Удельный импульс
Удельный импульс (обычно сокращенно I sp ) является мерой того, насколько эффективно двигатель реактивной массы , такой как ракета, использующая топливо, или реактивный двигатель, использующий топливо, генерирует тягу .
Двигательная установка с более высоким удельным импульсом более эффективно использует массу топлива. В случае ракеты это означает, что для данной дельта- v требуется меньше топлива . [1] [2] так что транспортное средство, прикрепленное к двигателю, может более эффективно набирать высоту и скорость.
Двигательные системы
[ редактировать ]Для двигателей, таких как двигатели с холодным газом, реактивная масса которых представляет собой только топливо, которое они несут, удельный импульс точно пропорционален эффективной скорости выхлопных газов.
В атмосфере
[ редактировать ]В контексте атмосферы удельный импульс может включать в себя вклад в импульс, обеспечиваемый массой внешнего воздуха, который ускоряется двигателем, например, за счет сгорания топлива или внешнего гребного винта. Реактивные двигатели и турбовентиляторные двигатели используют внешний воздух как для сгорания, так и для перепуска, и поэтому имеют гораздо более высокий удельный импульс, чем ракетные двигатели.
Для воздушно-реактивных двигателей учитывается только масса топлива, а не масса воздуха, проходящего через двигатель. Сопротивление воздуха и неспособность двигателя сохранять высокий удельный импульс при высокой скорости горения являются ограничивающими факторами скорости расхода топлива. Если бы не сопротивление воздуха и уменьшение расхода топлива во время полета, удельный импульс был бы прямой мерой эффективности двигателя в преобразовании массы топлива в поступательный импульс.
Удельный импульс, выраженный в израсходованной массе пороха, имеет единицы расстояния за время, что представляет собой условную скорость, называемую эффективной скоростью истечения . Это выше фактической скорости выхлопных газов, поскольку масса воздуха для горения не учитывается. Фактическая и эффективная скорости истечения одинаковы в ракетных двигателях, работающих в вакууме.
Общие соображения
[ редактировать ]Количество топлива может быть измерено либо в единицах массы, либо в весе. Если используется масса, удельный импульс — это импульс на единицу массы, который, как показывает анализ размеров, имеет единицы скорости, в частности, эффективную скорость выхлопа . Поскольку система СИ основана на массе, этот тип анализа обычно выполняется в метрах в секунду. Если используется система единиц измерения, основанная на силе, импульс делится на вес пороха (вес является мерой силы), в результате чего получаются единицы времени (секунды). Эти две формулировки отличаются друг от друга стандартным ускорением свободного падения ( g 0 ) у поверхности Земли.
Скорость изменения импульса ракеты (включая ее топливо) в единицу времени равна тяге. Чем выше удельный импульс, тем меньше топлива требуется для создания заданной тяги в течение заданного времени и тем эффективнее топливо. Это не следует путать с физической концепцией энергоэффективности , которая может снижаться по мере увеличения удельного импульса, поскольку двигательные системы, дающие высокий удельный импульс, требуют для этого большой энергии. [3]
тягу Не следует путать и удельный импульс. Тяга — это сила, создаваемая двигателем, и она зависит от количества реактивной массы, проходящей через двигатель. Удельный импульс измеряет импульс, производимый на единицу топлива, и пропорционален скорости истечения. Тяга и удельный импульс связаны конструкцией и топливом рассматриваемого двигателя, но эта связь незначительна. Например, двухкомпонентное топливо LH 2 /LO 2 обеспечивает более высокий I sp , но меньшую тягу, чем RP-1 / LO 2, из-за того, что выхлопные газы имеют меньшую плотность и более высокую скорость ( H 2 O по сравнению с CO 2 и H 2 O). Во многих случаях двигательные установки с очень высоким удельным импульсом (некоторые ионные двигатели достигают 10 000 секунд) производят низкую тягу. [4]
При расчете удельного импульса учитывается только топливо, находившееся на автомобиле перед использованием. Таким образом, для химической ракеты масса топлива будет включать как топливо, так и окислитель . В ракетной технике более тяжелый двигатель с более высоким удельным импульсом может быть не так эффективен для набора высоты, расстояния или скорости, как более легкий двигатель с более низким удельным импульсом, особенно если последний двигатель обладает более высокой тяговооруженностью . Это важная причина того, что большинство конструкций ракет имеют несколько ступеней. Первая ступень оптимизирована для работы с высокой тягой, чтобы разгонять последующие ступени с более высоким удельным импульсом на большие высоты, где они могут работать более эффективно.
