Jump to content

Мангян

(Перенаправлено с людей Мангьян )

Мангианцы

Вверху: женщина-мангьянка в традиционной одежде, около 1912 года;
Внизу: мужчина-мангьян в традиционной одежде с набедренной повязкой бахаг , около 1904 года.
Регионы со значительной численностью населения
 Филиппины
( Миндоро )
Языки
Бухид , Таубуид , Хануну , Аланган , Ирая , Тадьяван , Тагальский , Английский
Религия
Анимизм (большинство), христианство (преимущественно католики и протестанты-евангелисты )

Мангьян — это общее название восьми групп коренных народов, обитающих на острове Миндоро , Филиппины , каждая из которых имеет свое собственное племенное название, язык и обычаи. Общая численность населения может составлять около 280 001 человек, но официальную статистику сложно определить в условиях отдаленных районов, замкнутых племенных групп и некоторых из них, имеющих мало или вообще никаких контактов с внешним миром.

Этническими группами острова, с севера на юг, являются: Ирая , Аланган, Тадьяван, Таубуид (называемый Батанганом жителями низин на западе острова), Бухид и Хануноо . Дополнительная группа на самой южной оконечности — это Ратаньон , которые, по-видимому, вступают в брак с соседними низинцами Бисайя (Куйонон). Группа, известная на востоке Миндоро как Бангон, может быть подгруппой Таубуд, поскольку они говорят на «западном» диалекте этого языка. У них также есть разновидность поэзии, называемая амбахан .

Происхождение

[ редактировать ]
Женщина-мангьянка играет на губной арфе.

Мангьяны когда-то были единственными жителями Миндоро. Будучи сначала прибрежными жителями, они двинулись вглубь страны и в горы, чтобы избежать притока и влияния иностранных поселенцев, таких как тагалоги , испанцы , их завоеваний и религиозного обращения, а также набегов моро . Сегодня мангяны живут в относительном уединении вдоль рек в высокогорье, но периодически спускаются в низины для торговли. Их средства к существованию — земледелие, сбор фруктов и охота. Определенная группа мангьянов, живущих на Южном Миндоро, называет себя хануно'о, что означает «истинный», «чистый» или «подлинный», термин, который они используют, чтобы подчеркнуть тот факт, что они строги в смысле сохранения традиций предков и практики. [1] [2]

Ритуал Ирая Мангьян по подготовке земли для каингина ( подсепного земледелия )

До того, как испанцы прибыли на Миндоро, люди активно торговали с китайцами : в Пуэрто-Галера и письменных китайских источниках были найдены тысячи подтверждающих археологических свидетельств. Когда пришли испанцы, среди жителей Миндоро возникло разделение. Были ирайя-мангьяны, изолировавшие себя от культуры испанцев, и равнинные тагалоги, принявшие христианство. Эти две группы взаимодействовали только по экономическим вопросам, обменивая лесные товары из Мангьяна и потребительские товары для жителей низин. [3] [4]

Несмотря на то, что мангяны объединены в одно племя, они во многом различаются. По сравнению с технологическим прогрессом между двумя географическими подразделениями, южные мангьяны считаются более продвинутыми, что видно по использованию ими ткачества, гончарного дела и системы письма. Напротив, северные мангьяны ведут более простой образ жизни. Их язык, как и на остальной территории Филиппин, произошел из австронезийской языковой семьи. Однако, даже если их определить как одну этническую группу, племена использовали разные языки. В среднем они используют только 40% общего словарного запаса. [ нужна ссылка ]

Еще одним отличием племен является дата их прибытия на Филиппины. Теория предполагает, что южные мангьяны уже существовали к 900 году нашей эры, тогда как северные мангианы, как полагают, прибыли сотни лет спустя. Испанские власти задокументировали их существование с момента их прибытия в 16 веке. Однако историки предполагают, что мангьяны, возможно, были первыми филиппинцами, торговавшими с китайцами. Примеры этой связи можно увидеть в погребальных пещерах, где имеется множество фарфоровых и других керамических изделий. Однако этнографических исследований было проведено немного, за исключением племенных и языковых различий, которые могут привести к указанию на то, что племена можно рассматривать отдельно. [ нужна ссылка ]

