PDF) . Международное энергетическое агентство. стр. 148–149. В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
- ↑ Подсчет альтернативных заправочных станций, проведенный государством. Архивировано 15 марта 2016 г. в Wayback Machine , Центр данных по альтернативному топливу , по состоянию на 21 июля 2024 г.
- ^ Джонс, Никола. «Что случилось с водородной магистралью?» Архивировано 12 марта 2016 г. в Wayback Machine , Пике , 9 февраля 2012 г., по состоянию на 17 марта 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фёлкер, Джон. «Потребление энергии в автомобилях на водородных топливных элементах: выше, чем у электромобилей, даже у гибридов (анализ)». Архивировано 2 марта 2021 г. в Wayback Machine , Green Car Reports , 4 мая 2017 г.
- ^ «Кодексы и стандарты Министерства энергетики» . Hydrogen.energy.gov. Архивировано из оригинала 19 июля 2011 г. Проверено 31 января 2011 г.
- ^ «Награды программы транзитных автобусов GSA включают первые предложения электробусов на водородных топливных элементах» . www.gsa.gov . 21 декабря 2021 г. Проверено 18 мая 2022 г.
- ^ «Центр данных по альтернативным видам топлива: водородные законы и стимулы в Нью-Йорке» . afdc.energy.gov . Проверено 29 октября 2022 г.
- ^ «Ад и водород» . Обзор технологий Массачусетского технологического института . Массачусетский технологический институт. 1 марта 2007 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2020 г. Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Мейерс, Джереми П. «Возвращение к работе: разработка топливных элементов после ажиотажа». Архивировано 25 июля 2011 г. в Wayback Machine . электрохимического общества Интерфейс , зима 2008 г., стр. 36–39, по состоянию на 7 августа 2011 г.
- ^ Уайт, Чарли. «Автомобили на водородных топливных элементах — это мошенничество». Архивировано 19 июня 2014 г. на Wayback Machine Dvice TV, 31 июля 2008 г.
- ^ Скватриглия, Чак. «Водородные автомобили не будут иметь никакого значения в течение 40 лет». Архивировано 27 марта 2014 г. в Wayback Machine , Wired , 12 мая 2008 г.
- ^ Бойд, Роберт С. (15 мая 2007 г.). «Водородные автомобили, возможно, появятся уже давно» . Газеты Макклатчи. Архивировано из оригинала 1 мая 2009 года . Проверено 9 мая 2008 г.
- ^ Ромм, Джозеф (2004). Шумиха вокруг водорода: факты и вымыслы в гонке за спасение климата . Нью-Йорк: Айленд Пресс. ISBN 1-55963-703-Х . ( ISBN 1-55963-703-X ), Глава 5
- ^ Ромм, Джозеф. «Tesla козыряет Toyota, часть II: большая проблема с автомобилями на водородных топливных элементах». Архивировано 21 августа 2014 г. на сайте Wayback Machine , CleanProgress.com, 13 августа 2014 г., и «Tesla козыряет Toyota 3: почему электромобили сегодня превосходят водородные автомобили». Архивировано г. 8 апреля 2015 г. на Wayback Machine , CleanProgress.com, 25 августа 2014
- ^ Ромм, Джозеф. «Tesla превосходит Toyota: почему водородные автомобили не могут конкурировать с чистыми электромобилями». Архивировано 21 августа 2014 г. на Wayback Machine , CleanProgress.com, 5 августа 2014 г.
- ^ Нил, Дэн (13 февраля 2009 г.). «Honda FCX Clarity: красота ради красоты» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 16 февраля 2009 года . Проверено 11 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ригглсворт, Фил. «Автомобиль вечного будущего». Архивировано 20 мая 2017 г. на Wayback Machine 4 сентября 2008 г., получено 15 сентября 2008 г.
- ^ «Жизненный цикл водородных автомобилей выделяет больше углерода, чем автомобили, работающие на бензине, говорится в исследовании» , архивировано 6 января 2010 г. на Wayback Machine Digital Trends , 1 января 2010 г.
- ^ Чацко, Макс. «1 гигантское препятствие, препятствующее попаданию водородного топлива в ваш бензобак». Архивировано 26 ноября 2013 г. в Wayback Machine , The Motley Fool , 23 ноября 2013 г.