Единицы
[ редактировать ]Удельный импульс | Эффективный скорость выхлопа | Специфическое топливо потребление | ||
---|---|---|---|---|
По весу | По массе | |||
И | = х с | = 9,80665· x Н·с/кг | = 9,80665 · х м/с | = 101,972/ x г/(кН·с) |
Обычные единицы США | = х с | = x фунт-сила·с/фунт | = 32,17405· х фут/с | = 3600/ x фунт/(фунт-сила·ч) |
Наиболее распространенной единицей измерения удельного импульса является вторая, поскольку значения одинаковы независимо от того, выполняются ли расчеты в единицах СИ , британских или обычных единицах США. Почти все производители указывают производительность двигателя в секундах, и эта единица также полезна для определения производительности двигателя самолета. [5]
Использование метров в секунду для определения эффективной скорости выхлопа также достаточно распространено. Единица интуитивно понятна при описании ракетных двигателей, хотя эффективная скорость выхлопа двигателей может значительно отличаться от фактической скорости выхлопа, особенно в с газогенераторным циклом двигателях . Для воздушно-реактивных двигателей эффективная скорость истечения не имеет физического смысла, хотя ее можно использовать в целях сравнения. [6]
Метры в секунду численно эквивалентны ньютон-секундам на кг (Н·с/кг), а измерения удельного импульса в системе СИ могут быть записаны в любых взаимозаменяемых единицах. В этой единице подчеркивается определение удельного импульса как импульса на единицу массы пороха.
Удельный расход топлива обратно пропорционален удельному импульсу и измеряется в г/(кН·с) или фунтах/(фунт-сила-час). Удельный расход топлива широко используется для описания характеристик воздушно-реактивных двигателей. [7]
Удельный импульс в секундах
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2019 г. ) |
Удельный импульс, измеряемый в секундах, фактически означает, за сколько секунд данное топливо в сочетании с данным двигателем может разогнать свою собственную начальную массу до 1 г. Чем дольше он может ускорять собственную массу, тем больше дельта-V он передает всей системе.
Другими словами, для конкретного двигателя и массы конкретного топлива удельный импульс измеряет, как долго этот двигатель может оказывать непрерывную силу (тягу) до полного сгорания этой массы топлива. Определенная масса более энергоплотного топлива может гореть в течение более длительного времени, чем какое-то менее энергоплотное топливо, созданное для приложения той же силы при горении в двигателе. Различные конструкции двигателей, сжигающие одно и то же топливо, могут быть не одинаково эффективными в направлении энергии топлива в эффективную тягу.
Для всех транспортных средств удельный импульс (импульс на единицу массы топлива на Земле) в секундах можно определить по следующему уравнению: [8]
где:
- тяга, получаемая от двигателя ( ньютоны или фунты-силы ),
- — стандартная сила тяжести , которая номинально равна силе тяжести на поверхности Земли (м/с 2 или фут/с 2 ),
- измеряемый удельный импульс (секунды),
- - массовый расход израсходованного пороха (кг/с или снарядов /с)
Английская единица массы фунт используется чаще, чем пуля, и при использовании фунтов в секунду для массового расхода удобнее выражать стандартную силу тяжести как 1 фунт-сила на фунт массы. Обратите внимание, что это эквивалентно 32,17405 фут/с2, но выражено в более удобных единицах. Это дает:
I sp в секундах — это время, в течение которого ракетный двигатель может генерировать тягу при наличии количества топлива, вес которого равен тяге двигателя.
