Мангян
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Филиппины ( Миндоро ) | |
Языки | |
Бухид , Таубуид , Хануну , Аланган , Ирая , Тадьяван , Тагальский , Английский | |
Религия | |
Анимизм (большинство), христианство (преимущественно католики и протестанты-евангелисты ) |
Мангьян — это общее название восьми групп коренных народов, обитающих на острове Миндоро , Филиппины , каждая из которых имеет свое собственное племенное название, язык и обычаи. Общая численность населения может составлять около 280 001 человек, но официальную статистику сложно определить в условиях отдаленных районов, замкнутых племенных групп и некоторых из них, имеющих мало или вообще никаких контактов с внешним миром.
Этническими группами острова, с севера на юг, являются: Ирая , Аланган, Тадьяван, Таубуид (называемый Батанганом жителями низин на западе острова), Бухид и Хануноо . Дополнительная группа на самой южной оконечности — это Ратаньон , которые, по-видимому, вступают в брак с соседними низинцами Бисайя (Куйонон). Группа, известная на востоке Миндоро как Бангон, может быть подгруппой Таубуд, поскольку они говорят на «западном» диалекте этого языка. У них также есть разновидность поэзии, называемая амбахан .
Происхождение
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2021 г. ) |
Мангьяны когда-то были единственными жителями Миндоро. Будучи сначала прибрежными жителями, они двинулись вглубь страны и в горы, чтобы избежать притока и влияния иностранных поселенцев, таких как тагалоги , испанцы , их завоеваний и религиозного обращения, а также набегов моро . Сегодня мангяны живут в относительном уединении вдоль рек в высокогорье, но периодически спускаются в низины для торговли. Их средства к существованию — земледелие, сбор фруктов и охота. Определенная группа мангьянов, живущих на Южном Миндоро, называет себя хануно'о, что означает «истинный», «чистый» или «подлинный», термин, который они используют, чтобы подчеркнуть тот факт, что они строги в смысле сохранения традиций предков и практики. [1] [2]
До того, как испанцы прибыли на Миндоро, люди активно торговали с китайцами : в Пуэрто-Галера и письменных китайских источниках были найдены тысячи подтверждающих археологических свидетельств. Когда пришли испанцы, среди жителей Миндоро возникло разделение. Были ирайя-мангьяны, изолировавшие себя от культуры испанцев, и равнинные тагалоги, принявшие христианство. Эти две группы взаимодействовали только по экономическим вопросам, обменивая лесные товары из Мангьяна и потребительские товары для жителей низин. [3] [4]
Несмотря на то, что мангяны объединены в одно племя, они во многом различаются. По сравнению с технологическим прогрессом между двумя географическими подразделениями, южные мангьяны считаются более продвинутыми, что видно по использованию ими ткачества, гончарного дела и системы письма. Напротив, северные мангьяны ведут более простой образ жизни. Их язык, как и на остальной территории Филиппин, произошел из австронезийской языковой семьи. Однако, даже если их определить как одну этническую группу, племена использовали разные языки. В среднем они используют только 40% общего словарного запаса. [ нужна ссылка ]
Еще одним отличием племен является дата их прибытия на Филиппины. Теория предполагает, что южные мангьяны уже существовали к 900 году нашей эры, тогда как северные мангианы, как полагают, прибыли сотни лет спустя. Испанские власти задокументировали их существование с момента их прибытия в 16 веке. Однако историки предполагают, что мангьяны, возможно, были первыми филиппинцами, торговавшими с китайцами. Примеры этой связи можно увидеть в погребальных пещерах, где имеется множество фарфоровых и других керамических изделий. Однако этнографических исследований было проведено немного, за исключением племенных и языковых различий, которые могут привести к указанию на то, что племена можно рассматривать отдельно. [ нужна ссылка ]
Земли предков
[ редактировать ]Общины мангьян населяют остров Миндоро. [5] претендует на 40 000 гектаров лесных угодий. [6] Ханунуо, Губатнон и Ратаньон (Хагура) Мангьян Западного Миндоро получили Свидетельство о праве на наследственный домен декабре. (CADT) от президента Бениньо Акино III в [7] В июле 2022 года Тадьяван и Тау-буид Мангьян были первыми общинами коренных народов Восточного Миндоро, получившими CADT от Национальной комиссии по делам коренных народов . Право собственности охватывает 3270,78 га исконных земель в Сабанге в городе Пинамалайян и Буонг Лупа в городе Глория. [8]
Культура и практика
[ редактировать ]Мангьяны в основном занимаются натуральным земледелием , выращивая различные виды сладкого картофеля , горного риса (сухое выращивание) и таро . Они также ловят мелких животных и диких свиней. Многие из тех, кто живет в тесном контакте с низинными филиппинцами, продают товарные культуры, такие как бананы и имбирь .
Их языки взаимно непонятны, хотя они имеют некоторый общий словарный запас и для письма используют сценарий хануно : Таубудид и Бухид тесно связаны между собой и необычны среди филиппинских языков наличием /f/ фонемы ; Таубуд делится на восточный и западный диалекты; Западный таубуд, возможно, единственный филиппинский язык, в котором нет голосовых фонем, нет ни /h/, ни /ʔ/ . называют жителей низин или людей, живущих в местных пригородах и на равнинах Дамуонгами .
Их традиционное религиозное мировоззрение преимущественно анимистично ; около 10% приняли христианство , как католицизм, так и евангелический протестантизм (Новые Заветы опубликованы на шести мангьянских языках).