Земли предков

[ редактировать ]

Общины мангьян населяют остров Миндоро. [5] претендует на 40 000 гектаров лесных угодий. [6] Ханунуо, Губатнон и Ратаньон (Хагура) Мангьян Западного Миндоро получили Свидетельство о праве на наследственный домен декабре. (CADT) от президента Бениньо Акино III в [7] В июле 2022 года Тадьяван и Тау-буид Мангьян были первыми общинами коренных народов Восточного Миндоро, получившими CADT от Национальной комиссии по делам коренных народов . Право собственности охватывает 3270,78 га исконных земель в Сабанге в городе Пинамалайян и Буонг Лупа в городе Глория. [8]

Культура и практика

[ редактировать ]
Ремесла, изготовленные народом Ирайя в общинной деревне Ирайя Мангьян в Талипанане, Пуэрто-Галера , Восточный Миндоро . Они искусные плетцы корзин и производят изделия высокого качества.

Мангьяны в основном занимаются натуральным земледелием , выращивая различные виды сладкого картофеля , горного риса (сухое выращивание) и таро . Они также ловят мелких животных и диких свиней. Многие из тех, кто живет в тесном контакте с низинными филиппинцами, продают товарные культуры, такие как бананы и имбирь .

Их языки взаимно непонятны, хотя они имеют некоторый общий словарный запас и для письма используют сценарий хануно : Таубудид и Бухид тесно связаны между собой и необычны среди филиппинских языков наличием /f/ фонемы ; Таубуд делится на восточный и западный диалекты; Западный таубуд, возможно, единственный филиппинский язык, в котором нет голосовых фонем, нет ни /h/, ни /ʔ/ . называют жителей низин или людей, живущих в местных пригородах и на равнинах Дамуонгами .

Их традиционное религиозное мировоззрение преимущественно анимистично ; около 10% приняли христианство , как католицизм, так и евангелический протестантизм (Новые Заветы опубликованы на шести мангьянских языках).

Рассказывание историй

[ редактировать ]

Исторически истории Мангьяна передавались устно. Избранная группа рассказов сохранилась в стихах и написана слоговым письмом. Эти стихи были вырезаны на таких материалах, как бамбук, с помощью острого предмета. Практика устной традиции имела для мангьянов свой собственный набор правил. Например, народные сказки суёт можно было рассказывать только после захода солнца. Мангьяны считали, что рассказы в дневное время приводят к гниению зубов. [9]

Мангьяны практиковали несколько различных типов устных произведений. Английских эквивалентов названиям категорий рассказов Мангьяна нет. Носители английского языка дали этим категориям описательные названия.

  • Стихи-песни – содержат табу, верования и обычаи народа Мангьян. Эти истории использовались для описания происхождения обычаев и важности их соблюдения.
  • Народные верования и обычаи. Эти истории содержат табу, верования и обычаи народа Мангьян. Эти истории использовались для описания происхождения обычаев и важности их соблюдения.
  • Загадки. Эти истории использовались для развлечения. Это были интеллектуальные игры и комические истории, рассказываемые по вечерам, чтобы скоротать время.
  • Народные сказки. У народа Мангьян бытовали три разных типа народных сказок. Суйот – древнейшая из устных традиций. Это были легенды, фольклор и басни. Сугкланон представлял собой историю другого типа, возникшую под влиянием Бисайя. Тултуланон — это рассказы об исторических событиях.

Мангьяны также рассказывали истории о своей повседневной жизни, чтобы описать мир вокруг них. Были истории о различных лекарствах, которые они использовали, а также истории, описывающие сорта и характеристики риса, который они выращивали. Большая часть нашего понимания культуры и обычаев Мангиана основана на этих устных и письменных рассказах.