Преимущество этой рецептуры в том, что ее можно использовать для ракет, где вся реакционная масса находится на борту, а также для самолетов, где большая часть реакционной массы забирается из атмосферы. Кроме того, он дает результат, не зависящий от используемых единиц измерения (при условии, что используемая единица времени — секунда).
Ракетная техника
[ редактировать ]В ракетостроении единственной реактивной массой является топливо, поэтому удельный импульс рассчитывается альтернативным методом, дающим результаты с единицами секунды. Удельный импульс определяется как тяга, интегрированная во времени на единицу массы топлива на Земле: [9]
где
- – удельный импульс, измеряемый в секундах,
- - средняя скорость выхлопа вдоль оси двигателя (в м/с или фут/с),
- стандартная сила тяжести (в м/с 2 или фут/с 2 ).
В ракетах из-за атмосферных воздействий удельный импульс меняется с высотой, достигая максимума в вакууме. Это связано с тем, что скорость выхлопа является не просто функцией давления в камере сгорания, а функцией разницы между внутренней и внешней частью камеры сгорания . Значения обычно приводятся для работы на уровне моря («sl») или в вакууме («vac»).
Удельный импульс как эффективная скорость истечения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2019 г. ) |
Из-за геоцентрического фактора g 0 в уравнении удельного импульса многие предпочитают альтернативное определение. Удельный импульс ракеты можно определить как тягу на единицу массового расхода топлива. Это столь же действенный (и в некотором смысле несколько более простой) способ определения эффективности ракетного топлива. Для ракеты удельный импульс, определяемый таким образом, представляет собой просто эффективную скорость истечения относительно ракеты v e . «В реальных соплах ракет скорость истечения на самом деле не является одинаковой по всему выходному сечению, и такие профили скорости трудно измерить точно. однородная осевая скорость v e Для всех расчетов, в которых используются одномерные описания задач, предполагается . Эта эффективная скорость истечения представляет собой среднюю или массовую эквивалентную скорость, с которой топливо выбрасывается из ракеты». [10] Два определения удельного импульса пропорциональны друг другу и связаны друг с другом следующим образом: где
- – удельный импульс в секундах,
- — удельный импульс, измеренный в м/с , который совпадает с эффективной скоростью выхлопа, измеренной в м/с (или фут/с, если g выражено в фут/с). 2 ),
- — стандартная сила тяжести , 9,80665 м/с. 2 (в обычных единицах США 32,174 фута/с 2 ).
Это уравнение справедливо и для воздушно-реактивных двигателей, но на практике используется редко.
(Обратите внимание, что иногда используются разные символы; например, c также иногда обозначает скорость выхлопа. Хотя символ логически можно использовать для удельного импульса в единицах (Н·с 3 )/(м·кг); во избежание путаницы желательно зарезервировать это значение для удельного импульса, измеряемого в секундах.)
Это связано с тягой или поступательной силой ракеты уравнением: [11] где - массовый расход топлива, который представляет собой скорость уменьшения массы транспортного средства.
Ракета должна нести с собой все топливо, поэтому масса несгоревшего топлива должна ускоряться вместе с самой ракетой. Минимизация массы топлива, необходимой для достижения заданного изменения скорости, имеет решающее значение для создания эффективных ракет. Уравнение ракеты Циолковского показывает, что для ракеты с заданной пустой массой и заданным количеством топлива общее изменение скорости, которое она может достичь, пропорционально эффективной скорости истечения.
Космический корабль без двигательной установки движется по орбите, определяемой его траекторией и любым гравитационным полем. Отклонения от соответствующего режима скорости (они называются Δ v ) достигаются путем направления выхлопной массы в направлении, противоположном направлению желаемого изменения скорости.
