Мечеть-медресе султана Баркука
Мечеть-медресе-ханка Аз-Захера Баркука | |
---|---|
Мечеть, школа и удавка видимо слива | |
Религия | |
Принадлежность | ислам |
Область | Африка |
Покровитель | аль-Захир Баркук |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Муизз-стрит , Исламский Каир , Каир , Египет |
Архитектура | |
Тип | Мечеть , Медресе , Ханка , Мавзолей |
Стиль | мамлюкский , исламский |
Завершенный | 1386 г. н. э. (788 г.х.) |
Мечеть-медресе султана Баркука или мечеть-медресе-ханка Аз-Захера Баркука ( араб . مسجد ومدرسة وخانقاه الذاهر برقوق ) — религиозный комплекс в исламском Каире , историческом средневековом районе Каира , Египет . Он был построен по заказу султана аз-Захира Баркука как школа религиозного образования четырех исламских школ мысли , состоящая из мечети , медресе , мавзолея и ханки . Комплекс был построен в 1384–1386 годах н. э. (с 786 по 788 годы хиджры ), купол был добавлен последним. Это был первый архитектурный объект, построенный во времена правления черкесской (Бурджи) династии Мамлюкского султаната .
Комплекс расположен в традиционном районе улицы Муизз . [ 1 ] [ 2 ] Наряду с комплексом султана Калавуна и медресе ан-Насира Мухаммеда , с которым он примыкает, он образует одно из величайших произведений мамлюкской монументальной архитектуры в Каире, на участке улицы аль-Муизз, известном как Бейн аль. - Касрайн .
Покровитель и исторический контекст
[ редактировать ]Аль-Захир Баркук известен как первый «Бурджи» мамлюкский султан Каира . Он был черкесским рабом, купленным Ялбугой аль-Умари, эмиром мамлюков, который правил Каиром от имени султана Шаабана . Как и многие другие мамлюки того времени, он проходил обучение в расположенной в цитадели черкесской военной казарме. [ 3 ] При Ялбуге Баркук приобрел значительное влияние в государстве и впоследствии стал ключевым игроком в период хаоса и внутреннего конфликта после насильственной смерти сначала Ялбуги, а затем султана Шабана. В конце концов, Баркук получил достаточную поддержку, чтобы свергнуть султана Хаджа, сына Шабана, который был еще ребенком, и занять трон себе в 1382 году. [ 4 ] : 158 После своего восхождения на престол он в основном вербовал в свой режим мамлюков черкесского происхождения, и именно эта группа доминировала в Султанате до его окончательного падения под властью османов . Поскольку они жили и тренировались в основном в Цитадели Каира , их называли мамлюками «Бурджи» , что означает мамлюки «башни».
Несмотря на смену режима, строительство Баркука демонстрирует архитектурную и художественную преемственность с предыдущими мамлюкскими постройками. Его комплекс демонстрирует важное сходство по форме и планировке с более ранним и гораздо более крупным религиозным комплексом султана Хасана , хотя компоненты были передвинуты, чтобы соответствовать другой обстановке. [ 5 ] : 193 Баркук построил свой комплекс в одном из самых престижных мест Каира, Байн аль-Касрайне , названном в честь предыдущих королевских дворцов Фатимидов , которые занимали это место (и которые постепенно заменялись религиозными зданиями и мавзолеями султанов Айюбидов и Мамлюков). Его здание находится рядом с медресе ан-Насира Мухаммеда и погребальным комплексом султана Калавуна (оба важных мамлюкских султана прошлого), образуя длинную непрерывную линию внушительных религиозных комплексов вдоль этой улицы в центре Каира.