Религия коренных народов Мангиана

[ редактировать ]

У мангьянов сложная духовная система верований, которая включает в себя следующих божеств:

  • Махал на Макаако – Высшее Существо, давшее жизнь всем людям, просто взглянув на них.
  • Бинаи – Хозяин сада, где покоятся все духи.
  • Бинайо – священный женский дух, хранительница духов риса ( калаг парай ). Она замужем за Булунгабоном. Калаг-парай необходимо задобрить, чтобы обеспечить обильный урожай. Именно по этой причине на каждом этапе выращивания риса проводятся особые ритуалы. Некоторые из этих ритуалов включают панудлак , обряд первой посадки; сам обряд посадки риса; и обряды сбора урожая, состоящие из магбугко, или связывания стеблей риса, и памаг-ухан , который следует за сбором урожая.
  • Булунгабон - дух, которому помогают 12 свирепых собак. Эти собаки преследуют заблудшие души и в конечном итоге тонут в котле с кипящей водой. Он женат на Бинайо.

Артефакты

[ редактировать ]

Коренные мангийцы предлагают множество культурно богатых артефактов, которые дают представление об их культуре и торговле. Люди, жившие на Южном Миндоро в доиспанскую эпоху, отличались исключительными навыками ткачества, гончарного дела и системы письма. Их одежда различается в зависимости от пола. Мужчина обычно носит набедренные повязки бахаг , прикрывающие нижнюю часть тела, тогда как женщина носит юбку и рубашку сверху. Условия и материалы различались от племени к племени, но более исключительные конструкции исходили от Хануно. Их ткани окрашены в синий цвет индиго, с вышивкой под названием «пакудос» сзади, которую также можно найти на тканых сумках. [ нужна ссылка ]

Их система письма, называемая сурат Мангьян , представляет собой доиспанскую слоговую систему и, как полагают, имеет индийское происхождение. Это практикуется и сегодня, и его до сих пор преподают в различных школах Мангиана Восточного Миндоро. Хануно также практикуют свою собственную традиционную поэзию, называемую амбахан , ритмическое поэтическое выражение размером из семи слогов, представленное посредством декламации и пения или написанное на бамбуке. [10] [11] [12]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Мангьянские племена на Миндоро» . Министерства драгоценного наследия . Проверено 29 декабря 2014 г.
  2. ^ Нон, Доминго (1993). «Пиратство моро в испанский период и его последствия» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . 30 (4): 401–419 . Проверено 29 декабря 2014 г.
  3. ^ Лопес, В.Б. (1976). Мангьяны Миндоро: этноистория (1-е изд.). Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета.
  4. ^ Баваган, AB (2009). Система обычного правосудия среди ирайя мангьянов Миндоро. НАУКА: Журнал Ugnayang Pang-Ahamtao, Inc. (КОРЕНЬ), Том 17, 16.
  5. ^ «Народы Филиппин: ешьте» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Проверено 5 февраля 2024 г.
  6. ^ Кумар, Давиндер (9 августа 2011 г.). «Филиппинские племена пытаются спасти свой лес» . Аль Джазира . Проверено 5 февраля 2024 г.
  7. ^ Дойо, Ма Церера П. (1 июля 2021 г.). «П-ной среди мангьянов» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 5 февраля 2024 г.
  8. ^ «Племя мангьян Восточного Миндоро наконец получило право на родовые владения» . Филиппинский Daily Inquirer . 23 июля 2022 г. Проверено 5 февраля 2024 г.
  9. ^ Постма, Антон (1977). «Ешь фольклор» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 5 (1/2): 38–53. ISSN   0115-0243 . JSTOR   29791310 .
  10. ^ Святые, Иерихон Павел. «Культура и искусство Мангьяна » Искусство Филиппинских островов . Получено 29 декабря.
  11. ^ «Мангьянская слоговая письменность» . Центр наследия Мангьян .
  12. ^ «Дополнения» . Центр «Ешь Наследие» . Проверено 29 декабря 2014 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af94e10329bd3c1227529ee6e86ecd69__1722090600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/69/af94e10329bd3c1227529ee6e86ecd69.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mangyan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)