Фактическая скорость выхлопа по сравнению с эффективной скоростью выхлопа
[ редактировать ]Когда двигатель работает в атмосфере, скорость выхлопа снижается под действием атмосферного давления, что, в свою очередь, снижает удельный импульс. Это снижение эффективной скорости истечения по сравнению с фактической скоростью истечения, достигаемой в условиях вакуума. В случае ракетных двигателей с газогенераторным циклом присутствует более одного потока выхлопных газов, поскольку выхлопные газы турбонасоса выходят через отдельное сопло. Расчет эффективной скорости выхлопа требует усреднения двух массовых расходов, а также учета любого атмосферного давления. [ нужна ссылка ]
Для воздушно-реактивных двигателей, особенно турбовентиляторных , фактическая скорость истечения и эффективная скорость истечения различаются на порядки. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, значительный дополнительный импульс достигается за счет использования воздуха в качестве реакционной массы, так что продукты сгорания в выхлопных газах имеют большую массу, чем сгоревшее топливо. Затем инертные газы в атмосфере поглощают тепло от сгорания и за счет возникающего расширения создают дополнительную тягу. Наконец, в турбовентиляторных двигателях и других конструкциях еще большая тяга создается за счет давления на всасываемый воздух, который никогда не подвергается непосредственному сгоранию. Все это в совокупности обеспечивает лучшее соответствие между воздушной скоростью и скоростью выхлопа, что экономит энергию/горючее и значительно увеличивает эффективную скорость выхлопа, одновременно снижая фактическую скорость выхлопа. [ нужна ссылка ] Опять же, это связано с тем, что масса воздуха не учитывается при расчете удельного импульса, таким образом весь момент тяги относят к массе топливного компонента выхлопных газов и опускают реакционную массу, инертный газ и влияние выхлопных газов. вентиляторы на общую эффективность двигателя из рассмотрения.
По сути, импульс выхлопа двигателя включает в себя гораздо больше, чем просто топливо, но расчет удельного импульса игнорирует все, кроме топлива. Несмотря на то, что эффективная скорость выхлопа для воздушно-реактивного двигателя кажется бессмысленной в контексте фактической скорости выхлопа, она все же полезна для сравнения абсолютной топливной эффективности различных двигателей.
Плотность удельного импульса
[ редактировать ]Связанная с этим мера, удельный импульс плотности , иногда также называемый импульсом плотности и обычно обозначаемый сокращенно I s d, представляет собой произведение среднего удельного веса данной топливной смеси и удельного импульса. [12] Хотя он и менее важен, чем удельный импульс, он является важной мерой при проектировании ракеты-носителя, поскольку низкий удельный импульс подразумевает, что для хранения топлива потребуются баки большего размера, что, в свою очередь, окажет отрицательное влияние на соотношение масс ракеты-носителя . [13]
Удельный расход топлива
[ редактировать ]Удельный импульс обратно пропорционален удельному расходу топлива (SFC) по соотношению I sp = 1/( г o ·SFC) для SFC в кг/(Н·с) и I sp = 3600/SFC для SFC в фунтах/(фунт-сила). ·час).
Примеры
[ редактировать ]Ракетные двигатели в вакууме | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Тип | Первый бегать | Приложение | ТСФК | Я сп (по весу) | Я сп (по массе) | |
фунт/фунт-сила·ч | г/кН·с | с | РС |
Реактивные двигатели с подогревом , статика, уровень моря | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Тип | Первый бегать | Приложение | ТСФК | Я сп (по весу) | Я сп (по массе) | |
фунт/фунт-сила·ч | г/кН·с | с | РС |
Сухие реактивные двигатели , статические, на уровне моря | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Тип | Первый бегать | Приложение | ТСФК | Я сп (по весу) | Я сп (по массе) | |
фунт/фунт-сила·ч | г/кН·с | с | РС |
Реактивные двигатели , круизный | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | Тип | Первый бегать | Приложение | ТСФК | Я сп (по весу) | Я сп (по массе) | |
фунт/фунт-сила·ч | г/кН·с | с | РС |