Рассказывание историй
[ редактировать ]Исторически истории Мангьяна передавались устно. Избранная группа рассказов сохранилась в стихах и написана слоговым письмом. Эти стихи были вырезаны на таких материалах, как бамбук, с помощью острого предмета. Практика устной традиции имела для мангьянов свой собственный набор правил. Например, народные сказки суёт можно было рассказывать только после захода солнца. Мангьяны считали, что рассказы в дневное время приводят к гниению зубов. [9]
Мангьяны практиковали несколько различных типов устных произведений. Английских эквивалентов названиям категорий рассказов Мангьяна нет. Носители английского языка дали этим категориям описательные названия.
- Стихи-песни – содержат табу, верования и обычаи народа Мангьян. Эти истории использовались для описания происхождения обычаев и важности их соблюдения.
- Народные верования и обычаи. Эти истории содержат табу, верования и обычаи народа Мангьян. Эти истории использовались для описания происхождения обычаев и важности их соблюдения.
- Загадки. Эти истории использовались для развлечения. Это были интеллектуальные игры и комические истории, рассказываемые по вечерам, чтобы скоротать время.
- Народные сказки. У народа Мангьян бытовали три разных типа народных сказок. Суйот – древнейшая из устных традиций. Это были легенды, фольклор и басни. Сугкланон представлял собой историю другого типа, возникшую под влиянием Бисайя. Тултуланон — это рассказы об исторических событиях.
Мангьяны также рассказывали истории о своей повседневной жизни, чтобы описать мир вокруг них. Были истории о различных лекарствах, которые они использовали, а также истории, описывающие сорта и характеристики риса, который они выращивали. Большая часть нашего понимания культуры и обычаев Мангиана основана на этих устных и письменных рассказах.
Религия коренных народов Мангиана
[ редактировать ]У мангьянов сложная духовная система верований, которая включает в себя следующих божеств:
- Махал на Макаако – Высшее Существо, давшее жизнь всем людям, просто взглянув на них.
- Бинаи – Хозяин сада, где покоятся все духи.
- Бинайо – священный женский дух, хранительница духов риса ( калаг парай ). Она замужем за Булунгабоном. Калаг-парай необходимо задобрить, чтобы обеспечить обильный урожай. Именно по этой причине на каждом этапе выращивания риса проводятся особые ритуалы. Некоторые из этих ритуалов включают панудлак , обряд первой посадки; сам обряд посадки риса; и обряды сбора урожая, состоящие из магбугко, или связывания стеблей риса, и памаг-ухан , который следует за сбором урожая.
- Булунгабон - дух, которому помогают 12 свирепых собак. Эти собаки преследуют заблудшие души и в конечном итоге тонут в котле с кипящей водой. Он женат на Бинайо.
Артефакты
[ редактировать ]Коренные мангийцы предлагают множество культурно богатых артефактов, которые дают представление об их культуре и торговле. Люди, жившие на Южном Миндоро в доиспанскую эпоху, отличались исключительными навыками ткачества, гончарного дела и системы письма. Их одежда различается в зависимости от пола. Мужчина обычно носит набедренные повязки бахаг , прикрывающие нижнюю часть тела, тогда как женщина носит юбку и рубашку сверху. Условия и материалы различались от племени к племени, но более исключительные конструкции исходили от Хануно. Их ткани окрашены в синий цвет индиго, с вышивкой под названием «пакудос» сзади, которую также можно найти на тканых сумках. [ нужна ссылка ]
Их система письма, называемая сурат Мангьян , представляет собой доиспанскую слоговую систему и, как полагают, имеет индийское происхождение. Это практикуется и сегодня, и его до сих пор преподают в различных школах Мангиана Восточного Миндоро. Хануно также практикуют свою собственную традиционную поэзию, называемую амбахан , ритмическое поэтическое выражение размером из семи слогов, представленное посредством декламации и пения или написанное на бамбуке. [10] [11] [12]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мангьянские племена на Миндоро» . Министерства драгоценного наследия . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ Нон, Доминго (1993). «Пиратство моро в испанский период и его последствия» (PDF) . Исследования Юго-Восточной Азии . 30 (4): 401–419 . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ Лопес, В.Б. (1976). Мангьяны Миндоро: этноистория (1-е изд.). Кесон-Сити: Издательство Филиппинского университета.
- ^ Баваган, AB (2009). Система обычного правосудия среди ирайя мангьянов Миндоро. НАУКА: Журнал Ugnayang Pang-Ahamtao, Inc. (КОРЕНЬ), Том 17, 16.
- ^ «Народы Филиппин: ешьте» . Национальная комиссия по культуре и искусству . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Кумар, Давиндер (9 августа 2011 г.). «Филиппинские племена пытаются спасти свой лес» . Аль Джазира . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Дойо, Ма Церера П. (1 июля 2021 г.). «П-ной среди мангьянов» . Филиппинский Daily Inquirer . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ «Племя мангьян Восточного Миндоро наконец получило право на родовые владения» . Филиппинский Daily Inquirer . 23 июля 2022 г. Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Постма, Антон (1977). «Ешь фольклор» . Филиппинский ежеквартальный журнал культуры и общества . 5 (1/2): 38–53. ISSN 0115-0243 . JSTOR 29791310 .
- ^ Святые, Иерихон Павел. «Культура и искусство Мангьяна » Искусство Филиппинских островов . Получено 29 декабря.
- ^ «Мангьянская слоговая письменность» . Центр наследия Мангьян .
- ^ «Дополнения» . Центр «Ешь Наследие» . Проверено 29 декабря 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Центр наследия Мангьян
- Легенда о белых мангянах – голландский
- iWitness: The Legend of the White Mangyan - 29 января 2008 г. (на филиппинском языке )
- СМИ, связанные с народом Мангиан, на Викискладе?