- ^ Бланко, Себастьян. «Кребс из VW говорит о водороде и говорит: «Самый эффективный способ преобразования энергии в мобильность — это электричество». Архивировано 25 ноября 2013 г. в Wayback Machine , AutoblogGreen , 20 ноября 2013 г.
- ^ Браун, Николас. «Водородные автомобили потеряли большую часть своей поддержки, но почему?» Архивировано 15 мая 2016 г. в Португальском веб-архиве CleanTechnica , 26 июня 2015 г.
- ^ Мейерс, Гленн. «Водородная экономика: бум или крах?» Архивировано 15 мая 2016 г. в Португальском веб-архиве CleanTechnica , 19 марта 2015 г.
- ^ «Электрические автомобили с аккумуляторной батареей — лучший выбор для сокращения выбросов» . PVBuzz.com. 15 ноября 2016 года. Архивировано из оригинала 21 апреля 2017 года . Проверено 16 ноября 2016 г.
- ^ «Центр данных по альтернативным видам топлива: выбросы электромобилей на топливных элементах» . www.afdc.energy.gov . Архивировано из оригинала 20 апреля 2017 года . Проверено 14 мая 2017 г.
- ^ Руффо, Густаво Энрике. «В этом видео сравниваются BEV с FCEV и более эффективный...». Архивировано 26 октября 2020 г. на Wayback Machine , InsideEVs.com, 29 сентября 2019 г.
- ^ Аллен, Джеймс. «Honda: сейчас подходящее время для использования электромобилей». Архивировано 24 ноября 2020 г. в Wayback Machine , The Sunday Times , 4 ноября 2019 г.
- ^ Бакстер, Том (3 июня 2020 г.). «Водородные автомобили не обгонят электромобили, потому что им мешают законы науки» . Разговор . Архивировано из оригинала 31 июля 2020 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Фернандес, Рэй (14 апреля 2022 г.). «Вот почему водородные автомобили были обречены на провал» . СлэшГир . Проверено 16 апреля 2022 г.
- ^ Плётц, Патрик. «Водородная технология вряд ли сыграет важную роль в устойчивом автомобильном транспорте» , Nature Electronics , vol. 5, стр. 8–10, 31 января 2022 г.
- ^ Паркс (627156db9d68b), Рэйчел (03 мая 2022 г.). «Жидкий водород в качестве морского топлива – новаторский межконтинентальный перевозчик H2 получает технический зеленый свет» . Перезарядка . Проверено 18 мая 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Утгикар, Вивек П; Тизен, Тодд (2005). «Безопасность топливных баков со сжатым водородом: утечка из стационарных транспортных средств». Технология в обществе . 27 (3): 315–320. doi : 10.1016/j.techsoc.2005.04.005 .
- ↑ Ли, Джонатан А. «Водородное охрупчивание» , НАСА, апрель 2016 г.
- ^ Добсон, Джефф (12 июня 2019 г.). «Взрыв водородной станции привел к остановке FCV» . ЕВ Разговор. Архивировано из оригинала 23 июня 2019 года . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ Вудро, Мелани (3 июня 2019 г.). «После взрыва в районе залива наблюдается нехватка водорода» . Новости АВС. Архивировано из оригинала 8 июня 2019 года . Проверено 13 июня 2019 г.
- ^ «Автомобиль, заправленный биогазом из коровьего навоза: студенты WWU превращают метан в природный газ» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 30 мая 2015 г.
- ^ «Мировая статистика выбросов природного газа» . Журнал НГВ. Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 г. Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ «Дикая физика пожирающей метан суперракеты Илона Маска» . Проводная Великобритания . ISSN 1357-0978 . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ «Поиск альтернативных заправочных станций» , Центр данных по альтернативным видам топлива, Министерство энергетики США, по состоянию на 9 сентября 2023 г.
- ^ «Мегаваттная сеть зарядки для дальнемагистральных грузовиков eeNews Power» . EENewsEurope . 30 сентября 2021 г. Проверено 16 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница Калифорнийского партнерства по топливным элементам
- Fuel Cell Today: рыночная информация об индустрии топливных элементов
- Страницы Министерства энергетики США по водороду
- Sandia Corporation - Описание водородного двигателя внутреннего сгорания
- Внутри первого в мире серийного автомобиля с водородным двигателем BBC News, 14 сентября 2010 г.
- Демонстрация водорода в Toyota Ecopark ARENAWIRE, 22 марта 2019 г.