Двигатель | Эффективная скорость выхлопа (м/с) | Удельный импульс (с) | Удельная энергия выхлопных газов (МДж/кг) |
---|---|---|---|
Турбореактивный реактивный двигатель ( фактическая V ~ 300 м/с) | 29,000 | 3,000 | Прибл. 0,05 |
Твердотопливный ракетный ускоритель космического корабля "Шаттл" | 2,500 | 250 | 3 |
Жидкий кислород – жидкий водород | 4,400 | 450 | 9.7 |
НСТАР [29] электростатический ксеноново-ионный двигатель | 20,000–30,000 | 1,950–3,100 | |
NEXT Электростатический ксеноново-ионный двигатель | 40,000 | 1,320–4,170 | |
ВАСИМР Прогнозы [30] [31] [32] | 30,000–120,000 | 3,000–12,000 | 1,400 |
Электростатический ионный двигатель DS4G [33] | 210,000 | 21,400 | 22,500 |
Идеальная фотонная ракета [д] | 299,792,458 | 30,570,000 | 89,875,517,874 |
Пример удельного импульса, измеренного во времени, составляет 453 секунды, что эквивалентно эффективной скорости выхлопа 4,440 км/с (14 570 футов/с) для двигателей RS-25 при работе в вакууме. [34] Воздушно-реактивный двигатель обычно имеет гораздо больший удельный импульс, чем ракета; например, турбовентиляторный реактивный двигатель может иметь удельный импульс 6000 секунд или более на уровне моря, тогда как у ракеты он будет составлять от 200 до 400 секунд. [35]
Таким образом, воздушно-реактивный двигатель гораздо более эффективен по топливу, чем ракетный двигатель, поскольку воздух служит реакционной массой и окислителем для сгорания, который не нужно нести в качестве топлива, а фактическая скорость выхлопа намного ниже, поэтому кинетическая энергия выхлопные газы уносятся ниже, и поэтому реактивный двигатель использует гораздо меньше энергии для создания тяги. [36] Хотя фактическая скорость выхлопа ниже для воздушно-реактивных двигателей, эффективная скорость выхлопа очень высока для реактивных двигателей. Это связано с тем, что расчет эффективной скорости выхлопа предполагает, что переносимое топливо обеспечивает всю реакционную массу и всю тягу. Следовательно, эффективная скорость выхлопа не имеет физического значения для воздушно-реактивных двигателей; тем не менее, он полезен для сравнения с другими типами двигателей. [37]
Самый высокий удельный импульс химического топлива, когда-либо испытанного в ракетном двигателе, составил 542 секунды (5,32 км/с) с трехкомпонентным топливом из лития , фтора и водорода . Однако такое сочетание непрактично. Литий и фтор чрезвычайно агрессивны, литий воспламеняется при контакте с воздухом, фтор воспламеняется при контакте с большинством видов топлива, а водород, хотя и не гиперголический, представляет собой опасность взрыва. Фтор и фтороводород (HF) в выхлопных газах очень токсичны, что наносит вред окружающей среде, затрудняет работу на стартовой площадке и значительно затрудняет получение лицензии на запуск. Выхлопы ракеты также ионизируются, что будет мешать радиосвязи с ракетой. [38] [39] [40]
Ядерные тепловые ракетные двигатели отличаются от обычных ракетных двигателей тем, что энергия подается к топливам за счет внешнего ядерного источника тепла вместо теплоты сгорания . [41] Ядерная ракета обычно работает, пропуская жидкий газообразный водород через работающий ядерный реактор. Испытания в 1960-х годах показали удельные импульсы около 850 секунд (8340 м/с), что примерно вдвое больше, чем у двигателей космического корабля "Шаттл". [42]
Различные другие методы ракетного движения, такие как ионные двигатели , дают гораздо более высокий удельный импульс, но с гораздо меньшей тягой; например, двигатель на эффекте Холла на спутнике SMART-1 имеет удельный импульс 1640 с (16,1 км / с), но максимальную тягу всего 68 мН (0,015 фунта-силы). [43] Магнитоплазменный ракетный двигатель с регулируемым удельным импульсом (VASIMR), который в настоящее время находится в разработке, теоретически будет иметь скорость от 20 до 300 км/с (от 66 000 до 984 000 футов/с) и максимальную тягу 5,7 Н (1,3 фунта-силы). [44]
См. также
[ редактировать ]- Реактивный двигатель
- Импульс
- Уравнение ракеты Циолковского
- Системный импульс
- Удельная энергия
- Стандартная гравитация
- Удельный расход топлива — расход топлива на единицу тяги.