Кроме того, будучи частью Байн аль-Касрайна (вдоль улицы аль-Муизз ), мечеть встроена в структуру египетского общества и повседневную жизнь египетских граждан. Одно из менее известных его предназначений — предоставление приюта семьям, выселенным в 1970-х годах. [ 6 ] Улица, на которой расположена мечеть, вдохновила на создание многих произведений искусства и литературы, наиболее известными из которых являются роман «Байн аль-Касрайн» или «Прогулка по дворцу» Нагиба Махфуза . Фильм, вдохновленный романом, также включает в себя множество изображений мечети на заднем плане. [ 7 ]
Строительство
[ редактировать ]Строительство медресе и погребального комплекса Баркука началось в декабре 1384 года ( 786 год раджаба по исламскому календарю ) и завершилось, согласно надписи на его фасаде, в апреле 1386 года ( I 788 год раби ). Поскольку объект находился в оживленном центре Каира, некоторые существующие постройки, в том числе хан или караван-сарай , пришлось снести перед началом строительства. [ 8 ] : 225 Хотя памятники мамлюкам часто строились с использованием принудительного труда (с использованием военнопленных или барщины ), в строительстве Баркука, как сообщается, использовались только наемные рабочие. [ 8 ] : 44–45, 225
Баркук назначил своего эмира Джаркаса аль-Халили руководителем работ, а архитектором или мастером-строителем (называемым по-арабски муаллим ) был Ахмад аль-Тулуни. [ 8 ] : 225 Ахмад ат-Тулуни из семьи плотников и камнерезов известен как один из немногих мастеров-строителей того периода, добившихся большого успеха и признания: Баркук женился на двух своих родственницах. У него было достаточно средств, чтобы в конечном итоге построить себе мавзолей на Южном кладбище Каира. [ 8 ] : 44 Джаркас аль-Халили, хозяин султанских конюшен, также известен тем, что построил оригинальный Хан аль-Халили , который дал название знаменитому базару, который до сих пор существует в Каире.
Описание
[ редактировать ]Как и большинство фондов мамлюков, религиозный комплекс Баркука выполнял одновременно несколько функций. В учредительном акте указано, что комплекс включает в себя пятничную мечеть , медресе , в котором преподавали четыре суннитских мазхаба для 125 студентов, и ханку (заведение монастырского типа для суфиев ) для 60 суфиев. [ 8 ] Общий дизайн и убранство напоминают более крупную и более раннюю мечеть-медресе султана Хасана . [ 8 ] [ 9 ] В состав здания также входит мавзолей, купол которого виден с улицы. После завершения строительства Баркук приказал перевезти останки своего отца и похоронить их в мавзолее своего комплекса. Однако сам Баркук позже пожелал быть похороненным в новом мавзолее на Северном кладбище Каира , и эту задачу выполнил его сын Фарадж . [ 8 ] : 225
На том же месте находится особняк Закат Хан, строительством которого также руководил эмир Джаркас Аль Халили, принц Ахора. [ 2 ]
Экстерьер
[ редактировать ]Внешний фасад комплекса, похоже, был тщательно спроектирован, чтобы максимально выделить его на улице, на которой уже есть другие крупные памятники: минарет находится в дальнем северном углу и визуально накладывается на купол (обычное расположение), а на В южном углу входной портал выступает как по горизонтали, так и по вертикали из окружающих фасадов (особенность, известная как пиштак ). [ 8 ] [ 5 ] [ 9 ] Надпись на фундаменте проходит вдоль верхней части стены, чуть ниже ряда скульптур мукарна , а еще одну кораническую надпись можно найти на нижнем уровне вокруг дверного проема. Надпись Корана отличается витиеватым и необычным каллиграфическим стилем, в котором верхние строки букв соединяются в цветочные узлы. [ 9 ] Два круглых окна, видимые вдоль внешней стены, соответствуют михрабам медресе и мавзолея. [ 8 ]
Входной портал поднимается к декоративному каменному своду с резьбой мукарнас . Ниже находится большая панель из инкрустированного мрамора, похожая на образец, найденный в вестибюле медресе Султана Хасана и, возможно, привезенный из Сирии. [ 8 ] Бронзовые двери входа тонко украшены геометрическими узорами на основе 18-конечных и 12-конечных звезд и имеют еще одну надпись. [ 9 ]
Интерьер
[ редактировать ]Входной вестибюль, очень похожий на вестибюль медресе султана Хасана, увенчан фонарной конструкцией наверху и несколькими сводами мукарнас . Отсюда проход ведет в центральный прямоугольный двор ( сан ), окруженный четырьмя айванами (сводчатыми помещениями, открытыми с одной стороны), что было характерно для монументальных медресе того периода. Стены оживляются чередующимися цветными камнями (известными как аблак ). Сабил ( фонтан или павильон для воды) в середине двора является недавним дополнением « Комитета » конца XIX века, курировавшего его реставрацию, хотя изначально какой-то фонтан все еще существовал там. [ 9 ] [ 8 ] Айван на восточной стороне (по направлению молитвы ) покрыт самой большой деревянной крышей в мамлюкской архитектуре и укрывает главное святилище или молитвенный зал комплекса, в то время как остальные три айвана покрыты каменными сводами. [ 8 ] Главный молитвенный зал имеет план в стиле базилики, аналогичный тому, что находится в медресе комплекса Калавуна , с колоннами, поддерживающими крышу. Тем не менее, его богато расписанный и резной деревянный потолок является новаторским и считается выдающейся особенностью этого памятника, его узоры напоминают узоры в современном освещении Корана. [ 9 ] [ 8 ] [ 5 ] И пол, и стена киблы (стена, обозначающая направление молитвы) украшены мраморной мозаикой и панелями. Редкой и необычной деталью является мраморная мозаика в форме михраба, выложенная полом у подножия стены киблы. [ 8 ] [ 9 ] Сам главный михраб покрыт разноцветной мраморной мозаикой и окружен четырьмя декоративными колоннами (опять же, похожими на михраб медресе Султана Хасана).