- Удельная тяга — тяга на единицу воздуха для канального двигателя.
- Теплотворная способность
- Плотность энергии
- Дельта-в (физика)
- Ракетное топливо
- Жидкое ракетное топливо
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Что такое удельный импульс?» . Группа качественных рассуждений. Архивировано из оригинала 4 июля 2016 года . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ Хатчинсон, Ли (14 апреля 2013 г.). «Новый ракетный двигатель F-1B модернизирует конструкцию эпохи Аполлона с тягой 1,8 миллиона фунтов» . Арс Техника . Проверено 15 апреля 2013 г.
Мерой топливной эффективности ракеты называется ее удельный импульс (сокращенно «ISP» — или, точнее, Isp)… «Массовый удельный импульс… описывает эффективность химической реакции, создающую тягу, и его легче всего измерить. считается величиной силы тяги, создаваемой каждым фунтом (массой) топлива и окислителя, сгоревшими в единицу времени. Это что-то вроде меры миль на галлон (миль на галлон) для ракет».
- ^ «Межзвездный зонд с лазерным двигателем (презентация)» . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года . Проверено 16 ноября 2013 г.
- ^ «Обзор миссии» . исследовать Марсноу . Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ «Специальный импульс» . www.grc.nasa.gov .
- ^ «Что такое удельный импульс?» . www.qrg.northwestern.edu .
- ^ «Удельный расход топлива» . www.grc.nasa.gov . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ Элементы ракетного движения, 7-е издание Джорджа П. Саттона, Oscar Biblarz
- ^ Бенсон, Том (11 июля 2008 г.). «Специальный импульс» . НАСА . Проверено 22 декабря 2009 г.
- ^ Джордж П. Саттон и Оскар Библарц (2016). Элементы ракетного движения . Джон Уайли и сыновья. п. 27. ISBN 978-1-118-75388-0 .
- ^ Томас А. Уорд (2010). Аэрокосмические двигательные установки . Джон Уайли и сыновья. п. 68. ИСБН 978-0-470-82497-9 .
- ^ Плотность удельного импульса . Проверено 20 сентября 2022 г.
{{cite encyclopedia}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Ракетное топливо» . braeunig.us . Проверено 20 сентября 2022 г.
- ^ «НК33» . Энциклопедия космонавтики.
- ^ «ССМЕ» . Энциклопедия космонавтики.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в Натан Мейер (21 марта 2005 г.). «Технические характеристики военных турбореактивных/турбореактивных двигателей» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года.
- ^ Jump up to: а б «Фланкер» . Международный журнал AIR . 23 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Турбовентиляторный двигатель EJ200» (PDF) . МТУ Аэро Двигатели. Апрель 2016.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Коттас, Ангелос Т.; Бозудис, Михаил Н.; Мадас, Майкл А. «Оценка эффективности турбовентиляторного авиационного двигателя: комплексный подход с использованием двухступенчатой сети VSBM DEA» (PDF) . дои : 10.1016/j.omega.2019.102167 .
- ^ Jump up to: а б с Элоди Ру (2007). «Турбовентиляторные и турбореактивные двигатели: Справочник по базе данных» (PDF) . п. 126. ИСБН 9782952938013 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Натан Мейер (3 апреля 2005 г.). «Характеристики гражданских турбореактивных/турбовентиляторных двигателей» . Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года.
- ^ Jump up to: а б Илан Кроо. «Сведения о больших турбовентиляторных двигателях» . Проектирование самолетов: синтез и анализ . Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 11 января 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с Дэвид Калвар (2015). «Интеграция турбовентиляторных двигателей в предварительный проект высокопроизводительного ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета и анализ топливной эффективности с помощью доработанного программного обеспечения для параметрического проектирования самолетов» (PDF) .
- ^ «Веб-страница Школы аэронавтики и астронавтики Пердью — TFE731» .
- ^ Jump up to: а б Ллойд Р. Дженкинсон и др. (30 июля 1999 г.). «Проектирование гражданских реактивных самолетов: файл данных двигателя» . Эльзевир/Баттерворт-Хайнеманн.
- ^ Jump up to: а б с д «Газотурбинные двигатели» (PDF) . Авиационная неделя . 28 января 2008 г. стр. 137–138.
- ^ Элоди Ру (2007). «Турбовентиляторные и турбореактивные двигатели: Справочник по базе данных» . ISBN 9782952938013 .
- ^ Jump up to: а б Владимир Карнозов (19 августа 2019 г.). "Авиадвигатель" рассматривает возможность замены ПС-90А ПД-14 большей тяги" . АЙН онлайн .
- ^ Летные характеристики ионной двигательной установки NSTAR в миссии Deep Space One . Материалы аэрокосмической конференции. IEEExplore. 2000. дои : 10.1109/AERO.2000.878373 .
- ^ Гловер, Тим В.; Чанг Диас, Франклин Р.; Сквайр, Джаред П.; Якобсен, Верлин; Чейверс, Д. Грегори; Картер, Марк Д. «Основные результаты VASIMR и текущие цели» (PDF) .
- ^ Кэссиди, Леонард Д.; Лонгмьер, Бенджамин В.; Олсен, Крис С.; Балленджер, Максвелл Г.; Маккаскилл, Грег Э.; Ильин Андрей Владимирович; Картер, Марк Д.; Гловерк, Тим В.; Сквайр, Джаред П.; Чанг, Франклин Р.; Беринг III, Эдгар А. (28 июля 2010 г.). «Результаты производительности VASIMR R» (PDF) . www.adastra.com .
- ^ «Vasimr VX 200 соответствует требованиям полной энергоэффективности» . spacefellowship.com . Проверено 13 мая 2021 г.
- ^ «ЕКА и австралийская команда совершили прорыв в области космических двигателей» . Cordis.europa.eu . 18 января 2006 г.
- ^ «ССМЕ» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ «11.6 Характеристики реактивных двигателей» . web.mit.edu .
- ^ Данн, Брюс П. (2001). «Readme Данна» . Архивировано из оригинала 20 октября 2013 года . Проверено 12 июля 2014 г.
- ^ «Эффективная скорость выхлопа | инженерия» . Британская энциклопедия .
- ^ «Топливо – Где сейчас находится литий-фтор-водородный трехкомпонентный топливный материал?» . Обмен стеками по исследованию космоса .
- ^ Арбит, Х.; Клапп, С.; Нагай, К. (1968). «Исследование трехкомпонентной литий-фтор-водородной системы» . 4-я Объединенная специализированная конференция г.г. дои : 10.2514/6.1968-618 .
- ^ ARBIT, HA, CLAPP, SD, NAGAI, CK, Исследование литий-фтор-водородного топлива. Итоговый отчет НАСА, 1 мая 1970 г.
- ^ «Офис космического движения и анализа полетов» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2011 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Ядерные двигатели в космосе , заархивировано из оригинала 11 декабря 2021 года , получено 24 февраля 2021 года.
- ^ «Характеристика ксенонового двигателя с высоким удельным импульсом на эффекте Холла | Mendeley» . Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ Ад Астра (23 ноября 2010 г.). «VASIMR® VX-200 СООТВЕТСТВУЕТ ВЕХЕ ПОЛНОЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2012 года . Проверено 23 июня 2014 г.
- ^ На 10 % лучше, чем Трент 700.
- ^ На 10 % лучше, чем Трент 700.
- ^ Преимущество в расходе топлива на 15 процентов по сравнению с оригинальным двигателем Trent.
- ^ Гипотетическое устройство, выполняющее идеальное преобразование массы в фотоны, испускаемые идеально выровненными так, чтобы быть антипараллельными желаемому вектору тяги. Это представляет собой теоретический верхний предел двигательной установки, основанной исключительно на бортовом топливе и принципе ракеты.