Окна вокруг комплекса имеют обычные лепные рамы с цветным стеклом, хотя рамы над михрабами имеют деревянные рамы. [ 8 ] В задней части здания (с западной стороны) располагалось большинство келий и комнат для постоянных студентов и суфиев, но сегодня эта часть находится в руинах. [ 8 ]
Мавзолей
[ редактировать ]К молитвенному залу с северной стороны, но отделенному стеной, примыкает помещение мавзолея под куполом. Сам купол изначально был деревянным, но был реконструирован Комитетом из кирпича в 1893 году. [ 8 ] Переход между круглым куполом наверху и квадратным помещением внизу достигается оригинальными (хотя и отреставрированными) деревянными подвесками с формами мукарнас и с позолоченным декором, аналогичным по качеству потолку молитвенного зала. Михраб и стена киблы здесь также отделаны мрамором, как и стена киблы в молитвенном зале, за исключением того, что михраб здесь заметно уже. Михраб, возможно, был спроектирован таким образом, чтобы боковые окна были достаточно широкими, чтобы в них могли сидеть чтецы Корана, откуда их могли слышать проходящие снаружи улицы. [ 9 ] Как уже говорилось выше, сам Баркук в конечном итоге здесь не был похоронен, но в камере находится могила одной из его дочерей, Фатимы. [ 5 ]
Сохранение и кража
[ редактировать ]Оригинальный купол был построен из дерева, покрытого свинцом. В 1893 году купол пришлось реконструировать из кирпича. [ 3 ] С мая 2013 по февраль 2014 года Музей изящных искусств в Бостоне предпринимал попытки сохранить дверь минбара. Они также стремились изучить сложную работу по дереву, характерную для мамлюкского стиля. Рама двери была сделана из алеппской сосны и инкрустирована черным деревом и слоновой костью. Кроме того, было обнаружено, что бляшки из слоновой кости имеют зеленую и красную заливку. Красные заливки состояли из комбинации пчелиного воска и гематита, а зеленые — из солей меди. Они также использовали датировку по углероду-14, которая определила, что все элементы древесины возникли еще в 14 и 15 веках. Рентгеновская визуализация использовалась для определения подходящего метода стабилизации. [ 10 ] Первоначальный минбар мечети был украден и заменен нынешним минбаром в пятнадцатом веке. Мечеть также стала объектом недавних краж в декабре 2012 и 2013 годов, когда была украдена большая часть украшений на минбаре и двери мечети. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мечеть Султана Баркука — Религиозный портал » . Архивировано из оригинала 19 сентября 2016 г. Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Масалик:: Описание мечети Султана Баркука www.almasalik.com.
- ^ Перейти обратно: а б Беренс-Абусейф, Дорис. Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры. ИБ Таврида, 2007.
- ^ Клот, Андре. 2009. Египет мамлюков: Империя рабов 1250-1517 гг . Париж: Editions Perrin.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильямс, Кэролайн. 2008 (6-е изд.). Исламские памятники в Каире: Практическое руководство . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Махди, Хосам. Подходы к сохранению исламской архитектуры: пример Каира. Региональный центр охраны природы ИККРОМ-АТАР, 2017.
- ^ Махфух Наджиб. Дворцовая прогулка. Американский университет в Каире Press, 2014.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Беренс-Абусейф, Дорис. 2007. Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час О'Кейн, Бернард (2016). Мечети Египта . Каир: Американский университет в Каире Press.
- ^ «Сохранение в действии: Дверь Минбара, февраль 2014 г.». Музей изящных искусств, Бостон, февраль 2014 г., https://www.mfa.org/collections/conservation/conservation-in-action/minbar-door/february-2014 .
- ^ «Ворота» отслеживают самые опасные нападения на древние мечети». Новости Аль-Баваба, https://web.archive.org/web/20180618052721/http://www.albawabhnews.com/1370423 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]30 ° 03'0,6 ″ с.ш. 31 ° 15'40,5 ″ в.д. / 30,050167 ° с.ш. 31,261250 ° в.д.